Эмоциональные расстройства и современная культура. Эмоциональные расстройства.

8.1. Определение

Эмоции (от лат. emoveo, emotum - возбуждать, волновать) - реакции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, отражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовольствие, неудовольствие).

П. К. Анохин писал, что эмоции - это физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъек­тивную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих стра­даний до высоких форм радости и социального жизнеощу­щения.

Отношение человека к происходящим событиям и удов­летворению своих потребностей выражается в чувствах (эмоциях). Выделяют эмоции эпикритические, корковые, присущие только человеку, филогенетически более молодые (к ним относятся эстетические, этические, нравственные) и протопатические эмоции, подкорковые, таламические, фи­логенетически более древние, элементарные (удовлетворе­ние чувства голода, жажды, полового чувства).

Существуют положительные эмоции, которые возника­ют при удовлетворении потребностей, - это переживание радости, воодушевления, удовлетворения и отрицательные эмоции, при которых переживается затруднение в дости­жении цели, огорчение, тревога, раздражение, гнев.

Кроме того, были выделены (Э. Кант) стенические эмо­ции, направленные на активную деятельность, борьбу, спо­собствующие мобилизации сил для достижения цели, и астенические, обусловливающие пониженную активность, неуверенность, сомнения, бездеятельность.

Эмоции являются наиболее древними психическими фун­кциями человека. Многие эмоциональные реакции, особенно


инстинктивные, человек получил от животных. У животных эмоциональные реакции возникали в связи с различными ситуациями, вызывающими реакцию страха или гнева. Если реакции эти были связаны с угрозой для жизни животного, то возникала необходимость вступать в борьбу или спасаться бегством. Так как, переживая страх, животное готовилось к действию, то в процессе эволюции закрепились наиболее целесообразные вегетативные реакции, которые и обеспе­чивали эту деятельность.

Во время переживания страха обычно происходит пере­распределение крови в организме, расширение сосудов в мышцах, сердце, легких, мозге и сужение их в коже и брюшной полости. Это обеспечивает успешное спасение бег­ством или меньшую кровопотерю в случае борьбы. До вступ­ления в борьбу или до бегства животное пытается еще отпугнуть врага: оно принимает устрашающие позы, выги­бает спину, поднимает хвост; оскаливает зубы. В это время наблюдается пиломоторная реакция: шерсть поднимается дыбом, в результате чего животное увеличивается в раз­мерах. Под влиянием эмоции страха у животного повыша­ется содержание сахара в крови, возрастает вязкость крови. Все эти реакции являются защитными, выработавшимися в процессе эволюции.

У человека эти вегетативные реакции, несмотря на то что они утратили целесообразность, сохраняются, хотя мно­гие из них стали рудиментарными. Так, при переживании страха у человека наблюдается бледность кожных покровов, тело -покрывается “гусиной кожей” - это и есть рудимент пиломоторной реакции.

В вегетативных реакциях при различных эмоциональ­ных состояниях может преобладать тонус то симпатиче­ского, то парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

Эмоции сопровождаются не только вегетативными реак­циями, но и выразительными движениями, близкими к таковым у животных. Так, при попадании в пасть собаки чего-либо несъедобного можно наблюдать мимическую реакцию, подобную той, какая возникает у человека, когда он принял горькое лекарство или когда ему сообщили о неблаговидном поступке и у него возникло чувство досады.

Выразительные движения могут быть адекватны пере­живаемой эмоции, человек может их подавить усилием воли. В ряде случаев мимика и выразительные движения


не соответствуют переживаемой эмоции, например при огор­чении у человека возникает улыбка.

Под аффектом принято понимать кратковременное •сильное душевное волнение, которое сопровождается не только эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности.

Выделяют физиологический аффект, например-шева или радости, не сопровождающийся помрачением сознания, автоматизмами"^ амнезией. Астенический аффект -^ы-~стро истощающийся аффект, сопровождающийся угнетен­ным настроением, снижением психической активности, са­мочувствия и жизненного тонуса.

Стенический аффект характеризуется повышенным са­мочувствием, психической активностью, ощущением собст­венной силы.

Патологический аффект - кратковременное психи­ческое расстройство, возникающее в ответ на интенсив­ную, внезапную психическую травму и выражающееся в концентрации сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и часто глу­бокий сон; характеризуется частичной или полной амне­зией.

В ряде случаев патологическому аффекту предшествует длительная психотравмирующая ситуация и сам патологи­ческий аффект возникает как реакция на какую-то “по­следнюю каплю”.

Под настроением понимают более или менее про­должительное эмоциональное состояние.

Филогенез чувств (по Рибо) характеризуется следующими этапами:

1-й этап - протоплазматический (досознательный), на этом этапе чувства выражаются в изменениях раздражи­мости тканей;

2-й этап - потребностей; в этот период появляются первые признаки переживания удовольствия - неудоволь­ствия;

3-й этап - так называемых примитивных эмоций; к ним относятся эмоции органического характера; боль, гаев, половое чувство;

4-й этап - абстрактные эмоции (моральные, интеллек­туальные, этические, эстетические).


8.2. Онтогенез эмоций

В онтогенезе эмоций выделяют 4 этапа. Первый этап (у новорожденных) характеризуется преобладанием инстинктов и прежде всего инстинкта самосохранения (включая пищевой).

Второй этап - этап органического чувствования. Основой его является переработка информации от экстеро-и интерорецепторов и возникновение нестойких образных представлений о действительности с переживаниями ребен­ка: удовлетворения - неудовлетворения, приятного - не­приятного и т. д. Из этих чувств формируется отношение ребенка к близким.

Третий этап - развитие эпикритических эмоций с 3-4 до 12-14 лет. Связь развивающихся эмоций с ор­ганическими потребностями преобладает еще продолжитель­ное время, и с 10-12 лет эмоции приобретают самостоя­тельное психическое выражение. Продолжается совершен­ствование эпикритических эмоций, в эмоциональных реакциях начинает преобладать корковая коррекция орга­нических потребностей и влечений.

Четвертый этап - формирование высших чело­веческих эмоций, полное развитие которых достигается к 20-22 годам. К этому периоду чувства становятся подвла­стны рассудку, иными словами, корригируются интеллек­туальной деятельностью. В этот период становится возмож­ным подавление внешних проявлений эмоций, мимических реакций и выразительных движений.

8.3. Симптомы эмоциональных нарушений
8.3.1. Нарушения эмоционального реагирования

Эмоциональное реагирование - острые эмоциональные реакции, возникающие в ответ на различные ситуации. В отличие от изменений настроения эмоциональ­ные формы реагирования кратковременны и не всегда со­ответствуют основному фону настроения.

Эмоциональные нарушения характеризуются неадекват­ностью эмоционального реагирования на внешние события. Эмоциональные реакции могут быть неадекватны по силе и степени выраженности, длительности и значимости вы­звавшей их ситуации.

Эксплозивность - повышенная эмоциональная возбу-


димость, склонность к бурным проявлениям аффекта, неа­декватная по силе реакция. Реакция гнева с агрессией может возникнуть по незначительному поводу.

Эмоциональное застревание - состояние, при котором возникшая аффективная реакция фиксируется на длитель­ное время и оказывает влияние на мысли и поведение. Пережитая обида “застревает” надолго у злопамятного че­ловека. Человек, усвоивший определенные догмы, эмоцио­нально для него значимые, не может принять новые уста­новки, несмотря на изменившуюся ситуацию.

Амбивалентность - возникновение одновременно про­тивоположных чувств по отношению к одному и тому же человеку.

Чувство потери чувств - утрата способности реагиро­вать на происходящие события, мучительное бесчувствие, например при психогенном “эмоциональном параличе”.

8.3.2. Симптомы расстройств настроения

Под настроением понимается преобладающее на опре­деленный период эмоциональное состояние, оказывающее влияние на всю психическую деятельность.

Расстройства настроения характеризуются двумя вари­антами: симптомами с усилением и ослаблением эмоцио­нальности. К расстройствам с усилением эмоциональности относятся гипертимия, эйфория, гипотимия, дисфория, тре­вога, эмоциональная слабость.

Гипертимия - повышенное веселое, радостное настро­ение, сопровождающееся приливом бодрости, хорошим, да­же прекрасным физическим самочувствием, легкостью в решении всех вопросов, переоценкой собственных возмож­ностей.

Эйфория - благодушное, беспечное, беззаботное на­строение, переживание полного удовлетворения своим со­стоянием, недостаточная оценка происходящих событий.

Гипотимия - сниженное настроение, переживание по­давленности, тоскливости, безысходности. Внимание фик­сировано только на отрицательных событиях, настоящее, прошлое и будущее воспринимаются в мрачных тонах.

Дисфория - злобно-тоскливое настроение с пережива­нием недовольства собой и окружающими. Часто сопровож­дается выраженными аффективными реакциями гневливо­сти, ярости с агрессией, отчаяния с суицидальными тен­денциями.


Тревога - переживание внутреннего беспокойства, ожи­дание неприятности, беды, катастрофы. Чувство тревоги может сопровождаться двигательным беспокойством, веге­тативными реакциями. Тревога может перерасти в панику, при которой больные мечутся, не находят себе места или застывают в ужасе, ожидая катастрофу.

