Закон престолонаследия павла 1. Закон павла i о престолонаследии. Из прачки в государыни

В сентябре 1781 года великокняжеская чета под именем графа и графини Северных отправляется в большое путешествие по Европе, длившееся целый год. Во время этой поездки Павел не только осматривал достопримечательности и приобретал произведения искусства для своего строящегося дворца.

Путешествие имело и большое политическое значение. Великий князь имел возможность лично познакомиться с европейскими монархами, нанёс визит папе римскому Пию VI. В Италии Павел, следуя по стопам своего прадеда императора Петра Великого, серьёзно интересуется достижениями европейского кораблестроения и знакомится с постановкой военно-морского дела за границей.

Во время своего пребывания в Ливорно цесаревич находит время для посещения находящейся там русской эскадры.

Продуманность реформ

В 1787 году, отправляясь в первый и последний раз в действующую армию, Павел оставил свой «Наказ», в котором изложил свои мысли об управлении государством.

Правление императора Павла I было очень коротким — всего 4 года и 4 месяца (с ноября 1796 по март 1801 года), но необыкновенно насыщенным. За время своего правления император Павел Петрович подписал 2179 законодательных актов (то есть в среднем 42 документа в месяц) — это беспрецедентно много.

Среди этих документов были значительные по своему объёму документы, например, воинские уставы. К такому интенсивному законотворчеству современники Павла I не были готовы, да и до сего дня его наследие не изучено досконально. Бытует мнение, что эти законы были якобы противоречивыми, недостаточно подготовленными и оправдывались только желанием разрушить государственную систему, созданную Екатериной II. Однако, это мнение не выдерживает никакой критики.

Напротив, всё свидетельствует о том, что преобразования, начатые Павлом Петровичем, были им заранее и детально продуманы до вступления на престол . Это касается большинства принятых им законов и проведённых преобразований: и закона о Престолонаследии, и реформы армии и флота, и изменений в сословной политике.

О целях и задачах, которые ставил перед собой Император Павел, достаточно чётко им самим сказано в завещательном письме, датированном еще 1788 годом (за 8 лет до вступления на престол). Эти записки представляют собой цельную программу государственных преобразований.

Престолонаследие

Указ о престолонаследии был издан Павлом I 5 апреля 1797 года. С введением этого указа прекращалась неопределённость положения, в котором оказывался русский императорский престол при каждой перемене царствования и при постоянных переворотах и захватах верховной власти после Петра I в результате его законодательства.

С того момента престол наследовался по мужской линии, после смерти императора он переходил к старшему сыну и его мужскому потомству, а если не было сыновей, к следующему по старшинству брату императора и его мужскому потомству, в том же порядке. Женщина могла занимать престол и передать его своему потомству только при пресечении мужской линии.

Цели государства

Павел считал целью государства «блаженство каждого и всех», какие взгляды показывают его не просто как монарха, а как управленца-государственника, хотя формой правления он признавал только монархию. Но соглашался с тем, что эта форма «связана с неудобствами человечеств». В тех исторических условиях, Павел не видел иного устройства обществао, но чувствовал, что самодержавная власть лучше других, так как «соединяет в себе силу законов власти одного», открывая возможности для обретения в будущем и концептуальной властности.

Самодержавие — это, как минимум, самостоятельность общества в выработке своей политики и идеологии в русле определённой концепции, как максимум — концептуальная властность общества и его государственности. Именно тенденция самовластья российских императоров стать самодержавием Российской Империи и стала причиной проведения спецоперации «Февральская революция», призванной навсегда решить этот русский вопрос, но самодержавие, вопреки всем прогнозами и сложившейся политической ситуации, в октябре 1917 года проявили большевики.

Административная реформа

Основной задачей реформы административного деления императора Павла I было добиться хорошей управляемости страны. «Указ от 12 декабря 1796 г. совершенно упразднил 13 губерний» (Олонецкую, Колыванскую, Брацлавскую, Черниговскую, Новгород-Северскую, Вознесенскую, Екатеринославскую, Таврическую обл., Саратовскую, Полоцкую, Могилёвскую, Виленскую и Слонимскую ), разделив их территории между соседними. «В ходе павловской реформы число губерний уменьшилось с 51 до 42, укрупнены были также и уезды. Главной идеей реформы Павла I было укрупнение губерний.»

Взойдя на престол, Император Александр I «стал восстанавливать прежнюю сетку губерний, сохранив, однако, и ряд новых, установленных Императором Павлом I. Так, указ от 9 сентября 1801 года восстановил пять упраздненных губерний в их границах до 1796 года.

Согласно неосуществленному проекту Сперанского, территорию России предполагалось разделить на 12 наместничеств по 3, 4 или более губерний в каждом (с подобием кабинета министров в каждом наместничетве), то есть предполагалась некоторая децентрализация власти. Однако проект не был осуществлен и позднее, в правление Императора Николая I, от этой децентрализации окончательно отказались. Должность генерал-губернатора (наместника) стала исключением и учреждалась только в областях приграничных либо по особым политическим соображениям.

Императором Николаем I был окончательно провозглашён принцип централизации и единообразия губернского управления, к которому и стремился в своих реформах Император Павел I. Хоть и по прошествии 25 лет, но идеи четкой вертикали власти, подчиненности самодержавному монарху, которым придавал столь большое значение Император Павел I, получили свое развитие в период правления Николая Павловича.

Коллегии в министерства

К моменту вступления Екатерины II на престол, в Российской Империи существовала коллегиальная система отраслевого управления, созданная Петром I. Тогда коллегии пришли взамен устаревшей системы приказов.

Павел I, ценя «скорость власти одного», довольно холодно относясь к коллегиальному началу, обычно отдавал предпочтение началу единоличного министерского управления, по его мнению, более гибкому и результативному. Вполне закономерным было и то, что при Павле резко увеличивается значение генерал-прокурора как ближайшего сотрудника и помощника Государя в делах внутреннего управления государством

— который фактически становится пьремьер-министром.

Усиливая централизацию управления Павел воссоздал Мануфактур-, Камер-, Берг-, Ревизион-; Юстиц-; Коммерц-коллегии: во главе поставил директоров, наделив их правом личного доклада императору, и самостоятельностью действий от членов коллегий.

То есть, фактически это были уже не коллегии, а подчинённые непосредственно императору министерства, какой системой мы пользуемся до сих пор.

Остовался один шаг к окончательному переделу коллегий в министерства.

