Осаго обязательное страхование. Что такое осаго и каско простым языком? Что такое «прямое урегулирование» по осаго

Для импульсивных водителей полис обязательного страхования станет дороже. Фото РИА Новости

Водители, которые безаварийно водят машину в течение двух-трех лет, могут получить снижение стоимости полиса ОСАГО после расширения тарифного коридора на 20% вниз и вверх, сообщил в понедельник зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин в ходе парламентских слушаний по реформе системы страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в Совете Федерации.

Кроме того, Банк России хочет на втором этапе реформы обязательного автострахования получить полномочия устанавливать верхние границы тарифа для конкретных страховщиков, «если актуарные заключения покажут, что страховые компании намеренно завышают стоимость полиса «автогражданки», заявил Чистюхин.

Реформу тарификации ОСАГО планируют провести в несколько этапов - на первом, который хотели начать еще летом, но теперь ожидают не раньше ноября, хотят расширить тарифный коридор по стоимости полиса ОСАГО на 20% вниз и 20% вверх. Летом сообщалось, что, таким образом, максимальная ставка вырастет с 4118 руб. до 4942 руб., а минимальная будет понижена с 3432 до 2746 руб.

Вторым этапом должны стать законодательные изменения, предложенные Минфином, – отмена коэффициентов по регионам страны и мощности авто и введение полисов с разными лимитами и сроками действия (можно будет купить полис с ответственностью на несколько миллионов рублей и не на год, а сразу на три).

Сейчас система тарификации в ОСАГО такова, что ряд водителей недоплачивают за полис ОСАГО, а ряд – переплачивают, отметил Чистюхин. Основная масса аккуратных водителей субсидирует тех автовладельцев, которые не соблюдают правила и попадают в аварии. «80% аккуратных водителей оплачивают риски оставшихся 20% нарушителей, попадающих в аварии», – уточнял координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов.

В Минфине заявляют, что цель ценовой реформы ОСАГО – индивидуальный тариф для каждого водителя. «Водишь аккуратно – плати меньше» – так можно сформулировать кредо реформы.

Чистюхин привел статистику, по которой выплаты за 2007–2017 годы по ОСАГО превысили 1 трлн руб. При этом совокупная прибыль страховщиков за это время по этому виду страхования составила 49,9 млрд руб., то есть в среднем на все страховые компании пришлось 4,5 млрд руб. прибыли в год.

Однако страховые компании недовольны низкими тарифами, многие несут убытки от высокой стоимости ремонта авто и мошенников всех мастей. По данным Банка России, в 2017 году отрицательный финансовый результат по сегменту ОСАГО составил 15 млрд руб. Эксперты обращают внимание, что с начала работы системы обязательного страхования гражданской ответственности, с 2003 года, тарифы менялись лишь пару раз, а выплаты по ОСАГО выросли в разы.

Участники рынка обращают внимание также, что разбалансированность рынка уже заставила ряд компаний уйти с него или снижать свою долю на нем (этот рынок покинул мировой гигант «Альянс», сдала лицензию на ОСАГО компания «ВТБ Страхование»). Одной из проблем рынка ОСАГО участники рынка называют недоступность этого вида страхования в некоторых регионах, где страховщики затягивают выдачу полиса или под разными предлогами вообще не оформляют его.

«Ограничения верхней планки тарифов по ОСАГО – это фактически последний рубеж обороны ЦБ в ситуации, когда страховые компании всеми способами стараются максимизировать страховые премии и снизить выплаты по страховым случаям», – сказал «НГ» руководитель Центра аналитической информации компании TeleTrade Сергей Лысаков.

По его мнению, понятие «намеренное завышение стоимости полиса» ОСАГО довольно расплывчато. «Крупные страховые компании, которые имеют отделения во многих российских регионах, фактически перекрывают убытки по одним регионам прибылью в других. Тем более странно звучит предложение устанавливать верхний предел тарифа для каждой конкретной страховой компании», – говорит Лысаков.

