Упражнение. Подвижные конечные согласные Конечные согласные

1. Конечные согласные приставок (кроме приставок на з) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. Так, в глагѳле подрисовать на месте д произносится [д], а в подписать -[т] (оглушение звонкого).

Но во втором слове пишется д, так как оглушение (как и озвончение) конечных согласных приставок в соответствии с морфологическим принципом русской орфографии на письме не отражается; ср.: облаять-обкрутить, отдать - отклонить, вдавить - входить, предгорный - предписать.

Остается неизменной и приставка с-, хотя в составе слов она произносится по-разному: сбить, сгноить, сдирать ([с] перед звонкими произносится как [з]); скроить, стащить, сходить, сформировать ([с] перед глухими произносится как [с]); сжать, сжевать, сжиться ([с] произносится как [ж]); сшить, считка ([с] произносится соответственно как [ш] и [ш’]). Правильное написание подобных слов устанавливается морфемным анализом: с-гноить (ср. гной), с-тащить (ср.: утащить, затащить, притащить), с-жевать (ср.: зажевать, прожевать). "

Приставки «з-» в русском языке нет. Начальная з перед согласными возможна только в составе корня: звон,- звук, зверь, злак, зло, змея, знак, зрение. В словах зга (ни зги не видно), здание, здесь, здоровый (здравствовать, за здравие, здравица, здравница) буква з тоже является корневой.

Примечание. В словах зга, здесь, здоровый буква з появилась как результат закрепления на письме озвончения согласного [с]: зга из сыпга (‘путь, дорога’), здесь из сьде (указ. мест, сь + суф. -де)\ здоровый образовано с помощью приставки с- от утраченного существительного йогѵъ (‘дерево’) с последующим озвончением согласного приставки. Старославянское по происхождению существительное здание восходит к зьдати (‘строить, созидать’); тот же корень в словах зод-чий, со-зд-а-ть, со-зид-а-ть.

Существует и чисто формальный признак, позволяющий выделять приставку с-: в начале слова пишутся сочетания букв сб, сг, сд, сж, сіи, сч; сочетания букв зб, зг, зд имеются только в словах зга, здание, здесь, здоровый, а также в ряде имен собственных (чаще всего нерусского происхождения): Здобнов, Згуриди; Збараж, Зборов, Здолбнов, Згеж, Згожелец, Збруч.

2. Приставки на з [без-, воз-(вз-), из-, низ-, раз-(роз-), чрез-(через-)] пишутся в соответствии с произношением: перед гласными и звонкими согласными пишется з, перед глухими - с; ср.: безаварийный, беззаконный - бескровный, бессильный, бесчестье, бесшумный; взойти, вздохнуть, воззрение - вскормить, восседать; изобличать, изжарить, иззелена-синий -■ искорёженный, исчерна-синий, иссиня-чёр- ный, исщипать; низложить - ниспровергнуть; разахаться, разгрызть, раззвонить, разъезд, розданный, розвальни-раскладка, распашонка, рассвет, расспросы, расстрига, расценка, расчехлить, роспись, россказни", чрезмерный-чересседельник.

Примечания: 1. В словах безвкусный, безвкусица пишется з. В этом случае принимается в расчет следующая за приставкой буква в, обозначающая звонкий согласный, а не произношение ([з] приставки произносится как [с]).

2. В словах исчезать, чересчур 32 пишется с.

3. В сложном предлоге из-под пишется з, поскольку из- стоит перед дефисом. Но при слитном написании по общему правилу пишется с: исподлобья, исподтишка, исподнизу, исподволь.

4. В сложных словах близсидящий, близстоящий, близповерхностный (близпо- верхностные залежи) пишется з, так как в них близ - наречие.

5. Правописание приставки диз-(дис-) не зависит от качества последующего согласного (звонкий или глухой). Пишется диз-, если корень начинается с гласного или если после приставки идет ъ: дизассоциация, дизъюнкция; пишется дис-, если корень начинается с согласного: дисгармония, дисквалификация, дисфункция.

3. На стыке корня и приставки пишутся две одинаковые согласные, если приставка оканчивается, а корень начинается одной и той же буквой: беззаботный, раззадорить, оттиск, преддипломный, рассол, расстегнуть, бесславный, воссоздание, расстегай, расстилаться, исстари, россказни.

Следует различать: подделка и поделка (‘мелкое изделие, изготовленное ручным способом’), поддержанный и подержанный (‘не новый, бывший в употреблении’), подданный и поданный, поддать и подать, поддаться и податься, оттаптывать и отаптывать, оттрясти и отрясти и др.

Примечания: 1. В словах с корнем чёт- (расчёт, расчётный, расчётливый и т. п.) пишется одно с - приставка рас- прибавляется к корню чёт- (ср.: учёт, нечет, вычет, вычесть). Исключение: бессчётный: В словах с корнем счит- (рассчитать, рассчитывать, рассчитанный и т. п.) пишется сс - приставка рас- прибавляется к корню счит- (ср.: обсчитать, просчитаться, досчитаться). Не поддается регламентации написание фамилий: например, Безчётнов.

2. Слова разевать, разорить, разориться в современном русском языке считаются бесприставочными и пишутся поэтому с одним з.

3. В глаголе отворить пишется одно т: приставка от- -f- ворити (общесл. в значении ‘запирать’).

Для смысла слов они важны -

Конечные согласные.

