Тенденции развития семьи в современном мире статья. Семья в современном обществе. Проблемы развития молодой семьи и брака в современном обществе

Семья как социальный институт, представляет собой элемент порядка общественного устройства, призванного регулировать поведение её членов. Один из крупнейших английских социологов Энтони Гидденс дает следующее определение семьи. Семья – «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». Свою точку отчета семья начинает с момента вступления в брак, который представляет собой исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной. При помощи брака общество устанавливает правила, регламентирующие их супружеские права и обязанности.

Семью принято воспринимать именно как социальный институт , а не обычную брачную группу. Семья представляет собой систему взаимодействий и связей основанных на определенных ценностях и широком социальном контроле, имеющем свои стимулы и ограничивающие санкции.

При характеристике семьи как социального института говорят об этапах, которые образуют семейный или жизненный цикл семьи: заключение брака (начало существования семьи); появление ребенка; окончание деторождения (рождение последнего ребенка); «пустое гнездо» (образование собственной семьи последним ребенком); завершение жизненного цикла семьи (смерть одного из супругов).

Тенденции развития современной семьи. Одной из устойчивых тенденций является заметное снижение многодетности и среднедетности, следствием чего является рост малодетности. Рождаемость в целом в последние годы заметно возросла. Во многих городах и регионах России рождаемость и смертность сравнялись, но еще преобладает однодетная семья.

Следующей тенденцией в развитии современной семьи является нарастающая нуклеаризация (отделение родителей с детьми от других родственников). Все больше молодых супругов стремятся жить самостоятельно, без родителей, иметь свое собственное жилье. Такая направленность имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, супруги учатся самостоятельности, ответственности, учатся уважению и взаимопониманию. Но с другой стороны, молодым супругам вынуждены обходиться без помощи дедушек и бабушек, которая особенно востребована при появлении ребенка. Для развития личности детей общение с дедушками и бабушками часто оказывает благоприятное влияние, которого не достает при отсутствии постоянного контакта с ними. Негативным фактором нуклериализации является и заброшенность стариков. Тем не менее, автономия семьи, по-видимому, будет нарастать. Поэтому в задачу общества входит поиск форм, позволяющих преодолевать данные негативные тенденции.

Ещё одной важной тенденцией развития современной семьи является изменение стиля внутрисемейного взаимодействия, переход от повелительного общения к партнерскому. Данная тенденция получила название эгалитаризации или демократизации. В семьях, где возобладал данный стиль взаимодействия, за каждым членом семьи, не исключая ребенка, признаются не только обязанности, но и права. У каждого есть личное пространство, право иметь мнение, проявлять инициативу и т.д. Во многих семьях приходит понимание, что все ее члены нуждаются в уважении, внимании, заботе, терпимости и т.д. Разумеется, без личностной зрелости супругов и достаточно высокого уровня нравственной культуры, отношений, основанных на принципах равенства между супругами, возникнуть не может. Смена авторитарного взаимодействия к демократичным привела к преобразованию ролевых отношений между супругами. В данном случае говорят о переходе от взаимодополняемости к взаимозаменяемости.

Особенности современной семьи. В настоящее время, характеризуя отношение к браку, все чаще говорят о наличии в сознании современного человека установки на возможную его временность. Рост данной установки объясняется потребностью не только в брачном статусе, но и в брачном партнере, которая в сознании многих современных людей начинает преобладать. Способность преодолевать семейные трудности связывается с индивидуальными качествами партнера, отсутствие которых служит основанием для поиска нового партнера, обладающего необходимыми качествами. Требования к свойствам личности супруга увеличиваются, что означает возникновение перевеса ориентации на брачного партнера над статусом брачного союза и нежеланием продлевать брак, воспринимаемый как неудачный. Если же в сознании супругов потребность в обладании брачным статусом имеет значительный вес, то развод воспринимается как крайняя мера, и члены семьи настроены на действия по укреплению брака.

Официальный брак в сознании молодежи больше не ассоциируется с идеалом.. Популярность незарегистрированных браков растет в Швеции, Дании, США и Канаде. Не отстает в этом отношении и Россия, где такие браки часто не только не осуждаются, но даже поощряются, например, на некоторых психологических тренингах и в публикациях авторов, занимающихся психологической практикой.

Если говорить о факторах стабилизирующих семейные отношения, важно отметить другую особенность в развитии современной семьи, наблюдаемую в промышленно развитых странах мира. Речь идет о семье, которую принято называть бикарьерной. В данной семье признается равенство профессиональных интересов мужа и жены и оба супруга имеют высокую заинтересованность как в создании семьи, так и в построении карьеры по выбранному профессиональному пути. Такая семья обладает высоким уровнем единства в сфере межличностного взаимодействия и ценностных ориентаций. Супруги с одинаково высокой самоотдачей занимаются домашними обязанностями, заботой о теплоте внутрисемейного общения, готовы оказать помощь и поддержку друг другу с уважением относятся к профессиональным планам каждого из супругов.

Типы семей. При характеристике семей наряду с выявлением их индивидуальных особенностей принято относить их к определенным типам:

-патриархальная семья . В классическом виде данный тип семьи характеризуется большим составом. Под одной крышей в ней проживают большое число родственников. Детей в таких семьях обычно много, от них строго требуется почитание старших, соблюдение религиозных и национальных обычаев. Основной тип взаимодействия в таких семьях авторитарный. Мужчина – глава семьи, его слово – закон.

Нуклеарная семья. В промышленно развитых странах и среди городских семей России выражено стремление молодых супругов отделяться от родителей. Такие семьи получили название нукленарная. Обычно они включают в себя лишь два поколения: родителей и детей, которые ещё не вступили в брак. К категории нуклеарной относят также трехпоколенные семьи, где вместе с родителями и детьми, проживают ещё дедушки и бабушки. Молодые супруги в таких семьях часто желают жить самостоятельно, но из-за отсутствия возможности вынуждены жить с родителями.

Неполные семьи . В последнее время отмечается рост семей, состоящих лишь из двух человек (малые семьи). Данный тип семей имеет несколько разновидностей. В первую очередь к ним относят семьи разведенных либо овдовевших супругов. Материнская семья . В отличие от неполной семьи, мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. По данным отечественной статистики каждый шестой ребенок рождается в незарегистрированном браке. Среди матерей, имеющих внебрачных детей, преобладают две категории: до 19 и свыше 35 лет. Последние на этот шаг идут осознано, не надеясь на возможность иметь супружеские отношения. Из-за большого количества разводов и детей, рожденных вне брака, лишь два ребенка из трех в России имеют семью с двумя родителями.