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, который участвовал во вчерашнем обсуждении в Совете Федерации, сообщил «НГ», что автомобилистам мало дела до новости о желании ЦБ устанавливать верхние границы тарифа для конкретных страховщиков. «Суть реформы заключается в том, что страховщики хотят полностью либерализовать тарифы, сейчас они добились повышения на 20%. В результате будут давить не на тех, кто ворует деньги, а на добропорядочные компании».

«Мировая практика показывает, что тарифы по ОСАГО будут стремиться к уровню страховой премии по КАСКО, которая уже включает в себя ответственность по отношению к третьим лицам, – уверен Лысаков. – В любом случае нас ожидает рост стоимости страховки. Первый этап реформы ОСАГО продемонстрирует возможность конкуренции на этом рынке, который концентрируется в руках нескольких десятков страховщиков». Впрочем, эксперт отмечает присутствие определенных позитивных ожиданий на рынке. «Последние два года уровень концентрации снижается. Во многом за счет перераспределения средств в рамках крупных государственных контрактов. Но ожидать серьезного расширения списка игроков на этом рынке пока не стоит, так как коэффициент выплат остается высоким и количество компаний, у которых он растет, увеличивается. В то же время сроки начала реформы откладываются», – говорит Лысаков.

«Основой реформы должен стать перенос страхования ОСАГО с автомобиля на человека, – рассуждает Канаев. – В таком случае водитель мог бы управлять всеми транспортными средствами соответствующих категорий, не только имея водительское удостоверение, но и «удостоверение» ОСАГО. Кроме того, необходимо ввести штраф в десятикратном размере стоимости ОСАГО за невыдачу полиса ОСАГО. А для того чтобы снять проблему оформления электронных полисов на мошеннических сайтах, необходимо организовать продажу их страховыми компаниями через портал «Госуслуг».

По мнению эксперта, реформа рискует затянуться. «Необходимо принимать кардинальные решения, половинчатые меры не устраивают никого, поэтому конца реформе пока не видно», говорит Канаев.

Все, что нужно знать об обязательном страховании автогражданской ответственности.

ОСАГО — это страхование автогражданской ответственности водителя. Объектом страхования являются имущественные интересы водителя. В случае ДТП полис ОСАГО покроет убытки, причиненные третьему лицу.

Что такое ОСАГО?

ОСАГО или "автогражданка" — это полис, который приобретает водитель с целью защиты имущественных интересов. Покупая страховку, вы защищаете себя от материальных убытков, связанных с возмещением вреда, причиненного имуществу и здоровью третьих лиц. Простыми словами, благодаря этому полису водителю не придется оплачивать ремонт автомобиля и лечение людей, пострадавших в ДТП, случившегося по вашей вине.

Если наоборот — в ДТП пострадали вы — ущерб будет возмещен за счет ОСАГО виновной стороны. При этом отсутствие полиса у виновника происшествия не является причиной отказа в возмещении убытков.

Оформление ОСАГО — это не право водителя, а обязанность, прописанная в законе № 40-ФЗ "Об ОСАГО". При придется заплатить штраф, размер которого в 2018 году составляет 800 рублей. Весь перечень штрафов, сявязанных со страховым полисом на машину, . Важно понимать, что это не самое страшное, что может пройти при отсутствии полиса.

Оформление полиса

Приобрести полис ОСАГО можно двумя способами:

  1. Обратившись в любую страховую компанию.
  2. На сайте страховой компании.

Отказать в оформлении полиса страховщики не имеют права, однако на практике встречаются ситуации, когда компания, указывая на отсутствие бланков или неработающий компьютер, не продают страховку. Водитель в этом случае может пожаловаться на работу страховщика в прокуратуру, ЦБ или РСА.

Для оформления полиса потребуется паспорт страхователя (на кого будет оформлена страховка), водительское удостоверение, СТС и ПТС. На основе этих документов производится расчет стоимости. Цена полиса зависит от нескольких параметров:

    тип и мощность транспортного средства;

    водительский стажа страхователя;

    количество водителей, допущенных к управлению транспортным средством;

    регион эксплуатации автомобиля;

    наличие или отсутствие аварий, произошедших по вине страхователя, за прошедшие периоды.

Средняя стоимость ОСАГО в Москве в 2018 году составляет 8000 рублей, в регионах — 6000 рублей. При этом есть так называемый "ценовой коридор", устанавливающий минимальную и максимальную стоимость полиса. В пределах этого коридора страховщики могут менять тарифы на свое усмотрение.

