Природа в стихах И. Никитина: анализ стихотворения "Зимняя ночь в деревне". Анализ стихотворения Никитина «Зимняя ночь в деревне Никитин зимняя ночь в деревне найти рифма

Природа в лирике И. Никитина тесно связана с жизнью крестьян. Доказательством этого факта является стихотворение «Зимняя ночь в деревне», изучаемое в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимняя ночь в деревне» по плану.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение было написано в 1853 г. спустя два года после творческого дебюта. Первая публикация - 1854 г.

Тема стихотворения – красота зимней поры и предсмертные мысли старушки-крестьянки.

Композиция – Анализируемое стихотворение по смыслу можно поделить на две части: зимний пейзаж и рассказ о старушке, чувствующей скорую смерть. Формально произведение делится на шестнадцать катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано разностопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры «сонное село», «оба малолетки, разуму в них нет».

Эпитеты «синий огонек», «тяжелый труд», «бедная старушка», «человек злой».

Сравнение - «крест под облаками, как свеча горит».

История создания

Стихотворение было написано в 1853 году, относится к ранней лирике Никитина. В это время поэт содержал постоялый двор, учил языки, зачитывался русской и зарубежной литературой.

К созданию анализируемого произведения поэта, видимо, подтолкнули невеселые рассказы крестьян о своей жизни. Известно, что отец Ивана Саввича был торговцем свечами. В его лавке постоянно бывали прихожане. Будущий поэт, слышал от этих людей, какой он, крестьянский быт. Так в сердце Никитина воспламенилась любовь к простому народу, которая не могла не отразиться в творчестве.

Тема

В произведении тесно переплетаются две темы: красота зимней поры и предсмертные мысли старушки-крестьянки. Раскрываются они в монологе лирического героя, который, кажется, наблюдает за происходящим со стороны.

Первые стихи воспроизводят веселый зимний пейзаж: сияющий месяц над деревней, блестящий снег и занесенные снежной бурей избы. В картинах природы нет ничего оригинального, но именно их простота помогает читателю окунуться в деревенскую атмосферу.

Второе четверостишие посвящено описанию храма, облитого лунным светом. Этот образ символичный для православных. У русского народа религия занимала особое место, что подчеркивается в строках: «помоляся Богу, спит крестьянский люд» . Эта деталь помогает полно отобразить крестьянский колорит. Постепенно веселый лад сменяется печальным настроением: на улицах пусто и одиноко, все окутано «немой тишиной» . Читая следующие строфы, понимаем, в чем причина таких перемен.

Пейзажные зарисовки плавно переходят в рассказ о горе, царящем в одной из избушек. В ней старушка чувствует приближение смерти. Она беспокоится, что ее внуки останутся сиротами. Женщина знает, что дети пойдут за помощью к чужим людям, среди которых много злых. Женщина волнуется, что сироты выберу греховный путь и забудут Господа. Утешение женщина находит в молитвах Богу, умоляя Всевышнего не оставлять ее внуков, стать им опорой.

В рассказе о старушке И. Никитин упоминает неотъемлемые атрибуты крестьянской избы - лампадку и иконы. Они, как бы намекают, что Бог всегда рядом с теми, кто в него верит.

Поэт не рассказывает, как сложились судьбы сирот, но красноречиво намекает об этом в последних строфах: «песенник лихой» мчится в поле, напевая печальные песни.

Композиция

Анализируемое стихотворение по смыслу можно поделить на две части: зимний пейзаж и рассказ о старушке, чувствующей скорую смерть. Части разные по объему, большинство строк посвящено рассказу о старушке. Чтобы полно передать все, что чувствовала умирающая женщина, автор создает монолог от ее имени. Ему отведено несколько строф. Лирический герой отступает в них на второй план. Формально произведение делится на шестнадцать катренов.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как в нем преобладает грустное настроение, усиливающиеся в последних строках. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. В стихотворении используется перекрестная рифмовка АВАВ, есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Пейзажные зарисовки И. Никитин создал с использованием художественных средств. Они также являются основой рассказа о старушке и отображения крестьянского быта.