Семья «пустые гнезда» - это семья родителей, где дети выросли и покинули отчий дом.

Функции семьи

Функции семьи связаны с удовлетворением потребностей ее членов. Современная социальная психология дает несколько вариантов характеристик функций семьи: деторождения и сексуальных отношений; интеллектуального общения; психологической разрядки; воспитательная функция семьи; хозяйственно-бытовых отношений. Рассмотрим данные функции более подробно.

Функция деторождения и сексуальных отношений. Забота партнеров друг о друге и выполнение социальных обязательств – рождение и воспитание детей, заботу об их здоровье, эмоциональном благополучии, принято соединять с проявлением высших чувств направленных и удовлетворение сексуальной потребности. Физиологическая обусловленность сексуальной потребности соединяется с интенсивными и устойчивыми чувствами, которые при помощи общественной культуры и личностного развития оформляются в стремление к жизнедеятельности, способной вызывать интерес у потенциального партнера и пробудить такие же интенсивные ответные чувства. Русский философ В. С. Соловьев характеризуя супружескую любовь, отмечает важный момент - эта любовь равная - каждый получает примерно то же, что и отдает.

Стабильность эмоциональной атмосферы в семье и взаимный интерес супругов друг к другу в значительной мере зависят от их способности прислушиваться к потребностям партнера во всех сферах, в том числе сексуальной, регуляции своего поведения, отношения супругов к детям и проблемам, связанным с их рождением, содержанием и воспитанием.

Функция интеллектуального общения. Исполнение интеллектуальной функции зависит от содержательной и эмоциональной насыщенности общения, готовности искать компромиссы и проявлять гибкость в поведении при столкновении мнений, умении чувствовать причастность и готовность делать свой вклад в решение проблем других членов семьи.

Говоря о степени реализации данной функции, исследователи часто отмечают влияние уровня образования супругов, наличие у них потребности в самосовершенствовании и интереса к различным областям науки и культуры, в том числе литературы, музыки, искусства, педагогики, психологии, техники и т.п. Отмечается также роль поддержания различных традиций, связанных в том числе и с профессиональной деятельностью родителей, например общесемейное увлечение народным творчеством, автоделом, шахматами, авиамоделированием и т.д. Поэтому не случайно дети семей педагогов, артистов, ученых, музыкантов, военнослужащих и т.д. продолжают традиции своих родителей или дедушек и бабушек.

Функция психологической разрядки важна для гармонизации внутрисемейных отношений. Она выражаетсяв эмоционально-психологической поддержке супругами друг друга, умении разнообразить свободное от работы время, в преобладающей эмоциональной атмосфере, раскрепащенности, доверительности внутрисемейных контактов. Для осуществления функции психологической разрядки большое значение имеет досуг. Особенно большое значение совместный досуг имеет для молодых семей. Имеются данные психологических исследований о том, что досуг влияет на эффективность профессиональной деятельности, поэтому в его организации заинтересованы работодатели, руководители организаций и общество в целом.

Воспитательная функция семьи проявляется во многих аспектах жизнедеятельности семьи и касается необходимости личностного развития всех её членов. Разумеется, в первую очередь она связана с формированием личности ребенка, систематическим психолого-педагогическим взаимодействием с ним, задающим направленность его личностного развития. Однако успешное осуществление данной функции связано не только с развитием личности детей, но и родителей, регулярным воспитательным воздействием каждого члена семьи друг на друга. На развитие личности ребенка и других членов семьи оказывают влияние такие особенности поведения и отношений как ожидания, сравнения, достижения, притязания, удовлетворенность своей ролью и др.

Функция хозяйственно-бытовых отношений включает ведение хозяйства, бюджета, организацию питания, покупку и содержание одежды, мебели, имущества, благоустройство жилища, создание уюта в нем и т.д. В её задачи входит также создание условий для сна и отдыха.

Совместная деятельность супругов по устройству быта способствует сближению интересов, развивает мотивационный и волевой компоненты их личности способствует формирования сплоченности в семье. Совместное ведение быта учит супругов выявлять области столкновения интересов и конфликтов и успешно их разрешать.

Структура семьи. Главной основой структуры семья является система ролей, которые исполняют все ее члены. Список основных ролей, которые могут исполнять члены семьи небольшой. Он включает следующий перечень: родительские (мать, отец), супружеские (муж, жена), детские (дочь, сын, брат, сестра), внутрипоколенные и межпоколенные (старший, младший, бабушка, дедушка) и т.д.

Успешное исполнение семейных ролей имеет большое значение для процветания семьи. Если у кого-то из членов семьи нет четкого представления о том, как исполняется та или иная его роль, то это отражается на эмоциональной атмосфере в целом. Взрослые должны обладать представлениями, что значит быть хорошими родителями, мужем, женой, матерью, отцом и т.д. Дети отвечают за роли брата, сестры, старшего, младшего, ребенка, школьника и т.д. все члены семьи должны иметь представление о нормах, исполняющих ту или иную роль: ответственность за распоряжением финансами; умение своевременно перестроиться в случае недостаточного финансированияведет к конфликтам, эмоциональному напряжению, потери чувства стабильности в эмоциональной атмосфере семьи и т.д.

Причиной неудовлетворенности взаимоотношениями в семье и создания конфликтных ситуаций может быть неумение сочетать противоположные роли. Такие конфликты часто возникают в семьях, члены которых принадлежат к трем и более поколениям. Молодые супруги в таких семьях должны научиться выполнять как роли родителей по отношению к своим детям, так и роли детей в общении со своими родителями. Для успешности семейного взаимодействия сегодня от супругов требуется большая гибкость и разносторонность в исполнении своих ролей.

Взаимоотношения представителей разных поколений в семье. Изменения в экономической, социальной, культурной и политической, неизбежно отражается на семье, в том числе на взаимоотношениях между поколениями, старые нормы взаимоотношений перестали быть актуальными, а новые в такой короткий исторический период еще не сформировались. Старшее поколение оказалось в ситуации, когда его практический и духовный опыт не востребован новым поколением. Формирующиеся ценности среднего поколения неустойчивы и не имеют достаточного авторитета у молодежи. Общество стремиться переложить воспитательную функцию на родителей. А возникающих противоречий с детьми, перекладывают ответственность на школу, СМИ и государство.

