Нужно ли ставить прививки ребенку. Нужны ли прививки детям: обзор противопоказаний и мнение специалиста. Последствия отказа от вакцинации

Обновление: Октябрь 2018

В настоящее время в России ведется активная антипрививочная пропаганда. Это наносит огромный вред населению, к сожалению, не все это осознают, а поддаются на «утки» средств массовой информации. Эта пропаганда уже приносит свои ужасные плоды.

Начало ей было положено еще в конце 80-х годов. В результате массового отказа от вакцинации с разной периодичностью в стране возникают эпидемии дифтерии, кори, . Ведь заражаются и переносят инфекцию именно те, кто не вакцинирован.

Вакцинация – это способ профилактики тяжелых инфекционных (вирусных и бактериальных) заболеваний, с помощью введения в организм антигенного материала, в результате чего формируется иммунитет к данному заболеванию.

Вопрос делать ли прививки детям встает перед каждым родителем сразу после рождения малыша. И ответ на него один – если нет противопоказаний, если ребенок здоров, то прививки делать нужно!

Часто делается сразу несколько прививок детям (АКДС, например, сразу включает в себя 3 компонента). Это допустимо и не страшно, хотя многие бояться этого, но часто сами не знают почему. Для иммунной системы здорового ребенка это вполне нормально. Более подробно об этом будет рассказано ниже.

Для некоторых возбудителей формируется стойкий иммунитет сразу, для других требуется ревакцинация, то есть повторное введение антигена для поддержания стойкого иммунитета.

Немного истории

Еще в древние времена в Индии и Китае практиковалась инокуляция. Если инфекционное заболевание сопровождалось появлением пузырьков на теле человека, то брали жидкость из них и вводили здоровым людям. Конечно, в древние времена это не всегда было безопасно, и нередко случались заражения таким путем, так как возбудитель был не ослабленный в инокуляте. Но начало было положено.

Если говорить не о древних временах, то еще в Англии было замечено, что доярки, которые заболевали коровьей оспой, никогда впоследствии не болели натуральной оспой. Эдвард Дженнер тоже знал об этой примете и решил ее проверить. Сначала он привил ребенка от коровьей оспы, а через некоторое время ему был введен возбудитель натуральной оспы. Ребенок не заболел. Так было положено начало вакцинации. Но сам термин появился значительно позже, его предложил Луи Пастер, он же смог изготовить первые вакцины с ослабленными микроорганизмами.

В России прививки появились во времена правления Екатерины II

Виды вакцин

  1. Живая вакцина – в качестве антигена выступает живой ослабленный микроорганизм, к ним относятся вакцины против полиомиелита (в виде капель), краснухи, паротита.
  2. Инактивированная вакцина – в качестве антигена выступает либо убитый микроорганизм, либо его части, например, клеточная стенка. К ним относятся вакцины против коклюша, менингококковой инфекции, бешенства.
  3. Анатоксины — в качестве антигена выступает инактивированный (не приносит никакого вреда организму человека) токсин, который вырабатывает возбудитель. К ним относятся прививки против столбняка и дифтерии.
  4. Биосинтетические вакцины – получены в результате генно-инженерных технологий, например, вакцина от гепатита В.

Работа иммунной системы при вакцинации

Иммунная система – это страж нашего организма. На любой чужеродный агент она реагирует. При попадании такого агента (антиген) иммунная система активируется, происходит выработка массы биологически активных веществ, усиливается выработка лейкоцитов костным мозгом и вырабатываются антитела. Антитела являются специфичными для разных антигенов. Таким образом, эти антитела могут сохраняться длительное время или всю жизнь, а это позволяет защитить организм от патогенного воздействия данного антигена. При попадании этого же чужеродного агента, имеющиеся антитела уничтожат его.

Принцип действия прививки основан на этом – в организм вводится антиген (ослабленный или убитый возбудитель, или его часть). Иммунная система активируется, происходит продукция антител к этому возбудителю. Эти антитела сохраняются в организме человека длительное время, защищая его от этого заболевания. При этом человек не заболевает, так как ослабленный микроорганизм, а тем более убитый или его часть не может вызвать развитие заболевания. Если в будущем человек столкнется с возбудителем данного заболевания, то при попадании инфекционного агента в организм, имеющиеся антитела сразу атакуют эти микроорганизмы и уничтожают их. Таким образом, заболевание не развивается.

Пути введения вакцин

Внутримышечный

Наиболее часто используется при введении вакцин. Мышцы тела человека отлично кровоснабжаются, что обеспечивает отличную скорость попадания иммунных клеток в место введения антигена, а это обеспечивает наиболее быструю выработку иммунитета. Удаленность от кожных покровов снижает риск местных побочных явлений. Прививки детям до 3 лет вводятся в передне-боковую поверхность бедра. Введение в ягодичную мышцу не рекомендуется, так как на ягодицах толщина подкожно-жирового слоя велика, а иглы для вакцинации короткие, в этом случае получится подкожное введение, а не внутримышечное. Также всегда сохраняется риск попадания в седалищный нерв. В 2 года, но лучше после 3 лет, разрешается вводить вакцины в дельтовидную мышцу (в области плеча, в проекции головки плечевой кости).

Внутрикожный и накожный

Внутрикожно вводятся вакцина против туберкулеза (БЦЖ), против туляремии, ранее также вводилась вакцина против натуральной оспы. Традиционное место введения – плечо или сгибательная поверхность предплечья. При правильном введении вакцины образуется «лимонная корочка». Выглядит она как белесоватое пятно с мелкими углублениями, как на корке лимона, отсюда и такое название.

Подкожный

Таким способом вводят гангренозные или стрептококковые анатоксины, а также этот способ можно использовать при введении живых вакцин. Так как в этом случае снижается скорость выработки иммунитета, не рекомендуется вводить таким способом вакцины против бешенства и гепатита В. Также предпочтительным становится этот способ введения у пациентов с нарушениями свертываемости крови, так как риск кровотечения при подкожном введении значительно ниже, нежели при внутримышечном введении.

Пероральный (через рот)

Таким образом, согласно календарю профилактических прививок для детей в России, вводится живая вакцина против полиомиелита после 1 года. В других странах перорально вводят также вакцину против брюшного тифа. Если вакцина имеет неприятный вкус, ее предлагают на кусочке сахара.

Аэрозольный (через нос, интраназальный)

Одна из отечественных вакцин против гриппа имеет такой путь введения. Он обеспечивает появление местного иммунитета во входных воротах инфекции. Иммунитет нестойкий.

Одновременное введение вакцин

Некоторых пугает, что в ряде случаев одновременно вводится несколько вакцин. Но не следует этого бояться. Исходя из многолетнего опыта, никаких осложнений это не несет. Единственные вакцины, которые нельзя вводит одновременно – это против холеры и против желтой лихорадки.

Состав вакцин

В составе вакцины, кроме основного действующего вещества (антигена) может быть консервант, сорбент, стабилизатор, неспецифические примеси и наполнитель.

К неспецифическим примесям относятся белок субстрата, где культивировали вирусную вакцину, микроскопическое количество антибиотика и белки сыворотки животных, если они использовались при культивировании необходимых клеточных культур.

Консервант входит в состав любой вакцины. Его присутствие необходимо для обеспечения стерильности раствора. Условие их наличия выставлено экспертами ВОЗ.

Стабилизаторы и наполнители не являются обязательными компонентами, но в ряде случаев они встречаются в составе вакцин. Используются только те стабилизаторы и наполнители, которые разрешены для введения в организм человека.

Все, что касается противопоказаний к проведению вакцинации

После вопроса «какие прививки делают детям?», следующим вопросом у молодых мам появляется «какие бывают противопоказания?». Этот вопрос достоин пристального внимания, поэтому мы рассмотрим все возможные аспекты.

В настоящий момент список противопоказаний уменьшается. Этому есть логичное объяснение.

  • В результате многолетних наблюдений и исследований было установлено, что инфекции, от которых прививают детей, протекают гораздо тяжелее у лиц, кому ранее прививки были противопоказаны. Например, у детей с нарушением питания, инфицированных туберкулезом, заболевание протекает гораздо тяжелее. У , инфицированных коклюшем риск летального исхода выше. Краснуха протекает гораздо тяжелее у больных сахарным диабетом, а грипп – у больных бронхиальной астмой. Запрещать прививать таких детей, значит, подвергать их большой опасности.
  • Исследования, проводившиеся под контролем ВОЗ, показали, что поствакцинальный период у таких детей протекает так же, как и у здоровых детей. Еще было установлено, что в результате вакцинации течение фоновых хронических заболеваний не ухудшается.
  • Благодаря усовершенствованию технологии производства вакцин удалось добиться значительного уменьшения балластных веществ и белков, которые могут провоцировать побочные реакции. Например, у ряда вакцин содержание яичного белка сведено к минимуму и даже не определяется. Это позволяет делать такие вакцины детям, имеющих аллергию к яичному белку.

