Скачать презентацию морфологические нормы. Морфологические нормы. Степени сравнения имен прилагательных

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Морфология и культура речи Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы

Морфологические нормы русского языка Рассмотрим задание ЕГЭ по русскому языку, содержащее материал по морфологии: А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: л ягте на пол; с амый красивый п ара носок п ятисот лет А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: я щик мандарин в ыступали профессора и х предложения г руппа англичан

Формообразование имён существительных Формообразование имён существительных может представлять некоторую сложность. В частности, к грамматически трудному материалу следует отнести: Существование вариантных форм; Нестандартное образование форм; Различие форм в зависимости от значения.

Окончания именительного падежа множественного числа имён существительных В форме именительного падежа множественного числа существительные могут иметь вариантные окончания: - ы (-и) и –а(-я).

Запомните слова с нормативными окончаниями –А (-Я) Адрес а борт а буфер а вексел я вензел я вечер а ворох а директор а желоб а жернов а инспектор а катер а кител я клевер а колокол а кузов а купол а окорок а округ а ордер а паспорт а перепел а повар а погреб а профессор а сторож а тенор а фельдшер а флюгер а штабел я штемпел я

Запомните слова с нормативными окончаниями –Ы(-И) Акуш е ры бухг а лтеры библиот е кари в ы боры гр и фели др а йверы дисп е тчеры догов о ры инстр у кторы инжен е ры корр е кторы л е кари л и фты офиц е ры пл е еры п о лисы п о рты пр и нтеры р е кторы ред а кторы скл а ды сл е сари сн а йперы т о кари т о рты тр е неры фл и гели фл о ты фронт ы шоф ё ры

Окончания родительного падежа множественного числа имён существительных нулевое окончание окончание - ов Ботинок, валенок,сапог, чулок, погон, эполет, лампас Носк ов, гольф ов, клипс ов, брелок ов Армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган Калмык ов, киргиз ов, монгол ов, таджик ов, узбек ов, якут ов, хорват ов Яблок, слив Апельсин ов,банан ов, баклажан ов, мандарин ов, помидор ов, томат ов, гранат ов Ампер, аршин, ватт, вольт, радиан, рентген Акр ов, байт ов, грамм ов, карат ов, килограмм ов, гектар ов, рельс ов Гусар, драгун, солдат, улан, партизан Минёр ов, сапёр ов, мичман ов

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - ье без ударения, и женского рода на - ья без ударения имеют в родительном падеже множественного числа окончание - ий: побережье – побережий, соленье – солений, оладья – оладий, плясунья – плясуний. Исключения: верховье – верховьев; низовье – низовьев; платье – платьев; устье – устьев; подмастерье – подмастерьев; коренья – кореньев; лохмотья – лохмотьев; отрепья – отрепьев; хлопья – хлопьев.

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - ье под ударением, а также женского и общего рода на - ья под ударением в родительном падеже множественного числа имеют окончание - ей: ружьё – ружей, ладья – ладей. Следует запомнить: копьё – копий. Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - це, в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на - ец: блюдце – блюдец; зеркальце – зеркалец; полотенце – полотенец; сердце – сердец; щупальце – щупалец. Однако в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание - ев: болотце – болотцев; деревце – деревцев. Следует запомнить: солнце – солнц.

В родительном падеже множественного числа у ряда имен существительных женского и общего рода может быть нулевое окончание и окончание -ей. Например: в а фля – в а фель; п е тля – п е тель; т у фля – т у фель; б а ржа – барж; серьг а – серёг; манж е та – манж е т; ск а терть – скатерт е й. Следует обратить внимание на имена существительные, оканчивающиеся на – ня. Если перед – ня стоит гласная, то согласная в нулевом окончании будет мягкой: бог и ня – бог и нь, пог о ня – пог о нь. Если перед - ня стоит согласная, то согласная в нулевом окончании будет твердой: б а сня – б а сен; б а шня – б а шен.