Эмоциональная слабость - лабильность, неустойчи­вость настроения, изменение его под влиянием незначи­тельных событий. У больных легко могут возникать состо­яния умиления, сентиментальности с появлением слезли­вости (слабодушие). Например, при виде шагающих пионеров человек не может удержать слезы умиления.

Болезненное психическое бесчувствие (anaesthesia psychica dolorosa). Больные мучительно переживают утрату всех человеческих чувств - любви к близким, сострадания, горя, тоски. Они говорят, что стали “как дерево, как ка­мень”, страдают от этого, уверяют, что тоска легче, так как в ней человеческие переживания.

Все перечисленные симптомы свидетельствуют об уси­лении эмоционального состояния независимо от того, каковы эти эмоции - положительные или отрицательные.

К нарушениям настроения со снижением эмоциональ­ности относятся такие состояния, как апатия, эмоциональ­ная монотонность, эмоциональное огрубение, эмоциональ­ная тупость.

Апатия (от греч. apatia - бесчувственность; синонимы: анормия, антинормия, болезненное безразличие) - рас­стройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим лицам и событиям, от­сутствием желаний, побуждений и полной бездеятельно­стью. Больные в таком состоянии не проявляют никаких интересов, не высказывают никаких желаний, не интере­суются окружающими, часто не знают, как Зовут соседей по палате, лечащего врача - не из-за нарушений памяти, а из-за безразличия. На свиданиях с близкими молча за­бирают подарки и уходят.

Эмоциональная монотонность - эмоциональная хо­лодность. У больного наблюдается ровное, холодное отно­шение ко всем событиям независимо от их эмоциональной значимости.

Эмоциональное огрубение. Оно проявляется в утрате на­иболее тонких дифференцированных эмоциональных реак­ций: исчезает деликатность, сопереживание, появляется рас-торможенность, назойливость, бесцеремонность. Такие со-


стояния могут наблюдаться при алкоголизме, при атероск-леротических изменениях личности.

Эмоциональная, или аффективная, тупость - рас­стройство, характеризующееся слабостью эмоциональных реакций и контактов, оскудением чувств, эмоциональной холодностью, переходящее в полное равнодушие и безуча­стность. Такие больные равнодушны и холодны к близким людям, их не трогает болезнь или смерть родителей, иногда сохраняются грубоэгоистические интересы.

Нарушения настроения и эмоционального реагирования могут сопровождаться изменениями мимики и вы­разительных движений, которые могут быть· неадекватными по силе и выраженности эмоцио­нальному состоянию или не соответствовать переживаемым эмоциям.

Гипермимия - расстройство, сопровождающееся живой, быстро меняющейся мимикой, отражающей картину быстро появляющихся и исчезающих аффектов. Проявление ми­мических реакций часто утрировано, чрезмерно бурно и ярко. Выразительные действия усилены, ускорены, быстро меняются, достигая в ряде случаев маниакального возбуж­дения.

Амимия, гипомимия - ослабление, обеднение мимики, однообразная застывшая мимика горя, отчаяния, характер­ная для депрессивных состояний. На лице застывшее скор­бное выражение, губы плотно сжаты, углы рта опущены, брови сдвинуты, между ними залегают складки. Характерна складка Верагута: кожная складка верхнего века на границе внутренней трети оттянута кверху и назад, в связи с чем дуга превращается в этом месте в угол.

Глава 8. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

8.1. Определение

Эмоции (от лат. emoveo, emotum - возбуждать, волновать) - ре­акции в виде субъективно окрашенных переживаний индивида, от­ражающих значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовольствие, неудовольствие).

П.К Анохин писал, что эмоции - это физиологические состо­яния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окра­ску и охватывающие все виды чувствований и переживаний чело­века - от глубоко травмирующих страдании до высоких форм ра­дости и социального жизнеощущения.

Отношение человека к происходящим событиям и удовлетво­рению своих пофебностей выражается в чувствах (эмоциях). Вы­деляют эмоции эпикритические\ корковые, присущие только чело­веку, филогенетически более молодые (к ним относятся эстетичес­кие, этические, нравственные) и протопатические эмоции, подкор­ковые, таламические, филогенетически более древние, элементар­ные (удовлетворение чувства голода, жажды, полового чувства).

Существуют положительные эмоции, которые возникают при удовлетворении потребностей, - это переживание радости, во­одушевления, удовлетворения и отрицательные эмоции, при кото­рых переживается затруднение в достижении цели, огорчение, ipeeora, раздражение, гнев.

Кроме того, были выделены (Кант Э.) стенические эмоции, на­правленные на активную деятельность, борьбу, способствующие мобилизации сил для достижения цели, и астенические, обуслов­ливающие пониженную активность, неуверенность, сомнения, бездеятельность.

Эмоции являются наиболее древними психическими функци­ями человека. Многие эмоциональные реакции, особенно ин­стинктивные, человек получил от животных. У животных эмоци­ональные реакции возникали в связи с различными ситуациями, вызывающими реакцию страха или гнева. Если реакции эти были связаны с угрозой для жизни животного, то возникала необходи­мость вступать в борьбу или спасаться бегством. Так как, пережи­вая страх, животное готовилось к действию, то в процессе эволю­ции закрепились наиболее целесообразные вегетативные реак­ции, которые и обеспечивали эту деятельность.

Во время переживания страха обычно происходит перерас­пределение крови в организме, расширение сосудов в мышцах, сердце, легких, мозге и сужение их в коже и брюшной полости. "Это обеспечивает успешное спасение бегством или меньшую кровопотерю в случае борьбы. До вступления в борьбу или до бегства

92 Часть II. Общая психопатология

Животное пытается еще отпугнуть врага: оно принимает устраша­ющие позы, выгибает спину, поднимает хвост, оскаливает зубы. В это время наблюдается пиломоторная реакция: шерсть поднима­ется дыбом, в результате чего животное увеличивается в размерах. Под влиянием эмоции страха у животного повышается содержа­ние сахара в крови, возрастает вязкость крови. Все эти реакции являются защитными, выработавшимися в процессе эволюции.

У человека эти вегетативные реакции, несмотря на то, что они утратили целесообразность, сохраняются, хотя многие из них ста­ли рудиментарными. Так, при переживании страха у человека на­блюдается бледность кожных покровов, тело покрывается «гуси­ной кожей» - это и есть рудимент пиломоторной реакции.

В вегетативных реакциях при различных эмоциональных со­стояниях может преобладать тонус то симпатического, то пара­симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Эмоции сопровождаются не только вегетативными реакция­ми, но и выразительными движениями, близкими к таковым у животных. Так, при попадании в пасть собаки чего-либо несъе­добного можно наблюдать мимическую реакцию, подобную той, какая возникает у человека, когда он принял горькое лекарство или когда ему сообщили о неблаговидном поступке и у него воз­никло чувство досады.

Выразительные движения могут быть адекватны переживаемой эмоции, человек может их подавить усилием воли. В ряде случаев мимика и выразительные движения не соответствуют переживаемой эмоции, например при огорчении у человека возникает улыбка.

Под аффектом принято понимать кратковременное сильное ду­шевное волнение, которое сопровождается не только эмоциональ­ной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности.

Выделяют физиологический аффект, например гнева или радо­сти, не сопровождающийся помрачением сознания, автоматизма­ми и амнезией. Астенический аффект - быстро истощающийся аффект, сопровождающийся угнетенным настроением, снижени­ем психической активности, самочувствия и жизненного тонуса.

Стенический аффект характеризуется повышенным самочувст­вием, психической активностью, ощущением собственной силы.

Патологический аффект - кратковременное психическое расст­ройство, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психи­ческую травму и выражающееся в концентрации сознания на трав­мирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и часто глубокий сон; характеризуется частичной или полной амнезией.

В ряде случаев патологическому аффекту предшествует дли­тельная психотравмирующая ситуация и сам патологический аф­фект возникает как реакция на какую-то «последнюю каплю».

Глава 8. Эмоциональные расстройства 93

Под настроением понимают более или менее продолжитель­ное эмоциональное состояние.

Филогенез чувств (по Рибо) характеризуется следующими эта­пами:

1-й этап - протоплазматический (досознагельный), на этом этапе чувства выражаются в изменениях раздражимости тканей;

2-й этап - потребностей; в этот период появляются первые признаки переживания удовольствия - неудовольствия;

3-й этап - так называемых примитивных эмоций; к ним отно­сятся эмоции органического характера; боль, гнев, половое чувство;

4-й этап - абстрактные эмоции (моральные, интеллектуальные, этические, эстетические).

^ 8.2. Онтогенез эмоций

В онтогенезе эмоций выделяют 4 этапа. Первый этап (у ново­рожденных) характеризуется преобладанием инстинктов и преж­де всего инстинкта самосохранения (включая пищевой).

Второй этап - этап органического чувствования. Основой его является переработка информации от экстеро- и интерорецепторови возникновение нестойких образных представлений о дейст­вительности с переживаниями ребенка: удовлетворения - не­удовлетворения, приятного - неприятного и т.д. Из этих чувств формируется отношение ребенка к близким.