В тексте есть метафоры - «сонное село», «оба малолетки, разуму в них нет» , эпитеты - «синий огонек», «тяжелый труд», «бедная старушка», «человек злой» и сравнение - «крест под облаками, как свеча горит».

В монологе, написанном от лица старушки чувствуется отчаяние, которое передается при помощи восклицательных предложений. В некоторых строфах используется аллите-рация, например, в описании сонного села преобладают слова с согласными «с», «з»: «пусто, одиноко сонное село вьюгами глубоко избы занесло» .

Пейзажная лирика И. Никитина не похожа на творения его современников. Она поражает простотой и реалистичностью. Природа в стихотворениях Ивана Саввича тесно связана с крестьянским бытом. Доказательством этой особенности является и произведение «Зимняя ночь в деревне».

В анализируемом стихотворении можно выделить две темы: красота зимней природы и рассказ о старушке, предчувствующей скорую смерть. Автор показывает очарование деревенской зимы, а вместе с ним утверждает ценность семьи и заботы о близких, важность веры в Бога. Чтобы раскрыть темы и реализовать идеи, И. Никитин синтезирует жанры элегии и сюжетной лирики.

Начинается произведение пейзажной зарисовкой, наполненной веселым настроением. Картины, которые вырисовываются в воображении читателя, достаточно банальны: сияние месяца над селом и сверкание чистого снега, занесенные вьюгой избы и тишина.

Во второй строфе авторское внимание переключается на храм. Он весь облит лунным светом, кажется, что он объят божьей благодатью. В следующих строфах читаем: «помоляся Богу, спит крестьянский люд». Эти детали пейзажа следует воспринимать как автобиографические. Отец И. Никитина торговал свечами, поэтому в детстве поэт часто бывал среди прихожан. Он знал, что религия занимает важное место в жизни русского народа. Деревенский пейзаж без этой составляющей был бы неполным.

После воссоздания зимней природы поэт начинает рассказ о беде, происходящей в одной из избушек. Там старушка ожидает смерти. Ее сердце неспокойно, ведь ее внуки останутся сиротами, и никто их не приласкает. Женщина прекрасно понимает, что дети пойдут искать помощь в чужих дворах, а уж там легко встретить злого человека. Больше всего ее волнует, что внуки выберут плохой путь и забудут Бога. Единственное, что остается старушке – молиться Господу, чтобы он стал опорой для ее сирот.

В описании трагических картин автор упоминает лампадку и иконы, еще раз подчеркивая религиозность народа. Поэт не рассказывает, как заканчивается описанный эпизод, как складываются судьбы внуков-сирот, но можно сделать выводы после прочтения последних катренов. В них «песенник лихой» мчится в поле, унося с собой печальный напев.

Стихотворение И. Никитина «Зимняя ночь в деревне» можно разделить на смысловые части: описание зимней природы и рассказ о старушке. Эти части контрастны по настроению. Читатель не ожидает, что после веселой пейзажной зарисовки будет рассказ о печальных событиях. Контраст позволяет полностью прочувствовать то, что испытывает старушка. Формально стихотворение делится на катрены. Автор использует перекрестную рифмовку. Стихи написаны разностопным ямбом.

Художественные средства И. Никитин использует не для украшения текста, а для реализации идеи, передачи эмоционального контекста стихотворения. В произведении есть метафоры – «сонное село», «оба малолетки, разуму в них нет», эпитеты – «синий огонек», «тяжелый труд», «бедная старушка», «человек злой»; сравнение – «крест под облаками, как свеча горит». Особое внимание привлекают языковые единицы, характерные для разговорной речи и фольклора: «думает-гадает», «мудрено ль».

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Зимняя ночь в деревне"

Иван Саввич Никитин является одним из лучших мастеров поэтического описания русского пейзажа. Отличительная черта его описаний - это простота и правдивость. В отличие от поэтов «чистого искусства» он пишет именно о том, что видит, без множества эпитетов и метафор. Его образы просты для восприятия, легко можно представить то, о чем рассказывает он в своих стихах.

Стихотворение «Зимняя ночь в деревне», написанное зимой 1953 года, является ярким примером того, как именно Никитин создавал свои яркие, запоминающиеся словесные картины русской природы. Уже из названия читателю легко понять, о чем пойдет речь.

