Конспект занятия по развитию речи на тему «Игрушки» в средней группе. Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Игрушки Занятие развитию речи тема игрушки

Епишева Елена Сергеевна
Конспект занятия по развитию речи «Игрушки»

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе

на тему «Игрушки » .

Составил : воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад №3

Епишева Елена Сергеевна

Программное содержание :

Расширять и обобщать представления детей об игрушках , материалов, из которых они сделаны. Формировать обобщающее понятие – игрушки . Совершенствовать грамматический строй речи (образование имен существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами) учить образовывать прилагательные с существительными.

Развивать внимание , мышление через дидактические игры и отгадывание загадок. Учить, четко проговаривать слова, строить правильно предложения, развивать элементарно математические представления.

Воспитание у детей бережного отношения к игрушкам .

Оборудование.

Игрушки , предметные картинки с изображением игрушек по количеству детей . Подбор загадок по теме. Сюрпризная коробка с конвертами.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором лежат предметные картинки, взять их и рассмотреть.

В. Сначала сядет тот, у кого на картинке две машинки, один самолёт, три машины и т. д.

Так постепенно садятся все дети.

Собирая картинки у детей, спрашивает какое количество игрушек изображено на картинке?

Организационный момент

В. Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, и принесли с собой красивую коробку, а что же в этой коробке? Как вы думаете? (варианты ответов) . А давайте мы с вами посмотрим. Ой, а коробочка мне дает какой-то конверт (читает) . Хотите узнать, что лежит в коробочке, отгадайте загадки. Ну что, готовы ребята?

Загадки :

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

(машина)

Зверь забавный сшит из плюша.

Есть и лапы, есть и уши.

Места зверю дай немного

И устрой ему берлогу

(медвежонок)

Что все это значит?

Дочка, а не плачет.

Спать положишь,

Будет спать день,

И два, и даже пять.

(кукла) .

Стукнешь о стенку,а я отскочу,

Бросишь на землю – а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу!

(мячик)

Эти чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Все с начала начинаю.

(кубики) .

По мере отгадывания загадок выставляем из коробки Игрушки .

Вопросы :

Ребята, назовите одним словом, что же было в коробке? (игрушки .)

Для чего нужны игрушки ? Кому?

Где изготавливают игрушки ? Где их продают?

Заглядывает в коробку и обнаруживает, что там еще, что-то есть. «что это такое? (показывает пирамидку без колец) .

Эту пирамидку я видела у малышей. Они с ней хорошо играли. Как они теперь будут играть непонятно. Знаете, что могло произойти? Скорее всего, дети после игры не убрали на место пирамидку. Колечки с пирамидки, очень огорчились и спрятались в коробочке, а коробочка просто так ничего не отдает. Посмотрите, коробочка мне снова какой-то конверт дает. Давайте прочитаем.

Я, отдам колечки если вы выполните мои задания. (отвечает коробочка)

В. Поможем малышам вернуть пирамидку?

Вот и первое задание.

«Из чего могут быть сделаны игрушки (игра с мячом)

Мишка сшит из плюша, он какой? Правильно, плюшевый.

Машина сделана из металла, она какая? (металлическая) .

Матрешка сделана из дерева, она какая? (деревянная)

Куклу изготовили из пластмассы, она какая? (пластмассовая)

Мяч изготовлен из резины, он какой? (резиновый)

Кукла сделана из соломы, она какая? (соломенная)

Ведерко сделано из железа, оно какое? (железное)

Пирамидка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)

Кубики из дерева, они какие? (деревянные)

Молодцы с первым заданием справились. У нас появилось первое колечко.

2 задание

Перед вами картинки с изображением предметов. Посмотрите и назовите, какой предмет лишний?

Картинки :

Мяч, машина, линейка, кукла

Пирамидка диван, матрешка, кубики

Молодцы и с этим заданием вы справились у нас теперь два кольца.

3 задание

Теперь пришла пора поиграть нам детвора.

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Ножками топают, ручками хлопают,

Головками кивают, а после отдыхают.

Мы хорошо отдохнули, и коробка нам дает еще одно колечко.

4 задание.

«Где находится мяч» .

Дети произносят слова с употреблением предлогов. На, под, между, в.

Какие вы молодцы ребята, вы помогли уже четвертое колечко вернуть. Ну что продолжим.

5 задание :

«Помогите расставить игрушки » .