И этот шаг был сделан его наследником, Александром I. «Становление министерской системы управления в России было положено 8 сентября 1802 г. Манифестом «Об учреждении министерств» и Указом Сенату «Об образовании первых трех коллегий в образе производства дел на прежнем основании и о лицах, избранных к управлению министерствами».

Фактически Александр продолжил преобразования отца. И можно с полной уверенностью сказать, что сделал он это очень успешно.

Финансы

В сфере финансов Павел считал, что доходы государства принадлежат государству, а не государю лично. Поэтому он требовал согласовывать расходы с надобностью государства (а цели государства — «блаженство каждого и всех»). Павел приказал переплавить на монеты часть серебряных сервизов Зимнего дворца, уничтожить до двух миллионов рублей ассигнациями для сокращения государственного долга.

Армия

Павлом в армии были введены новая единая форма, устав, вооружение. Солдатам было разрешено жаловаться на злоупотребления своих командиров. Все строго контролировалось и, в целом, положение, например, нижних чинов стало лучше. Фактически, это Павел I создал ту армию, которая «бивала француза».

Крестьянство

Перечисляя в «Наказе» все сословия, он останавливается на крестьянстве, которое:

содержит собой и своими трудами все прочие части, следственно, уважения достойно

— какая мысль показывает его понимание того факта, что общество способно развиваться настолько, насколько его может прокормить сельское хозяйство, что опять-таки показывает его государственный склад ума.

Павел попытался провести в жизнь указ о том, чтобы крепостные крестьяне работали не более трёх дней в неделю на помещика, а в воскресенье вообще не трудились. Это благое начинание, лежащее в том же ключе, что и сталинское:

нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования

— однако, не будучи подкреплены надзорной практикой привели к большему закабалению крестьян со стороны помещиков. Ведь до Павла, например, крестьянское население Украины вообще не знало барщины. Теперь, к радости малороссийских помещиков, здесь вводилась трёхдневная барщина. А на великороских же усадьбах очень трудно было проследить за выполнением указа, что и использовалось помещиками.

Образование

Обращалось внимание и на народное образование. Был издан указ о восстановлении университета в Прибалтике (был открыт в Дерпте уже при Александре I), открылась в Петербурге Медико-хирургическая академия, много школ и училищ. Фактически именно Павел заложил основы той системы образования, которая породила потом плеяду деятелей «Золотого века».

Информационная безопасность

Вместе с тем, чтобы не допустить в Россию идеи «развратной и преступной» Франции, полностью запрещалась учеба русских за границей, устанавливалась цензура на ввозимую литературу и ноты. То есть формировался заслон веяниям из-за границы, что в условиях невыраженности собственной концепции развития — обеспечивало информационную безопасность на каком-то уровне.

Предтеча Пушкина

Новый царь обратил внимание на улучшение русского языка. Вскоре по вступлении на престол, Павел приказал во всех официальных бумагах:

изъясняться самым чистым и простым слогом, употребляя всю возможную точность, а высокопарных выражений, смысл потерявших, всегда избегать.

Так Павел первый подготовил почву для прихода в русский язык его великого реформатора — Александра Сергеевича Пушкина.

Мальтийский орден

Орден Святого Иоанна Иерусалимского, который Павел I учредил в России, не мог органично встроиться в систему взглядов дворянского сословия, которое уже было примасоненно (кто состоял, а кто сочувствовал идейно).

Для «прогрессивной части» общества Мальтийский орден был странным анахронизмом. Члены многочисленных масонских лож не принимали его в силу разногласий по вопросам отношения к церкви. В среде консервативной части русского дворянства обращение православного императора к католическому рыцарству, тем более, вряд ли могло найти отклик.

Тем не менее, систему иерархии Мальтийского ордена Павел I частично слил с системой государственных чинов Российской империи. Реликвии госпитальеров (икона Филермской божией матери, частичка животворящего креста и правая рука Святого Иоанна) оказались в Гатчине, а потом и в Церкви Спаса Нерукотворного у Зимнего дворца.

Мальту не просто официально приняли под протекторат, но даже намеревались сделать российской губернией , о чём поступил указ государя в Академию наук.

Форпост на Средиземном море был выгоден российскому императору геополитически. Поэтому ссылаться на одни только симпатии Павла I к средневековым рыцарским идеям в обосновании защиты Мальтийского ордена было бы в корне неверно.

Павел I, как нам представляется, пытался через структуры Мальтийского ордена «оседлать» в целом масонское движение в России, тем самым предотвратить уже набиравшую силу революцию, которая вылилась в Восстание декабристов 1825 года. Это как, если бы сегодня Владимир Путин возглавил оранжевый протест (хотя о Навальном ходят слухи, что он — агент Кремля).

Однако, уже с самого начала появления «мальтийцев» при дворе высшие чины Российской империи в ещё большей степени перестали питать симпатии к без того непопулярному Павлу I. И в среде замасоненного дворянства стал вызревать заговор против императора.

Глобальная политика

После возвращения Суворова из заграничных походов в 1799 года, Павел I император России разорвал все дипломатические отношения с Англией и Австрией, вышел из союза с ними и в войне с Францией участия больше не принимал. Сама же война в скором времени была прекращена, поскольку ни Англичане, ни австрийцы, после выхода из войны России, ничего не могли противопоставить полководцу Наполеону.

Наполеон понимал, что определяющим фактором в дальнейшем развитии ситуации будет являться участие или неучастие в войне России. Император Франции открыто писал о том, что во всём мире есть только один союзник для Франции — это Россия. Наполеон открыто искал союза с русскими.

18 июля 1800 года французское правительство объявило о том, что оно готово вернуть в Россию всех военнопленных, общей численностью 6 тысяч человек. Причём пленные должны были вернуться в полном обмундировании, с оружием и знамёнами. Павел I император России, верно оценил этот дружественный жест Франции и пошёл на сближение с Наполеоном.

Павел I, император России, первым делом потребовал, чтобы территорию России покинул двор Людовика XVIII и сам изгнанный французский король. После этого во Францию была направлена русская делегация, которую возглавлял генерал Спернгпортен. Этот человек встал во главе делегации неслучайно: он всегда придерживался профранцузской позиции. В результате впервые стали чётко проглядываться контуры возможного союза между Россией и Францией.

В это время англичане начали активно действовать с целью удержать Павла I от союза с Наполеоном. Они предлагали россиянам вновь заключить союз против Франции. При этом условия союза были настолько унизительны, что Павел I, император России, ещё больше склонился к идее дружбы с Францией. Англичане же предлагали России политику невмешательства и требовали, чтобы русские войска захватили Корсику, родину Наполеона.

