Тайна "луноглазых людей" из легенд индейцев чероки. О культуре индейцев чероки Перевод: Виктор Беляев

О духовности чероки. Путь круга. Сила женщин чероки. Традиционный убор. Татуировки. Украшения чероки. Танец воинов. Трубки чероки.

О духовности чероки

В давние времена, стремясь к поддержанию порядка в мире, чероки разработали простую, но одновременно сложную для непосвящённых систему верований. Многие элементы этой системы сохранились до сего дня. Хотя некоторые из этих элементов эволюционировали или были модифицированы, приверженцы традиционных знаний чероки признают эту систему верований неотъемлемой частью повседневной жизни.
Определённые числа играют важную роль в обрядах чероки. В мифах, историях и священных церемониях фигурируют числа 4 и 7.
Число 4 символизирует основные стихии - Огонь, Воду, Ветер и Землю, и четыре кардинальных направления - Восток, Запад, Север и Юг. С этими направлениями ассоциируются и определённые цвета - соответственно красный (Успех и Триумф), чёрный (Смерть), синий (Поражение и Скорбь) и белый (Мир и Счастье).
Число 7 олицетворяет семь кланов чероки - Ани-Вайя (Волка), Ани-Кави (Оленя), Ани-Джи-скуа (Птицы), Ани-Води (Краски, или Красной Краски), Ани-Саони (Синий), Ани-Гатегеви (Картофеля) и Ани-Гилои (Длинных, или Кручёных Волос), а также ассоциируется с направлениями - помимо четырёх основных сторон света, это Верхний Мир, Нижний Мир и Центр (где мы живём и всегда пребудем).
Число 7 также олицетворяет верх чистоты и святости - трудный для достижения уровень. В старину верили, что этого уровня достигли только Сова и Пума, и с тех пор они имеют особое значение для чероки.
Сосна, Кедр, Ель, Падуб и Лавр также достигли этого уровня, поэтому они играют важную роль в обрядах чероки. Кедр считается наиболее священным деревом, а красная и белая разновидности кедра отличают его от всех остальных деревьев. Считается, что древесина кедра обладает особой силой, а в давние времена её использовали для переноски особо почитаемых усопших.
С давних пор у адептов традиционных верований чероки особое отношение к Сове и Пуме - героям некоторых версий истории о Сотворении Мира. Только они смогли бодрствовать на протяжении семи ночей Творения. Остальные уснули. По сей день Сова и Пума ведут ночной образ жизни и обладают острым ночным зрением.
Сова внешне отличается от других птиц и напоминает бредущего старичка. Иногда в сумерках Сову можно ошибочно принять за кота - из-за перьевых хохолков и формы головы. Это сходство роднит Сову с её ночным братом, Пумой. Глаза у Совы довольно большие и расположены прямо спереди, как у людей; она может закрыть один глаз независимо от другого.
Пума - это животное, чьи крики напоминают стоны женщины. Повадки Пумы очень таинственны и непредсказуемы.
Кедр, Сосна, Ель, Лавр и Падуб - вечнозелёные деревья. Они также бодрствовали на протяжении семи ночей Творения. За это они были наделены особой силой и являются самыми важными растениями в медицине и обрядах.
Согласно древним поверьям чероки, растения первыми появились на земле, затем - птицы и звери, последними появились духи людей, которые возжелали воплотиться на Матери-Земле в физической форме, чтобы стать её хранителями. Следовательно, люди намного моложе других духов. Это значит также, что мы можем многое узнать у растений об исцелении недугов; у животных - о выживании; а у птиц - о свободе нашего духа.

© Поющий Среди Корней. Перевод: Ансамбль Живая-Рыба.

Путь круга

ПУТЬ КРУГА передаётся из поколения в поколение и представлен во всех преданиях, мифах, легендах и прочих видах наставлений индейцев чероки.

Просыпаясь ежеутренне, приносите благодарность Творцу, четырём священным направлениям, Матери-Земле, Отцу-Небу и всем своим сородичам.
Помните, что всё в мире взаимосвязано.
Всё в мире имеет свою особую цель.
Относитесь к другим людям с добром; если ваш гость устал, замёрз или голоден, предоставьте ему лучшее из того, что можете предложить.
Если у вас чего-то больше, чем вам необходимо, отдайте излишек тому, кто в этом нуждается.
Ваше слово – ваша честь; не нарушайте своего слова, если нет на то позволения от тех, кому вы что-то пообещали.
Всегда стремитесь к гармонии и равновесию во всём.
Делитесь с другими.
Практикуйте спокойствие и терпение.
Практикуйте скромность во всём; бахвальство и развязное поведение неприемлемы.
Всегда спрашивайте позволения и благодарите за всё, что получили.
Всегда выказывайте уважение и участие ко всему, что вас окружает.
Не глазейте на других, опускайте глаза в знак уважения, особенно в присутствии стариков, наставников и уважаемых людей.
Всегда приветствуйте проходящего мимо друга.
Никогда не осуждайте и не оговаривайте других.
Никогда не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит другим, без позволения.
Всегда уважайте частную жизнь других.
Никогда не перебивайте говорящего: это показывает нетерпеливость, несдержанность и неуважение.
Слушайте своим сердцем.
Всегда помните, что улыбка священна.
Живите каждый день полной жизнью.
Не убивайте и не держите в сердце зла.
Делайте всё необходимое сегодня, не откладывая на потом.


Перевод: Ансамбль Живая-Рыба.

Сила женщин чероки

[«Она Говорит За Свой Клан» картина Дороти Салливан, чероки. Картина стала обложкой к книге «Женщины чероки: гендерные и культурные изменения, 1700-1835 (индейцы юго-востока)», автор Теда Педью]

В феврале 1757 года, великий лидер чероки Аттакулакула (Attakullakulla) прибыл в Южную Каролину для проведения переговоров о торговых соглашениях с губернатором и был потрясен, когда узнал, что на переговорах не было ни одной белой женщины. «Поскольку белый человек, как и красный, был рожден женщиной, то почему белый человек не допускает женщин на совещание?», - спросил губернатора Аттакулакула. Каролин Джонстон, профессор Колледжа Экерт и автор книги «Женщины чероки в кризис; Тропа слез, гражданская война и земельная аренда, 1838-1907», говорит в своей книге, что губернатор был настолько ошеломлен вопросом, что ему потребовалось два-три дня, чтобы вернуться с робким ответом: «Белые мужчины доверяют своим женщинам и допускают их к совету, когда они уверены в том, что сердца женщин добры».

Европейцы были изумлены тем, что женщины чероки были равны мужчинам политически, экономически и теологически. «Женщины были независимы и сексуально свободны, могли легко получить развод, редко подвергались насилию в семье или изнасилованию, работали на фермах, содержали свои собственные дома и поля, обладали космологией, которая включала женские сверхъестественные фигурки, и имели значительную политическую и экономическую власть», - пишет Каролин. – «Женщины чероки ассоциировались с самой природой, как матери и продолжательницы жизни, это послужило основой для наделения их властью в племени, а не основой к их угнетению. И, поскольку, их статус обозначался как «иной», это способствовало становлению гендерной равнозначности, а не подчинению иерархии».

Одна из сложнейших вещей, которую колонисты пытались понять, была система родства чероки. Она основывалась на матрилинейной структуре – старейшей социальной организации, известной человеку, где линия рода ведется по матери и ее предков с материнской стороны. Наиболее важным родственником-мужчиной в детстве ребенка чероки был брат матери, а не отец. На самом деле, отец официально не являлся родственником для своего потомства. В соответствии с книгой «Женщины чероки: гендерные и культурные изменения, 1700-1835» Теды Педью, профессора Университета Северной Каролины, белые мужчины, женившиеся на индейских женщинах, были шокированы, узнав, что люди чероки не рассматривают их как родственников своим детям, и что матери, а не отцы, контролируют детей и все имущество.