Рядом с машинкой, плюшевый мишка

Справа, от мишки – мячик звонкий

Слева, от машинки – кубик

Между машинкой и мишкой – кукла.

Какие вы молодцы ребята, шестое колечко вернули.

А вот и последнее задание.

В. Ребята, у вас у каждого есть своя любимая игрушка вы , конечно ее любите и называете ласково. Давайте поиграем в игру «Назовите ласково» .

Дети выходят и встают в круг. Воспитатель в центре круга с мячом в руках,

бросая мяч, называет игрушку , ребёнок ловит мяч и называет ласково.

В ходе всей образовательной деятельности добиваться от детей полных ответов.

Полученные колечки нанизывают дети на пирамидку, после каждого задания.

В. Вот и собрали пирамидку малышам давайте закроем пирамидку колпачком,

чтобы колечки снова не раскатились, и отнесём её в ясельную группу.

Итог занятия .

Ребята, вспомните, какие задания помогли вернуть нам пирамидку?

Какая игра вам понравилась больше всего?

В какую игру вы хотели бы ещё раз поиграть?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в младшей группе «Мои любимые игрушки» по циклу стихов «Игрушки» А. Барто Цель: Развивать понимание речи детей. Активизировать словарь, учить детей по словесному указанию, находить предметы по описанию и цвету.

Конспект НОД по развитию речи «Новогодние игрушки» Тематическая неделя «Новогодние игрушки» для детей первой младшей группы. Подготовила: воспитатель 1 младшей группы МБДОУ №6 «Улыбка» Тарасенко.

Конспект НОД по развитию речи «Троллейбус и игрушки» во второй младшей группе. Задачи: учить детей составлять рассказ по картинке; формировать обобщающее слово «транспорт»; развивать способность объединять все ответы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Игрушки». Знакомство с героями Цели: активизация.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Магазин «Игрушки» Ратиёва Татьяна Петровна Цель: продолжать учить детей составлять рассказ об игрушке; учить детей употреблять в речи названия магазинов,.

Программное содержание:

Коррекционно-обучающие задачи:

    Расширить знания детей о многообразии игрушек, форме, материалах, из которых они изготовлены;

    Развивать зрительное восприятие, фиксацию взора;

    Учить выделять составные части, материал, свойства поверхности;

    Учить составлять непрерывный, логически связанный рассказ об игрушке по опорной по схеме;

    Учить составлять качественные прилагательные, сопоставлять игрушки по материалу;

    Учить детей определять и называть пространственное расположение предметов;

    Учить различать и называть цвета, оттенки, правильно использовать их при описании игрушек;

    Закрепить названия основных геометрических эталонов.

Коррекционно-развивающие задачи:

    Развивать слуховую память, осязание, тактильную память;

    Развивать пространственное мышление, пространственное воображение;

    Активизировать зрительные функции прослеживания, аккомодации;

    Развивать осязание детей в предметно-практической деятельности;

    Дать элементарные представления о материалах, из которых изготавливаются игрушки.

    Развивать графические навыки.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Развивать зрительное внимание;

    Воспитывать эмоциональный отклик на рассказы об игрушках, на их многообразие;

    Закрепить правила обращения с игрушками, игровые действия.

    Воспитывать дружелюбие, умение играть в коллективе.

Речевые задачи:

    Учить словесному обозначению пространственного расположения частей образца;

    Развивать связную речь;

    Развивать словарный запас детей.

Индивидуальная работа: подставки для детей со сходящимся косоглазием.

План занятия:

    Введение в тему;

    Просмотр слайда «Экскурсия в музей старинных игрушек»;

    Беседа по вопросам учителя-дефектолога;

    Упражнение на формирование грамматического строя речи;

  1. Физминутка;

    Упражнение «Ящик осязаний»;

    Составление описательных рассказов с использованием опорных схем;

    Игры с использованием компьютерных технологий;

    Пальчиковая гимнастика;

    Графическое задание.

Оборудование:

    Слайд «Старинные игрушки»;

    Опорные схемы для составления описательных рассказов;

    Игрушки: мишка, пирамидка, кукла, мяч;

    «Ящик осязаний»;

    Графическое задание «Распутай рисунок».

Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций;

    Чтение художественных произведений;

    Организация сюжетно - ролевой игры «Магазин игрушек».

Ход занятия:

Ввод в занятие.