Существует несколько видов противопоказаний:

  • Истинные противопоказания – это те, которые перечислены в аннотациях к вакцинам и имеются в приказах и международных рекомендациях.
  • Ложные – они по сути не являются ими. Они являются выдумками родителей или из-за традиций. Например, почему-то некоторые врачи до сих пор считают перинатальную энцефалопатию противопоказанием, хотя это не так.
  • Абсолютные – при наличии их, прививка, даже если она указана среди обязательных в календаре прививок, ребенка не прививают.
  • Относительные – это противопоказания, относящиеся к истинным, но окончательное решение о проведении вакцинации принимает врач, сравнивая риски каждого из решений. Например, при аллергии на яичный белок, обычно не проводят прививку от гриппа, но в случае опасной эпидемической ситуации, риск аллергии ниже риска заражения гриппом. В других странах это даже не является противопоказанием, просто проводят подготовку, уменьшающую риск проявления аллергии.
  • Временные – например, ОРВИ у ребенка или обострение хронического заболевания, после выздоровления ребенка разрешается введение вакцины.
  • Постоянные – они не будут сняты никогда, например, первичный иммунодефицит у ребенка.
  • Общие – они касаются всех прививок, например, нельзя делать никакую прививку, если имеется температура или ребенок переносит острое заболевание.
  • Частные – это такие противопоказания, которые касаются только нескольких прививок, но при этом разрешены другие вакцины.

Истинные противопоказания к проведению профилактических прививок:

Вакцина Противопоказания
Любые вакцины Сильная реакция на предыдущее введение данной вакцины (повышение температуры выше 40◦С или (и) покраснение и отек в месте введения вакцины диаметром более 8 см у ребенка после прививки). Осложнения – анафилактический шок, ангионевротический отек, артрит или другие осложнения.
Живые вакцины Первичный иммунодефицит, злокачественные новообразования, беременность.
БЦЖ Низкая масса тела при рождении (менее 2 кг), образование келоидного рубца в месте предыдущего введения, тяжелые неврологические нарушения, Генерализованная БЦЖ–инфекция (у других близких родственников), гемолитическая болезнь новорожденных, системные патологии кожи, ВИЧ у матери, иммунодефицит у ребенка (см. о прививке БЦЖ и ее последствиях — мнение к.м.н.).
АКДС Наличие судорог в анамнезе у ребенка, прогрессирующие неврологические заболевания.
КПК Тяжелая аллергия на аминогликозиды. Анафилактический шок на яичный белок в анамнезе.
Вакцина от гепатита В Аллергическая реакция на хлебопекарные дрожжи, если у новорожденного ребенка была длительная физиологическая желтушка (гипербилирубинемия) с высокими показателями билирубина.

Побочные реакции

Прививка – это иммунобиологический препарат, который вызывает желаемые изменения в организме в виде выработки иммунитета к тяжелым инфекционным заболеваниям, но при этом могут быть и побочные реакции.

Часто мамы беспокоятся, что у ребенка после прививки температура тела повышается или возникают местные реакции, но не следует переживать, если реакция не становится запредельной.

Побочная реакция является нормальной реакцией организма, это отражает процесс выработки иммунитета после попадания в организм ребенка чужеродного антигена. Если эти реакции выражены не очень сильно, то это является даже положительным моментом, говорящим о высокой активности иммунной системы. Но и их отсутствие не говорит о том, что недостаточно иммунитет вырабатывается, это лишь индивидуальная особенность реактивности иммунной системы.

При возникновении тяжелых побочных реакция, например, подъем температуры выше 40 градусов, необходимо срочно об этом сообщить врачу. Так как помимо оказания помощи ребенку, врачу необходимо будет заполнить ряд документов и передать их в специальные органы, которые занимаются контролем качества вакцин. При появлении нескольких таких случаев, партия вакцин конфискуется и тщательно проверяется.

Очень важно иметь в виду типичность этих побочных реакций. Например, если известно, что дети после прививок от краснухи могут иметь небольшую припухлость в области суставов, то обострение гастрита в этот период не будет иметь к прививке никакого отношения. Не стоит различные совпадения «списывать» на прививку.

Частота побочных явлений также известна. Например, вакцина против вирусного гепатита В в 7% случаев дает местную реакцию, а вакцина против краснухи в 5% — общую побочную реакцию организма.

Местные побочные реакции Общие побочные реакции
К ним относятся:
  • Гиперемия (покраснение)
  • Уплотнение
  • Болезненность

Причиной этого является асептическое воспаление в месте введения препарата. Это воспаление может вызвать как сам препарат, так и сам укол, травмирующий кожу, мышцу.

Во многих инактивированных вакцинах в составе имеются специальные компоненты, вызывающие местную реакцию, для того, чтобы увеличился приток крови к месту введения вакцины, что приведет к попаданию большего количества иммунных клеток в это место, а значит, иммунитет будет сильнее.

  • Повышение температуры тела
  • Беспокойство, плач
  • Снижение аппетита
  • Похолодание конечностей
  • Головная боль
  • Головокружение

Наиболее частые из них – это гипертермия и сыпь. Сыпь возникает чаще после введения противовирусных вакцин, например, против краснухи. Она обусловлена попаданием вируса в кожу, что опасности в себе не несет. Подъем температуры тела обусловлен обычной реакцией иммунитета. При контакте иммунных клеток с антигеном выделяются в кровь пирогены, вещества, вызывающие повышение температуры.

По результатам контроля Государственного Института стандартизации и контроля вакцин и сывороток, в течение 8 лет осложнений после введения любых вакцин было около 500 ! Тогда как смертность от того же коклюша составляет 4000 на 100000.

Антивакцинаторство

Антивакцинаторство – это общественное движение, представители которого оспаривают эффективность и безопасность вакцин.

Впервые об этом заговорили еще в конце 19 века. В современном мире ситуация усугубляется заказными репортажами в СМИ и множеством недостоверных статей, написанных дилетантами, в интернете. Большинство людей, не понимая, о чем идет речь, не понимая в иммунологии ничего, слишком уверенно судит о проблеме. «Заражая» и других своими неверными суждениями.

Развенчаем мифы антивакцинаторов:

«Заговор фармацевтов и врачей»

Почему-то некоторые считают, что на вакцинах пытаются делать деньги врачи и фармацевты. Но почему же крайними оказываются вакцины? Любая отрасль фармацевтики или в любой другой сфере является так или иначе прибыльной для кого-то, но почему-то «виноваты» в этом лишь прививки для некоторых людей. И главная цель производства вакцин была и остается – профилактика опасных инфекционных заболеваний, а не прибыль.

Неэффективность вакцин

Статистика же говорит об обратном. Случаи заболевания среди привитых встречаются редко, а если и происходит развитие заболевания, то протекает оно в легкой форме. А вот непривитой человек столкнувшись с носителем инфекции заболеет с вероятностью, приближающейся к 100%.

Вспомним, какие эпидемии были по всему миру, во времена натуральной оспы и сколько умирало людей. Но вакцина против нее в корне изменила ситуацию. Только благодаря поголовному вакцинированию всех уже более 30 лет случаи инфицирования возбудителем натуральной оспы не регистрируется.

Отрицание необходимости вакцинации

Не имея данных о заболеваемости, антивакцинаторы ошибочно думают, что эти инфекции встречаются достаточно редко. Но это также ошибка. Заболеваемость гепатитом В за 6 лет активного вакцинирования детей упала с 9 на 100 тыс. до 1,6 на 100 тыс. Но при этом все еще эта цифра велика, потому что количество родителей, отказывающихся от проведения вакцинации, согласно календарю прививок, детям до года или отказывающихся совсем, очень велико. А это ведет к тому, что формируется неиммунная прослойка населения, а это потенциальные переносчики этих инфекций.

Утверждение об отрицательных влияниях вакцин

Одним из самых смехотворных утверждений на этот счет, что в вакцинах содержатся соединения ртути, вызывающие аутизм. Начнем с того, что в организме человека можно найти почти все элементы таблицы Менделеева и ртуть там не на последнем месте. Мы ежедневно с пищей получаем микродозы подобных соединений. А в вакцинах это соединение имеется в еще меньшем количестве и играет роль консерванта. Не говоря уже о том, что подобные экзогенные факторы вообще не могут никак влиять на появление аутизма. Даже студент медицинского института знает больше об этиологии этого заболевания, нежели антивакцинаторы, потому что даже минимальных знаний хватило бы, чтобы не утверждать подобную глупость. Именно из-за незнания появляются и подобные слухи об эпилепсии и других заболеваниях. Вспомним о типичности побочных реакций – не стоит винить прививку в том, что произошло бы и без нее.

Прививки уничтожают иммунитет

Еще одна глупость от людей, незнающих как работает иммунная система. Мы уже говорили о том, что при вакцинации иммунная система активируется, не стоит повторяться, я думаю.

Памятка для родителей

  • В день прививки и на следующий день не рекомендуется купание и прогулка. Так как переохлаждение и контакты с большим количеством людей могут послужить причиной ОВРИ у ребенка. В первые 2 дня иммунная система активно вырабатывает иммунитет к введенным антигенам и дополнительная иммунная нагрузка ни к чему, иммунитет может попросту не справится и разовьется ОРВИ.
  • Если у ребенка поднялась температура выше 37,5, то следует дать жаропонижающее и проконсультироваться с Вашим врачом.
  • Если появилась местная реакция, то может помочь прием антигистаминных препаратов, но перед тем, как что-либо дать ребенку из лекарств, спросите у своего врача!
  • На момент введения вакцины ребенок должен быть здоров. От момента окончания последнего заболевания должно пройти не менее 2 недель. Ребенок должен быть осмотрен педиатром и должны быть нормальные показатели общего анализа крови и мочи.

