Индейцы чероки в наше время. Тайна "луноглазых людей" из легенд индейцев чероки О духовности чероки. Путь круга. Сила женщин чероки. Традиционный убор. Татуировки. Украшения чероки. Танец воинов. Трубки чероки

В мире то и дело находятся люди, считающие себя потомками потерянных десяти колен Израиля.
Джеймс Тиссо. Бегство пленников. 1896–1902. Еврейский музей. Нью-Йорк

Всем известно, что северо-американские индейцы – монголоиды. Среди них выделяется только племя чероки – они не похожи на традиционных индейцев ни внешностью, ни одеждой, ни верованиями.

Об этом я решил поговорить со знатоком мифологии чероки Исраэлем Ореном. Орен прекрасно разбирается в культуре индейцев, поскольку сам является этническим чероки, принявшим иудаизм. Настоящее его имя – Джеймс Рэй Феддис. Пройдя церемонию гиюра – обращения в иудаизм, Феддис променял Калифорнию с ее райским климатом на знойный Израиль. Ранее семья Феддиса жила в Оклахоме, в индейской резервации.

– В возрасте восьми лет я узнал о том, что евреи, о древних предках которых мы слышали в воскресной школе, существуют до сих пор, и решил принять иудаизм. Когда я подрос, мне удалось осуществить мечту своего детства, – рассказал мне Орен-Феддис.

Когда ему исполнился 21 год, он обратился в реформистскую синагогу, чтобы пройти гиюр. Трудов это не составило – за сто долларов ему выдали справку о том, что он с такого-то числа является евреем. Джеймс процедурой гиюра не удовлетворился, сочтя ее чисто формальной. Придя домой, он просто положил справку в шкаф.

Через некоторое время Джеймс решил переехать в Израиль. Поскольку в те времена из США репатриировались крайне редко и американцев-переселенцев ценили на вес золота, справка из реформистской синагоги вполне сошла за доказательство еврейского происхождения индейца.

В Израиле Джеймс (принявший имя Исраэль Орен) начал серьезно готовиться к ортодоксальному гиюру, обучаясь в ешиве – духовном учебном заведении. После прохождения гиюра он пошел на развалины синагоги Иегуды Хасида в Иерусалиме и сжег там все свои вещи, оставив только то, что было на нем.

Так бывший индеец из племени чероки превратился в ортодоксального иудея. Он примкнул к любавическому хасидизму (известному как движение ХАБАД) и стал изучать Каббалу. Исраэль переехал в город Кирьят-Малахи, где сильна община любавических хасидов. Вскоре женился. У него 12 детей, так что скучать не приходится. Каждый день Исраэль посещает хасидскую синагогу. Поскольку индейцы чероки имеют европейскую внешность, то среди посетителей синагоги он никак не выделяется.

– Исраэль, почему чероки не похожи на других североамериканских индейцев? – спрашиваю его, повстречав однажды во время богослужения.

– Согласно легенде, чероки прибыли в Новый Свет 4500 лет назад. Откуда прибыли – легенда не уточняет. В отличие от остальных индейцев чероки носят бороды, в то время как у представителей остальных племен волосы на подбородке просто не растут.

Орен убежден, что у чероки много общего с древними евреями. Во-первых, в отличие от остальных индейцев чероки даже летом полностью закрывают тело одеждой. Среди чероки существуют понятия о ритуальной чистоте семейной жизни, как у иудеев, запрещено кровосмешение. Племя делится на семь «семей», что напоминает двенадцать колен Израиля. У чероки существует понятие «святость седьмого дня» – каждый седьмой день они отдыхают. У этого народа еще задолго до прибытия христиан в Америку существовал монотеизм – они верили в Великого духа.

В Библии описывается обычай кровной мести за убитого. Однако если один человек убивал другого случайно – на охоте или во время строительных работ, – то такой убийца мог укрыться от мести в «городе-убежище». На Святой земле существовало три подобных города-убежища и еще три – в Заиорданье. Самое интересное, что подобный же обычай существовал и у чероки! Для «убийц по ошибке» было выделено три специальных поселения на территории проживания племени.

