Теория по обществознанию. Обществознание (курс лекций)

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

ЕГЭ по обществознанию пользуется большой популярностью у школьников. Экзамен считается легким: не нужно делать расчеты, не нужны трудоемкие вычисления. Эта легкость обманчива, и сдать экзамен бывает сложно по двум причинам. Во-первых, курс обществознания состоит из нескольких разделов, которые лишь условно связаны между собой, поэтому структурировать полученные знания может быть непросто. Во-вторых, по время испытания придется быстро переключаться между разными разделами, что потребует собранности, умения сосредотачиваться.

Особенности предмета

Обществознание представляет собой дисциплину, которая включает в себя комплекс наук, так или иначе связанных с социумом. Это социология, психология, социальная философия, история, история, культурология, политология, экономика, юриспруденция, этика и др.

Учебный курс разделен на несколько тем:

  • Человек и общество
  • Право
  • Политика
  • Экономика
  • Социальные отношения

На экзамене вас ждут вопросы по всем этим темам. Справиться с заданиями без подготовки будет очень непросто даже тем, кто получал хорошие оценки на уроках обществознания с пятого по одиннадцатый класс. Необходимо освежить знания, вспомнить определения, систематизировать пройденное. Для этого требуется изучение теории по обществознанию.

Экзамен

Каждый экзаменационный билет содержит четыре типа заданий:

  • с необходимостью выбрать один или несколько верных ответов;
  • на выявление структурных элементов понятий;
  • на знание терминологии, определение понятий;
  • на установление соответствий позиций.

На 20 заданий требуется дать краткий ответ, на 9 – развернутый. Также выпускникам предстоит написать эссе. При сдаче экзамена без знания теории обойтись никак нельзя.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

    Начинайте подготовку заранее. Предмет лишь на первый взгляд кажется легким: получить высший балл не так-то просто.
  • В процессе подготовки придется учить наизусть многие термины и определения. Не стоит просто механически зубрить предложенные в учебнике формулировки, факты, события, фамилии. Постарайтесь уяснить суть, и тогда вам проще будет запомнить материал.
  • Все, что требуется выучить наизусть, выписывайте в специальную тетрадь.
  • Начинайте с заданий, которые кажутся вам легкими. Пропускать их не стоит – даже если вы уверены в себе, не помешает освежить знания.
  • После этого переходите к более сложным темам. Изучите теорию, повторите несколько раз определения, а затем приступайте к практическим упражнениям. В завершение снова удостоверьтесь, что точно помните терминологию.
  • Выполняя пробные варианты, тренируйтесь внимательно читать вопросы. Практика показывает, что непонимание вопросов – одна из распространенных причин ошибок.
  • Опытные репетиторы рекомендуют начинать подготовку в декабре-январе с изучения экономики. Этот раздел невелик по объему.
  • После этого следует взяться за самое сложное – право. Практика показывает, что именно этот раздел обществознания вызывает у выпускников наибольшие затруднения. Уделите изучению права побольше времени.
  • Социальные отношения, человек и общество – сравнительно простые разделы. За них можно приняться в последнюю очередь.
  • В идеале изучение теории следует закончить в апреле. После этого дайте себе небольшой отдых и займитесь повторением. Убедитесь, что помните все формулировки и определения, можете наизусть повторить все нормативно-правовые акты.

Среди школьников есть мнение, что обществознание - это самый простой предмет ЕГЭ. Многие выбирают его именно по этой причине. Но это заблуждение, которое уводит от серьезной подготовки.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 по обществознанию:

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
  • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы
    их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен
    с 64 до 65.

С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию?


1. Учите теорию.

Для этого к каждому заданию подобран теоретический материал, что нужно знать и учесть при выполнении задачи. Будут вопросы с философским уклоном (человек и общество) и социологическим (отношения в социуме). Помните, что всего 8 тем: общество

  • человек
  • познание
  • духовная сфера (культура)
  • социальная сфера
  • экономика
  • политика
  • право

Укажет по каким темам будет опрос в заданиях. В каждой теме есть множество мелких подтем, на которые следует уделить внимание при изучении.

Для получения высокого результата экзаменуемый должен уверенно оперировать основными понятиями и терминами. Анализировать информацию, предоставленную в виде графики. Работать с текстом. Грамотно рассуждать в рамках поставленной проблемы, лаконично выражать свои мысли в письменном виде.

Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям.

2. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

Экзаменационный билет разделен на две части:

  1. Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа (слово, словосочетание или цифра);
  2. Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения.

Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом:

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 10, 12 задания.
  • 2 балла - 4-9, 11, 13-22.
  • З балла - 23, 24, 26, 27.
  • 4 балла - 25, 28.
  • 6 баллов - 29.

Максимум можешь набрать 65 балла.
Минимум должно быть – 43 суммарных балла.

