Предложения
1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
(Авторы использованных для составления теста текстов: Автократов Н., Арсеньев В., Берггольц О., Борзунов С., Бражнин И., Вересаев В., Верзилин Н., Всеволжский И., Гайдар А., Голубев Г., Голявкин В., Давыдова Н., Дубов Н., Коковин Е., Крапивин В., Кубанский Г., Куприн А. Лихачёв В., Медынский Г., Мирошниченко Г., Николаев И., Осеева В., Панова В., Паустовский К., Платов Л., Рыбаков А., Рысс Е., Соколов-Микитов И., Фёдоров Е., Чесноков И., Шаталов В., Яроцкий Б.)
Пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний учащимися правил пунктуации русского языка. За верное выполнение этого задания можно получить целых два первичных балла, поэтому нужно хорошо к нему подготовиться. Помочь в этом может приведенный ниже теоретический материал.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
Ответ: 2, 4.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Ответ: 2, 5.
Задание 15 ЕГЭ 2015
Так формулируется задание в демоверсии 2015 года:
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
Помните: за выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.
За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в сложносочинённых предложениях и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами.
Как следует из формулировки КИМа 15, необходимо помнить, как ставятся знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) и в сложносочинённом предложении.
Главное понятие, которое позволяет нам различать простые и сложные предложения, ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.
Грамматическую основу составляют главные члены предложения, т. е. подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или один из главных членов в односоставном предложении.
Простое предложение содержит одну грамматическую основу. Оно может быть осложнённым, в данном задании нас интересуют ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и тогоже члена предложения.
Обрати внимание на следующее:
Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!
Во-вторых, однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.
Однородные члены предложения могут использоваться:
без союзов
с одиночными союзами
с повторяющимися союзами
с двойными союзами
В саду расцвели розы , лилии , ромашки
соединительными союзами и, да(=и), или
Вдруг налетела буря с крупным И частым градом.
Осеннею свежестью , листвой И плодами благоухает сад.
союзами противительными а, но, да(=но), зато, однако
Не железным ключом открывается сердце, А добротой .
либо…либо
не то…не то
1) и Ο, и Ο, и Ο
или Ο, или Ο, или Ο
Мне чудятся ТО шумные пиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые.
2) Ο, и Ο, и Ο
Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ просто игнорируешь .
3) Ο и Ο, Ο и Ο
Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.
не только… но и
как…так и
если не…то
не столько сколько
хотя и…но
Запятая ставится перед второй часть союза!
не только Ο, но и Ο
как Ο, так и Ο
Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам .
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Запятая ставится:
1. , (Люди танцевали, смеялись .)
2. , но (Мы устали, но выполнили задание.)
3. и , и (На столе лежали и краски, и кисти .)
, и , и (На столе лежали краски, и кисти, и фломастеры .)
4. как , так и(На столе лежали как краски, так и кисти . На столе лежали не толькокраски,но и кисти )
Запятая не ставится:
иВ библиотеку привезли книги и словари .
илиВ библиотеку привезут книги или словари .
Ловушка №1!
В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.
(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами):
Запятые нигде не ставятся!
Ловушка №2!
Фразеологические обороты
(устойчивые сочетания слов):
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении
Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.
Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.
В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга запятыми.
, .
Знаки препинания в сложносочинённом предложении не ставятся
1. Если есть общий член предложения, например: Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.
(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)
2. Если есть вводное слово, общее для частей, например: К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.
(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например: Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.
(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)
Примечание:
В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:
Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.
(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)
К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.
(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)
4. Если части сложносочинённого предложения являются:
вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?
побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!
восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.
безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.
Теория для Задания №15 ЕГЭ 2019 по русскому языку
Сложность этого задания заключается в том, что правописание Н/НН зависит от части речи, а также существует ряд исключений, которые нужно запомнить.
Алгоритм работы:
Важно знать о прилагательных и причастиях!
Прилагательное: -отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета. -может быть образовано от существительного и от глагола несовершенного вида. -имеет краткую форму, отвечает на вопрос «каков (а,о,ы)?»
Причастие: -совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия. -образовано от глагола совершенного вида -имеет краткую форму, отвечает на вопрос: «что сделан (а,о,ы)?» -делится на действительные и страдательные.