Из всего этого Орен делает вывод, что его соплеменники представляют собой какую-то часть из десяти потерянных во время вавилонского пленения еврейских колен, то есть племен.

Вообще в Израиле проживает много этнических и религиозных групп, по каким-либо причинам считающих себя потомками этих мифических евреев. Надо сказать, что поиски десяти потерянных колен – популярное в Израиле увлечение. То и дело кто-то из авантюрно настроенных исследователей находит «потомков» этих потерявшихся во времени древних израильтян, даже не задумываясь над тем, что иудаизм VI века до новой эры должен был сильно отличаться от современного.

Одно из таких сообществ-самозванцев – «черные евреи», обитающие в городе Димона на юге страны. Группа афроамериканцев численностью до полутора тысяч человек в 70–80-х годах прошлого столетия перебралась из Нью-Йорка в Израиль, не имея на то решительно никаких прав. Кроме, разумеется, того основания, что лидер секты считал, будто чернокожие – и есть те самые библейские израильтяне. Некоторая часть этой группы все же была выслана из страны, однако большинство остались, постепенно смешавшись с эфиопскими евреями.

На границе Индии и Бирмы обитает монголоидное племя, называющее себя «менасе». В Израиле его упорно называют «бней-Менаше» (сыны Менаше, в христианской традиции Манассии, родоначальника одного из потерянных колен) и считают потомками древних евреев, угнанных в Вавилон. Их обряды имеют крайне отдаленное сходство с традициями иудаизма, однако этого хватило, чтобы объявить «менасе» отпрысками сынов Менаше.

Поскольку живут «менасе» в Индии очень бедно, то некоторые из них с энтузиазмом отнеслись к идее эмиграции в относительно благополучное еврейское государство. Вначале Министерство внутренних дел Израиля резко противилось их иммиграции, однако несколько лет назад, когда репатриация настоящих евреев на историческую родину в силу разных причин сошла на нет, согласилось на переезд «менасе» в страну – с условием прохождения ими ортодоксального гиюра. Само племя очень небольшое – примерно 7–8 тыс. человек, из них в Израиль приехали человек двести, и, как сообщают, готовятся к эмиграции еще столько же уроженцев Индостана.

Так что вполне возможно, что и «последние из чероки» однажды решат переехать из своей американской резервации на Святую землю. Им стоит лишь представить себя потомками тех, кто, опередив Колумба, заселил когда-то Новый Свет. Исраэль Орен, он же Джеймс Рэй Феддис, для себя этот путь уже давно выбрал.

Открытие Америки европейцами положило начало жесточайшим войнам и попыткам порабощения местных племен. Аборигенов изгоняли из коренных мест обитания, считали людьми второго сорта, загоняли в резервации, убивали и продавали в рабство. Не многие индейские народности сумели пережить гонения, лишения и открытый геноцид, сохранив при этом свою самобытность, традиции, культуру и национальную идентичность. Среди этих немногих наиболее многочисленными являются племена индейцев чероки и навахо.
Сегодня мы расскажем подробнее о людях народности чероки. Как они адаптированы в современном мире, чем занимаются, с какими трудностями им приходится бороться и чего им удалось достигнуть.

Как живут индейцы чероки сейчас
Историческим местом обитания чероки были Аппалачи. Поэтому основная часть представителей этого народа до сих пор проживает в штатах Теннеси, Северная Каролина и Оклахома.
В настоящее время численность чероки составляет около 300 тыс. человек. Из них чистокровными являются только 15 тыс. Всего же потомков чероки, включая метисов и самбо, насчитывается около 730 тысяч.
Сами чероки именуют себя «тсалага», что означает «честные люди». Однако этимология слова, скорее всего, восходит к «чалаке» — «живущие в горах», как их называли соседи из племени чокто.