Шаги англичан только упрочили союз России и Франции. Павел I, который до этого времени ещё сомневался, окончательно согласился с планом Наполеона, который предлагал объединить силы и вместе захватить Индию, колонию Англии. Предполагалось, что обе державы для этого похода выставят по 35 тысяч человек.

12 января 1801 года Павел I, император России, отдал приказ о выдвижении 41 полка донских казак, под предводительством Орлова, по направлению к Индии.

Для английского правительства наступило решающие время. Их мировой колониальной гегемонии мог быть положен конец. Важность Индии для Англии заключалась в том, что Индия была своеобразным денежным мешком англичан. Поскольку на то время Индия была единственной в мире страной, которая добывала алмазы. Потеря Индии означала потерю огромного количества денег для Англии, что в свою очередь вело к экономическому кризису на Альбионе. А это означало конец господству англичан в мире. Что произошло дальше?

Убийство Павла I

Императора пытались убить несколько раз. Одним из первых раскрытых заговоров был заговор Канальского цеха в Смоленске. Материалы следствия были уничтожены, а участники группировки сосланы на каторгу, но сведения об этом сохранились в других источниках.

Слухи о заговоре против царя распространялись в петербургских казармах и дворянских собраниях. После того, как Мальта перешла к англичанам, они стали всё чаще находить общий язык со столичными и московскими масонами, которые были всё более недовольны запретом на деятельность лож.

Играли свою роль и экономические факторы. Члены Мальтийского ордена стали кормиться с российских поместий. Российскому дворянству, в свою очередь, грозила потеря рынков сбыта в Англии. Поэтому в очередном заговоре против Павла I участвовали уже не только английский посол, но и глава тайной полиции Пален, и находившийся в доверительных отношениях с императором генерал Федор Уваров, и, по некоторым данным, Голенищев-Кутузов.

Всего количество заговорщиков составило более сотни человек, которые представляли цвет российского дворянства. В марте 1801 года Павел I был убит в своей спальне. Историками не принято напрямую связывать убийство российского императора с его протекторатом над Мальтийским орденом, как и с союзническими отношениями Павла I и Наполеона.

Приведём мнение о войне как политическом инструменте и явлении общественной жизни одного из героев «покорения Средней Азии» — Михаила Дмитриевича Скобелева.

Однажды по поводу тяжёлых потерь под Плевной кто-то из генералов легкомысленно заметил:

Лес рубят — щепки летят.

Скобелев мгновенно вспыхнул:

Конечно, раз начав войну, нечего уже толковать о гуманности… Но для меня в каждой этой щепке — человеческая жизнь с её страданиями и земными заботами.

Своим офицерам он постоянно повторял:

Полководец должен испытывать укор совести, ведя людей на войну.

Этот поэт и энтузиаст войны, как его называли, однажды он написал в дневнике:

Война извинительна, когда я защищаю себя и своих. Подло и постыдно начинать войну так себе, с ветру, без крайней, крайней необходимости. Чёрными пятнами на королях и императорах лежат войны, предпринятые из честолюбия, из хищничества, из династических интересов. Но ещё ужаснее, когда народ, доведя до конца это страшное дело, остаётся неудовлетворенным, когда у его правителей не хватает духу воспользоваться всеми результатами, всеми выгодами войны.

Нечего в этом случае задаваться великодушием к побеждённому. Это великодушие — за чужой счёт, за это великодушие расплачиваются не те, которые заключают мирные договоры, расплачивается народ — сотнями тысяч жертв, экономическими и иными кризисами. Человек, любящий своих ближних, человек, ненавидящий войну, должен добить врага, чтобы вслед за одной войной тотчас же не начиналась другая (http://www.vupkro.ru/Enc.ashx?item=5601).

В нашем понимании истории в приведённой выдержке из дневника М.Д.Скобелев охарактеризовал «великодушие» императора Александра I, чей разрыв союза с Наполеоном, унаследованного им от Павла I, повлёк нашествие Наполеона в 1812 году (тому пришлось начать войну против России под давлением обстоятельств, поскольку без войны с Россией в случае невозможности союза с нею он гарантированно терял власть в ближайшей перспективе под воздействием экономических проблем, организованных Великобританией), и оказался для России бесплодным в политической перспективе событий после 1814 года, даже несмотря на победу над наполеоновской Францией.

Это означает, что убийство по наущению из Лондона отечественными «элитариями», развратившимися в «золотой век Екатерины», императора Павла I, которое произошло с молчаливого согласия по недомыслию наследника престола, ставшего императором, Александром I, — не только нарушение присяги царю, но ипреступление перед народами России, Индии, Европы .

ПослеСловие

Исходя из изложенного выше можно сделать некоторые выводы о механизмах (а по-другому эти процессы назвать трудно) формирования исторической памяти о Павле I.

Главный вывод: согласно этим «механизмам» современных исследований Павел I не вписывается ни в один идеологически стройный образ русской истории.

К тому же он ещё занимает и весьма низкую рейтинговую позицию в кругу объектов исторической памяти. В то же время можно предположить, что литературные тексты, в которых Павел представлен, в основном, в негативном или противоречивом свете, лишают его даже призрачной надежды завоевать объективную оценку, как его исторической личности, что нашло отражение не только в данных социологических опросов, но и в содержании сетевого контента, связанного с его фигурой.

Однако заметим, что принимая во внимание, более позитивный, нежели в художественной литературе, образ Павла в учебных текстах, определённые надежды на повышение уровня объективности при оценке его деяний всё-таки остаются…

Молодёжная аналитическая группа

УКАЗ О ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ ОТ 5 АПРЕЛЯ 1797, был издан имп. Павлом I. С введением этого указа прекращалась неопределенность положения, в котором оказывался русский императорский престол при каждой перемене царствования и при постоянных переворотах и захватах верховной власти после Петра I в результате его законодательства.

Отменив Петровский указ от 5 февр. 1722, Павел I сделал монархию тем выше воли человека стоящим учреждением, которое соответствует ее идее - быть выразительницей неизменного религиозного идеала, выращенного православным народом. Неизменности этого идеала соответствует и непоколебимость правил, регулирующих порядок преемства верховной власти. Те нарекания, которые справедливо относятся особенно к последним годам жизни Павла I, когда он утратил обдуманность и уравновешенность в проявлениях своей воли и характера, обнаруживших уже прямое психическое расстройство, едва ли способны уменьшить его заслуги по установлению законного престолонаследия, одного из краеугольных камней монархии. Чуть не три века Римская империя билась над этим вопросом, одно это показывает, как важен этот вопрос для государства.

