Задание 15 теста егэ по русскому. При однородных членах имеются двойные союзы. Зеленые деревья – деревья зелены

Предложения

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.
  2. Только жёлтые квадратики окон бревенчатой избы прорезают тьму да в центре метельного хоровода пляшет ярко-красный язычок.
  3. Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.
  4. Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице или кладут на ночь в воду и наутро разминают в тесто.
  5. Лето в этом году пришло поздно и не было похоже ни на одно другое лето.


2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. С пугающей торопливостью туман покидал болото и его белые клочья были похожи на взмывающих в небо лебедей.
  2. В тёмных и влажных еловых лесах с большим количеством черники грибов мало.
  3. Возок то подпрыгивал то опускался куда-то в глубину то покачивался.
  4. Не только у славян но и у всех древних народов дуб почитался священным деревом.
  5. Где-то за домами раздались выстрелы и потонули в синем куполе неба.


3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Только под стеной бригадного барака да у столбов жердевой изгороди торчат пучки пропылённой травы.
  2. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель то закрякает дикой уткою.
  3. Осеннее солнце и ветер высушили на деревьях листья и окрасили их в жёлтые и коричневые цвета.
  4. Целыми днями бродил я по лесу забирался в самые дебри и рассматривал следы на земле.
  5. Ветер бесновался рябил холодные лужи гнул к земле стройные гибкие тополя.


4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. В комнаты падала тень от старых почерневших деревьев и потому в квартире всегда было сумрачно и холодно.
  2. Встревоженный лебедь приподнялся над водой и замахал широкими серебряными крыльями.
  3. Кочевая жизнь ничего не изменила ни во внешности ни в характере ни в речи Оськи.
  4. Я маялся от ощущения не то подступающих неприятностей не то начинающейся болезни.
  5. Зайцы-русаки ночами бегают по полям откапывают хлебную озимь оставляют на снегу путаные следы.


5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Я вышел за дверь и у ступеней крыльца увидел лисичку.
  2. Ежедневные походы в школу через тёмный глухой бор закалили не только мышцы Глебки но и его характер.
  3. Сами улицы казались то ущельями то руслами рек.
  4. Позже привык Глебка и к шорохам и к шумам лесным и к темноте.
  5. Цветки появляются над водой лишь в утренние часы или вечером.


6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Ночь похолодела и от реки потянуло сыростью.
  2. Лида дрожала не то от холода не то от страха.
  3. Цветы тонко и нежно пахнут свежестью реки и сеном.
  4. Всё пространство от края села до озера было заставлено палатками прилавками возами и автомобилями.
  5. На другой день Михаил Прокофьевич спокойно уходил в Сокольники или Коломенское гулял предавался размышлениям.


7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. За всеми этими событиями Петька да Васька позабыли на несколько дней про палатку.
  2. Солнце опустилось в багровые тучи и несколько раз принимался накрапывать дождь.
  3. Густые кроны деревьев в господском саду тихо задумчиво лепетали и еле слышный шорох их сливался и угасал в глубоком безмолвии ночи.
  4. Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти взял посох и кусок хлеба и побрел в город.
  5. Каждый куст и каждое дерево собирает дождевую воду на листьях и крупными каплями осыпает путника с головы до ног.


8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Марина успешно миновала первый и второй просмотры и была допущена к экзамену перед государственной комиссией.
  2. Вся тяжёлая и густая листва тополя дрожала и шумела от шторма.
  3. Вокруг глаз у бабушки лучиками разбегались маленькие морщинки а из глаз бежали струйки смеха привета и чуть заметной умной хитрости.
  4. Льдина под ногами зашевелилась и трещина на глазах стала расти.
  5. Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами дождями и заморозками.


9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Перед вечером на станции собрался народ не только из станицы но из всех соседних посёлков.
  2. Я бросил решать задачку и побежал в сад к ребятам.
  3. Один день он [Михаил Прокофьевич] мог целиком проспать зато затем всю ночь напролёт писал или читал книги.
  4. В течение секунды Седлецкому удавалось увидеть и струи дождя и мокрые крыши домов и чёрный бурлящий каньон в низине.
  5. Человек снял шапку сунул её под мышку вытер пот единственною своей рукой и спокойно огляделся вокруг.

(Авторы использованных для составления теста текстов: Автократов Н., Арсеньев В., Берггольц О., Борзунов С., Бражнин И., Вересаев В., Верзилин Н., Всеволжский И., Гайдар А., Голубев Г., Голявкин В., Давыдова Н., Дубов Н., Коковин Е., Крапивин В., Кубанский Г., Куприн А. Лихачёв В., Медынский Г., Мирошниченко Г., Николаев И., Осеева В., Панова В., Паустовский К., Платов Л., Рыбаков А., Рысс Е., Соколов-Микитов И., Фёдоров Е., Чесноков И., Шаталов В., Яроцкий Б.)

Пятнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний учащимися правил пунктуации русского языка. За верное выполнение этого задания можно получить целых два первичных балла, поэтому нужно хорошо к нему подготовиться. Помочь в этом может приведенный ниже теоретический материал.

Теория к заданию №15 ЕГЭ по русскому языку

Пунктуация при однородных членах предложения

Запятая ставится Запятая не ставится
Между однородными членами, не связанными союзами Между двумя однородными членами, связанными союзом «и»
Вчера я читала, убиралась, готовила. Вчера я читала, убиралась и готовила.
Между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато Между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару
Вчера я читала и готовила, а убраться не успела. Вчера я читала и готовила.
Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: В устойчивых сочетаниях
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то Ни свет ни заря, и смех и грех, ни то ни се, и туда и сюда, ни себе ни людям
Вчера не только читала, но и готовила.
Между несколькими однородными членами, связанными союзами и и или Между двумя глаголами в одной и той же форме, выступающими в роли единого сказуемого
Вчера я и читала, и готовила. Пойду почитаю книгу.

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Запятая перед союзом «и» не ставится, если
Если есть общий член предложения Весной природа просыпается и люди радуются теплу.
(общий член предложения– «весной»)
Если есть вводное слово, общее для обеих частей предложения Как это часто бывает, мы забыли о хорошем и вспомнили о плохом.
Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть Когда я проснулась, солнце еще не встало и все в доме спали.
Предложение вопросительное Когда мы увидимся и ты мне все расскажешь?
Предложение побудительное Внимательно прочитайте задание и сделайте его!
Предложение восклицательное Как ярко светит солнце и как красиво море!
Предложение неопределенно-личное В соседнем доме выключили свет и зажгли свечку.
Предложение безличное Необходимо внимательно изучить этот параграф и сделать пометки в тетради.
Предложение назывное Мороз и солнце!

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №15 ЕГЭ по русскому языку

Пятнадцатое задание демонстрационного варианта 2018

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
  2. К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
  3. Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
  4. Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
  5. Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.- Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми, соединенными одиночным союзом И, поэтому в предложении нет запятых.
  • К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными повторяющимся союзом И, значит между ними ставим ОДНУ запятую.
  • Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.- Простое предложение, осложненное двумя группами однородных дополнений, связанных между собой одиночными союзами И. Запятых нет.
  • Для художественной речи характерна как образность, так и эмоциональность.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом как…, так и …, между частями которого всегда ставится запятая. ОДНА запятая в предложении.
  • Поэту видится то алмазный блеск березняка, то бархатный блеск пашен, то янтарный блеск свечей.- Предложение простое, осложнено однородными дополнениями, соединенными союзом то…, то…, то…, между частями которого всегда ставится запятая. В предложении две запятых.

Ответ: 2, 4.

Первый вариант задания

  1. Солнце зашло и на землю опустился туман.
  2. Солнце зашло стало прохладно и на землю опустился туман.
  3. Солнце покраснело стало огромным и начало медленно садиться за лесом.
  4. Солнце покраснело и стало огромным оно начало медленно садиться а потом совершенно скрылось за лесом.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Вечером солнце зашло и на землю опустился туман. – Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (), запятую не ставим, так как два простых предложения в составе сложного имеют общий второстепенный член предложения вечером .
  • Солнце зашло, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, имеет две части, две грамматические основы (1 – солнце зашло, 2 – опустился туман ), запятую между частями сложного предложения ставим, так как нет общего второстепенного члена предложения, нет общего придаточного или части безличного предложения.
  • Солнце зашло, стало прохладно, и на землю опустился туман.- Предложение сложное, состоит из трех частей (1 – солнце зашло, 2 – стало прохладно, 3 – опустился туман ), между частями сложного предложения ставим запятые. Это сложное предложение с несколькими грамматическими основами, не связанными общим членом предложения или вводным словом.
  • Солнце покраснел, стало огромным и начало медленно садиться за лесом.- Предложение простое, осложненное однородными сказуемыми, ставим одну запятую между первым и вторым сказуемым, перед одиночным союзом И при однородных членах запятая не ставится.
  • Солнце покраснело и стало огромным, оно начало медленно садиться, а потом совершенно скрылось за лесом.- Предложение сложное, состоит из двух частей, имеет две грамматические основы (1- солнце покраснело, стало огромным; 2 – оно начало садиться, скрылось ); каждая часть в свою очередь осложнена однородными сказуемыми: первая запятая ставится между частями сложного бессоюзного предложения, вторая запятая разделяет однородные сказуемые.