Чероки – народ родственный ирокезам. Их язык – единственный ещё употребляемый из южноирокезских языков. В нём используется слоговое письмо из 85-ти знаков, которое изобрёл в 1826 году вождь чероки по имени Секвойя.
Сейчас немногие чероки умеют говорить на родном языке, но другие составляющие своей культуры они хранят очень трепетно.
Крупнейшая резервация индейцев этого племени находится на территории Национального парка Грейт-Смоки-Маунтис, расположенного в Аппалачах. Её административным центром является город Чероке. Все вывески и указатели в нём написаны на языке чероки и продублированы на английском. Сама резервация больше похожа на деревню. Основным доходом её местных жителей является сфера туризма.
С 1995 года чероки владеют шестью игорными домами, доходы от которых освобождены от налогов и составляют значительную часть бюджета племени.

Чероки всегда отличались высоким уровнем развития. Возможно, это и помогло им приспособиться к новым условиям и выжить в соседстве с завоевателями. Помимо собственной письменности, в первой половине 19 века они утвердили свою конституцию и свод законов, выборное правительство и президента. Тогда же они создали сеть бесплатных школ с учителями чероки.
В 1999 году чероки приняли новую конституцию. Также у них появилась возможность реализовать своё право иметь представителя в Конгрессе США.
Чероки продолжают хранить традиции предков и обучать молодёжь родному языку.
Что касается религии, то большинство чероки приняли христианство в результате активной работы миссионеров в прошлом. Однако в последнее время они всё больше интересуются исламом.

27.04.2018 : 4602 :

В индейских легендах есть рассказы про странных луноглазых людей (Moon-Eyed People) с бледной кожей, которые будто бы построили некоторые одни из самых древних сооружений в Америке.

Легенды о луноглазых людях ходят среди племен чероки , которые являются одними из древнейших индейских обществ. На момент прибытия европейцев в 16 веке, чероки населяли территории штатов Алабама, Джорджия, Кентукки, Северная Каролина, Южная Каролина, Теннесси и Вирджинии на юго-востоке Соединенных Штатов.

Само происхождение племени чероки всегда было острым вопросом среди ученых. По одной из гипотез язык чероки относится к группе языков ирокезов и чероки прибыли к Южным Аппалачам из северных районов, где обитали другие племена ирокезов. По другой гипотезе чероки жили на своей территории тысячи лет.

Чероки с самого начала имели особые контакты с белыми переселенцами и они были в числе "пяти цивилизованных племен" вместе с чикасо, чокто, крики и семинолами, которые еще в начале 19 века приняли многие обычаи и достижения белых поселенцев и установили довольно хорошие отношения с соседями.

Они также рассматривались особо из-за своих загадочных легенд про бледнокожий и луноглазый народ, который будто бы когда-то обитал в Аппалачах и был изгнан чероки со своих земель.

В 1797 в своей книге американский ботаник, врач и естествоиспытатель Бенджамин Смит Бартон описывал легенды чероки и предполагал, что луноглазые были названы луноглазыми из-за того, что их глаза были плохо приспособлены к дневному свету, зато они хорошо ориентировались в темноте. Кроме того у них были и другие отличия от индейских народов.

Эти необычные статуи из Аппалачей вероятно изображают луноглазых людей

Бартон приводит слова некоего полковника Леонарда Марбери, который говорил, что когда чероки прибыли на земли луноглазых, они обнаружили там людей, которые почти не могли видеть в дневное время. Воспользовавшись этим, чероки быстро победили луноглазых и прогнали их прочь.

Помимо легенд о дневной слепоте луноглазых, рассказывалось про их очень бледную кожу и о том, что они прибыли сюда в древние времена и создали многие сооружения доколумбовой эпохи, от которых сейчас остались лишь руины. После нападения чероки, луноглазые ушли куда-то на запад и пропали.

Еще одна книга, написанная этнографом Джеймсом Муни в 1902 году, описывает "нечеткие, но стойкие легенды и традиции" о таинственных древних людях, которые предшествовали культуре чероки в Аппалачах.

Предполагается, что в национальном парке Форт-Маунтин (штат Джорджия) находится то, что когда-то были построено луноглазыми и от чего сейчас осталась лишь кучка камней, растянувшаяся на 270 метров. Но изначально это вероятно была большая каменная стена. Среди камней еще можно разглядеть вырубленные ступени.

С луноглазыми некоторые исследователи связывают и самый крупный индейский "мегаполис"- Кахокию , называя их ее основателями. Сейчас от Кахокии осталась лишь группа из 109 курганов, расположенная у города Коллинсвилль в штате Иллинойс на берегу Миссисипи.