Запомните окончания некоторых существительных, употребляющихся во множественном числе -ей - ов нулевое бр е дни – бр е дней будни – б у дней др о вни–др о вней зл ы дни – зл ы дней я сли – я слей в ы боры – в ы боров выкрут а сы – выкрут а сов деб а ты – деб а тов з а морозки – з а морозков конс е рвы - конс е рвов м у скулы – м у скулов оч и стки – оч и стков ч и псы – ч и псов зразы – зраз гл а нды – гланд ж а бры – жабр макар о ны – макар о н узы – уз ш о рты – шорт шпр о ты – шпрот

Формы имён прилагательных Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени: Эта работа лучше, чем предыдущая. Эта книга интереснее. Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени: он милейший человек, спокойнейший ребёнок. При употреблении прилагательных в форме степеней сравнения помните, что нельзя говорить: более лучший, менее лучший, менее худший, самый умнейший, менее предпочтительный и т.п. Правильно: лучший, худший, умнейший, предпочтительный

Из вариантных форм кратких прилагательных на – ен и на – енен в современном литературном языке употребляются формы на – ен. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.

Склонение и особенности сочетаемости имён числительных Правильное склонение имён числительных – самый яркий показатель культуры речи. Числительные необходимо склонять. К сожалению, здесь делают очень много ошибок. В разговорной речи чаще встречается форма творительного падежа, в которой первая часть слова изменяется по образцу других косвенных падежей, т.е. говорят (и пишут) вместо пятьюдесятью – пятидесятью, вместо шестьюстами – шестистами. Это неверно!

Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот, двести, триста, четыреста падеж От 50-80 От 500-900 200, 300, 400 И. Р. Д. В. Т. П. пятьдесят пят и десят и пят и десят и пятьдесят пять ю десять ю (о) пят и десят и шестьсот шест и сот шест и ст ам шестьсот шесть ю ст ами (о)шест и ст ах четыр е ст а четыр ёх сот четыр ём ст ам четыр е ст а четырьм я ст ами (о) четыр ёх ст ах

Склонение собирательных числительных оба, обе падеж Мужской и средний род Женский род И. Р. Д. В. Т. П. Оба Обоих Обоим Оба или обоих Обоими (об) обоих Обе Обеих Обеим Обе или обеих Обеими (об) обеих При употреблении числительных оба и обе нельзя смешивать мужской и женский род: неправильно говорить: у обоих сестёр красивые косы. Правильно: у обеих сестёр.

У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова: пятисот восьмидесяти трёх (р.п); пятьюстами весемьюдесятью тремя (т.п) При склонении дробных числительных изменяются обе части: к двум шестым (д.п), от пяти восьмых (р.п.) При склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово: в две тысячи седьмом (п.п.), тысяча девятьсот девяносто восьмым (т.п.) Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в именительном падеже: Готовимся к празднику 8 марта

При употреблении собирательных числительных (двое, трое…семеро и т.д) нужно помнить, что они сочетаются: с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: пятеро мальчиков, двое волчат; с существительными, употребляющимися только во множественном числе: трое ножниц, двое брюк. - с личными местоимениями: нас трое, их дво е

Задание 1. Прочитайте. Г ражданка Мухина, найдя кошелек с 562 093 рублями, приобрела самовар стоимостью около 250 600 рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 900 рублей, прибавив к найденным 562 093 рублям еще что-то около 29 500 рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38-й минуте пира на хозяйку напал некто Пауков, но гости, увлеченные едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (это его 265-я подобная операция). Видно, жалеет теперь Мухина о 590 0 00 рублей, потраченных на негодяев гостей! А заодно не мешало бы и задуматься о том, что приобретённое нечестным путем счастья не приносит! Напоминаем, что найденные деньги, вещи и документы следует сдавать в «Стол находок»! За последний год это было сделано 789 440 гражданами. Хотелось бы, чтобы этой норме поведения следовали все. (Из книги: Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1997)

Задание1. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки. 1) Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пассажирами. 2) Расстояние измеряется восемью тысячами семистами шестьюдесятью девятью километрами. 3) Сбор дошел до двух тысяч трехсот семидесяти пяти рублей. 4) Библиотека пополнилась девятьюстами шестьюдесятью девятью книгами. 5) Теперь уже понятно, что можно было обойтись и двумя тысячами рублями. 6) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружены вредители. 7) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли. 8) До конца экспедиции осталось двадцать двое суток. 9) По обеим сторонам реки тянется живописный лес. 10) В моей библиотеке около полутораста книг.