Действительные причастия (действие производится существительным) отвечают на вопрос: что делающий, что делавший? Например: читающий человек (человек сам читает)
Страдательные причастия (действие производится над существительным) отвечают на вопросы: что делаемый, что сделанный.
Например: прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгой совершается действие.)
Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:
Отглагольные прилагательные — это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами. (можно заменить прилагательным синонимом) Примеры: Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый). Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый). Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям). Висячий, горючий, гремучий, -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям).
Отпричастные образования , (тоже относим к прилагательным) т. е. причастия, утратившие видо-временное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.
Причастия 1) сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом) 2) могут образовываться от глаголов совершенного вида 3) могут иметь зависимые слова в отличие от прилагательных.
Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий
Задание 15 ЕГЭ по русскому языку открывает блок заданий по пунктуации и проверяет ваше умение видеть синтаксические конструкции и правильно расставлять знаки препинания. Чтобы правильно выполнить это задание, вам надо уметь различать простые и сложные предложения, а также правильно ставить запятые в предложениях с однородными членами.
Формулировка задания
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание
поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова
и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского
пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил
2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные
или стихотворные импровизации.
3) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий
детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей
4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как
общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной
5) В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и
В этом задании нам встретятся сочинительные союзы , которые могут связывать как однородные члены предложения, так и простые предложения в составе сложносочиненного.
Рассмотрим разные варианты простых предложений с однородными членами.
Ветер срывал с берез мокрые листья и бросал их на траву. Ночью вьюга злится да стучит в окно. Выбрать чёрный или синий костюм? Надо решиться сейчас либо забыть об этом навсегда.
ДА (= НО) всегда разделяются запятой.
Поворчал он, да не посмел ослушаться. С тобой не соглашусь, однако возражать не буду.
Позвонил в дверь не то сосед , не то почтальон . Мне всё это то ли приснилось , то ли припомнилось . Во дворе не было слышно ни лая собак, ни голосов людей, ни шелеста листьев. Сегодня на улице не только прохладно, но и ветрено . Я люблю как стихи, так и прозу Пушкина.
Примечание: в устойчивых сочетаниях запятая не ставится (ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни себе ни людям и т.п.)
Бурный поток шумел, и пенился, и бился о скалы. Ты либо просишь прощения, либо покидаешь наш дом навсегда. Все и кричали, и размахивали руками, и бегали по берегу одновременно .
Однородные члены могут соединяться парами. Вот как ставим знаки:
Я с удовольствием ходил на выставки и в галереи, в филармонию и в консерваторию.
Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и бросал их на траву. Я с удовольствием ходил на выставки и в галереи и посещал филармонию.
Сложносочиненное предложение
1. Между частями сложного предложения ставится запятая.
О новом фильме много писали, и мы решили его посмотреть. Подморозило, и к утру деревья покрылись инеем. Гул затих вдали, и долго потом не было слышно ни звука.
2. Союзы И могут встретиться в одном сложном предложении, но играть при этом разные роли: соединять однородные члены и простые предложения в составе сложносочиненного.
[Мраком задернуты небо и даль], и [ветер осенний наводит печаль]. [Раннее утро в самом разгаре], и [дышится по-весеннему легко и радостно] .
3. Запятая между частями сложного предложения не ставится , если оба простых предложения имеют общий второстепенный член, общее вводное слово, общее придаточное предложение.
На площади шумел народ и играла музыка. В холодные дни мая расцвела наконец черемуха и прилетели скворцы. Очевидно , задания попались сложные и мы не были готовы. Кажется , температура поднимается и начинает болеть горло. Когда мы проснулись , было уже светло и на улице играла музыка .
Выполним задание:
1) вышло первое издание поэмы, и родился сын (сложное предложение);
2) музыкальные или стихотворные импровизации (однородные члены предложения с одиночным союзом ИЛИ);
Примечание: в этом предложении встретился союз КАК. Но задание проверяет ваше умение ставить знаки при сочинительных союзах (они перечислены выше). Во всех других случаях знаки в предложениях стоят правильно, не «улучшайте» предложения!
3) доносился смех и врезался скрип (сложное предложение); но есть общий второстепенные члены: впервые за столь долгие военные годы из парка;
4) как общие взгляды, так и обстоятельства жизни (двойной союз КАК…, ТАК И)
5) истоки рек, и родники, и рощи, и дубравы (союз И повторяется).