Календарь профилактических прививок для детей в России

Подлежащие обязательной вакцинации Наименование профилактической прививки
Новорожденные в первые 24 часа жизни Первая вакцинация против вирусного гепатита B
Новорожденные на 3 - 7 день жизни Вакцинация против туберкулеза
Дети 1 месяц Вторая вакцинация против вирусного гепатита B
Дети 2 месяца Третья вакцинация против вирусного гепатита B (группы риска)
Первая вакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 3 месяца Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Первая вакцинация против полиомиелита
Первая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Дети 4,5 месяцев Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Вторая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Вторая вакцинация против полиомиелита
Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 6 месяцев Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Третья вакцинация против вирусного гепатита B
Третья вакцинация против полиомиелита
Третья вакцинация против гемофильной инфекции (группа риска)
Дети 12 месяцев Вакцинация против кори, краснухи,
Четвертая вакцинация против вирусного гепатита B (группы риска)
Дети 15 месяцев Ревакцинация против пневмококковой инфекции
Дети 18 месяцев Первая ревакцинация против полиомиелита
Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка
Ревакцинация против гемофильной инфекции (группы риска)
Дети 20 месяцев Вторая ревакцинация против полиомиелита
Дети 6 лет Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита
Дети 6 - 7 лет Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка
Ревакцинация против туберкулеза
Дети 14 лет Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка
Третья ревакцинация против полиомиелита
Взрослые от 18 лет Ревакцинация против дифтерии, столбняка - каждые 10 лет от момента последней ревакцинации
Вакцинация против вирусного гепатита B

Дети от 1 года до 18 лет, взрослые от 18 до 55 лет, не привитые ранее

Вакцинация против кори

Дети от 1 года до 18 лет включительно и взрослые в возрасте до 35 лет (включительно), не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведений о прививках против кори

Вакцинация против краснухи

Дети от 1 года до 18 лет, женщины от 18 до 25 лет (включительно), не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи, не имеющие сведений о прививках против краснухи

Вакцинация против гриппа
  • Дети с 6 месяцев, учащиеся 1 - 11 классов
  • обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования
  • взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы)
  • беременные женщины
  • взрослые старше 60 лет
  • лица, подлежащие призыву на военную службу
  • лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями легких, сердечно-сосудистыми заболеваниями, метаболическими нарушениями и ожирением

Делать ли прививки ребенку (За и против)

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Сегодня многие родители размышляют над вопросом: "Стоит ли делать прививки ребенку?". В обществе развернулась широкая и весьма оживленная дискуссия на эту тему. Отчетливо можно выделить две группы людей, высказывающих совершенно противоположное мнение и отстаивающих его весьма агрессивно, с применением различных аргументов, которые чаще всего являются факторами эмоционального воздействия на аудиторию.

Делать ли прививки ребенку?

Итак, на сегодняшний день в нашем обществе имеется группа людей, которые считают, что прививки для ребенка есть абсолютное зло, они приносят только вред и никакой пользы - поэтому, соответственно, совершенно не нужно их делать. В противоположность ей существует другая группа, которая доказывает не просто обоснованность прививок, а необходимость обязательно выполнять сроки их постановки соответственно календарю. Как видно, обе эти группы занимают крайние позиции, можно сказать радикальные. Однако очевидна неправота и тех, и других, поскольку всегда есть множество факторов, которые следует учитывать при принятии решения, вследствие чего нельзя найти одно единственное простое решение для сложной проблемы.

Безусловно, прививки нужны, поскольку они оберегают детей и взрослых от серьезных эпидемий инфекционных заболеваний, вспышки которых способны погубить от половины до 2/3 всего населения, как это уже было не раз в истории. С другой стороны нельзя унифицировать всех людей, и подходить к ним с одной меркой, поскольку каждый человек индивидуален. Именно из-за наличия большого количества индивидуальных особенностей у каждого ребенка нельзя считать календарь прививок единственно правильной инструкцией, обязательной для исполнения в неизменном виде. Ведь каждая вакцина имеет показания и противопоказания, а также инструкции по ее применению. Поэтому следует учитывать все особенности ребенка, и если он имеет какие-то противопоказания к прививке на данный конкретный момент, то необходимо сдвинуть календарь и проводить вакцинацию, соблюдая врачебный принцип "Не навреди". Не произойдет ничего страшного, если ребенок получит необходимые вакцины чуть позже, чем его сверстники.

Перейдем к позиции противников прививок, которые видят в них абсолютное зло, выдуманное специально для них. Основной аргумент этой группы людей – вредное воздействие прививок на развитие ребенка, как физическое, так и умственное. К сожалению вакцинация, как и любая манипуляция, чревата возможными осложнениями, которые встречаются в реальности довольно редко. Но противники прививок утверждают, что практически любые болезни ребенка связаны именно с вакцинами. Увы, это не так. Человеческий организм не настолько просто устроен. Но человек склонен искать наиболее простое решение проблем, поэтому, когда у ребенка возникает какое-либо заболевание, то гораздо проще посчитать виновником всех бед прививку, чем долго, тщательно и скрупулезно разбираться в явлении, и выяснять истинную причину.

Обычно противники прививок используют целый ряд аргументов, которыми стараются оказать максимально сильное эмоциональное воздействие на слушателя. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, необходимо полностью взять под контроль эмоции и руководствоваться только разумом, поскольку сердце здесь плохой советчик. Безусловно, когда родителям скажут, что после прививки ребенок может остаться "дурачком" на всю жизнь, или серьезно заболеть, и приводят некие факты из историй болезни, любой взрослый человек будет впечатлён. Его эмоции будут очень сильными. Как правило, имеет место передергивание и подача информации в максимально негативном ключе, без тщательного выяснения истинных причин произошедшей трагедии.

После таких сильных эмоциональных потрясений многие люди подумают: "Действительно, зачем эти прививки, когда от них такие осложнения!". Такое решение под воздействием сильных сиюминутных эмоций неверно, поскольку никто не гарантирует, что непривитый ребенок не заразится оспой или дифтерией , которые станут для него смертельными. Другой вопрос, что необходимо учесть все аспекты состояния ребенка и поставить прививку тогда, когда малыш готов ее перенести без осложнений.

Именно поэтому предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными аргументами противников прививок, и с научными объяснениями феномена иммунитета , чтобы ваши решения были разумными и взвешенными, основанными на рассуждениях, а не на слепых утверждениях. Ниже приводим аргументы противников прививок под заголовком "против", и объяснения ученых и врачей по каждому утверждению под заголовком "за".

Прививки детям – за и против

Против. Противники прививок утверждают, что многие люди имеют собственный иммунитет против инфекций, который полностью разрушается после вакцинации.

За. В первую очередь разберемся в понятиях. В этом утверждении слово "иммунитет" используется, как синоним невосприимчивости к заболеваниям. Имеет место путаница понятий "невосприимчивость к заболеваниям" и "иммунитет", которые у многих людей являются синонимами, что неверно. Иммунитет – это совокупность всех клеток, реакций и систем организма, которые осуществляют выявление и уничтожение патогенных микробов, чужеродных и раковых клеток. А невосприимчивость к заболеваниям – это наличие устойчивости к определенному возбудителю инфекции.

Конечно, человек рождается с иммунитетом, в том смысле, что у него есть клетки и реакции, обеспечивающие уничтожение микробов. Однако невосприимчивости к тяжелым и заразным инфекциям нет ни у одного новорожденного . Такая невосприимчивость к определенной инфекции может сформироваться только после того, как человек переболеет ей и выздоровеет, или после введения вакцины. Рассмотрим, как это происходит.

Когда в организм человека попадает патогенный микроб–возбудитель инфекции, он заболевает. В это время специальные клетки иммунной системы, называемые В–лимфоцитами , приближаются к микробу и выясняют его "слабые места", условно говоря. После такого знакомства В-лимфоциты начинают размножаться, а затем активно синтезируют особые белки, называемые иммуноглобулинами, или антителами. Данные антитела вступают во взаимодействие с инфекционным микроорганизмом, уничтожая его.

Проблема в том, что для каждого микроба–возбудителя нужны свои особенные антитела. Иными словами, антитела, выработанные против кори , не смогут уничтожить краснуху и т.д. После перенесенной инфекции в организме человека остается немного антител к возбудителю, которые переходят в неактивное состояние и называются клетками памяти. Именно эти клетки памяти обуславливают невосприимчивость к инфекции в дальнейшем. Механизм невосприимчивости таков: если микроб попадает в организм человека, то против него уже есть антитела, они просто активируются, быстро размножаются и уничтожают возбудитель, не дав ему вызвать инфекционный процесс. Если же антител нет, то процесс их выработки занимает некоторое время, которого может просто не хватить в случае серьезной инфекции, и в результате человек умрет.