Ответ: 2, 4.

Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.
  2. Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных.
  3. Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков решений и это отличает нас от животных.
  4. От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.- В первом предложении запятая не требуется – между однородными членами «действий и поступков» стоит союз «и».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков, и это отличает нас от животных. - Во втором предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает».
  • Человек способен обдумывать последствия своих действий, поступков, решений, и это отличает нас от животных. - В третьем предложении требуются три запятые. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения.
  • Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных. - В четвертом предложении запятая не нужна, так как предложение простое, неосложненное.
  • От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий, поступков и решений. - Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.

Ответ: 2, 5.

Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Бактерии грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  2. И бактерии и грибы и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование.
  3. Как бактерии и грибы так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и это поддерживает её нормальное существование.
Алгоритм выполнения задания:
  1. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.
  2. Расставляем знаки препинания в предложениях.
  • Бактерии, грибы и беспозвоночные животные вовлечены в целый цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. - Запятую тут ставим между однородными членами, не соединенными союзом «и». После слова «почве» запятая не нужна, потому что сказуемые «вовлечены» и «поддерживают» являются однородными, соединенными союзом «и».
  • И бактерии, и грибы, и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве и поддерживают её существование. - В данном случае союз «и» связывает несколько однородных членов, поэтому перед ним нужно ставить запятые.
  • Как бактерии и грибы, так и беспозвоночные животные вовлечены в цикл биологических и химических процессов в почве, и это поддерживает её нормальное существование. - Первая запятая ставится в составе связки «как …, так и …», а вторая разделяет грамматические основы сложного предложения.
  • Нормальное существование почвы поддерживается биологическими и химическими процессами с участием как бактерий и грибов так и беспозвоночных животных. - Опять же, запятая в составе «как …, так и …».
  • Биологические и химические процессы с участием многих биологических компонентов поддерживают нормальное существование почвы. - Пятое предложение не требует знаков препинания – однородные члены «биологические и химические» связаны союзом «и».

Задание 15 ЕГЭ 2015

Так формулируется задание в демоверсии 2015 года:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Помните: за выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

Задание объединяет в себе два задания из КИМов прошлого года: на запятые в сложносочинённых предложениях и в предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однородными членами.

Как следует из формулировки КИМа 15, необходимо помнить, как ставятся знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами) и в сложносочинённом предложении.

Главное понятие, которое позволяет нам различать простые и сложные предложения, ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА.

Грамматическую основу составляют главные члены предложения, т. е. подлежащее и сказуемое в двусоставном предложении или один из главных членов в односоставном предложении.

Простое предложение содержит одну грамматическую основу. Оно может быть осложнённым, в данном задании нас интересуют ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в простом предложении, осложнённом ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и тогоже члена предложения.

Обрати внимание на следующее:

Во-первых, однородные члены предложения НЕ ВСЕГДА являются одной и той же частью речи. Самое главное, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос и зависели от одного слова!

Во-вторых, однородными могут быть ЛЮБЫЕ ЧЛЕНЫ предложения: и подлежащее, и сказуемое, и определение, и дополнение, и обстоятельство.

Однородные члены предложения могут использоваться:

без союзов

с одиночными союзами

с повторяющимися союзами

с двойными союзами

В саду расцвели розы , лилии , ромашки

соединительными союзами и, да(=и), или

Вдруг налетела буря с крупным И частым градом.

Осеннею свежестью , листвой И плодами благоухает сад.

союзами противительными а, но, да(=но), зато, однако

Не железным ключом открывается сердце, А добротой .

либо…либо

не то…не то

1) и Ο, и Ο, и Ο

или Ο, или Ο, или Ο

Мне чудятся ТО шумные пиры , ТО ратный стан , ТО схватки боевые.

2) Ο, и Ο, и Ο

Ты меня не слышишь , ИЛИ не понимаешь , ИЛИ просто игнорируешь .

3) Ο и Ο, Ο и Ο

Метели И вьюга , стужа И темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

не только… но и

как…так и

если не…то

не столько сколько

хотя и…но

Запятая ставится перед второй часть союза!

не только Ο, но и Ο

как Ο, так и Ο

Эти нормы под силу вспомнить КАК мастерам спорта, ТАК И новичкам .

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Запятая ставится:

1. , (Люди танцевали, смеялись .)

2. , но (Мы устали, но выполнили задание.)

3. и , и (На столе лежали и краски, и кисти .)

, и , и (На столе лежали краски, и кисти, и фломастеры .)