Условно стихотворение можно разделить на три часть. Первая - это описание деревенского зимнего пейзажа. Пейзаж этот очень красив: сияет месяц, сверкает белый снег, храм облит лучами лунного света. Кажется, что и дальше повествование пойдет в том же позитивном ключе, но чем ближе к земле становится взгляд, чем подробнее становится картинка, тем больше мы замечаем невеселых подробностей. Все село занесено снегом, оно кажется автору пустым и одиноким, оно погружено в абсолютную тишину, потому что почти все спят после тяжелого рабочего дня.

Во второй части стихотворения Никитин от общего плана переходит к частному. Вместе с лирическим героем мы заглядываем в окно избушки, где мучается бессонницей из-за тяжелых дум больная старушка. Она размышляет о судьбе сирот, оставшихся на ее попечении. Что будет с ними, если она умрет? Найдут ли они свое место в жизни, не свернут ли на кривую дорожку? Тяжело ей, больно, плохо.

В этом одна из особенностей лирики автора: описание природы неразрывно связано у него с крестьянским бытом, с жизнью простых людей. Он переживает за них, понимает их радости и печали, а также понимает их близость к Богу, их надежду на него. Образ храма мы видим еще в той части, где описывается природа. Старушка молится о благополучной жизни своих сирот, в избе есть красный угол с иконами.

В заключительной части произведения Иван Саввич Никитин снова возвращается к описанию природы. Будто вторя беспокойству старушки, тишина над селом ненадолго развеивается: промчался по полю лихой песенник и пропал в дали. Ничто не может надолго нарушить спокойствие зимней ночи, все звуки поглощает бескрайнее снежное одеяло. Крохотной кажется избушка с ее жильцами, если смотреть на мир с высоты, на которой сияет под лунным светом крест божьего храма.

Но в том-то и прелесть творчества И.С. Никитина. Умея живописно нарисовать масштабный зимний пейзаж, поэт не забывает о деталях и беспокоится о судьбах людей, которым приходится день за днем выживать в этом пейзаже, вознося молитвы богу, но надеясь по большей части исключительно на себя.

Стихотворение «Зимняя ночь в деревне» было написано 1853 года Иваном Никитиным. Никита именно за хорошие стихи и красивые слова, эпитеты и сравнения в стихах и прозвали мастером русского пейзажа. Ведь писатель отлично описывает красоты природы вокруг человека.

Стихотворение Никитина описывает на протяжении всего произведения – красивую природу, небо, солнце и другие ценности, которые нужно уметь беречь и хранить. Произведение написано на русом языке, оно понятно и доступно во всех отношениях. Стих разделяется на целых три части. Первая часть описывает природу, которая раскинулась вокруг села.

Село – белое, так как все покрыто белым, искристым снегом. Вокруг – тишина и спокойствие. Стоит ночь, и месяц блестит, освещая все вокруг. Так тихо, что и лая собак не слышно. Вторая часть как бы меняет сторону повествования. Старенькая старушка лежит в избушке, где тихо и тепло. Но сон к ней не идет. Потому что она слишком много думает. В тот момент она волнуется о своих сиротах, которые находятся на ее совести и воспитание. Боится, что в жизни они станут общаться с плохими людьми, и сами такими же станут. Третья часть повествует о нарушении спокойствия ночи в селе – но только на мгновение. А потом – опять тишина.

Анализ 2

Писатель Никитин известен своей способностью писать такие произведения, которые задевают прочитавшего до глубины души, заставляя его снова и снова возвращаться к этим работам. Всё потому, что в его работах очень часто можно видеть подробные описания окружения, природы, красоты созерцаемого героями мира, что и делает произведения такими захватывающими. Отличным примером послужит произведение “Зимняя ночь в деревне”.

Произведения начинает своё повествование с описания самой деревни, описания её красот, достопримечательностей, простой, деревенской, но в тоже время прекрасной атмосферой. Замечательной игрой контрастов, созданием образов природы, которые читатель может с лёгкостью воспринимать. С помощью описаний природы в произведении автор подчёркивает красоту русских пейзажей. Не сложных, но в тоже время прекрасных, и завораживающих видов. Автор прославляет её, делая из неё в произведении некий идеал, высшую планку, которая является мерилом всего прекрасного в пейзажах.