Вакцина же позволяет организму сформировать такие клетки памяти против опасных инфекций, не болея ими. Для этого в организм вводятся ослабленные микробы, не способные вызвать инфекцию, но достаточные для того, чтобы В–лимфоциты отреагировали и смогли синтезировать клетки памяти, которые обеспечат невосприимчивость к данной патологии на определенный срок.

Против. У ребенка есть мощный иммунитет, поэтому здоровые от рождения дети легко смогут вынести любую инфекцию, даже в период эпидемии.

За. Нет таких мощнейших защитных сил у организма, которые позволят ему быть полностью устойчивым к инфекциям, а при условии заболевания успешно ее перенести и выздороветь. Даже у взрослого человека нет таких сил. Классический пример – это грипп , который бывает ежегодно. Причем вы можете быть абсолютно здоровы, но в эпидемию гриппа способны заболеть, да так, что неделю не сможете пошевелиться. Есть люди, которые болеют время от времени, а есть и переносящие грипп каждый год. В данном примере речь идет о гриппе - относительно безопасной инфекции, которая, однако, каждый год уносит жизни почти 25 000 человек в России. А подумайте о гораздо более тяжелых и невероятно заразных инфекциях, таких как коклюш , дифтерия, чума , оспа и т.д.

Против. Ребенок имеет еще не полностью развитую иммунную систему, а прививки вмешиваются в естественный ход вещей и нарушают становление правильных механизмов защиты от болезней. Поэтому нельзя ставить прививки до тех пор, пока иммунная система полностью не сформируется.

За. Действительно, иммунная система ребенка при рождении не является полностью зрелой, но она разделена на два важнейших звена, которые не следует смешивать. Итак, выделяют специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка не сформированы полностью только механизмы неспецифического иммунитета, которые отвечают за уничтожение болезнетворных микробов на слизистых оболочках, в кишечнике и т.д. Именно недостатком неспецифического иммунитета объясняются частые простуды ребенка, его склонность к кишечным инфекциям , длительные остаточные явления в виде кашля , насморка и др.

Неспецифический иммунитет защищает наш организм от условно-патогенных микробов, постоянно находящихся на коже и слизистых оболочках. Условно-патогенные микробы – это такие микроорганизмы, которые в норме присутствуют в составе микрофлоры человека, но не вызывают заболеваний. Когда же снижается неспецифический иммунитет, то условно-патогенные микроорганизмы способны вызвать вполне серьезную инфекцию. Именно этот феномен наблюдается у больных СПИДом, неспецифический иммунитет которых практически не функционирует, и они заражаются самыми безобидными микробами, живущими в норме на коже и слизистых человека. Но неспецифический иммунитет не имеет никакого отношения к процессу защиты организма от тяжелых инфекций, вызываемых заразными микробами.

Специфический же иммунитет – это по сути и есть процесс образования антител В–лимфоцитами, который не имеет никакого отношения к механизмам неспецифической защиты. Специфический иммунитет направлен на уничтожение серьезных, заразных микробов, а неспецифический необходим для того, чтобы мы не заболевали постоянно из-за наличия кишечной палочки в кишечнике или стафилококка на коже. А дети рождаются с недостаточно развитым неспецифическим иммунитетом, но с прекрасно подготовленным специфическим, который полностью сформирован и только ждет, образно говоря, "боевую задачу".

Прививка – это действие, которое необходимо для активации именно специфического иммунитета. Поэтому вакцинация никоим образом не нарушает процессов созревания, формирования и становления механизмов неспецифической защиты. Это как бы два процесса, которые протекают параллельными путями. К тому же прививки вызывают активацию только одного звена иммунитета, в ходе действий которого вырабатывают антитела против одной конкретной инфекции. Поэтому никак нельзя говорить о том, что прививка представляет собой этакий бульдозер, уничтожающий весь слабый детский иммунитет. Вакцина оказывает прицельное и точечное воздействие.

Полезно знать, что способность синтезировать антитела развивается у ребенка еще в утробе матери, а вот неспецифический иммунитет окончательно формируется только к 5 – 7 годам. Поэтому для ребенка более опасны условно-патогенные микробы с кожи матери или отца, чем прививки. Нормальная работа неспецифического иммунитета наблюдается у детей с 1.5 лет, поэтому, только начиная с этого возраста, вводятся вакцины, которые задействуют данные механизмы. К вакцинам, задействующим неспецифический иммунитет, относятся прививки против менингококка (менингита) и пневмококка (пневмонии).

Против. Если ребенок благополучно дожил до 5 лет, его иммунная система полностью сформировалась, то теперь ему точно не нужны никакие прививки - он и так здоров, и не заболеет.

За. В данном утверждении опять перепутаны специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка к 5 годам полностью формируется неспецифический иммунитет, но он защищает его от простых микроорганизмов, вроде кишечной палочки, стафилококка, живущего на коже, множества бактерий , в норме обитающих в полости рта и т.д. Но неспецифический иммунитет не способен защитить ребенка от серьезных инфекций, возбудители которых могут быть нейтрализованы только антителами, то есть специфическим иммунитетом.

Антитела не вырабатываются самостоятельно - они продуцируются только в результате встречи, так сказать личного знакомства В–лимфоцита и микроба. Иными словами, для формирования невосприимчивости к серьезным инфекциям необходимо познакомить организм с микробом – возбудителем. Чтобы сделать это, существует два варианта: первый – заболеть, и второй – сделать прививку. Только в первом случае ребенок заразится полноценными, сильными микробами, и кто победит в ходе такого "знакомства" - неизвестно, ведь, например, 7 из 10 заболевших дифтерией детей умирают. А когда вводится вакцина, она содержит или вовсе мертвые микробы–возбудители, или значительно ослабленные, которые не могут вызвать инфекции, но их попадание достаточно для того, чтобы иммунная система их распознала и выработала антитела. В ситуации с прививкой мы как бы подыгрываем иммунной системе, вводя заранее ослабленного противника, которого легко победить. В итоге получаем антитела и невосприимчивость к опасной инфекции.

Антитела не способны образоваться без встречи с микробом, ни при каких обстоятельствах! Таково свойство иммунной системы. Поэтому, если человек не имеет антител к какой-либо инфекции, то он способен заразиться и в 20, и в 30, и в 40, и в 50, и в 70 лет. А кто выиграет битву при заражении активным микробом, зависит от множества факторов. Конечно, иммунная система функционирует полноценно, уже развилась к пяти годам жизни ребенка, но как показывали исторические эпидемии инфекционных болезней, в двух случаях из трех выигрывает патогенный микроб. И только один из трех выживает и имеет в дальнейшем невосприимчивость к данной инфекции. Но человек не может передать эти механизмы по наследству, поэтому его дети родятся вновь вполне подверженными заражению опасным болезням. Например, взрослые в странах третьего мира, где не делают прививок, прекрасно заражаются и умирают от дифтерии, хотя их иммунитет полностью сформирован!

Против. Лучше переболеть детскими инфекциями будучи ребенком, чем взрослым, когда они переносятся крайне плохо и тяжело. Речь идет о кори, краснухе и свинке.

За. Безусловно, дети легче переносят эти инфекции, чем взрослые. Да и прививка от них не гарантирует пожизненного иммунитета, он действителен только 5 лет, после чего необходимо новь проводить вакцинацию. Однако "за" эти прививки говорят следующие факторы:

  • возможное бесплодие у мальчиков после свинки ;
  • высокая частота развития артритов после краснухи, перенесенной в детстве;
  • риск развития уродств плода при заболевании краснухой беременной женщиной в сроке до 8 недель.
Однако после прививки в детстве ее необходимо повторять. Поэтому, при условии плохого самочувствия ребенка или иных факторов, которые говорят за отказ от вакцинации, можно их учесть, и перенести профилактику данных инфекций на более поздний срок.

Против. Не нужно ставить АКДС в три месяца, когда в шесть лет делают АДС-М, которая содержит маленькую дозу частиц дифтерии. Пусть ребенок получит поменьше "гадости".

За. Вакцина АДС-М необходима именно в шесть лет при условии, что ребенок был привит АКДС в младенчестве , поскольку она одна - совершенно не эффективна. В этом случае вы не получите эффекта только от одной дозы АДС-М, поэтому можете совсем не делать эту прививку. Введение только АДС-М в шесть лет – бесполезный укол.
Если же ребенок по каким-либо причинам не имеет прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (АКДС) к шести годам, то его вакцинируют согласно следующему графику: 0 – 1 – 6 – 5. Это означает: первая вакцина – сейчас, вторая – через месяц, третья – через полгода, четвертая – через пять лет. При этом первые три вакцины вводят АКДС, и только четвертую, через пять лет – АДС-М.

Против. Фирмы-производители вакцин для прививок просто хотят заработать побольше денег, поэтому заставляют всех их ставить, несмотря на вред, последствия и осложнения.