Задание 2. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки. 1) Двое суток нам пришлось провести в аэропорту. 2) Семеро козлят стали предметом гастрономического интереса одного голодного волка. 3) Четверо подруг сидели за столиком в кафе и весело смеялись. 4) Нас было двое, а их – четверо. 5) В лесу охотник едва отбился от троих матерых волков. 6) У обоих часов сломана секундная стрелка. 7) Оставшуюся полсотню километров участники гонки преодолели с большим трудом. 8) Трое неизвестных неожиданно появились перед нами. 9) Проект будет готов к двадцать шестому сентябрю. 10) Озеро находится в полутора километрах от города.

1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: Много народу Семисот двадцати Обеим подругам Курсантских погонов 2 .Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: Приближаются выборы Шире Волги Шесть гусаров Отряд партизанов


Слайд 2

Что такое грамматика

Грамматика изучает формоизменение и оформление мысли по законам русского языка, т.е. построение фразы, выраженной различными единицами речи. Грамматика подразделяется на морфологию – учение о формах слова и синтаксис – учение о законах построения словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого (ССЦ).

Слайд 3

Ответьте на вопросы:

Что такое часть речи? По каким признакам выделяются части речи? Перечислите все части речи. На какие группы подразделяются все части речи? Какие части речи относятся к изменяемым, какие – к неизменяемым? Какие части речи обладают следующими грамматическими категориями: склонение, спряжение, наклонение, вид, время? Какие еще грамматические категории у разных частей речи вы можете вспомнить? Что такое грамматическое значение слова?

Слайд 5

Имя существительное.

Морфологические нормы, связанные с употреблением имени существительного

Слайд 6

Род имен существительных

Составьте словосочетания прил.+сущ., определите род данных сущ.: шампунь, мигрень, бандероль, картофель, рояль, виолончель, вуаль, табель, тюль, мозоль, фамилия, пеня, уик-энд, бюллетень. Как правильно? Георгин или георгина Плацкарт или плацкарта Рельс или рельса Туфля или туфель Расценка или расценок Туш или тушь; карьер или карьера

Слайд 7

Существительные общего рода

Какие существительные относятся к этой группе? Как определить род данных существительных? «Кто больше?» Запишите как можно больше существительных общего рода.

Слайд 8

Бедняжка, бродяга, бука, бяка, вояка, выскочка, горемыка, грязнуля, дылда, егоза, забияка, злюка, калека, лежебока, молодчина, мямля, невежа, невежда, недотрога, недоучка, непоседа, обжора, плакса, работяга, разиня, самоучка, сирота, соня, тёзка, умница, ханжа, ябеда и др. Верзила, воевода, воротила, вышибала, дурачина, детина, заинька (серенький) – только мужского рода.

Слайд 9

Род сущ., обозначающих профессии

Федеральный (м.р.)канцлер Германии Ангела Меркель посетила (ж.р.) Москву. Высококвалифицированный(м.р.) архитектор Петров подготовил (м.р.) эскизный проект здания. Составьте с сущ. врач, директор, тренер предложения так, чтобы было понятно, о женщине или мужчине идет речь.

Слайд 10

Являются нарушением нормы слова: Врачиха, докторша, доцентша, парикмахерша, ректорша и др. Допустимо наличие как мужского, так и женского варианта: Дворник – дворничиха Санитар – санитарка Учитель – учительница Проводник – проводница Жираф - жирафа Лебедь (белый) - царевна-лебедь (в поэзии; о самке лебедя нужно говорить лебёдка)

Слайд 11

Род несклоняемых существительных

М.р.:сущ., обозначающие лиц муж пола (портье, маэстро), названия животных и птиц (какаду, пони, фламинго). Ж.р.: сущ., обозначающие лиц женского пола (мисс, фрау) Ср.р.: сущ., обозначающие названия неодушевленных предметов (пальто, кино, метро)

Слайд 12

Определите род несклоняемых нарицательных имен сущ.: шансонье, кенгуру, пани, инженю (сценическая роль молодой простодушной девушки), янки, кофе, коала, вамп, рефери, оливье, авеню Определите род несклоняемых собственных имен сущ.: Баку, Миссури, Конго, АМК,Онтарио, МИД

Слайд 13

Число имен существительных

Образуйте форму мн.ч. И.п. от сущ.: аптекарь, кондитер, директор, инженер, бухгалтер, доктор, лектор, слесарь, шофер, выбор, договор, якорь, кочерга. Зуб (человека, механизма) Корень (растения, сушеная приправа) Лист (бумаги, растения) Соболь (мех, животное) Орден (награда, рыцарский) Хлеб (злак на корню, печеное изделие) Пропуск (документ, отсутствие) Дно (бочки, океана)

Слайд 14

Запомните!!!