Любовь к законности была одной из ярких черт в характере цесаревича Павла в ту пору его жизни. Умный, вдумчивый, впечатлительный, как его описывают иные биографы, цесаревич Павел в своей вынужденной до вступления на престол и тягостной бездеятельности показал пример абсолютной лояльности по отношению к виновнице своего удаления от жизни. До 43 лет он находился под незаслуженным подозрением со стороны императрицы-матери в покушениях на власть, которая ему по праву принадлежала больше, чем ей самой, вступившей на престол ценою жизни двух императоров (Ивана Антоновича и Петра III). Устраненный от всякой активной деятельности императрицей из боязни заговора, окруженный клеветниками, шпионами, лжецами, предателями, цесаревич уединялся среди своих интимных друзей и много времени посвящал размышлениям о государственных делах. Чувство отвращения к государственным переворотам и чувство законности было одним из основных стимулов, побудивших его к реформе престолонаследия, обдуманной им и решенной почти за 10 лет до ее осуществления.

Французский посланник в С.-Петербурге при Екатерине II маркиз Сегюр в своих мемуарах полагает, что мысль о введении закона о престолонаследии и о приурочении его к коронованию была подана цесаревичу им в окт. 1789 во время его прощальной беседы с ним в Гатчине. Беседа шла на тему о том, почему в других европейских государствах государи царствуют и вступают на престол один вслед за другим, а в России иначе. «Причину этих неустройств, - говорил Сегюр, - усмотреть нетрудно. Повсюду наследственность в мужских поколениях служит охраной народам и обеспечением государям. В этом заключается основное различие между монархиями варварскими и монархиями европейскими; успехами образованности обязаны мы этой твердости престолов. В России же в этом отношении ничего не установлено, все сомнительно. Государь избирает себе наследника по своей воле, а это служит источником постоянных замыслов, честолюбия, козней и заговоров». «Согласен, - сказал Павел, - но что же делать? Здесь к этому привыкли: обычай господствует. Изменить это можно только с опасностью для того, кто это производит. Русские любят лучше видеть на престоле юбку, чем мундир». «Однако я полагаю, - сказал Сегюр, - что такая перемена к лучшему могла бы совершиться в какую-нибудь заветную пору нового царствования, например по случаю коронации, когда народ расположен к надежде, радости, доверию». «Да, я понимаю, - отвечал Павел, целуясь с Сегюром, - это можно бы испытать».

Но Сегюр ошибался, думая, что он подал мысль о законе престолонаследия. Еще в предыдущем (1788) году, приготовляясь в поход на войну против Турции, ввиду могущих произойти в его отсутствие случайностей цесаревич Павел подписал 4 янв. 1788 совместно с женой акт о престолонаследии, заранее им подробно разработанный. Он оставил ей еще два письма, предусматривавшие возможность, во время его отъезда из Петербурга, смерти имп. Екатерины и его самого. Он и преподал на этот случай ей образ действий. В первом случае вел. кн. Мария Федоровна, его жена, должна была потребовать присяги Павлу - как императору, а сыну его, будущему имп. Александру I, - как наследнику.

Во втором, если бы кончина Екатерины II последовала после смерти Павла, то вел. кн. Мария Федоровна должна была объявить императором старшего сына Александра и быть правительницей до его совершеннолетия, определяемого в 16 лет. Цесаревич Павел вводил наследование по закону, как он выразился о мотивах издания акта о престолонаследии в самом акте, «дабы государство не было без наследников, дабы наследник был назначен всегда законом самим, дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать, дабы сохранить право родов в наследствии, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род».

Ставя закон о престолонаследии выше воли монарха посредством присяги, которую каждый монарх должен дважды приносить, при вступлении на престол и при Миропомазании, имп. Павел выражал веру не в человека, свойственную закону Петра I, а в Промысл Божий. После своего коронования в Успенском соборе 5 апр. 1797 Павел тут же присягнул сам изданному акту, который и был положен на хранение в Успенском Соборе; в Полном собрании законов он записан под № 17910. В этом акте содержатся кроме правил о престолонаследии правила о правительстве и опеке, о правах императрицы, самостоятельно занимающей престол, есть также постановление о вере государя, который назван главою Церкви.

В тот же день был издан другой акт - Учреждение об Императорской фамилии (в Полном собрании законов под № 17906), содержавший постановления: 1) о степенях родства в Императорском доме; 2) о рождении и кончине членов Императорского дома и о родословной книге; 3) о титулах и гербах и прочих внешних преимуществах; 4) о содержании членов Императорского дома; 5) о гражданских правах членов Императорского дома; 6) об обязанностях членов Императорского дома к императору. Акты эти были составлены еще в бытность имп. Павла цесаревичем и подписаны им и его женой 4 янв. 1788; им был придан характер семейного закона, но по обнародовании их 5 апр. 1797 им была сообщена санкция государственной власти и сила основных государственных законов.

Вместе с тем акт 1797 явился этапом на пути установления в коренном вопросе - обеспечении непрерывности в преемстве верховной власти - принципа законности, являющегося жизненным нервом самодержавного принципа в отличие от деспотической формы правления. Подчинение самой власти началам права содействовало развитию чувства законности и созданию долга повиновения, на котором держится власть. Законность в России - создание самой верховной власти, а не результат ее ограничения посторонними политическими факторами. Сам факт появления актов Высочайшей воли, в особой форме изданных и ставших неизменной, непоколебимой основой, неприкосновенной и для монарха, послужил началом для дальнейшего развития законности в последующее царствование в смысле установления различных форм для изъявления воли монарха в порядке законодательном и исполнительном. Имп. Павел прежде всего нормировал порядок престолонаследия и порядок фамильного учреждения, соблюдать которые обязывались и клялись при объявлении совершеннолетия их и наследник престола, и все лица, по крови к Императорскому дому принадлежавшие (ст. 206 Основных законов).

Учреждение об Императорской фамилии явилось перенесением на русскую почву немецкого обычая, признавшего за высокодворянскими фамилиями право составлять корпорации с дисциплинарной властью над членами дома. В немецких государствах эти семейные статуты наравне с правом, исходившим от государства, были параллельным источником права и регулировали не только внутренний семейный распорядок, но и вопросы престолонаследия. Эти статуты при введении конституционного режима частично вводились в состав государственных законов, частично оставались дополнением к ним. У нас при введении новых Основных законов в 1906 Учреждение об Императорской фамилии составило часть Основных законов, а именно их раздел II, подлежавший особому порядку изменения, именно по усмотрению одного государя, конечно, с соблюдением незыблемых законов о вере и о порядке престолонаследия, а также согласно ст. 125 Основных законов, поскольку эти изменения не касались законов общих и не вызывали нового из казны ассигнования.