За. Конечно, фармацевтические концерны не являются строго благотворительными организациями, но они и не должны ими быть. В свое время Луи Пастер придумал вакцину от оспы не для забавы и не потому, что очень хотел заработать денег, а всех остальных сделать умственно отсталыми идиотами. Как мы видим, прошло более ста лет, люди перестали умирать от оспы, и умственная отсталость не поразила ни Европу, ни Америку, ни Россию.

Фармацевтические концерны работают, они не занимаются разбойными набегами и воровством. Никто ведь не обвиняет производителей, скажем, хлеба или макарон, что они хотят всех сделать дураками и нажиться на людях, вынуждая покупать свою продукцию. Конечно, хлебозаводы и макаронные фабрики получают прибыль, но и люди могут приобрести продукты питания . Так же и с вакцинами – фармацевтические заводы получают прибыль, а люди - защиту от опасных инфекций.

К тому же очень большие деньги вкладываются в разработку новых вакцин, поиск лекарства от СПИДа и другие отрасли. Фармацевтические фирмы ежегодно выделяют множество доз вакцины бесплатно, для проведения компании прививок в странах третьего мира.

В конце концов, если звезды зажигаются - значит это кому-нибудь нужно! В России есть опыт отказа от массовой вакцинации – это эпидемия дифтерии, наблюдаемая в 1992 – 1996 годах. В тот период времени вакцины не закупались государством, малышей не прививали - вот и итог.

Против. Есть тысячи примеров, что дети, которым сделали прививки, болеют много и часто, а непривитые – нет. В принципе, непривитый ребенок намного легче переносит все болячки. Многие родители заметили это в своих семьях – первый ребенок с прививками болел постоянно, а второй никаких вакцин – и ничего, максимум пару раз кашлянет.

За. Здесь дело не в прививках. Давайте разберемся, почем часто болеют первые дети, которым ставили прививки. Часто женщины выходят замуж по беременности , переживают множество стрессов , жилищные и материальные проблемы стоят очень остро. Опять же питание не слишком хорошее. Естественно ребенок рождается не в самых оптимальных условиях, что и способствует частой заболеваемости. А тут еще прививки...

Второго же ребенка планируют, женщина и мужчина готовятся, как правило, имеют работу, стабильный доход, решенные материальные и жилищные проблемы. Питание беременной и кормящей матери гораздо лучше, ребенок ожидаемый и т.д. Естественно, что при таких разных условиях второй ребенок будет здоровее, болеть будет меньше, и прививки тут не причем. Но родители уже решили: вот первому ставили прививки, так он болел, а второй – здоровый, и не болеет без всяких вакцин. Решено – прививки отменяем!

В самом деле, причина не в прививках, но думать об этом не хочется. Поэтому, прежде чем делать вывод "есть прививки – болеет, нет прививок – не болеет", подумайте и проанализируйте все факторы. Ведь не стоит забывать и об индивидуальных особенностях ребенка. Например, бывают и близнецы совершенно разными, один – слабый и болезненный, а второй – сильный и здоровый. Причем живут и развиваются они в совершенно одинаковых условиях.

Против. В вакцинах содержатся опасные вещества – вирусы, бактерии, раковые клетки, консерванты (в частности ртуть), которые вызывают серьезные осложнения у детей.

За. В вакцине действительно содержатся и вирусные частицы, и бактерии, но они не способны вызвать инфекционное заболевание. Поскольку для выработки иммунитета против конкретной инфекции необходимо познакомить В–лимфоцит и микроб, то ясна необходимость наличия частиц микроорганизма–возбудителя в вакцине. В ней находятся частицы вирусов или бактерий, или же убитые возбудители, которые просто носят характерные антигены, необходимые для знакомства и выработки антител В–лимфоцитами. Естественно, что кусочек вируса или мертвая бактерия никак не может вызвать инфекционного заболевания.

Перейдем к консервантам и стабилизаторам. Наибольшее количество вопросов вызывает формальдегид и мертиолят.

На стадии производства вакцин используют формальдегид, который в больших количествах вызывает рак . В вакцины это вещество попадает в следовых количествах, концентрация его в 10 раз меньше, чем вырабатывается организмом в течение 2 часов. Поэтому идея о том, что следовые количества формальдегида в вакцине приведут к раку - просто несостоятельна. Гораздо опаснее препарат Формидрон, в котором также есть формальдегид - им пользуются для устранения повышенной потливости . Смазав подмышки Формидроном, вы рискуете впитать через кожу гораздо большие дозы опасного канцерогена!

Мертиолят (тиомерсал, меркуротиолят) применяется и в развитых странах. Максимальная концентрация данного консерванта в вакцине против гепатита В – 1 г на 100 мл, а в других препаратах еще меньше. Переведя это количество на объем вакцины, получим 0,00001 г мертиолята. Такое количество вещества выводится из организма в среднем 3–4 суток. При этом, учитывая содержание ртути в воздухе городов, уровень мертиолята, введенный с вакциной, сравнивается с фоновым через 2–3 часа. К тому же в вакцине содержится ртуть в неактивном соединении. А ядовитые пары ртути, способные вызывать поражение нервной системы – это совершенно другое дело.

По поводу ртути есть интересное исследование. Оказывается, она накапливается в скумбрии и селедке в огромных количествах. При регулярном употреблении в пищу мяса этих рыб они могут приводить к онкологическим заболеваниям.

Прививки детям: за и против - видео

Стоит ли вакцинировать детей строго по календарю?

Конечно нет. Необходим индивидуальный подход с тщательным выяснением состояния ребенка, изучением истории родов и развития, а также перенесенных заболеваний. Поскольку некоторые состояния являются противопоказанием для немедленной вакцинации, которая переносится в зависимости от ситуации на полгода-года, а то и два года. Бывает ситуация, когда нельзя ставить одну прививку, но можно другую. Тогда следует отложить противопоказанную вакцину, и поставить разрешенную.

Часто родители сталкиваются со следующей проблемой. Например, в календаре прививок для ребенка указано, что сначала делается БЦЖ , после нее вводится вакцина против полиомиелита . Если ребенок не был вакцинирован БЦЖ, и подошло время делать прививку против полиомиелита, то медсестры и врачи отказываются ставить полиомиелит без БЦЖ! Такое поведение мотивируется календарем прививок, в котором ясно написано: сначала БЦЖ, потом полиомиелит. К сожалению, это неправильно. Данные вакцины никак не связаны между собой, поэтому можно поставить прививку против полиомиелита и без БЦЖ. Чаще всего медицинские работники, особенно в государственных лечебно-профилактических учреждениях, свято следуют букве инструкции, часто даже в ущерб здравому смыслу. Поэтому, если вы столкнулись с подобной проблемой, лучше всего обратиться в центр вакцинации и поставить необходимую прививку.

В принципе БЦЖ – это профилактика туберкулеза , но при соблюдении норм гигиены и отсутствии контакта с больным очень сложно им заразиться. Ведь туберкулез – это социальная болезнь, чаще всего поражающая людей, которые плохо питаются, имеют низкую сопротивляемость болезням, а также живут в антисанитарных условиях. Именно такое сочетание вызывает восприимчивость к туберкулезу. Для иллюстрации характера туберкулеза, как социальной болезни, приведу два примера из личной практики.

Первый пример. Заболел мальчик из вполне приличной семьи, родители работают, имеют нормальный доход, хорошо питаются, но в доме очень грязно. Живут в старой квартире, которой 20 лет. Только представьте условия жизни ребенка, когда ковер в большой комнате не чистился ни разу за эти годы! Его накрывали брезентом, который просто вытряхивали, когда на нем накопится мусор. В квартире не пылесосили, только подметали. Здесь причиной заболевания туберкулезом стало явное пренебрежение чистотой.

Второй пример. Сочетание всех факторов, благоприятных для заражения туберкулезом, встречается в местах лишения свободы. Поэтому в исправительных колониях и тюрьмах туберкулез просто бушует.

В принципе интуитивно понятно любому грамотному врачу, что прививки, которые не были поставлены согласно графику, вводятся по показаниям и в зависимости от ситуации, но никак не согласно очередности, имеющейся в календаре прививок для детей. Поэтому порядок календаря – БЦЖ, потом АКДС, и только так - конечно, не является строгой последовательностью, обязательной для исполнения. Разные прививки никак не связаны друг с другом.

Другой вопрос, когда речь идет о втором и третьем введении. Когда дело касается АКДС - здесь необходимо соблюдать сроки для формирования полноценного иммунитета к инфекциям. В данном случае инструкция о том, что АКДС делают три раза с перерывом один месяц между ними - обязательна для исполнения. Опять же, в каждой инструкции всегда прописываются возможные варианты - как поступать, если прививки пропущены, сколько еще вакцин вводить и в какой последовательности. Простите объяснить вам это.

Наконец, всегда помните, что наличие родовой травмы или расстройства кишечника накануне прививки являются противопоказаниями для их введения строго по графику. В этом случае вакцинация должна быть передвинута согласно требованиям, указанным в инструкции по прививочному делу. Например, повышенное внутричерепное давление у ребенка после родов приводит к необходимости отложить прививки, которые можно будет ставить только спустя год после нормализации давления . А расстройство пищеварения является противопоказанием к прививке против полиомиелита, которая переносится до момента полного выздоровления и исчезновения признаков кишечной инфекции.