Но в речи часто не слышны.

Тренировать их мы согласны.

Как будем их тренировать?

Строку с строкою рифмовать. Повторяйте какое-либо окончание с согласным звуком на конце, и в рифму этому окончанию сами будут рождаться незамысловатые строки, типа:

Ать-ать-ать-ать. Очень хочется гулять.

Ет-ёт-ёт-ёт. Но с утра дождище льёт.

Уть-уть-уть-уть. Не пойти ли мне соснуть.

Ать-ать-ать-ать. Завтра рано мне вставать.

Упражнение "Хоровод" .

Ют-ют-ют-ют- красны девицы поют.

От-от-от-от-водят русский хоровод.

Ят-ят-ят-ят-ясных соколов манят.

Ут-ут-ут-ут-хоровод водить зовут.

Еть-еть-еть-еть - вместе звонки песни петь.

Упражнение "Турпоход".

Ёт-ёт-ёт-ёт-солнце медленно встает.

Ит-ит-ит-ит-пионерский лагерь спит.

Ат-ат-ат-ат-просыпается отряд.

Ут-ут-ут-ут - на зарядку все идут.

Ат-ат-ат-ат - к умывальникам спешат.

Ыт-ыт-ыт-ыт - стол давно уже накрыт.

Ет-ёт-ёт-ёт - пионеров завтрак ждет.

От-от-от-от - собралися все в поход.

Ет-ёт-ёт-ёт - весело отряд идет.

Ём-ём-ём-ём - все довольны этим днем!

Упражнение "Ловушка Т" .

Говорю я по складам.

Видите старанье?

Ни одной я не отдам

Буквы в окончанье.

В слове "сееТ" на конце

Не исчезнет буква "Т".

В слове "прыгнеТ", "упадеТ" Тоже "Т" не пропадеТ.

Очень четко я звучу,

Букву "Т" не проглочу.

Упражнение "Конечные согласные".

Пыхтит паровоз,

Ползет водовоз,

Плывет пароход,

Летит самолет,

Поет ветерок,

Цветет ноготок,

Растет грибок,

Гудит городок,

Грустит бегемот,

Волнуется крот...

Все то, что пыхтит, и ползет, и плывет,

Летит, и поет, и цветет, и растет -

Все это по-своему в мире живет.

Целевая установка упражнения: следить за четким произнесением конечных согласных - т, к, с, которые в звучащей речи часто не слышны. Подлаивать их!

Обеспечив синхронность работы артикуляторного, дыхательного и голосового аппаратов, можно добиться лучшего звучания трудных в произнесении "пучков" согласных с минимальным артикуляционным усилием. Гласные в произнесении этих сочетаний должны звучать свободно и звучно. Когда же они тускнеют, то это служит сигналом того, что связи несколько перенапряжены. Тогда надо вспомнить о мышечном чувстве свободы в области гортани и активизировать работу диафрагмы - "подлаять", опереть звук. Упражнение "Пучки согласных".

Их много в нашей речи мы встречаем,

Хотя не думаем о них, не замечаем

И искажаем смысл произнесенных фраз.

Должны "пучки согласных" беспокоить нас.

Их четко надобно произносить -

Урона смыслу слов не наносить.

Отыскивайте в речи и тренируйте сложные "букеты", "пучки" согласных в словах и на стыках слов во фразах: боДРСТВовать, муДРСТВовать, поСТСКРиптум, паРТВЗНос, ВЗБудоражитьЛ ВЗБадривать, дилетаНТСТВо, агеНТСТВо, адъюНКТСТВо, сверх-ВСТРевоженный, раСВСТРевожили, как-нибуДЬ-ВДРугоИ раз; пуНКТВСТРечи; конспеКТ СХВатил; ореЛВЗМахнуЛКРылами; не| моГВЗДРемнуть; передаСТВСТол находок; коНТРВСТРеча, куНСТКамера, ведоМСТВо, конНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДС-Пойт, цеНТРФорвард, маРШБРосок, траНСПЛантация, рекоРДСМен, коНТРНаступление, СвеРХЗВуковой, ВЗДВаивать, фило-соФСТВовать, гораЗДВСХРапнуть, моНСТРВСКЛокочен...

Усиленного мускульного напряжения требуют фразы, состоящие из односложных слов.

Упражнение "Односложные слова".

Из односложных слов составьте фразы.

Попробуйте их четко произнесть.

И вы бесспорно убедитесь сразу:

В активность надо "аппарат" привесть.

Иначе много звуков пропадает

И смысла речи зритель не поймет.

В тот час тут пел дрозд. В тот год был тут град. В тот год был там ТРАМ. Под дуб вполз еж. Всем люб был Петр. Бубн бьет в такт. Темп быстр -тембр чист. В миг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Брит брат Клим, брит брат Глеб. Фрол - прям, Пров - крив. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск. Сто верст вскачь, Волк влез в хлев. Есть серп рожь жать? Пров впал в транс. Рысь сыр ест? Сыр рысь ест.

Упражнение "Друг" .

Жил-был Гном.

Спал Гном днем.

Ночь бодр был:

Пел, ел, пил...

Вдруг в дверь, стук.

Кто? Гость - Жук!

Гость, был мил:

Пел, ел, пил...

Как друг Гном

Спал Жук днем.

Упражнение "Пес".

Был день...

Вдруг дождь.