Условия успешного семейного воспитания. Взаимоотношения и взаимодействия родителей и детей, складывающиеся в семье, имеют определенные индивидуальные особенности и своеобразие. Все родители, часто не справляясь с этой задачей, уклоняются от разрешения это влияет на формирование индивидуальных черт личности ребенка. Однако какими бы необычными индивидуальными особенностями не отличалось общение детей и родителей в конченом итоге, оно отталкивается от какой-то одной позиции, которая и определяет принятый в семье взрослыми или одним из родителей стиль воспитательного влияния. В психологии выделяют три стиля семейного воспитания: попустительский – отказ от активного участия в воспитательном процессе, авторитарный – подавление ребенка, навязывание ему мнения взрослых и демократический – достижение согласия, внутреннего принятия ребенком необходимых форм поведения.

Особенности воспитания в многодетной семье. В настоящее время многодетной в большинстве регионов России принято считать семью, имеющую трое и более детей. Ученые приводят аргументы в пользу того, что трое детей является наиболее благоприятной ситуацией для воспитания. Один ребенок может способствовать развитию у родителей безрассудной любви и страха за его жизнь. Наличие двоих детей в семье часто порождает соперничество между ними за родительскую любовь.

Говоря о воспитательном потенциале многодетной семьи, исследователи выделяют как преимущества, так и недостатки. Среди положительных сторон указываются следующие:

Помощь родителям по хозяйству, присмотр за младшими братьями и сестрами и игры с ними;

В подражании младшие дети легче перенимают многие полезные навыки (учебные, бытовые, общения и т.д.) от более старших детей, чем от взрослых;

Жизнь в разновозрастном и разнополом детском коллективе при условии благоприятного эмоционального климата в семье способствует формированию самостоятельности, ответственности, гибкости поведения и устойчивости к стрессовым ситуациям;

Необходимость распределения родительского внимания между всеми детьми, способствует формированию восприимчивости к интересам и проблемам окружающих;

Большое количество детей в семье увеличивает и число проблем, связанных с возрастными и личностными особенностями детей, решением которых должны заниматься родители. В то же время на практике родители склонны большую часть имеющихся у них сил и времени тратить на маленьких детей. Старшие дети в такой ситуации могут оставаться без содержательного и духовно-насыщенного общения с родителями, в результате чего оказаться предоставленными самим себе и в конечном итоге быть захваченными улицей, дворовой компанией и т.д.

Специалисты, занимающиеся проблемами многодетных семей, отмечают неизбежное возникновение конкуренции и соперничества между братьями и сестрами в них. Чем меньше разница в возрасте, тем острее обнаруживается данная проблема. Родители часто не придают этому особого значения или даже более того сравнивают детей между собой при общении и попытке оказать воспитательное влияние, из-за чего данное соперничество становится ещё более ощутимым.

Еще одним существенным недостатком для воспитания в многодетной семье является нехватка уединения. Уединение способствует очень важной для плодотворного развития личности рефлексии. Посидеть в тишине, собраться с мыслями, обдумать какие-то дела, прийти к состоянию эмоционального равновесия – все это часто является крайне затруднительным в многодетной семье даже при наличии просторной квартиры, не говоря уже о том, когда жизненное пространство стеснено. Родители должны видеть в ребенке полноправного члена семьи, к его правами и потребностями относятся с уважением, к его проблемам – с пониманием, сочувствием и готовностью оказать необходимую моральную или интеллектуально-духовную помощь.

Специфика семьи с приемным ребенком. Помимо обычных трудностей, вызванных ошибками стиля родительского поведения, в семьях с приемными детьми добавляются еще и специфические трудности. Поэтому взаимодействие с такими семьями от классного руководителя требуют большей собранности и подготовленности.

Заметной проблемой, характерной для российских семей, решившихся на усыновление, является вопрос о том, говорить ли ребенку правду о его появлении в семье? Значительная часть семей не идет на то, чтобы ребенок знал о своем усыновлении, полагаясь на то, что родных родителей дети будут любить сильнее. В результате в семье появляется напряжение, вызванное страхом раскрытия тайны. Вне зависимости от того, будет ли когда-нибудь раскрыта эта тайна, данное напряжение порождает тревожность у всех членов семьи, негативно отражаясь на развитии личности ребенка. В случае же внезапного раскрытия данной тайны, отягощенной к тому же каким-либо ярким эмоционально-негативным событием это чревато значительными отрицательными последствиями для психики ребенка, вплоть до суицидальных попыток. По мнению специалистов, ребенку необходимо знать правду о его усыновлении. Об этом ему следует сообщить ещё в дошкольном возрасте, объясняя это тем, что у него не оказалось своей мамы вначале, поэтому новые родители полюбили его и захотели стать его папой и мамой.

За рубежом данное правило уже давно стало определяющим при усыновлении ребенка. От детей там не принято скрывать правду об их усыновлении. Родители обладают твердым убеждением, что родным ребенком является тот, которого любят и о всестороннем благополучии которого заботятся. Вскоре такое отношение чувствует и сам ребенок, принимая новых родителей всем сердцем.

Если же родители не могут дать усыновленному ребенку необходимой любви, сопряженной с терпением и внутренней работой, направленной на привитие ему социально-ценных качеств, то типичные проблемы детско-родительских отношений начнут усугубляться недоверием к ним и исподволь зарождающегося желания найти своих настоящих родителей.

Приемные родители нередко предъявляют ребенку завышенные требования, из-за чего может возникнуть взаимное эмоциональное отдаление. Между тем ребенок нуждается в родительском тепле и моральной поддержке. Приемные родители обычно ждут быстрых результатов воспитания, а не получив их, вину сваливают на «дурную» наследственность. В то же время к несовершенству родных детей родители склонны относиться более снисходительно.


В следующем номере)

XX век: от крестьянской семьи к городской

Семья в новой социальной среде

В начале XX века преобладающим типом семьи в России была традиционная крестьянская семья, и мало кто думал, что дни ее сочтены и понадобится всего несколько десятилетий, чтобы под натиском форсированной индустриализации и урбанизации такая семья в России ушла в прошлое — как и сама традиционная российская деревня.

Можно по-разному относиться и к самим этим переменам, и к методам, которыми они осуществлялись, но невозможно оспорить их конечного результата. Уже к середине минувшего столетия в России количественно преобладали семьи городских жителей, и доля таких городских семей все время росла. Между 1926 и 1989 г. численность населения России увеличилась на 59%, численность городского населения — в 6,6 раза, число городских семей — более чем в 8 раз.

Число городских семей быстро увеличивалось, потому что бурно росло городское население, а это в свою очередь было следствием перемещения большей части рабочей силы из сельского хозяйства в несельскохозяйственные отрасли, стремительного распространения промышленных и других городских видов занятий. При этом производственная деятельность все большего числа людей перемещалась за пределы семьи и превращалась для большинства из них в труд за зарплату. В результате семейные и производственные обязанности отделялись друг от друга в пространстве и времени, их сочетание усложнялось. В России, как и в некоторых других республиках бывшего СССР, эти общемировые тенденции были доведены до крайности, в частности в том, что касается женской занятости (она почти не отличалась от занятости мужчин в 1970-1980-е годы).

