Сообщество Империал: Кризис в Кремле. Гайд по основам игры - ч.3. Опыт массово-политической работы

К СССР у всех граждан России неоднозначное отношение. У одних - ностальгия и тёплые чувства, другие смутно помнят “643” шариковой ручкой на ладони, 3-х часовую очередь на улице при -30 C и пустые полки, когда всё-таки удавалось ворваться внутрь магазина. Но как бы там ни было, исторический период крайне важный. Поэтому неудивительно, что ему посвятили достаточно серьёзную игру. Причём на весьма интересном стыке жанров: геополитическая стратегия и...текстовый квест.

Прежде чем говорить о самом геймплее, нельзя не остановиться на визуальном аспекте. Вы только взгляните на эту кондовую картинку! Нет, это мы не критикуем, а восторгаемся, причём искренне, без сарказма. Можно, конечно, было поднатужиться, и выдать нечто похожее на Europa Universalis или Crusader Kings II - но зачем? Ведь советская развлекательная программа для ЭВМ и должна выглядеть хреново - как любой потребительский продукт в СССР. Это ж не ядерная ракета или танк: чужих впечатлять не надо, а свои и так перебьются.


Заходим в игру - создаём нового генсека. Задаём несколько параметров, касающихся, в основном, консервативности правления и того, насколько тоталитарным должен быть строй. В зависимости от выбранной комбинации, “Кризис в Кремле” сам вам подсказывает, кто у вас получается: Леонид Ильич Брежнев, Никита Сергеевич Хрущёв, или может быть вообще Лейба Давидович Бронштейн (более известный как Троцкий).

Ваша задача - не только предотвратить развал СССР, но и самому не схлопотать ледорубом по кумполу. Однако, обо всём по порядку. Вы оказываетесь в махровом кабинете. На столе - папка с документами, “куркулятор” и красный дисковый телефон. На стене - карта мира. Всё вышеперечисленное является вашими основными инструментами власти. Это, так сказать, держава, скипетр и шапка мономаха КПСС.

Оказавшись за массивным дубовым столом (наверняка чешский - в СССР мебель разучились делать окончательно), помните: кредит доверия, выданный вам Коммунистической Партией, не бесконечен. Если вы не оправдаете надежд высокопоставленных Товарищей (их бы лучше господами назвать, но всех господ - якобы - поставили к стенке в 1917-м), вас быстренько сместят на одном из ближайших съездов КПСС.

А ведь есть ещё военные и спецслужбы. Если увлечётесь этой гнилой западной либерастией и станете чрезмерным пацифистом, генералы и кагэбэшники быстро напомнят вам, где ваше место. Даже гнилая интеллигенция, которую в том же 1917-м недодушил Владимир Ильич Ленин, способна своей “мягкой силой” устроить вам новомодный импичмент. В общем, головной боли хватает даже в плане того, чтобы просто удержаться у власти.

При этом надо ещё попытаться поднять запущенную экономику. Помните про калькулятор и телефон? Сведение бюджета, звонки в Минфин, основные экономические решения, непосредственно влияющие на страну - это всё на вас. Тут о процветании речи не идёт (весьма реалистично в отношении СССР) - лишь бы голода дело не дошло. Потому что тогда психанут все: от сопартийцев и КГБ до либеральной интеллигенции и простого народа.

Только немного с собственной страной разобрались, а на стене ведь ещё эта карта мира дурацкая висит, глаза мозолит. Раздражает тем фактом, что лишь одна шестая часть суши (ну и Китай ещё со своим Великим Кормчим) красным-красна, а остальные 5/6 осмеливаются носить на себе звёзды, полосы, кленовые листья, триколоры и всякую прочую дребедень.

За глобальное установление правильной идеологии надо бороться. Куда дипмиссию послать, а куда и Красную Армию. Конфликты решаются автоматически и зависят от численности войск: стратегическую многоходовочку, как в той же Europa Universalis, здесь не разыграешь. Ну и правильно, иначе слишком сложные конфликты отвлекали бы от главной и самой интересной части игры.

Папка с делами по центру стола - это и есть текстовый квест, о котором мы упоминали в самом начале. Почти каждый день в жизни генсека происходят интересные события, на которые вы лично можете повлиять, выбрав один из трёх-четырёх предложенных вариантов действий. Событий этих в Crisis in The Kremlin - целое море. Причём все они либо реалистичные, либо полностью скопированные с реальных.