Окончание -и (-ы) имеют слова: бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, инструкторы, кондукторы, конструкторы, лекторы, офицеры, рапорты, редакторы, ректоры, секторы, слесари, торты, фронты, шоферы Окончание –а (-я) имеют слова: адреса, векселя, директора, доктора, катера, кителя, колокола, кузова, купола, округа, ордера, отпуска, паспорта, повара, погреба, профессора, сорта, штемпеля Равноправные варианты: тракторы – трактора, прожекторы – прожектора, крейсеры – крейсера, годы – года и некот. др.

Слайд 15

Употребление формы Р.п. мн.ч.

Образуйте форму Р. П. мн.ч. от сущ.: томат, яблоко, мандарин, вишня, армянин, молдаванин, якут, чукча, ботинок, колготки, шорты, носок, чулок, пустыня, монахиня, басня, песня, селенье, раздумье, кочевье, платье, сапер, стажер, партизан, солдат, килограмм, гектар, центнер, рентген, училище, кочерга, мечта, мольба, копытце

Слайд 17

Морфологические нормы, связанные с употреблением имени прилагательного

Слайд 18

Степени сравнения имен прилагательных

Вспомните, как образуются степени сравнения имен прилагательных. Образуйте от данных ниже прилагательных все возможные формы степеней сравнения: сильный, красивый, деловой, твердый, ловкий, сухой, широкий, горький, мелкий, легкий, хромой

Слайд 19

Запомните:

соединение в одной конструкции простой и составной форм сравнительной и превосходной степени не соответствует нормам литературного языка и является грубой ошибкой. Недопустимы выражения: более интереснее, более худшее, несколько поподробнее, самый строжайший и т. д. Исключением является лишь несколько конструкций, традиционно закрепивших сочетание слова «самый» с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим образом и т. д.

Слайд 20

Употребление краткой и полной формы имени прилагательного.

Зависимые слова могут быть только при краткой форме имен прилагательных: В течение месяца сестра была больна (чем?) гриппом. Нельзя: «больная гриппом». Полная и краткая форма не употребляются одновременно в качестве однородных членов предложения. Нельзя говорить и писать: Молодой человек солидный и весьма умен. Исправьте ошибку.

Слайд 21

Краткая форма на –ен (а не –енен)!!!

Бессмысленный – бессмыслен Бездейственный – бездействен Бесчисленный – бесчислен Величественный – величествен Двусмысленный – двусмыслен Злокачественный – злокачествен Искусственный – искусствен Мужественный – мужествен Невежественный – невежествен и др.

Посмотреть все слайды

Cлайд 1

Cлайд 2

Что такое грамматика Грамматика изучает формоизменение и оформление мысли по законам русского языка, т.е. построение фразы, выраженной различными единицами речи. Грамматика подразделяется на морфологию – учение о формах слова и синтаксис – учение о законах построения словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого (ССЦ).

Cлайд 3

Ответьте на вопросы: Что такое часть речи? По каким признакам выделяются части речи? Перечислите все части речи. На какие группы подразделяются все части речи? Какие части речи относятся к изменяемым, какие – к неизменяемым? Какие части речи обладают следующими грамматическими категориями: склонение, спряжение, наклонение, вид, время? Какие еще грамматические категории у разных частей речи вы можете вспомнить? Что такое грамматическое значение слова?

Cлайд 4

Морфологические нормы - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи и спряжении глаголов.