Особое внимание уделите заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.

3. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию.

Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания. Задания сформированы на основе демонстрационного варианта от ФИПИ по обществознанию. Решай полные и тематические онлайн тесты с ответами , на какой бы стадии изучения теории ты не находился. Зарегистрировавшись на сайте проверяй и разбирай свои ошибки и веди статистику в своем личном кабинете, чтобы потом их не допустить на экзамене.

Формула успеха на экзамене

Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко спланированное время для занятий + желание / воля / трудолюбие.

Готовься. Старайся. Стремитесь к успеху! И тогда у тебя всё получится.

Транскрипт

1 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.А.СТОЛЫПИНА» (ФГБОУ ВО Омский ГАУ) Омский аграрный техникум ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (курс лекций) Учебное пособие «Коммерция» Омск 2016

2 СОДЕРЖАНИЕ Содержание 1. Пояснительная записка 2. Введение. Содержание учебной дисциплины 3. Тема 1.1. Философские представления о социальных качествах человека. 4. Тема 1.2. Человек, индивид, личность. 5. Тема 1.3.Деятельность и мышление. 6. Тема 1.4. Формирование характера. 7. Тема 1.5. Социализация личности. 8. Тема 1.6. Познание и истина. 9. Тема 2.1. Общество, как сложная динамичная система. 10. Тема 2.2. Общество и природа. 2

3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Лекции для преподавателя разработаны по учебной дисциплине «Обществознание» (базовая подготовка) для специальности «Коммерция» в соответствии с учебной программой, утвержденной 27 июня 2016 г. Программа учебной дисциплины «Обществознание» составлена на основе примерной программы, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16 апреля 2008 года, и предназначена для изучения истории в учреждениях начального и среднего профессионального образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Лекции для преподавателя для специальности «Коммерция» по учебной дисциплине «Обществознание» - в объеме 117 часов, в том числе 39 часов самостоятельной работы без включения разделов по экономике и праву, всего 78 часов аудиторных занятий. 3

4 ВВЕДЕНИЕ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 1.Социальные науки. Специфика объекта их изучения. 2. Методы исследования социальных наук. 3.Значимость социального знания. Основные термины и понятия: социальные науки, эмпатия, диалектика 1. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Социальные науки (общественные науки) это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в аспекте его общественной деятельности. Они отличаются от искусства тем, что подчеркнуто используют научный метод и научные стандарты в исследовании человечества, включая количественный и качественный научные методы. Социальные науки, в изучении и межсубъективных, и объективных или структурных аспектов общества, иногда рассматриваются как гуманитарные науки. Это отличает их от «заведомо» естественных наук, которые сосредоточены исключительно на объективных аспектах природы. Кроме того, социологи участвуют в теоретических и практических исследованиях как о совокупном, так и об индивидуальном поведении человека. Основные социальные науки o Юриспруденция o Экономика o Психология o Филология o Лингвистика o Риторика o Социология o История o Политология o Педагогика o Культурология o География o Антропология Социальные знания подчиняется общим закономерностям. У социального знания имеются свои специфические черты, они носят социальный, общественный характер. Специфика этого вида знания заключается в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. 4

5 Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. К трудностям социального знания, объясняемым объективными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор. Таким образом, ценностная сторона социального познания вовсе не отрицает возможность научного познания общества и наличие социальных наук. Более того, она способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах и с различных позиций. 2. Методы исследования социальных наук. В сфере социально-гуманитарного исследования могут и должны использоваться все философские и общенаучные методы. Конечно, они здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учетом особенностей? познания и его предмета (общество, культура, личность). Наблюдение, результаты которого зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентаций; простое факты и события рассматриваются со стороны; соучаствующие исследователь включается в определенную социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри»; самонаблюдение (интроспекция) - осознанное систематическое наблюдение за действиями собственной психики с целью выявления ее особенностей; эмпатия способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, цели, проникновение в переживания других людей; этнометодология понимание результатов описания и наблюдений социальных явлений и событий. Социальные эксперименты (объективно-определенные группы людей, с интересами которой приходится считаться); констит, формирующая, итоговая; социальная инженерия (Н.Поппер) социальное проектирование. Сравнительный метод: сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и другим параметрам (метод поперечных срезов); многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени лонгитюдный метод. 5