В порядке престолонаследия Павел I воспроизвел целиком австрийские основные начала, установленные прагматической санкцией от 19 апр. 1713 и принятые в некоторых других немецких государствах: Баварии, Саксонии, Вюртемберге. Что касается семейных статутов, то обычай составлять их в высокодворянских домах в немецком праве восходит к XIV-XV вв. Обычное право придавало этим домам свойства союза с корпоративными правами. Вполне развитой вид придается этому учреждению романтической школой юристов XVI-XVII вв., которая признавала: domus universitas familia est tamquam civitas. Фамилии в договорах обозначались как corpora и за ними признавалось jus statuendi. Представителем дома считалась совокупность полноправных членов - совершеннолетних агнатов.

Все эти статуты среди членов дома перечисляли кроме агнатов и принцесс, происходивших от общего родоначальника через полноправные браки, супруг агнатов и их вдов во время вдовства. Кроме власти дома в лице всех совершеннолетних агнатов над его членами была еще дисциплинарная власть главы государства, простиравшаяся на всех членов дома, исключая царствовавших на других престолах, а также принцесс, вышедших замуж за агнатов другого равнородного дома.

Историческое рассмотрение идеи царской власти и вложенных в нее понятий священного чина в Церкви показывает, что она не мыслится иначе как стоящей под высшими нормами церковного идеала, ее создавшего, а положение императора в Церкви дало нам руководящие начала для оценки статей закона, констатирующих положение Православия в Русском государстве, с точки зрения канониста, исходящего из православного, а не лютеранского воззрения на Церковь, - так историческое рассмотрение вышеуказанных рецепированных нами юридических понятий немецкого права покажет, какие представления связываются с ними, и предостережет от влияния в них того смысла, которого они не имеют. Невозможно при толковании статей Основных законов ограничиться их произвольным сопоставлением одна с другой, ибо каждая статья является продуктом или отражением сложного исторического процесса. Русское национальное миросозерцание, выросшее на почве православной культуры, ассимилировавшее римско-византийские юридические начала, воспринимало и немецкие юридические принципы, но при рецепции последних отбрасывало в конце концов от себя из них то, что обусловливалось инославным миросозерцанием, и принимало то, что могло быть воспринято без всякого ущерба для культуры православной.

Удобная навигация по статье:

Принятие указа о престолонаследии 1722 года

Шестнадцатого февраля 1722 года царь Пётр Первый подписывает так называемый Указ о престолонаследии, согласно которому был изменён порядок передачи высшей власти в государстве. С этого момента сам император определял своего преемника, и кто им станет, больше не зависело от того, являлся ли кандидат старшим сыном существующего правителя России.

Данный закон стал настолько новым для русского государства, что для его фактического утверждения в обществе потребовалось определённое объяснение, коим и стал идеологически обосновывающий документ под названием «Правда воли монаршьей», создание которого было доверено сподвижнику государя, а также одному из руководителей Священного Синода Феофану Прокоповичу.

Причины создания указа о престолонаследии 1722 года

Прямая необходимость в данном документе возникла по причине острого конфликта между Петром Первым и его старшим сыном Алексеем Петровичем, который совершенно не разделял необходимость петровских преобразований. Мало по малу, вокруг царевича возник круг единомышленников.

Стоит отметить, что это была не рядовая ссора отцов и детей. Алексей Петрович вынужден был бежать в Европу и искать для борьбы с отцом поддержку европейских правителей.

Хотя Петру Первому в итоге удалось возвратить сына на родину, царевич не отказался от собственных взглядов. В результате, зимой 1718 года царевича принуждают к отречению от русского престола в пользу своего брата Петра Петровича.

В этом же году начинает работу созданная Петром Тайна канцелярия, первым делом которой было как раз расследование «Дела царевича Алексея». Согласно ему, сам наследник обвинялся в попытке захвата власти и организации заговора против царя. Уже летом царевича Алексея обвиняют и судят как изменника, а седьмого июля он умирает в Петропавловской крепости.

При этом, царевич Пётр Петрович, которого объявили наследником престола, также не смог его занять. Он скончался в четырёхлетнем возрасте. Из всех детей Петра дл своего совершеннолетия, кроме царевича Алексея, смогли дожить только Анна Петровна и Елизавета Петровна.

После смерти Петра Петровича царь снова начал обдумывать, кто займёт русский престол. Согласно существующему закону, власть должна была перейти к царевичу Петру Алексеевичу, сыну опального Алексея Петровича. Это совершенно не устраивало правителя, ведь вокруг мальчика мог сформироваться круг, который также не поддерживал преобразования Петра Первого.

Только Указ о престолонаследии мог изменить сложившуюся ситуацию и повернуть её в пользу царя. Однако, по иронии судьбы, сам Пётр Первый так и не смог воспользоваться введённым новшеством выбора преемника.

После его кончины власть переходит (не без помощи гвардии) к жене покойного императора Екатерине Алексеевне. При этом, отменить рассматриваемый петровский Указ никто не решился из-за опасений волнений в обществе.

Учтя опыт царя Петра, императрица определяет в наследники царевича Петра Алексеевича, а также определяет подробный порядок очерёдности иных кандидатов на высшую должность в государстве. Никто не ожидал того, что Указ о престолонаследии даст сбой уже в 1730 году. А всё потому, что юный Пётр Второй умирает, так и не определив преемника. Судьбу царского престола решает Верховный тайный совет, который возводит на трон Анну Иоанновну.

В 1740 году эта императрица перед своей смертью определяет наследником своего племянника Иоанна Антоновича, которого вскоре свергает дочь Петра Первого Елизавета. Стоит отметить, что сама Елизавета в период переворота ссылалась на завещание своей матери, согласно которому якобы Елизавета должна была сесть на трон ещё тогда.

Эта императрица планировала воспользоваться петровским Указом о престолонаследии в полной мере. После своего восшествия на трон она назначает своим преемником племянника Петра Фёдоровича, которого правительница решает женить на немецкой принцессе для того чтобы передать впоследствии власть их сыну, лично воспитав достойную смену.

Но, задуманный маневр не получился, ведь к моменту кончины императрицы царевичу Павлу Петровичу было только семь лет и престол переходит к Петру Фёдоровичу, который и так определяет сына в наследники. Спустя год, престол в результате дворцового переворота организованного женой Петра, переходит к его супруге, которая взошла на трон под именем Екатерины Второй.