Многих интересует, как оформляется ОСАГО, если у владельца нет водительского удостоверения? В этом случае страхователем становится собственник, а в пункте "допущенные к управлению ТС водители" указываются лица, которые могут управлять автомобилем. Соответственно, у них должны быть действующие права. Также можно выбрать неограниченную страховку. Она позволяет доверять управление автомобилем любому человеку, у которого есть права.

Оформление электронного полиса ОСАГО

В последние 3 года у водителей появилась возможность оформлять ОСАГО онлайн, без обращения в офис страховой компании. Покупка осуществляется на сайте выбранного страховщика с последующей онлайн-оплатой. Так приобретается электронный вариант "автогражданки", который имеет полную силу наравне с бумажным вариантом.

После оформления рекомендуется сделать его распечатку, проставить печать в офисе страховщика и держать при себе. Но также не считается нарушением использование полиса, сохраненного в телефоне или мобильном приложении. Главное — это сам факт наличия страховки.

Нужен ли ОСАГО, если есть КАСКО?

Еще один популярный вопрос — нужен ли полис ОСАГО, если есть КАСКО? Страхование по КАСКО не является обязательным. Автовладелец может отказаться от покупки этого полиса, а вот от ОСАГО нет. "Автогражданка" является обязательной, поэтому за ее отсутствие предусмотрены штрафные санкции.

В случае ДТП полис КАСКО покроет убытки, причиненные вашему автомобилю. Происходит это одним из двух способов:

  1. Если вы стали виновником ДТП, то ущерб, причиненный пострадавшей стороне, будет возмещен по ОСАГО, а на восстановление вашего автомобиля деньги выделит страховщик, согласно условиям КАСКО.
  2. Если виновником стал другой водитель, то вы можете выбрать — воспользоваться ОСАГО или КАСКО для возмещения ущерба.

Аналогичная ситуация с полисом ДСАГО. Этот вид страхования не является обязательным. И наличие полиса ДСАГО не избавляет от ответственности за покупку ОСАГО.

Когда положены и не положены выплаты?

Выплаты по ОСАГО положены:

    водителям, пострадавшим в ДТП;

    пассажирам и пешеходам, здоровью которых был причинен вред.

Если у пострадавшего в ДТП водителя нет полиса ОСАГО, то он также может рассчитывать на компенсацию причиненного ущерба. Только обращаться придется не в свою страховую компанию, где ранее покупался полис, в компанию, где застрахован виновник ДТП. Не могут отказать в выплате и в ситуациях, когда у виновника аварии нет ОСАГО. Обращаться придется в свою страховую компанию.

Выплаты не положены в двух ситуациях:

  • Не определен виновник аварии.
  • У обоих водителей нет действующего полиса ОСАГО.

Размер компенсации определяется индивидуально, в зависимости от полученных повреждений. Но есть определенные лимиты. В 2018 году они составляют:

    водителям на восстановление автомобиля выплачивается не более 400 тыс. руб.;

    пострадавшим людям выплачивается не более 500 тыс. руб. на каждого.

Если указанной суммы не хватает, чтобы полностью покрыть причиненные убытки, разница выплачивается виновной стороной из своего кармана. Но возможно это только в судебном порядке.

Обратите внимание, что обратиться в страховую компанию следует в течение 5 дней после ДТП, если место аварии оформляется по Европротоколу и в течение 15 дней, если протокол был составлен ГАИ.

Нестандартные ситуации

К стандартной ситуации, когда пострадавшая сторона может беспрепятственно обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации, относятся ДТП, в которых соблюдены четыре основных условия:

  • У обоих водителей есть действующий полис ОСАГО.
  • В ДТП не пострадали люди.
  • Участниками ДТП стали два автомобиля.
  • Определен виновник аварии.

В остальных случаях компенсационные вопросы решаются через РСА.