Гром:"Бом!"-

Все-в дом.

Вслед пес -

Мокр нос,

Шерсть вниз,

Хвост свис,

Взгляд туп...

Дик, глуп!

Вверх нос!

Упражнение "Двойные согласные". Тренируйтесь в произнесении слов и словосочетаний с двойными согласными: отдаленный, отдать, ввязаться, отдушина, изжить, разжигать, беззаконие, иностранный, собственник, бессмертие, воссоздать, отталкивать, оттенок, отторгнуть, подтвердить, в форме, отчет, отчизна, подчеркивать...

Обратите внимание на слова и словосочетания, в которых двой­ные согласные меняют смысл: введение - ведение, ввернуть - вернуть, вводя - водя, отдернуть - одернуть, подданный - поданный, поддержать - подержать, спинной - спиной, вас спросить - вac просить, вводный -водный...

Важны в русской речи двойные согласные.

Когда их не слышно, то это опасно:

Не только с акцентом звучит наша речь,

Но трудно при этом смысл фразы сберечь.

Один из приемов такой тренировки:

Найти пару слов и, рифмуя их ловко,

Понять, как меняется смысл, если в слове

Согласный один или два их в основе:

Под детские поделки

Умелые подделки.

Оценишь их хор,

Услышав их ор.

Вам можно верить,

Чтоб тайну вверить?

Кран может подтечь,

Потом и потечь.

Спортивный отдел

Спортсменов одел.

Есть процедура водная,

А лекция есть вводная.

Изжить недостатки,

стереть в порошок.

И жизнь станет лучше,

и жить хорошо.

Чемодан я подержу

Силы ваши поддержу.

Научитесь слышать звуки речи, полюбите их, почувствуйте их значение для выразительности звучащего слова, овладевайте "зву­кописью", четким произнесением каждого звука русской речи. Упражнение "Звуки".

Шипящий звук "Ша"

заШурШал, заШептал,

А "Жэ"-словно Жук,

закруЖась, заЖуЖЖал.

ЗаВеяли Ветры Весенний в "Вэ".

Зафыркал вдруг "эф",

расфуфырился: "Фэ!"

СвиСтящий Согласный звук "эС" -

заСвиСтел,

За ним Звонко, Звонко, Звук "Зэ"

ЗаЗвенел.

Раскатистый "эР" - не напрасно "соноРный":

Рычит и Рокочет в Работе упорной!..

Бьет Бурю и Бой в БараБан Бравый "Бэ".

Пришел ПоПросить быть Потише звук "Пэ"...

Упражнение "Парикмахер-неудачник"

Чик!Чик! Чик! Чик!

Челку я себе подстриг! (с радостью)

Чик! Чик! Чик! Чак!

Чудо челка у меня! (с гордостью)

ЧИк-чик! чИк-чик! чИк-чик! чОк! Отхватил волос клочок! (с испугом)

Чик! Чик! Чик! Ха! Что за челка?

Чепуха! (с досадой)

Короткими движениями пальцев рук (ножницы) "подстригаем челку", имитируя звук ножниц-энергичными звуками Ч.

Упражнение помогает тренировать чистое произнесение звука Ч, не давая ему возможности превратиться в звук Щ. Соединить четкое, отрывистое произнесение Ч с активным движением диафрагмы. "Подлаивать" тренируемый звук.

Упражнение "Воробьи". Представьте, что вы "воробьи". Прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и "чирикаете".

Первый. Чик-чирик, чей червячок? Второй. Чей червяк?

Чирик, молчок! На крючочке червячок. Попадешься на крючок. Первый. На крючок? Чего? Чего? Не боюсь я ничего! Червячка с крючка схвачу! Чик-чирик! И - проглочу!

Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы "воробьи", невольно рождаются быстрые, легкие характерные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. Острый, быстрый поворот головы "шустрого воробья" и такие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и - отскок на гласную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласного Ч , легкое движение диафрагмы.

Трудными звуками русской речи являются губно-зубные В. Ф. Они западают, их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. "В - вообще очень нелюбимая буква. Она запирает звук, требует особой постановки говорильного аппарата, свойственной только ей да еще букве "Ф" (верхние зубы на нижней губе)". (См.: Волконский С. Выразительное слово. - СПб, 1913, с. 65.) Именно потому, что эти согласные действительно запирают звук, и надо тренировать особую активность их произнесения.

Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упражнение "Пульверизатор" (ф! ф! ф!..) и закрепите активное произнесение согласного "Ф " в текстах. Например, покрыв волосы лаком, рассматриваете себя в зеркале и оцениваете новую прическу: И в фас, и в профиль "Фантази" к физиономии Зизи.

Упражнение "Бабка Фекла".

Фыркнул Федька, Фыркнул Фрол, Зафырчал Весь Федькин дВор... Бабка Фекла ВздернуФ нос, ЗаФырчаф как паровоз, РасФуФырясь, как Фита, Федьку с Фролом - Взашей!

Взашей Федьку, Фрола Взашей Бабка Фекла - знай, мол наших!

Упражнение "Воля". Вы идете в метель и вьюгу. Ветер бьет в лицо, валит с ног... Погрузите себя в атмосферу обстоятельств: вызовите дрожь в теле, в губах, которые, не переставая дрожать, издают тянущийся, дрожащий звук ВВВВВВВВВВВВВВВВВВ... Начинайте действовать, призывая всю свою волю к преодолению препятствий.