Отмена указа о престолонаследии 1722 года

После её смерти, взошедший на трон Павел Первый решился отменить Указ о престолонаследии императора Петра Первого. Стоит отметить, что Манифест об отмене был подготовлен им ещё при жизни матери. Сам же Павел считал данный Указ источником произвола и несправедливости по отношению к законным наследникам престола. Отменяя спустя такой большой временной промежуток указ Петра, он утверждал, что таким образом он избавляет потомков от многих горестей, которые пережил из-за данного документа сам.

Исторические последствия указа


Историческая таблица: последствия Указа о престолонаследии 1722 года

Видео-лекция: Причины принятия и последствия Указа о престолонаследии 1722 года

5 апреля 1797 г., в день своего коронования, император Павел I обнародовал Акт о престолонаследии, отменявший петровский указ о престолонаследии (1722 г.). Этот Акт с небольшими изменениями просуществовал до упразднения монархии в России (1917 г.). Павел установил строгую очередность в порядке наследования престола, чтобы в будущем было невозможно отстранить от власти законных наследников. Совершеннолетие для государей и наследников устанавливалось по достижении 16-ти лет, а для прочих членов императорской фамилии - 20-ти лет. На случай восшествия на престол несовершеннолетнего государя было предусмотрено назначение правителя и опекуна. В Акте о престолонаследии содержалось также важное положение о невозможности восшествия на российский престол лица, не принадлежащего к Православной Церкви. В 1820 г. император Александр I дополнил нормы Акта о престолонаследии требованием равнородности браков как необходимого условия наследования престола детьми членов императорской фамилии.

В древнерусском государстве действовал порядок наследования власти по старшинству в роде, так называемый лествичный принцип престолонаследия (официально закреплен в завещании Ярослава Мудрого, 1054 г.). В соответствии с ним верховный, Киевский престол занимал старший из сыновей умершего великого князя. Далее престол передавался по старшинству от брата к брату, а после кончины самого младшего доставался старшему из следующего поколения князей. Князья-родичи не являлись постоянными владельцами областей, достававшихся им по разделу: с каждой переменой в наличном составе княжеской семьи шла передвижка, младшие родичи, следовавшие за умершим, передвигались из волости в волость, с младшего стола на старший, т.е. как бы поднимались по лестнице (др.-рус. «лествица»). Принцип очерёдности в отношениях между князьями по мере разрастания княжеского рода приводил к постепенному дроблению и измельчанию княжеских владений, а отношения между родственниками становились всё более запутанными. Возникавшие между князьями споры о старшинстве и порядке владения разрешались или договорами на съездах, или, если соглашение не удавалось, оружием.

Для предотвращения усобиц по инициативе Владимира Мономаха в октябре 1097 г. состоялся Любечский съезд 6 князей: великого князя киевского Святополка Изяславича, черниговских князей Давыда и Олега Святославичей, переяславского князя Владимира Мономаха, волынского князя Давыда Игоревича и теребовльского князя Василько Ростиславича. Князья заключили между собой мир и постановили не допускать междоусобных распрей, объединившись для защиты от половцев. По постановлению съезда каждому князю были отданы те земли, которые принадлежали его отцу. Таким образом, Русская земля перестала считаться единым владением всего княжеского дома, и стала совокупностью отдельных «отчин», наследственных владений ветвей княжеского дома.

Тем самым отменялась «лествичная» система занятия престолов, основанная на представлении, что все члены великокняжеской семьи являются совместными владельцами Русской землей. На смену ей пришло династическое правление. Русские земли были распределены между отдельными ветвями потомков Ярославичей. В отличие от установлений Ярослава Мудрого, теперь гарантом соблюдения новых норм отношений выступал не «старший», киевский, а все князья.

Такой же династический принцип престолонаследия существовал и в Московском княжестве, которое окончательно сформировалось в 1263 г. как удел Даниила Александровича, сына Александра Невского. Впервые серьезный конфликт по поводу наследования московского престола возник в 1425 г., когда после смерти великого князя Василия I Дмитриевича права его Василия II оспорил его младший брат Юрий Дмитриевич. Лишь в 1453 г. Василий II после продолжительной борьбы с дядей и двоюродными братьями окончательно закрепил за собой престол.

После пресечения прямой линии династии Рюриковичей (название утвердилось в XVI в.) в 1598 г. Земский собор избрал царем Бориса Годунова (шурина умершего царя Федора Ивановича). Годунов рассчитывал стать основателем новой династии, но его сын Федор уже через полтора месяца после смерти отца (еще до коронации) был убит сторонниками Лжедмитрия I. После свержения Лжедмитрия в 1606 г. на импровизированном соборе царем был избран Василий Шуйский; после его «сведения» с престола в 1610 году Боярская дума пригласила на престол польского королевича Владислава. После завершения Смутного времени в 1613 г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова.

При первых Романовых престол переходил от отца к сыну (при наличии у царя мужского потомства). Порядок престолонаследия был изменен императором Петром I. 5 февраля 1722 г. он издал «Устав о наследовании престола». В соответствии с ним наследование Российского Императорского Престола стало возможным по завещанию государя. Стать преемником по новым правилам мог любой человек, достойный, по мнению государя, возглавить государство.

Однако сам Петр Великий завещания не оставил. В результате с 1725 по 1761 гг. произошло несколько дворцовых переворотов, подрывавших легитимность монархии. В результате последнего из дворцовых переворотов в декабре 1761 г. к власти пришла Екатерина II, свергнув своего мужа Петра III и отстранив от власти сына Павла.

Наследовав трон после смерти матери в 1796 г., Павел, чтобы в дальнейшем не допустить государственных переворотов и интриг, решил заменить прежнюю, введенную Петром Великим, систему на новую, которая четко устанавливала порядок наследования российского императорского престола. 5 апреля 1797 г. во время коронации Павла I в Успенском соборе московского Кремля был обнародован «Акт о престолонаследии», который с некоторыми изменениями просуществовал до 1917 г. Его проект Павел разработал совместно со своей супругой Марией Федоровной еще в 1788 г., будучи цесаревичем.