Женщины владели домами, в которых проживала большая семья, а дочери наследовали имущество от своих матерей. Поскольку земля чероки была желанной для белых колонистов, то для того, чтобы предотвратить женитьбу белых мужчин на индейских женщинах ради прибыли, если муж решал покинуть племя, его гражданство чероки аннулировалось. «Если белый мужчина бросал свою жену чероки без уважительной причины, он утрачивал гражданство чероки и должен был уплатить взнос за нарушение брака, определяемый комитетом и местным советом чероки», - пишет Фэй Ябро, доцент Университета Оклахомы в книге «Раса и нация чероки: суверенитет в девятнадцатом веке».

Каролин Джонстон обращает внимание, что в традиционной культуре чероки мужчины и женщины имели разные роли, места для проведения ритуалов и церемонии. Мужчины были охотниками, тогда как женщины – фермерами, контролирующими весь быт. Оба были ответственны за добычу еды. В зимнее время, когда мужчины преодолевали сотни миль для охоты на медведей, лосей, уток и другой дичи, женщины оставались дома. Они поддерживали огонь в зимних домах, плели корзины, делали глиняные изделия, шили одежду и выполняли еще множество дел, в которых нуждалась семья, заботясь о детях и выполняя работу по домашнему хозяйству. «Возможно, именно потому, что женщины так много значили для семьи и экономики, у них было право голоса в органах власти», - пишет Педью в «Tar Heel Junior Historian», журнале, публикуемым Музеем истории Северной Каролины (выпуск весны 1984). «Чероки принимали решения только после долгого обсуждения вопроса и достижения полного соглашения в том, что они должны сделать. Заседания совета, на которых принимались решения, были открыты каждому, включая женщин. Женщины активно участвовали. Иногда они призывали мужчин первыми идти войной, чтобы предотвратить ранние атаки врагов. В других случаях они советовали поддерживать мир. Время от времени женщины даже сражались, находясь позади мужчин. Чероки называли таких женщин «Женщины войны», и все люди уважали и прославляли их за их храбрость».

Джонстон говорит, что женщины, как и мужчины, были сексуально свободны, и союзы обыкновенно заключались по взаимной симпатии. Понятие о стыде чьего-то тела или физического желания было чуждо для сознания чероки. И если ожидается, что женатые мужчины и женщины должны быть верными друг другу, измены у чероки не считались большим преступлением, а вот разводы, основанные на утрате влечения, были не редкостью: «Иногда они жили друг с другом, пока у них не появлялось пять-шесть детей, а затем беспечно расходились, как будто никогда не знали друг друга, мужчина оставлял себе мальчиков, женщина – девочек, чтобы они затем могли жениться на противоположной стороне». Развод для пар чероки не означал тот же самый удар в эмоциональном и финансовом плане, какой сейчас ожидается для современных евро-американских пар, имеющими дело с разрывами и разводами. Согласно Джонстон, традиционные для чероки «встречи холостяков» были заряжены сексуальной энергией, хотя они строго регулировались в соответствии с церемонией. Ритуальный танец, исполняемый на публику молодыми чероки на таких встречах, завершался движениями, имитирующими половой акт – это то, что ужаснуло чопорных американцев (Элвис тогда еще не родился и не был «коронован»). В общем плане, физические отношения между взрослыми по обоюдному согласию рассматривались как естественные и даже священные, и не являлись поводом для смущения, страха, или грехопадения.

Чероки строго соблюдали индивидуальные табу касаемо еды и секса, но эти табу были специфичны, зависели от обстоятельств и были обычно временны. И совсем не удивительно, что безрадостный, негибкий, сексуально-негативный и усиливающий чувство вины миссионерский взгляд на жизнь 18-го века был встречен чероки практически без энтузиазма. «Поскольку чероки не верили в порочность человеческой природы, большинство нации продолжало сопротивляться этому новому взгляду о себе», - пишет Джонстон. В 1840 году Даниель Битрик, миссионер на земле чероки, пишет в письме: «…что касается морали женщин чероки: миссис Саффорд использует в речи брань, миссис Гласс посещает танцы, а миссис Сломанное Каноэ, я уверен, никогда не посещала наши встречи с тех пор, как была крещена в мае 1836». Несколькими годами ранее, Битрик отмечал с ужасом, что игроки в игру в мяч (традиционная игра чероки, похожая на лакросс), которых он наблюдал, были совершенно голые. По словам Джонстон, Битрик «запретил студентам своей школы посещать игры в мяч и ночные танцы. С отчаяньем он отмечал, что «молодые женщины, которые прошли обучение в миссионерской школе, и которых с большим трудом научили читать и понимать Библию, являются первыми жертвами этих эмиссаров тьмы»». София Сойер, христианский миссионер в индейской стране, как сообщается, преследовала местную женщину до ее «места у огня», пытаясь убедить ее отправить ее ребенка в миссионерскую школу. На что коренная женщина ответила, что она «скорее увидит своего ребенка в аду, чем в миссионерском классе».

К сожалению, слова "ад" и "миссионерская школа" стали почти равнозначными. Этому способствовало введение школ-интернатов для коренных американцев, где дети, «рожденные дикарями», по словам Ричарда Генри Пратта, обучались «цивилизованному языку и обычаям» (часть его печально известной кампании «Убить индейца - спасти человека»). В 1825 году, белая девушка Мэри, служанка, имела «криминальную связь с молодым чероки, Робертом Сандерсом, в миссии кармелитов в Джорджии. Вот как описывает инцидент Муди Холл, миссионер Американской коллегии комиссаров зарубежных миссий: «Мы сожгли их кровать и хижину. Чероки не принимают всерьез такие «нечестивые преступления». Джонстон отмечает, что этот инцидент «пролил свет на войну, ведущуюся на индейской земле против их сознания и тел. Для самих чероки стать «цивилизованными» все более означало кардинальное изменение их гендерных ролей».

«Правительство США и миссионеры провели совместную работу в трансформации гендерных ролей чероки и их привычек касаемо тела и сексуальности», - говорит Джонсон. «Они стремились привить евро-американские ценности настоящей женственности и ограничили женщин чероки сферой домашнего хозяйства. Они встретились с противостоянием традиционных чероки, но, в продолжение контакта, более состоятельные члены этого общества, часто смешанных кровей, с готовностью приняли как христианство, так и идеалы настоящей женщины. Это гендерное различие пересекалось с классовым различием, потому что более богатые женщины были свободны от большинства домашних обязанностей, нанимая слуг, и они могли позволить себе получить образования и вести себя, как аристократы. В конце 18 века женщины чероки больше не имели единства в понимании, что значит быть женщиной». «Жена! Какое священное имя, какая ответственная должность!», - писал миссионер Элайс Баудино в статье, озаглавленной как «Красивая женщина – кто она?». «Она должна быть незапятнанным святилищем, к которому приходят люди, пытаясь спастись от преступлений мира, желающие чувствовать, что ни один грех не может проникнуть туда. Жена! Она должна быть ангелом-хранителем его шагов на земле, и направлять его к небесам», Ничего из этого описания не напомнит читателю о некогда сильной, раскованной кормилице семьи – женщине чероки.

В середине 18 века множество чероки начали осознавать, что их суверенитет, и, возможно, их выживание зависит от того, насколько они выглядят цивилизованными. Быть цивилизованным означало носить европейскую одежду, осуждать свои вековые религиозные практики и искусство, принять христианство и адаптироваться к патриархальному, аграрному образу жизни. Мужчины не должны были больше охотиться, а женщины – заниматься фермами. «Программа цивилизованного мира, потеря охотничьих земель, миссионерская деятельность и рабство нарушили гендерные отношения нации чероки», - говорит Джонстон. «Роль мужчин была еще более разрушена, чем женщин, потому что мужчины потеряли свою возможность быть охотниками и воинами. Потому что фермерство всегда рассматривалось как «женская работа». Мужчины должны были бы радикально изменить свои взгляды на мужественность, если бы решили стать фермерами».