Еще одно ключевое изменение, которое также не могло не сказаться на семье и семейных ролях, — стремительный рост уровня образования мужчин и особенно женщин. В России даже в 1920-е годы проблемой была обычная грамотность, умение читать и писать. Начиная с поколений, родившихся во второй половине 1930-х годов, быстро росла доля мужчин и женщин, получающих высшее или среднее образование. У мужчин, родившихся в первой половине 30-х годов, среднее или высшее образование получали 333 человека на тысячу, у женщин — 294. Для родившихся тридцать лет спустя, в первой половине 60-х годов, соответствующие показатели были 911 и 947.

Резко выросшие требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения также не могли остаться без последствий для семьи, ибо очень сильно увеличились затраты на каждого ребенка и продолжительность срока их содержания родителями. А так как параллельно с этими изменениями довольно быстро снижалась детская смертность, одновременно увеличивалось и число выживающих детей, и объем затрат (не только денежных, но и времени, эмоциональной энергии и т. п.) на каждого из них.

Семья оказалась перед новыми вызовами, на многие из которых она не готова была ответить. Нарушилась свойственная крестьянской семье тесная связь между числом едоков и числом работников. Теперь потребности семьи при прочих равных условиях зависят от числа и возраста ее членов, прежде всего детей, остающихся иждивенцами намного дольше, чем прежде, а экономические ресурсы — от оплаты труда имеющихся в ее составе работников. Прямой связи между тем и другим нет.

Кроме того, в новых условиях, чтобы дать детям образование, обеспечить необходимый уровень заботы о здоровье членов семьи и т. п., понадобились особые профессиональные знания, специальные учреждения с развитой инфраструктурой, заменить которые семья не может. Ответом на эту новую ситуацию во всем мире стало развитие современных образовательных и медицинских учреждений, систем социального обеспечения, берущих на себя иждивение некоторых нетрудоспособных членов семьи (например, пенсионеров, инвалидов), помощь матерям с детьми и ряд других функций материальной поддержки семьи, а также развитие сферы бесплатных или частично оплачиваемых услуг, доступ к которым не связан жестко с доходами семей (образование, здравоохранение и пр.).

В итоге резко возросли даже минимальные «вложения в человека» — причем как вложения семьи, так и вложения общества, тогда как ресурсы и семьи, и общества в 1920-1930-х годах были более чем ограниченными. Стоит ли удивляться, что подобно тому, как это происходило в других странах, в России началось быстрое снижение рождаемости, которое стало ответом одновременно и на снижение детской смертности, и на рост «стоимости» человека.

Быстрое снижение рождаемости коренным образом изменило все «расписание» семейной жизни. Вынашивание и вскармливание детей, занимавшее десятилетия жизни крестьянской женщины, теперь укладывалось в несколько лет, причем период, на который приходятся эти годы, женщина может выбирать сама. Пространство специфических биологических материнских функций, занимавшее огромное место в жизни традиционной семьи, резко сузилось, и соответственно расширилось поле других, свободно выбираемых социальных функций. Существенно менялась вся конфигурация семейной жизни.

Мир, в котором существовала семья, стал иным, не могла не измениться и семья: ее основополагающие функции, образ жизни, ритм формирования, семейные роли, внутрисемейные отношения, семейная мораль — все вступило в полосу обновления.

Перемены в размере и составе семьи

Сразу после революции и гражданской войны большие семьи еще удерживали свои позиции. В 1920 г. средний размер сельской семьи (тогда преобладавшей) составлял 5,6 человека, но с конца 1920-х годов размер семьи стал быстро сокращаться.

На протяжении всей второй половины столетия, особенно в 1970-1980-е годы, увеличивалась (прежде всего в деревне, где это было связано с миграцией молодежи в города) доля самых маленьких семей, состоящих из двух человек, и неуклонно сокращалась доля семей с пятью и более членами. Доля же средних семей, состоящих из трех-четырех человек, превысив к 1970 г. 50%, оставалась затем довольно устойчивой.

К концу XX века в Российской Федерации наиболее распространенными были три разновидности семьи: а) супружеская пара с детьми или без детей; б) один из родителей с детьми; в) супружеская пара с детьми или без детей с одним из родителей супругов и другими родственниками.

Процесс перехода к супружеской семье в России продвинулся очень далеко, но, возможно, все же еще не закончился. Одной из причин этого может быть недостаточная жилищная обеспеченность, которая в ряде случаев может препятствовать полному обособлению супружеской семьи.

Поскольку практически все пожилые люди в России получали пенсию, в основном именно дети образовывали группу иждивенцев. В среднем на одно домохозяйство приходилось 0,8 иждивенца, а на одного экономически занятого — 0,6.

Новый смысл брака

Объективный смысл института брака всегда заключался в том, что он создавал социальные рамки отношений мужчины и женщины в той части этих отношений, которая касалась сексуальной жизни и производства потомства. Конечно, существовало еще множество функций — экономических и социальных, — которые попутно выполнял брак, множество отношений, которые регулировались с его помощью. Но такие отношения, например имущественные, между членами семьи могли существовать (и существовали) и независимо от брака, а права и обязанности, связанные с сексуальной жизнью и производством потомства, как правило, давал только брак.

Эти права и обязанности, определявшие в основных чертах как систему отношений между супругами, так и относительную обособленность супружеской пары от внешнего мира, не были кем-то придуманы. Они с необходимостью предписывались всеми условиями, в которых жил человек прошлого, но прежде всего — условиями демографическими. Высокая смертность во все прошлые эпохи делала необходимой устойчиво высокую рождаемость, обеспечить которую можно было, только подчинив связанное с производством потомства массовое поведение людей жестким правилам. Нужно было сделать одновременно и обязательной, и неразрывной цепочку, связывающую между собой половой акт, зачатие, вынашивание, рождение, вскармливание и выхаживание детей. Именно такую неразрывность обеспечивал традиционный брак. Все мировые культурные и религиозные традиции, культурные, а затем и правовые нормы одобряют и даже освящают вступление в брак, разрешают половую жизнь только в браке и запрещают вмешательство супругов, способное воспрепятствовать зачатию, вынашиванию или рождению ребенка.

Разумеется, никогда не было недостатка в нарушении норм и различных отклонениях от них, иногда даже санкционированных культурой. Но это не могло поколебать самих норм, так как они отвечали базовым условиям существования людей, что и находило отражение во всех фундаментальных социальных установлениях. И если говорить о широких слоях российского общества, то они сохраняли приверженность традиционному браку, а общественное мнение в целом оставалось «высоконравственным» в том смысле, что разделяло издавна сложившийся нормативный взгляд на ценности брака и его предназначение, а всякого рода отклонения от нормы осуждало как некое моральное извращение.

Однако то, что было оправдано или, по крайней мере, объяснимо в крестьянской России XIX века, постепенно теряло смысл в России века XX. Снижение смертности и особенно рождаемости в стране, как и везде в мире, поставило под сомнение необходимость слитного брачного, полового поведения, а также поведения в отношении деторождения. Союз мужчины и женщины стал более интимным, в одних случаях более глубоким, в других — более поверхностным, но всегда не слишком требующим внешнего, официального оформления брачных уз. Повышается избирательность в поиске долговременного партнера в супружестве, но понижаются требования к кратковременным сексуальным партнерам, связь с которыми вовсе не обязательно превращается в прочный брак. Такие связи воспринимаются и самими партнерами, и социальным окружением как подготовка к браку, как эпизоды на пути проб и ошибок. Возраст полового дебюта все чаще перестает совпадать с возрастом вступления в брак, момент начала фактического брака, даже если он впоследствии и регистрируется, отделяется от момента регистрации, время зачатия или рождения детей становится мало связанным со временем начала фактических брачных отношений и т. д.

Хотели того люди или нет, их индивидуальный жизненный путь, включая и его семейную составляющую, должен был вписываться в совершенно новые рамки, которые создавались происходившими в стране глубокими многосторонними общественными переменами. Менявшиеся демографические, экономические, психологические условия жизни семьи все больше уводили людей от традиционных моделей поведения и требовали поиска новых, единственное бесспорное преимущество которых заключалось в том, что они лучше прежних отвечали требованиям жизни. Но это вовсе не означало, что новые формы организации личной жизни, семьи, брака, вписывающиеся в новые условия, не принесли с собой и новых напряжений и проблем. А сверх того существуют еще проблемы переходных состояний, когда прежние семейные формы уже сходят со сцены, а новые еще не вполне утвердились. А это именно та ситуация, в которой оказалась российская семья в минувшем столетии.

Противоречия процесса модернизации российской семьи

К началу XX века более свободные, более современные формы семьи стали складываться в российском обществе прежде всего в том его слое, который получил название «интеллигенция». Здесь постепенно утверждалась «буржуазная», городская семья. Она невелика по размеру, состоит из супругов и небольшого числа детей, но главное ее отличие — в характере отношений между мужем и женой, между родителями и детьми. В них гораздо больше интимности, демократизма, признания самоценности каждого члена семьи. Именно такая семья становится колыбелью нового фундаментального принципа семейных отношений, прямо противоположного прежнему: теперь это не человек для семьи , а семья для человека .

Однако «эволюционное» начало в неизбежном историческом преобразовании семьи в России было оттеснено «революционным». В первые послереволюционные годы критика патриархальной семьи приобрела радикальный характер и переросла в отрицание не только архаичных, отживших форм семьи и принципов семейных отношений, но и института семьи как такового. Официальные идеологи того времени были убеждены, что «в коммунистическом обществе вместе с окончательным исчезновением частной собственности и угнетения женщины исчезнут и проституция, и семья» (Н. Бухарин), что «место семьи как замкнутого мелкого предприятия должна занять законченная система общественного ухода и обслуживания» (Л. Троцкий). Антисемейное идеологическое поветрие было весьма далеко от реальных требований времени и в своем крайнем виде продержалось недолго. Уже в конце 1920-х годов начинается движение маятника в противоположную сторону. Советское государство очень быстро отказалось от следования «революционной теории» и во многом стало возрождать ценности традиционной семьи. Но стремление к военно-промышленной мощи, подстегивание индустриального и городского роста, а тем самым и распространения городского образа жизни, рост независимости женщин и уровня образования были несовместимы с сохранением традиционных семейных отношений.

Следует добавить, что мобилизационное напряжение советских десятилетий не допускало существования каких бы то ни было конкурирующих с государством автономных институтов с их собственной системой принятия решений. Не могла быть таким институтом и семья — ни традиционная, ни городская. Поэтому в советское время в явном или неявном виде восстановленный принцип человек для семьи дополнился новым принципом: семья для государства . Власти очень скоро научились использовать громкое морализирование в патриархально-семейном духе, что позволяло бесцеремонно вмешиваться в жизнь семьи: морализаторскими заклинаниями сопровождались запрет аборта, ограничение разводов, непризнание незарегистрированных браков, повышенное внимание к «моральному облику» при назначении на «ответственные» должности, вмешательство «общественности» в семейные дела, преувеличенное целомудрие официального искусства.

Эволюция взглядов на семью в последние десятилетия XX века отражала объективные процессы постепенного утверждения городской семьи в новом социальном мире, ее возрастающую тягу к самостоятельности, «суверенности», хотя, конечно, десятилетия государственного патернализма оставили глубокий след. Но все же разрыв с идеями всеобъемлющего патернализма, равно как и тесно связанным с ним принципом семья для государства , к концу столетия обозначился довольно четко. С принципом человек для семьи дело обстояло иначе. Он был основательно укоренен в культуре. Массовое сознание долго не могло освободиться от заветов патриархальности. И все же при всей важности устойчивых идеологических позиций их влияние на реальное развитие событий не абсолютно. Старая патриархальная семья с присущими ей ценностями действительно разрушалась, и это подрывало не только классический принцип человек для семьи , но и его советское дополнение принципом семья для государства .

Какое-то время казалось, что в России, как и в других развитых странах, место старой семьи заступает новая, достаточно стабильная супружеская малодетная семья городского типа, сильно отличающаяся от патриархальной, но все же сохраняющая по отношению к ней и определенную преемственность. Однако тенденции развития европейской семьи самого последнего времени заставляют усомниться в надежности такого прогноза. Судя по всему, поиск новых форм организации личной жизни человека выходит за рамки супружеской семьи и пока далеко не завершен, так что исследователям не остается ничего иного, как наблюдать за происходящими изменениями, стремясь понять их не всегда ясный глубинный смысл.

Эта задача стоит и перед исследователями российской семьи, которая, хотя и не совсем синхронно с европейской, также быстро видоизменяется, о чем свидетельствуют все количественные показатели, все новые параметры жизненного цикла семьи — возраст вступления в брак и продолжительность жизни в браке, количество регистрируемых и нерегистрируемых браков и их соотношение, доля одиноких, число разводов и повторных браков, число детей, возраст родителей при их рождении, доля внебрачных рождений, размер и состав семьи на разных этапах ее жизненного цикла. Конкретные значения этих показателей будут рассмотрены и прокомментированы далее.

В наши дни во всех странах, особенно в странах Запада, семья переживает качественные изменения в связи с гло­бальными социальными и экономическими процессами (ин­дустриализацией, урбанизацией и др.)-

Для большинства стран Европы, США, России характерна нуклеарная семья (жена, муж и дети) с добавлением одного или двух родителей супругов. Этот вариант семьи, очевидно, возник как попытка справиться с некоторыми типичными для современной городской жизни проблемами. Правда, в сельской местности все еще сохраняется большая неразделен­ная семья, состоящая из нескольких семейных групп. Они обычно расселяются по соседству и принимают участие в об­щей деятельности (например, обработке земельных участков).

Традиционные роли, при которых женщина вела домаш­нее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хо­зяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, сме­няются ролями, при которых множество женщин участвуют в производственной, политической деятельности, экономиче­ском обеспечении семьи и принимают равное, а иногда ве­дущее участие в семейных решениях.

В настоящее время единство семьи все меньше зависит от социальных норм и санкций (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, разработанных ритуалов) и все больше - от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Фактически происходит




Разделение институтов брака и семьи. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растет количество «сво­бодных», юридически не оформленных семейных союзов и рожденных в них детей.

В современных обществах индустриального типа проис­ходит снижение ценности семьи с детьми и единства всех семейных поколений. Падает рождаемость, растет количест­во разводов, увеличивается частота добрачных половых свя­зей, ранних рождений. Отмечают рост числа отказов от де­тей и даже случаи их убийств, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Растет предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жиз­ни, включая рост числа одиночек, неполных семей, брачных сожительств. Усиливается девиантное поведение в се­мье - злоупотребления алкоголем и наркотиками, семейное насилие. Эти негативные явления и тенденции наблюдают­ся и в России, и в странах с благоприятной экономической и социально-политической ситуацией - в США, в странах Европы и др.

Анализируя причины отмеченных явлений и тенденций, ученые разделились на две группы.

Представители первой считают позитивные и негативные изменения частными проявлениями общего и в целом про­грессивного процесса модернизации семьи, смены одного ее типа (традиционного) другим (современным). Сторонники данного подхода говорят о временных и локальных проблем­ных семейных ситуациях, связанных главным образом с неодинаковой скоростью модернизации различных подсис­тем общества на отдельных территориях и в отдельные периоды.

Представители другой группы те же самые семейные из­менения рассматривают как исторически конкретные выра­жения системного кризиса семьи, вызванного не какими-то случайными негативными явлениями и ситуациями, а ко­ренными, сущностными чертами индустриально-рыночной цивилизации. Кризис, охвативший семью и ценности семей­ного образа жизни, сторонники этого подхода считают гло­бальной проблемой современности.

Ситуацию в России некоторые социологи считают катаст­рофической. Распадается каждый второй брак. 70% разво­дов приходится на молодые семьи. Каждый третий ре­бенок рождается вне брака. Ежегодно рассматриваются десятки тысяч заявлений о лишении родительских прав. Младенческая, детская и материнская смертность остается пока на значительно более высоком по сравнению с разви­тыми странами уровне.

Особо остро стоят проблемы неполной семьи, В такой се­мье воспитывается каждый седьмой ребенок в России. В ре-


Зультате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей. Эти семьи имеют меньшие возможности для содержания и воспитания детей. За 1990-2000 гг. вдвое увеличилось (до 637 тыс.) число детей в государствен­ных интернатах. Только 10% находящихся в них детей не имеют родителей. Остальные являются социальными сиро­тами, т. е. имеют живых кровных родителей. Значитель­ная их часть - дети из неполных семей.

Важнейшая причина социального сиротства - рост бед­ности. В 2000 г. реальные доходы населения составили толь­ко 35,8% от уровня 1990 г., коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционны­ми бедными - неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семья­ми, семьями с малолетними детьми, в России появились так называемые «новые бедные» - полные семьи с работающи­ми родителями и 1-2 детьми; они составляют половину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, семьи безработных.

Проблема укрепления семьи стоит чрезвычайно остро. Возможности ее решения видятся в поддержке семьи со сто­роны государства и общества.

1. Одной из тенденций развития семьи является то, что семья стреми­тельно идет от многодетности, среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала. В некоторых областях России смертность превысила рождае­мость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребенка, его личностные качества, в целом, на детско-родительские отношения, особенно тогда, когда в семье есть деду­шки и бабушки.

2. Следующей тенденцией является процесс личностной автономии семьи. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей, что влечет за собой и положительные и отрицательные моменты. С одной стороны, молодая семья раньше приобретает самостоятельность, ответствен­ность, легче проходит процесс адаптации молодых супругов друг к другу. Но с другой стороны, молодая семья лишается зачастую систематической помощи родителей, которая им необходима, особенно в период рождения ребенка. Нарушается в этом случае и постоянное общение с дедушкой и бабушкой, которое очень благотворно для внуков. Отсутствие таких контак­тов нарушает преемственность поколений, когда дети не знают даже своих близких предков. В этом случае появляются и заброшенные одинокие ста­рики. В связи с ростом личностной автономии семья, вероятно и дальше будет развиваться в этом направлении. И тут задача заключается в том, чтобы смягчить негативные следствия этого процесса.

3. В семье наблюдается активный процесс эгалитаризации и демократизации внутрисемейных отношений. В эгалитарной семье отношения между супругами, родителями и детьми чаще, хотя и не всегда строятся на основе партнерства, признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребен­ком, не только обязанностей, но и права на автономию, инициативу и свободу. В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом плане по сравнению с традиционной семьей. И мужу и жене необходимы понимание, уважение, внимание, забота, поддержка, терпимость в отношениях друг к другу, что связано с необходимостью удовлетворения эмоциональных потребностей личности. Семья становится биархатной, такой семьей, в основе которой лежит справедливое равенство двоих. Женская эмансипация в большой степени способствовала тому, что справедливое равенство в семье между супругами становится непременным условием благополучия и счастья семьи. Идет перераспределение власти в семье. Демократизация супружес­ких отношений быстрее осуществляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семьях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными. Сложнее и труднее идет про­цесс демократизации между поколениями. Еще многие родители придержи­ваются авторитарных методов воспитания, используют приказания, категорические требования, запрещения без особых разъяснений, физические наказания.