Эй, ветрило-ветродуй,

Ветродуй, в лицо

Валишь с ног и в дрожь

вгоняешь,

Воешь, свищешь

и пугаешь?.. Не возьмешь!

Я волевой.

В страх не ввергнешь,

Вой не вой!..

Вьюга вдруг взвилась и взвыла,

Вьюга вспять поворотила!

Верх взять воля помогла.

Воля все превозмогла.

Воспитывайте волю!

Сохраняйте дрожащее "ВВВ" в стихах: удваивайте и утраивайте согласный "в", дрожа от холода, когда разговариваете с Ветром.

Русская речь требует хорошо натренированного языка, потому что двенадцать согласных в нашей речи образуются при движении кончика или передней части языка по направлению к верхним зубам или передней части твердого нёба: Д, Т, Н, Ц, Ч, 3, С, Ж, Ш, Щ, Л, Р.

Надо натренировать хорошую вибрацию кончика языка, чтобы сонорный согласный Р не "проваливался" в слове среди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, допустим, в испанском языке, но он должен звучать определенно, не искажать смысла слова.

Упражнение "Переполох". Передайте услышанный вами грачиный крик:

ГРАбят, БРАтцы!

Где же стРАжа?

ЧтоуКРАли?

Два пеРА,

БезобРазие! С утРА...

ВыуКРАли?

МынебРАли. -

КРАли! Это я

Грачиный крик

Перевел На наш язык.

(А.Шибаев)

Упражнение "Чудо-песенка". Весна. Ранним утром спускаетесь к реке, чудо-песенкой радостно приветствуете пробуждающуюся

Тю-рп-рюшеньки! Рю-ре!

Трю-рю-рюрь!

Привет заре!

Трю-рю-рюрь!

Привет апрелю,

И реке, и птичьим трелям,

И березкам, и рябине,

Что стоят, как на картине.

Те-ре! Ерь-Ерь! Трю-рю-рю!

Песней встретил я зарю.

Тю-рю-рюшеньки! Рю-ря!

Прелесть песенка моя!

Незамысловатая,

Даже глуповатая.

Ну и что ж!

Зато язык

Мой вибрировать привык.

Если в самом деле вы действуете: приветствуете природу, делясь с нею радостным чувством удивления перед пробуждением жизни и внутренним взором видите объекты общения,-то Р зазвучит легко, свободно. Ведь и дыхание, и звук Р включается в активное действие.

Полезно создавать различные игровые ситуации, объединяя ряд упражнений единым содержанием. Упражнение "Чаепитие"*.

Действие 1-е: Раздуть угли в самоваре.

В миг раздуем уголек.

Нам поможет в том сапог: Ф!Ф!Ф!Ф!Ф! (третий вид в-дыхания - воздух "рывками

Действие 2-е: В самоваре закипела вода. выталкивается").

Самовар наш закипел

И по-своему запел: ПШШШ! ПШШШ! ПШШШ!

Действие 3-е: Заварка чая.

В чайник чай. И кипятком!

Льется струйка шепотком: ШШШШШШШ!

Действие 4-е: Приглашение к столу.

Приходите дяди, приходите тети,

Если чай вы любите, если чай вы пьете! Самовар зовет пить чай:

Чай горячий наливайте

Чай душистый попивайте! (грудной регистр)

Чайник зовет пить чай:

Чай горячий наливайте.

Чай душистый попивайте! (в среднем регистре)

Чашки приглашают пить чай:

Чай горячий наливайте.

Чай душистый попивайте! (в головном регистре)

Действие 5-е: Наливается чай в чашки.

В чашку крепкий чай... И вот-

Из-под крана струйка льет: ССССССССССССССССССС (первый вид выдыхания).

Действие 6-е: Кладется сахар в чашки.

Кпту-кпто-кпта - положила три куска.

Кпты-кптэ-кпти - положила тоже три.

Действие 7-е: Размешивается сахар.

Ложечка желобоковыгибистая!

Желобоковыгибистая ложечка!

Размешаем сахар в чае: чаи! чаи! чаи! чаи!

Действие 8-е: Приступили к чаепитию.

Пить люблю из чашки чай.

Ой! Горячий! Ай-ай-ай!

Нет такой нельзя нам пить.

Надо малость остудить: ФФФФФ! Ф! Ф! ФФФФФ! Ф! Ф!

(первый, второй, третий виды выдыхания).

Действие 9-е: Ведется застольная беседа.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Водовоз вез воду из-под водопровода?

Из-под водопровода водовоз вез воду.

Чудо-водица!

Пьешь-пьешь-не напиться!

Действие 10-е: Конец чаепития.

Самовар опустел и на одном выдыхании, ровно, мерно, выпуская воздух говорит:

В другой раз гостите.

Чай пить приходите.

А сегодня не обессудьте! Ффффсссссссё...

Небрежнос ТС; вместо Д-ДЗ:

ТдЗе растСяпа, да тСетСеря -

Там не прибыль, а потСеря".

Не смотри, как рот дЗерет, а

Смотри, как дЗело идЗет".

Отчего происходит этот недостаток в звучании мягких согласных Т-Д?