Третий этап - развитие эпикригических эмоций с 3-4 до 12-14 лет. Связь развивающихся эмоций с органическими по­требностями преобладает еще продолжительное время, и с 10-12 лет эмоции приобретают самостоятельное психическое выраже­ние. Продолжается совершенствование эпикригических эмоций, в эмоциональных реакциях начинает преобладать корковая кор­рекция органических потребностей и влечений.

Четвертый этап - формирование высших человеческих эмо­ций, полное развитие которых достигается к 20-22 годам. К это­му периоду чувства становятся подвластны рассудку, иными сло­вами, корригируются интеллектуальной деятельностью. В этот период становится возможным подавление внешних проявлений эмоций, мимических реакций и выразительных движений.

^ 8.3. Симптомы эмоциональных нарушений

8.3.1. Нарушения эмоционального реагирования

Эмоциональное реагирование - острые эмоциональные реакции, возникающие в ответ на различные ситуации. В отличие от измене­ний настроения эмоциональные формы реагирования кратковре-менны и не всегда соответствуют основному фону настроения.

Эмоциональные нарушения характеризуются неадекватнос­тью эмоционального реагирования на внешние события. Эмоци-

94 Часть II. Общая психопатология

Ональные реакции могуг быть неадекватны по силе и степени вы­раженности, длительности и значимости вызвавшей их ситуации.

Эксплозивность - повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к бурным проявлениям аффекта, неадекватная по си­ле реакция. Реакция гнева с агрессией может возникнуть по не­значительному поводу.

Эмоциональное застревание - состояние, при котором возник­шая аффективная реакция фиксируется на длительное время и оказывает влияние на мысли и поведение. Пережитая обида «заст­ревает» надолго у злопамятного человека Человек, усвоивший оп­ределенные догмы, эмоционально для него значимые, не может принять новые установки, несмотря на изменившуюся ситуацию.

Амбивалентность - возникновение одновременно противопо­ложных чувств по отношению к одному и тому же человеку

Чувство потери чувств - утрата способности реагировать на происходящие события, мучительное бесчувствие, например при психогенном «эмоциональном параличе»

^ 8.3.2. Симптомы расстройств настроения

Под настроением понимается преобладающее на определен­ный период эмоциональное состояние, оказывающее влияние на всю психическую деятельность.

Расстройства настроения характеризуются двумя вариантами: симптомами с усилением и ослаблением эмоциональности. К расстройствам с усилением эмоциональности относятся гиперти-мия, эйфория, гипотимия, дисфория, тревога, эмоциональная слабость.

Гипертимия - повышенное веселое, радостное настроение, сопровождающееся приливом бодрости, хорошим, даже прекрас­ным физическим самочувствием, легкостью в решении всех во­просов, переоценкой собственных возможностей.

Эйфория - благодушное, беспечное, беззаботное настроение, переживание полного удовлетворения своим состоянием, недо­статочная оценка происходящих событий.

Гипотимия - сниженное настроение, переживание подавлен­ности, тоскливости, безысходности. Внимание фиксировано только на отрицательных событиях, настоящее, прошлое и буду­щее воспринимаются в мрачных тонах.

Дисфория - злобно-тоскливое настроение с переживанием не­довольства собой и окружающими. Часто сопровождается выра­женными аффективными реакциями гневливости, ярости с аг­рессией, отчаяния с суицидальными тенденциями.

Тревога - переживание внутреннего беспокойства, ожидание не­приятности, беды, катастрофы. Чувство тревоги может сопровож­даться двигательным беспокойством, вегетативными реакциями.

^ Глава 8. Эмоциональные расстройства 95

Тревога может перерасти в панику, при которой больные мечутся, не находят себе места или застывают в ужасе, ожидая катастрофу

Эмоциональная слабость - лабильность, неустойчивость наст­роения, изменение его под влиянием незначительных событий. У больных легко могут возникать состояния умиления, сентимен­тальности с появлением слезливости (слабодушие). Например, при виде шагающих пионеров человек не может удержать слезы умиления.

Болезненное психическое бесчувствие (anaesthesia psychica dolorosa). Больные мучительно переживают у грату всех человече­ских чувств - любви к близким, сострадания, юря, тоски. Они го­ворят, чго стали «как дерево, как камень», страдают от этого, уве­ряют, чго тоска легче, гак как в ней человеческие переживания

Все перечисленные симптомы свидетельствуют об усилении эмоционального состояния независимо от тою, каковы зги эмо­ции - положительные или отрицательные.

К нарушениям naciроения со снижением эмоциональности относятся такие состояния, как апатия, эмоциональная монотон­ность, эмоциональное огрубение, эмоциональная тупость.

Апатия (от |реч apatia - бесчувавенность; синонимы: анор-мия, ашинормия, болезненное безразличие) - расстройство эмо-ционалыю-волевои сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим лицам и собьииям, orcyiciBHCM желании, побужде­нии и полной бездеятельностью Больные в 1аком сосюянии не проявляют никаких ишересов, не высказываю! никаких жела­ний, не интересуются окружающими, часто не знают, как зовут соседей по najiaie, лечащею врача - не из-за нарушении памяти, а из-за безразличия. На свиданиях с близкими молча забирают подарки и уходят

Эмоциональная монотонность - эмоциональная холодность. У больною наблюдается ровное, холодное отношение ко всем со­бытиям независимо от их эмоциональной значимости

Эмоциональное огрубение. Оно проявляется в утрате наиболее тонких дифференцированных эмоциональных реакций: исчезает деликатность, сопереживание, появляется расторможенность, на­зойливость, бесцеремонность Такие состояния могут наблюдаться при алкоголизме, при атеросклеротических изменениях личности.

Эмоциональная, или аффективная, тупость - расстройство, ха­рактеризующееся слабостью эмоциональных реакции и контактов, оскудением чувств, эмоциональной холодностью, переходящее в полное равнодушие и безучастность Такие больные равнодушны и холодны к близким людям, их не трогает болезнь или смерть роди­телей, иногда сохраняются грубоэгоистические интересы

Нарушения настроения и эмоционального реагирования мо­гут сопровождаться изменениями мимики и выразительных дви-

96 Часть II. Общая психопатология

Жений, которые могут быть неадекватными по силе и выраженно­сти эмоциональному состоянию или не соответствовать пережи­ваемым эмоциям.

Гипермимия - расстройство, сопровождающееся живой, быст­ро меняющейся мимикой, отражающей картину быстро появляю­щихся и исчезающих аффектов. Проявление мимических реак­ций часто утрировано, чрезмерно бурно и ярко. Выразительные действия усилены, ускорены, быстро меняются, достигая в ряде случаев маниакального возбуждения.

Лмимия, гипомимия - ослабление, обеднение мимики, однооб­разная застывшая мимика горя, отчаяния, характерная для де­прессивных состояний. На лице застывшее скорбное выражение, губы плотно сжаты, углы рта опущены, брови сдвинуты, между ними залегают складки. Характерна складка Верагута: кожная складка верхнего века на границе внутренней трети оттянута квер­ху и назад, в связи с чем дуга превращается в этом месте в угол.

Выразительные движения ослаблены, замедлены, смазаны. Иногда двигательная активность полностью утрачивается, боль­ные становятся обездвиженными, но мимика сохраняется скорб­ная. Это картина депрессивного ступора.

Парамимия - неадекватность мимики и выразительных дейст­вий ситуации. В одних случаях это выражается в появлении улыб­ки на похоронах, слез и гримас, плача при торжественных и при­ятных событиях. В других случаях мимические реакции не соот­ветствуют каким-либо переживаниям - это различные гримасы. Например, больной зажмуривает глаза и открывает рот, морщит лоб, надувает щеки и т.д.

^ 8.4. Синдромы эмоциональных расстройств

К этим синдромам относятся депрессивный и маниакальный, для которых характерна триада, состоящая из расстройс! в настро­ения, двигательных нарушений и изменений течения ассоциатив­ных процессов. Однако этой триадой не исчерпывается клиниче­ская картина как депрессивных, так и маниакальных состояний. Характерны нарушения внимания, сна, аппетита. Вегетативные расстройства наиболее типичны для эмоциональных эндогенных расстройств и характеризуются признаками повышения симпати­ческого тонуса вегетативной нервной системы, более отчетливы­ми при депрессиях, но имеющими место и при маниакальных синдромах.

^ 8.4.1. Депрессивный синдром

Типичный депрессивный синдром. Депрессивный синдром ха­рактеризуется депрессивной триадой: гипотимией, подавленным, грустным, тоскливым настроением, замедлением мышления и

^ Глава 8. Эмоциональные расстройства 97

Двигательной заторможенностью. Выраженность указанных рас­стройств различна. Диапазон гипотимическихрасстройств велик - от легкой подавленности, грусти, депримированности до глубо­кой тоски, при которой больные испытывают тяжесть, боль в гру­ди, бесперспективность, никчемность существования. Все вос­принимается в мрачных красках - настоящее, будущее и про­шлое. Тоска в ряде случаев воспринимается не только как душев­ная боль, но и как тягостное физическое ощущение в области сердца, в груди «предсердсчная тоска».