Например, серьёзный инцидент на АЭС. Что делать? Честно признать наличие катастрофы и потратить колоссальные средства на ликвидацию последствий? Или всё-таки замять эту историю и выгнать чернобыльских пионеров на Первомай в одних шортах (при фоне в хренову тучу микрорентген) - мол, ничего не произошло? Выбор за вами. Либо жуткий удар по экономике, либо по репутации.

Или, скажем, пресловутый афганский вопрос. Если передержать контингент в стране, то и советские граждане устанут, и отношения с Америкой испортятся окончательно. При этом выводить войска слишком рано тоже нельзя: ещё до всякой ISIS (*запрещена в РФ), в 80-х годах образуется Халифат, и начнёт устраивать теракты по всему миру.

Есть и “забавные” моменты. Например, антиалкогольная кампания Горбачёва - её можно провести по своему. Вместо полного запрета повышаем цены на спиртные напитки. Недовольство народное, как и было в реальной жизни, крепнет - но хоть в казну государственную денежки капают. Или, к примеру, культ ЭВМ. Да, действительно: был такой в СССР, но затем его придушили рабочие и крестьяне. Вы же можете наперекор пролетариату тратить на это внушительные средства, зато потом не придётся закупать компьютеры у окаянной IBM.

Кубинский вопрос, “Кузькина мать”, кукуруза, десталинизация, вождизм, оттепель - всё, что вы помните (или знаете) об СССР здесь присутствует. Ну а на внутренней сцене в определённый момент появляется некий блестящий кадр. Молодой, перспективный, из провинции - всё, как в Партии любят. А звать его - Борис Николаевич Ельцин. Про Беловежскую пущу, думается нам, ещё многие помнят (или знают). Ну а вам-то это надо предотвратить!

В целом, игра достаточно специфическая, но любителям истории будет интересно. Побыть последним вождём (или новой надеждой) СССР можно в Steam всего за 229 рублей . Не толкайтесь, товарищи: электронные копии - не колбаса. На всех хватит!

Начало игры

  • В предыгровых событиях выбирайте варианты, соответствующие политике, которую вы собираетесь проводить (например, играя за умеренных, не вводите войска в ЧССР во время Пражской Весны, а просто надавите на Дубчека). Это же касается СовМина.
  • Распределяя бюджет, уделяйте основное внимание борьбе с коррупцией, промышленности (особенно сфере услуг при игре за фракцию левее реформаторов), лояльности союзных республик, армии и КГБ.
  • Выбирайте ветки исследований в Академии наук с умом. Идя по пути рыночных реформ, вам незачем реализовывать ОГАС, улучшая отношения с США, вам не стоит выводить ядерное оружие в космос.
  • Не забудьте посмотреть на обстановку в мире. Возможно, стоит сразу же ввести свою военную базу в Болгарию, а так же приступить к решению афганского вопроса