Профессор социологии в Политехническом Институте Вирджинии и Университете Штата, автор статьи «Переосмысление аккультурации чероки; аграрный капитализм и женское сопротивление культу домашнего хозяйства, 1800-1838», Эмма Данавей говорит: «…незадолго до переселения, чероки обнаружили новые стратегии выживания в мире народного хозяйства; их сельхоз продукция была равна или превосходила продукцию белых соседей». Данавей обращает внимание, что «исторически, аграрный капитализм имел смещенный контроль на домашнее хозяйство, землю и средства производства для мужчин; он стимулировал национальные интересы, лишающие женщин власти; и поощрял «культ семейного очага», чтобы оправдать несправедливое отношение к женам… Из-за того, что элита чероки верила, что суверенитет племени зависит от степени «цивилизованности», они выборочно приняли некоторые аспекты патриархальных ролей». «В начале 19 века множество законодательных изменений, касающихся нации чероки, исключили женщин из формальных политических процессов, ослабив силу кланов и уменьшив независимость женщин», - отмечает Джонстон. «В соответствии со статьей Конституции чероки в 1827 году, женщины чероки становились политически бесправными и не могли более голосовать или занимать общественные должности. Потеря формальной политической власти была драматична. Конституция чероки, созданная после Конституции США, устанавливала три ветви правительства: Верховного суда, законодательной власти и главного вождя в качестве исполнительной власти».

Чероки надеялись, что демонстрация суверенитета оградит их от насильственного переселения с земель их предков. «В 1800-х чероки потеряли свою независимость и попали под власть белых американцев», - говорит Джонстон. «В то время белые американцы не верили, что для женщин было свойственно вести войны, иметь право голоса, публично высказываться, работать за пределами своего дома и даже контролировать собственных детей. Чероки начали подражать белым, и женщины чероки потеряли большую часть своей силы и престижа. И в 20-м веке они должны были бороться вместе с другими женщинами, чтобы получить многие из тех прав, которыми когда-то свободно пользовались».

Перевод для сайта "Коренные народы Черепашьего острова": Лира Долгих. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Традиционный убор

«Корона состоит из шапки и диадемы, увенчанная большими перьями. Шапка сделана из сетчатого материала, который держит диадему; текстура - 2 дюйма шириной, связана сзади настолько крепко, насколько необходимо. Шапка сплетена из чёрных нитей, а диадема - красная, и украшена мелким бисером или мелкими белыми семенами, по тяжести равными бисеру. Перья, которые венчают диадему, - белого цвета. Спереди их длина составляет 8 дюймов, а сзади - 4 дюйма. Эти перья располагаются в виде изогнутой линии. Кончик каждого пера увенчан пучком волос с небольшой волосяной кисточкой - длиной всего полтора дюйма, и окрашенным в ярко-красный цвет». (Ле Паж дю Прац, XVIII в.)

«…Очень любопытная диадема, или налобная повязка, около четырёх дюймов шириной, весьма искусно выделанная или сотканная и любопытным образом украшенная камешками, бисером, раковинами, иглами дикобраза и пр., обрамляет их виски; передняя часть украшена высоким развевающимся плюмажем из перьев журавля или цапли». (У. Бэртрам, конец XVIII в.)

Перевод: Виктор Беляев.

Татуировки чероки

«Как и повсюду в мире, индейцы Юго-Востока старались улучшить природу. Мужчины в частности любили раскрашивать тела и лица, и представители обоих полов интенсивно наносили на тела татуировки. Особенно это практиковали воины племён крик и чероки, которые татуировали на своих телах узоры в виде завитков, цветов, животных, звёзд, полумесяцев и солнца - последнее обычно помещалось в центре груди. Часто в виде узора изображалась змея… Некоторые… делали татуировки, накалывая плоть зубами саргана (вид рыбы на Юго-Востоке. - Перев.), опущенными в копоть от красной сосны, таким образом придавая наколкам чёрный или тёмно-синий цвет. Для красных узоров они использовали минеральную киноварь (сульфид ртути). В некоторых местах татуировки наносились пятью-шестью иглами, привязанными к небольшому куску древесины таким образом, что все концы совпадали, как зубцы расчёски; узор сначала рисовали на теле углем, а затем пигмент накалывали этим инструментом.

…Узоры были как геометрическими, так и изобразительными, и украшали лицо, грудь, руки и ноги… Бэртрам говорит, что татуированные узоры всегда были выполнены превосходно и напоминали ему ручной способ гравирования медной формы глубокой печати». (Ч. Хадсон)

«Лучшие описания татуировок в ранних работах даны Бэртрамом с особым указанием на крик и чероки. В своих «Путешествиях» он отмечает следующее: "У некоторых воинов кожа груди и мускулистые части тела весьма любопытным образом расписаны или украшены иероглифического вида завитками, цветами, фигурами животных, звёздами, полумесяцами и солнцем в центре груди. Эта роспись плоти, как я понимаю, выполняется в юности путём накалывание кожи иглой, пока не появится кровь, и втирания синеватого красителя, который столь же долговечен, как и их жизнь".» (Дж. Р. Суонтон)

Перевод: Виктор Беляев.

Украшения чероки

"К раскраске тела прибегали, в частности, во время подготовки к войне или игре в мяч, однако она была элементом внешнего антуража на всех официальных или полуофициальных мероприятиях. Чаще всего упоминается красный цвет, и красную краску обычно получали путём нагревания охристой земли". (Дж. Р. Суонтон)

«Для окраски лица они используют огромное количество киновари, которую толкут до порошкообразного состояния; этот минерал имеет более фиолетовый, нежели алый оттенок, и особо ценится среди медиков, являясь первым составляющим ртути». (К.У. Элворд)

«Женщины украшают свои руки, груди, бёдра, плечи и лица различными рисунками, накалывая или прижигая свою плоть неким инструментом, нагреваемым на огне. Они изображают на ней яркого вида цветы и плоды, а также всяких змей, саламандр и пр., а затем пропитывают ранки разноцветными красками, которые, попав в клеймо, уже не стираются, ибо не только заживляют плоть, но и становятся ярче». (Уильям Стрэйчи, 1612 г.)

«Большое внимание уделялось украшению тела, и плоть раскрашивалась или татуировалась путём накалывания с использованием пороха различными узорами. Уши растягивались до невероятных размеров серебряными подвесками и кольцами, в ходу были губные серьги, шеи украшались ожерельями из вампума - снизками морских раковин, руки - браслетами на плечах и запястьях, а грудь - серебряными нагрудниками. Все волосы на головах мужчин выщипывались, за исключением небольшого участка, из которого отрастала скальповая прядь, позже украшавшаяся вампумом из раковин и бус, перьями и шерстью пятнистого оленя». (У. Гилберт)

«Одежда чероки изготавливается из европейских тканей и товаров. Богатые среди них носят широкие халаты с яркими оттисками или из схожей ткани. Некоторые носят шляпы, большинство же сохраняет традиционные стрижки. Они сбривают всё, кроме черепа и затылка, и выглядят, как выглядели бы монахи-капуцины, если бы они отпустили волосы внутри своих ореолов. Края своих волос они обычно украшают несколькими подвешенными жетонами или косами, как у престолонаследника, которые крепятся куском жести или окрашенной в красный цвет конской шкуры. Иногда сами волосы окрашиваются в красный цвет киноварью, что выглядит ужасно и делает их похожими на окровавленные. В целом, киноварь очень модна среди них и всегда применяется там, где вы меньше всего ожидаете её увидеть: то это густой мазок под одним глазом и больше нигде, то - перед ухом, то - у корней волос. Некоторые прихорашиваются, вплетая в волосы перья дикой индейки или других птиц и прикрепляя к ним брелоки, кусочки стекла или окрашенный в красный цвет гусиный пух». (Принц Луи-Филипп, 1797 г.)

Перевод: Виктор Беляев.

Танец воинов

Снаряжение. - Обрядовые палицы, окрашенные в красный (символизирующий кровь, «бьющую из головы врага») и чёрный (символизирующий гнев и бесстрашие) цвета. Сбоку от отряда воинов находится певец с барабаном.