6 - идиографический метод описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий; - диалог вопросно-ответный метод; - объяснение; - ценностный отнесение к ценностям; - анализ документов получение сведений о прошедших событиях (качественный и ком); - методы опроса основаны на высказываниях людей с целью выявления их мнений по каким-либо проблемам (анкетирование, интервью); -метод экспертных оценок, метод групповых дискуссий; - монографический метод данная проблема или группа проблем тщательно и с многих сторон анализируется на одном социальном объекте гипотетический вывод; - биографический метод метод исследования субъективной стороны общественной жизни индивида (личные документы); - проективные методы способ опосредованного изучения личных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности; - тестирование стандартизированные задания, результаты выполнения которых позволят измерить некоторые личностные характеристики; - социометрия применение математических средств к изучению социальных явлений (% подсчет); - игровые методы (психодрамы, социодрамы); - иконография сигтематическое изучение и описание изображений какихлибо сюжетов или лиц, истолкование их смысла, символики, характер особенностей. Требуется разработка новой методологии гуманитарных наук. 3. Значимость социального знания. Социальное знание позволяет общественными науками носить диалектический характер, обусловленный их взаимной связью и взаимодействием. Влияние социального знания на такие науки, как экономика, социология, политология, история, право, статистика и т.д., обусловлено прежде всего тем, что оно рассматривает общественную жизнь на более высоком уровне обобщений, нежели другие общественные науки. В соответствии с этим она формулирует свои выводы в более абстрактной форме. Социальные знания формулируют наиболее общие закономерности, принципы и категории социального познания, неизбежно проникает в саму 6

7 ткань других общественных наук и помогает им в формулировке конкретных категорий и методов исследования. Возьмем для примера теорию права как одну из важнейших дисциплин в юридических науках. При объяснении таких ее категорий и вопросов, как правосознание, право, правовая справедливость, гуманизм права, толкование норм права (закона), правовой нигилизм и т.д., видимо, невозможно обойтись без понимания сопряженных с указанными правовыми категориями философских категорий и концепций: общественное сознание, философия справедливости, гуманизм, герменевтика и т.д. Социальные знания способствуют развитию теоретического и практического мышления, формируют общественное сознание. Вопросы для контроля: 1. Определите какие науки мы относим к социальным и поясните почему мы их относим к таковым. 2. Перечислите методы исследования социальных наук. 3. Прокомментируйте, в чем заключается значение социального знания? Вопросы и задания для самопроверки: 1. Какова область исследования социальных наук? 2. В чем заключается роль социального знания в жизни современного общества? 3.Определите роль социального знания для современного российского общества. Список литературы: Основная 1.Боголюбов Л.Н. Обществознание М., Просвещение, 2010 г. 2.Баранов П.А, Шевченко С.В. Обществознание, М. Астрель 2011 г. Дополнительная 1. Мушинский В.О., Обществознание, учебное пособие, М., Форум, 2009 г. 2. Школьный словарь по обществознанию. М., Просвещение 2010 г. 7

8 РАЗДЕЛ I. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ Тема 1.1. ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВАХ ЧЕЛОВЕКА 1. Теории происхождения человека. 2. Биосоциальная сущность человека. 3. Бытие человека. Потребности и способности. Основные понятия: теологическая теория, теория палеовизита, естественнонаучная теория, антропогенез, антропосоциогенез, социогенез, бытие. 1. Теории происхождения человека. Проблема человека - одна из ОСНОВНЫХ в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от греч. anthropos - человек и genesis - происхождение). Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека. Религиозная теория Теория палеовизита Божественное происхождение человека. Душа- источник человеческого в человеке. Человек- создание пришельцев из космоса, которые посетили землю. Естественнонаучные (материалистические) теории Ч.Дарвин (гг.) анг. естествоиспытатель, создатель эволюционной теории Человек как биологический вид, имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с млекопитающими. Ф.Энгельс (гг.) социальный мыслитель, политический деятель, один из основоположников марксизма Главная причина появления человека- труд. Под его влиянием сформировались специфические качества человека: сознание, творческие способности. язык, 8

9 Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения. Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно. Человек - высшая ступень развития живых организмов на земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад. 2.Биосоциальная сущность человека. Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальностьсущностъ человека. Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Нота sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной. нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. Социологизаторский подход объясняет природу человека, и сходя из социально значимых факторов. Человек чистая доска, на которой общество пишет отличия человека от животного. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя новые планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм. Человек способен к сознательной направленной творческой деятельности, моделирует свое поведение, выбирает различные роли, выражает ценностное отражение действительности, определять характер направленности природных процессов. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия и изначально запрограммированы. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые материальные и духовные ценности. 9

10 Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано сформированием духовного (внутреннего) мира человека. Человек - существо уникальное (открытое миру неповторимое, духовное, несовершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала. 3. Бытие человека. Потребности и способности. Бытие это наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В философии этим понятием обозначают и существующий независимо от сознания людей объективный мир (материю), и реальный процесс жизнедеятельности людей (человеческое бытие). Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает не переживаемую человеком нужду, а постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности (в том числе и человеческой деятельности). В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биологический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группы: а) витальные (от лат. vita жизнь), которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой и др.); б) социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами; в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориентировочный инстинкт). 10