Отсутствие ОСАГО

Как уже было сказано, штраф в размере 800 рублей — это минимальная ответственность за отсутствие полиса. Намного серьезнее убытки придется понести в случае ДТП по вашей вине. И здесь возможно три исхода событий:

  • Суммы в 400 тыс. руб. оказывается недостаточно, чтобы покрыть причиненные другому водителю убытки. Разницу придется доплачивать из своего кармана. И если вы столкнулись с каким-нибудь "Ламборджини" последней модели, то расходы будут очень большими.
  • У пострадавшего водителя тоже отсутствует полис ОСАГО. И он может обратиться в суд, чтобы взыскать с вас причиненный ущерб. В этом случае сумма компенсации может исчисляться сотнями тысяч рублей.
  • Вы стали виновником ДТП, но у пострадавшей стороны есть полис ОСАГО. В этом случае страховщик вправе подать на вас в суд и по регрессу взыскать сумму, выплаченную пострадавшей стороне.

Как видите, полис ОСАГО стоимостью в 5-10 тысяч рублей, приобретаемый раз в год, может уберечь семейный бюджет от серьезных потерь.

Популярные вопросы и ответы

Могу ли я после покупки подержанного автомобиля продолжить пользоваться страховкой бывшего владельца, если она неограниченная?

Нет, перед регистрацией транспортного средства на свое имя, вы должны приобрести полис ОСАГО, в котором будете фигурировать в качестве собственника. Инспектора ГИБДД обязательно сверяют данные полиса и СТС — чтобы на документ числился один собственник.

Если в страховой период я попал в ДТП, а виновником был признан другой водитель, повлияет ли это на стоимость полиса в следующем периоде?

Нет, КМБ () уменьшается только при условии, что авария произошла по вине страхователя.

Обязательно ли мне продлевать ОСАГО в той компании, в которой был куплен полис изначально?

Вы можете выбрать страховую компанию на свое усмотрение. Если вас не устраивают тарифы у текущего страховщика, то попробуйте сделать расчет в другой компании.

Можно ли отказаться от ОСАГО?

Отказаться от "автогражданки" можно в любой момент. Но только в течение 7 дней с даты покупки полиса действует "период охлаждения", когда страхователю возвращается вся сумма полностью. После этого периода вернуть страховую премию уже проблематично. Она будет возвращена, но с учетом прошедшего периода, расходов на оформление документа и т.д.

В какой срок страховщик должен выплатить компенсацию?

Страховщик должен выплатить компенсацию или направить автомобиль на ремонт в течение 20 дней с момента подачи заявления. Если компания не выдерживает сроки, можете писать жалобу в РСА или ЦБ.

Что делать, если страховая отказывает выплачивать компенсацию?

Прочитайте и отстаивайте ваши права.

ОСАГО должны быть индивидуальными, чтобы каждый водитель покупкой полиса гарантировал возмещение того вреда, который он действительно причиняет. Об этом говорили в Совете Федерации участники слушаний, посвященных совершенствованию обязательного автострахования.

"Возможно, нам стоит рассмотреть вариант полноценного перехода от страхования автомобиля к страхованию рисков каждого водителя", - предложил первый зампред Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев. "Почему владелец нескольких автомобилей должен иметь несколько полисов ОСАГО на каждый автомобиль? Очевидно, что он не может ездить на них одновременно", - заметил он. Ведь, следует "привязать полис не к автомобилю, а к правам".

Предлагается расширить тарифный коридор ОСАГО на 20 процентов вниз и вверх

В Центробанке с такой постановкой вопроса согласны. "Переход от страхования машины к страхованию водителя мы как идею, как принцип поддерживаем", - заявил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Более того, в Банке России уже подготовлены предложения, направленные на индивидуализацию тарифов.
На первом этапе предлагается реформировать коэффициент бонус-малус. "Мы хотели бы, чтобы он присваивался не машине, а водителю и был единым", - пояснил Чистюхин. Пересматривать коэффициент следует раз в год, а при наличии у одного водителя нескольких коэффициентов использовать самый выгодный для него.

Далее на первом этапе предполагается изменить значимость возраста и стажа вождения, чтобы дифференциация тарифов в зависимости от этих показателей была больше, чем сейчас. Также предлагается расширить тарифный коридор на 20 процентов вниз и вверх, чтобы дать страховым компаниям больше возможностей по назначению более справедливых тарифов. "Мы уверены, что сегодня есть потенциал, чтобы те водители, которые безаварийно водят машину в течение двух-трех лет, получили дополнительное снижение стоимости полиса по сравнению с тем, что есть сегодня", - заявил Чистюхин.