Первое движение. - Воины стоят в ряд по одному, лицом к востоку, с палицами в руках. Наклонившись вперёд, они танцуют медленными низкими шагами, двигаясь вперёд-назад. По сигналу Хи-ха-ли танцующие издают протяжный военный клич...

Второе движение. - Темп песни ускоряется, и танцоры движениями имитируют удары палицами по врагу.

Третье движение. - Танцоры движутся быстрой поступью и заканчивают пляску четырьмя возгласами.

Танец олицетворяет нападение на врага и последующее сражение. Последнее серьёзное и яркое исполнение этой пляски, о котором существует свидетельство, состоялось во времена Джаналаски, известного вождя, сражавшегося против индейцев крик на стороне генерала Джексона (в 1813-14 гг.) и умершего в 1858 г. Танец Воинов стал традиционным стереотипом. Естественно, что предварительно воины проходили обязательные обряды для укрепления сил - физических и духовных. Рассказывают, что представители касты посвящённых воинов никакого иного оружия, кроме палицы, в поход не брали - достаточно было одной лишь магической силы палицы, освящённой особыми обрядами. Изначально тяжёлые палицы делали из дуба или хикори; ныне обрядовые палицы для танца делаются из конского каштана (Aesculus octandra).

«Глиняные курительные трубки были довольно многочисленны [при раскопках]… На участке Уоррена Уилсона - в захоронении и прилегающих местах - было найдено целых 20 трубок, сохранившихся целиком или фрагментарно. Это были маленькие коленчатые трубки, чубуки на которых обычно были чуть короче, чем чаши, а чаши расширялись или венчались ободком и, как правило, украшались узорами в виде гор, прорезанных линий или узлов. У некоторых трубок была тщательно отполированная поверхность, тогда как другие были лишь слегка отшлифованы. В большинстве неповреждённых чашек сохранился плотный слой горелого органического вещества». (Roy S. Dickens, Jr., "Cherokee Prehistory", Univ. of Tennessee Press. 1972)

«Каменные трубки… были особенными. Они были искусно вырезаны в виде животных и птиц, а иногда в форме человека. Многие из них, массивные предметы весом в несколько фунтов, были трубками обрядовыми, использовавшимися только во время советов. Дымные горы обеспечивали индейцев трубочным камнем, зеленоватым стеатитом, который легко поддавался резке кремнёвыми ножами». (Thomas M.N. Lewis & Madeline Kneberg, "Tribes that Slumber: Indians of the Tennessee Region"; Univ. of Tennessee Press. 1966) Примечание: Этот прекрасный материал для изготовления священных трубок, находимый на землях чероки, был ценным и важным товаром обмена в старые времена.

«Они делают прекрасные каменные трубки; и чероки в этом - искуснее всех остальных,.. ибо в их горной стране содержится множество почв различных видов и цветов, подходящих для такого использования. Они легко обтёсывают их своими томагавками, а затем придают им любую желаемую форму ножами; трубки - очень мягкого свойства, покуда не обожжены на костре, после чего они становятся довольно твёрдыми. Часто они весьма длинны, и чаши опять же примерно наполовину больше, чем у наших английских трубок. Передняя часть каждой трубки обычно оканчивается острым пиком в два-три пальца шириной и четверть дюйма толщиной - по обеим сторонам чаши, по её длине, они весьма искусно и кропотливо вырезают несколько изображений, например, бизона и пуму на противоположных сторонах чаши, кролика и лису, и очень часто - мужчину и женщину puris naturalibus. Их ваяния не отличаются особой скромностью. Дикари работают так медленно, что один из их резчиков два месяца сидит за трубкой с ножом, прежде чем работа будет завершена; и действительно, как отмечалось ранее, они весьма не любят себя утруждать и никогда не торопятся при создании хорошей вещи. Чубуки обычно делаются из мягких пород дерева около двух футов длиной и в дюйм толщиной: вырезаются четыре прямоугольных блока, которые затем буравятся внутри и очень близко подгоняются один к другому, соединяясь в полый чубук; кавалеры всегда буравят деревянные блоки, оставляя немного места в каждом углу для более прочного их соединения; к чубуку прикрепляют пригоршню медных кнопок, различных видов изящные перья и несколько маленьких сплющенных кусочков от медного котелка, круглые шнурки из оленьей кожи и окрашенный в красный цвет скальп - это хвастливое, ценное и превосходное украшение. По их стандарту, такая трубка представляет собой обладателя, великого кавалера. Они настолько точно вырезают или вырисовывают на чубуке иероглифические символы, что по ним совершенно точно можно определить боевые достижения и племя хозяина трубки, наряду со многими обстоятельствами жизни оного». (James Adair, "The History of the American Indians", London, reprint: Watauga Press, Johnson City, Tennessee. 1930)

«…Трубка Мира была приготовлена: чаша её была из красного камня, любопытно украшенная резьбой ножом; она была довольно мягкая, хотя и весьма красивая, будучи отполированной. Одни чаши сделаны из чёрного камня, а другие - из той же земли, из которой делают горшки, но они замечательно разнообразны. Длина чубука составляет около трёх футов, он роскошно украшен иглами дикобраза, окрашенными перьями, оленьей шерстью и прочими цветастыми безделушками». (Lt. Henry Timberlake, "The Memoirs of Lt. Henry Timberlake": Williams, ed. 1927)

«Северная Каролина - великий табачный край, и индейские курительные трубки образуют обширную серию. Глиняные трубки варьируются по форме от прямых цилиндрических до L-образных. Фрагменты трубок или целые образцы находят во всех частях штата». (Douglas L. Rights, "The American Indian in North Carolina", Blair, Winston-Salem, 1957)

«Они пользуются двумя типами трубок. Один из них - на конце топорика, рукоять же служит чубуком. Это то, что они называют томагавком. Другой тип делается из мягкого камня, который они обрабатывают сами, чубуком при этом служит стебель кустарника, произрастающего только в этом регионе. На некоторых трубках изваяны сцены всякого невообразимого разврата. Они принесли мне одну с фигурками медведя и волка, и назвали меня Атота, что значит ‘отец’». (Louis Philippe (King of the French), “Diary of my travels in America”, Delacorte Press, New York. 1977)

«У них была также великая Трубка Мира, выточенная из белого камня, с семью чубуками, дабы семь человек могли сообща курить её, сидя на своих мирных советах». (James Mooney, “Myths of the Cherokee”, 19th Annual Report, Bureau of American Ethnology) Примечание: Очевидно, у этой трубки были чубуки для каждого из семи кланов чероки, и вожди этих кланов курили её одновременно. Истинный церемониальный символ солидарности и согласия!

«В 16 веке послы, отправленные с миротворческой миссией, несли с собой флейты, но к концу 17 века, когда французы уже плавали вверх и вниз по Миссисипи, церемония калюмета распространилась по всему течению реки… Следует помнить, что калюмет - это не просто трубка, а в высшей степени священный и символический предмет. Чубук, использовавшийся в церемонии заключения мира, оставался у вождя, принимавшего посольство, тогда как чашу трубки забирали и уносили гости». (John R. Swanton, "The Indians of the Southeastern United States", Bureau of American Ethnology Bulletin 137; Smithsonian Institute. 1979)

Цилиндрические каменные трубки до сих пор находят при раскопках древностей. «Это, однако, вовсе не означает, что в этих трубках курили табак. Родина табака (Nicotiana rustica L.), употреблявшегося индейцами Юго-Востока, - центральные Анды, и мы не знаем, когда он впервые появился на востоке Соединённых Штатов. Но мы знаем точно, что индейцы верхних Великих озёр курили двадцать семь различных местных растительных веществ…». (Charles Hudson, “The Southern Indians”, Univ. of Tennessee Press. 1976).