11 Соответственно и потребности человека можно условно разделить на три группы: -биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), -социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.); - духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою очередь, удовлетворение духовных потребностей (например, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, изменение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и возвышенных духовных потребностей потребность индивидуальной любви. Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А.Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности: а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.); б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.) Вторичные же потребности включают в себя: а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности); б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.); в) духовные (потребности в самовыражении). Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие. Психологи различают также потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям. 11

12 От потребностей следует отличать интересы людей. Интерес это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Однако интерес человека направлен не на непосредственный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают доступным этот предмет. Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к той или иной социальной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными стимулами к различным видам деятельности. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные), по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности), по возможностям осуществления (реальные и мнимые). Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей. Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности. В истории философии способности долгое время трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. В новое время Д. Локком и французскими ученымиматериалистами был сформулирован тезис о полной зависимости способностей человека от внешних условий его жизни. Современная наука рассматривает формирование и развитие способностей сквозь призму органического единства биологического и социального. Биологическое начало в способностях представлено в виде определенных генетических программ поведения, закодированных в молекулах ДНК. Благодаря их действию человек обладает способностями, потенциально присущими каждому индивиду (прямохождение, членораздельная речь и др.). Наследственные программы могут оказать воздействие и на уровень развития соответствующей способности у отдельного индивида. Этим частично объясняются различия в развитии музыкального слуха, объеме и быстроте действия памяти, физической силе. Однако развитие любой способности во многом зависит от действия различных социальных факторов: например, для развития музыкальных способностей, кроме наличия музыкального слуха, необходимы музыкальный инструмент, систематическое музыкальное образование, постоянная практика и т. д. 12

13 Критерием для типологии способностей обычно выступают отличия в основных видах деятельности. На этом основании различают научные, художественные, инженерные и другие способности. Современная психология выделяет и общие способности, отвечающие требованиям не одной, а многих различных видов деятельности. При этом ряд психологов постулирует существование общего интеллекта неизменной всесторонней умственной одаренности. Качественный уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности. Вопросы для контроля: 1.Перечислите основные теории происхождения человека. 2.В чем заключается биосоциальная сущность человека? 3.Прокомментируйте, роль бытия человека в формировании социальных качеств. Вопросы для обсуждения: 1. Какое значение имеет биосоциальная сущность для современного человека? 2. Какая теория происхождения человека является более правдоподобной в современной истории? 3. Какую роль играют потребности и интересы в современном мире для человека? Список литературы: Основная 1.Боголюбов Л.Н. Обществознание М., Просвещение, 2010 г. 2.Баранов П.А, Шевченко С.В. Обществознание, М. Астрель 2011 г. Дополнительная 1.Мушинский В.О., Обществознание, учебное пособие, М., Форум, 2009 г. 2.Школьный словарь по обществознанию. М., Просвещение 2010 г. 13

14 РАЗДЕЛ I. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ Тема 1.2. ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ. 1. Понятие индивида, индивидуальности, личности. 2.Понятие социализации. 3.Мировоззрение. Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, мировоззрение. 1. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ИНДИВИДА, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, ЛИЧНОСТИ. Все люди, живущие на Земле уже более 50 тысяч лет, относятся к одному и тому же виду Homo sapiens (человек разумный). Этот факт общепризнан. Однако оказалось не так просто выделить то специфическое, что отличает человека от животных. В большинстве современных антропологических, этнографических и социальных теорий в качестве исходного отличительного признака вида Homo sapiens выступает культура, играющая решающую роль в определении человеческих поступков. При этом природа человека признается бинарной, т.е. двойственной, включающей в себя как биологические, так и социальные характеристики. Однако вопрос об их соотношении до сих пор остается нерешенным. Итак, понятие «человек» обобщает социальное и биологическое начала. Поэтому наряду с ним в научную терминологию были введены понятия, отражающие отдельные аспекты человека, на которых акцентируется внимание при его изучении, такие, как индивид, индивидуальность, личность. Индивид (от лат. individuum неделимое, особь) это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность». Индивидуальность своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности. Личность это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. 14