Дальнейшая индивидуализация тарифов потребует пересмотра и других ценообразующих факторов. Это будет уже второй этап реформы ОСАГО. Предполагается отменить территориальный коэффициент. Ведь сегодня лихач в Хакасии платит за полис втрое меньше, чем аккуратный водитель в Москве. И это еще не все. "Мы хотели бы отменить коэффициент мощности, - заявил Чистюхин. - Актуарная статистика говорит, что мощность играет, конечно, какую-то роль в аварийности, но серьезной корреляции с аварийностью мы не усматриваем".

По мнению замглавы минфина Алексея Моисеева, в ходе реформирования ОСАГО "никакого роста тарифов не произойдет". "Потому что мы будем идти плавно, медленно, но верно, чтобы в итоге тарифы определялись рынком, а не бюрократами в московских кабинетах", - сказал он. В погоне за справедливыми тарифами следует учитывать опасность того, что лихачи, для которых полисы подорожают многократно, вообще перестанут их оформлять, отметил лидер движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов. Тут, полагает эксперт, дело за ГИБДД, причем работы у нее будет не так много: по подсчетам общественников, к неисправимым лихачам можно отнести порядка трех процентов водителей, но изъятие их из потока позволит снизить аварийность чуть ли не вдвое.

Каждый владелец авто может оказаться участником ДТП. Для того. чтобы облегчить участь автомобилистов и гарантировать возмещение ущерба, государство ввело программу обязательного страхования гражданской ответственности. Ущерб будет возмещён только пострадавшему, виновник ДТП компенсацию по полису не получает.

Так как страхование является обязательным, отсутствие документа грозит штрафом в 500 — 800 рублей. Здесь есть один нюанс: владелец авто должен иметь страховку. Собственник и владелец – это не одно и то же.

Владелец – это тот, кто управляет транспортным средством. Однако он может и не являться собственником авто. Таким образом, водитель может не иметь автомобиля, но он обязан иметь страховку. Водитель, который имеет права и допущен к управлению транспортным средством, может ездить на нескольких машинах, при этом необязательно, чтобы они находились в его собственности.

Автострахование предполагает бонусы для «прилежных» автолюбителей, не попавших в аварийную ситуацию за время страхового периода. Всего можно получить скидку в размере 50 % стоимости страховки, причём она сохранится, если вы решите обслуживаться в другой страховой компании.

На данный момент, если у водителя нет страхового полиса ОСАГО, он должен понести административное наказание в виде уплаты штрафа. В ближайшее время планируется его значительное увеличение. Поэтому каждому автомобилисту стоит подумать, что ему легче – приобрести документ или каждый раз платить штраф.

Его суть заключается в том, что страхуется не машина, а автогражданская ответственность. В двух словах, если вы являетесь владельцем полиса, то в случае аварии возмещать ущерб пострадавшим вместо вас будет страховая компания. Таким образом, вы защищены от непредвиденных ситуаций и неприятностей на дороге.

Правда, чтобы ущерб был возмещён не только пострадавшим, но и вам была компенсация на ремонт машины, нужно ещё приобрести полис КАСКО. В том случае, если была повреждена ваша машина, её ремонт будет оплачен страховой компанией водителя, ставшим виновником ДТП. Если виноваты в случившейся аварии оба автомобилиста, то страховые компании возмещают обычно половину нанесённого ущерба обоим владельцам авто.

В спорной ситуации вопрос решается в суде. Максимально ОСАГО выплачивает на ремонт 400 тысяч рублей. В случае, если ущерб нанесён на большую сумму, пострадавший имеет право требовать от виновника ДТП недостающие финансовые средства.

Дальновидные автолюбители, чтобы минимизировать риск финансовых трат, приобретают полис ДСАГО – добровольной гражданской ответственности. Документ является гарантией того, что даже если по вашей вине будет нанесён ущерб очень дорогому транспортному средству, вам не нужно будет выкладывать кругленькую сумму за ремонт. Покрытие по страховке может достигать 3 млн рублей.