В Акте определялось преимущественное право на наследование престола за мужскими членами императорской фамилии. Женщины не были устранены от престолонаследия, но преимущество закрепляется за мужчинами по порядку первородства. Устанавливался порядок престолонаследия: в первую очередь наследие престола принадлежало старшему сыну царствующего императора, а после него всему его мужскому поколению. По пресечении сего мужского поколения, наследство переходило в род второго сына императора и в его мужское поколение, по пресечении же второго мужского поколения, наследство переходило в род третьего сына и так далее. При пресечении последнего мужского поколения сыновей императора, наследство оставлялось в том же роде, но в женском поколении. Такой порядок престолонаследия абсолютно исключал борьбу за престол. В «Акте» содержалось также положение о непризнании законными женитьб членов императорского дома без дозволения государя. Император Павел установил совершеннолетие для государей и наследников по достижении 16 лет, а для прочих членов императорской фамилии - 20 лет. На случай восшествия на престол несовершеннолетнего государя было предусмотрено назначение правителя и опекуна. В «Акте о престолонаследии» содержалось также очень важное положение о невозможности восшествия на российский престол лица, не принадлежащего к Православной Церкви.

В тот же день императором был издан и другой акт - Учреждение об императорской фамилии. Оно определяло состав императорского дома, иерархическое старшинство его членов, гражданские права членов, их обязанности по отношению к императору, устанавливало гербы, титулы и размеры содержания. В конце XIX в. в связи с ростом императорской фамилии (к 1885 г. было 24 великих князя) император Александр III ограничил ее состав. По новому Учреждению 1886 г. великими князьями стали считаться лишь дети и внуки императора, от которого они происходят; правнуки и последующее поколение считались князьями императорской крови. Определялись условия вступления в брак членов императорской фамилии. Изменялся и размер получаемого денежного содержания.

В течение XVIII в. члены династии Романовых заключали браки лишь с иностранными принцами и принцессами. Это стало уже само собой разумеющимся фактом, так что никому не приходило в голову, что установившаяся традиция может быть нарушена. Поэтому в Акте императора Павла I 1797 года понятие морганатического брака не было предусмотрено, что потребовало уточнения в момент возникновения первого прецедента. Этот случай возник в связи со вторым браком брата императора Александра I, цесаревича Константина Павловича, который пожелал жениться на польской княжне Грузинской. Император Александр Павлович разрешил этот брак, но своим Манифестом 20 марта 1820 г. установил «Мы признаем за благо, для непоколебимого сохранения достоинства и спокойствия Императорской Фамилии и самой Империи Нашей, присовокупить к прежним постановлениям об Императорской Фамилии следующее дополнительное правило: если какое лицо из Императорской фамилии вступит в брачный союз с лицом, не имеющим соответственного достоинства, то есть не принадлежащим ни к какому Царствующему или Владетельному Дому, в таком случае Лицо Императорской Фамилии не может сообщить другому прав, принадлежащих Членам Императорской Фамилии, и рождаемые от такого союза дети не имеют права на наследование Престола». Таким образом, потомки от морганатических браков лишались права на наследование престола. «Акт о престолонаследии» в отредактированном виде вместе с позднейшими актами, касающимися данной темы, включался во все издания Свода законов Российской империи.

«Акт о престолонаследии», который император Павел I собственноручно поместил в серебряный ларец, хранился на престоле Успенского собора. Позднее в этот ларец были добавлены манифест Александра I о запрете неравнородных браков, документы о передаче прав на наследование престола Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) и некоторые др. документы. В 1880 г. все они по распоряжению императора Александра III вместе с ларцом были переданы в Государственный архив.

Акт, Высочайше утвержденный в день священной коронации
Его Императорского Величества и положенный для хранения
на престол Успенского собора.

МЫ ПАВЕЛ, Наследник, Цесаревич и
Великий Князь, и МЫ, Супруга Его МАРИЯ
Великая Княгиня.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Общим НАШИМ добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей акт НАШ общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти Моей, ПАВЛА, сына НАШЕГО большого, АЛЕКСАНДРА, а по нем все его мужеское поколение. По пресечении ceго мужеского поколения наследство переходит в род второго МОЕГО сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего МОЕГО сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужеского поколения Сыновей МОИХ наследство остается в сем роде; но в женском поколении последне-царствовавшего, как в ближайшем Престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужеское лицо женскому, однако здесь приметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от которого право беспосредственно пришло. По пресечении сего рода, наследство переходит в род старшего МОЕГО Сына в женское поколение, в котором наследует ближняя Родственница последне-царствовавшего рода вышеупомянутого Сына МОЕГО, а в недостатке оной то лицо мужеское или женское, которое заступает ее место, наблюдая что мужеское лицо предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление: по пресечении же сих родов наследство переходит в женский род прочих МОИХ Сыновей, следую тому же порядку; а потом в род старшей Дочери МОЕЙ в мужеское Ее поколение, а по пресечении оного в женское Ее поколение, следуя порядку, наблюденному в женских поколениях Сыновей МОИХ. По пресечении поколения мужеского и женского старшей Дочери МОЕЙ наследство переходит к поколению мужеского, а потом к женскому второй Дочери МОЕЙ и так далее. Здесь правилом положить должно, что меньшая сестра хотя бы и Сыновей имела не отъемлет права у старшей хотя бы не замужней, ибо оная могла бы выйти замуж и родить детей. Брат же меньший наследует прежде старших своих сестер. Положив правила наследства, должен объяснить причины оных, они суть следующая: дабы Государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать, дабы сохранить право родов в наследстве, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род. Учредив таким образом наследство, должно дополнить сей закон нижеследующим: когда наследство дойдет до такого поколения женского, которое царствует уже на другом каком Престоле, тогда предоставлено наследующему лицу избрать веру и Престол, и отрещись вместе с наследником от другой веры и Престола, если таковой Престол связан с законом, для того, что Государи Российские суть главою церкви, а если отрицание от веры не будет, то наследовать тому лице, которое ближе по порядку. За сим должны обязаться свято наблюдать сей закон о наследства при вступлении и помазании, если наследовать будет женское лицо, и таковая Особа будет замужем или выйдет, тогда мужа не почитать Государем, отдавать однако ж почести наравне с Супругами Государей и пользоваться прочими преимуществами таковых, кроме Титула. Женитьбы не почитать законными без дозволения Государя на оные. В случае малолетства наследующей Особы порядок и безопасность Государства и Государя требуют учреждения Правительства и опеки до совершеннолетия. Совершеннолетие полагается Государям обоего пола и наследникам шестнадцать лет, дабы сохранить время правительства. Если последне-царствовавший не назначил Правителя и Опекуна, ибо ему следует учинить сей выбор для лучшей безопасности, правительство Государства и опека персоны Государя следуют Отцу или Матери, Отчим же и Мачеха исключаются, а за недостатком сих ближнему к наследству из родственников совершеннолетних, обоего пола, малолетнего, совершеннолетие прочих обоего пола особ Государских фамилий полагается двадцать лет, не способность законная препятствует быть Правителем и Опекуном, а именно безумие, хотя бы временное, и вступление вдовых во второй брак во время правительства и опеки. Правителю полагается совет правительства и как Правитель без совета, так и совет без Правителя существовать не могут: совету же нет дела до опеки. Совету же сему состоять их шести особ первых двух классов по выбору Правителя, которому и назначать других при случающихся переменах; в сей совет правительства входят все дела без изъятия, которые подлежат решению самого Государя, и все те, которые как к нему, так и в совет Его вступают; Правитель же имеет голос решительный, мужеские особы Государской Фамилии могут заседать в сем совете по выбору Правителя, но не прежде своего совершеннолетия и не в число шести особ, составляющих совет. Назначение сего совета и выбор членов оного полагаются в недостатке другого распоряжения скончавшегося Государя, ибо оному должны быть известны обстоятельства и люди. Сим МЫ должны были спокойствию Государства, которое на твердом законе о наследстве основано, о чем каждый добромыслящий уверен. МЫ желаем, чтоб сей акт послужил доказательством самым сильнейшим, пред всем светом НАШЕЙ любви к Отечеству, любви и согласия НАШЕГО брака и любви к детям, и потомкам НАШИМ. В знак и свидетельства чего подписали НАШИ ИМЕНА и приложили печати Гербов НАШИХ. Апреля 7 дня 1797 года.