Учитель-дефектолог: Вы все любите играть. Что вам нужно, чтобы ваша игра была интересной?

Ответы детей.

Учитель-дефектолог: Правильно, вам нужны друзья и интересные игрушки.

Как вы думаете, давно ли у детей появились игрушки? Какими они были и почему?

Ответы детей.

Учитель-дефектолог: Сейчас мы с вами посмотрим маленький фильм «Старинные игрушек». Обратите внимание на вид игрушек, материалы, из которых они изготовлены.

Просмотр слайда.

Учитель-дефектолог: Скажите, почему среди старинных игрушек нет самолетов, вертолетов, машин? Кто и как раньше делали игрушки для детей? Из чего?

Ответы детей.

Учитель-дефектолог: Игрушки изготовлялись из глины, тканей, дерева, камней. Позже, когда люди научились получать стекло, стали делать их из стекла. Например, елочные игрушки, посуду.

Учитель-дефектолог: Мы знаем, что игрушки изготавливают из различных материалов. Скажите, пожалуйста,

Если игрушка изготовлена из глины, как она называется?

Если игрушка изготовлена из соломы, как она называется?

Если игрушка изготовлена из ткани, как она называется?

Если игрушка изготовлена из шерсти, как она называется?

Если игрушка изготовлена из пластмассы, как она называется?

Если игрушка изготовлена из плюша, как она называется?

Если игрушка изготовлена из ваты, как она называется?

Если игрушка изготовлена из стекла, как она называется?

Если игрушка изготовлена из картона, как она называется?

Если игрушка изготовлена из бумаги, как она называется?

Если игрушка изготовлена из резины, как она называется?

Учитель-дефектолог: Люди с давних пор о своих любимых предметах любили сочинять загадки. Я предлагаю отгадать загадки об игрушках.

Закрывает она глазки

И рассказывает сказки.

Может «Мама!» закричать,

И в коляске полежать (кукла).

Он стройный и красивый, у него густая грива.

Жаль, нельзя на нем промчаться,

Можно только покачаться (конь - качалка).

Стукнешь о стенку, я отскачу.

Бросишь на землю, а я подскачу.

Я из ладоней в ладони лечу,

Смирно лежать не хочу (мяч).

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка (матрешки).

Пляшет крошка, а всего одна ножка (юла)

Физминутка «Мы устали».

Мы устали, засиделись.

Нам размяться захотелось.

То на стенку посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

И в последний раз присели,

А потом на место сели.

Учитель-дефектолог: Сейчас я хочу проверить, узнаете ли вы игрушку, не видя его.

Упражнение «Ящик осязаний».

Учитель-дефектолог: В руках у вас по игрушке. Они разные, сделаны из разного материала. Расскажите нам о них. А поможет вам в этом вот такая схема.

Составление описательных рассказов с использованием опорной схемы.

Учитель-дефектолог: Я предлагаю вам поиграть в логические игры, в которых задействованы игрушки.

Игры с использованием компьютерных технологий «Исключение лишних предметов», «Что сначала, что потом», «Последовательность из двух элементов», «Найди такой же предмет, как образец», «Подбери недостающий предмет», «Заполни таблицу».

Учитель-дефектолог: Молодцы! Сейчас я хочу обратиться к вам от лица игрушек. Послушайте песню игрушек.

Дети любят игрушки,

Так все говорят.

Ну, а разве игрушки

Не любят ребят?

Души в них не чают!

Жаль, что это не все замечают!

Не заметишь обиды

По нашему виду.

Мы ребятам прощаем

Любую обиду.

Учитель-дефектолог: О чем эта песня игрушек?

Ответы детей.

Учитель-дефектолог: В ящике лежало много игрушек, и они перепутались. Давайте мы их сейчас распутаем.

Пальчиковая гимнастика «Шарик».

Надуваем быстро шарик, все пальцы обеих рук соприкасаются

кончиками

Он становится большим, в этом положении дуем на них

Вдруг шар лопнул, воздух вышел, пальчики принимают форму шара

Стал он тонким и худым. Воздух «выходит» и пальчики принимают

исходное положение

Выполняется задание «Распутай рисунок» на готовой основе.

Итог: О чем мы говорили сегодня? Все игрушки одинаковые? Чем отличаются игрушки? Что в них общего?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение – «Детский сад № 5» компенсирующего вида.