Известно, что при произнесении согласных Д-Т язык, передней своей частью плотно прижатый к альвеолам верхних зубов, под сильным давлением воздушной струи отскакивает от них и опускается вниз, за нижние резцы. При мягком звучании ТЬ-ДЬ происходит больший подъем средней части спинки языка. При изменении позиции языка важно сохранить плотную смычку кончика языка с альвеолами. При малейшей щели между языком и альвеолами ТЬ-ДЬ становятся "тсякающими" и "дзякающими".

Произнося "Дь-дь-дь-дь", попробуйте слегка двигать кончиком языка вверх и вниз по резцам (как бы "протирая их"). К согласному "Д" сразу же прибавляется призвук "3". Значит, для избавления от этого недостатка надо добиться того, чтобы кончик языка не скользил (образуя щель, в которую выходит воздух, порождая свистящие звуки 3-С), а плотно прилегая к верхним альвеолам, мгновенно отскакивал от верхних зубов, "взрывая" мягкие согласные Д-Т. Какие приспособления, ассоциации помогают излечивать этот недостаток? Их много.

Упражнение "Ток". Представьте, что ваши верхние зубы на­электризованы. (Каким образом это случилось - фантазируйте.) Когда вы хотите прижать к ним кончик языка, то бьет, как током. Любопытно еще и еще проверить это ощущение, чтобы убедиться: существует ли оно?

Дя! - звук отскочил, вместе с быстро опущенной нижней че­люстью. Пробуйте еще раз. Осторожнее - ток!

А теперь чередуйте слоги: чистого звучания «Тю» с призвуком С - "ТСю".

Тсё-Тё! Тся-Тя! Тси.Ти! Дзю-Дю! Дзё-Дё! Дзя-Дя! Дзи-Ди!

Не торопитесь произносить слоги. Заинтересуйтесь тем, что делает ваш язык. Любопытно ведь прислушаться к звукам, которые изменяются при малейшем движении языка.

Слуховой анализатор и мышечная память - вот главные вра­чеватели недостатков речи. Надо поэтому чередовать верное и неверное произнесение. Понять и услышать разницу звучания. "Ученики должны не только знать, понимать неправильное, но и воспроизводить его. Это наиболее исчерпывающий прием изучения ошибок, - пишет К. С. Станиславский.-Ими надо уметь владеть. Правильное лучше оценивается, когда до конца охватываешь не только его, но и неправильное"".

Упражнение "Звоночки". 13 В одной руке звонок побольше, зво­нит он так: "дзинь-дзинь", а в другой - поменьше, звонит он выше и звонче, издавая такой звук: "динь-динь". Позванивая то в один, то в другой звоночек, сыграйте "Чижика".

ДзИнь-дзинь! ДзИнь-дзинь! ДИнь-дИнь-дИнь! ДзИнь-Дзинь-дзинь! Динь-динь-дИнь! ДИнь! ДИнь!

Затем, непрерывно звоня во второй звоночек, созывайте друзей: Динь-динь-динь-динь-динь-динь-динь-динь...

Упражнение "Утки". Окликаете, зовете торопливо ковыляющих по двору уток:

Ути, ути! Уть-уть-уть! Что спешите? Есть хотите?

К речке держите свой путь? Уть-уть-уть-уть-уть-уть-уть!

Здесь 19 раз повторяются мягкие «ТЬ и ДЬ». Тренируйте четкое их произнесение. Особенно хорошо тренируется верное - без "тсяканья" - произнесение ТЬ в междометиях - коротких, сокращенных названиях уток, которыми мы скликаем их. Звук направлен как бы "к себе" - воздух идет вверх. Отсутствие пауз между словами не позволяет воздуху просачиваться и выходить вне звука

Упражнение "Телефон" . Тсякать, дзякать не хочу И язык свой приучу Говорить без С и 3 Мягкий Т и мягкий Д "Смычку" крепче, да "поддаешь" И дефект свой убираешь. Телефоны подключили

Дяде Пете, Тете Моте.

Вмиг они заговорили.

День-деньской звонят-

Нет мочи!

Тетя Мотя дяде Пете:

Вы как прежде заходите,

Телевизор посмотрите.

Да чайку со мной попейте. -

Дядя Петя тете Моте:

Может, вы ко мне зайдете

Да как прежде посидите

И со мной поговорите.-

ДИиь-динь! ДИнь-динь! Тень-тень! ТЕнь!

Динькает он целый день...

Прежде в гости заходили.

Телефоны отучили.

Большим недостатком, снижающим благозвучие речи, является смягченное произношение согласных Ж, Ш, (жИзнь, жЯра, хороши, слышЮ...). Имеющим этот недостаток необходимо знать верную установку речевого аппарата и тренировать звуки в изолированном виде, в сочетании с другими согласными и, наконец, в текстах, взятых из литературы или специально сочиненных,

Речь вульгарная, когда

Мы смягчаем ЖЭ и IIIА:

ШИрь, Во ржИ. КожЯнка. НожИк.

ЖЕра. ШЯрик. ЖЯрко. ВжИк...

Нет! Звучать мы так не будем!

Никогда не позабудем:

В речи-твердые ЖЭ, ША.

"ЖЫзнь конеШНо хорошА.

ВаЖНо жЫзнью дорожЫть,

ВаЖНо жАдно жЫзнь прожЫть,

Ж ЖАЖДой жАркою творя,

Щедро жАр душЬ! даря! -

Не прижал язык к зубам,

Дал свободу и покой,

Сразу ясно слышно нам:

Стала речь совсем иной,

Благозвучно зазвучала,

Благородной-русской стала..