Игра за определённые фракции

  • За троцкистов легче всего победить с помощью ядерного удара. Чтобы ПОБЕДИТЬ в ядерной войне - надо прокачать как минимум три технологии по ветке атома, а также военного космоса. Также необходима высокая лояльность генералов, солдат и КГБ. в противном случае вам не дадут запустить оружие и свергнут. Игра прекратится. Однако можно пройти игру за троцкистов и без ядерного удара. Для этого в начале игры не следует проводить по-настоящему троцкистскую внешнюю политику и требуется много вкладывать в Дипломатию (больше, чем за любую другую фракцию), а вот когда ваша экономика поднимется - следует постепенно милитаризировать внешнюю политику и постепенно делать её более агрессивной. Однако самые агрессивные доктрины можно поставить только при очень слабом США. В противном случае DEFCON 1 и ядерная зима.
  • Играть за сталинистов легче всего на средней и поздней стадиях игры, но начало за них достаточно трудное. Сталинисты позволяют провести реформы в сторону ужесточения внутренней политики и бьют по застою и либерализации. Также сталинисты позволяют ввести штрафбаты в Афгане, создать из диссидентов шарашку, ввести союзническую взаимопомощь и единую экономику в ОВД. Это помогает росту экономики. Также сталинисты во внешней политике в некоторых вопросах мягче консерваторов, но при этом проводят ощутимо более жесткую внешнюю политику в целом.
  • Игра за умеренных лучше всего подходит новичкам и отличается наибольшей гибкостью - умеренные мягче консерваторов и не так сильно ведут линию на конфронтацию с США и Китаем, но при этом заметно жестче реформаторов и выступают против сдачи всех позиций. Проведите экономические реформы в виде внедрения в экономику некоторых рыночных и/или самоуправленческих элементов, ослабьте контроль над ОВД, ведите политику сосуществования с Западом или при желании Новое Политическое Мышление, откройте границы, ослабьте контроль государства над народом, расширьте права профсоюзов, внедрите альтернативные выборы и победа в ваших руках.
  • Реформаторы - безусловно, самая тяжелая для игры фракция. Но, как это ни странно, даже за них можно построить сильную страну, удержать соцлагерь и победить. При игре за реформаторов стоит постепенно идти к социалистической рыночной экономике, ввести равноправное сосуществование стран ОВД, открыть границы, наладить отношения с США, ввести многопартийную систему и всенародные выборы, а также существенно ослабить контроль государства над народом вплоть до полной либерализации. Но опасайтесь Беловежского сговора - ситуация в стране должна быть стабильной, чтобы вы смогли арестовать его зачинщиков. За реформаторов критически важно вкладывать в Социальные расходы, чтобы нивелировать дебаффы на лояльность республик от либерализации умов. Имеет смысл оставить в Верховном Совете оппозицию примерно в 25-40% в лице более жестких фракций. Также приготовьтесь тратить финансы для повышения лояльности республик и силы КГБ. Подавляйте волнения за либерализацию и проводите реформы так, как это нужно вам.
  • Если вы решили, что Советскому Союзу пора перестать быть Советским, то стоит в первую очередь либерализовать внешнюю политику, затем внутреннюю и только потом - экономику, так как переход к рыночной экономике без свобод приведет к гигантскому росту коррупции. Старайтесь ориентироваться на игру за реформаторов, но проводите большие реформы. Помните, что либералы - более жесткая фракция, чем реформаторы (жестче только троцкисты), они могут вести жесткую внешнюю политику (вплоть до конфронтации с США за "правильный капитализм") и применить атомное оружие. Но и уступать тоже могут.

Внешняя политика

  • За кого бы вы не играли - проиграть Афганскую войну крайне нежелательно. Это воодушевит террористов и подстегнет их начать атаки на СССР. В принципе, если у вас сильное КГБ и высокие параметры власти - можно попробовать отбиться, но учтите, что каждый успешный теракт сильно бьет по лояльности республик.
  • Некоторые страны (до падения США) можно включить в СЭВ/соцлагерь только по событию. Не стоит упускать такой шанс.
  • Если вам не нравится, что DEFCON постоянно повышается и с вас снимают -50 за разрядку - увеличьте вклады в Дипломатию и ООН.
  • Не стоит торопиться с войной за Кашмир и, особенно, с Корейской войной - без должной подготовки, индийцы и северокорейцы проиграют. Сначала изучите левую ветку военных техов в Академии наук и заключите договор о дружбе с Китаем, чтобы он не помогал Пакистану (в войне за Кашмир) и помог КНДР (в новой Корейской войне).
  • Если вы проводите либеральные реформы, но хотите сохранить влияние на восточноевропейские страны - не ждите, пока США разовьют там свою деятельность, а толкайте их к либерализации сами и перейдите на "Европейскую систему договоров" в доктрине МИД. ОВД придется распустить, но, если всё сделать правильно - СЭВ сохраниться, а в Восточной Европе к власти придут не прозападные, а просоветские либералы.
  • Как только образуется АДКБ - не спешите с его разгромом. Поднакопите денег и усильте КГБ.
  • Помните, что развал Китая и Югославии сильно бьет по лояльности республик.

Экономика

  • Общее правило всей экономической системы игры: плановая экономика требует отладки, но обеспечивает стабильное развитие, рынок сразу дает много денег, но требует тщательно рассчитанного введения для пресечения коррупции, автоматизация на первых порах очень затратная, но гораздо выгоднее в долгосрочной перспективе, полурыночная экономика совмещает и плюсы, и минусы плана и рынка.
  • Милитаризация экономики сокращает кол-во ТНП, а либерализация - уровень Медицины и Образования.
  • ГМК дает только временный эффект в виде роста Конкурентоспособности и дохода, но через определенное время вызывает ощутимый рост Коррупции.
  • Рост коррупции при рынке блокируется высоким уровнем Свобод.
  • Для расширения рынка сбыта включайте больше стран в СЭВ, добейтесь отмены французского эмбарго и открытия китайского рынка. При этом, Либералы у власти в странах СЭВ сокращают товарооборот с СССР.
  • Если вы открыли советский рынок для США и Китая - они останутся на нем даже при ухудшении отношений.

Описание: Третья часть гайда по основам игры рассматривает экономику.