городского округа город Стерлитамак

Республики Башкортостан

«Игрушки»

конспект интегрированного занятия

с использованием компьютерных технологий

в подготовительной группе № 3

Подготовила: Сагитова Г.З.

учитель-дефектолог

Занятие.
Тема. Мишка. Рассматривание большого и маленького мишек.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Цели: знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушка мишка; учить описывать игрушку (называть части, величину, признаки), находить ее изображение на картинках, сравнивать большую и маленькую игрушки; развивать речь, интерес к движениям под музыку; обогащать словарь детей.
Целевые ориентиры дошкольного образования: принимает участие в игре «Найди мишку», проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения (русская народная мелодия «Полянка» в обработке Г. Фрида); может рассказать об изображенном на картинке, об игрушке (мишка и его изображения на картинках), рассматривать и сравнить предметы по величине при помощи наводящих вопросов педагога.
Материалы и оборудование: два плюшевых мишки, отличающихся по размеру, картинки с изображением разных игрушек (заяц, грузовик, кукла, мяч 2–3 изображения мишки).
Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия «Полянка» в обработке Г. Фрида.
Организованная образовательная деятельность.
1. Организационный момент.
Воспитатель (показывает большого плюшевого мишку). Ребята, посмотрите и скажите, кто это.
Если дети отвечают правильно, воспитатель подтверждает их ответ и просит тех ребят назвать игрушку, кто промолчал.

2. Основная часть. Рассматривание игрушки.
Воспитатель. Подойдите поближе к мишке, погладьте его по пушистой шерстке, потрогайте ушки, гладкий носик, мягкие лапы, животик, посмотрите, какие у него глазки.
Дети рассматривают, трогают мишку.
– Какой мишка? (Побуждает детей говорить вместе с ним.) Наш мишка (какой?) большой, пушистый, у него ушки (какие?) мягкие, лапы (какие?) мягкие, а живот (какой?), хвостик (какой?). Носик у мишки гладкий, глазки круглые, как пуговички.
– Назовите части игрушки. (Носик, хвост, лапки, живот, спинка.) Где у мишки носик? (Дети показывают.)
3. Дидактическая игра «Найди мишку».
Воспитатель прикрепляет на мольберт картинки с изображением игрушек, затем, указывая на них, просит детей показать мишку: «Здесь, на картинках, тоже есть мишки, но они спрятались среди других игрушек, найдите их». Дети по очереди могут подойти и указать на картинки с изображением мишки.

4. Музыкально-ритмические движения.
Под русскую народную мелодию «Полянка» в обработке Г. Фрида дети изображают, как ходит косолапый мишка, как собирает ягоды, при этом воспитатель показывает и комментирует действия, которые повторяют за ним дети: «Косолапые мишки ходят по полянке. (Идут косолапой походкой.) Ой, сколько ягод на полянке! (Разводят руки в стороны от удивления.) Мишки собирают ягоды в лапку, затем кладут в рот. (Имитируют движения.)»
5. Сравнение мишек разной величины.
Из-под стола, на котором сидит большой мишка, воспитатель достает маленького мишку и сажает рядом с большим, просит назвать игрушку: «Кто это?» (Мишка.) Далее, указывая сначала на маленького мишку, потом на большого, задает вопрос: «Этот мишка такой же?». Если дети затрудняются ответить, воспитатель говорит: «Наш мишка большой, а этот маленький. Какой наш мишка? (Большой.) А этот? (Маленький.) У большого мишки уши большие, а у маленького… (ушки маленькие), у большого мишки лапы большие, а у маленького … (лапки маленькие)» и т. д.
После каждого вопроса воспитатель дает детям возможность ответить самостоятельно, а при затруднениях побуждает детей повторять ответ за ним.

6. Рефлексия.
Посмотрите, мишеньки, как наши ребята весело играют.
Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения З. Александровой и показывает движения, соответствующие тексту, а дети повторяют.
Мишка лапу занозил,
Наступив на шишку, Топнуть сначала одной, потом другой ногой.
Рассердился, пригрозил:
«Ты узнаешь мишку!» Погрозить пальцем.
Шишку в сучьях закопал,
Поплясал на сучьях, Прыжки на двух ногах на одном месте.
Поскользнулся и упал
У норы барсучьей. Сесть на корточки.
Вышел заспанный барсук,
Заворчал на мишку. Погрозить пальцем.
Мишка струсил, влез на сук,
Притаился мышкой. Прыжок на месте, сесть на корточки, обхватить колени руками.