Основные разновидности

Водителю, планирующему сесть за руль первый раз, или, наоборот, автомобилисту, которого можно назвать лихачом с большим стажем, неоднократно попадавшему в ДТП, рекомендовано приобретение расширенного варианта – ОСАГО-ДСАГО. Мы уже упоминали, что это не обязательный, а добровольный вид страхования. Этот договор не отменяет добровольную страховку, но дополняет её с выгодой для водителя. Стоит такая страховка дешевле, выплаты значительно больше.

Выбрать размер страховой суммы водитель может на своё усмотрение. Стоимость ДСАГО составляет от 0,1 % до 0,5 % страховой суммы.

Если автомобиль украли или нанесён ущерб, документ ОСАГО не действует. Для таких случаев оформляется полис КАСКО, гарантирующий комплексное страхование авто. Можно оформить частичную страховку такого рода, которая будет действовать в ситуациях нанесения ущерба, но не будет охватывать случай угона.

В стоимости страховки учитывается возраст и пол водителя, цена и марка транспортного средства. Имеет значение, сколько времени автолюбитель за рулём, в каком регионе проживает, какова мощность авто и др. Конечно, выбрать оптимальную программу страхования сложно даже водителю со стажем, но имея дополнительные полисы, владелец защитит авто от любых неприятных ситуаций.

Страхование ОСАГО может быть в двух видах.

  1. Полис с ограничением. В нём указывается максимально пять человек, которые могут быть за рулём данного авто. Если автомобилист находится за рулём, а его фамилии нет в полисе на данное техническое средство, он подвергается штрафу.
  2. Полис без ограничений предполагает множество количество лиц, которые могут быть за рулём данной машины. Такой полис стоит дороже (читайте также, еще одного водителя).

Оформление обоих документов возможно со сроком действия на 3 месяца, полгода и на год.

Бывают случаи, когда автомобилисты не пользуются авто в зимний период, а ездят на нём в определённый сезон. Они могут оформить сезонный документ о страховании ОСАГО.

Порядок оформления

Для оформления ОСАГО следует подготовить:

  • документ, удостоверяющий личность для физического лица, для юрлица – свидетельство о государственной регистрации;
  • любую документацию о регистрации транспортного средства;
  • документ, подтверждающий право на вождение авто или его копию (для каждого лица, которое будет управлять транспортным средством);
  • диагностическая карта транспортного средства, подтверждающая его соответствие обязательным правилам безопасности;
  • заявление на страховку.

Более подробную информацию о том, вы сможете узнать в статье нашего специалиста.

ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности. Название говорит само за себя:

«Обязательное» – значит по Закону РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» каждый водитель на дороге обязан иметь при себе страховой полис ОСАГО. Отсутствие страховки считается нарушением закона и влечет административное наказание.
«Страхование ответственности» означает, что страхователь защищает не собственный автомобиль, а имущество и здоровье людей, пострадавших в аварии, виновником которой он оказался. Полис избавляет виновника ДТП от расходов, связанных с компенсацией ущерба пострадавшим, одновременно гарантируя последним полное или частичное возмещение ущерба.

Калькулятор ОСАГО – расчет стоимости онлайн

Коэффициенты, применяемые при расчете страхового взноса по ОСАГО, устанавливаются Банком России. Они одинаковы для всех страховых компаний, но с 11 октября 2014 года автостраховщикам разрешено самостоятельно определять размер базовых ставок, правда, в строго оговоренных законом пределах. Калькулятор ОСАГО позволяет автовладельцу узнать, какие страховщики предлагают наиболее конкурентные тарифы в его населённом пункте. Чтобы рассчитать цену страховки онлайн, потребуются сведения о машине, её собственнике, а также допущенных к управлению гражданах, если договор оформляется на условии ограничения списка водителей.