Перевод: Виктор Беляев.

tagPlaceholder Tags: культура

В котором «белая» группа более старших людей представляла семь кланов. По словам Пэйна, эти люди несли ответственность за религиозную деятельность , как, например, исцеление, очищение и молитвы , а места в этой группе передавались по наследству. Другая группа людей помоложе, называемая «красной», несла ответственность за военную деятельность. Военная деятельность называлась «грязной», и поэтому после битвы её участники для возвращения к обычной жизни должны были пройти очищение у представителей «белой» группы. Эта иерархия исчезла задолго до XVIII века. Причины её исчезновения обсуждались: предполагалось, что иерархия исчезла после восстания чероки против священников, известных как Ani-kutani (англ.) русск. (чероки - ᎠᏂᎫᏔᏂ, Ani- - приставка, означающая группу людей; значение части -kutani неизвестно), которые начали совершать преступления .

Другой важный источник знаний о ранней культуре чероки - материалы, написанные в XIX веке лекарями, называемыми didanvwisgi (чероки - ᏗᏓᏅᏫᏍᎩ). Материалы были написаны в 1820-х годах - после создания Секвойей слоговой азбуки для языка. Первоначально, только didanvwisgi использовали эти материалы, потому что они (материалы), как считалось, обладали необычайной силой . Позже записи были широко использованы другими представителями племени чероки.

Первыми европейцами, которых увидели чероки, были испанцы . Это произошло в 1540 году, в составе испанской экспедиции участвовал знаменитый конкистадор Эрнандо де Сото . В 1566 году испанцы вновь посетили земли чероки. Они содержали небольшие копи и плавильни в этом районе до 1690 года. Убедившись в отсутствии драгоценных металлов в землях чероки, испанцы потеряли к ним интерес. В 1629 году произошла первая встреча между представителями чероки и английскими торговцами, которые стали продвигаться на запад в Аппалачи . После образования британских поселений контакты стали постоянными.

XVIII век

На протяжении всего XVIII века чероки вели интенсивные войны с соседними индейскими племенами и белыми колонизаторами. Сначала в союзе с британцами против французов, потом против самих британцев и в конце века в союзе с британскими лоялистами против американских колонистов . В войнах с белыми чероки понесли значительные потери, но к началу XIX века им удалось отстоять и закрепить за собой обширные плодородные земли на юго-востоке США.

XIX век

К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство . В конце XVIII - начале XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, стали жить в современных по своему времени домах, заниматься фермерским земледелием, скотоводством и ремёслами. Они вошли в состав пяти цивилизованных племён . В 1825-1826 годах вождь племени чероки Секвойя утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки из 85 знаков, созданную им в 1821 году, которая используется для записи языка чероки до сих пор. В 1828 году он начал издавать газету «Чероки Феникс » на языке чероки. Богатые индейцы владели плантациями и сотнями чернокожих рабов; вели аристократический образ жизни.

В начале 30-х годов XIX века под давлением властей юго-восточных штатов федеральное правительство США решило уничтожить индейские анклавы, а самих индейцев выселить на пустующие земли к западу от реки Миссисипи . Во время принудительной депортации в 1838-1839 годах, получившей название «Дорога слёз », погибло около 4 тысяч индейцев.

После депортации чероки и другие цивилизованные племена создали первую в США сеть бесплатных школ. На территории чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, и почти все учителя были чероки. В целом, «Территория чероки» характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.

Ещё до депортации по примеру США чероки создали собственную конституцию, свод законов, выборное правительство и президента, называемого по традиции «верховным вождём». К 1850 году на «Территории чероки» проживало около 22 тыс. человек, из которых правом голоса обладало 4 тыс. граждан (мужчин-чероки). Женщины и дети, белые (около 1 тыс. человек) и чернокожие рабы (около 4 тыс. человек) права голоса не имели.

В 1889 году разрешена иммиграция в одной части их области (территория Оклахома); в 1891 году открыта для иммиграции ещё другая часть.

Происхождение

В 1880-х годах Гораций Гэль высказал предположение, что чероки родственного происхождения с ирокезами . Впоследствии эта гипотеза полностью подтвердилась; по общепринятой в настоящее время классификации, язык чероки входит в семью ирокезских языков в качестве представителя отдельной южной ветви.

Чероки называют самих себя тсалаги (ᏣᎳᎩ, «настоящие люди»), хотя слово и не этимологизируется на основе их языка. Самоназвание созвучно экзониму Cha’la’kee («живущие в горах»), который использовали в отношении чероки соседствующие с ними до прихода европейцев чокто - народ, говорящий на языке маскогской языковой семьи .

Возможно, что чероки действительно являются потомками неких аллигеви или таллигува, о которых сохранились сведения в легендах ирокезов и алгонкинов , как о народе, ушедшем в древние времена на юг. Однако в колониальную эпоху ирокезы называли чероки Oyata’ge’ronon («живущие в стране пещер»).

Вероятно, экзоним чалаки постепенно прижился в языке чероки и приобрёл статус самоназвания, а ирокезы, помня на протяжении какого-то периода о давнем родстве с ушедшими, упоминали их в легендах уже под новым именем, ставшим со временем известным через культурные контакты между различными племенами.

Численность

Численность чероки в 1674 году составляла примерно 50 тыс. человек. Эпидемии оспы сократили чероки наполовину, и в начале XIX века численность чероки, согласно переписи, не превышала 16 тыс. человек. Последующая насильственная депортация племени на индейские территории в Оклахоме уменьшила численность народа почти на четверть. Гражданская война в США , в которой племя чероки раскололось на противоборствующие фракции, вновь уменьшила численность народа.

Перепись 1990 года выявила 308 132 чероки, из них чистокровных - 15 тыс. человек. 95 435 из них проживали в восточной Оклахоме, 10 114 восточных чероки жили в Северной Каролине . По данным переписи 2000 года, численность чероки составляла 281 069, ещё 18 793 указали принадлежность к племени чероки наряду с принадлежностью к другому индейскому племени. Численность потомков чероки, включая метисов и самбо , составляла 729 533 человек .

Зарегистрированные члены племени чероки составляют около 250 000 человек, и это одна из крупнейших индейских групп в США.

Язык

Известные представители

См. также

Примечания

  • Irwin, L, «Cherokee Healing: Myth, Dreams, and Medicine.» American Indian Quarterly . Vol. 16, 2, 1992, p. 237.
  • Perdue, Theda. «Clan and Court: Another Look at the Early Cherokee Republic.» American Indian Quarterly . Vol. 24, 4, 2000, p. 562.
  • Perdue, Theda. Cherokee women: gender and culture change, 1700-1835. Lincoln: University of Nebraska Press, 1999. ISBN 978-0-8032-8760-0 .
  • Pierpoint, Mary. «Unrecognized Cherokee claims cause problems for nation.» Indian Country Today . August 16, 2000 (Accessed May 16, 2007).
  • Sturtevant, William C., general editor and Raymond D. Fogelson, volume editor. Handbook of North American Indians: Southeast. Volume 14. Washington DC: Smithsonian Institution, 2004. ISBN 0-16-072300-0 .
  • Wishart, David M. «Evidence of Surplus Production in the Cherokee Nation Prior to Removal.» Journal of Economic History . Vol. 55, 1, 1995, p. 120.
  • Youngblood, Wayne L. Cherokee: People of the Written Word. Edison, NJ: Chartwell Books, 2008. ISBN 978-0-7858-2398-8 .
  • Doublass, Robert Sydney. «History of Southeast Missouri», 1992, pp. 32–45
  • Rollings, Willard H. «The Osage: An Ethnohistorical Study of Hegemony on the Prairie-Plains.» (University of Missouri Press, 1992)

  • Страницы: 1

    Одним из мест, которые стоит посетить в Северной Каролине - это резервация индейцев Чероки. О второй поездке в Чероки я уже писал. А вот первое моё посещение и беглое знакомство с ним как-то осталось "за кадром".