Часть 3 - Экономика.

Самая важная часть игры - безусловно, экономическая. Без союзников ещё можно прожить, без денег же - нет. Экономика в игре "Кризис в Кремле" проработана многопланово и очень масштабно, включая в себя все сферы - от самых мелких и незначительных до масштабных и стратегически важных.

Рассмотрим подробно экономическую составляющую игры.

3. Экономика.

Итак, у нас на столе, помимо радиоприемника, телефона, папки с гербом КГБ и глобуса, лежит ещё и калькулятор. Именно с его помощью мы и решаем, сколько денег можно выделить на конкретные цели.

Щелкаем на него.

Список позиций затрат приведен слева, калькулятор, с помощью которого мы регулируем расходы - справа. Другие позиции можно посмотреть, нажав на стрелки в правом нижнем углу.

Не забывайте, что на экономику сильно влияют такие показатели, как коррупция и приписки! Контролируйте фин. потоки и не давайте большой денежной массе залеживаться в одном месте, если не хотите, чтобы её украли.

Пройдемся по всем показателям:

  • Вооружение - определяет расходы на СА. Чем больше - тем больше у солдат будет оружия, тем больше сила армии.
  • Обеспечение солдат - чем больше выделено на это средств - тем больше лояльность солдат и тем охотнее они будут выполнять приказы.
  • Государственный механизм - расходы на поддержание бюрократического аппарата. Тут главное - нащупать "золотую середину" - слишком низкие расходы вызывают увеличение недовольства (перерастающие в республиках в сепаратизм местного руководства), слишком крупные - рост коррупции. С некоторого момента, вливания здесь уже не помогут борьбе с коррупцией. Эти расходы прочно взаимосвязаны с тратами на с/х, промышленность, инфраструктуру и сферу услуг - вместе с ними, надо повышать и расходы на госаппарат, чтобы не начался рост коррупции.
  • Правопорядок - сколько денег уходит МВД. Чем больше - тем лучше они борются с преступностью, и тем больше довольно население (бандитизма нет же, "моя милиция меня бережет").
  • КГБ - расходы на Комитет государственной безопасности. Чем больше - тем лучше он работает, тем сильнее советская госбезопасность. Кроме того, если вложить в КГБ больше 100, то он возьмет на себя ещё и борьбу с приписками и коррупцией, но "усиление тирании" вызовет недовольство интеллигенции.
  • Культпросвет - расходы на музеи, театры, дворцы пионеров и т.д. Чем больше - тем сильнее довольно население. Однако они увязаны с доходами самого населения - если они маленькие, то люди не смогут удовлетворять свои культурные потребности.
  • Религиозные организации - расходы на функционирование церквей, мечетей и т.д. Если вы придерживайтесь политики "научного атеизма" - то этих показателей вообще не будет, но рост роли Церкви, в случае послабления, вызовет необходимость их повышения.
  • Военные технологии - сколько денег уходит в КБ, работающих на оборонку. Это влияет на генерацию очков науки и на Боеспособность СА.
  • Атомные технологии - генерирует очки науки. Кроме того, эта же статья отображает расходы на АЭС, нежелательно опускать их ниже 80 - будет авария.
  • Компьютеризация - генерирует очки науки, кроме того, позволяет увеличить контроль за документационными потоками, что серьезно затруднит жизнь коррупционерам и очковтирателям.
  • Гражданские технологии - тоже генерирует очки науки. Кроме того, этот показатель отвечает за такие показатели, как Конкурентоспособность товаров и Сфера услуг, т.е. влияет и на доходы государства.
  • Внедрение медицины - расходы на поддержание медицинской инфраструктуры и кадров. Чем больше - тем лучше здоровье людей. Если откажитесь от Антиалкогольной кампании - придется повышать расходы. Учтите, что рост населения СССР вызовет и необходимость усиления медицины.
  • Образование - сколько денег уходит на функционирование учебной инфраструктуры и кадров. Чем больше - тем больше образованного населения, тем больше генерируется очков наук. Более того, оно позволяет лучше бороться с враждебной пропагандой.
  • Конвертики левому крылу - сколько денег уходит "налево" за поддержку от фракций консерваторов, сталинистов и троцкистов в Верховном Совете. В конвертики можно вкладывать не больше 40 - иначе начнется рост коррупции. Если не вкладывать - депутаты разозлятся, и будут устраивать в Политбюро полемики с требованием вашей отставки.
  • Конвертики правому крылу - аналогично, но уже про фракции умеренных, реформаторов и либералов.
  • Конвертики генералам - сколько денег уходит генералитету в качестве "вспомощевания". Это влияет на уровень их лояльности.
  • Конвертики сотрудникам КГБ - аналогично, но влияет на КГБ.