15 Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми необходимое условие для становления и развития социального «Я». В противном случае, то есть в случае социальной изоляции индивида, он превращался в ферального человека (явление, названное «феномен Маугли» из сказки Киплинга). Феральные люди в своем поведении практически ничем не отличаются от животных. Они не умеют разговаривать, абстрактно мыслить, не могут взаимодействовать с людьми, боятся их, у них отсутствует самосознание, самоидентификация. Попытки их запоздалой социализации, включения в общественную жизнь не приводят к ощутимым успехам. Обычно феральные люди быстро умирают, так и не адаптировавшись в чуждой им социальной среде. Таким образом, именно включенность индивида в социальную среду дает возможность биологическому существу превратиться в общественное, стать человеком. 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ-(от лат. socialis общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Несмотря на широкое употребление, термин не имеет однозначного толкования, сближаясь в одних случаях с воспитанием, а в других с формированием личности. В различных немарксистских концепциях на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врождённые формы поведения, инстинкты и т. п. к условиям существования в обществе (фрейдизм), на другом учёные, которые видят в личности пассивный продукт социальных влияний. Марксистская концепция исходит из того, что социализация должна изучаться как формирование родовых свойств человечества, так и в формирование конкретного типа личности плане. Социализация это не просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду биопсихологических импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности. Индивидуальность не предпосылка социализации, а её результат. Содержание, стадии и конкретные механизмы социализации имеют исторический характер, существенно варьируют от одного общества к другому и определяются социально-экономической структурой этих обществ. При этом процесс социализации не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность обществ. отношений, вплоть до самых глубоких и опосредованных. Социализация не есть механическое наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной 15

16 активности, инициатором и творцом новых общественных форм. Поэтому социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческопреобразовательной общественной деятельности, в ходе которой преодолеваются и устарелые нормы, нравы и привычки. Различные аспекты социализации изучаются психологией (механизмы деятельности и освоения нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла), социальной психологией (социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отношений), социологией (соотношение процессов и институтов С. в макросистеме), историей и этнографией, педагогикой (воспитание), а в наиболее общем виде философией. 3. МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Внутренний (духовный) мир человека создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей. Структура внутреннего мира: познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется. эмоции субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.) чувства эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.) мировоззрение направленность личности Мировоззрение система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем: Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности Пути формирования: стихийный, осознанный. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое; Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями. Убеждения устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление. Типы мировоззрения: 16

17 Обыденное (или житейское) является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей Религиозное связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа религиозные течения (буддизм, христианство, ислам) Научное теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания. Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры. Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека. Менталитет совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Виды знаний. Чувственное и рациональное познание, интуиция Чувственное познание Рациональное познание Интуиция способность познание с помощью познание посредством непосредственного органов чувств мышления. постижения истины в (зрение, слух, результате «озарения», обоняние, вкус, «наития», «прозрения» осязание). без опоры на логические обоснования и Формы чувственного Формы рационального познания: познания: 1. ощущение это 1. понятие это мысль, отражение отдельных утверждающая общие и свойств предмета, существенные свойства явления, процесса; предмета, явления, процесса; 2. восприятие 2. суждение это мысль, чувственный образ утверждающая или целостной картины отрицающая что-либо о предмета; предмете, явлении, процессе; 3. представление 3. умозаключение (вывод) образ объекта мысленная связь нескольких познания, суждений и выделение из них запечатленный в нового суждения. Типы 17 доказательства. Виды интуиции: 1. мистическая связана с жизненными переживаниями, эмоциями; 2. интеллектуальная связана с умственной деятельностью.

18 памяти Особенности чувственного познания: 1.непосредственност ь; 2.наглядность и предметность; 3.воспроизведение внешних свойств и сторон. умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии. Особенности рационального познания: 1.опора на результаты чувственного познания; 2. абстрактность и обобщенность; 3. воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. Особенности интуиции: 1.внезапность; 2.неполная осознанность; 3.непосредственный характер возникновения знаний. Интуиция своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм (от гр. emperies опыт) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм (от лат. ratio разум, рассудок) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества. Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях любовь, ненависть и др.) мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания 18

19 Заблуждение содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь сознательное искажение образа объекта. Знание результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»: - знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности; - знание как познавательно-значимая информация; - знание как отношение человека к действительности. Виды знаний: 1. Житейское строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию) 2. Практическое строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира 3. Художественное строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии) 4. Научное строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы) 5. Рациональное отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении 6. Иррациональное отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки. 7. Личностное (неявное) зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности Формы знаний: 1. Научное объективное, системно организованное и обоснованное знание 2.Ненаучное разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами 3.Донаучное прототип, предпосылки научного знания 4.Паранаучное несовместимое с имеющимся научным знанием 5.Лженаучное сознательно использующее домыслы и предрассудки 19

20 6.Антинаучное утопичное и сознательно искажающее представление о действительности Вопросы для контроля: 1.Назовите основные отличия индивида, индивидуальности, личности. 2.В чем заключается особенности процесса социализации человека? 3.Составьте схему «Мировоззрение человека». Вопросы для обсуждения: 1. В чем заключаются главные характеристики современной индивидуальности, индивида, личности? 2. Каковы пути социализации в современном обществе? 3. Какие аспекты влияют на формирование мировоззрения современного человека? Список литературы: Основная 1.Боголюбов Л.Н. Обществознание М., Просвещение, 2010 г. 2.Баранов П.А, Шевченко С.В. Обществознание, М. Астрель 2011 г. Дополнительная 1.Мушинский В.О., Обществознание, учебное пособие, М., Форум, 2009 г. 2.Школьный словарь по обществознанию. М., Просвещение 2010 г. 20