Замедление в ассоциативном процессе проявляй гея в обеднении мышления, мыслей мало, они текут медленно, прикованы к не­приятным событиям: болезни, идеям самообвинения. Никакие приятные события не могут изменить направление этих мыслей. Ответы на вопросы у таких больных носят односложный харак­тер, между вопросом и ответом часто длительные паузы.

Двигательная шторможенность проявляется в замедлении движений и речи, речь гихая, медленная, мимика скорбная, дви­жения ммедлены, однообразны, больные подолгу могут оставать­ся в одной позе. В ряде случаев двигательная заторможенность достигает полной обездвиженности (депрессивный ступор).

Двигательная заторможенность при депрессиях может играть как бы защитную роль. Депрессивные больные, испытывая мучи­тельное, тягостное состояние, безысходную тоску, бесперспек­тивность существования, высказывают суицидальные мысли. При выраженной двигательной заторможенности больные часто говорят, что им так тяжело, что жить невозможно, но предпри­нять что-либо, убить себя нет сил: «Пришел бы кто-либо и убил и уго было бы замечательно».

Иногда двигательная заторможенность внезапно сменяется приступом возбуждения, взрывом тоски (меланхолический раптус - raptus melancholicus). Больной внезапно вскакивает, бьется голо­вой об стену, царапает себе лицо, может вырвать глаз, разорвать рот, поранить себя, разбить головой стекло, выброситься из окна, при этом больные истошно кричат, воют. Если больного удается удержать, то приступ ослабевает и снова наступает двигательная заторможенность.

При депрессиях часто наблюдаются суточные колебания, они наиболее характерны для эндогенных депрессий. В ранние утрен­ние часы больные испытывают состояние безысходности, глубо­кую тоску, отчаяние. Именно в эти часы больные особенно опас­ны для себя, самоубийства совершаются часто именно в это время.

Для депрессивного синдрома характерны идеи самообвине­ния, греховности, виновности, которые тоже могут приводить к мысли о самоубийстве.

98 Часть II. Общая психопатология

Вместо переживания тоски при депрессии может возникнуть состояние «эмоционального бесчувствия». Больные говорят, что они потеряли способность переживать, утратили чувства: «При­ходят мои дети, а я к ним ничего не чувствую, это хуже, чем тос­ка, тоска - это человеческое, а я как деревяшка, как камень». Та­кое состояние называется болезненным психическим бесчувстви­ем (anaesthesia psychica dolorosa), а депрессия анестетической.

Депрессивный синдром обычно сопровождается выраженны­ми вегетативно-соматическими нарушениями: тахикардией, не­приятными ощущениями в области сердца, колебаниями apiepn-ального давления с тенденцией к гипертензии, нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта, потерей аппетита, сниже­нием массы тела, эндокринными расстройствами. В ряде случаев эти соматовегетативные расстройства могут быть настолько выра­женными, что маскируют собственно аффективные расстройства.

В зависимости от преобладания в структуре депрессии различ­ных компонентов выделяют тоскливую, тревожную, апатическую депрессии и другие варианты депрессивного состояния.

В аффективном звене депрессивной триады О.П.Вертоградова и В.М.Волошин (1983) выделяют три основных компонента: тос­ку, тревогу и апатию. Нарушения идеаторных и моторных компо­нентов депрессивной триады бывают представлены двумя вари­антами расстройств: торможением и расторможенностью.

В зависимости от соответствия характера и степени выраженно­сти идеаторных и моторных нарушений доминирующему аффекту выделяются гармоничные, дисгармоничные и диссоциированные варианты депрессивной триады, которые имеют диагностическое значение, особенно на начальных этапах развития депрессии.

Идеи самообвинения при депрессивном синдроме иногда до­стигают выраженности бреда. Больные убеждены, что они преступ­ники, что вся их прошлая жизнь греховна, что они всегда соверша­ли ошибки и недостойные поступки и теперь их ждет расплата.

Тревожная депрессия. Характеризуется тягостным, мучитель­ным ожиданием неизбежного конкретного несчастья, сопро­вождается однообразным речевым и двигательным возбуждени­ем. Больные убеждены, что должно произойти что-то непопра­вимое, в чем они, возможно, виноваты. Больные не находят се­бе места, ходят по отделению, постоянно обращаются к персо­налу с вопросами, цепляются за проходящих, просят помощи, смерти, умоляют выпустить их на улицу. В ряде случаев двига­тельное возбуждение достигает неистовства, больные мечутся, охают, стонут, причитают, выкрикивают отдельные слова, могут наносить себе повреждения. Такое состояние носит название «ажитированная депрессия».

^ Глава 8. Эмоциональные расстройства 99

Апатическая депрессия. Для апатической, или адинамической, депрессии характерно ослабление всех побуждений. Больные в таком состоянии вялы, безучастны к окружающему, безразличны к своему состоянию и положению близких, неохотно вступают в контакт, не высказывают каких-либо определенных жалоб, часто говорят, что единственное их желание, чтобы их не трогали.

Маскированная депрессия. Для маскированной депрессии (ла-врированная, депрессия без депрессии) характерно преобладание различных двигательных, чувствительных или вегетативных рас­стройств по типу депрессивных эквивалентов. Клинические про­явления этой депрессии крайне разнообразны. Часто встречаются различные жалобы на расстройства сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения. Наблюдаются приступы болей в области сердца, желудка, кишечника, иррадиирующие в другие участки тела. Эти расстройства часто сопровождаются нарушениями сна и аппетита. Сами депрессивные расстройства недостаточно отчет­ливы и маскируются соматическими жалобами. Существует точка зрения, что депрессивные эквиваленты являются начальным эта­пом в развитии депрессий. Это положение подтверждается на­блюдениями последующих типичных депрессивных приступов у больных с маскированной ранее депрессией.

При маскированной депрессии: 1) больной длительно, упорно и безрезультатно лечится у врачей различных специальностей; 2) при применении различных методов исследования не выявляется кон­кретного соматическою заболевания; 3) несмотря на неудачи влече­нии, больные упорно продолжают посещать врачей (Морозов Г.В.).

Депрессивные эквиваленты. Под депрессивными эквивалента­ми принято понимать периодически возникающие состояния, ха­рактеризующиеся разнообразными жалобами и симптомами пре­имущественно вегетативного характера, заменяющие приступы депрессии при маниакально-депрессивном психозе

^ 8.4.1.1. Сравнительно-возрастные особенности депрессивного синдрома

У детей дошкольною возраста депрессии проявлякмся вегета­тивными и двигательными нарушениями, так как этому возрасту свойственны именно эти формы реагирования.

В более раннем возрасте депрессии еще менее напоминают де­прессии. Дети вялы, двигательно беспокойны, аппетит нарушен, наблюдаются потеря массы тела, нарушения ритма сна.

Депрессивные состояния могут возникнуть при эмоциональ­ной депрессии, лишении ребенка контакта с матерью. Например, при помещении ребенка в лечебное учреждение вначале у него возникает состояние двигательного возбуждения с плачем, отчая-

100 Часть II. Общая психопатология

Нием, затем появляются вялость, апатия, отказ от еды и игр, склонность к соматическим заболеваниям Такие состояния чаще обозначаются как «анаклитическая депрессия».

Аналитическая депрессия возникает у детей в возрасте 6- 12 мес, разлученных с матерью и находящихся в плохих условиях сущест­вования, проявляется адинамией, анорексией, снижением или исчезновением реакции на внешние раздражители, задержкой развития психики и моторики.

У детей раннего возраста выделяют адинамическую и тревож­ную депрессии Адинамическая депрессия проявляется вялостью, медлительностью, монотонностью, безрадостным настроением, тревожная - плаксивостью, капризностью, негативизмом, двига­тельным беспокойством (Башина В.М.).

В дошкольном возрасте преобладают вегетативные и двига­тельные расстройства, но внешний вид детей свидетельствует о пониженном настроении: страдальческое выражение лица, поза, тихий голос. В этом возрасте отмечаются суточные колебания в самочувствии, появляются ипохондрические жалобы на неприят­ные ощущения в различных частях тела. Выделяют несколько ва­риантов депрессий в зависимости от преобладающих расст­ройств.

У детей младшего школьного возраста на первый план высту­пают нарушения поведения вялость, замкнутость, потеря инте­реса к играм, трудности в усвоении школьного материала. У неко­торых детей наблюдаются раздражительность, обидчивость, склонность к агрессии, прогулы школы. Жалоб на тоску у детей выявить не удается. Могут наблюдаться «психосоматические эк­виваленты» - энурез, снижение аппетита, похудание, запоры.

В пубертатном возрасте уже обнаруживается депрессивный аффект, который сочетается с выраженными вегетативными рас­стройствами, головными болями, нарушениями сна, аппетита, запорами, стойкими ипохондрическими жалобами. У мальчиков часто преобладает раздражительность, у девочек - подавлен­ность, слезливость и вялость.

В пубертатном возрасте клиническая картина депрессии приближа­ется к депрессивным состояниям у взрослых, но менее отчетлива идеа-торная (ассоциативная) заторможенность. Больные достаточно актив­но высказывают идеи самообвинения и ипохондрические жалобы.