Обязательно ли делать прививки детям?

На сегодняшний день в России родители могут отказаться прививать своих детей. Вакцинация не является обязательной. Но многие детские учреждения, например, сады и школы, отказываются принимать невакцинированных малышей. Родители часто говорят: "А чего вам бояться? Ваши дети с прививками, поэтому если мой ребенок заболеет - все равно никого не заразит!". Это, конечно, верно. Но не стоит быть такими самонадеянными, не зная эпидемиологии.

Когда в популяции людей существует невосприимчивость к какому-либо заболеванию, вызванная прививками, то возбудитель данной инфекции не исчезает - он просто переходит на другие схожие виды. Такое произошло с вирусом оспы, которая теперь циркулирует в популяции обезьян. Микроорганизм в такой ситуации может мутировать, после чего люди вновь станут к нему частично восприимчивыми. В первую очередь заразятся непривитые люди, а затем те, у кого иммунитет ослаб, или они по каким-то причинам оказались восприимчивы к данному изменившемуся микробу, несмотря на вакцинацию. Поэтому небольшой процент непривитых людей может оказать "медвежью услугу" всем остальным.

Нужно ли делать прививки детям?

Ответ на этот вопрос зависит от взглядов родителей, желания людей думать и, прежде всего, готовности принимать на себя ответственность за свои решения. В целом, это личное дело каждого человека – делать прививку или нет. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Как вы относитесь к прививкам? Делали ли ребёнку прививки?

У меня дочь 1992. До 7 месяцев нормальное развитие, поползла. Все хорошо. До прививки . Через полгода диагноз ДЦП с предродовым развитием. КАКОГО ХРЕНА. Сейчас даже не ползает. Шлите лесом эту НЕнародную медицину. Надеюсь не опоздал с предрассудками.

Моя позиция по прививкам такова:

"Большинство прививок в большинстве случаев могут быть неоправданно опасны и нежелательны для ребёнка, и есть серьезнейшие причины, чтобы от них отказаться ".

Вот так, не более но и не менее. Ребёнку я прививок не делал, и не буду делать.

Человеку, отказывающемуся от прививок, обязательно сразу же навешивают клеймо оголтелого сектанта, безумца, рискующего жизнью детей; параноика, верящего в теорию заговора злых врачей... Знаете, я безумно устал по этому поводу. Устал общаться с тупыми и неграмотными людьми, вы только не обижайтесь. Я по образованию биолог, и у нас был курс иммунологии; плюс к этому уже позднее я прочитал немало книг по иммунологии, и специальных материалов, и продолжаю их читать поныне. Как ни крути, а я худо-бедно разбираюсь в вопросе, уж на уровне основных понятий и специальной терминологии – несомненно. И должен вам сказать, что иммунология – это один из интереснейших, и в то же время, сложнейших разделов биологии. Люди же, с которыми иногда приходится вступать в дискуссию по вопросам прививок – в 99% случаев "разбираются" в вопросе на уровне нескольких постулатов:

  1. Прививки – это единственное средство спасти детей от страшных болезней; привитому ребёнку болезни не страшны; непривитый ребёнок от болезней умрет;
  2. Непривитый ребёнок – опасен для привитых детей; его нельзя пускать с привитыми детьми в коллектив; (пытаетесь понять, как этот пункт согласуется с предыдущим? где тут логика? не пытайтесь, бесполезно).
  3. Все прививки полностью безопасны для детей, не несут им ни малейшей угрозы;
  4. Все врачи и фармацевты полностью компетентны, безукоризненно правдивы, абсолютно благонамеренны по отношению к детям;
  5. (как вывод из предыдущих): Тот, кто отказывается от прививок – а) параноик, согласно п.3 и 4; б) враг собственным детям, согласно п.1; в) враг и всем окружающим детям тоже, согласно п.2 (этот пункт особенно интересен, так как выводит вопрос за рамки "его личного дела").

Постулаты эти, как и любые догматические утверждения, совершенно не подвергаются никакому сомнению, не нуждаются в проверке, не поколебимы никакими фактами и рассуждениями. Разговаривать с такими людьми о прививках – совершенно бессмысленное занятие. Поэтому, если у вас знания о прививках – в рамках вышеприведенных постулатов – прошу вас, закройте этот материал, не читайте его дальше. Он предназначен для людей, которые ещё не утеряли полностью способности к разумному, логическому, и непредвзятому мышлению, и которым интересно выяснить, как дела обстоят в реальности, на самом деле, а не защитить свои мнения, без разницы правильные они или нет.

Когда у нас замаячило рождение ребёнка, я очень тщательно стал готовиться к этому по множеству вопросов, в том числе и по вопросу прививок. Перелопатив и подвергнув детальному анализу множество материалов, и антипрививочных, и пропрививочных, и нейтрально-академических, я пришел к определенным выводам. Вот они:

  1. Вопрос о необходимости и полезности прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы против того, что они вообще нужны; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки, которые делаются – нужны и полезны";
  2. Вопрос о безвредности и отсутствии угроз от прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы, говорящие о реальной, неиллюзорной опасности для здоровья прививаемого ребёнка; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки которые делаются – вполне безопасны для ребёнка".
  3. Официальная медицина настаивает на безоговорочной нужности и полной безопасности всех прививок; при этом, вступая в противоречие с информацией, приводящей к выводам в пунктах 1 и 2 – она демонстрирует отсутствие всякой серьезной аргументации в пользу своих утверждений; напротив, она однозначно демонстрирует широкое использование психологических манипуляций, давления, запугивания, заведомой прямой лжи, замалчивания реальных фактов.
  4. Подобное поведение официальной медицины отнюдь не носит характер "теории заговора", а является полностью объяснимым с позиций, во-первых, тотальной коррумпированности медицинских работников и чиновников, создавших условия сильной материальной заинтересованности в результатах вакцинации и полной безответственности за любые последствия вакцинации; во-вторых – общей деградации общественного института медицины как с научно-практической, так и с морально-нравственной стороны, и фактического отношения людей и медиков к медицинским вопросам, как к вопросам религиозным – т.е. не нуждающимся в подтверждениях или доказательствах. Вообще, вопросы нынешнего положения в медицине – нуждаются в отдельном рассмотрении; дело там плохо глобально, а не только в педиатрии.
  5. Для того, чтобы прийти к вышеприведенным выводам, полностью достаточно беспристрастного анализа открытой информации, включая про-прививочную и официальную; при этом специалистом по иммунологии быть не обязательно, достаточно общей образованности, общего здравого смысла и владения логикой. Более же детальный анализ информации, с углублением в узко-специальные биологические и иммунологические вопросы, обычно показывает, что аргументация в пользу воздержания от прививок – ещё более основательна и сильна. В частности, практически неоспорима аргументация того тезиса, что прививка – это грубое вмешательство в иммунную систему, хоть и дающее, возможно, устойчивость к конкретной болезни, но наносящее сильный удар по иммунитету в целом.

(На этом месте ещё одно маленькое отступление в сторону от медицины к политике и психологии. У людей принято верить, что власти и вообще любые вышестоящие инстанции изначально относятся к ним благожелательно, несут, так сказать, добро, заботятся обо всем народе в целом. И, несмотря на мелкие поводы быть недовольным властью, людям трудно даже теоретически воспринять концепцию, что власть может быть враждебна народу. Чисто психологически проще эту концепцию отвергать, так как она очень неприятна. Власти иногда приходится так или иначе подчиняться; ну а одно дело подчиняться отцу семейства, пусть и очень суровому – чувствуешь себя угнетаемым, но защищенным; другое дело подчиняться однозначному врагу: чувствуешь себя рабом, которому грозит смерть. Поэтому люди часто склонны отвергать без рассуждений какие-либо утверждения о том, что власти делают какие-то вещи, заведомо враждебные к народу и лично к тебе. Хотя в настоящее время простейший анализ действительности показывает, что ничем иным происходящее объяснить нельзя.

В наших странах власти представляют из себя по сути оккупационную администрацию, которая действует во благо не народа, а зарубежных оккупантов. В интересы которых входит, помимо прочего, и планомерное сокращение населения "мирным путем". Простейшие, невооруженным глазом видимые мощные направления влияния в этом ключе – это стимулирование алкоголизма, курения, наркомании, и информационное воздействие, направленное на снижение рождаемости. Помимо этих крупных, есть и десятки более мелких, приносящих свои плоды, действий власти против народа (разрушение образования, общественной морали, семейных ценностей, нормального здравоохранения, и т.д.), но это не тема данной статьи. Так вот, исходя из этого, я считаю крайне важным правильное психологическое отношения по отношению к любым действиям, любым инициативам власти. Мы не знаем и не можем знать всех их тайных мыслей и желаний. Однако, если мы считаем, что власти в принципе благожелательны к народу – то тогда следует всем их инициативам доверять. А если мы считаем что власти в принципе враждебны народу – то следует все их инициативы изначально воспринимать скептически, относиться к ним как к враждебным, пока не доказано обратное. Как я уже говорил, психологически это непросто. Однако нужна же и какая-то ответственность перед своими детьми. Считать, что свой психологический комфорт важнее чем их жизнь и здоровье – это как-то не вполне по-взрослому.