Цель : отработка умения образовывать прилагательные; соотносить существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

Расширение и систематизация словарного запаса;

Словарь : резиновый, железный, стеклянный, картонный, пластмассовый;

Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к игрушкам; приучать ребят убирать за собой игрушки на место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи на тему «Игрушки» в средней группе

Непосредственная образовательная деятельность

Тема: Игрушки .

Цель : отработка умения образовывать прилагательные;

соотносить существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

Расширение и систематизация словарного запаса;

Словарь : резиновый, железный, стеклянный, картонный, пластмассовый;

Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к игрушкам;
приучать ребят убирать за собой игрушки на место.

Оборудование : картинки с изображением игрушек; чудесный мешочек с игрушками; кукла Машенька; игрушки: зайчик, юла, кораблик, змей, фонарь, Мишка с бантиком (для красоты).

Ход Непосредственной образовательной деятельности

1. Организационный момент (задание детям).

Осколочные картинки – составить из частей картинку и назвать ее.

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Об игрушках. Все игрушки сделаны из разных материалов. И вот сегодня мы будем говорить, из чего сделаны игрушки и какие они.

2. Изучение нового материала.

Игра: Чудесный мешочек .

Дети на ощупь достают игрушки и называют их; затем определяют материал из которого сделаны.

Что ты достал? – мячик.

Из чего он сделан? – из резины.

Значит мячик какой? – резиновый мячик.

Вопросами уточняются ответы: резиновый мячик; стеклянный шарик; деревянный кубик; железный солдатик; пластмассовый совочек; картонная рыбка. Важно следить, что бы дети давали полные ответы.

Игра: Поможем кукле Машеньке .

Появляется грустная кукла Машенька

Почему Машенька такая невеселая, такая грустная? Все ее игрушки убежали, потому что она не знает, из чего они сделаны. Поможем Машеньке. Надо найти игрушки и назвать из чего они сделаны и какие они.

Дети находят игрушки в игровом уголке и возвращаются к воспитателю. Надо назвать игрушку и сказать, какая она. (У меня меховой заяц; железная юла; синий корабль; красивый Мишка; большой змей).

Машенька, ты запомнила? Назови сама, из чего сделаны игрушки?

Дети, правильно ответила Машенька?

А почему не правильно?

Она не назвала материал, не сказала из чего сделаны игрушки.

Давайте еще раз вспомним, какие игрушки у Машеньки и из чего они сделаны.

Дети отвечают, используя относительные прилагательные.

3. Физкультминутка.

Ребята, вас всех завели ключом, вы заводные куклы (дети ходят, изображая заводных кукол). А теперь вы зайчики (дети прыгают, подражая зайчикам). А теперь вы медведи (подражание). А теперь лисички (подражание). А теперь все мячики большие и маленькие; мальчики большие, а девочки маленькие мячики; и они прыгают по разному большие – высоко, маленькие – пониже (затем поменялись: девочки стали большими мячиками, а мальчики – маленькими).

4. Закрепление материала .

Игра: Магазин игрушек .

Дети рассматривают игрушки на полочке.

Игровые действия: дети выходят и покупают понравившуюся игрушку. Условие: покупать только игрушки, сделанные из одного материала. Вначале покупают деревянные игрушки. Надо назвать ее, сказать какая она, из чего сделана игрушка.

Я купил(а) деревянную ложку. Я купил(а) деревянную матрешку. Я купил(а) деревянную лошадку. Я купил(а) деревянный кубик.

Деревянные игрушки все кончились, все распроданы. А теперь продаются резиновые игрушки. Затем в продажу поступают пластмассовые игрушки. Затем железные.

Воспитатель просит детей помочь, навести порядок в магазине и расставить игрушки на полки, дети расставляют игрушки, классифицируя их.

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо вели себя в магазине игрушек, осторожно играли с ними, аккуратно расставляли игрушки по полочкам.

Рефлексия : Дети вам понравился магазин игрушек? С какими игрушками было интереснее всего играть?

5. Итог.

Заключительная беседа.

Ребята, какие игрушки и из каких материалов вы ещё знаете?

Да, ребята вы сегодня узнали много интересного про игрушки, весело и дружно играли с разными игрушками.

Педагог хвалит детей за внимательность, за полные ответы.