Прочтите вслух слоги:

: be, bee, me, fee, deem, pete

[e] : met, men, hen, tent, tell, bend

Конечные согласные

Основное правило произношения английских согласных звуков в конце слова состоит в том, что звонкие согласные должны оставаться звонкими. По-русски мы превращаем их в конце слов в глухие. Так, мы пишем холод, а говорим [ ХОЛОТ ] , пишем без слов, говорим [ БЕССЛОФ ] . По-английски этого делать нельзя. Например, если вы вместо led прочтете let, то у вас вместо руководил получится позволил. Поэтому все конечные звонкие согласные надо произносить звонко, не заменяя их глухими.

Упражнения

1. Прочтите вслух слоги с буквой Е, е, обозначающей звуки [ i :] или [ е ] :

: eve, peeve, mete, feed, be, he

[e] : ben, pen, fed, bed, bet, let, led

2. Прочтите слоги с гласным звуком [ е ] , тщательно следя за произношением конечного согласного звука:

bed, bet; led, let; fed, fet; met, med; ned, net

Гласная буква а, а

Буква А, а имеет два чтения: [ x ] в закрытых слогах и [ eI ] в открытых.

Звук [ x ] представляет собой нечто среднее между русскими [ А ] и [ Э ] . Откройте рот так, как будто вы приготовились сказать [ А ] , но произнесите [ Э ] . У вас получится звук [ x ] : man, pan, fan.

Звук [ eI ] представляет собой дифтонг, т.е. сочетание двух гласных звуков, произнесенных СЛИТНО. Он похож на русское [ ЭЙ ] с ударением на первом элементе: [ Эй ] . Встречается в открытых слогах, т.е. в слогах, кончающихся гласной буквой, включая «немое» е : take, pale.

Упражнение

Прочтите вслух слоги:

[x] : bad, pan, an, lad, hat

: bade, pane, lane, lake, hate

Ударение в слове. Звук [q]

В английских словах ударение может падать на любой слог слова, но чаще всего ударным бывает первый слог. Приставки обычно являются безударными. В фонетической транскрипции ударение обозначается значком ["] перед ударным слогом.

В многосложных словах могут быть два ударения - основное и дополнительное (второстепенное). Это второстепенное, более слабое ударение обозначается тем же знаком, но внизу: ["] . Например: mathematics ["mxTI"mxtIks] математика.

В безударных слогах часто слышится неопределенный гласный звук [q] . Он встречается и в русском языке. Произнесите бегло предложение: Возьми карту со стены в моей комнате.

В слове комнате букву а вы произносите как неясный, неопределенный звук. Такой же звук получится у вас в предлоге со. Это и есть звук [q] , встречающийся в неударных слогах.

Упражнение

Прочтите следующие имена:

Helen [" helqn ] Елена, Peter [" pi : tq ] Петр, Ann [ xn ] Анна

Буквосочетаниеth. Звуки

Буквосочетание th обозначает звуки и Щ. Это одни из самых трудных для нас звуков английской речи. Будем учиться их произносить. Выдвиньте распластанный кончик языка между зубами и произнесите русское [ С ] . У вас получится звук [T] .

Если при том же положении языка произнести русское [ З ] , то получится звонкий английский звук [D].

Помните, что эти звуки очень важны, так как они встречаются в целом ряде самых употребительных слов, например: that тот, then тогда.

Не подменяйте звуки [T] и [D] звуками [ s ] и [ z ] - от этого может измениться смысл слова. Например, вместо thin тонкий получится sin грех.

Начинающим изучать французский язык говорят: «конечные согласные не читаются». Это в большинстве случаев верно. Однако не всё так однозначно.

Иногда конечные согласные всё же произносятся. Но только не в словах tabac «табак, табачный киоск», ballet «балет», franc «франк», estomac «желудок»; то есть не там, где хотелось бы русским.

Конечные согласные часто произносятся в английских заимствованиях Internet , fax , short , stand ; в некоторых словах греко-римского происхождения thorax , thermos , psoriasis , infarctus .

Впрочем, иногда и французские слова преподносят сюрпризы. Так, конечный согласный читается в сil s «ресницы», но при этом не читается в sourcils «брови». В существительном porc «свинина» не читается конечный с , но произносится в porc-épic «дикобраз».

Иногда произношение зависит от числа: un œuf [œf] «яйцо», но во множественном числе des œufs [ø] «яйца», un bœuf «бык», но des bœufs «быки», un os [ɔs] «кость», но des os [o] «кости».

Есть слова, которые даже современный словарь читает надвое: ananas «ананас», mas «каменный загородный дом в Провансе».

Приведу список некоторых слов, в которых читается конечный согласный, и которые могут вызвать трудности у изучающих французский язык.

baskets f pl кроссовки (обратите внимание, они женского рода!)
but m цель
cancer m рак (заболевание)
cils m pl ресницы
contact m контакт (не путайте с contrat «контракт»)
couscous m кускус (блюдо)
fax m факс
index m [ɛ̃dɛks] указательный палец
infarctus m [ɛ̃farktys] инфаркт
Internet [ɛ̃tɛrnɛt] Интернет
kébab m кебаб
mat матовый
pancréas m панкреатит
porc-épic m дикобраз
psoriasis m псориаз
rhinocéros m носорог
set m сет (в теннисе например)
short m [ʃɔrt] шорты
stand m тир
steward m стюард
thorax m грудная клетка
thermos m термос
tongs f pl шлёпанцы, «вьетнамки»

P.S. Статья подготовлена на основании данных академического французского словаря Petit Robert 2016.