    // tm-viluy.livejournal.com


    Впервые в индейскую резервацию в Северной Каролине - город Чероки - я приехал в 2012 году. Въезжал в него со стороны Эшвилла по шоссе 19, свернув на него с живописной горной дороги Blue Ridge Pkwy (Блю Ридж Парквей) . И вот тут ждал меня неприятный сюрприз - поскольку приехал я поздно вечером, практически все кафе уже были закрыты и перекусить можно было только в Waffle House и/или в купив продукты в магазине.

    Чероки, или как называют его американцы ЧерокИ (ударение на последний слог), по сути, является чем-то наподобие нашей образцовой деревни с туристическим уклоном. Очень тихий городок, основной доход которого обеспечивает открытое тут в 1995 году казино Harrah"s, а также туризм и "народные" промыслы. И хотя некоторые вещи в сувенирных лавках впечатляют

    // tm-viluy.livejournal.com


    // tm-viluy.livejournal.com


    // tm-viluy.livejournal.com


    не торопитесь приобретать их из желания помочь индейским "братьям". Многие атрибуты сделаны, увы, не индейскими мастерами тружениками, а... китайцами. О чём свидетельствует небольшая бирка на изделии.

    Справедливости ради, стоит отметить, что на выезде из Чероки (по 19 шоссе) есть отличный магазин, который содержит семья настоящих потомков индейцев чероки. Там можно купить сувениры, национальную одежду и даже мыло ручной работы!

    В Чероки есть Museum of the Cherokee Indian, парк Ветеранов

    // tm-viluy.livejournal.com


    индейская деревня Oconaluftee Indian Village, национальный театр

    // tm-viluy.livejournal.com


    а ещё медведи. Скульптуры медведей с росписью, рассказывающей о жизни индейцев или просто с национальными орнаментами. Появились они в рамках программы поддержки местных талантов.

    // tm-viluy.livejournal.com


    // tm-viluy.livejournal.com


    Расселение чероки

    Первоначальное : Южная часть Аппалачских гор, включая Северную и Южную Каролину, север Джорджии и Алабамы, юго-запад Вирджинии и долину р. Камберленд в Теннесси, Кентукки и на севере Алабамы.

    В настоящее время : Основная часть чероки проживает на востоке Оклахомы. У восточных чероки есть своя резервация на западе Северной Каролины. В Миссури живет группа, известная как "северные чероки Старой Луизианы"; она насчитывает почти 12 тысяч человек и признана властями штата. Чероки живут также в Арканзасе, Джорджии и Алабаме (в частности, 2500 "чероки Северной Алабамы"), но они не имеют федерального признания.

    Численность

    Участники экспедиции Эрнандо де Сото (1540 г.) завезли на Юго-Восток США ранее неизвестные болезни, от которых вымерло как минимум 75% первоначального индейского населения. Как пострадали чероки, неизвестно. В 1674 г. они насчитывали около 50 тысяч человек.Последующие эпидемии оспы (1729, 1738 и 1753 гг.) урезали эту цифру более чем наполовину. До конца 1830-х гг., когда племя было выселено за Миссисипи, его численность оставалась стабильной - около 20 тысяч.

    Несколько тысяч человек умерло на Дороге Слез. Следующим ударом стала Война Севера и Юга 1861-65 гг., которая унесла жизни 25% членов племени. Никто другой - белый, черный или краснокожий - не понес в войну таких потерь.

    Прошло еще сто лет, и перепись 1990 г. выявила 308 132 человека, считающих себя чероки. Из них только 15 тысяч являются чистокровными индейцами. Собранные данные показали, что 95 435 чероки проживает в восточной Оклахоме, а 10 114 - в Северной Каролине. Правительства чероки установили довольно либеральные законы о принятии в племя, поэтому, по одним данным, численность чероки в настоящий момент превышает 370 тысяч человек. Если это так, то чероки можно назвать самым многочисленным индейским племенем в США.

    Этнонимы

    Самое известное название племени, “чероки”, происходит от слова “челоки”: на языке криков это значит “Говорящие не по-нашему”. Сами себя чероки раньше именовали “аниюнвийя” (или “аннияйя”) - “Высший Народ” - или “китува” (аникитуваги - "Народ Китува"). Сейчас многие предпочитают имя “члаги” (“Первые среди воинов”), хотя и не возражают, когда их называют “чероки”.

    Другие известные названия:

    Аллегени (аллегеви, таллигеви) /делавары/
    Баниато /арапахо/
    Кайаки /оседжи и канза/
    Чалаку /испанцы/
    Чилукку (“Собачий Народ”) /чокто и чикасо/
    Энтарироннен (“Горцы”) /гуроны/
    Киттува /алгонкины/
    Матера (мантеран, “Вышедшие из Земли”) /катавба/
    Насьон-дю-Шайен /французы/
    Очиетарироннен /вайандоты/
    Ойатагеронон (ойода, уватайоронон - “Пещерные Люди”) /ирокезы/
    Шанаки /кэддо/
    Шаннакиак /фокс/
    Чейке /тонкава/
    Черокиэко /уичита/

    Язык

    Относится к ирокезской группе, но значительно отличается от других ирокезских языков.

    Племенные подразделения

    Англичане делили племя чероки на три группы в зависимости от места жительства и диалекта (с востока на запад) - “нижние”, “срединные” и “горные” (Lower, Middle, Overhill Cherokee). Обособленными группами были атали, чикамога, этали, оннонтиог и куолия.

    На федеральном уровне признаны три группы: чероки Оклахомы, китува (тоже Оклахома) и восточные чероки (Северная Каролина).

    Культура

    Бытует мнение, что когда-то чероки проживали у Великих Озер и были изгнаны на юг ирокезами и делаварами. В преданиях делаваров действительно имеется нечто подобное, однако ирокезы, со своей стороны, ничего на сей счет не помнят. Разумеется, делаварские легенды могут иметь под собой реальную основу. Однако представить себе такое многочисленное и могущественное племя, как чероки, в незавидной роли беженцев довольно сложно. Хотя не исключено, что часть своих исконных владений на севере они действительно потеряли в ходе войн с соседями - сусквеханноками, эри, теми же делаварами. Учитывая обособленность языка чероки от других ирокезских языков, можно предположить, что их разрыв с ирокезами произошел давно. Вероятно, чероки поселились в своих горах задолго до появления европейцев.

    Первые белые путешественники застали чероки оседлым, земледельческим народом. У индейцев было около 200 больших и благоустроенных поселений. Типичный город чероки состоял из 30 - 60 домов и здания совета. Дома (полуземлянки) обычно строили по “принципу корзины”: округлый каркас оплетался прутьями и цементировался глиной. Конструкция в готовом виде действительно напоминала перевернутую корзину. Впоследствии на смену традиционным жилищам пришли бревенчатые хижины - крытые корой, с одним входом и дымовым отверстием. Большие здания совета часто возводили на курганах (маундах), оставшихся от миссисипской археологической культуры. О том, чтобы сами чероки строили маунды, данных нет. В доме совета горел священный огонь, который чероки поддерживали с незапамятных времен. Помимо собраний, там проводили и религиозные обряды.

    Как и другие ирокезоязычные племена, чероки вели счет родства по матери и делились на семь матрилинейных кланов. Правда, в обществе чероки женщина не достигла столь высокого статуса, как в Лиге ирокезов. Во многом чероки были схожи с криками и другими племенами индейского Юго-Востока. В частности, они (как и крики) отмечали праздник Зеленой Кукурузы. Индейцы выращивали кукурузу, бобы и тыкву (“Три Сестры”), дополняя рацион охотой и собирательством.

    В повседневной жизни отдельные города чероки были практически независимы друг от друга. Все племя собиралось только на религиозные празднества или в случае войны. Чероки использовали принцип разделения властей: военная власть находилась в руках “красных” вождей, гражданская - “белых”.