4. как , так и(На столе лежали как краски, так и кисти . На столе лежали не толькокраски,но и кисти )

Запятая не ставится:

иВ библиотеку привезли книги и словари .

илиВ библиотеку привезут книги или словари .

Ловушка №1!

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом.

(Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами):

Запятые нигде не ставятся!

Ловушка №2!

Фразеологические обороты

(устойчивые сочетания слов):

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ в сложносочинённом предложении

Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинит­ельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

В сложносочинённых предложениях части отделяются друг от друга запятыми.


, .

Знаки препинания в сложносочинённом предложении не ставятся

1. Если есть общий член предложения, например: Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.

(Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.)

2. Если есть вводное слово, общее для частей, например: К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

(к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)

3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть, например: Когда мама вошла в комнату,1 /осколки вазы валялись на полу2/ и дети пытались их собрать3.

(каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)

Примечание:

В случаях, перечисленных в пп. 1– 3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Например:

Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме.

(есть общий член: осенью, но есть и повторяющийся союз: и… и… , поэтому запятая нужна)

К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок.

(есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли… то ли… , поэтому запятая нужна)

4. Если части сложносочинённого предложения являются:

    вопросительными предложениями, например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?

    побудительными предложениями, например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!

    восклицательными предложениями, например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!

    назывными предложениями, например: Жара и духота. Холод и дождь.

    безличными предложениями, например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.

Теория для Задания №15 ЕГЭ 2019 по русскому языку

Сложность этого задания заключается в том, что правописание Н/НН зависит от части речи, а также существует ряд исключений, которые нужно запомнить.

Алгоритм работы:

  • Внимательно прочитайте задание. Важно искать слово с тем количеством Н, которое указано в задании. Перед внесением ответа в бланк еще раз проверьте.
  • Определите часть речи.
  • Если имеете дело с прилагательными и причастиями, то важно полная или краткая форма перед вами.
  • В соответствии с частью речи и формой слова вспомните правила и исключения.

Важно знать о прилагательных и причастиях!

Прилагательное:
-отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета.
-может быть образовано от существительного и от глагола несовершенного вида.
-имеет краткую форму, отвечает на вопрос «каков (а,о,ы)?»

Причастие:
-совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия.
-образовано от глагола совершенного вида
-имеет краткую форму, отвечает на вопрос: «что сделан (а,о,ы)?»
-делится на действительные и страдательные.

Действительные причастия (действие производится существительным) отвечают на вопрос: что делающий, что делавший?

Например:
читающий человек (человек сам читает)

Страдательные причастия (действие производится над существительным) отвечают на вопросы: что делаемый, что сделанный.

Например: прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгой совершается действие.)

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:

Отглагольные прилагательные — это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами. (можно заменить прилагательным синонимом)
Примеры: Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый). Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый). Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям). Висячий, горючий, гремучий, -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям).

Отпричастные образования , (тоже относим к прилагательным) т. е. причастия, утратившие видо-временное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.

Причастия
1) сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом)
2) могут образовываться от глаголов совершенного вида
3) могут иметь зависимые слова в отличие от прилагательных.

Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий

1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет , и в непроизводных прилагательных;
Юбилей-юбилейный
Синий, зеленый
-ан- , -ян- , -ин- :
Песок-песчаный
Кожа-кожаный
Искл: оловянный, стеклянный, деревянный
1. В отыменных прилагательных с основой на ;
Сон – сонный
Длина – длинный
2. В отыменных прилагательных с суффиксами
-енн- , -онн-
Искусство-искусственный,
Лекция-лекционный
Утро-утренний
3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не- ) и зависимых слов
Красить(гл НВ без приставки) -крашеный
Пугать – пуганый
Звать-званый
Не меняется их написание в составе сложных слов (гладкокрашеный, свежемороженый, но гладкоокрашенный, т.к. есть приставка о)
Искл: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, священный, жеманный, медленный, долгожданный, недреманный, окаянный
3. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не- ) и/или с зависимыми словами:
Выкрашенный (но: некрашеный), крашенный (чем?) масляной краской;
Разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюм
Искл: названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человекВ некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида:
Данный, брошенный, купленный, решенный, лишенный
4. В кратких причастиях:
Засеянный -засеян(а,о,ы)
Отраженный — отражен(а,о,ы)
4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный:
Балованный, циклеванный
Искл: кованый, жёваный
5. В кратких прилагательных, если в полных было одно -н-
Юная девушка – девушка юна
Зеленые деревья – деревья зелены
В кратких прилагательных, если в полных было -нн-
Ценная вещь – вещь ценна
Длинная дорога – дорога длинна
Запомните . В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались:

Задание 15 ЕГЭ по русскому языку открывает блок заданий по пунктуации и проверяет ваше умение видеть синтаксические конструкции и правильно расставлять знаки препинания. Чтобы правильно выполнить это задание, вам надо уметь различать простые и сложные предложения, а также правильно ставить запятые в предложениях с однородными членами.