4. Для развития современной семьи характерен рост разводов. Развод перестал быть страшным. Общественное мнение стало воспринимать раз­вод как явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. В семье наблюдаются существенные перемены. Сегодня появились совер­шенно новые типы семьи. Если в социалистическом обществе на основе про­фессиональной деятельности выделялось три социальных типа семей: рабо­чих, колхозников и интеллигенции, то в новых условиях можно выделить семью миллионера, семью бизнесмена, уличного торговца, семью безработ­ного и т.д. Эти семьи наряду с традиционными семейными проблемами, порождают новые проблемы психологического и социокультурного плана, такие как ребенок и заработок, ребенок и секс, ребенок и духовное его развитие и др. При этом члены таких семей не только не знают, как их решать, но зачастую и не видят их. Например, семья уличных торговцев. Родителей нет дома целыми днями, дети предоставлены самим себе.

Дефицит родительского внимания компенсируется деньгами, вещами. Воспитательный потенциал такой семьи невелик. Интересна в воспитатель­ном плане и семья безработного, в которой родители, теряя возможность содержать семью, теряют авторитет у детей. У ребенка разрушается чувство безопасности, которое ему необходимо для нормального роста и развития. В семье воцаряется неуверенность, напряженность, страх за детей и семью в целом.

XX веке, наряду с семьями, состоящими из супругов с детьми и без детей, получили распространение и ряд нетрадиционных моделей семьи. Альтернативой полных семей являются неполные семьи с одни родителем. Неполная семья - результат овдовения или развода. Процент разводов по отношению к бракам все время растет. Эта тенденция подтверждает новые особенности семейной жизни - наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Все больше детей остается без одного из роди­телей. Материнская семья исходно внебрачна. Внебрачные рождения растут более быстро, чем брачные. Наибольшее и увеличившееся распрост­ранение материнская семья получила среди 15-19 летних подростков и женщин после 35 лет.

5. В последнее время широкое распространение получили семьи, альтернатив­ные браку. Это прежде всего внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регист­рируют его, когда может или уже появился ребенок. Сожительство – это удел молодых. Его пик приходится на вторую половину третьего десятиле­тия жизни индивида. В последующем идет снижение удельного веса таких отношений. Либерализация общественного мнения по отношению к сожи­тельству обуславливает взгляд на него как на нормальное явление и не дает оснований говорить об уменьшении их количества в будущем.

Хочется отметить еще одну своеобразную форму брака – это так называемый Годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. У. Годвин утверждал, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее самостоятельному развитию супругов вследствие несовершенства людей и различия их склонностей и потребностей. «Брачный сепаратизм», как известно, это попытка разрешить напряжение, возникшее между мужем и женой путем их временного разъезда. Кроме того, чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, тем полнее индивид такого социума сознает себя как индивидуальность. Тем насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция прослеживается и в семье.

С появлением «новых русских» широкое распространение получила еще одна модель альтернативной семьи, которой сербский юрист М. Босанац дал название «семья-конкубинат», означающее возможность мужчины жить в официальном браке и при этом иметь параллельный союз с другой женщи­ной, имеющей от него внебрачного ребенка или, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубиной.

При этом он выполняет обязанности мужа, отца по отношению к той и другой семье. Зачастую женщины знают о существовании друг друга и не возражают против этого.

6. В настоящее время, как утверждает известный российский социолог С.И.Голод, можно говорить о том, что семья в своем развитии выходит на стадию супружества. Понять это можно так: норма семейной жизни меняется – родители в такой семье отказы­ваются полностью подчинять собственные интересы интере­сам детей. Основные семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии стано­вятся естественной базой для межпоколенных отношений «родители-дети».

Муж и жена, безусловно, всегда составляли основу семьи и были супругами. Но это был либо союз экономический, либо реп­родуктивный, либо воспитательный, но не союз-супружество. Супружество же – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое мораль­ными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Прин­ципы, лежащие в основе супружества, реализуются в результате социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширение изби­рательности, рост внутренней ответственности и автономии от социальных общностей) и распространением этих качеств на женщин, что, конечно же, было бы невозможным без их экономической и гражданской эмансипации.

Семья-содружество способствует индивидуальному развитию, которое осуществляется через раскрытие индивидуального своеобразия каждого из супругов. В такой семье отношения между супругами определяются не род­ством (как в патриархальной семье) и не рождением детей (как в детоцентристском типе), а свойством. В границах одного семейного типа возникают богатые и разнообразные отношения между полами и поколениями, созда­ются широкие возможности для самореализации каждого индивида.

7. Характерным признаком постсовременной семьи, как в России, так и за рубежом, является автономия супругов. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, чем ярче член такого социума сознает себя как индивидуальность, тем, в принципе, насущнее его потребность в обособлении. Со­звучная тенденция, без сомнения, прослеживается и в семье. Здесь, в частности, автономность выражается в том, что интересы каждого из супругов шире семейных и круг значи­мого общения для каждого из них выходит за рамки супру­жества. Их эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями, традициями и внешними предписаниями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическим идеалом и нравственными ценностями.

Ребенок в постсовременной семье осознает, что его обя­занности (и ответственность) по отношению к родителям состоят не столько в регулярной помощи в домашнем хо­зяйстве или в успешной учебе, сколько в том, чтобы полнее использовать возможности, предоставляемые ему для разви­тия и реализации своих способностей и таланта. В свою очередь, родители, отходя от скрупулезной регламентации, поддерживают этику самореализации как социально-нрав­ственную ценность. Впрочем, это всего лишь эскиз, требую­щий тщательной проработки.

В современном типе семьи опека подростка, как прави­ло, продолжается долго - вплоть до брака. Для постсов­ременного же, напротив, характерно поощрение юношеской самостоятельности. Супружеская семья - исторически на­именее стереотипизированное образование. Если иметь в виду зрелую ее стадию, то здесь открываются уникальные возможности для разнообразных и богатых отношений между полами и между поколениями, появляются широкие возможности индивидуальной самореализации для всех.

В то же время возрастут требования к качеству межлич­ностных отношений, взаимной терпимости, уважению прав и достоинства личности каждого члена семьи.

8. В последнее время в семье отношения между мужем и женой строи­лись по принципу взаимозаменяемости, где отсутствовало жесткое закреп­ление обязанностей. Но в то же время намечается тенденция, связанная с традиционализацией семейных ролей: за мужчиной закрепляется роль добытчика, кормильца, а за женщиной роль хранительницы семейного очага, матери. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут безбедно содержать свою семью, жена становится хозяйкой дома со всеми вытекающими отсюда обязанностями, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Такая традиционализация носит зачастую вынужденный харак­тер и не всегда и не во всем соответствует потребностям, как женщин, так и мужчин и даже, в целом, всего общества. Поэтому в процессе обществен­ного развития должны быть найдены новые механизмы, соответствующие правам отдельных членов семьи и поддерживающие эффективное выпол­нение семьей своих основных функций в изменяющихся социально-экономи­ческих условиях.