Cлайд 5

Имя существительное. Морфологические нормы, связанные с употреблением имени существительного

Cлайд 6

Род имен существительных Составьте словосочетания прил.+сущ., определите род данных сущ.: шампунь, мигрень, бандероль, картофель, рояль, виолончель, вуаль, табель, тюль, мозоль, фамилия, пеня, уик-энд, бюллетень. Как правильно? Георгин или георгина Плацкарт или плацкарта Рельс или рельса Туфля или туфель Расценка или расценок Туш или тушь; карьер или карьера

Cлайд 7

Существительные общего рода Какие существительные относятся к этой группе? Как определить род данных существительных? «Кто больше?» Запишите как можно больше существительных общего рода.

Cлайд 8

Существительные общего рода Бедняжка, бродяга, бука, бяка, вояка, выскочка, горемыка, грязнуля, дылда, егоза, забияка, злюка, калека, лежебока, молодчина, мямля, невежа, невежда, недотрога, недоучка, непоседа, обжора, плакса, работяга, разиня, самоучка, сирота, соня, тёзка, умница, ханжа, ябеда и др. Верзила, воевода, воротила, вышибала, дурачина, детина, заинька (серенький) – только мужского рода.

Cлайд 9

Род сущ., обозначающих профессии Федеральный (м.р.)канцлер Германии Ангела Меркель посетила (ж.р.) Москву. Высококвалифицированный(м.р.) архитектор Петров подготовил (м.р.) эскизный проект здания. Составьте с сущ. врач, директор, тренер предложения так, чтобы было понятно, о женщине или мужчине идет речь.

Cлайд 10

Являются нарушением нормы слова: Врачиха, докторша, доцентша, парикмахерша, ректорша и др. Допустимо наличие как мужского, так и женского варианта: Дворник – дворничиха Санитар – санитарка Учитель – учительница Проводник – проводница Жираф - жирафа Лебедь (белый) - царевна-лебедь (в поэзии; о самке лебедя нужно говорить лебёдка)

Cлайд 11

Род несклоняемых существительных М.р.:сущ., обозначающие лиц муж пола (портье, маэстро), названия животных и птиц (какаду, пони, фламинго). Ж.р.: сущ., обозначающие лиц женского пола (мисс, фрау) Ср.р.: сущ., обозначающие названия неодушевленных предметов (пальто, кино, метро)

Cлайд 12

Род несклоняемых существительных Определите род несклоняемых нарицательных имен сущ.: шансонье, кенгуру, пани, инженю (сценическая роль молодой простодушной девушки), янки, кофе, коала, вамп, рефери, оливье, авеню Определите род несклоняемых собственных имен сущ.: Баку, Миссури, Конго, АМК, Онтарио, МИД

Cлайд 13

Число имен существительных Образуйте форму мн.ч. И.п. от сущ.: аптекарь, кондитер, директор, инженер, бухгалтер, доктор, лектор, слесарь, шофер, выбор, договор, якорь, кочерга. Зуб (человека, механизма) Корень (растения, сушеная приправа) Лист (бумаги, растения) Соболь (мех, животное) Орден (награда, рыцарский) Хлеб (злак на корню, печеное изделие) Пропуск (документ, отсутствие) Дно (бочки, океана)

Cлайд 14

Запомните!!! Окончание -и (-ы) имеют слова: бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, инструкторы, кондукторы, конструкторы, лекторы, офицеры, рапорты, редакторы, ректоры, секторы, слесари, торты, фронты, шоферы Окончание –а (-я) имеют слова: адреса, векселя, директора, доктора, катера, кителя, колокола, кузова, купола, округа, ордера, отпуска, паспорта, повара, погреба, профессора, сорта, штемпеля Равноправные варианты: тракторы – трактора, прожекторы – прожектора, крейсеры – крейсера, годы – года и некот. др.

Cлайд 15

Употребление формы Р.п. мн.ч. Образуйте форму Р. П. мн.ч. от сущ.: томат, яблоко, мандарин, вишня, армянин, молдаванин, якут, чукча, ботинок, колготки, шорты, носок, чулок, пустыня, монахиня, басня, песня, селенье, раздумье, кочевье, платье, сапер, стажер, партизан, солдат, килограмм, гектар, центнер, рентген, училище, кочерга, мечта, мольба, копытце

Cлайд 17

Cлайд 1

УРОК- презентация С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка». Республика Саха (Якутия) Олёкминский район МБОУ «Дабанская СОШ» Жирохова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы первой категории слайд №1