  • Конвертики интеллигенции - сколько денег уходит интеллигенции за то, чтобы они не писали всякую гадость про Советскую власть. Злить эту публику не стоит - иначе начнут бомбить Политбюро письмами с требованиями "гласности" и "реформ", а, в случае отказа - мутить воду в республиках.
  • Конвертики республиканским чиновникам - влияет на руководство союзных республик. Если там мало денег - "просоветские" руководители быстро перекрасятся в "демократов" - и начнется.
  • Гос. пропаганда - сколько денег уходит на работу Идеологического отдела ЦК КПСС и его структур. Это влияет на лояльность населения Советской власти и борьбу с буржуазной либерализацией.
  • Поддержка ООН - отвечает за поддержку действий СССР со стороны ООН и на интеллигенцию. Правда, слишком много вкладывать сюда не стоит - американцы начнут подозревать, что "СССР купило ООН", что ухудшит и без того напряженные отношения.
  • Дипломатические миссии - расходы на работу МИД-а. Чем больше - тем больше влияние СССР на соцлагерь и тем сильнее просоветские настроения в мире. Это же позволит улучшить отношения с Францией и Китаем.
  • Поддержка экологии - сколько денег уходит на экологию. От этого зависит, насколько долго удаться оттягивать аварию на АЭС, и произойдет ли она вообще. Экологию надо поддерживать на высоком уровне, иначе произойдет экологическая катастрофа - за всё надо платить, и за развитие промки - тоже.
  • С/х культуры - сколько денег уходит на сельское хозяйство. Чем больше - тем больше доход, довольнее население и тем лучше развивается сельское хозяйство. Это - один из двух способов остаться в профиците после Нефтяного кризиса. Желательно, выделить 200.
  • ЖК застройки - сколько денег уходит на строительство. Чем больше - тем строят больше домов, тем довольнее население. Однако это вызывает и рост приписок, избежать который можно, повышая расходы на госаппарат. С ростом населения, эти расходы придется увеличивать.
  • Инфраструктура - сколько денег уходит на развитие инфраструктуры. Чем больше - тем больше развивается торговля с заграницей. Второй способ остаться в профиците после Нефтяного кризиса, однако, после того, как на нас наложит эмбарго Франция, доходы от торговли начнут падать. Единственный способ тут вывернуться - усиливать СЭВ или привести к власти во Франции голлистов. Хотя бы 150.
  • Легкая промышленность - расходы на легкую промышленность. Чем больше - тем больше ТНП [ТНП - товары народного потребления] производится, тем довольнее население. Проблема - коррупция при слишком крупных вкладах. Как правило, хватает 160.
  • Тяжелая промышленность - расходы на тяжелую промышленность. Чем больше - тем сильнее индустриальная мощь СССР, тем больше товаров он может выставить на экспорт, косвенно влияет и на ВПК. Но опять - приписки и коррупция, которые надо регулировать, кроме того, рост тяжелой промышленности негативно влияет на экологию и медицину. Тут хватит 100.
  • ВПК - расходы на оборонку. Чем больше - тем больше вооружений производится, тем сильнее СА. Если денег будет не хватать - понижайте расходы на ВПК только в самую последнюю очередь. Слишком крупные вклады сюда также негативно действуют на экологию и медицину.
  • Сфера услуг - расходы на внутреннюю торговлю, мелкие кустарные лавочки и т.д. Вещь нужная, т.к. влияет на настроение людей и на такую проблему, как "дефицит", но и контроль тут нужен - под эту тему могут усилиться позиции либералов, кроме того, тут особенно развита коррупция.
  • Импорт с/х товаров - если своих возможностей не хватает, как выход, можно выделить деньги на импорт. В сфере импорта особенно развита коррупция. На первое время, можно выделить на это деньги, но учтите, что это усиливает показатели Экономики США.
  • Импорт ТНП и роскоши - если не хватает своих - можно купить.
  • Импорт медикаментов - то же самое. По мере развития промышленности, приходится на это тратиться.
  • Импорт искусства - лучше их не покупать. Это вызывает рост прозападных настроений, следовательно, падение лояльности.
  • Борьба с коррупцией - сколько денег уходит на борьбу с коррупцией. А вот тут очень интересная вещь есть - прямо по Задорнову: "Коррупционеры украли деньги, выделенные на борьбу с коррупцией". Слишком много выделите - украдут сразу.
  • Социальные расходы - выплаты людям всей номенклатуры соц. расходов. Фокус тут аналогичный зарплатам - чем больше - тем лучше, до определенного момента, после чего добро оборачивается во зло. Так что не переусердствуйте. Естественно, понижение вызывает недовольство и снижение уровня жизни, как следствие, и лояльности населения.
  • Зарплаты чиновникам - сколько денег уходит чиновникам на з/п. Лучше этот показатель не трогать.