Итак, семья может рассматриваться как социальный ин­ститут, семейная группа, выполняющая определенную соци­альную задачу. Можно выделить следующие основные функ­ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

Функция воспроизводства потомства путем деторожде­ния или усыновления. Она является, очевидно, не чисто био­логической, а, скорее, биосоциальной, если иметь в виду как факт регулирования рождаемости и планирования семьи, так и то, что детопроизводство предполагает воспроизведение в но­вом поколении всего богатства социальных отношений и ду­ховных ценностей общества. Следовательно, функция воспро­изводства имеет не только материальные, но и духовные осно­вания. Эта функция носит комплексный характер, так как в «снятом виде» содержит некоторые другие функции.

Функция социализации детей способствует выполнению ими определенных социальных ролей в обществе, интеграции де­тей в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйствен­но-экономической функцией семьи, поскольку воспитание де­тей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними, т.е. с рекреационной функции.

Хозяйственно-экономическая функция семьи всецело свя­зана с материальной стороной, однако, как и другие функции, детерминируется господствующей в обществе культурой образа жизни и отношений. Возрождение в России института частной собственности, развитие индивидуально-трудовой деятельности и фермерского хозяйства в значительной степени делает се­мью, как и до революции 1917 года, производственной едини­цей, восстанавливает хозяйственно-экономическую функцию.

Рекреационная функция, связанная с физическим под­держанием членов семьи путем обеспечения их пищей, одеж­дой, жильем и т.д.

Указанные функции выполняются семьями в зависимости от типа, возрастного состава семьи, материальных условий ее жизнедеятельности, ценностных стандартов супругов на про­тяжении их жизни. Эффективность решаемых семьей задач связана также с ее местом в социальной стратификации и ха­рактером деятельности других социальных институтов, при­званных обеспечить социальную поддержку семьи.

Являясь ячейкой общества, семья реагирует на все соци­альные изменения, происходящие в нем. Поэтому дезоргани­зация в обществе приводит к аналогичным процессам в струк­турно-функциональной деятельности семьи, что выражается в росте разводов, конфликтов, снижении воспитательной дееспо­собности, а также качества выполнения социальных ролей.

Одной из важных задач становления новых семейно-брачных отношений является опережающее воспитание се­мейной культуры подрастающего поколения.


В наши дни во всех странах, особенно в странах Запада, семья переживает качественные изменения в связи с глобальными социальными и экономическими процессами (ин-дустриализацией, урбанизацией и др.)-
Для большинства стран Европы, США, России характерна нуклеарная семья (жена, муж и дети) с добавлением одного или двух родителей супругов. Этот вариант семьи, очевидно, возник как попытка справиться с некоторыми типичными для современной городской жизни проблемами. Правда, в сельской местности все еще сохраняется большая неразделенная семья, состоящая из нескольких семейных групп. Они обычно расселяются по соседству и принимают участие в общей деятельности (например, обработке земельных участков).
Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, сменяются ролями, при которых множество женщин участвуют в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимают равное, а иногда ведущее участие в семейных решениях.
В настоящее время единство семьи все меньше зависит от социальных норм и санкций (законов, нравов, обычаев, общественного мнения, традиций, разработанных ритуалов) и все больше - от межличностных отношений, взаимной привязанности, взаимопонимания. Фактически происходит
ж
разделение институтов брака и семьи. Уменьшается число лиц, вступающих в законный брак. Растет количество «сво-бодных», юридически не оформленных семейных союзов и рожденных в них детей.
В современных обществах индустриального типа происходит снижение ценности семьи с детьми и единства всех семейных поколений. Падает рождаемость, растет количество разводов, увеличивается частота добрачных половых связей, ранних рождений. Отмечают рост числа отказов от детей и даже случаи их убийств, нарастание эмоционального отчуждения между членами семьи. Растет предпочтение так называемых альтернативных форм брачной и семейной жизни, включая рост числа одиночек, неполных семей, брачных сожительств. Усиливается девиантное поведение в се-мье - злоупотребления алкоголем и наркотиками, семейное насилие. Эти негативные явления и тенденции наблюдаются и в России, и в странах с благоприятной экономической и социально-политической ситуацией - в США, в странах Европы и др.
Анализируя причины отмеченных явлений и тенденций, ученые разделились на две группы.
Представители первой считают позитивные и негативные изменения частными проявлениями общего и в целом про-грессивного процесса модернизации семьи, смены одного ее типа (традиционного) другим (современным). Сторонники данного подхода говорят о временных и локальных проблемных семейных ситуациях, связанных главным образом с неодинаковой скоростью модернизации различных подсистем общества на отдельных территориях и в отдельные периоды.
Представители другой группы те же самые семейные изменения рассматривают как исторически конкретные выражения системного кризиса семьи, вызванного не какими-то случайными негативными явлениями и ситуациями, а коренными, сущностными чертами индустриально-рыночной цивилизации. Кризис, охвативший семью и ценности семейного образа жизни, сторонники этого подхода считают глобальной проблемой современности.
Ситуацию в России некоторые социологи считают катастрофической. Распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Ежегодно рассматриваются десятки тысяч заявлений о лишении родительских прав. Младенческая, детская и материнская смертность остается пока на значительно более высоком по сравнению с развитыми странами уровне.
Особо остро стоят проблемы неполной семьи, В такой семье воспитывается каждый седьмой ребенок в России. В ре-
зультате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей. Эти семьи имеют меньшие возможности для содержания и воспитания детей. За 1990-2000 гг. вдвое увеличилось (до 637 тыс.) число детей в государствен-ных интернатах. Только 10% находящихся в них детей не имеют родителей. Остальные являются социальными сиро-тами, т. е. имеют живых кровных родителей. Значительная их часть - дети из неполных семей.
Важнейшая причина социального сиротства - рост бедности. В 2000 г. реальные доходы населения составили только 35,8% от уровня 1990 г., коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционными бедными - неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями, семьями с малолетними детьми, в России появились так называемые «новые бедные» - полные семьи с работающими родителями и 1-2 детьми; они составляют половину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, семьи безработных.
Проблема укрепления семьи стоит чрезвычайно остро. Возможности ее решения видятся в поддержке семьи со стороны государства и общества.

Источник: Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. Т. Кинкулькин и др.. Обществознание: учеб. для 11 кл. - М. : Просвещение,2008. - 415 с. . 2008 {original}