21 РАЗДЕЛ I. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ Тема 1.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МЫШЛЕНИЕ. 1.Понятие деятельности и мышления. Структура деятельности. 2.Самореализация. 3.Мотивы деятельности и потребности человека. 4.Поведение. 5.Сознательная деятельность. 6.Познание мира. Основные понятия: деятельность, мышление, самореализация, потребности, поведение, сознательная деятельность, познание. 1.ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Мышление форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить значит производить операции с использованием формальной логики. В психологии мышление совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий. Мышление опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление как одна из психических функций психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин логики, 21

22 гносеологии, диалектики. Мышление является источником и основным орудием подлинно человеческого бытия. Освобождая человека от давления слепых инстинктов и от необходимости непосредственных реакций на давление внешней среды, мышление выступает и как путь к свободе, и как сама свобода, доступная всем и неотъемлемая ни при каких условиях. Деятельность способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер). Различия деятельности человека и активности животного Деятельность человека Активность животного Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. Целеполагание в деятельности Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) Деятельность человека Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. Целеполагание в деятельности Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой 22 Целесообразность в поведении Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы Активность животного Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой Целесообразность в поведении Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы

23 зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) Структура деятельности: -Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин тересы; влечения и эмоции; идеалы) Цель (это осознанный образ того резуль тата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий) Методы Процесс (Действия) Результат Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы Виды действий по М. Веберу: целерациональное (Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.); ценностнорациональное (Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.); аффективное (Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.); традиционное (Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки) Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны. Типы деятельности: - труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование) - игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный) - учение (познание нового) - общение (обмен идеями, эмоциями) - двустороннее и одностороннее (коммуникация); понятие диалога 23

24 - структура: субъект цель содержание средство получатель - классификации: непосредственное опосредованное, прямое косвенное - типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый - функции: социализация (формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности); познавательная, психологическая, отождествления (выражение причастности человека к группе: «Я свой» или «Я чужой»); организационная Виды деятельности: -Материальная (материально-производственная и социальнопреобразовательная) и духовная (познавательная, ценностноориентированная, прогностическая) - По субъекту: индивидуальная коллективная - По характеру: репродуктивная творческая - По соответствию правовым нормам: законная незаконная - По соответствию моральным нормам: моральная аморальная - По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная реакционная - По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная - По особенностям проявления человеческой активности: внешняя внутренняя Творчество вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента). Механизмы творческой деятельности: комбинирование, воображение, фантазия, интуиция. 2. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ. Самореализация осуществление потенциала. То к чему мы стремимся и есть самореализация. Многие даже не осознают этого. Некоторые люди остаются неудовлетворенными, полученными благами от жизни или от деятельности. Причиной этому может быть отсутствие интереса к своей деятельности. Также отсутствие цели и желаемого результата. Для достижения желаемого успеха, надо очень много поработать над собой. Чтобы личности само реализовалась, надо постоянно совершенствоваться. Это полное использование своих талантов, способностей, возможностей. Чем лучше человек раскроет собственные способности, тем больше он может рассчитывать на успех. Самореализация-это рост эффективности человека в любой сфере жизни. Самореализация это основа успеха жизни человека. В процессе самореализации важна независимость от мнения толпы. Толпа очень сильно влияет на человека. Если человек имеет талант к музыке, а толпа не одобряет, 24

25 он пойдет на поводу толпы. Неважно то, что он мог стать гениальным музыкантом или композитором. Не следует идти на поводу толпы, потом толпа будет восхищаться тобой. Если окунуться в мир компании Apple. Все вспомнят его создателя Стива Джобса. Изначально у него были способности в механике, тогда он увлекался радиотехникой. После отчисления из колледжа, он хочет заработать на поезду в Индию. Он знакомится с техническим гением. Тогда у них не было грандиозных планов. Через некоторое время у них возникают некоторые идеи насчет персонального компьютера. Совершенствуя свои знания и умения, компания стала одним из успешных компаний. Самореализация ведет к достижения более высокого уровня совершенства. Это процесс полного выявления и осуществления своих возможностей, достижения запланированных целей, который позволяет достичь желаемого результата. 3. МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Мотив то, что движет человеческой деятельностью, это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. В мотивах деятельности проявляются потребности человека. Потребность переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Обычно она направлена на какой-либо предмет. // голод нужда в пище, предметом потребности является пища)все эти потребности взаимосвязаны между собой. большинства биологическое становится социальным(еда, вода).также у многих людей социальные потребности господствуют над идеальными. Так, потребность в знаниях нередко выступает как средство обрести профессию, занять достойной место в жизни Потребность в общении находится на стыке 3х групп. Классификация потребностей А.Маслоу: 1) физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхания, одежде, жилище, отдыхе и т.д 2) экзистенциальные(существование): в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д 3) социальные: в соц. Связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимание к себе и т.д. 4) престижные: в самоуважении, уважение со стороны других, признании, достижении успеха и т.д 5) духовные: в самовыражении Особую роль играют в формировании мотивов интересы: потребности, направленные на общественные условия, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Они бывают: индивидуальными -групповыми -интересы общества в целом 25

