Образовательный уровень населения. Повышение регионального культурно-образовательного уровня молодёжи Повышение образовательного уровня населения приведет

· формирование и укрепление национальной сознательности гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира;

· обеспечение овладения государственного языка, как главного средства общения между гражданами Республики Беларусь;

· сохранение и умножение интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа и других национальных сообществ республики;

· формирование экологической сознательности;

· воспитание уважения к семейной жизни;

· содействие интеллектуальным устремлениям личности;

· достижение разумного соотношения опыта и веры личности;

· развитие научной, технической и культурной деятельности в соответствии с потребностями развития республики;

· воспитание сознательного уважения к демократии как форме управления и существования, которая позволяет каждой личности участвовать в принятии решений, направленных на улучшение общества;

· содействие установлению отношений человечности и милосердности в отношениях между людьми;

· воспитание сознательного уважения к всемирному порядку, основанного на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира;

· укрепление здоровья и физического усовершенствования воспитанников и студентов.

Чтобы достигнуть этих целей в 1996 году бала принята реформа. Концепция реформы исходит из того, что основными задачами общеобразовательной школы являются:

· подготовка молодого поколения к полноценной жизни и деятельности в обществе;

· формирование представлений и готовности к жизни в изменчивом мире;

· передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры;

· содействие гармоничному развитию личности, ее патриотическому, гражданскому и духовно-моральному воспитанию.

Для достижения этого необходимо реализовать следующие цели и меры:

повышение образовательного уровня населения страны:

Введение обязательного десятилетнего образования;

Повышения до 12 лет срока получения общего среднего образования;

Обеспечение доступности общего среднего образования;

Усовершенствование системы непрерывного образования;

повышение качества общего образования:

Обновление содержания образования;

Внедрение современных технологий обучения;

Обеспечение разноуровневого и вариативного обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учеников;

Усовершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

удовлетворение общеобразовательных потребностей личности ученика с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей:

Создание в начальной школе условий, которые обеспечивают адаптацию ребенка к процессу обучения с учетом его реальных возможностей;

Придание содержанию образования на уровне базовой (основной) школы относительно законченного характера;

Осуществление профильной дифференциации на завершающем этапе общего среднего образования, что обеспечивает оптимальные условия на протяжении обучения;

Создание оптимальных условий для физического развития и охраны здоровья учеников, ликвидация учебной перегрузки;

повышение престижности образования:

Реальное закрепление за сферой образования статуса приоритетного в государстве и обществе;

Повышение статуса учителя;

Более полное материально-техническое обеспечение общеобра­зова­тель­­ной школы;

Развитие форм самообразования учреждений образования.

Процессы реформирования, которые развернулись в системе образования в последние годы, не могут быть эффективными как без глубокого теоретического осмысления его проблем, так и без основательной экспериментальной проверки предлагаемых преобразований.

Любое теоретическое положение, которое пытаются внедрить в массовую практику, должно обладать в первую очередь двумя качествами: быть технологичным и воспроизводимым. Быть технологичным, значит возможным для реализации в рамках принятых сегодня моделей деятельности учебных учреждений. Быть воспроизводимым, значит возможным для применения каждым педагогом. Альтернативные программы, которые не обладают этими качествами, не могут стать основой массовой педагогической практики.

Несколько лет тому назад в республике развернулась активная и массовая экспериментальная работа. Сегодня она стала реальностью для десятков учебных учреждений. Вместе с тем реальностью для сотен школ, детских садов и других учреждений стало участие в инновационных процессах, связанных с внедрением целого ряда перспективных технологий, которые зарекомендовали себя.

До 90-х годов ХХ в. Беларусь практически не имела опыта экспериментальной работы в образовании. Опробация всех нововведений проводилась Академией педагогических наук СССР в своих экспериментальных школах, и БССР в готовом виде получала все материалы, необходимые для внедрения в массовую практику. Опыт экспериментальной работы начала 90-х годов был минимальным, поскольку массовые нововведения в системе образования планировалось проводить, начиная с 1996-1997 гг.

Первый массовый опыт экспериментальной работы связан с процессами реформирования общеобразовательной школы и переходом на 12-ти летний срок обучения. Однако с 1999-2000 учебного года процесс экспериментальной и инновационной (в узком смысле) работы становится массовым. В 2000-2001 году в республике проходила экспериментальная работа по 28 и инновационная по 14 различным направлениям.

Программа “Школа 2100” является альтернативной программой. Ее методы, приемы, дидактические средства, на мой взгляд, наиболее эффективно позволяют достигнуть целей образования, сформулированные в “Законе об образовании” и “Реформе общеобразовательной школы”. Тем более, что с 1 сентября 2001 года начался массовый эксперимент по данной программе и скоро мы получим результаты по полному внедрению ее в образование Республики Беларусь. Мы, как учителя-практики, можем говорить об эффективности программы “Школа 2100” в начальной школе. Ведь младший школьник, изучая определенные дисциплины, получает не только специальные знания (основы), но и наращивает личностные качества параллельно с интеллектуальными способностями, которые совершенствуются в старших классах. Одна из главных задач, стоящих перед учеником начальной школы, заключается в том, чтобы ребенок научился не только самостоятельно пользоваться своими знаниями, но и обрел потребность в саморазвитии, в анализе своей деятельности, научился перед собой ставить цель и планировать свою деятельность для ее достижения.

Образовательная программа “Школа 2100” рассчитана на дошкольное, начальное и общее среднее образование. На всех этих этапах она предусматривает:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

· воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· единство государственного культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

Образовательный уровень различных территориальных групп населения дает представление о населении как производительной силе (в современном обществе образование необходимо для большинства профессий) и как потребителе культурных и материальных благ. Среди показателей образовательного уровня наиболее важны: доля грамотных, доля лиц, имеющих среднее (полное или неполное), среднее специальное и высшее образование. Однако очень трудно сравнивать такие показатели для разных государств мира, поскольку в одних долю грамотных определяют в процентах к численности населения в возрасте старше 9 лет (в СССР), в других - в процентах к населению в возрасте 15 лет и старше, либо к возрастной группе 15 - 65 лет, 15 - 54 года или 14 - 64 года (в США).

Из 2300 млн. людей старше 15 лет на земном шаре 750 млн. (по некоторым данным 800 млн.) на конец 1970 г. не умели читать и писать, причем за 1960 - 1970 гг. число их даже увеличилось на 70 млн. человек, так как в развивающихся странах не все дети охвачены школьным обучением. По данным ЮНЕСКО, к началу 70-х годов неграмотных в возрасте 15 лет и старше в Африке было около 81%, в Южной Азии - 68, Восточной Азии - 42, Латинской Америке - 34%. В развитых странах численность неграмотных невелика. Однако в таких странах Европы, как Греция, Италия, Испания и особенно Португалия, доля неграмотных еще значительна.

В дореволюционной России почти 1/2 городского и 3/4 сельского населения в возрасте 9 - 49 лет были неграмотны (а народы Крайнего Севера, Средней Азии, Казахстана почти полностью неграмотные). В советский период уже к 1926 г. процент грамотных повысился до 81% в городах и до 51% в сельской местности, к 1939 г. - соответственно до 94 и 84, к 1959 г. - до 98,7 и 98,2%. Перепись 1979 г. показала, что неграмотных в возрасте 9 - 49 лет среди городского населения всего 0,1%, среди сельского - 0,3%. Это преимущественно те, кто не смог учиться по причине физических недостатков или хронической болезни. Завершается переход от обязательного 8-летнего ко всеобщему полному среднему (10 лет) обучению.

Огромные средства, направляемые Советским государством на нужды общего и профессионального образования, обеспечили непрерывное и быстрое увеличение численности подготовленных кадров. С 1939 по 1979 г. число лиц с высшим или средним (полным или неполным) образованием на 1000 человек в возрасте 10 лет и старше возросло со 108 до 638 (в том числе с высшим образованием - с 8 до 68). Эти цифры говорят о глубоких изменениях общекультурного уровня советского народа, что очень важно и для профессиональной подготовки кадров, соответствующей высоким требованиям современного производства. Происшедшие изменения отразились и на потребностях населения, его образе жизни, интересах, демографическом и миграционном поведении. Повышение уровня образования народа было одной из важных предпосылок и вместе с тем одним из следствий экономического и культурного развития нашей социалистической страны.

В СССР сильно сближается уровень общеобразовательной подготовки мужчин и женщин, горожан и сельских жителей, а также представителей разных социальных групп (рис. 17). Однако некоторые различия, в частности между городом и селом, между рабочими и колхозниками, еще значительны. Следует учитывать и влияние возрастной структуры населения. Во многих сельских местностях доля пожилых и старых людей выше, чем в городах; доля пожилых женщин больше по сравнению с мужчинами, люди старших возрастов составляют основную часть лиц, которые не смогли в свое время получить образование. В настоящее время образовательный уровень населения различных союзных республик более или


менее выровнялся. В 1979 г. наиболее высокий показатель отмечен в Армении - 713 человек на 1000 жителей в возрасте 10 лет и старше, наиболее низкий в Литовской ССР - 558 человека. В 1939 г. некоторые республики превосходили другие по доле лиц со средним и высшим образованием в 3 - 4 раза (рис. 18). Несколько ниже эти показатели для Молдавии и Литвы, так как советская система всеобщего образования в них могла быть осуществлена фактически лишь после 1945 г., поэтому ею не охвачены многие лица старшего возраста. Сравнительно пониженные показатели по Таджикской и Узбекской ССР, поскольку в этих республиках преобладает сельское население.

Имеющиеся различия, хотя и сильно сглаженные, обусловлены специализацией хозяйства (так как разные его отрасли предъявляют неодинаковые требования к квалификации и общей подготовке работающих), степенью урбанизации, особенностями исторического развития данной местности. И очень заметна зависимость этого среднего показателя от возрастного состава населения: он ниже там, где более высока доля пожилых людей или подростков в возрасте 10 - 15 лет (последние, естественно, еще не имеют среднего образования).

В СССР в 1979 г. на 1000 горожан в возрасте 10 лет и старше приходилось 723 человека с полным или неполным


средним образованием, незаконченным высшим или высшим. Выше этих средних были показатели для столичных городов, а также Ленинграда и некоторых других крупнейших городов и во многих городских поселениях районов пионерского освоения в Сибири, на Дальнем Востоке, на Европейском Севере. Для сельского населения, при среднем показателе по СССР в 1979 г. 492, самый высокий уровень образования был там, где в сельской местности преобладало несельскохозяйственное и молодое население.

Особенно быстро возрастало и продолжает расти число лиц с высшим образованием среди тех народов СССР, для которых при царизме даже элементарная грамотность была редким явлением (в Сибири, Средней Азии и Казахстане, Закавказье). Если общее число людей с высшим образованием в СССР за 1939 - 1970 гг. увеличилось с 8 до 42 человек на 1000 взрослых, т. е. в 5 раз, то в Туркмении оно возросло с 4 до 33, т. е. в 8 раз, в Узбекистане - с 4 до 36, т. е.. в 9 раз, а в Таджикистане - с 3 до 29 - почти в 10 раз. О различиях в насыщенности кадрами, имеющими высшее образование, по союзным республикам и экономическим районам дает представление табл. 3.

— Источник—

Ковалев, С.А. География населения СССР/ С.А. Ковалев [и д.р.]. – М.: Издательство МГУ, 1980.- 287 с.

Post Views: 219

ПОВЫШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ МОЛОДЁЖИ

Усиков Анатолий Владимирович

студент 4 курса, кафедра менеджмента ВГТУ, г. Вологда

Е- mail : kidd 35@ list . ru

Советова Надежда Павловна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент ВГТУ, г. Вологда

В современных рыночных условиях многие молодые люди (девушки и юноши) Вологодской области стоят перед затруднительным выбором: как правильно и эффективно использовать свое свободное время. Одних привлекают запретные плоды в виде курения и употребления крепких спиртных напитков; других - просто гулять на улице с утра до вечера; третьих затягивают различные социальные сети, предоставляющие возможность круглосуточного общения, и лишь оставшаяся малая часть посещает различные кружки и секции. По результатам опросов молодых людей у большинства молодежи популярностью пользуются такие вредные привычки, как алкоголь и курение. Как известно из курса биологии, алкоголь и курение отрицательно влияют не на отдельные органы тела, а на весь организм в целом. Отсюда и происходят различные проблемы с развитием и созреванием. Популярным и привлекательным для молодежи выступает посещение множества ночных клубов. С одной стороны, это положительный аспект в воспитании молодежи - дети танцуют, отдыхают, но с другой стороны - если бы это был только отдых! Почти в каждом развлекательном клубе не обходятся без наркотиков. Подросткам предлагают: «Попробуй: один раз - это ничего не изменит». Зная, подростковую психологию и тягу к новому запретному ответ становится очевидным. Не может не радовать и тот факт, что среди молодежи все же встречаются воспитанные порядочные дети, которые выбирают другой образ жизни, других друзей, посещают различные развлекательные кружки, спортивные секции. Родительское влияние дает о себе знать.

Психологи утверждают, что каждый из нас должен в один день задать себе несколько важных вопросов: «Что я сделал в своей жизни?» Надо решить, что же мы будем делать дальше? Смогу ли я добиться чего-то в жизни? Могу ли я быть не только лидером компании друзей, но и найти работу, найти себя в жизни?»

Поэтому современное общественное развитие России поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере гражданско-патриотического воспитания населения. Необходимо обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Проведенный анализ молодежной среды позволил выявить ряд социально-экономических проблем. Самой первой и главной выступает социальное неравенство, бедность, нищета. На втором месте - преступность. Статистика ежегодно подтверждает рост детской и подростковой преступности, в основном за счет социального неравенства, бедности, нищеты и предельной доступности алкоголя и наркотических средств. Следующей проблемой является наркомания и алкоголизм. Разумеется, не подростки и не молодежь сами построили спиртозаводы и изобрели наркотические препараты, но в 90-е годы российская власть сначала отменила государственную монополию на алкоголь и создала грандиозный нелегальный и полулегальный алкогольный рынок, а также и провела такие законы, которые фактически легализовали «пушерство».

Более того существуют еще и политические, и культурные проблемы такие как:

· Культурная деградация (общества в целом и деградация молодежной культуры в первую очередь);

· Реформа образования, которая в ближайшем будущем приведет к тотальному внедрению платного образования, резкому падению качества образования и образовательному социальному апартеиду: «элитному» образованию для социальной верхушки и видимости образования (на уровне ПТУ, если не церковно-приходской школы) для всех остальных;

· Тотальное наступление на культуру со стороны «поп-культуры», «массовой культуры», а также продажных и «желтых» СМИ - с их примитивным интеллектуальным, эстетическим, моральным уровнем и эксплуатацией ограниченного набора тем, таких как деньги, насилие и секс;

· Разрушение семейного и социального пространства, деградация семьи как института воспитания и эмоциональной поддержки, превращение неполной и неблагополучной семьи в социальную норму;

· Насаждение воинствующего индивидуализма, воспевание эгоизма и «культа успеха», что создает в молодежной среде атмосферу цинизма и тотального недоверия друг к другу; следствием этого является растущая асоциальность и психопатизация, неспособность к установлению длительных доверительных межличностных отношений (в том числе и в интимной сфере);

· Углубление морального кризиса; исчезновение целей (кроме личного обогащения любой ценой) и независимых общественных (не навязанных властью под угрозой репрессии) авторитетов; неспособность потому к критическому восприятию информации, усиление зависимости от правительственной пропаганды и манипуляции сознанием; развитие в связи с этим конформизма;

· Насаждение ксенофобии (в первую очередь кавказофобии и исламофобии);

· Ослабление здоровья и физической подготовки молодого поколения, отсутствие современных уличных площадок, дворовых катков и стадионов.

Назревает актуальный вопрос: - «А что думает сама молодежь?» Проведенный Институтом сравнительных социальных исследований опрос молодежи в РФ раскрывает сложившуюся ситуацию. Так, отвечая на открытый вопрос (С какими наиболее важными проблемами сталкивается молодежь?) 32 % подростков назвали курение. Чаще назывались только употребление наркотиков и алкоголя (54 % и 35 % соответственно) (рисунок 1).

Рисунок 1. Как Вы считаете, с каким наиболее серьезными проблемами сталкиваются подростки сегодня? (представлены наиболее частые ответы, допускалось несколько ответов на поставленные вопросы)

Взрослые называют подростковое курение серьезной проблемой гораздо реже - только 8 %. Наряду с такими проблемами, как употребление наркотиков и алкоголя, которые считаются наиболее серьезными проблемами подростков (36 % и 20 %, соответственно). Взрослые россияне видят гораздо более широкий спектр проблем молодежи: безработица (52 %), коммерциализация образования (12 %), избыток свободного времени (18 %), преступность (11 %), низкое качество жизни, вызванное ограниченными финансовыми возможностями (15 %) .

Оценка важности и значимости по 5 бальной шкале молодежных проблем (таблица 1) подростками и взрослыми колебалась от 3.46 балла (добрачные половые связи) до 4.76 (употребление наркотиков), при этом курение по степени серьезности оказалось на четвертом месте со средним баллом 3.99 по 5-балльной шкале .

Таблица 1.

Оценка проблем, с которыми сталкивается молодежь


Значимость различных проблем, с которыми сталкивается молодежь (категории оценивались по шкале от 1 до 5)


Подростки


Взрослые


Нелегальное использование наркотиков




Преступность




Алкоголь




Курение подростков




Бездомность




Жестокое обращение с детьми




Безработица




Безграмотность




Внебрачные половые контакты



А что же происходит в молодежном сообществе Вологодской области по сравнению с процессами в других регионах Российской Федерации? Численность молодых людей в возрасте 15―29 лет составляет 23 % от общего числа жителей Вологодчины. Если говорить о проблеме употребления алкоголя, наркотиков и иных психотропных веществ в возрастной категории 15―17 лет, то данные по Вологодской области, в целом, не вызывают опасения. Однако в возрастной категории 18―19 лет наблюдается резкий всплеск этих асоциальных явлений. По случаям употребления алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ регион занимает уверенное третье место по Северо-Западному федеральному округу. Более 10 % случаев алкоголизма, среди молодежи на Северо-Западе, зарегистрированы на Вологодчине.

Очевидно, что указанные процессы негативно сказываются на состоянии здоровья молодых людей. Показатели заболеваемости молодежи в Вологодской области на четверть (по некоторым видам ― на треть) превышают среднероссийские показатели. В регионе зарегистрирован самый высокий уровень заболеваемости молодежи психическими расстройствами, болезнями крови, глаз и дыхания.

Не может не тревожить статистика преступлений, совершаемых подростками и молодежью. В возрастной группе 14―17 лет в 2010 году было зарегистрировано 1200 преступлений. Это лишь немногим меньше, чем в Архангельской области и Республике Коми, где наблюдается наиболее сложная криминальная обстановка в подростковой среде на Северо-Западе России. По показателям преступности в возрастной группе 18―29 лет (4900 преступлений) Вологодская область также занимает лидирующие позиции, уступая лишь Санкт-Петербургу, Архангельской области и Республике Коми .

Для разрешения сложившейся критической ситуации на наш взгляд необходимо создание молодежного культурно-образовательного центра «Здравое общество», основным направлением которого выступит оздоровление социально-психологического климата, вовлечение жителей Вологодской области в решение проблем образования и воспитания, здорового образа жизни, организацию отдыха и досуга, благоустройство, поддержание правопорядка. В такой разноплановой, разновозрастной среде создаются благоприятные условия для воспитания подрастающего поколения, реализации потенциальных возможностей каждого участника центра.

Насущность таких преобразований становится особенно отчетливой и необходимой при обращении к Концепции государственной молодежной политики региона на 2006―2016, которая принимается в развитии закона области «О государственной молодежной политике Вологодской области», и определяет конкретные принципы, цели, задачи, основные направления, механизмы реализации, субъекты и объекты государственной молодежной политики. Наш проект выступает механизмом реализации Концепции по таким направлениям как: «Инициатива молодых», «Молодая семья», «Здоровье и спорт», а также к государственным программам: «Развитие образования», «Культура России», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Молодежь России», «Физвоспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации», «Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи» .

Важнейшая проблема, которую разрешит молодежный центр в данной области, ― выработка методики и технологии построения молодежного культурно-образовательного центра (поливариативной образовательной среды), создание условий для оптимальной самореализации в социо-культурной среде, в социальной и экономической жизни, в самосоздании и самосовершенствовании личности.

Цель Молодежного центра заключается в восстановлении утраты контактов молодого поколения со старшим, разрешения кризиса самореализации подрастающего поколения путём создания и реализации условий, обеспечивающих динамичное развитие центра как культурно-образовательной площадки г. Вологды, ориентированной на решение социальных, моральных, культурных проблем молодежи вне зависимости от экономических возможностей семьи и уровня подготовки. Задачами центра выступают:

· реализация проекта толерантности, развитие взаимоответственности, коллективизма;

· создание условий для духовного возрождения молодежи;

· активное включение детей и подростков в социально значимую деятельность: учебную, трудовую, природоохранную, благотворительную, спортивную;

· организация культурного досуга, профилактика асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде;

· пропаганда здорового образа жизни, развитие массовой физкультуры и спорта;

· повышение информационно-образовательного и культурного уровня населения;

· воспитание и развитие творческой инициативы, самостоятельности, умения ставить цели, нести ответственность за свои поступки.

Культурно-образовательную деятельность центра «Здравое общество» планируем реализовать в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Они включают комплекс конкретных методов: спортивно-массовые мероприятия, лекции, семинары, игры, ориентированные на оптимальную реализацию интеллектуального, социального, творческого потенциала молодежи. Количество занятий составит 45―50 часов, планируемый срок обучения 4―5 месяцев.

Работа МЦ «Здравое общество» построена на принципах гуманизации (соблюдение прав обучающихся и их родителей; формирование системы мировоззрения, признающей ценность человека как личности; создание условий для развития и проявления способностей каждого участника учебно–воспитательного процесса), сотрудничества (построение взаимоотношений в центре и учреждениях дополнительного образования на основе компетентности, толерантности, взаимного уважения и доверяя педагогов, участников проекта, родителей) и целостности (создание сбалансированного культурно-образовательного пространства, предполагающего реализацию различных процессов развития, обучения и воспитания; организация деятельности школы на основе единства)

Реализации проекта позволяет получить следующие результаты:

1.Эффективное функционирование школы как культурно-образовательного центра муниципального образования г. Вологда, в котором созданы максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эстетического, физического развития личности и оздоровления социально-психологического климата микросоциума.

2.Создание поливариантной образовательной среды, в которой осуществляется формирование будущего гражданина общества ― личности с высоким интеллектом и уровнем культуры, способной к самосовершенствованию и самореализации, умеющей общаться с окружающим миром на языке гармонии и согласия.

3.Снижение количества молодежных преступлений на 5―7 %, повышение культурного уровня молодежи, снижение доли асоциальных явлений и уровня заболеваемости молодежи психическими расстройствами, болезнями крови, глаз и дыхания до 10 %.

4.Освоение «новых» педагогических технологий, в первую очередь ― информационно-коммуникационных, являющихся основой для обновления и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Создание условий для развития творческого потенциала каждого учителя, организация дистанционного обучения педагогических кадров.

5.Создание новой системы комплексного мониторинга деятельности школы как культурно-образовательного центра.

Список литературы:

1.Выступление Марины Смирновой на заседании Палаты депутатов СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в Вологодской области - 2012 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// www.spravedlivo.ru/

2.Открытый вопрос: Наиболее важные проблемы молодежи в России - 2012 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www cessi.ru

3.О Концепции государственной молодежной политики Вологодской области - 2012 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://

Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.

Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.

Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических.средних специальных и высших учебных заведений.

С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен, Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организации переписи учебных заведений в России в 1889,1911 и 1927 гг. ("школьных переписей").

Образовательный потенциал общества - накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.

В современных условиях стали актуальными проблемы:

Доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;

Выявления приоритетов в развитии системы обучения;

Выработки понятия и методики измерения качества образования.

Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать. В результате были выработаны критерии грамотности (неграмотности), которые использовались при проведении переписи населения России в 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать - те, кто мог подписываться. “Неграмотный” - так фиксировался лишь не умеющий ни читать, ни писать.

Согласованное на международном уровне определение грамотности (неграмотности) взрослого населения было предложено экспертами ЮНЕСКО: грамотными считаются лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни1.

Для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальным становится изучение функциональной неграмотности среди взрослого населения. В развитых странах с середины 90-х гг. ОЭСР проводится международный обзор функциональной грамотности взрослого населения. В ходе исследования оценка грамотности как определенного навыка, умения понимать и использовать печатную информацию в повседневной жизни проводилась по трем направлениям: литературная, документальная и счетная грамотность.

В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее образование. Последние понятия отождествляются формально с числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием интеллекта личности.

При проведении переписи населения фиксируется уровень образования каждого респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

В программе предстоящей в России в 2002 г. переписи уровень образования фиксируется для лиц в возрасте 6 лет и старше и выделяется образование: начальное общее (3 - 4 класса школы); основное общее (5 - 9 классов); среднее (полное) общее (11 классов); начальное профессиональное; среднее профессиональное; незаконченное высшее (3 курса); неполное высшее (4 курса) и высшее профессиональное. Для детей, не имеющих начального общего образования, указывается: умеют ли они читать и писать, а для респондентов старше 15 лет - наличие или отсутствие начального профессионального образования. При затруднении в определении изучаемой характеристики выясняется название учебного заведения и количество курсов (классов), которые закончил опрашиваемый, с указанием года окончания обучения.

При такой программе обследования недоучтенным оказывается уровень образования, который классифицируется (окончание аспирантуры, докторантуры) и не классифицируется (курсы, факультеты повышения квалификации и др.) по ступеням обучения. Практически не фиксируется в переписи профиль (направление) обучения: последовательность повышения однопрофильного образования и наличие разнопрофильных уровней подготовки.

Для лиц, находящихся в процессе обучения, в программе переписи фиксируется тип учебного заведения, для дошкольников указывается посещение (непосещение) дошкольных учреждений.

На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения, Наиболее распространенными показателями здесь являются:

Процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше

Уровень грамотности среди взрослых;

Число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 1 5 лет и старше (или на 1000 занятого населения);

Число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше";

Средний уровень образования в годах обучения; при этом

наличие начального образования приравнивается 4 годам,

Использование школьной инфраструктуры для повышения образовательного уровня всех членов общества - важный путь получения отдачи от инвестиций в высокие технологии (и обеспечения скорейшего их возврата). Один из видов такого образования - приобретение базовых навыков работы с компьютером, которые могут быть использованы на любом рабочем месте. Другой, также очень важный для тех, кто ищет работу, - освоение информационной технологии как таковой. В большинстве стран вакантно каждое десятое рабочее место в сфере ИТ; в предстоящие несколько лет Соединенным Штатам потребуется полмиллиона обученных профессионалов этого направления и еще столько же - Европе. А в таких стремительно развивающихся регионах, как Индия и Латинская Америка, доля незанятых вакансий может оказаться даже еще выше.

Поскольку процветание района Ридинга целиком основано на высоких технологиях и поскольку традиционные источники финансирования школ едва ли будут в состоянии дать достаточно средств для осуществления планов руководства школы Хайдаун, оно рассчитывает на совместное участие государственного и частного секторов в оплате необходимой инфраструктуры. Для коммерческих предприятий это станет частью «инвестиционного цикла», предполагающего вложение средств в школы сегодня и получение более квалифицированных работников в будущем.

Кроме того, создаваемая сеть будет открыта для использования всеми членами общества (с целью постоянного повышения их образовательного уровня), и школа надеется также и на этот источник пополнения своих средств. Взрослые жители округа смогут обновлять свои технические знания не только в стенах учебных заведений Ридинга, которые открыты по вечерам и выходным специально для этой цели, но и из дома, по сети. