Предметный образ буквы у. Урок "звуковой и предметный образы буквы ю". Приемы формирования графического образа буквы

Тема: « Звуковой и предметный образ буквы Ю.»

Цели: закрепить знания о букве Ю;

обогащать словарный запас;

развивать мышление, память, внимание;

способствовать развитию творческой активности, интонированию речи;

закреплять умение работать самостоятельно.

Оборудование: игрушка Кот, мешок, карточки – таблицы, буквы из разрезной

Азбуки, раздаточный материал – карточки.

1. Эмоциональный настрой.

Ок-ок-ок-ок – начинается урок.

Ми-ми-ми-ми – быстро руку подними.

Веть-веть-веть-веть – на вопрос ты мой ответь

Ить-ить-ить-ить – хорошо ли дружно жить?

2. Звуковой образ буквы.

Послушайте стихотворение и постарайтесь определить какой звук встречается чаще всего.

Юлька, Юленька, Юла,

Юлька юркая была.

Усидеть на месте Юлька

Не минутки не могла.

3. Фонетическая зарядка.

Как поет юла?

(Ю-ю-ю-ю-ю-ю-ю.)

4. Закрепление знаний о букве Ю (звуковой образ) .

Кто догадался какая старая знакомая пожалует к нам на урок?

(Это буква Ю.)

5. Предметный образ буквы Ю.

Вспомните стихотворение про букву.

(Чтобы О не укатилось

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось?

Получилась … буква Ю.)

А кто помнит как выглядит буква Ю?

Дети печатают букву на доске.

6. Чтение слов с доски.

На магнитной доске запись:

Ля кл. в ла.

Ра шл. пка да.


Н. ра сал. т зна.

Л. да бр. ки мечта.

Учитель ищет буквы на магнитиках и не находит.

Кто - то скребется в дверь и мяукает.

Кто это там за дверью?

Учитель вносит игрушку (кот) и знакомит ребят с котом Баюшей.

У него мешок. Учитель достает из мешка письмо и читает послание

от Бабы-Яги:

Буквы я взяла у вас,

Для себя, мне прозапас.

Если вам они нужны –

Вот задания мои.

Справитесь с заданиями – тогда верну буквы.

1- задание. Доскажи словечко.

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная. . . юла.

Любят хрюшки букву Ю.

Без нее не скажешь. . . хрю.

На лесной поляне

Ясным днем в июне

Плакса возле няни

Распускает. . . нюни.

Есть ли друзья у буквы Ю в классе?

Юля читает стихотворение.

Юбку я для куклы сшила,

Кофту новую скрою.

Говорит мне кукла: «Мама».

Значит я для дочки шью.

2- задание.Подбор слов.

Вот мешок не простой. Собрать должны вы сюда слова с буквой Ю.

Если мешок наполнится, тогда может быть я верну вам буквы.

Кот Баюша «собирает» слова в мешок.

7. Физкультминутка «Догадайся».

К доске по одному выходят ученики и показывают движения.

Дети повторяют движения и заканчивают предложения.

Я – пою. Я – говорю.

Я – рисую. Я – думаю.

Я – сплю. Я – летаю.

Я – ловлю. Я – шью.

8. Чтение (интонирование) .

У вас в гостях мой кот Баюша. Но я, Баба-Яга, не всегда его так называю.

Сейчас вы прочтете, как я его называю. Обязательно подумайте, я

говорю ласково, а где сержусь на него.

Дети получают листочки с записью слов:

Кот Баюн, Коток Баюнок, Котище Баюнище, Коточек Баюночек,

Котик Баюнотик, Котофей Баюфей, Котяра Баюняра, Котенька Баюнотенька.

3 – задание. Интонированное чтение.

9. Определение места звука в словах.

4 – задание.

Кот хочет помочь ребятам. Он предлагает спеть любимую его песенку, чтобы ребята лучше услышали звук Ю.

Я пою ю-ю-ю

Песенку мою.

Я пою ю-ю-ю

Веселую, хорошую, любимую мою ю-ю-ю, ю-ю-ю.

Теперь я читаю слова, а вы если услышите звук в начале слова – хлопните в ладоши, в середине слова – руки домиком, а в конце слова – топните.

Юг, юла, Нюра, дюшес, ювелир, юнга, терплю, сплю, люди, Юра, салют, крюк, юноша, шью, тюльпан, люк.

10. Буквы возвращаются ребятам.

Используя эти буквы дети читают слова на магнитной доске.

11. Работа с учебником.

а) просмотр страницы учебника

б) упражнение «Зоркий охотник»: кто быстрее сосчитает слова с буквой Ю в 1 – тексте,

в) чтение текстов по выбору.

12. Лепка буквы Ю.

Вылепить букву Ю и придумать про нее рассказ.

Какая буква была сегодня главной?

Что вы про нее узнали?

Спасибо вам за проделанную работу. Я вам говорю: «Молодцы!» И вы повернитесь друг к другу и скажите тоже: «Молодец!»

Приемы запоминание графического облика букв

Хорошо известно, как тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Практика показывает, что достижение желаемого результата достигается двумя путями.

Первый из них – обстоятельная работа над графическим обликом буквы на уроке. Лучше запомнить конфигурации буквы помогают следующие приёмы:

  1. поэлементный анализ облика буквы (Из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?);
  2. сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?);
  3. сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву напоминает новая буква?);
  4. поиски буквы в общеклассной и индивидуальной кассах (Найди домик, в котором живет буква.);
  5. конструирование буквы: выкладывание её из счетных палочек, кубиков; лепка из пластилина; вырывание из бумаги (Сделай букву.);
  6. печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой (Напечатай букву.);
  7. распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай сколько раз новая буква встречается в строке, в тексте.);

Второй путь, который обеспечивает запоминание учащимися графического облика букв, - регулярное повторение изученных звуков и букв. Какой механизм лежит в основе психических процессов при запоминании учениками букв? Психолог Т.Г. Егоров отмечал, что при воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и создаётся ассоциативная цепь: фонема – артикуляция – буква. Эта цепочка, если она хорошо закреплена, возникает в мозгу ребенка одновременно и независимо от того, какое звено этой цепи активизировано нами. Ребёнок, услышав тот или иной звук на уроке обучения грамоте, немедленно отвечает на него соответствующими речедеятельными процессами и точно представляет себе зрительный образ – букву, которая соответствует этому звуку речи. То же самое мы будем иметь и тогда, когда покажем ему букву: увидев её, ребенок тут же соотнесёт графический образ с определенной фонемой и ответит соответствующей артикуляцией.

Задача учителя заключается в том, чтобы эту ассоциативную цепь не только создать, но и закрепить. Поэтому на каждом уроке чтения и письма я отвожу специальное время на решение этой задачи. Нетрадиционному интересному построению такого этапа урока, направленного на повторение изученных звуков и букв, помогают дидактические игры. Они настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы; анализировать её конфигурацию, вспоминать звуковые эквиваленты.

Поймай букву.

Оборудование: карточки с текстами из газет, старых книг.

Описание игры. Все ученик получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.

Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят кружком, а другую подчеркивают.

Буквы – подружки.

Оборудование: на доске выставляются два столбика букв: во втором такие же, как и в первом, но в другом порядке.

Описание игры. Учитель предлагает найти каждой букве из первого столбика букву – подружку (такую же) во втором столбике и «связать» их верёвочкой – соединить чертой. Вызванный ученик находит пару.

Может быть и такой вариант игры: оборудование для игры являются индивидуальные карточки. Побеждает тот, кто находит подружек раньше других.

Напиши в воздухе.

Описание игры. Учитель предлагает вызванному ученику представить, что у него в руках мел, и что он пишет на доске какую – либо букву. Ученик, повернувшись спиной к классу, чертит в воздухе букву. Дети отгадывают, какую букву он написал.

Напиши букву, с которой начинается название предмета.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Учитель показывает предметную картинку, дети определяют первый звук в слове – предмете (можно второй, третий, последний) и записывают соответствующую печатную букву. Игру можно проводить в виде соревнований трех – четырех учеников у доски, а можно включить в неё весь класс, организовав по окончании взаимопроверку в парах.

Угадай букву.

Описание игры. Выбирается водящий. Он закрывает и протягивает ладонь. Ученики по очереди подходят к водящему и пальцем пишут буквы по его ладони. Тот, чью букву не отгадали, становиться водящим.

Полубуковка.

Оборудование: ширма с размером тетрадный листок, карточки букв из кассы.

Описание игры. Учитель прячет карточку с буквой за ширму, потом выдвигает ее из – за ширмы таким образом, чтобы была видна половина буквы (верхняя, нижняя, правая, левая). Дети называют букву.

Выбирай правильно.

Описание игры. На доске парами размещены одноименные печатные буквы: одна из них – в зеркальном отображении. Вызванный ученик стирает с доски неправильно написанную букву и называет ту, что осталась.

Как из одной буквы сделать другую.

Описание игры. На доске написаны печатные буквы. Веселый карандаш предлагает подумать, как из одной буквы сделать какую – нибудь другую. Дети по очереди подходят к доске. Дорисовывают или убирают необходимые элементы и объясняют: «Из буквы Г я сделал букву П, из буквы Г- Т, П, Б; из Р – В, Ф,; из К – Ж;, из Ъ- В, Б; из С – О, Ю, Ф; из Ю – Н, П, Т, О и т. д,

Пишу – печатаю.

Описание игры. К доске выходят два ученика: один из них пишет, а другой «печатает» букву, названную учителем. Все остальные находятв кассах. Если дети у доски хорошо справляются с работой, то получают право выбрать следующую пару участников игры и дать ей задание. Если кто – то из пары ошибается, следующую пару и задание подбирает учитель.

Буква заблудилась.

Оборудование: карточки изученных букв.

Описание игры. На наборном полотне выставляются карточки с буквами, которыми обозначаются гласные звуки, а среди них одна, которая обозначает согласный звук. Дети должны определить. Какая буква «заблудилась».

Терем – теремок.

Оборудование: картонный домик с открывающейся дверью. На тыльной стороне домика, под порогом, приклеена полоска бумаги (карман), куда можно вставить карточку с буквой.

Описание игры. Учитель показывает детям теремок (дверь закрыта), открывает дверь, в поёме которой показывается заранее вставленная буква, например М. Учитель спрашивает словами из сказки: «Кто – кто в теремочке живёт? Кто – кто в невысоком живёт?» Дети вспоминают животных, птиц, насекомых, названия которых начинаются с соответствующего звука: мышь, медведь, муравей, муха и др.

Учитель закрывает дверь, меняет букву, и игра продолжается.

Предварительный просмотр:

Недочёты детского дыхания преодолеваются развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи. То и другое достигается в игре и отчасти через гимнастику.

Ниже приводятся игровые упражнения для выработки правильного дыхания. При их выполнении необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи, осуществлял вдох через нос, живот при этом надувается, выдох – уменьшается. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений – 3-5 минут. Помните: ребёнок не должен надувать щёки.

  1. «Задуй свечку» (или дуть на вертушки, лёгкие шарики, бумажные колпачки, ватные шарики, подвешенные горизонтально на нитке, полоски бумаги).
  2. «Мишка учит буквы» (произносить гласные с разным тембром и интонационной окраской: как большой медведь, как малая медведица, как маленький медвежонок).
  3. «Немое кино» (узнать по артикуляции гласный звук и произнести его длительно – на выдохе).
  4. «Шину прокололи» (вдох – ш-ш-ш-ш).
  5. «Перекличка животных и птиц» (услышав название животного, на медленном выдохе произнести звукоподражание).
  6. «Надуем воздушный шар» (на вдохе надуть живот, на выдохе расслабить мышцы живота; ребёнок контролирует область диафрагмы ладонью).

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем, (вдох)

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко …ровно …глубоко.

  1. «Трубач» (поднести к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом; вдох через нос, на выдохе медленно дуем в трубу: «пФ»).
  2. «Жук» (сидя на стуле поднять руки в стороны, немного отведя их назад, сделать вдох; выдыхая показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж», одновременно опуская руки вниз).
  3. «Комарик». (Ребёнок сидит, обхватив ногами ножки стульчика; руки - на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик – «з-з», быстро вернуться в исходное положение; новый вдох – и поворот в другую сторону.)
  4. «Топор». (Ребёнок стоит, руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор». Произнести: «Ух!» -- на длительном выдохе.)
  5. «Ворона». (Ребёнок сидит, руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить – выдох. Произнести: «Кар!».)
  6. «Гуси». (Ребёнок сидит, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести: «Га!». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести: «Го!»; «Гы!».)

Необходимо приучать детей говорить не торопясь, делать вдох через нос перед началом фразы.


Цель занятия: изучаем букву У, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой У, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву У по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Утро Улитка Утка Утюг

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?
Чтобы произнести [У], нужно сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Повтори: УУУ

Мешают ли зубы, губы или язык, свободно выходить воздуху изо рта? (Нет, не мешают.)

Закрой глаза. Что ты слышишь? (Шум транспорта, музыку и т. д.)
Мы слышим разные звуки.
Еще раз закрой глаза и послушай: Ааа, Ууу… Это тоже звуки - звуки речи человека. Из звуков составляются слова, которыми мы говорим.

ААА - это звук, АИСТ - это слово.
УУУ — это звук, УТКА — это слово.
Запомни, пожалуйста: звуки мы слышим, произносим. Буквами можно записать звуки речи, слова. Буквы мы видим, пишем, читаем.

Различать понятия звук, буква, слово дошкольник сможет постепенно, в результате постоянного повторения в течение длительного времени.

Узнайте звук

Поднимите руку, если услышите звук [у] в словах: паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.

Кто больше?

  1. Придумайте слова со звуком [у] в начале (улица, утро, ужин), в середине (руки, груша, капуста), в конце слова (хожу, несу, внизу).
  2. Придумайте слова, в которых звук [у] второй (лужа, сук, тумбочка).
  3. Угадайте слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья - ук (жук, лук, сук, бук).

Задание: печатная буква У для дошкольников

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг -
Электрический… (утюг).

Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический… (утюг).

Вот пришла и осень,
И придут метели.
И с прощальным криком
Птицы… (улетели).

Долгожданный дан звонок -
Это кончился… (урок).

Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? … (Ученик.)

Все ребята со двора
Малярам кричат: … (ура)

Сказка про букву У

Про маленького паучка
На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.
Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья - большие пауки ругали и называли лодырем.

«Надо доказать всем, что я не лодырь»,- решил маленький паучок.

И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.

«Вот обрадуются утром братья,- думал довольный паучок,- ведь это так красиво - красная паутина!»

Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.
Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.

А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…

Загадки для детей на букву У

Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везет,
Очень медленно ползет.
(Улитка)

На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
(Улитка)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет!
(Утка с утятами)

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в реке.
(Удочка)

Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утенок)

По полотняной стране,
По реке Простыне
Плывет пароход то назад, то вперед,
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать.
(Утюг)

Пословицы и поговорки на букву У

Ученье - путь к уменью.

Умелые руки не знают скуки.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Умный себя винит, глупый - своего товарища.

Нет скуки, коль заняты руки.

Возьми книгу в руки - не будет скуки.

Умеешь ошибаться, умей и поправляться.

Утро вечера мудренее.

Берись дружно - не будет грузно.

Лучше ученый, чем золоченый.

У дружбы нет границ, у знаний нет дна.

Стихи про букву У для детей

Улитка просит Уточку:
Закинь-ка в речку удочку.
Уточка закинула -
Уклейку-рыбку вынула.
(Г. Сатир)

Как улитке перед сном
Скучно в домике своем!
Сказку выдумать пытается,
Грустной сказка получается.
(Г. Виеру)

Улитка-улитка,
Шагаешь ты прытко:
От калитки до меня
Проползешь четыре дня.
(Я. Аким)

У пруда утенок-крошка
В страхе кличет утку-мать:
«Ой, боюсь!
Укусит мошка,
Помоги мне убежать».
(Ф. Бобылев)

Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ,
Очень гадок я на вид…
А ведь я - не ядовит!
(Б. Заходер)

Удивительный народ -
Птица с именем удод.
Не подстрижен, не причесан.
Рыжий клок торчит над носом -
Вся прическа на весу,
Перья даже на носу.
Парикмахерская, видно,
Не работает в лесу.
(А. Пудваль)

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели,
И открыли поскорей
Двадцать девять букварей.
Мы учили букву А,
Мы учили букву У.
Малыши кричат УА.
Мы в лесу кричим АУ.
С буквы А - арбуз и аист
(Мы запомнить постарались).
С буквы У у нас, ребята.
Ухо, удочка, утята…
Вот чему на первый раз
Научился первый класс.
(Л. Демьянов)

Укротительница львов
Удивит учеников:
Укрощает льва и львицу,
Ужас как мышей боится!
(В. Берестов)

Учитель у меня в портфеле!
Кто? Быть не может! Неужели?
Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
(В. Берестов)

Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.
(С. Маршак)

У опушки
Две старушки
Брали грузди
И волнушки.
Филин: - У-ух!
Филин: - У-ух!
У старушек замер дух.
Жутко!
(Е. Благинина)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Тема: Письмо строчной буквы «У». (7 ВОПРОС)

Цель : научить писать строчную букву «У»

Задачи : 1) продолжить работу по каллиграфическому письму

2) продолжить работу по формированию речи

Ресурсы : 1) пропись к русской азбуке №2.

2) методическое пособие

Актуализация знаний Сегодня на уроке мы познакомимся с написанием ещё одной буквы нашего алфавита. А для того, чтобы узнать букву отгадайте загадку.

Пестрая крякушка,

Ловит лягушек,

Ходит в развалочку, спотыкалочку.

Какой первый звук в слове? Утка [ у ]

Постановка темы и цели урока. Какой это звук? Что вы знаете? Гласный, не встречает преград , поётся.

Вы уже догадались, какую букву будем писать? У

Назовите тему нашего урока. Письмо буквы «у»

Какая цель урока сегодня? Научиться писать букву «у»

Изучение нового материала.(обучение письму строчной буквы «у») Давайте обратимся к прописи стр.11

Посмотрите на букву.

Сравнение печатных и письменных букв.

Из скольких элементов состоит буква? Из 2 элементов

Какие элементы встречались?

Показ на доске.(обратить внимание на то, как предотвратить типичные ошибки учеников)

Ставим ручку сверху рабочей строки и проводим короткую прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо, доводим до верхней линии рабочей строки. Проводим удлиненную линию с петлей внизу .



Давайте сначала пропишем отдельные элементы буквы в воздухе, а затем всю букву целиком.

Возьмите прописи и обведите элементы буквы.

Работа в прописи.

(письмо слогов по образцу в прописи, работа со словами данными в прописи) Сейчас мы с вами напишем букву «у» с соединением. Сначала с верхним соединением буквы с заглавной буквой « А», а затем со строчной буквой «а».

Ребята, прочитайте слова в прописи. Утка, бусы.

Сколько букв, звуков в первом слове? 4.

Во втором слове? 4

Сколько слогов в первом слове?

Сколько слогов во втором слове?

Составьте предложения с этими словами.

Тема: Письмо заглавной буквы М.
УМК:
Школа России

Класс: 1

Цель: Научить писать заглавную букву М.

Задачи:

1. Познакомить с элементами написания заглавной буквы М.

2. Учить различать написание строчной и заглавной буквы М.

3. Сформировать связь элементов буквы М с окружающей нас средой.

4. Продолжить работу над формированием каллиграфического письма.

Подведение к теме урока Игра «Доскажи словечко»

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной… (медведь) Регулятивные

В подполье, в коморке

Живёт она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? … (Мышка)

– Что объединяет все эти слова?

– Произнесите первый звук слова «медведь». С какого звука начинается слово? Какой он?

– Дайте характеристику этому звуку. Познавательные

– Произнесите первый звук слова «мышка». Коммуникативные

Дайте характеристику этому звуку.

У меня на доске вы видите изображения медведя и мышки и карточки со звуками, соотнесите звук с картинкой.

– Какой буквой обозначаются эти звуки?

Формирование зрительного образа заглавной буквы М в памяти обучающихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырёх форм буквы «М»: малой и большой печатных, строчной и прописной (заглавной) письменных.

– Чем они похожи? Чем отличаются? Регулятивные

– Скажите, из каких элементов состоит прописная буква «М»?
- Какие элементы нам уже встречались при написании других букв?
- Откройте прописи на стр. 7
- Мы с вами уже знакомы с написанием строчной буквы м, какие элементы вам уже знакомы?
- Как вы думаете, чем строчная буква м отличается от заглавной?
- Давайте еще раз проговорим, из каких элементов состоит буква м, только уже заглавная.
- Давайте сейчас попробуем сконструировать на доску нашу заглавную букву м.

Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти обучающегося.

Послушайте стихотворные строчки:

Ходят белые барашки по горам,

Словно пенные барашки

По волнам.

– Рисунок показывает, какие бывают волны: верх у них как белая пена.
- Посмотрите внимательно на изображение, как вы думаете на какие элементы буквы М похожи волны?
- А где еще в жизни вы видели элементы буквы М?

Подготовка к письму:

Упражнения для подготовки кистей рук к письму:

А) Идёт по парте человек,

Передвигая ножки.

А, если ножки смотрят вверх,

То получились? Рожки!

Б) Пальцы делают зарядку

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке,

Будут буковки писать.

В) Пара ножниц есть у нас,

Пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный,

Что разрежет лист бумажный?

Проверка посадки:

– Руки? (На месте)

– Ноги? (На месте)

– Локти? (У края)

– Спина? (прямая)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Посмотрите вверху страницы, у нас проиллюстрированы элементы написания буквы М, давайте их обведем, не забывайте про стрелки помощники.

Найди букву

Оборудование: набор букв (печатных, рукописных).

Педагог в произвольном порядке располагает на наборном полотне буквы (каждая из них может встречаться несколько раз). Детям предлагается сосчитать, сколько раз встречается на доске та или другая буква, названная педагогом.

Выигрывает тот, кто в течение всей игры давал наиболее правильные ответы.

Сложи буквы

Оборудование: у каждого ученика конверт с несколькими (три-пять) элементами букв, вырезанными из картона.

Педагог предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них нужно сложить две буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первым правильно справится с заданием.

Сортировка букв

Оборудование: у каждого ученика на парте три-четыре пары букв (рукописные и печатные), наклеенных или написанных по одной на карточке.

Педагог предлагает ученикам разложить все буквы в три-четыре столбика так, чтобы в одном столбике была одна и та же буква в разном написании. Выигрывает тот, кто первым правильно разложит все буквы.

Оборудование: мел.

Ведущий предлагает детям «прошагать» алфавит, на каждый шаг по порядку называя одну букву. При первой же ошибке игрок выбывает из игры, а то, насколько далеко он продвинулся, фиксируется отметкой мелом на полу. Выигрывает тот, кто сможет без ошибок «прошагать» весь алфавит.

Кто точнее?

Оборудование: набор букв.

Педагог вызывает по одному представителю команд и предлагает им произвольный набор из пяти букв, которые они как можно быстрее и точнее должны расположить в порядке алфавита. Затем вызывается вторая пара игроков, им также предлагаются комплекты букв и т.д. По сумме результатов определяется команда-победительница.

Поможем зверям

Оборудование: картинки, изображающие животных, с подписями.

Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята?»

Дети выходят по очереди к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, рассказав алфавит.

Примерный материал: слон, лев, тигр, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, дикобраз, енот, пантера, еж, носорог, рысь, шакал, хорь, антилопа и др.

Кто за кем?

Оборудование: набор букв.

Каждый ученик, называя свою фамилию, определяет, с какой буквы она начинается и берет соответствующую букву из набора. Если встречаются две фамилии с одинаковой первой буквой, педагог помогает определить, чья фамилия будет первой. Когда все ученики возьмут карточки, учитель предлагает им построиться в шеренгу по алфавиту.

Те ученики, которые неправильно определили свое место в шеренге, платят фант.

Библиотека

Оборудование: две-четыре стопки книг в зависимости от числа играющих команд.

Каждой команде ведущий дает одинаковое количество книг и предлагает разложить их так, чтобы фамилии их авторов располагались по алфавиту.

Выполнение задания проверяется коллективно. Выигрывает та команда, которая первой выполнит работу без ошибок.

Подбери букву

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные наборы букв.

Играют две команды. У каждого играющего - набор букв. Педагог показывает картинку, дети поднимают букву, с которой начинается название картинки.

В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

  • 1- й вариант. Педагог показывает букву, а дети из имеющегося индивидуального набора предметных картинок показывают ту, название которой начинается с показанной буквы.
  • 2- й вариант. Педагог показывает букву, а дети, имена которых начинаются с этой буквы, встают.

Оборудование: предметные картинки (жук, лев, сом, кот, оса, рак), набор букв (ж, с, е, к, к, к, р, в, о, а, т, а, а, л, у, е, м, о, о).

В игре участвуют 2-6 детей. Перед началом игры картинки поровну распределяются между игроками, буквы кладутся в мешочек (коробку) и перемешиваются. По очереди игроки достают буквы из мешочка. Если буквы, вынутой из мешочка, в слове нет, ее кладут обратно в мешочек, и следующий участник в игру вступает.

Выигрывает тот, кто первый составил из букв названия ко всем своим картинкам.

Наборщики

Оборудование: у каждого ученика - комплект букв.

Педагог называет в беспорядке буквы, дети определяют, какое слово может быть составлено из них и выкладывают его. За правильно выложенное слово ученик получает очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

Куда мы пришли?

Оборудование: предметные картинки, схематический рисунок ворот зоопарка.

На наборном полотне выставлены предметные картинки: зебра, окунь, оса, пингвин, аист, рысь, крокодил. На доске нарисованы ворота, верхняя часть у которых разделена на клеточки (по количеству букв в слове зоопарк).

Дети определяют в каждом слове-названии предметной картинки первый звук, находят соответствующую ему букву, вписывают ее в клеточки и читают получившееся слово.

Угадай предмет

Оборудование: набор предметных картинок, на тыльной стороне которых написана первая буква слова-названия этого предмета. Остальные буквы слова обозначены точками.

Перед началом игры картинки прикрепляются на доску так, чтобы дети видели лишь недописанные слова. От каждого ряда ученики по одному выходят к доске и завершают слова. Далее картинки переворачивают. Если слово соответствует названию картинки, ее забирает ученик.

Выигрывает ряд, сумевший получить большее количество картинок.

Сквозная буква

Оборудование: у каждого ребенка карточки с частично написанными словами.

Педагог предлагает детям вписать на карточки необходимые буквы так, чтобы получились слова, например:

к 0 * к к к к 0 к к к к 0 к к к к к? к к к к

Побеждают в игре пятеро детей, первыми правильно выполнившие задание.

Буквенная эстафета

Класс делится на несколько групп, по четыре человека в каждой. Для каждой группы учитель называет первую букву слова. Первый ученик группы записывает букву и дописывает еще одну, потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т.д. В результате должно получиться слово.

Выигрывает та группа, которая первой правильно написала слово.

Стол находок

Оборудование: предметные картинки с кармашками. В них вставлены карточки с названием предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной буквы (например, тиг * вместо тигр и т.д.); набор букв.

Педагог показывает детям картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную подпись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Дети по очереди выходят к доске, называют картинку, определяют недостающую букву в подписи, берут ее в «столе находок» и ставят на место.

Правильный ответ поощряется фишкой.

Какие животные спрятались в чемоданах?

Оборудование: мел.

На доске педагог выполняет схематические рисунки чемоданов, на которых изображены буквы:

о, к, а, к, ш а, м, ш, а, к е, у, т, п, х и др.

Выигрывает тот, кто быстрее даст правильный ответ.

Заполни пропуски

Оборудование: карточки со словами, мел.

Педагог заранее пишет на небольших карточках несколько слов и кладет их на стол так, чтобы дети не смогли прочитать написанное. Эти же слова он записывает на доске, но при этом часть букв пропускает, например:

р-к-т- и др.

Детям предлагается отгадать, какие слова задуманы педагогом, восстановить пропущенные буквы и сравнить их с теми, что записаны на карточках. Выигрывает тот, кто верно угадает задуманное слово (слова).

Поможем Незнайке

Оборудование: наборы букв.

На наборном полотне выставлены буквы:

а, и, з, м а, м, м, а в, л, о, к и др.

Педагог говорит: «Незнайку вызвали к доске и предложили из этих букв составить слова. Долго думал Незнайка, но так ничего и не придумал. Давайте, дети, поможем ему. Кто составит первое слово?...»

Живые буквы

Оборудование: набор букв.

  • 1- й вариант. Каждому ряду учеников дается набор букв - на каждого ребенка по одной букве. Педагог называет слово. Дети стоятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в руках.
  • 2- й вариант. Педагог дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети каждого ряда должны самостоятельно определить, что это за слово и выстроить соответствующую шеренгу.

Измени слово

Оборудование: наборы букв.

Один из детей выкладывает на доске предложенное педагогом слово, например, рак. После этого детям предлагается догадаться, как можно, изменив только одну букву, получить новое слово. Каждый новый найденный вариант выкладывается на доске, а его автор поощряется фишкой.

Выигрывает тот, кто предложит последний вариант изменения слова.

Подбери пару

Оборудование: набор карточек с написанными на них словами у каждого из игроков.

Педагог предлагает детям из имеющихся карточек составить пары слов так, чтоб в каждой паре одно слово отличалось от другого одной буквой. Выигрывают первые пять учеников, подобравшие пары слов.

Примерный материал: пар - парк, кот - крот, роза - гроза, рот - крот, сук - стук, ком - корм, каска - краска, зал - звал, лещи - клещи, бор - борщ, ужи - лужи, ужи - ужин, утка - шутка, кран - экран, лапа - лампа, ус - бусы, ос - кос, сорока - сорок, стол - ствол, так - танк, сон - слон, сор - спор, дал - ждал.

Подвижные буквы

Оборудование: карточки со словами и набор букв у каждого ученика.

Каждый ученик получает карточку с напечатанным на ней словом и буквы, составляющие это слово. Необходимо сначала выложить из букв слово, напечатанное на карточке, а затем переставить буквы так, чтоб получилось новое слово. Выигрывают пять учеников, первыми выполнившие задание.

Примерный материал: липа - пила, кот - ток, нос - сон, лапка, палка, рано - нора, маяк - ямка, карп - парк, марка - рамка, кулак - кукла, лес - сел, кот - кто.

Что изменилось?

Оборудование: набор букв.

Педагог выкладывает на наборном полотне слово из букв разрезной азбуки. Дети прочитывают его, после чего закрывают глаза, а педагог изменяет слово, добавляя или убирая буквы. Открыв глаза, дети прочитывают слово и определяют, что изменилось.

Выигрывает тот, кто первым правильно озвучит произошедшие изменения.

Примерный материал: бочка - ночка - точка; репка - лепка - кепка, шапка - папка - лапка; рука - ручка; пара - парта; мишка - миска; город - горох.

Что перепутал художник?

Оборудование: карточки со словами и предметными картинками: например, под словом «булка » нарисована белка, далее соответственно: «кот» - кит; «горка» - норка, «мышка» - мишка; «лужи» - лыжи; «ворота » - ворона.

Педагог рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Но... художником был маленький мальчик - рисовал он очень хорошо, а читать правильно еще не научился. Ребятам предлагается определить, какие ошибки допустил художник.

Дети по очереди называют картинки, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом, сравнивая по буквам пару слов.

Вариант. Может быть устроено соревнование между рядами учащихся, тогда за правильный ответ насчитываются очки.

  • Степанова