Коэффициенты, применяемые при расчете стоимости ОСАГО

В соответствии с Законом об ОСАГО, при расчете стоимости полиса используются базовые тарифы, которые последовательно умножаются на ряд коэффициентов:

  • Кт – территориальный коэффициент. Определяется по месту регистрации собственника ТС (для физических лиц) или месту регистрации предприятия (для юридических лиц). Для крупных городов Кт существенно больше, чем для небольших населенных пунктов.
  • Квс – коэффициент возраста и стажа вписываемых водителей. При возрасте старше 22 лет и стаже более трех лет применяется Квс равный единице. Для остальных водителей Квс намного выше.
  • Км – коэффициент мощности (для легковых автомобилей). Чем больше мощность двигателя, тем выше Км.
  • Кс – коэффициент периода использования ТС.
  • Кбм – коэффициент бонус-малус.

Чтобы узнать, сколько стоит страховой полис, автовладельцу достаточно ввести в поля калькулятора соответствующие данные, после чего останется обратиться в выбранную компанию. Страхователь вправе использовать любой из следующих вариантов оформления полиса.

  • При личном визите в офис страховой компании.
  • Через сайт страховщика (электронное ОСАГО).

ОСАГО в России. Особенности отечественного обязательного автострахования

В отличие от Европы, где страхование автогражданской ответственности существует уже не один десяток лет, в России Закон об ОСАГО начал действовать сравнительно недавно – с 1 июля 2003 года. Среди особенностей отечественного обязательного автострахования стоит выделить следующие моменты.

  • Правила страхования ОСАГО и тарифы регулируются Правительством и Центробанком РФ.
  • Как и в большинстве западных стран, в российском ОСАГО существуют такие понятия, как «Европротокол» и «Прямое возмещение». «Европротокол» дает возможность страхователю при мелком ДТП получать страховые выплаты в СК, минуя обращение в органы ГИБДД. «Прямое урегулирование» – это обязанность обращаться за возмещением ущерба непосредственно в свою страховую компанию (а не в компанию виновника) в случае, если в результате аварии повреждено не более двух транспортных средств и не пострадали люди. При этом оба участника ДТП должны быть застрахованы по ОСАГО. Долгое время большим недостатком отечественного «прямого возмещения» являлось то, что оно было альтернативно (в отличие от европейского безальтернативного). То есть пострадавшая сторона могла выбирать, куда обратиться за выплатой: к своему страховщику или в СК виновника. Но свобода выбора зачастую оборачивалась против автовладельца, потому что страховые компании стремились отправить пострадавшего в другую СК. Поправки в Закон об ОСАГО, действующие с 2 августа 2014 года, изменили сложившуюся ситуацию.
  • При страховании ОСАГО действует система скидок за безаварийность, именуемая «бонус-малус». За каждый безаварийный год полагается скидка 5%. При наличии аварий по вине автовладельца взнос увеличивается в зависимости от числа ДТП в предыдущем страховом году.

Особенности тарификации ОСАГО

Эффективность ОСАГО для водителей и страховщиков в значительной степени зависит от применяемой системы тарифов. Правильная тарификация крайне важна, ведь страхование ОСАГО, в отличие от добровольного КАСКО, является обязательным и полностью исключает выбор рисков.

В начале октября 2014 года были впервые изменены действующие базовые тарифы по ОСАГО, а 12 апреля 2015 года Центробанк повторно поднял размер базовых ставок. При этом был значительно расширен тарифный коридор. Кроме того, 1 апреля 2015 года был изменен коэффициент территории для отдельных областей и населенных пунктов.

Повышение тарифов в первую очередь обусловлено увеличением страховых сумм. В настоящий момент максимальная выплата за причинение вреда имуществу составляет 400 000 рублей на каждый поврежденный автомобиль, а максимально возможное возмещение за вред жизни и здоровью каждого потерпевшего составляет 500 000 рублей. Наряду с увеличением лимитов ответственности страховщиков на рост тарифов повлияли:

  • Высокий уровень инфляции.
  • Растущая стоимость медицинских услуг.
  • Рост цен на запчасти и ремонтные работы.

Как добиться оптимальной стоимости ОСАГО?