Особенности депрессивных синдромов позднего возраста связа­ны с изменениями психической деятельности человека и обуслов­лены биологическими процессами возрастной инволюции Для де­прессий позднего возраста характерна своеобразная «сниженность и измельчание» расстройств, отсутствие депрессивной самооценки и депрессивной переоценки прошлого (прошлое воспринимается

^ Глава 8. Эмоциональные расстройства 101

Чаще как благополучное и счастливое), преобладание опасений за здоровье, страх перед материальными затруднениями. Это отражает возрастную «переоценку ценностей» (Штернберг Э.Я.)

В позднем возрасте выделяют депрессии простые с затормо­женностью и тревожные. Просше депрессии с возрасюм встре­чаются реже и увеличивается число тревожно-ипохондрических и тревожно-бредовых состоянии Наибольшее число депрессивных состоянии с тревогой приходится на возраст 60-69 лет

При всех вариантах депрессивных состояний наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменения массы гела, запоры и т.д.

Часю больные с депрессией в позднем возрасте испытывают «чувство co6ciвенной измененности», однако у пожилых людей жалобы обычно касаются соматической измененносги.

Признаки психической анестезии чаще наблюдаются у лиц, забо­левших до 50 лет, по сравнению с больными более позднего возраста.

Выраженная двигательная заторможенность не характерна для депрессивных состояний позднего возраста, депрессивные ступорозные состояния почти не встречаются Тревожно-ажиш-рованные депрессии наблюдаются как в инволюционном, 1ак и в позднем возрасте

У больных в позднем возрасте большое место в клинической картине депрессии занимают ипохондрические расстройства, од­нако чаше, чем ипохондрический бред (синдром Котара), наблю­даются февожные опасения ипохондрического содержания или фиксация на различных соматических жалобах.

^ 8.4.2. Маниакальный синдром

Для маниакальною синдрома характерна маниакальная триа­да: гипертимия - приподнятое радостное настроение, ускорение ассоциативных процессов и двигательное возбуждение со стремле­нием к деятельности Выраженность этих расстройств различна: ускорение ассоциативной деятельности может колебаться от не­значительного облегчения ассоциативной деятельности до «скач­ки идей»; повышение активности может достигать беспорядочно­го возбуждения (спутанная мания). Настроение бывает не только радостным и веселым, но в некоторых случаях преобладает гнев­ливый аффект (гневливая мания)

Для маниакального синдрома характерна отвлекаемость, в связи с чем больные не могут довести начатое дело до конца, по­следовательно сообщить о себе анамнестические сведения. Не­смотря на то, что больной говорит без умолку и охотно беседует с врачом, беседа эта непродуктивна, так как больной отвлекается на различные внешние события или возникающие у него ассоци­ации. Эти ассоциации носят обычно поверхностный характер.

102 Часть П. Общая психопатология

Больные в маниакальном состоянии обычно не предъявляют соматических жалоб, они испытывают не только «душевный подъ­ем», но и прилив физических сил. В этом состоянии больные склон­ны переоценивать свои способности и возможности. Женщины, несмотря на преклонный возраст, убеждены в своей неотразимой привлекательности, уверяют, что все студенты и врачи в них влюб­лены. Больные стремятся украшать свою одежду, неумеренно поль­зоваться косметикой, делать замысловатые прически У больных в маниакальном состоянии обнаруживаются способности сочинять стихи, рисовать, петь, сочинять музыку. Обычно чем менее выраже­ние маниакальное состояние, тем продуктивнее эта деятельность.

Возможности для реализации многочисленных планов таким больным кажутся неограниченными, никаких препятствии они не замечают. Повышено чувство собственного достоинства. Больные бывают убеждены, что их ждут большие открытия, что они могут иг­рать роль в решении серьезных социальных проблем. Такая пере­оценка возможностей может достигать уровня экспансивного бреда.

У больных наблюдается речевое возбуждение, они говорят много, быстро, громко. При выраженном речевом возбуждении через несколько дней голос становится охрипшим. В ряде случаев больные не могут полностью высказать мысль, из-за выраженной отвлекаемости они не договаривают фразы или выкрикивают только отдельные слова. Сами больные при этом говорят, что их язык не успевает за мыслями.

При менее выраженном речевом возбуждении ускорение ас­социативной деятельности выявляется при письме, больные не дописывают фразы или пишут только отдельные слова

Внешний вид больных характерен: они оживлены, лицо часто гиперемировано, мимика живая, движения быстрые, усидеть на месте не могут, хватаются за различные дела, но ни одно из них не могут довести до конца. Аппетит чаще повышен, едят с жаднос­тью, быстро глотают плохо пережеванную пищу.

Половое влечение бывает усилено, больные легко вступают в контакты, заводят сексуальные связи, женятся, дают необосно­ванные обещания.

Маниакальный синдром при маниакально-депрессивном психозе обычно не сопровождается возникновением истинных бредовых идей величия, хотя больные переоценивают свои воз­можности и свою роль в прошлой жизни. Эти высказывания, как правило, не достигают уровня бреда, носят характер сверхценных идей величия и не отличаются стойкостью

Выделяют несколько вариантов маниакального синдрома: весе­лая мания, наиболее характерная для маниакально-депрессивного психоза, непродуктивная мания, при которой повышенное настрое­ние и двигательное возбуждение не сопровождаются стремлением к

^ Глава 8. Эмоциональные расстройства 103

Деятельности, мания с дурашливостью, при которой повышенное на­строение с двигательным и речевым возбуждением сопровождается манерностью, детскостью, склонностью к нелепым шуткам.

Для мории характерно сочетание подъема настроения с рас­торможен ностью влечения, дурашливостью, плоскими нелепыми шутками, иногда обнаруживаются при этом обнубиляции созна­ния. Наблюдаются чаще всего при поражении лобных долей.

Легкие варианты маниакальных состояний принято называть гипоманиями.

^ 8.4.2.1. Сравнительно-возрастные особенности маниакального синдрома

Наличие маниакальных состояний у детей раннего возраста признается не всеми. К его признакам относят расторможенность влечений, неустойчивость настроения.

У детей в дошкольном и младшем школьном возрасте можно думать о гипоманиакальном состоянии только в тех случаях, ког­да приподнятое настроение с эйфорией и грубыми нарушениями поведения продолжается длительное время. В этом возрасте гипо-мания может проявляться в двигательной расторможенности, су­етливости, непослушании, упрямстве, многоречивости.

В препубертатном возрасте и младшем пубертатном эйфори-ческое настроение бывает при маниакальном состоянии доста­точно отчетливым, но ведущими остаются нарушения поведения. Больные двигательно-активны, агрессивны, драчливы, сексуаль­но расторможены, прожорливы.

У старших подростков маниакальные состояния подобны та­ким же расстройствам, наблюдаемым у взрослых.

В пожилом возрасте маниакальный синдром отличается одно­образием, монотонностью, преобладает эйфоричный аффект с беспечностью над веселым, приподнятым настроением. На фоне повышенного настроения могут возникать слабодушные реакции.

Пожилые больные в маниакальном состоянии обычно мало­продуктивны, круг ассоциаций сравнительно беден, часто наблю­дается обстоятельность, склонность к детализации.

Вместо живости и остроумия отмечается склонность к плос­ким шуткам, поверхностным суждениям, построению нелепых планов. Вместо стремления к деятельности наблюдается бесцель­ная суетливость, усиливающаяся к вечеру и по ночам.

Больные чаще бывают неряшливыми, не следят за костю­мом, волосы бывают всклокочены, карманы набиты мусором, объедками пищи.

В этом возрасте часто наблюдается несоответствие между ма­лой подвижностью и речевым возбуждением

Патохарактерологические свойства, объединяющие эту группу личностных расстройств- импульсивность с ярко выраженной тенденцией действовать без учета последствий и отсутствием самоконтроля, сочетающаяся с неустойчивостью настроения и бурными, возникающими по малейшему поводу аффективными вспышками.

Распространенность среди населения достигает примерно от 2 % до 5 %, «пограничный» вид чаще наблюдается среди женщин.

Симптомы эмоционально-неустойчивого расстройства личности

У таких людей отмечается повышенная раздражительность, возбудимость в сочетании со взрывчатостью, злобностью, злопамятностью, мстительностью, вязкостью аффективных реакций. Свойственные им колебания настроения с преобладанием угрюмо-злобного фона сочетаются с бурными взрывами эмоций. При этом аффективные колебания, как и разряды эмоций, обычно связаны с внешними причинами, хотя эти поводы для раздражения и недовольства могут быть незначительными. Эти люди постоянно всем недовольны, ищут повода для придирок. Обычно таким личностям не хватает рассудительности для спокойной холодной оценки ситуации. Повседневные обыденные неприятности воспринимаются с оттенком несчастья, приводят их к эмоциональному напряжению, нередко по ничтожному поводу возникают вспышки гнева. Особенно заметна такая несдержанность при внутрисемейных конфликтах, когда ссора нередко завершается насильственными поступками от битья посуды до избиения членов семьи.

Эмоционально неустойчивые (возбудимые) личности не переносят возражений, они крайне нетерпеливы, в спорах не выслушивают чужого мнения, не согласны с ним. Они не считаются с интересами других, эгоистичны, из-за этого у них часто происходят конфликты с окружающими. При этом они совершенно неспособны уяснить собственную роль в частых конфликтах. Постоянные ссоры, сопровождающиеся выяснением отношений, обусловливают их убеждение в особой своей роли и значимости. Появляются представления о предвзятом к ним отношении, о том, что их не ценят и не понимают в коллективе и семье.