Расовый тип

Черо́ки , или чиро́ки (чероки ᏣᎳᎩ , англ. Cherokee ) - индейский народ в Северной Америке .

История

Первыми европейцами, которых увидели чероки, были испанцы . Это произошло в 1540 году, в составе испанской экспедиции участвовал знаменитый конкистадор Эрнандо де Сото . В 1566 году испанцы вновь посетили земли чероки. Они содержали небольшие копи и плавильни в этом районе до 1690 года. Убедившись в отсутствии драгоценных металлов в землях чероки, испанцы потеряли к ним интерес. В 1629 году произошла первая встреча между представителями чероки и английскими торговцами, которые стали продвигаться на запад в Аппалачи. После образования британских поселений контакты стали постоянными.

XVIII век

На протяжении всего XVIII века чероки вели интенсивные войны с соседними индейскими племенами и белыми колонизаторами. Сначала в союзе с британцами против французов, потом против самих британцев и в конце века в союзе с британскими лоялистами против американских колонистов . В войнах с белыми чероки понесли значительные потери, но к началу XIX века им удалось отстоять и закрепить за собой обширные плодородные земли на юго-востоке США.

XIX век

К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство . В конце XVIII, начале XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, стали жить в современных по своему времени домах, заниматься фермерским земледелием, скотоводством и ремеслами. Они вошли в состав пяти цивилизованных племён . В -1826 годах вождь племени чероки Секвойя утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки , созданную им в 1821 году , а в начал издавать газету «Чероки Феникс » на языке чероки . Богатые индейцы владели плантациями, вели аристократический образ жизни, владели сотнями чернокожих рабов.

Возможно, что чероки действительно являются потомками неких аллигеви или таллигува , о которых сохранились сведения в легендах ирокезов и алгонкинов , как о народе, ушедшем в древние времена на юг. Однако в колониальную эпоху ирокезы называли чероки Oyata’ge’ronon (живущие в стране пещер).

Вероятно, экзоним чалаки постепенно прижился в языке чероки и приобрел статус самоназвания, а ирокезы, помня на протяжении какого-то периода о давнем родстве с ушедшими, упоминали их в легендах уже под новым именем, ставшим со временем известным через культурные контакты между различными племенами.

Зарегистрированные члены племени чероки составляют около 250 000 человек и это одна из крупнейших индейских групп в США.

Язык

Известные представители

  • Секвойя - изобретатель письменности для языка чероки
  • Стенд Уэйти - генерал армии конфедератов
  • Джон Росс - вождь племени в 1828-1860 годах
  • Уэс Стьюди - актер
  • Майкл Уэйн Эта - американский рэпер
  • Предками Барака Обамы по линии воспитавшей его белой бабушки были ассимилированные чероки их африканские рабы
  • Предками Элвиса Пресли
  • Предками Квентина Тарантино по линии матери были индейцы племени чероки
  • Дед Джонни Деппа был чистокровным индейцем племени чероки
  • Предки актера Бёрта Рэйнолдса индейцы племени чероки
  • Предки актера Арми Хаммера индейцы племени чероки
  • Предки актера Вэла Килмера индейцы племени чероки
  • Мать актера и мастера боевых искусств Чака Норриса происходит из племени чероки
  • Предки музыканта Джими Хендрикса индейцы племени чероки. Его бабушка Нора Роуз Хендрикс (в девичестве Мур) - по линии отца внучка чистокровной чероки и ирландца, бабушка по линии матери Клэрис Джетер (в девичестве Лоусон) - наполовину чероки.