26 Каждый индивид имеет интересы как представитель возрастной группы: молодежи 1. Этнической группы и общества в целом 2. Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Они осознаются людьми, и люди осуществляют самоконтроль (сознательная деятельность). 3. Кроме того имеются бессознательные потребности(психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания) 4. Макс Вебер: Социальные действия составляют систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей. В нем каждый человек учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию. 5. Он выбирал 4 типа социального действия Целерациональное Когда предметы внешнего мира и другие люди трактуются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей; Ценностно-рациональное Определяется осознанной верой в ценность опр. Способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности; Аффективное Определяется непосредственно чувством, эмоциями; Традиционное Побуждается усвоенной привычкой, традицией. В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями. Потребность это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. mоvеге приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека. Виды потребностей человека Биологические (органические, материальные) потребности в пище, одежде, жилище и др. Социальные потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. Духовные (идеальные, познавательные) потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др. Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе. 26

27 Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая Классификация разработана американским психологом А. Маслоу. Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Разумные потребности это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей. Интерес (лат. interest иметь значение) целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те, общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются 27


Раздел 3. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА 1. Основа бытия, существующая как причина самой себя а) субстанция б) бытие в) форма г) акциденция 2. Бытие это а) все, что существует вокруг б) некое вещественное образование

Глава 1. Человек и общество 1.1. Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Вопрос о человеке является самым важным в обществознании, поэтому его

Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности. Раитина М. С. Читинский государственный университет. Ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований

В чем состоит сущность социализации учащихся? Каковы условия социализации? Социализация (от лат socialis - общественный), процесс становления личности, усвоения человеческим индивидом определенной системы

Что есть философия Специфика философского знания 1. Своеобразием философии, наряду со всеобщностью и абстрактностью, является А. Утверждение гуманистических идеалов, нравственных императивов, общечеловеческих

Любой технологический процесс начинается с изучения исходного материала, его свойств и пригодности для последующей обработки. То же самое происходит в педагогике. Сегодня всех педагогов объединяет общее

Тема 1. Предмет и метод экономической теории 1. Потребности общества и экономика 2. Предмет экономической теории 3. Функции экономической теории 4. Экономические законы и категории 5. Методы экономической

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (на примере учебной дисциплины «Электроника») Методология организации образовательного процесса при

УДК 378:504 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ 2013 Л. А. Гвоздева 1, Ю. Н. Широкобокова 2 1 канд. пед. наук, профессор каф. химии e-mail: [email protected]

Пояснительная записка по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ базовый уровень (10-11 класс) Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 стр. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

Личность человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. «Атлас по психологии» Личность деятель общественного развития, сознательный индивид, занимающий

Презентация на тему: Наука и ее роль в современном обществе Что такое наука? Какова роль науки в формировании картины мира? И какова еѐ роль в современном обществе? Обсуждение всех этих вопросов сопровождало

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по обществознанию на уровень среднего общего образования (базовый уровень) 10-11 класс г. Черногорск Учебная программа по

Аннотация к рабочей программе по обществознанию 7-11 классы Обществознание 7 класс Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими

Анализ основной образовательной программы начального общего образования Структура основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Мендюкинская средняя школа» Целевой раздел 1. Пояснительная

НАУЧНОЕ ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ РЕСУРС Л.А. Краснова (г. Москва) Направленность современных общественных тенденций даѐт основание характеризовать становящийся социум как общество информации,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет» Кафедра

Мерлин В. С. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕМПЕРАМЕНТА Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964, с. 3 18. Несмотря на то, что темперамент один из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Общество Общество как сложная динамическая система. Влияние человека на окружающую среду. Общество и природа. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи

Организация научного исследования Теоретические основы. Задание для самостоятельной работы. 1 Научное исследование: сущность и особенности Научное исследование это целенаправленное познание, результаты

Глава 1: Введение в психологию. 1. Объект изучения в психологии: 2. К прикладным психологическим наукам относятся: 3. Период становления психологии как самостоятельной дисциплины включает: 4. Понятие парадигма

211 НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ О. В. ШТЕЙМАРК Педагогические условия эффективного использования компьютерных технологий в педагогическом процессе Педагогическая система может успешно функционировать

В.А. Далингер Омский государственный педагогический университет Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Учебно-исследовательская деятельность учащихся