Выделяются два типа этого варианта расстройств личности - импульсивный и пограничный.

Импульсивный тип соответствует возбудимой психопатии. Психопатии этого типа, свойственна необыкновенно сильная эмоциональная возбудимость. Начальные ее проявления обнаруживаются еще в дошкольном возрасте. Дети часто кричат, озлобляются. Любые ограничения, запреты и наказания вызывают у них бурные реакции протеста со злобностью и агрессией. В младших классах это «трудные» дети с излишней подвижностью, необузданными шалостями, капризностью и обидчивостью. Наряду со вспыльчивостью и раздражительностью им свойственны жестокость и угрюмость. Они злопамятны и неуживчивы. Рано обнаруживающаяся склонность к мрачному настроению сочетается с периодическими непродолжительными (2-3 дня) дисфориями. В общении со сверстниками они претендуют на лидерство, пытаются командовать, устанавливать свои порядки, из-за чего нередко возникают конфликты. Учеба их чаще всего не интересует. Они не всегда удерживаются в школе или ПТУ, а поступив на работу, вскоре увольняются.

Сформировавшаяся психопатия возбудимого типа сопровождается приступами гнева, ярости, аффективными разрядами, иногда с аффективно суженным сознанием и резким двигательным возбуждением. В запальчивости (особенно легко возникающей в период алкогольных эксцессов) возбудимые личности способны совершить необдуманные, порой опасные действия. В жизни это активные, однако неспособные к длительной целенаправленной деятельности, неуступчивые, жесткие люди, с мстительностью, с вязкостью аффективных реакций. Среди них нередки лица с расторможенностью влечений, склонные к перверсиям и сексуальным эксцессам.

Последующая динамика возбудимых психопатий неоднородна.

При благоприятном течении психопатические проявления стабилизируются и даже относительно полно компенсируются, чему в немалой степени способствуют положительные влияния окружающей среды и необходимые воспитательные мероприятия. Нарушения поведения в таких случаях к 30-40 годам значительно сглаживаются, постепенно уменьшается и эмоциональная возбудимость.

Однако возможна иная динамика с постепенным усилением психопатических особенностей. Беспорядочная жизнь, неспособность сдерживать влечения, присоединяющийся алкоголизм, нетерпимость к любым ограничениям, наконец, склонность к бурным аффективным реакциям служат в таких случаях причинами длительного нарушения социальной адаптации. При наиболее тяжелых вариантах акты агрессии и насилия, совершаемые во время аффективных вспышек, приводят к столкновению с законом.

Пограничный тип прямых аналогов в отечественной систематике психопатий не имеет, хотя по некоторым личностным параметрам сопоставим с неустойчивым типом психопатий . Пограничное расстройство личности нуждается в дифференциации с шизотипическим расстройством, шизофренией, тревожно-фобическими и аффективными расстройствами.

Пограничную личность отличают повышенная впечатлительность, аффективная лабильность, живость воображения, подвижность когнитивных процессов, постоянная «включенность» в события, относящиеся к сфере актуальных интересов или увлечений, крайняя чувствительность к препятствиям на пути к самореализации, функционированию на максимуме возможностей. Обостренно воспринимаются и затруднения в сфере интерперсональных отношений, особенно ситуация фрустрации. Реакции таких субъектов даже на тривиальные события могут приобретать гиперболизированный, демонстративный характер. Они слишком часто испытывают те чувства, которые обычно обнаруживаются лишь в ситуации стресса.

Начальные патохарактерологические проявления (эмоциональная лабильность, внушаемость, склонность к фантазиям, быстрая смена увлечений, нестабильность отношений со сверстниками) обнаруживаются уже в подростковом периоде. Эти дети игнорируют школьные порядки и родительские запреты. Несмотря на хорошие интеллектуальные возможности, они плохо успевают, так как не готовятся к занятиям, отвлекаются на уроках, отвергают любые попытки регламентации их распорядка дня.

К отличительным свойствам пограничных личностей относятся лабильность самооценки, изменчивость представлений как об окружающей действительности, так и о собственной личности - нарушение аутоидентификации, непостоянство жизненных установок, целей и планов, неспособность противостоять мнению окружающих. Соответственно они внушаемы, податливы влияниям извне, легко перенимают не одобряемые обществом формы поведения, предаются пьянству, принимают возбуждающие средства, наркотики, могут даже приобрести криминальный опыт, совершить правонарушение (чаще всего речь идет о мелком мошенничестве).

Психопаты пограничного типа легко впадают в зависимость от других, подчас малознакомых людей. Сближаясь, они быстро образуют сложную структуру отношений с чрезмерной подчиняемостью, ненавистью или обожанием, формированием сверхценных привязанностей; последние служат источником конфликтов и страданий, связанных со страхом разрыва и грядущего одиночества, и могут сопровождаться суицидальным шантажом.

Жизненный путь пограничных личностей представляется весьма неровным, изобилует неожиданными поворотами в социальном маршруте, семейном статусе. Периоды относительного затишья сменяются разного рода коллизиями; легки переходы из крайности в крайность - это и внезапная, преодолевающая все препятствия любовь, завершающаяся столь же внезапным разрывом; и увлечение новым делом с объективно высокими профессиональными успехами, и внезапная резкая смена места работы после незначительного производственного конфликта; это и страсть к путешествиям, ведущая к перемене места жительства и прогрессии. Однако, несмотря на все жизненные потрясения, эти лица не теряют здравомыслия, попав в беду, бывают не столь беспомощны, как могли бы показаться, могут в нужный момент найти приемлемый выход из создавшегося положения. Присущие большинству из них «зигзаги» поведения не препятствуют достаточно хорошей адаптации. Легко приспосабливаясь к новым обстоятельствам, они сохраняют трудоспособность, находят работу, устраивают заново быт.

В рамках динамики пограничного личностного расстройства наблюдаются длительные периоды подъема с повышенной активностью, ощущением оптимального интеллектуального функционирования, обостренного восприятия окружающей жизни, которые могут сменяться (чаще всего в связи с психогенной или соматической - беременность, роды, заболевание, провокацией) дистимическими фазами. На первый план в клинической картине в этих случаях выдвигаются жалобы на снижение психических возможностей, ощущение неполноты чувств и когнитивных функций, а в более тяжелых случаях - явления психической анестезии.

Среди других патологических реакций при пограничных расстройствах чаще всего встречаются психогенно спровоцированные транзиторные вспышки с пестрой клинической картиной, включающей наряду с аффективными диссоциативные истерические, малосистематизированные бредовые расстройства. В отличие от шизофрении их характеризует психогенная провоцированность, транзиторный характер, обратимость.

Критерии эмоционально-неустойчивого расстройства личности

Расстройство личности, при котором имеется ярко выраженная тенденция действовать импульсивно, без учета последствий, наряду с неустойчивостью настроения. Способность планирования минимальна; вспышки интенсивного гневливого аффекта часто приводят к насилию, либо "поведенческим взрывам", они легко провоцируются, когда импульсивные акты осуждаются окружающими, либо им препятствуют. Выделяются две разновидности этого личностного расстройства, и при обеих присутствует общая основа импульсивности и отсутствия самоконтроля.

Включается:

  • агрессивная личность;
  • пограничное расстройство;
  • пограничная личность;
  • возбудимая личность.

F60.30х Эмоционально неустойчивое расстройство личности, импульсивный тип.

Преобладающими характеристиками являются эмоциональная неустойчивость и отсутствие контроля импульсивности. Вспышки жестокости и угрожающего поведения обычны, особенно в ответ на осуждение окружающими.

Включаются:

  • возбудимое расстройство личности;
  • эксплозивное расстройство личности;
  • агрессивное расстройство личности;
  • агрессивная личность.

Исключается:

  • - диссоциальное расстройство личности (F60.2х).

F60.31х Эмоционально неустойчивое расстройство личности, пограничный тип.

Имеются некоторые характеристики эмоциональной неустойчивости, а кроме того, образ Я, намерения и внутренние предпочтения (включая сексуальные) (характерно хроническое чувство опустошенности) часто непонятны или нарушены. Склонность быть включенным в напряженные (неустойчивые) отношения может привести к возобновляющимся эмоциональным кризисам и сопровождаться серией суицидальных угроз или актов самоповреждения (хотя все это может также иметь место без явных провоцирующих факторов).

Включается:

  • пограничное расстройство личности.

Различные эмоциональные процессы являются неотъемлемой частью психики человека. Мы радуемся приятным моментам, грустим, когда что-то теряем, тоскуем после расставания с любимыми. Эмоции и чувства – это важная составляющая нашей личности, которая оказывает огромное влияние на мышление, поведение, восприятие, принятие решений и мотивацию. Периодические перепады настроения в различных ситуациях – это естественно. Человек – не машина, чтобы круглосуточно улыбаться. Однако, именно наша эмоциональность делает психику более уязвимой, поэтому обострение стрессовой обстановки, изменение внутренних биохимических процессов и другие факторы способны вызывать всевозможные расстройства настроения. Какие бывают нарушения эмоциональной сферы? Как их распознать? Какие симптомы являются наиболее характерными?