См. также

Напишите отзыв о статье "Чероки"

Примечания

Литература

  • Evans, E. Raymond. «Notable Persons in Cherokee History: Dragging Canoe». Journal of Cherokee Studies, Vol. 2, No. 2 , pp. 176–189. (Cherokee: Museum of the Cherokee Indian, 1977).
  • Finger, John R. Cherokee Americans: The Eastern Band of Cherokees in the 20th Century . Knoxville: University of Tennessee Press, 1991. ISBN 0-8032-6879-3 .
  • Glenn, Eddie. Tahlequah Daily Press . January 6, 2006 (Accessed May 24, 2007)
  • Halliburton, R., jr.: Red over Black - Black Slavery among the Cherokee Indians , Greenwood Press, Westport, Connecticut 1977 ISBN 0-8371-9034-7
  • Irwin, L, «Cherokee Healing: Myth, Dreams, and Medicine.» American Indian Quarterly . Vol. 16, 2, 1992, p. 237.
  • Perdue, Theda. «Clan and Court: Another Look at the Early Cherokee Republic.» American Indian Quarterly . Vol. 24, 4, 2000, p. 562.
  • Perdue, Theda. Cherokee women: gender and culture change, 1700-1835. Lincoln: University of Nebraska Press, 1999. ISBN 978-0-8032-8760-0 .
  • Pierpoint, Mary. Indian Country Today . August 16, 2000 (Accessed May 16, 2007).
  • Sturtevant, William C., general editor and Raymond D. Fogelson, volume editor. Handbook of North American Indians: Southeast. Volume 14. Washington DC: Smithsonian Institution, 2004. ISBN 0-16-072300-0 .
  • Wishart, David M. «Evidence of Surplus Production in the Cherokee Nation Prior to Removal.» Journal of Economic History . Vol. 55, 1, 1995, p. 120.
  • Youngblood, Wayne L. Cherokee: People of the Written Word. Edison, NJ: Chartwell Books, 2008. ISBN 978-0-7858-2398-8 .
  • Doublass, Robert Sydney. «History of Southeast Missouri», 1992, pp. 32–45
  • Rollings, Willard H. «The Osage: An Ethnohistorical Study of Hegemony on the Prairie-Plains.» (University of Missouri Press, 1992)

Ссылки

  • , official site
  • , official site
  • , official site
  • , Cherokee, NC
  • , Park Hill, OK
  • , Oklahoma Historical Society Encyclopedia of Oklahoma History and Culture
  • in FamilySearch Research Wiki for genealogists

Отрывок, характеризующий Чероки

– Приказания?.. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня?
– Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя.
– Да как тебе именно велено от генег"ала – сейчас вег"нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел.
– Да он ничего не велел. Я думаю, можно? – сказал он вопросительно.
– Ну, ладно, – сказал Денисов. И, обратившись к своим подчиненным, он сделал распоряжения о том, чтоб партия шла к назначенному у караулки в лесу месту отдыха и чтобы офицер на киргизской лошади (офицер этот исполнял должность адъютанта) ехал отыскивать Долохова, узнать, где он и придет ли он вечером. Сам же Денисов с эсаулом и Петей намеревался подъехать к опушке леса, выходившей к Шамшеву, с тем, чтобы взглянуть на то место расположения французов, на которое должно было быть направлено завтрашнее нападение.
– Ну, бог"ода, – обратился он к мужику проводнику, – веди к Шамшеву.
Денисов, Петя и эсаул, сопутствуемые несколькими казаками и гусаром, который вез пленного, поехали влево через овраг, к опушке леса.

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса.
Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою.
Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу.
– Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов.
Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения.
Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного.
– Пг"идет, не пг"идет Долохов, надо бг"ать!.. А? – сказал Денисов, весело блеснув глазами.
– Место удобное, – сказал эсаул.
– Пехоту низом пошлем – болотами, – продолжал Денисов, – они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, – Денисов указал на лес за деревней, – а я отсюда, с своими гусаг"ами. И по выстг"елу…
– Лощиной нельзя будет – трясина, – сказал эсаул. – Коней увязишь, надо объезжать полевее…
В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу, в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы.
– Ведь это Тихон наш, – сказал эсаул.
– Он! он и есть!
– Эка шельма, – сказал Денисов.
– Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул.
Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились.
– Ну ловок, – сказал эсаул.
– Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор?
– Это кто? – спросил Петя.
– Это наш пластун. Я его посылал языка взять.
– Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова.
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
– Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
– Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
– Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