Так вот, зная и видя как наплевательски относятся власти к здоровью народа, и злонамеренно его разрушают – мне что-то никак не верится, что давление, которое они постоянно оказывают в сторону прививок – расширение списка прививок, увеличение поголовности охвата прививаемых, возникающие неизвестно откуда прививки от птичьего гриппа, свиного кашля, атипичной диареи и прочей неведомой японской хреновины – что всё это давление власти осуществляют в порыве заботы о благе народа. А противоположные предположения приходят легко)

(заканчивая о прививках, хочу сказать, что я намеренно не касался обсуждения конкретных вопросов аргументации против прививок. Потому что это уже давно сделали до меня, неоднократно, качественно и в полном объеме; зачем делать реферат, если можно почитать первоисточники.)

Виктор Сергиенко

У современных родителей часто имеются сомнения по поводу предлагаемых медиками прививок. Давайте разбираться, так ли нужна вакцинация, какие недостатки прививок и всем ли нужно их ставить.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Доводы «за» и немного статистики

  • Все заболевания, которые стремятся предотвратить с помощью прививок, очень опасны для маленьких детей. Вирус гепатита В, попав в организм крохи в младенчестве, останется там на всю жизнь, вызывая поражение тканей печени. Поставив крохе в роддоме БЦЖ, вы защитите ребенка от тяжелых форм туберкулеза. Такие инфекции, как столбняк, коклюш, корь, полиомиелит, гемофильная инфекция и другие, представляют большую опасность в детском возрасте. К примеру, смертность от столбняка составляет свыше 80%.
  • Отказываясь прививать детей, родители увеличивают риск возникновения эпидемий опасных болезней в будущем.
  • Влияние вакцинации на развитие аутизма было изучено исследованием 2005 года, в котором учли данные около 100 тысяч привитых детей. Оно не выявило связи между прививками и данной болезнью.
  • Процент осложнений после вакцинации во много раз меньше, чем процент осложнений при заболевании, если ребенок не будет привит.


Это не просто красивые слова: вакцинация в буквальном смысле спасает жизни многих детишек

Доводы «против»

Родители, которые выступают против прививок, обычно приводят множество доводов, большинство из которых верны лишь отчасти:

  1. Прививки отрицательно воздействуют на иммунную систему ребенка. Сразу после вакцинации малыш становится более уязвимым для болезней, которые у не привитого ребенка могли и не развиться. Это действительно так, но ослабление лишь временное.
  2. Вакцина не защищает от заболевания, на возбудителя которого направлена, на 100%. Хотя наличие частичной защиты все же лучше, чем отсутствие защиты вообще. Когда привитый ребенок все же заражается, его заболевание протекает легче и практически не дает осложнений.
  3. Ребенок, получающий материнское молоко, защищен от инфекций, поэтому не стоит нагружать его иммунную систему в первый год жизни. Действительно, с маминым молоком антитела передаются к младенцу и в течение первых месяцев являются для малютки хорошей защитой от инфекций, однако уже в 3-месячном возрасте их концентрация уменьшается и ребенок становится беззащитным перед бактериями и вирусами.
  4. В каждой вакцине содержатся токсичные вещества-консерванты, отрицательно воздействующие на организм малыша. Следует отметить, что вакцины постоянно улучшаются и концентрация таких веществ понижается. К тому же, если ребенок заболеет, ему придется принимать лекарственные препараты, которые тоже могут быть токсичными для почек и печени малютки.
  5. Не существует полностью безопасных вакцин, каждая из них может вызвать аллергию, поражение мозга и даже смерть. Это правда, однако заболевания, от которых делают прививки, чаще всего приводят к инвалидизации и гибели, в случае вакцинации это лишь исключения из правил.


Из-за случаев осложнений после прививок родители все чаще отказываются от вакцинации детей. Но помните, что такие случаи очень редки

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр уверяет, что вакцинация очень важна. Он напоминает, что все заболевания, от которых прививают современного ребенка, продолжают выявляться врачами и угрожать как здоровью детей, так и их жизни. Именно потому родителям нужно хорошо подумать, стоит ли лишать своих детей защиты от тех опасных болезней, на возбудителей которых направлены прививки из национального календаря.

Всем детям нужно делать прививки?

Если ребенок полностью здоров, прививки, несомненно, принесут ему пользу. Тем не менее, существуют ситуации, когда вакцинация либо откладывается, либо отменяется. Поэтому прививку не делают:

  • Ребенку с какой-либо острой болезнью и ухудшенным общим состоянием.
  • Малышу, у которого обострилась хроническая патология.
  • Детям, у которых отмечались выраженные реакции на предыдущее введение вакцины.
  • Младенцам с иммунодефицитами, тяжелой анемией или онкопатологией.

Помимо этого, вакцинацию от гепатита В нельзя проводить детям, у которых имеется аллергия на дрожжи, прививку от кори или гриппа – ребенку с аллергией на белки куриного яйца, а вакцинацию от краснухи и кори – малышам с аллергией на аминогликозиды. Недоношенным малышам не делают БЦЖ, а АКДС-вакцину нельзя вводить малышам с неврологическими заболеваниями.


Перед вакцинацией ознакомьтесь с противопоказаниями и покажите ребенка педиатру для оценки его состояния

Поступление в детский сад

Решать, делать прививку своему малышу или нет, могут только родители. Все вакцинации, предусмотренные в национальном календаре, проводятся лишь на добровольной основе, то есть после согласия родителей.

С 1998 года возможность отказаться от вакцинации была закреплена законом, для этого нужно написать отказ от прививок . При этом на практике попасть в сад без прививок очень сложно.

Родители, пытающиеся устроить в детский сад непривитого ребенка, могут столкнуться с отказом подписывать медицинскую карту в поликлинике со стороны медперсонала и принимать карту в детском саду со стороны заведующей. Это нарушение права их ребенка на обучение, поэтому с ним можно бороться. Просите письменное подтверждение отказа ребенку в поступлении в сад. Обычно после этого проблема отпадает.

Тем не менее, если вы собрались отдать в детское учреждение малыша, не сделав ему прививки, следует не забывать, что ответственность за его здоровье вы несете самостоятельно.

В соответствии с Федеральным законодательством России, существует определенный . Родителям необходимо заранее узнать, какие прививки нужно делать детям в определенном возрасте. В этом списке присутствуют не только обязательные прививки, но и те, которые способны защитить детский организм от других, не менее опасных болезней.

Чтобы предотвратить сезонные вспышки вирусных и инфекционных заболеваний, и эпидемии опасных болезней в России Минздрав проводит плановую вакцинацию детей, начиная с первых дней их жизни. Во время искусственной иммунизации в организм ребенка вводятся в определенном количестве антигены микроорганизмов.

Этот специально подготовленный материал способен максимально повысить устойчивость детей к заболеваниям инфекционного и вирусного происхождения. Сразу после введения антигенов в детском организме начинается процесс, стимулирующий выработку антител к конкретным возбудителям.

Вакцинация детей, в соответствии с российским законодательством, проводится как в целях профилактики, так и при лечении болезней. Сегодня многие родители категорически против прививок, так как считают, что они могут принести вред малышам. Принимая решение об отказе в плановой вакцинации, необходимо знать обо всех последствиях и проблемах, с которыми можно столкнуться.

Вакцинация детей в России может проводиться несколькими способами, в зависимости от типа прививки. Наиболее распространенным методом введения является внутримышечный , который позволяет добиться максимального эффекта.

Введенные таким способом антигены быстро разносится по кровотоку, у детей быстрей начинает вырабатываться иммунитет к конкретному заболеванию.

Преоральное введение вакцины предусматривает введение инфекции энтеровирусного происхождения (полиомиелит). Подкожный метод прививания ребенка целесообразен только для живых вакцин, лихорадки (желтой), паротита, краснухи, кори и т. д. Накожный и внутрикожный способ вакцинирования проводится при введении сухой туляремийной вакцины и следующих антигенов: БЦЖ, бациллы Кальметта-Герена, оспы.

Существует еще один метод вакцинации детей в России, который не приводит к выработке стойкого иммунитета к заболеваниям. Интраназальный способ прививания (через нос) предусматривает использование прививок, изготовленных на основе мазей, кремов, аэрозолей и водных растворов.

Такая вакцинация позволяет на короткий промежуток времени создать барьер для вредных микроорганизмов, которые проникают в организм детей воздушно-капельным путем (краснуха, корь, грипп).

Обязательно ли делать прививки детям, можно ли отказаться?

Родители, которые приняли решение не делать своим детям плановые прививки, должны внимательно изучить законодательство, действующее в России. В соответствии с регламентом 11 статьи закона от 17 сентября 98г. №157 ФЗ, любые прививки детям, не достигшим совершеннолетнего возраста, должны делать только с согласия их родителей. Используя этот же нормативно-правовой акт (ст. 5) от плановой вакцинации можно отказываться прямо в родильном доме.

Чтобы на законных основаниях не участвовать в вакцинации в России, родителям необходимо знать, какие документы нужно заполнить и куда их следует подать. В первую очередь нужно составить заявление в двух экземплярах, в котором требуется указать, что родители отказываются делать прививки своим детям.