Такая вот система получается.

Отложим калькулятор, вернемся в кабинет.

Справа от окна, висит информационная доска показателей.

Наверху, мы видим год, месяц, и половину месяца (1 "ход" тут = 2 недели). Под ними - 10 показателей:

  • Следующий DEFCON - придуманная американцами шкала, отражающая боевую готовность их армии. DEFCON мирного времени - 5, 4-ый означает, что усиливается работа спецслужб, 3-ий - повышение боеготовности, смена радиошифров, 2-й - максимальная боевая готовность, 1-й - полная боеготовность, угроза крупномасштабной войны в скором времени. Исторически, US Army, во время Холодной войны, была на DEFCON 4, 3-ий объявлялся во время "Войны Судного дня", 2-й - во время Карибского кризиса, а 1-й отрабатывался на НАТО-вских учениях "Опытный лучник" в ноябре 1983-го.

    В игре, американцы объявляют новый DEFCON в ответ на действия СССР. Ответить можно либо отказом от разрядки (понижает отношения с США), либо согласием на разрядку (-50 из нашей казны), либо сближением с Западом (нужны реформаторы/либералы в ВС, улучшает отношения с США), либо применением АО [АО - атомное оружие] по империалистам (нужны коалиция сталинистов/троцкистов в ВС, либо чисто троцкисты, либо либералы/троцкисты, либо чисто либералы).

  • Отношения с КНР - показывает уровень отношения с южным соседом. Если они низкие - ждите провокаций на границе, которые можно отбивать СА (ослабление армии, если сила армии ниже 40 - НОАК [НОАК - Народно-освободительная армия Китая] начнет полномасштабное вторжение, и game over). Можно, если есть дружба с США, выступить против Китая совместно, либо откупиться от китайцев долгосрочным кредитом.
  • Советский бюджет - сколько денег есть в бюджете (в млн.)
  • Лояльность КГБ - насколько Комитет государственной безопасности лоялен вам. Если лояльность ниже 40 - не ждите от них выполнения ваших приказов.
  • Прибыль - показывает доход/расход за месяц.
  • Сила армии - мощь СА. Зависит от расходов на вооружение, ВПК и изученных военных технологий. Ни в коем разе она не должна опуститься ниже 40 - получите либо вторжение китайцев, либо вторжение НАТО, и всё, game over.
  • Очки политического авторитета - сколько есть в наличие. Прирост идет автоматически, ускорить его можно, усиливая КГБ и СА, повышая политический престиж СССР либо дав Генсеку больше полномочий.
  • Лояльность Генштаба - уровень лояльности генералитета. Чем он выше - тем лучше армия выполняет ваши приказы. Если он опустится ниже 40 - вам откажутся подчиняться генералы.
  • Очки науки - сколько в наличие очков науки. Скорость их генерации зависит от расходов на науку. Их можно потратить на исследование технологий.
  • Население - показывает, сколько в Союзе живет народу. Чем больше - тем больше придется вкладывать в ЖК строительство, зарплаты, стипендии, соц. расходы, тем больше людей можно взять на военную службу/направить работать в МВД и спецслужбы. Если за время вашего правления население сильно уменьшится - game over концовкой геноцида.
Теперь обратимся к Минфину СССР (звоним туда по телефону).

За 100 очков откроется возможность менять экономическую политику в показателях:

  • Тип экономики - какая в стране экономическая система. Какая она будет на начало игры, зависит от вашего решения по Косыгинской реформе 1965 года (она же реформа Либермана - по автору) - если вы её проведете, то это будет "Госплан с элементами самоуправления", если нет - то просто "Госплан". Можно перейти к госкапу, к смешанной экономике, вернуться к НЭП-у или к самоуправлению венгерского или югославского образца, а то и к рынку по западному образцу либо милитаризировать экономику по Троцкому (доступно при троцкистах в ВС).
  • Ценовая политика - будет ли ценовое регулирование государством? Можно как отпустить цены "по Гайдару", а можно перейти к карточной системе.
  • Уклон пятилетки - определяет, что будет развиваться в пятилетку - ВПК, сельское хозяйство, наука или промышленность - тяжелая/легкая. Менять можно только раз в пять лет (после события "Окончание пятилетнего плана").
  • Торговая политика - политика в отношении импорта и экспорта. От полного импортозамещения до "свободной торговли" - можно выбрать всё, что душе угодно.
  • Трудовые свободы - политика в отношении рабочих. Либо перейти на 4-х часовой рабочий день и ненормированый график работ, либо закрутить гайки.