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра педагогики и педагогических технологий В.Е. Пешкова ПЕДАГОГИКА Часть 7. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Тематическая библиография В 2-Х КНИГАХ Книга 1. ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО

Для подготовки к экзамену по дисциплине «История и философия науки» для адъюнктов первого года обучения Учебно-тематический план п/п Наименование разделов и тем Всего часов Лекции Из них Семинары Самостоятел

Аннотация к рабочей программе по обществознанию 5-9 классы. Рабочая программа составлена на основе Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, с использованием учебно-методического

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ МЕЖСЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Тарануха Д.Ю. МОАУ «Лицей 1», г. Оренбург В настоящее время проблема формирования гражданской идентичности подростков

Утверждаю ель председателя й комиссии J1.B. Константинова 2014 г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ, ПРОВОДИМОГО В САРАТОВСКОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Общество Общество как

Т. В. Шершнёва, доцент кафедры психологии и педагогики Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат психологических наук ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

УТВЕРЖДЕНА решением приемной комиссии ФГБОУ ВПО РГУПС, протокол заседания 2 от 27.03.2014 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ФИЛОСОФИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТРАДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

О СПЕЦИФИКЕ НАУЧНОГО МЕТОДА Б.А. Кислов доктор философских наук, профессор Во всяком научном исследовании (диссертации, монографии, статье), а особенно в научной дискуссии, существует одно непреложное

Содержание тем учебного курса 10 класс (105 ч) Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки

Сургутский финансово - экономический колледж филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Основы философии» для специальностей среднего профессионального

ПОСЛЕСЛОВИЕ Каждая научная работа должна содержать новое знание, иначе она не является собственно научной. Исходя из этого, мы и хотели бы пояснить, что нового заключено в данной монографии. Краткое указание

Профессиональное становление личности учителя Гаджиева А.А., Гасанова П.Г. ФГБОУ ВПО «Дагестанский Государственный Педагогический Университет» Махачкала, Россия В мире профессий специальность учителя занимает

ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ О.Н. Елина Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина В деле образования личностные

Лекция 3 Тема: Другие психологические программы в зарубежной науке Вопросы: 1. Структурализм Эдварда Бредфорда Титченера (1867-1927). 2. Эмпирическая психология Франца Клеменса Брентано (1838-1917) 3.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Экзаменационная работа состоит из 30 заданий. При ответе на тестовые задания необходимо выбрать один из представленных в задании ответов. Пример 1. (З) Герой древнегреческих мифов 1) Геракл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 184 «Новая школа» Согласовано на м/о, Утверждаю: протокол 1 от 03.09. 2013г. Директор МАОУ СОШ 184 «Новая школа»

Обучении проявляется как целеустремленность студента к овладению знаниями и умениями в конкретной профессиональной области и выражает отношение личности к своей будущей профессии и профессиональной деятельности.

Биомедицинская этика Мишаткина Татьяна Викторовна, профессор МГЭУ им. А.Д Сахарова, региональный эксперт ЮНЕСКО ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА научиться выявлять этические проблемы в медицине, здравоохранении и науках

Общая формулировка задач методики преподавания технологии 1. Для чего учить (определение целей и задач обучения) 2. Чему учить (отбор и определение содержания обучения) 3. Как учить (разработка форм, методов

2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 стр. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

22 ПРОБЛЕМЫ ТЕХНОСФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ В.В.Чешев Всякое философское размышление прямо или косвенно имеет в виду проблемы человеческого бытия, в которых открывается множество конкретных вопросов,

РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ Общество как объект социологии. Социологи как самостоятельная наука. Предметная область и метод социологии. Место социологии в системе общественных

Аннотация к рабочей программе по экономике и праву 5 класс. 1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы в школе. Рабочая программа по экономике и праву для 5 класса составлена

Исполнение Совершенствование и оптимизация системы управления Картина мира как ресурс предпринимателя Долгоруков Александр, к.ф.н. Без понимания природы существующих систем невозможно конструировать новые

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Кафедра

О.Ю.Яцкова Анализ понятия творчества как процесса. Работа представлена кафедрой Инновационных образовательных технологий. Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент Мылова Ирина Борисовна.

1. Общие положения В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе

4.2. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 4.2.1. ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования

Описание основной образовательной программы среднего общего образования 1. Основная образовательная программа среднего общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию

ПРОГРАММА СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» Тема 1. Общие философские предпосылки для понимания общества как высшей формы движения материи. Различные подходы к определению общества. Основные

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУКИ Карякин Юрий Васильевич (Томск) Объект и предмет науки, эти популярные термины в текстах научноисследовательской направленности, мы рассмотрим не традиционно. Трактуя термин наука

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В.С. Быков, О.Б. Мухина, Р.О. Шошин Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск [email protected] Проблема активизации процесса обучения получила