Cлайд 2

Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов слайд №1

Cлайд 3

Важнейшие качества хорошей речи Правильность Точность Логичность Чистота Выразительность слайд №2

Cлайд 4

Правильная речь – это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка слайд №3

Cлайд 5

Норма литературного языка – это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка слайд №4

Cлайд 6

Языковые нормы речи Орфоэпические Нормы словообразования Морфологические Синтаксические Лексические Стилистические Орфографические Пунктуационные слайд №5

Cлайд 7

Cлайд 8

Морфологические нормы языка – это нормы образования различных частей речи. формообразование имен существительных и прилагательных; формообразование глагольных форм; склонение и сочетаемость числительных; разграничение функциональных омонимов. слайд №7

Cлайд 9

Эпиграфы урока Вернейший способ узнать человека –его умственное развитие, его моральный облик, его характер- прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачев Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И.Писарев. слайд №9

Cлайд 10

По какому признаку сгруппированы слова? Обоснуйте ответ. Определите род имен существительных, подберите определения. слайд №10 1группа Кашне, кимоно, торнадо, хинди, салями 2группа Пони,шимпанзе, цеце, какаду, иваси 3группа Мисс, фрейлейн, денди, леди,кутюрье 4группа Онтарио, «Таймс», Сухуми, Конго, Гоби 5группа СНГ,ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ 6группа Луна-парк, плащ-палатка,женщина-посол

Cлайд 11

Группа 1. слайд №11 слова род определение Кашне Средний Шелковое Кимоно Средний Яркое Торнадо Мужской Разрушительный Хинди Мужской Трудный Салями Женский Вкусная

Cлайд 12

1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы, обычно относятся к среднему роду; К мужскому роду относятся слова: бри, сулугуни(сыр),кофе, пенальти, га, торнадо, сирокко (ветер); названия языков: хинди, урду, бенгали и другие; К женскому роду относятся слова: салями (колбаса),кольраби, брокколи(капуста), авеню, стрит(улица) и другие. слайд №12

Cлайд 13

Группа 2 слайд №13 слова род определение Пони Мужской Ласковый Шимпанзе Мужской Огромный Цеце Женский Редкая Какаду Мужской Яркий Иваси Женский Вкусная

Cлайд 14

2. Названия животных обычно относятся к мужскому роду, но могут относиться и к женскому роду, если идет речь о самке. К женскому роду относятся слова: цеце(муха), иваси (рыба). слайд №14

Cлайд 15

Группа 3 слайд №15 слово род определение Мисс Женский Юная Фрейлейн Женский Очаровательная Денди Мужской Чопорный Леди Женский Старая Кутюрье Общего рода Известный

Cлайд 16

3. Слова, обозначающие людей, имеют род, соответствующий полу обозначаемого лица. К общему роду относятся одушевленные имена существительные, равноправно называющие и мужчин, и женщин: визави, парвеню, протеже, янки. Большинство несклоняемых названий профессий относится к мужскому роду даже в том случае, если речь идет о женщине: Она - опытный кутюрье. Он известный кутюрье. слайд №16

Cлайд 17

Группа 4 слайд №1 слово род определение Онтарио Средний Знаменитое «Таймс» Женский Ежедневная Сухуми Мужской Солнечный Конго Женский Полноводная Гоби Женский Безжизненная

Cлайд 18

4. Род несклоняемых имен собственных определяется по родовому понятию (город, река, пустыня, газета, журнал и.т.д.) слайд №1

Cлайд 19

Группа 5 слайд №1 слово род Глагол СНГ Средний Образовано ООН Женский Заявила МГУ Мужской Объявил ГЭС Женский Запущена ФСБ Женский Предупредила

Cлайд 20

Группа 6 слайд №1 слово род определение Луна-парк Мужской Интересный Плащ-палатка Женский Брезентовая Женщина-посол Женский Красивая

Cлайд 21

5. Род сложносокращенных слов определяется по главному слову. СНГ (Содружество независимых государств). 6. К мужскому роду относятся слова: вуз, МИД, ЖЭК. Род сложных существительных определяется по двум правилам: Если 1-ая часть не изменяется, то род определяется по 2-ой части: меч-рыба (ж.р), Царь-пушка(ж.р.); Если склоняются обе части, род определяется по первому слову: диван-кровать(м.р), монастырь-крепость (м.р.),платье-костюм (ср.р.). слайд №1