Теперь - Госстат.

Про влияние политиков (перейти по стрелке в нижнем правом углу) мы уже говорили, теперь обратите внимание на таблицу. Здесь указаны расходы и доходы.

Расходы бывают:

  • Дотационные - расходы на дотации республикам и странам-членам соцлагеря.
  • Административные - расходы на поддержание бюрократического аппарата.
  • Внешняя торговля - уплата пошлин, таможенных сборов и т.д., взятки, кому надо, на таможнях.

Тут же показан уровень потерь от коррупции.

Доходы бывают:

  • С нефти - сколько денег приходит в бюджет с продажи капиталистам нефти. До начала Нефтяного кризиса, это - действенный источник доходов, но кризис лишит его нас. Последствия его можно смягчить, больше вложив в торговлю и с/х. Учтите, что на цену нефти влияют и события в других странах, занимающихся нефтедобычей, особенно войны. Со временем, кризис пройдет, и доходы отсюда можно будет снова получать. Регулирование добычи нефти - очень действенный механизм.
  • С налогов - сколько нам платят люди налоги. Чем лучше развиты отрасли, с которых идет доход, чем больше благосостояние населения - тем больше мы получаем налогов. Механизм регулирования налогообложения в игре есть, но использовать его надо очень аккуратно - высокие налоги вызовут взрыв народного возмущения с далеко идущими последствиями.
  • Экспорт - доходы с экспорта. Можно получить больше, больше вкладывая в инфраструктуру и расширяя торговлю в рамках СЭВ-а. Постепенно, они будут увеличиваться.
  • Прочие - всякая всячина (вроде доходов от продажи алкоголя).
Золотой запас - наш резерв. С помощью кнопок справа, в него можно добавить больше средств. Когда они у нас закончатся, жить страна будет именно за счет золотого запаса, когда закончится и он - придется сокращать расходы. При большом количестве средств в Госрезерве - немного увеличиваются доходы от налогов и падает инфляция.

Уровень инфляции - собственно, для социалистической экономики это нестрашно, но, если вы будете переходить к рынку, то увидите, как начнет расти инфляция, пожирая ваш бюджет. Регулировать её можно, сокращая расходы.

Госдолг - это то, сколько мы должны. Выплачивается он за счет золотого запаса. Можно взять в долг ещё больше средств, но и платить больше придется. Учтите, что взять кредит можно, только если вы ещё не банкрот - если средств в казне нет, никто давать деньги не станет.

С экономикой всё.

Copyright © «Империал». Копирование информации с этой страницы возможно только при указании прямых ссылок на эту страницу.

Crisis in the Kremlin. Профессия почетная, уважаемая.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Ура, товарищи! Благодаря сплоченным действиям граждан из российской студии Kremlingames мы можем смело вознести хвалу отечественному игропрому! Проект «Кризис в Кремле» позволит вам получить большой и разносторонний опыт политической работы. Он вышел в марте в капиталистическом цифровом сервисе Steam , так что вперед, к великим свершениям!

Ну а если серьезно, то из Crisis in the Kremlin и впрямь получилась весьма самобытная игра, где и правда можно провести немало часов. Благо заняться тут есть чем.

Незабываемая страница истории

«Кризис в Кремле» позволит рядовому гражданину ощутить на себе всю тяжесть бремени и ответственности вождя народа. Игра еще в самом начале предложит вам несколько вариантов развития событий. В стартовом меню, во вкладке настроек, вы можете выбрать уровень сложности. Хотите ли вы построить утопическое будущее, готовы ли сдерживать ожесточенный натиск Запада и оппозиции, или вам по душе положение дел и финансов в довоенном государстве? Все в ваших руках!

А может, вам симпатична фигура определенного политика? Может, вы всегда хотели понять, каково пришлось Михаилу Сергеевичу Горбачеву на посту главы государства или что было бы, займи пост генерального секретаря ЦК КПСС Григорий Васильевич Романов? Тогда «Кризис в Кремле» — именно та игра, о которой вы мечтали. Ваше желание управлять судьбой великого СССР будет полностью удовлетворено, и вы насладитесь всей полнотой власти в самой могущественной сверхдержаве на планете.