Английские сонанты в конечном положении обычно удлиняются и звучат значительно длиннее, чем в русском: , .

Конечные звонкие согласные в отличие от русского языка произносятся слабо, без дополнительного напряжения органов речи. Излишнее озвончение конечного согласного может привести к появлению чуждого английскому произношению гласного призвука [ә], например: , , что ведёт к изменению значения слова. С другой стороны, конечные звонкие согласные в английском в отличие от русского полностью не оглушаются, в них наблюдается лишь частичное приглушение. Для тренировки можно рекомендовать продлённую артикуляцию: например, удлинять конечный звук [z], постепенно переходя к [s]: , .

Конечные глухие согласные

В отличие от русского, конечные глухие согласные произносятся энергично, отчётливо, с напряжением органов речи, они являются сильными согласными, например: date , peak . В русском конечные глухие согласные артикулируются вяло.

Слогообразование

Слог может состоять из одного/нескольких звуков, быть равным слову, например: I , или 10 , или части слова, например: sofa [‘sәu-fә]. В английском слогообразующими являются гласные и сонанты. Чаще всего слоги образуют сонанты [l], [n], реже – [m], например [‘litl ], [‘se:tn ], [‘riðm ]. Они образуют слоги при отделении от слогообразующей гласной согласным звуком, т.е. когда не граничат с гласными.

Уподобление

В речи звуки влияют друг на друга таким образом, что смежные звуки могут приобретать черты соседнего звука. Этот процесс качественного уподобления смежных согласных звуков называется ассимиляцией .

При прогрессивной ассимиляции предыдущий звук влияет на последующий, например, в сочетаниях глухого согласного с сонантом сонант приглушается под воздействием предыдущего звука: -piano, -clear, -sweet.

При регрессивной ассимиляции последующий звук влияет на предыдущий, например, апикально-альвеолярные звуки перед межзубными сами становятся межзубными: , .



При взаимной ассимиляции оба звука влияют друг на друга, например в сочетании согласный [t] становится огубленным, а сонант [w] произносится с приглушённым началом, в сочетании апикально-альвеолярный [t] произносится как какуминальный звук, а сонант [r] становится частично приглушённым.

Изолированный звук

При анализе артикуляции изолированно произнесённых звуков обычно выделяют 3 этапа:

· приступ (экскурсия , когда органы речи двигаются из нейтрального положения в положение, необходимое для произнесения звука)

· выдержка (когда органы речи сохраняют положение, необходимое для произнесения звука)

· отступ (рекурсия , когда органы речи возвращаются в нейтральное положение).

Потеря взрыва

В речи звуки редко произносятся изолированно, они соединяются в слова и фразы. Соединение/сцепление звуков в словах и на стыках слов происходит по определённым правилам. Конец (отступ) предшествующего звука сцепляется с первым этапом (приступом) последующего звука, создавая таким образом слитное звукопроизесение в речи. В зависимости от типа звуков это сцепление происходит по-разному.

Так, 2 взрывных согласных одного и того же места образования, например [-pb-] в словосочетании cheap book или [-dd-] в слове midday, произносятся без взрыва I согласного. Такое соединение взрывных называется потерей взрыва. I согласный имеет I и II этапы, II же согласный имеет выдержку и III этап (взрыв). Таким образом, в сочетании звучит удвоенная выдержка согласных.

Неполный взрыв

В сочетании 2 взрывных согласных разного места образования, например [-kt-] в слове asked или [-tg-] в словосочетании don’t go, оба взрывных согласных имеют все 3 этапа артикуляции, однако взрыв у I согласного очень слабый, почти не слышный. Такая артикуляция взрывных согласных называется неполным взрывом.

Боковой взрыв

Взрывное произношение английских согласных [t], [d] с боковым сонантом [l] произносятся слитно, без гласного призвука между ними. В сочетаниях , оба звука являются апикально-альвеолярными. При их артикуляции передний край языка остаётся на альвеолах, боковые края языка опускаются и воздух выходит из ротовой полости с шумом лёгкого взрыва. Например: middle [-dl], little [-tl].

Носовой взрыв

Сочетание взрывных [t], [d] с носовым сонантом [n] характеризуется слитностью их произнесения. Передний край языка при произнесении апикально-альвеолярных сочетаний , не отрывается от альвеол, и воздух выходит через носовую полость с небольшим взрывом. Например, burden [-dn], button [-tn].

Связующий [r]

Буква r и сочетание re на конце слов не читаются. Однако, если r/re стоят на стыке слов перед словом, начинающимся с гласного звука, то между ними возникает связующий звук [r]. Слова в таком случае произносятся слитно, например: far away [‘fa:r_ә’wei].

Сонант [r] со взрывными согласными

Сонант [r] в сочетании с предшествующими звонкими взрывными согласными [b], [g] произносится очень слабо, не раскатисто. Оба звука произносятся слитно.