На втором бланке документа представитель учреждения, куда подается заявление (роддом, школа, садик и т. д.), должен поставить штамп о получении, указать дату, входящий регистрационный номер и подпись. Если родители принимают решение отправить свой отказ по почте, они должны вложить бланк в заказное письмо, составить опись и уведомление.

Перечень обязательных (плановых) прививок

Министерством Здравоохранения России утвержден список прививок, какие работники медицинских учреждений должны делать детям, начиная с самого раннего возраста. Этим же ведомством утвержден календарь проведения профилактической вакцинации (Приказ от 31 января 2011 г. № 51н), согласно которому российские дети должны прививаться от следующих болезней:

Болезни, от которой проводится вакцинация Характеристика заболевания В каком возрасте делается прививка
Гепатит группы В Поражает печень, часто переходит в хроническую форму. При несвоевременном и некачественном лечении может развиваться цирроз печени В течение первых 24 часов жизни. Ревакцинация проводится в 4 этапа: 1 месяц жизни; 2 мес. жизни; в 12 месяцев
Инфекционное заболевание, которое передается воздушно-капельным путем. При заболевании туберкулезом у больных поражаются легкие С 3-го по 7 день жизни. Ревакцинация: в 7 лет; в 14 лет; в 21 год; в 28 лет.
Дифтерия Острое заболевание, вызываемое бактериями, которые при проникновении в организм поражают почки, сердце, дыхательные пути и нервную систему
Полиомиелит Острое заболевание, развивающееся вследствие проникновения в организм вирусной инфекции. Опасность полиомиелита в том, что у больных часто наблюдаются параличи и необратимые парезы Первая прививка в 3 месяца, вторая с 4 по 5 месяц, третья в 6 месяцев.

Ревакцинация проводится в 18 мес.; 20 мес.; 14 лет

Коклюш После проникновения организм бактерий, болезнь развивается стремительно. У пациентов наблюдается приступообразный кашель, который продолжается длительное время, вплоть до излечения Первая прививка в 3 месяца, вторая с 4 по 5 месяц, третья в 6 месяцев.

Ревакцинация проводится в 18 мес.; 6-7 лет; 14 лет; 18 лет

Вирусное заболевание, обычно протекающее в острой форме. У пациентов наблюдается повышение температуры, интоксикация организма, поражение слизистой носоглотки и сыпью. Часто пациенты сталкиваются с тяжелыми осложнениями В 12 месяцев. Ревакцинацию нужно проводить в 6 лет
Практически сразу после инфицирования этим заболеванием у пациентов появляется сыпь, повышается температура и увеличиваются лимфоузлы В 13 лет
Столбняк Сопровождается поражением центральной нервной системы, судорогами и асфиксией Первая прививка в 3 месяца, вторая с 4 по 5 месяц, третья в 6 месяцев.

Ревакцинацию нужно проводить в 18 мес.; 6-7 лет; 14 лет; 18 лет

Гемофильная инфекция Заболевание, вызываемое гемофильной палочкой и протекающее в острой форме. Поражает нервную систему ребенка, вызывает нарушение дыхания и множественные гнойные очаги Вакцинацию можно делать по трем схемам:

1. Первая прививка в 3 месяца, вторая с 3 по 5 месяц, третья в 6 месяцев.

2. Первая прививка в 6 месяца, вторая в 7,5 месяцев.

3. Прививка делается единоразово с 1 года до 5 лет.

Ревакцинацию нужно делать в возрасте 18 месяцев

Перед оформлением в детский садик ребенок должен пройти медкомиссию, результаты которой отражаются в соответствующей форме. В бланке также указываются все сделанные малышу прививки, как обязательные, так и дополнительные.

Если в медицинской карте ребенка не будет записи о следующих вакцинах, ему может быть отказано в приеме в детский сад:

Обязательные :

  • полиомиелит;
  • БЦЖ, АКДС (календарные);
  • паротит;
  • краснуха;
  • корь.

Дополнительные:

  • менингококковая и гемофильная инфекция (за 2 месяца до посещения детсада);
  • пневмококковая инфекция (за 30 дней до посещения детского сада).

Вакцинация от менингококковой и гемофильной инфекции в России должна проводиться не раньше достижения ребенком 18 месячного возраста. Если в регионе, в котором проживает семья с маленькими детьми, наблюдается неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, то прививки от этих заболеваний начинают делать с 6 месяцев, с последующей ревакцинацией через 3 месяца.

От гриппа дети должны прививаться ежегодно, в период с сентября по октябрь. Вакцинация от пневмококковой инфекции может проводиться однократно, после достижения ребенком двухлетнего возраста.

Как должна проводиться вакцинация детей?

Чтобы избежать осложнений после вакцинации, детей необходимо тщательно подготовить:

  1. В обязательном порядке нужно сдать анализы крови и мочи.
  2. Получить консультацию у невропатолога, аллерголога и терапевта, которые дадут профессиональные заключения о возможности прививания ребенка.
  3. Непосредственно в день вакцинации детям нужно измерять температуру. При ее малейших колебаниях следует перенести прививку на другой, более благоприятный день.

Каждый родитель должен внимательно контролировать качество вакцины, которую прививают малышу. Если есть такая возможность, то нужно узнать, в каких условиях хранятся ампулы с антигенами. В кабинете у специалиста следует узнать, какой срок годности у прививки, которую он собирается делать ребенку.

При любых сомнениях в качестве вакцины или профессионализме медицинского персонала, родителям нужно отказаться от прививания и выбрать более надежное медучреждение.

После вакцинации необходимо соблюдать следующие правила:

  • Сразу после прививки не нужно покидать стены медицинского учреждения. Желательно в течение 30-60 минут находиться в непосредственной близости от кабинета терапевта, который в случае любых проблем сможет оказать квалифицированную помощь.
  • После вакцинации нельзя мочить место, в которое была сделана инъекция.
  • Если прививка АКДС была сделана в летний период, родителям нужно внимательно следить за температурой ребенка. Если она будет незначительно повышаться, то следует дать малышу жаропонижающее средство, которое порекомендовал участковый терапевт. Важно помнить, что детям до 5 лет нельзя давать Аспирин. Если температура стремительно повышается, то нужно обратиться за помощью в ближайшее медицинское учреждение или вызвать скорую.
  • Привычный рацион питания детей можно менять только через сутки после вакцинации.
  • Если после прививки поведение детей вызывает у родителей тревогу, им необходимо в срочном порядке получить консультацию специалистов.

Проблемы, которые могу возникнуть, если у детей нет плановых прививок

Сегодня для многих родителей остро стоит вопрос детской вакцинации. Многие не знают, делать или нет обязательные прививки. Это связано с тем, что ежегодно увеличивается количество детей, у которых возникли осложнения после плановых прививок.

В результате все больше семей принимает решение не прививать своих чад. Пойдя сознательно на такой риск, они могут столкнуться с проблемами при оформлении детей в садик или школу, при поездках в санатории или летние лагеря.

Действующее на территории Российской Федерации законодательство не принуждает детей к обязательной вакцинации. Этот вопрос вправе решать только их родители. Если семья примет решение не прививать своего ребенка, при оформлении его в садик или учебное учреждение у них могут возникнуть только временные сложности.

Дирекция не имеет законных оснований отказать в приеме непривитых детей. Родители могут получить временный отказ только в том случае, если на момент оформления документов в учреждении наблюдается массовое заболевание детей (инфекционного или вирусного характера).

На практике, дирекция школ и детских садиков обычно пытается всячески препятствовать таким детям попасть в коллектив, так как они представляют «угрозу» эпидемий и вспышек серьезных заболеваний. Заведующие либо вовсе не принимают медицинские карты без отметок о плановых прививках, либо апеллируют свое нежелание оформлять ребенка, не участвовавшего в вакцинации, отсутствием свободных мест.

Санэпидемстанция внимательно следит за тем, чтобы в дошкольные учреждения не принимались дети без прививок. Также стоит отметить, что в России, во время прохождения обязательной медкомиссии перед садиком или школой работники медучреждения могут отказаться подписывать карту ребенка, которому не были сделаны плановые прививки.

Если родители все же хотят воспользоваться своим конституционным правом на свободу в принятии решения о вакцинации детей, они могут действовать следующим образом:

  1. Написать заявление главврачу медицинского учреждения, сотрудник которого отказывается подписывать медкарту ребенка.
  2. При отказе руководства поликлиники решить вопрос мирным путем, родителям следует подать заявление в прокуратуру.
  3. Параллельно рекомендуется написать жалобу в местное Управление здравоохранения.
  4. В том случае, когда детей не желают принять в детсад или школу, родителям нужно подать запрос в учреждение, с требованием указать причину отказа. Руководство обязано отреагировать на такое обращение и дать ответ в письменном виде. Если они будут ссылаться на отсутствие свободных мест, то после такого ответа в учреждение другие дети могут приниматься только после извещения родителей непривитого ребенка о появлении вакансии. Также им рекомендуется написать жалобу в дирекцию садика или школы, и в отдел образования.