Вас не устраивает политика партии? Авторы «Кризиса в Кремле» предусмотрели и это. Вы безо всяких проблем можете создать генерального секретаря по собственному образу и подобию, внушить ему желанную линию поведения и наделить своей твердостью характера.

Однако не рассчитывайте, что все будет просто. Под вашим руководством окажется вся мощь советской армии, вся проницательность и скрытность КГБ, все политические, научные и производственные мощности, а ошибиться и принять неверное решение проще простого. Запад только и ждет, чтобы вы проявили слабость.

Цены на нефть падают, союзные республики грозятся выйти из состава государства, американцы объявляют о новых ракетных разработках, а в Афганистане бушует бесконечная кровопролитная война. Вместе со своей страной вам предстоит пережить моменты ее славы и многочисленные кризисы.

От ваших решений в Crisis in the Kremlin зависит вообще всё. Вы можете предавать каждую победу огласке или же скрывать от общественности научные прорывы. Взять, к примеру, эпохальную высадку первого человека на Марсе. Стоит ли заявлять об этом в прессу, чтобы растереть в пыль американские космические амбиции? Или придержать информацию, чтобы направить силы на изучение Красной планеты без надзора НАТО?

Ваши сиюминутные политические решения аукнутся через месяцы и даже годы правления. Введете демократические выборы — и через несколько лет, в разгар кризиса, это может стоить вам должности. В этом вся Crisis in the Kremlin.

Опыт массово-политической работы

Но принятие важных государственных решений — это полбеды. Судя по всему, создатели искренне считают, что главное в их игре — разнообразие и внимание к деталям. Вам предстоит не только листать документы из папки с важными донесениями, но еще и распоряжаться казной, управлять министерствами, назначать людей на должности министров, определять политический курс страны и даже подбирать частоту на радиоприемнике.

Вы вольны вкладывать весь государственный бюджет в политическую гонку, а также устранять и подкупать конкурентов, но будьте готовы столкнуться с образовательным и производственным кризисом. Погнавшись за научными достижениями, вы неизбежно забросите внутреннюю политику и не заметите, как оппозиция начнет штурмовать Кремль. Мудрый лидер всегда думает на несколько шагов вперед, помните об этом.

Игра не ограничивает вас ни в чем! Ведите страну своим политическим курсом или экспериментируйте, наблюдая за реакцией государства и мировой общественности на угрозы Штатам ядерной войной. Боритесь с терроризмом в Пакистане или финансируйте подрывную деятельность в Америке. Развалите Советский Союз десяток раз, а потом сделайте это снова. В конце концов, добейтесь власти троцкистов и устройте ядерный апокалипсис. А если кто-то выразит протест, окажите «военную поддержку» и расправьтесь с несогласными.

Методов расправы над оппозицией, к слову, великое множество. Можете раскатать повстанцев на гусеницах или припугнуть их регулярной армией, а можете послать КГБ на штурм оппозиционного штаба или попробовать, сославшись на свой политический авторитет, уладить дело миром.

В борьбе за прочный мир

Удивительно, но для создания затягивающей политической стратегии совсем не нужен большой бюджет. Да, «Кризис в Кремле» может отпугнуть графикой, но дело не в этом. Важнее, что у Kremlingames, при всем многообразии безумных игровых ситуаций, и впрямь получилась увлекательная стратегия.

Так, «Кризис в Кремле» доказывает, что для управления государством вам вполне хватит дискового телефона, глобуса и калькулятора. И это не шутки — все это действительно работает, и работает здорово. Вы порядком удивитесь, когда обнаружите, что за стеной юмора прячется недурной игровой процесс.

Эта игра на простых и понятных примерах объясняет, насколько сложно управлять страной и как просто развалить огромное государство собственными руками, из-за собственной глупости или недальновидности. «Кризис в Кремле» поначалу расслабляет неограниченной властью, а затем при каждом удобном случае напоминает о совершенных ошибках очередным кризисом или внезапно разгоревшейся войной.

«Кризис в Кремле» — один из самых любопытных российских проектов последнего времени. И даже сравнение с относительно неплохой The Wild Eight она выдерживает с достоинством, ведь на изометрические «выживалки», как и на «выживалки» вообще, мы уже насмотрелись, а вот похвастаться перед США первой в истории Лунной базой или создать советский сегмент интернета можно далеко не в каждой игре.