Что понимают под аффективным расстройством?

Далеко не всегда выражение не свойственных человеку эмоций или их слишком яркое проявление можно назвать расстройством настроения. Любой способен в определенных обстоятельствах выказать ярость, тревогу либо уныние. В основу понятия входят нарушения эмоционального спектра, которые возникают в отсутствие видимого раздражителя и наблюдаются определенный период. Например, бурная радость и восторженное настроение оттого, что любимая команда забила гол – это естественно, а вот высокая степень эйфории в течение нескольких дней подряд ни с того ни с сего – это признак заболевания. Кроме того, для постановки диагноза недостаточно лишь нарушенного настроения, должны присутствовать и другие, характерные для аффективного расстройства симптомы (когнитивные, соматические, и т.д.). Хотя основные нарушения относятся именно к эмоциональной сфере и влияют на общий уровень активности человека. Расстройство настроения, как интенсивное проявление неуместных эмоций, нередко наблюдается и при других психических заболеваниях, например, шизофрении, бредовых состояниях, расстройствах личности.

Основные причины и механизмы аффективных нарушений


Расстройства настроения могут возникать вследствие воздействия многих факторов. Наиболее весомыми из них являются эндогенные, в частности, генетическая предрасположенность. Особенно сильно наследственность влияет на тяжелые варианты депрессии, проявление маний, биполярное и тревожно-депрессивное расстройство. Основные внутренние биологические факторы – это эндокринные сбои, сезонные перепады уровня нейромедиаторов, их хронический недостаток и другие изменения в биохимических процессах. Однако, наличие предрасположенности еще не гарантирует развитие расстройства настроения. Это может произойти под воздействием определенных средовых влияний. Их существует множество, вот самые основные:

  • длительное пребывание в стрессовой обстановке;
  • потеря кого-то из родных в детском возрасте;
  • сексуальные проблемы;
  • разрыв отношений с любимым человеком или развод;
  • послеродовой стресс, потеря ребенка во время беременности;
  • психологические проблемы на этапе взросления у подростков;
  • отсутствие у ребенка теплых отношений с родителями.

Повышенный риск развития аффективных заболеваний связывают также с некоторыми особенностями личности: постоянством, консервативностью, ответственностью, стремлением к упорядоченности, шизоидными и психастеническими чертами, склонностью к перепадам настроения и тревожно-мнительным переживаниям. Некоторые социологи на основании теоретических разработок утверждают, что основные причины аффективных расстройств, особенно депрессивного спектра, кроются в противоречиях между структурой личности человека и обществом.

Характерные симптомы расстройства настроения


Нарушение эмоциональной сферы (рекуррентное, эпизодическое или хроническое) может иметь униполярный депрессивный или маниакальный характер, а также биполярный, с попеременными проявлениями мании и депрессии. Основные симптомы мании заключаются в приподнятом настроении, которое сопровождается ускоренной речью и мышлением, а также двигательным возбуждением. Аффективные расстройства настроения, при которых наблюдаются такие эмоциональные симптомы, как тоска, унынье, раздражительность, безразличие, чувство апатии, относятся к категории депрессивных. Некоторые аффективные синдромы могут сопровождаться тревожно-фобическими проявлениями и нарушением когнитивных функций. Когнитивные и тревожные симптомы при этом являются вторичными по отношению к основным эмоциональным. Расстройства настроения отличаются тем, что приводят к нарушению повседневной активности людей и их социальных функций. Часто у больных наблюдаются и такие дополнительные симптомы, как чувство вины, психосенсорные проявления, изменение мыслительного темпа, неадекватная оценка действительности, нарушение сна и аппетита, отсутствие мотивации. Подобные заболевания не проходят бесследно для физического состояния организма, больше всего страдает вес, состояние волос и кожи. Тяжелые затяжные формы нередко приводят к необратимым изменениям личности и модели поведения.


В Международной классификации болезней десятого пересмотра расстройства настроения выделены в отдельную категорию и кодируются от F30 до F39. Все их виды можно разделить на следующие основные группы:

  1. Маниакальные эпизоды. Сюда относится гипомания (легкие маниакальные проявления без психотических симптомов), мании без психозов и мании с разными их вариантами (в том числе и маниакально-бредовые состояния при приступообразной шизофрении).
  2. Биполярное аффективное расстройство. Может протекать как с психозами, так и с их отсутствием. Перепады между маниакальными и депрессивными состояниями могут быть разной степени выраженности. Текущие эпизоды различаются по тяжести.
  3. Депрессивные состояния. Сюда относятся единичные эпизоды разной степени тяжести, от легкого, до тяжелого с психозами. Включены реактивные, психогенные, психотические, атипичные, маскированные депрессии и тревожно-депрессивные эпизоды.
  4. Рекуррентное депрессивное расстройство. Протекает с повторяющимися эпизодами депрессии разной степени тяжести без проявлений мании. Рекуррентное расстройство может быть, как эндогенным, так и психогенным, может протекать с психозами и без. Сезонное аффективное расстройство также позиционируется как рекуррентное.
  5. Хронические аффективные синдромы. К этой группе относится циклотимия (многочисленные перепады настроения от легкой эйфории до легкого депрессивного состояния), дистимия (хроническое сниженное настроение, которое не относится к рекуррентному расстройству) и другие устойчивые формы.
  6. Все остальные типы заболеваний, включая смешанное и кратковременное рекуррентное расстройство, выделены в отдельную категорию.

Особенности сезонных расстройств настроения


Сезонное аффективное расстройство – это одна из форм рекуррентной депрессии, которая встречается довольно часто. Оно сохраняет все основные депрессивные признаки, однако, отличается тем, что обострение приходится на осенне-зимние либо весенние сезоны года. Различные теоретические и практические исследования показывают, что сезонное аффективное расстройство возникает по причине циклических изменений биохимических процессов в организме в связи с суточными ритмами. «Биологические часы» человека работают по принципу: стемнело – пора спать. Но если в зимнее время темнее около 5 вечера, то рабочий день может длиться и до 20:00. Несоответствие природных перепадов уровня нейромедиаторов периоду вынужденной активности у некоторых людей может спровоцировать сезонное аффективное расстройство со всеми вытекающими последствиями для личности. Депрессивные периоды такого рекуррентного расстройства могут быть разной продолжительности, их степень тяжести также различна. Симптокомплекс бывает тревожно-мнительного либо апатичного уклона с нарушением когнитивных функций. Сезонное аффективное расстройство редко наблюдается у подростков, и совсем невероятно для ребенка до 10-летнего возраста.

Отличия аффективных расстройств у детей и подростков


Кажется, ну какое у ребенка может быть расстройство эмоциональной сферы? Вся его жизнь – игры да развлечения! Периодические перепады настроения не особо опасны для развития личности ребенка. Действительно, аффективные расстройства у детей не соответствуют клиническим критериям в полной мере. У ребенка скорее может быть некое депрессивное состояние с легкими когнитивными нарушениями, нежели большая депрессия. Основные симптомы детских расстройств настроения отличаются от взрослых. Для ребенка характерны больше соматические нарушения: плохой сон, жалобы на неприятные ощущения, отсутствие аппетита, запоры, слабость, бледность кожи. У ребенка или подростка может наблюдаться нетипичная модель поведения, он отказывается от игр и общения, держится отстраненно, становится медлительным. Аффективные расстройства у детей, а также у подростков могут вызывать такие когнитивные симптомы, как снижение концентрации внимания, трудности с запоминанием и ухудшение успеваемости. Тревожно-маниакальные проявления у подростков и детей заметны более отчетливо, так как больше всего отражаются на поведенческой модели. Ребенок становится необоснованно оживленным, неуправляемым, неутомимым, плохо соизмеряет свои возможности, у подростков иногда наблюдаются истерики.

Каковы могут быть последствия?


Кому-то эмоциональные проблемы и перепады настроения могут показаться не особенно важными, чтобы обращаться за помощью к психологам. Конечно, бывают ситуации, когда аффективное расстройство может пройти само по себе, например, если это сезонное рекуррентное недомогание. Но в некоторых случаях последствия для личности и здоровья человека могут быть крайне негативными. В первую очередь, это применимо к тревожно-аффективным расстройствам и глубоким депрессия с психозами, которые способны нанести непоправимый урон личности человека, особенно личности подростка. Серьезные когнитивные нарушения сказываются на профессиональной и повседневной деятельности, тревожно-маниакальные психозы кого-то из родителей могут навредить ребенку, депрессии у подростков нередко становятся причинами суицидальных попыток, затяжные расстройства аффекта способны изменить модель поведения человека. Негативные последствия для психики в целом и для структуры личности в частности могут стать необратимыми, чтобы их минимизировать, необходимо своевременно обратиться к психотерапевту. Лечение аффективных расстройств обычно назначается комплексное, с применением лекарственных препаратов и методов психотерапии.