Формулировка задания

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно

поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание

поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова

и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского

пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил

2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные

или стихотворные импровизации.

3) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий

детский смех и врезался в воздух скрип проржавевших от дождей

4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как

общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной

5) В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и

В этом задании нам встретятся сочинительные союзы , которые могут связывать как однородные члены предложения, так и простые предложения в составе сложносочиненного.

Рассмотрим разные варианты простых предложений с однородными членами.

  1. Одиночные союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И) не требуют запятой.

    Ветер срывал с берез мокрые листья и бросал их на траву. Ночью вьюга злится да стучит в окно. Выбрать чёрный или синий костюм? Надо решиться сейчас либо забыть об этом навсегда.

  2. Однородные члены предложения с союзами А, НО, ЗАТО, ОДНАКО,

    ДА (= НО) всегда разделяются запятой.

    Поворчал он, да не посмел ослушаться. С тобой не соглашусь, однако возражать не буду.

  3. Есть союзы, состоящие из нескольких слов: ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ, НИ – НИ (повторяющиеся) и НЕ ТОЛЬКО…, НО И…; КАК…, ТАК И…; НЕ СТОЛЬКО…, СКОЛЬКО… (составные). В предложении с такими союзами ставятся запятые между однородными членами. Не ставьте запятую перед первой частью союза!

    Позвонил в дверь не то сосед , не то почтальон . Мне всё это то ли приснилось , то ли припомнилось . Во дворе не было слышно ни лая собак, ни голосов людей, ни шелеста листьев. Сегодня на улице не только прохладно, но и ветрено . Я люблю как стихи, так и прозу Пушкина.

    Примечание: в устойчивых сочетаниях запятая не ставится (ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни себе ни людям и т.п.)

  4. Повторяться могут и одиночные союзы И, ИЛИ, ЛИБО, ДА. В таком случае запятая ставится между однородными членами. Не ставьте запятую перед первым союзом!

    Бурный поток шумел, и пенился, и бился о скалы. Ты либо просишь прощения, либо покидаешь наш дом навсегда. Все и кричали, и размахивали руками, и бегали по берегу одновременно .

    Однородные члены могут соединяться парами. Вот как ставим знаки:

    Я с удовольствием ходил на выставки и в галереи, в филармонию и в консерваторию.

  5. Одиночные союзы могут соединять однородные члены, относящиеся к разным рядам, в таком случае они не являются повторяющимися.

    Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и бросал их на траву. Я с удовольствием ходил на выставки и в галереи и посещал филармонию.

Сложносочиненное предложение

1. Между частями сложного предложения ставится запятая.

О новом фильме много писали, и мы решили его посмотреть. Подморозило, и к утру деревья покрылись инеем. Гул затих вдали, и долго потом не было слышно ни звука.

2. Союзы И могут встретиться в одном сложном предложении, но играть при этом разные роли: соединять однородные члены и простые предложения в составе сложносочиненного.

[Мраком задернуты небо и даль], и [ветер осенний наводит печаль]. [Раннее утро в самом разгаре], и [дышится по-весеннему легко и радостно] .

3. Запятая между частями сложного предложения не ставится , если оба простых предложения имеют общий второстепенный член, общее вводное слово, общее придаточное предложение.

На площади шумел народ и играла музыка. В холодные дни мая расцвела наконец черемуха и прилетели скворцы. Очевидно , задания попались сложные и мы не были готовы. Кажется , температура поднимается и начинает болеть горло. Когда мы проснулись , было уже светло и на улице играла музыка .

Выполним задание:

1) вышло первое издание поэмы, и родился сын (сложное предложение);

2) музыкальные или стихотворные импровизации (однородные члены предложения с одиночным союзом ИЛИ);

Примечание: в этом предложении встретился союз КАК. Но задание проверяет ваше умение ставить знаки при сочинительных союзах (они перечислены выше). Во всех других случаях знаки в предложениях стоят правильно, не «улучшайте» предложения!

3) доносился смех и врезался скрип (сложное предложение); но есть общий второстепенные члены: впервые за столь долгие военные годы из парка;

4) как общие взгляды, так и обстоятельства жизни (двойной союз КАК…, ТАК И)

5) истоки рек, и родники, и рощи, и дубравы (союз И повторяется).