    Из “Пяти цивилизованных племен” Юго-Востока чероки были единственным ирокезоязычным. Хотя какие привилегии от американского правительства получили “цивилизованные” индейцы в отличие от всех прочих, сказать сложно. Тем не менее, на “пути белого человека” чероки, несомненно, добились выдающихся успехов - причем самостоятельно. В начале XIX в. они создали собственное правительство, деятельность которого регулировала конституция. Они построили свои суды и школы, а их уровень жизни вызывал зависть даже у белых соседей. Одним из главнейших достижений чероки стало создание своего письменного языка. Эта честь принадлежит индейцу Секвойе (Джорджу Гисту). В 1821 г. он разработал азбуку чероки из 86 букв, и в скором времени почти все племя обучилось грамоте. В феврале 1828 г. начала выходить племенная газета “Феникс”. Множество этнических чероки нашли свое место и в “белом” мире - например, сенатор Роберт Оуэн и Уилл Роджерс. Несмотря на все, что чероки довелось пережить, по уровню образования и общему уровню жизни они сейчас занимают одно из первых мест среди индейских племен США.

    История

    Скорее всего, первая встреча чероки с белыми состоялась в 1540 г. Тогда, на р. Теннесси, испанский конкистадор Эрнандо де Сото впервые увидел индейцев “чалаку”. В 1566 г. испанцы снова посетили эти места (экспедиция Пардо), а небольшие рудники и рыболовецкие базы содержали здесь еще целых полтора века. Однако чероки в своей горной стране какое-то время оставались в сравнительной изоляции.

    Конец этому положило основание в 1609 г. английской колонии Вирджиния. За двадцать лет британские первопроходцы и купцы продвинулись далеко на запад, в Аппалачи. Там они и нашли чероки, а с основанием колоний в Каролине взаимные контакты стали постоянными. В 1673 г. купец из Вирджинии Абрахам Вуд послал двоих своих людей - Джеймса Нидэма и Гэбриэла Артура - в Эчоту, столицу “горных” чероки. Он намеревался добиться единоличного права вести дела с индейцами, но уже через год группа чероки встретилась на р. Саванна с купцами из Каролины. В 1684 г. власти Южной Каролины заключили с чероки договор, который положил начало бойкой торговле оленьими кожами и туземными невольниками. Эти события вызвали в племени серьезные перемены: власть перешла от жрецов к воинам, а сами воины стали охотниками за наживой.

    Зависимость чероки от европейских товаров с годами все усиливалась, и чероки пошли на более тесное сближение с англичанами. С 1689 по 1763 гг. они выступали как верные союзники “красных мундиров” в борьбе с французами и испанцами. Стоит отметить, что чероки и до этого времени не всегда ладили с соседями - общение с англичанами лишь усугубило прежние разногласия и окончательно дестабилизировало положение в регионе. Например, в 1673 г. чероки устроили серию набегов на испанские владения во Флориде и поселения индейцев каролинского побережья. Но уже через несколько лет большая часть местных племен обзавелась огнестрельным оружием, и чероки пришлось самим подумать об обороне. На востоке они то и дело сталкивались с катавба, на юге - с чокто, на западе - с чикасо (тоже, кстати, союзниками англичан). А на севере бушевали Бобровые Войны, и могущественная Лига ирокезов начала быстро распространять свое влияние во все стороны от Великих Озер.

    В 1660 г. ирокезы вынудили бежать на юг значительную часть племени шауни. Чероки попытались извлечь из этого выгоду: одну группу шауни они пригласили поселиться в Южной Каролине (как заслон против катавба), другую - в Теннесси, в долине р. Камберленд (против чикасо). Результат, однако, оказался “хуже, чем ничего”. Ирокезы бросились преследовать шауни и ополчились как на беглецов, так и на тех, кто их приютил. Да и сами шауни оказались для чероки слишком беспокойными соседями. Ведь рабовладельцы Южной Каролины платили за “живой товар” всем “поставщикам”, независимо от того, кто и кого приводил. Демон легкой наживы обуял и шауни, а за рабами они отправились прямо к своим “благодетелям”. В 1692 г. их отряд внезапно напал на большой город чероки. Момент был выбран удачно - все мужчины как раз ушли на зимнюю охоту, и город остался беззащитным. Оба племени имели общих врагов, но после такого предательства о совместной борьбе с ними не могло быть и речи.

    Через год - в 1693-м - делегация чероки посетила Чарльстон и потребовала больше ружей для самообороны. В 1705 г. ситуация стала настолько взрывоопасной, что власти Северной Каролины попытались урезонить своих “южных” соседей: по их соображениям, продолжать работорговлю в прежнем объеме значило рисковать массовым восстанием индейцев.

    На самом же деле англичанам была просто невыгодна война между их союзниками и торговыми партнерами. Поэтому они для начала попытались помирить чероки с ирокезами. В 1706 г. было достигнуто мирное соглашение, а после него британские власти могли смело рассчитывать на благодарность чероки. Правда, соглашение оказалось недолговечным - Лига не оставила попыток подчинить чероки, правда, на сей раз использовала дипломатию. Когда требования ирокезов были отклонены, пограничные столкновения возобновились.

    В 1708 г. чероки вместе с алибаму и катавба участвовали в походе на племя мобиль - проводника интересов Франции в южном течении Миссисипи. В 1713 г. 300 воинов-чероки в составе армии полковника Джеймса Мура участвовали в подавлении восстания тускарора. Вместе с тем часть "нижних" чероки присоединилась к восстанию против каролинцев племени ямасси (1715 г.). После этого мирные переговоры возобновились. Чероки обещали хранить англичанам верность в обмен на большое количество ружей и боеприпасов.

    Не простив шауни предательства, чероки решили проучить зарвавшегося соседа. По принципу “враг моего врага - мой друг” они пошли на союз с чикасо, которым работорговцы-шауни, по-прежнему нападая на всех подряд, тоже успели досадить. В 1715 г. объединенные силы чероки и чикасо нанесли шауни сокрушительное поражение в долине р. Камберленд. Эти события привлекли к чероки внимание французов и их союзников-алгонкинов к северу от р. Огайо, и на юг потоком хлынули военные отряды французского блока. Чероки оказались в щекотливом положении: они вели войну и с ирокезами, союзниками англичан, и с алгонкинами, которые поддерживали французов. Однако, несмотря на это и на две опустошительные эпидемии оспы (1738 и 1753 гг.), которые выкосили примерно половину племени, чероки выстояли. Сама по себе национальное бедствие, оспа также подкосила престиж индейских жрецов. Их магия оказалась здесь бессильной, и они лишились остатков своего влияния.

    Второй союз с чикасо 1745 г. позволил чероки окончательно отбросить шауни за р. Огайо, а затем (в 1750 г.) разгромить ценного союзника французов, племя чокто.

    В 1721 г. чероки подписали с англичанами важный договор. Историки считают, что именно тогда они уступили своим “друзьям” первый участок племенной земли. Соглашение упорядочивало торговые операции и проводило границу между индейскими и английскими владениями. Однако каролинских поселенцев это ничуть не тронуло: скваттеры целыми отрядами вторгались во владения "нижних" чероки к востоку от Аппалачских гор, а изумление индейцев быстро сменилось возмущением и открытым недовольством. На этой почве они могли вообще порвать с англичанами и подыскать другого союзника. Как раз тогда французы уладили разногласия с племенем алибаму (помните события 1708 года?), а в 1717 г. основали торговую факторию и форт Тулуза близ современного г. Монтгомери (Алабама). Французские купцы также совершили путешествие по р. Камберленд и достигли владений "горных" чероки.

    Однако у дружбы с французами с самого начала не было будущего. Французы были слабее англичан не только в военном, но и в экономическом отношении. Товары, которые они могли предложить чероки, были дороже и худшего качества, чем английские. К тому же их приходилось ввозить из Канады, а во время Войны короля Георга 1744-48 гг. англичане легко блокировали канадское побережье с моря и перерезали французские коммуникации. На юге же, помимо “красных мундиров”, французам противостояли многочисленные и вооруженные до зубов индейские союзники англичан. Особенно опасного врага они обрели в лице племени чикасо, и именно оно не дало французам закрепиться в регионе.

    Но что самое важное, сами англичане ценили расположение чероки слишком высоко, чтобы спокойно лишиться его. В 1725 г. британское правительство отправило к индейцам полковника Джорджа Чикена с особой миссией - любыми средствами “задобрить” чероки, помешать франко-индейскому сближению. Дело Чикена продолжил сэр Александр Каминг. Он объездил главные города чероки и убедил индейцев избрать единого вождя, чтобы он представлял их интересы на переговорах с англичанами. Каминг даже сопровождал делегацию чероки в Лондон, на встречу с “Великим Отцом” - королем Георгом II. По договору, подписанному в Чарльстоне в 1743 г., англичанам удалось добиться примирения чероки с их извечными врагами-катавба; более того, чероки обещали впредь торговать только с англичанами.

    Через два года чероки заключили мирное соглашение с вайандотами, важным союзником французов к северу от р. Огайо. Тогда они узнали, что во французском блоке далеко не все благополучно: целый ряд его членов сильно недоволен своими хозяевами (прежде всего из-за того, что французы обязали своих союзников торговать только с ними), и даже больше - готовит против них заговор. Вероятно, тогда чероки окончательно решили, что от союза с французами только проиграют. Правда, они все же позволили построить у себя французскую факторию, но и только. Тем не менее, у англичан сомнения в лояльности чероки все равно остались.

    Желая получить компенсацию за земли, захваченные белыми поселенцами, чероки вступили в войну с криками (1752-55 гг.) Камнем преткновения между двумя “титанами” индейского Юго-Востока стали охотничьи угодья в северной Джорджии. Разгромив криков в решающем сражении при Таливе (1755 г.), чероки вышли победителями. Видимо, на моральном подъеме они и согласились поддерживать англичан в начинавшейся Семилетней войне с Францией (в Америке она велась в 1754-63 гг.).

    Хотя в 1754 г. чероки подтвердили свою лояльность королю Георгу и даже разрешили строить на своей земле английские военные базы, белых “союзников” продолжали грызть сомнения в индейской искренности. Более того, британские власти до сих пор подозревали чероки в симпатии к французам. Индейцам же действовала на нервы все возраставшая жадность поселенцев. Стычки между чероки и скваттерами в 1758 г. вызвали к жизни новый союзный договор, но годом позже сотрудничеству пришел конец. В 1759 г. отряд в 100 чероки сопровождал вирджинскую экспедицию против шауни. Переправа через реку была организована настолько плохо, что индейцы потеряли все свои припасы, а их белые “друзья” не пошевелили и пальцем, чтобы им помочь. Раздосадованные индейцы решили “позаимствовать” у вирджинцев нескольких лошадей; завязалась потасовка, в которой более двадцати чероки погибли. Вирджинцы оскальпировали и изуродовали тела, а затем выручили за скальпы награду - как если бы это были скальпы враждебных индейцев.

    Обычно такие инциденты на Границе решались дипломатически - виновные выплачивали компенсацию семьям пострадавших. Однако, пока вожди чероки пытались замять дело “законным” путем, разъяренные воины взялись за томагавки и устроили несколько набегов на близлежащие английские поселения. Для британских же властей вирджинцы были вне подозрений. Индейские набеги были объявлены “актом вероломства”, спровоцированным французскими шпионами. Губернатор Южной Каролины Литтлтон собрал армию в 1100 человек и двинулся на города “нижних” чероки. Ошеломленные вожди “нижних” быстро пошли на мировую, двоих воинов по обвинению в “убийстве мирных граждан” казнили, а 29 вождей взяли в заложники и заключили в форт Принц-Георг. Литтлтон остался доволен, однако чероки пришли в неописуемую ярость. Не успела армия каролинцев вернуться в Чарльстон, как разразилась Война Чероки 1760-61 гг.

    Индейцы устроили резню колонистов у Лонг-Кэйнс, разгромили отряд ополченцев на Броуд-Ривер, а в феврале 1760 г. осадили форт Принц-Георг, надеясь вызволить заложников. Они подстерегли и убили коменданта форта, однако новый начальник тут же казнил всех пленных вождей и смог организовать оборону. Гарнизон “форта-96” тоже отразил атаку, но другим каролинским форпостам повезло меньше, и Литтлтон оказался в отчаянном положении.

    Он обратился за помощью к самому лорду Джеффри Амхерсту, главнокомандующему английскими войсками в Северной Америке. Для Амхерста же все индейцы были одинаковы - что враги, что друзья. После взятия Квебека и фактического поражения Франции англичане могли бросить против чероки хоть весь североамериканский контингент. Амхерст для начала ограничился малым. В мае 1760 г. в поход выступил отряд в 1200 солдат-колонистов и шотландских горцев под началом полковника Монтгомери. Он шел с намерением не щадить никого, кроме женщин и маленьких детей, однако война пошла по-иному. Спалив несколько городов “нижних” чероки (население заблаговременно скрылось), Монтгомери не смог развить наступление и в конце концов приказал отходить. Затем, в августе 1760 года, чероки после долгой осады овладели фортом Лоудон в восточном Теннесси и перебили весь гарнизон. Тогда в начале 1761 г. Амхерст сместил Монтгомери и назначил на его место полковника Джеймса Гранта.

    К тому времени индейцы уже удовлетворили жажду мести и выразили готовность пойти на переговоры, но Грант оставил это без внимания. В июне 1761 г.его армия в 2600 человек (в том числе разведчики-катавба) захватила 15 городов “срединных” чероки и уничтожила все запасы продовольствия, припасенные индейцами на зиму. Оказавшись под угрозой голода, в сентябре чероки подписали мир, по которому отказывались от своих владений на востоке Каролин. Второй мирный договор индейцы заключили с Вирджинией в ноябре 1761 г.

    Верные данному слову, чероки воздержались от участия в восстании Понтиака 1763 г. Как оказалось, это не избавило племя от людских потерь (на тот год пришлась очередная эпидемия оспы), но вместе с тем на какое-то время сделало чероки едва ли не единственными, кто даже выиграл от восстания. Оно измотало и воинов Понтиака, и англичан, поэтому был достигнут компромисс в виде Прокламации 1763 года: поселенцам запрещалось селиться за Аппалачами. Однако давление со стороны колонистов быстро заставило правительство пересмотреть свое решение. Переговоры с Лигой ирокезов в форте Стенвикс (1768 г.) снова открыли для колонизации обширные территории к западу от Аппалачских гор. Ирокезы щедро даровали англичанам права на земли, которыми не владели сами - в частности, угодья в Западной Виргинии, восточном Теннесси и Кентукки. Чероки считали их своими, и им пришлось снова договариваться с англичанами о границах (договор в Хард-Лэйбор, 1768 г.).

    Наступление белых поселенцев снова привело чероки к мысли о компенсации за счет “братьев по крови”. В свое время у них получилось с криками, а на сей раз они покусились на чикасо. И сделали фатальную ошибку - как, впрочем, и все, кто когда-либо поднимал руку на “спартанцев индейского Юга”. Одиннадцать лет локальных боев закончились сокрушительным поражением чероки у Чикасо-Олдфилдс (1769 г.). Урок они усвоили и предпочли заняться другим делом - поисками потенциальных союзников для защиты от общего врага, скваттеров. Делегации чероки и криков присутствовали на двух советах племен долины Огайо на р Сиото - в 1770 и 1771 гг. - но в конфликте между своими северными соседями и вирджинцами (“война Данмора” 1773-74 гг.) не участвовали - в спорном регионе у них не было своих интересов.

    Напряжение между колонистами и британскими властями все усиливалось. Назрела реальная угроза мятежа, и представители королевской администрации, чтобы успокоить колонистов, попытались “узаконить” их права на землю, отторгнутую у индейцев явочным порядком. На переговорах с индейцами средств не выбирали - вплоть до прямого подкупа и шантажа. С чероки было подписано два новых соглашения - “покупка Локабера” 1770 г. и договор в Огасте 1773 г. “За долги перед белыми торговцами” 2 миллиона акров земли из индейских владений в Джорджии отчуждались в пользу колонистов.