При артикуляции апикально-альвеолярных [t], [d] перед какуминальным сонантом [r] наблюдается взаимная ассимиляция. Под влиянием заальвеолярного [r] передний край языка при артикуляции [t], [d] оттягивается назад и [t], [d] также становятся заальвеолярными. В то же время взрывные [t], [d] влияют на сонант [r]. Глухой взрывной [t] приглушает сонант и делает его начало фрикативным, несколько похожим на [∫]: . Звонкий [d] также частично изменяет артикуляцию сонанта, [r] теряет сонорность в начале своего звучания и становится похожим на [ʒ]: .


Ударение в английском

Приступая к чтению на английском, многих ставят в тупик многочисленные способы звучания гласных. Но все не так сложно. Чтобы ваша речь была красивой и правильной, вам необходимо усвоить две фонетические темы. Какие?

Да, такой английский язык многогранный. Всего лишь 6 гласных производят аж 20 звуков, произношение которых меняется в зависимости от положения в слове. Так вот, правила чтения легко освоятся, если изучить существующие типы слогов и ударение. О первом подробнее можно узнать из статьи «Типы слогов в английском». А вот по второй теме мы как раз и поговорим.

Все об ударениях

Ритмичная мелодика английских фраз выплывает за счет наличия различных типов ударения, которое, как гласит словарь терминов, является средством усиления тех или иных элементов в речи. Фонетика выделяет следующие виды :

1.Словесное ударение в английском занимает очень почетное место. С его помощью выделяются некоторые слоги в слове. Это могут быть и два, и один. Все зависит от конкретной ситуации. Радует тот факт, что данное ударение не изменяется, оно отличается постоянным характером. Поэтому, правильно запомнив звучание слова один раз, будьте уверены, что переучивать вам не придется. Узнать, на какой из слогов приходится усиление, можно в транскрипции, которые вы найдете в любом словаре.

[`heil], , [`pregnansi], [`ma:ster], [`ga:diən, [ ͵ gærən`ti:]

2. Если мы выделяем определенную группу слов или отдельные элементы предложения, делаем на них акцент, то мы используем фразовое ударение . Как правило, выделяются значимые слова: существительные, прилагательные, глаголы, числительные. А вот служебные части речи- артикли, союзы, предлоги, остаются без ударения. Чтобы поддержать ритмичность, акцентируемые слова произносятся через определенный промежуток времени, и, тем самым, образуют ритмическую группу. Выглядит это так:

I must `go to the `library to `take the \book.

3. Логическое ударение мы используем с целью обратить внимание слушающего на определенные слова, которые важны по смыслу, имеют большее значение. Второй и третий тип часто, но не всегда, совпадают. Каждая смысловая группа или логическая отделяется вертикальной черточкой в фонетической разметке.

My `friend |often `spends his `holidays |travelling about the `country.

Секреты словесного ударения в английском языке

Повезло французам! Во всех словах ударение приходится на последний слог. В русском языке данный фонетический элемент более свободный. Ну, а если мы говорим об английском языке, то здесь оно отличается напряженным, немного даже дерзким характером.

Как определить ударный слог, если под рукой нет словаря? Лингвисты вывели некую закономерность. Считаем слоги!

· В двухсложных словах - на первый, вмногосложных - на третий с конца:`needless, ne`gotiate, `narrow, `predicate, vo`cabulary.

· Второстепенное ударение падает на предшествующий или последующий слог (через один) ударному. Главное отмечается в транскрипции черточкой вверху, второстепенное - внизу: `prepo͵ sition, ͵ misad`venture, `dande͵ lion

· Если слово заканчивается наion, ious, ial, ian, iant, iance, ient, ience, то ударение попадает на предшествующий слог: per`mition

· Префиксы почти никогда не бывают ударными (возможно в заимствованных словах): ir`regular, sup`port, in`visible.

· В сложных существительных, усиливается первый элемент: `blackboard, `shoemaker.

· В сложных прилагательных и глаголах - второй: to over`come, to under`stand, to under`line; well-`dressed, self-`made.

Также, как и в нашем родном языке - русском, значение многих слов зависит от места, куда направлено усиление.

to in`crease - `increase - возрастать - возрастание

to con`duct - `conduct - вести - поведение

to ob`ject - `object - возражать - предмет

to per`mit - `permit - позволять - разрешение

Ударение в многосложных словах в английском.
Основное ударение в многосложных словах, как правило, приходится на третий слог с конца и редко на четвертый слог с конца. Место второстепенного ударения в словах, содержащих пять и более слогов, получим, отсчитывая влево второй слог от основного ударения:

institute [‘institju:t]

designate [‘dezigneit]

principal [‘prinsipəl]

Ниже указаны некоторые закономерные отклонения от общего правила:

В глаголах с двойными и двусложными префиксами ударение сдвигается на последний слог в слове:

correspond [,kəris’pond] interfere [,intə’fiə]

Трехсложные глаголы, не оканчивающиеся суффиксами –ate, -ize (-ise), -y , имеют ударение, как правило, на втором слоге:

develop determine

Прилагательные, оканчивающиеся суффиксом –ic , имеют ударение на слоге перед суффиксом:

economic [,i:kə’nomik] historic

В словах, которые оканчиваются суффиксами –ly, -er, -or, -ful, -ness, -ment или имеют грамматические окончания –(e)s, -ed , не смещается ударение с той гласной, на которую оно падает в основном слове:

power – powerful
ready – readiness [‘redi – ‘redinis]
invent – inventor