© ФКУ «Российский государственный исторический архив» (РГИА)
Ф.1329. Оп.1. Д.191. Л.16-17

Зызыкин М.В. Царская власть и закон о престолонаследии в России. София, 1924.

Еп. Иоанн (Максимович М. Б.). Происхождение закона о престолонаследии в России. Шанхай, 1936.

Назаров М.В. Кто наследник Российского престола? 3-е изд. М., 2004.

Порядок престолонаследия в России с основания русскаго государства до ныне благополучно царствующаго Императора Александра II-го. М., 1874.

Какие два принципа престолонаследия существовали в Древнерусском государстве?

Почему издание нового закона о престолонаследии стало одним из первых решений Павла I?

Что такое морганатический брак?

В истории российского государственного права «Акт о наследовании всероссийского императорского престола», изданный 5 апреля 1797 г., был одним из самых важных по своей значимости. Он создал твердый и однозначно интерпретируемый наследственный порядок в преемстве верховной государственной власти. По словам М.Ф. Флоринского, закон о престолонаследии явился удачным ответом царя на требование времени.

Конфликтное развитие государственного строя России в ходе реализации принципов престолонаследия, введенных указом от 12 февраля 1722 г., показало необходимость не просто установления нормативных основ наследования престола, но и закрепления строгого порядка воспреемст-ва трона, который бы наиболее соответствовал требованиям абсолютной монархии и отвечал принципам регулирования наследственных правоотношений, сложившихся в XVIII в.

В самом «Акте» цель его издания сформулирована следующим образом: «дабы государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследствии, не нарушая права естественного и избежать затруднений при переходе из рода в род».
Акт о престолонаследии узаконил австрийскую или «полусалическую» систему. Императорская власть передавалась по наследству от отца к сыну, а в случае его отсутствия - к следующему, по старшинству, брату императора; женщины допускались к наследованию лишь в случае полного отсуствия всех потомков мужского пола данной династии. Своим наследником Павел I «по праву естественному» назначил старшего сына Александра, а за ним - все его потомство мужского пола. По пресечении потомства старшего сына право наследования престола переходит в род второго сына и так до последнего потомка мужского пола последнего сына. При пресечении последнего мужского поколения сыновей Павла I наследство переходит в женское поколение последнего царствовавшего императора, в котором также преимущество имеют лица мужского пола, с тем только обязательным условием, что «не теряет никогда права то женское лицо, от которого право беспосредственно пришло». В случае пресечения прямой нисходящей линии престолонаследия (как по мужской, так и по женской линии) право престолонаследия могло перейти в боковую линию.

Кроме описания порядка престолонаследия, в Акте были прописаны вопросы, касающиеся статуса императорских супругов, совершеннолетия государя и наследника, опеки над малолетним государем и пригодности к престолу с религиозной точки зрения.

Акт о престолонаследии 1797 г. исключает возможность наследования престола женой или мужем царствовавшей особы. «Если наследовать будет женское лицо, и таковая особа будет замужем, или выйдет, тогда мужа не почитать государем, а отдавать однако ж почести наравне с супругами государей, и пользоваться прочими преимуществами таковых, кроме титула». Браки членов императорской фамилии не признавались законными без разрешения царствующего государя. Однако в законе четко не прописана норма об устранении от наследования престола лиц, рожденных от браков,заключенных без разрешения монарха.

Объявление:

Возраст совершеннолетия наследника престола был определен достижением 16 лет, для других представителей царствующего дома он был установлен в 20 лет. В случае вступления на престол малолетнего наследника было предусмотрено регенство. В случае отсутствия распоряжения правительству об опеке к регенству призывались отец и мать малолетнего государя (отчим и мачеха исключались), при их смерти - следующее ближайшее к престолу совершеннолетнее лицо царского дома. Быть правителем и опекуном препятствует «безумие, хотя бы временное, и вступление вдовых во второй брак во время правительства и опеки».

В Акт о престолонаследии вписано также важное положение о невозможности занятия российского престола лицом, не исповедующим православную веру: «Когда наследство дойдет до такого поколения женского, которое царствует уже на другом престоле, тогда предоставлено наследующему лицу избрать веру и престол, и отрещись вместе с наследником от другой веры и престола, если таковой престол связан с законом для того, что государи российские суть главою церкви, а если отрицания от веры не будет, то наследовать тому лицу, которое ближе по порядку».

Таким образом, Акт о престолонаследии 1797 г. урегулировал проблему престолонаследия и создал строгий порядок воспреемства престола, который оставался неизменным до 1917 г. Фактически этот нормативный правовой акт явился первым шагом на пути формирования российской конституции, определив условия функционирования и передачи верховной власти. В качестве существенных условий, необходимых для наследника престола, а следовательно предъявляемых к будущему императору, назывались: принадлежность к императорскому дому Романовых; происхождение от законного брака; равнородность брака родителей, т.е. чтобы супруг (или супруга) принадлежали к какому-нибудь царствующему (или царствовавшему дому); первородство по мужской линии (то есть сын стоит выше брата); исповедание православной веры.