Может показаться, что невозможно сэкономить на полисе ОСАГО. Однако есть несколько вполне легальных способов, которые помогут максимально оптимизировать стоимость «автогражданки» (это легко можно рассчитать и проверить онлайн на калькуляторе ОСАГО):

  1. Кт (территориальный коэффициент), применяемый при расчете страховки, определяется по месту прописки собственника транспортного средства. За любой автомобиль можно платить в год на порядок меньше, если переоформить его на родственника, который прописан в небольшом населённом пункте.
  2. Правила ОСАГО не предусматривают возможность страхования автомобиля в рассрочку, но всё-таки она возможна. В «автогражданке» есть такие понятия, как срок страхования и период использования ТС. Срок страхования – всегда год. Период использования может составлять несколько месяцев. Если автовладелец заключает договор на полгода, он оплачивает 70% от годовой стоимости страховки. Для продления действия полиса на оставшиеся полгода нужно доплатить 30%.
  3. Иногда при внесении в полис ОСАГО «аварийного» водителя дешевле оформить договор на условии «неограниченного количества допущенных к управлению лиц». Повышающий коэффициент для водителя с «неблагоприятной страховой историей» может достигать 2,45. А коэффициент за «неограниченную» страховку составляет 1,8. В такой ситуации выгодней купить полис «без ограничений».

Федеральный закон «Об ОСАГО» и Правила страхования ОСАГО

Все аспекты обязательного автострахования регулируются двумя основными правительственными документами: Федеральным законом «Об ОСАГО» и Правилами ОСАГО. Правила в сжатой форме излагают основные положения Закона, на основании которых работают страховые компании.
Основные положения Закона определяют в числе прочего:

  • Условия и порядок осуществления страхования ОСАГО.
  • Максимально возможные лимиты ответственности, то есть предельные суммы возмещения в случае ДТП.
  • Порядок заключения и расторжения договора обязательного страхования.
  • Обязанности страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая.
  • Особенности расчета размера страхового возмещения и срок, в течение которого страховая компания обязана произвести выплату либо мотивированно отказать.
  • Полномочия профессионального объединения страховщиков – Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
  • Порядок получения компенсационных выплат при банкротстве страховой компании.

Изменения, внесенные в закон за период его существования

С момента вступления в силу в 2003 году Закон об ОСАГО и Правила ОСАГО не раз претерпевали изменения, которые были направлены на совершенствование отечественной «автогражданки». Что-то удалось улучшить, но спорных моментов и недостатков остается более чем достаточно. Так, например, в марте 2009 года в Закон были введены понятия «Европротокол» и «Прямое возмещение». Но эти поправки, призванные приблизить российское ОСАГО к европейским нормам, по ряду причин пока так и не «заработали» в полной мере.
Наиболее же «революционными» изменениями в законе об ОСАГО за период его существования можно считать:

  • Поправку, которая «отвязала» скидки по ОСАГО от транспортного средства, после чего страховщики стали присваивать Кбм каждому конкретному водителю безотносительно авто. Ранее существовала абсурдная ситуация: при смене ТС скидка за безаварийность у водителя терялась.
  • ДТП, произошедшее на внутренней территории предприятия, стало признаваться страховым случаем.
  • Сокращение минимального периода использования ТС до трех месяцев (для физлиц).
  • Целый ряд поправок был внесен в 2012 году в связи с изменениями прохождения техосмотра. В итоге техосмотр был заменен на диагностическую карту, которую необходимо предъявить при заключении договора ОСАГО.
  • С января 2013 года действует единая для всех страховщиков информационная база ОСАГО.

Радикальные изменения были внесены в Закон об ОСАГО в 2014 году. Среди них можно выделить:

  • Уменьшение срока рассмотрения заявления о выплате до 20 календарных дней (кроме праздников и выходных).
  • Возможность получения возмещения не только деньгами, но и посредством ремонта на СТОА.
  • Необходимость процедуры досудебного разрешения спорных ситуаций по ОСАГО.
  • Увеличение размеров максимальной выплаты и отмена общего лимита выплаты.
  • Увеличение лимита выплат по «Европротоколу».
  • Снижение до 50% показателя максимально допустимого износа машины.

Еще одно радикальное новшество ввели в начале 2017 года. С 1 января все страховые компании с лицензией на ОСАГО обязаны продавать электронную «автогражданку». Эти мера призвана решить проблему навязывания дополнительных услуг и сделать невозможным безосновательный отказ в оформлении страховки.