Поговорив еще несколько времени с эсаулом о завтрашнем нападении, которое теперь, глядя на близость французов, Денисов, казалось, окончательно решил, он повернул лошадь и поехал назад.
– Ну, бг"ат, тепег"ь поедем обсушимся, – сказал он Пете.
Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес. По лесу, между деревьев, большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом. Увидав Денисова, человек этот поспешно швырнул что то в куст и, сняв с отвисшими полями мокрую шляпу, подошел к начальнику. Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем. Он, высоко подняв голову и как будто удерживаясь от смеха, уставился на Денисова.
– Ну где пг"опадал? – сказал Денисов.
– Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом.
– Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?..
– Взять то взял, – сказал Тихон.
– Где ж он?
– Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму.
– Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг"ивел?
– Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо?
– Эка бестия!.. Ну?..
– Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь.
– То то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи то, – сказал эсаул, суживая свои блестящие глаза.

1. Индейцы племени тараумара считают, что их создал бог из чистой глины, а белых людей создал дьявол из смеси глины с золой, и потому рай для белых - это ад для тараумара.

2. Валлийский принц Мадог ап Оуайн Гвинед, согласно легендам, в 1170 году плавал в Новый Свет и встречался с индейскими племенами.

3. Среди предков Джонни Деппа, Квентина Тарантино, Кевина Костнера, Кэмерон Диас, Томми Ли Джонса, Тори Амос и Чака Норриса были индейцы племени чероки.

4. Пирамиды-святилища Тукуме имеют природное происхождение.

5. Принцесса Анджелина зарабатывала на жизнь стиркой белья и плетением корзин.

6. В финале каждого представления драмы «Рабиналь-ачи» индейцы майя убивали одного из актёров на жертвеннике.

7. Католик Сиэтл в своей знаменитой речи ссылался на авторитет индейских богов.

8. Жители Таос-Пуэбло до сих пор проживают в многоэтажных глинобитных крепостях, построенных около 1000 лет тому назад.

9. Ряд действующих решений Верховного суда США предполагают, что правом на землю обладает правительство «открывшей» её страны, а не местное население.

10. Коренные жители Патагонии в торговле нередко использовали валлийский язык.

11. Охранники, захороненные вместе с жившим 1800 назад правителем Сипана, подверглись ампутации ног, чтобы не сбежали из могилы.

12. Индеец, поднявший флаг США на Иводзиме, скончался из-за алкоголизма.

13 В народе квакиутль член племени, беря в долг у другого индейца, может оставить в залог своё имя. Пока долг не будет возвращён к должнику нельзя обращаться по-имени.

14. У десантников Армии США существует традиция выкрикивать имя Джеронимо (вождя апачей) в момент прыжка с парашютом.

15. Немецкий принц Максимилиан и художник Карл Бодмер в 1832-1834 годах совершили путешествие вверх по Миссури и провели лето в племени черноногих.

16. Исследования Л. Морганом матриархата у ирокезов стали важным звеном при создании марксистской концепции эволюционизма.

17. Индейцы Чероки так же были рабовладельцами (крупнейшими среди индейцев) и на их территории нередко происходили восстания, крупнейшее из которых произошло в 1842 году.

18. Индейцы-пауни, служившие скаутами в армии США, часто надевали американские мундиры и шляпы, чтобы спровоцировать нападение на себя враждебных сиу, шайеннов, арапахо или каких-то других индейцев.

19. Так как те предпочитали избегать сражений со скаутами-пауни, которые были вооружены револьверами и многозарядными ружьями, но не боялись атаковать такое же количество американских кавалеристов.

20. У команчей существовала традиция, по которой они, после каждого набега, наряжались в трофейную одежду. Нередко ей оказывались женские корсеты, котелки, фраки, цилиндры и т.п., что сильно контрастировало с боевым раскрасом и вооружением воинов команчей.

21. У некоторых групп «краснокожих» цвет кожи может иметь голубоватый оттенок.

22. 99% индейцев имеют первую группу крови (80% у индейцев Северной Америки) и положительный резус-фактор.

23. У некоторых индейских народов (салиши, чинуки, кутанаи на западе и чокто и билокси на востоке) существовала практика - уплощение головы (англ.). Такая же практика существовала в Древнем Египте.