Далее автор начинает описывать деревенский быт, время года, в котором происходит действие произведения. Он говорит о простоте и уюте деревенского быта. Подчёркивая, что всё как бы лежит на своих местах, не мешается, всегда под рукой, и т.д. Также он говорит о времени года, которое идёт в произведении, а именно о зиме. Прославляя данное время года, автор подчёркивает некую красочность, и волшебность пейзажей данного времени года.

После из повествования мы знакомимся со старой женщиной, чьи дни подошли к концу, и она проживает свою последнюю зимнею ночь. Данной историей автор пытается показать читателю, что жизнь отнюдь не долговечна, и что необходимо иногда задумываться о том, что будет дальше, и что же останется после вас, какой след вы оставите в истории. Его идея, которую он старается донести до читателя заключается в том, что любая жизнь конечна, а смерть является неминуемым исходом для любого живого существа. Зима же в свою очередь является олицетворением этой самой конечности жизни. В это время года всё начинает, как бы затихать, умирать, и уходить на покой, казалось бы, что всё вокруг умирает в это время года, но от данного факта он становится ещё более загадочным и сказочным.

Я считаю, что именно это пытался донести до читателя автор Никитин в своём произведении “Зимняя ночь в деревне”.

Вариант 3

Одним из наиболее известных стихотворений Никитина является Зимняя ночь в деревне. Произведение соответствует своему содержанию и представляет собой как бы путешествие по деревенской ночи, которое включает в себя и общие пейзажи, и историю отдельных героев. Если сравнивать стихотворение с чем-то, то оно подобно таким кинематографическим эпизодам, когда оператор сначала предлагает пролет камеры над каким-то пространством и после этого приближает чей-то дом, где располагается герой или ряд героев, про которых далее и ведется повествование.

Вообще, нужно отметить высокую кинематографичность и насыщенность этого поэтического этюда. Великолепно выстроена композиция, соблюдается гармония между мелкими и крупными деталями, которые перетекают друг в друга, дополняют друг друга и тем самым создают общее ощущение завершенности, наполненности, целостности.

Повествование начинается с описания спящей деревни, которая предлагается через образы природы, религии и людей. Над всей деревней располагается «свеча» креста церкви, которая «горит» благодаря лучам Луны. Люди спокойно спят, также как псы, после тяжелого дневного труда.

Осталось только одно окно, за которым читатель обнаруживает волнующуюся старушку, полную тяжелых дум. Хворая старушка размышляет над дальнейшей судьбой своих сироток, которые без нее останутся в полном одиночестве и могут стать добычей для бедности, плохих людей и различных невзгод.

Этот образ наполнен тоской и смотреть на него без сострадания практически не представляется возможным. Читатель непременно сопереживает безвыходности этой ситуации, да и вообще тяготам человеческого существования. Путь по наклонной рисуется в уме старушки довольно отчетливо и здесь открывается человек, который глубоко понимает этот мир, размышляет над самым значимым: «Позабудут бога, потеряют стыд» - вот самые существенные потери, про которые печалится больная старушка.

Действительно, в этом мире скорбей и страданий, не так страшна бедность или нужда, как потеря подлинной человечности. Став на неверный путь, человек вынужденный обстоятельствами полностью теряет самое ценное и тем самым теряет себя, в этом подлинный страх, который понимает опытная и мудрая старушка. Поэтому так велика ее тоска, которую она старается отогнать горячей молитвой и этой молитве вторит медная лампадка, освещающая образа и дом.

В завершении поэт предлагает образ двух криков, которые прерывают тишину, тоскливые мысли. Крик петуха, который возвещает о полночи и крик песенника, который проезжает по полю в запряженных санях. После этого наступает тишина, всепоглощающая тишина.

Эти крики как будто бы растворяют и прогоняют «напев печали», но в действительности они являются только нелепой попыткой преодолеть тяжесть бытия. Они олицетворяют собой вопль человеческого существования, которое осознает собственную временность, бренность и ничтожность. Также, возможно, песенник как бы вторит этой печальной песне старушки, продолжает разгул тоски, которая разлита по миру.