Эмоционально неустойчивое расстройство личности – это состояние, при котором у больного проявляется выраженная импульсивность, неуравновешенность. При этом больному очень сложно самостоятельно контролировать такие проявления. Люди с этим расстройством склонны к действиям без учета их последствий, у них всегда неустойчивое настроение, а сильные аффективные вспышки могут возникать из-за самого мелкого повода. По оценкам специалистов, этот недуг отмечается у 2-5% населения. Чаще болезнь поражает женщин. Специалисты выделяют два вида такого расстройства: импульсивный тип и пограничный тип .

Симптомы

У больных с эмоционально-неустойчивым расстройством личности определяются выраженные симптомы такого состояния. Эмоциональное расстройство у человека выражается сильной возбудимостью и раздражительностью, которая, как правило, сочетается со злопамятностью, злобностью, взрывчатым характером. Такие люди возбудимы, у них отмечается вязкость аффективных реакций. Частые колебания настроения у них сочетаются с ярко выраженными взрывами эмоций. Аффективные колебания развиваются как последствие воздействия внешних причин, которые очень часто бывают незначительными. Люди, у которых развивается эмоционально неустойчивое расстройство личности, почти всегда ищут причины для недовольства, их все раздражает. Как правило, такие больные не могут адекватно оценить ситуацию ввиду того, что им не хватает рассудительности.

Эмоциональное расстройство личности побуждает человека воспринимать все обычные события, которые происходят в жизни каждый день, с оттенком трагичности. Следовательно, большинство ситуаций вызывают у них серьезное напряжение эмоционального характера, и, как следствие, серьезные вспышки гнева. Последнее особенно часто проявляется при семейных конфликтах, что, в итоге, ведет, к бурным проявлениям негодования и даже к физическому насилию.

Такие больные не склонны адекватно реагировать на возражения, они не могут долго выслушивать чужое мнение и крайне категоричны во всех спорах. Интересы других людей их практически не волнуют, так как они категорически уверены в собственной значимости. Но при этом такие люди не способны осознать, что они являются виновниками конфликтов. Наоборот, они склонны считать, что все окружающие их не ценят и не могут понять.

Именно поэтому правильное лечение эмоционального неустойчивого расстройства личности позволяет не только улучшить состояние больного человека, но и устранить напряжение в семье, которое возникает из-за его болезни.

Типы расстройства

Органическое эмоционально лабильное расстройство подразделяются на два типа. Это импульсивный и пограничный варианты развития болезни.

Людям с импульсивным типом свойственны постоянные проявления очень сильной эмоциональной возбудимости. Изначально это расстройство проявляется еще у детей в раннем дошкольном возрасте. Такие малыши часто кричат, они постоянно проявляют озлобленность. Если родители декларируют определенные запреты или ограничивают их свободу, то такие действия вызывают у детей выраженные реакции протеста. При этом они проявляют агрессию и злость.

Когда такой ребенок идет в школу, признаки заболевания становятся более выраженными, из-за чего их, как правило, считают «трудными » детьми. Они очень подвижны, постоянно шалят и при этом не реагируют на замечания. Такие школьники склонны к капризам и постоянной обидчивости. Раздражительность часто сочетается с жестокостью и угрюмостью. В коллективе таким детям общаться со сверстниками очень сложно, так как они неуживчивы и часто демонстрируют злопамятность. Общаясь со своими сверстниками, они стремятся быть лидерами, диктовать собственные порядки и командовать. В итоге такие проявления ведут к конфликтам. А вот к учебе такие дети чаще всего относятся без особого интереса. Их сложно увлечь какими-то оригинальными подходами к школьным предметам и внеклассным занятиям. Как следствие, школу дети с этим расстройством заканчивают с трудом, и в дальнейшей жизни им очень трудно удержаться на стабильном рабочем месте.

Для сформированной психопатии возбудимого типа характерны приступы злости, ярости, к которым часто примешивается резкое двигательное возбуждение. В период запальчивости такие люди способны совершать абсолютно необдуманные действия, которые могут нести опасность для окружающих людей. Такое поведение особенно ярко проявляется у людей с импульсивным типом эмоционального расстройства во время алкогольного опьянения. Несмотря на то, что такие люди демонстрируют активность, они часто не способны действовать направленно и договариваться с окружающими людьми, находя компромисс. Среди больных такого типа встречаются люди, для которых характерна расторможенность влечений, склонность к сексуальным эксцессам.

При условии правильного влияния со стороны окружения и особого подхода к воспитанию психопатические проявления у человека могут со временем стабилизироваться, а иногда и полностью компенсироваться. При таких условиях примерно к 30-40 годам поведение человека становится более стабильным, а проявления эмоциональной возбудимости заметно уменьшаются.

Но возможен и иной путь развития такой формы эмоционального расстройства. В таком случае психопатические особенности усиливаются. Этому способствует увлечение алкоголем, беспорядочная жизнь, нетерпимость и несдержанность в желаниях. В таких случаях социальная адаптация нарушается. В особо тяжелых случаях такие люди могут совершать поступки, ведущие к нарушению закона.

Пограничный тип эмоционального расстройства проявляется по-другому. При установлении диагноза это состояние следует дифференцировать с , шизотипическим расстройством , аффективными расстройствами , фобиями .

Для пограничного типа личности характерна обостренная впечатлительность, живое воображение, активность когнитивных процессов. Люди демонстрируют постоянное желание быть включенными в сферу интересов, которые для них актуальны. Такие люди особенно чувствительны к тем преградам, которые могут возникать на пути к самореализации, они всегда стараются функционировать на максимуме возможностей. Такие люди даже на самые обычные события могут реагировать слишком ярко и даже в некоторой степени гиперболизировано. В обычной ситуации они испытывают чувства, которые здоровые люди способны переживать исключительно в период .

У людей с пограничным типом эмоционального расстройства уже в подростковом возрасте наблюдается очень сильная внушаемость, склонность к фантазированию. Они очень быстро меняют свои увлечения, а также не могут завести стабильные отношения со сверстниками. На школьные порядки и на правила, установленные родителями, они могут вообще не обращать внимания. Поэтому, имея неплохие интеллектуальные возможности, такие дети демонстрируют плохую успеваемость.

Пограничные личности также отличаются лабильностью самооценки, нарушением аутоидентификации, непостоянством целей и жизненных убеждений. Им легко внушить любую мысль, они поддаются внешнему влиянию. Среди таких пациентов встречается много тех, кто демонстрирует те формы поведения, которые не одобряются в обществе. Это может быть постоянное пьянство, наркомания, а также криминальные действия.

Люди с эмоциональным расстройством пограничного типа очень быстро становятся зависимыми от других людей, причем это могут быть даже незнакомые личности. Больные демонстрируют в таких связях сверхценные привязанности, из-за которых возникают серьезные конфликты и страдания. Иногда они могут практиковать при этом суицидальный шантаж.

Такие люди, как правило, ведут неровную жизнь, в которой наблюдаются постоянные перемены в семейных делах и социальной жизни. Они очень часто переходят от одной крайности к иной. Например, бурные и всепоглощающие чувства сменяются внезапным расставанием, а увеличение каким-то делом – резкой потерей интереса к нему. Но все же такие люди способны находить выход из сложной ситуации и приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.

При развитии пограничного расстройства личности у больных периодически проявляются продолжительные периоды высокой активности, чувства острого восприятия окружающих явлений. Но под влиянием некоторых жизненных событий такие периоды сменяются . Тогда человек ощущает, что его психические возможности снижаются, иногда, в особенно тяжелых случаях, наблюдается проявление психической анестезии .

Диагностика

Диагностику проводит специалист-психиатр . В процессе установления диагноза важно дифференцировать данный тип расстройства с органическим расстройством личности, при котором наблюдаются сходные симптомы, однако кроме них также присутствуют дисмнестические и когнитивные нарушения, расстройства влечений.

Основой для установления такого диагноза являются наблюдения врача за поведением больного, в частности, обнаружение нарушений в эмоциональном реагировании, мышлении, восприятии и других неадекватных проявлений.

Лечение

Для лечения эмоционально-неустойчивого расстройством личности практикуется применение как индивидуальной, так и групповой психотерапии, гештальт-терапии. Также применяется поведенческая терапия и методы контроля над импульсами. Практикуется прием медикаментозных средствпрепаратов лития и противосудорожных препаратов .

Если у пациента наблюдаются приступы тревоги, врач назначает лечение транквилизаторами . При регулярном снижении настроения у больного с таким расстройством практикуется прием антидепрессантов . Людям с высоким уровнем возбудимости назначается курс лечения нейролептическими средствами .

Терапию необходимо назначать таким образом, чтобы обеспечить процесс перестройки личности больного, сформировать у него новые установки и изменить его отношение как к себе, так и к и окружающему их миру. Кроме того, лечение предполагает позитивное воздействие на больного с целью успокоения тревоги, астенических нарушений, слишком сильной возбудимости. Следовательно, такое лечение может продолжаться на протяжении многих лет.

Профилактика

Профилактика проявления эмоционально неустойчивого расстройства личности у детей предполагает, прежде всего, обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития ребенка. При постоянном проявлении с его стороны агрессии и импульсивности родители должны обязательно проконсультироваться у психолога либо у психиатра. Важно гармонизировать обстановку в семье, чтобы ребенок рос в доброжелательной и позитивной обстановке.

Еще одна важная мера профилактики – отказ от алкогольных напитков и психоактивных веществ.