Cлайд 22

1. а) обойтись семьюдесятью шестью днями; б) не прекословьте; в) эта ткань более светлее; г) килограмм помидоров. 2. а) к две тысячи восьмом году; б) положьте на полку; в) много вишен; г) опытные шоферы. 3. а) несколько помидор; б) очень озяб; в) до две тысячи двадцать второго года; г) старые профессора. 4. а) у обоих девушек; б) свыше четырех тысяч метров; в) несколько юношей; г) попробую. 5. а) пара туфель; б)несколько полотенец; в)опытные доктора; г) около пятиста километров. 6. а)сильнейший борец; б)здоровые дёсна; в)сорока рублями; г)несколько цапель. слайд №1

Cлайд 23

Запомните: нельзя смешивать простую и составную форму сравнительной и превосходной степени прилагательных слайд №1 Образование степеней сравнения прилагательных Сравнительная степень Превосходная степень простая составная простая составная -Е, -ЕЕ -ЕЙ -ШЕ БОЛЕЕ МЕНЕЕ + исходная форма прилагательного -ЕЙШ- -АЙШ- САМЫЙ НАИБОЛЕЕ НАИМЕНЕЕ ВСЕГО ВСЕХ + исходная форма прилагательного

Cлайд 24

Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы. В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). слайд №1 -Ы(-И) -А(-Я) адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола,кузова,купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари, вы΄боры, грифели, драйверы,диспетчеры,договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄,шоферы.

Cлайд 25

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных слайд №1 -нулевое окончание -ов Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет. Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков Армян, башкир,болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков,якутов,хорватов. Яблок, слив. Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов. Ампер, аршин, бит, ватт,вольт, радиан, рентген Акров,байтов,граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов. Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан. Минеров,саперов,мичманов. слайд №1 Сущ. ср.р. в И.п.на –ЦЕ в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце - полотенец, сердце – сердец, Исключение:солнце - солнц В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода окончание - нулевое или -ЕЙ Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель,баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей. Если у сущ. перед-НЯстоит гласная окончание мягкое:богиня-богинь Если у сущ. перед –НЯстоит согласная окончание твердое:басня-басен Сочетаемость собирательных числительных слайд №1 Собирательные числительныесочетаются Собирательныечислительныене сочетаются с сущ. м.р. и общего рода,называющих лиц мужского пола: друг - двое друзей, сирота – трое сирот 1. с сущ., обозначающими лиц женского пола:две девушки, но нельзяговорить:двое девушек. 2. с сущ. ,имеющими формы ТОЛЬКО мн.ч.: сутки - четверо суток 2. с сущ. м.р., называющих животных:двое овец. (нельзя- двое волков, но можно двое волчат) 3. с сущ. дети, ребята, люди, лицо двоедетей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц. 4. с личными местоимениями:нас двое, их было пятеро. 5. с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц:вошли двое, трое неизвестных.

Cлайд 30

Использованная литература: А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений». М. Педагогический университет «Первое сентября», 2010г А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык». М «Просвещение»2009г Н.В.Егорова и другие «Поурочные разработки».М. «ВАКО», 2008г Т.С.Кудрявцева и др. «Русский язык»М. «Дрофа»,2002г слайд №1

Слайд 1

А 3. Морфологические нормы (Образование форм слова)

Готовимся к ЕГЭ

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна

Слайд 2

Образование падежных форм числительных:

Числительные сорок, девяносто, сто в В.п. имеют такие же окончания, что и в И.п., в остальных падежах – окончание –А. У сложных числительных склоняются обе части: пятьюстами (Т.п.), семьюдесятью (Т.п.), о восьмистах (П.п.), шестисот (Р.п.). При склонении составных числительных изменяется каждое слово: трем тысячам семистам семидесяти трем (Д.п.), двумя тысячами пятьюстами восьмьюдесятью семью (Т.п.).

Слайд 3

У порядковых числительных изменяется только последнее слово: Студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; Контракт продлен до две тысячи десятого года. При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.: двух (каких?) третьих, трем (каким?) седьмым. Числительные полтора (жен.р. – полторы) и полтораста в И.п. и В.п. имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста; полторы недели (И.п.= В.п.), полутора недель (Р.п.), полтораста километров (И.п.=В.п.), полутораста километрами (Т.п.).

Слайд 4

1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется. 2) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.

Слайд 5

Употребление собирательных числительных:

Необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; с существительными дети, люди: четверо людей; с существительными, обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; с существительными, обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн.ч.: двое ножниц, четверо суток.

Слайд 6

Собирательные числительные не употребляются: с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры; с существительными, обозначающими взрослых особей животных: две кошки, три медведя. Помните, что форма собирательного числительного оба зависит от рода существительного: в обоих (м.р.) ящиках, в обоих (ср.р.) креслах, в обеих (ж.р.) комнатах.

Слайд 7

Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

Слайд 8

Слайд 9

Образование некоторых форм имен существительных:

При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

Слайд 10

Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

Слайд 11

В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

Слайд 12

Образование сравнительной и превосходной степеней прилагательных:

Правильно образуйте формы сравнительной и превосходной степени. Например: простая форма сравнительной степени – более (менее) смелый; простая форма превосходной степени – смелейший, составная форма превосходной степени – самый смелый, наиболее смелый, смелее всех. Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения! Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более смелее, самый смелейший, более лучший, более худший. Запомните следующие формы сравнительной степени: звонче, легче, мягче, слаще, хлестче, здоровее, красивее.

Слайд 14

Образование степеней сравнения наречий:

При образовании простой и составной форм сравнительной (быстрее, более быстро) и превосходной (быстрее всех) степеней наречий также важно не допускать их смешения: более быстрее. Принцип работы идентичен работе с прилагательными.

Слайд 15

Образование некоторых глагольных форм:

В литературном языке отсутствуют формы 1-го лица ед.ч. глаголов победить, убедиться, очутиться; не допускаются формы 1-го лица глагола кушать (ср. неправильное употребление: Утром я обычно *кушаю йогурт). Разговорными являются формы 1-го лица глаголов висеть (вишу), пылесосить (пылесошу). В парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые глаголы разговорные. Правильно употребляйте глаголы класть (не ложить), положи (не положь), машет, плещется, колышется, кудахчет, мурлычет, мяукает (не махает, плескается, колыхается, кудахтает, мурлыкает, мяучит); заезжай, поезжай (не заедь, едь, езжай), сох, промок, замёрз, окреп (не сохнул, промокнул и т.д.).

Слайд 16

Правильно используйте двувидовые глаголы организовать, образовать, реализовать и т.п. (что делать? И что сделать?): Деканат ежегодно организует (не организовывает) встречи выпускников факультета. Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п. Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается. Некоторые формы на –ся порождают двузначность: Молодые специалисты направляются на предприятия (сами или кем-то?). Во избежание неясности следует употребить другую форму, например: Молодых специалистов направляют на предприятия. Не допускайте нарушения видовременной соотнесенности глаголов, например: В доме начали просыпаться: послышались сонные голоса. Хлопали двери.

Слайд 17

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов надо запомнить: глядеть – гляди, глядите; ехать – поезжай, поезжайте; лазать – лазь, лазьте; лезть – полезай, лезь, полезайте; лечь – ляг, лягте; трогать – трогай, трогайте.

Слайд 18

Образование и употребление форм местоимений:

Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней). Местоимение должно быть согласовано по роду и числу с существительным. Примеры ошибочного употребления: Мы открываем для себя восхитительные красоты Кубани, постигаем тайны его очарования; Подошла еще одна группа, у них сегодня зачет. Неверный порядок слов в предложениях с личными местоимениями приводит к искажению смысла предложения. Ср.: Ученые проводили многочисленные опыты, они (получается: опыты) были очень терпеливые. Личное местоимение он должно относиться к последнему существительному муж.р., она – к последнему существительному жен.р., оно – ср.р., местоимение они – к последнему существительному в форме мн.ч.

Слайд 19

Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного). После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.

Слайд 20

Слайд 21

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) много облаков 2) хорошо проповедовает 3) поезжай 4) с двумястами бойцами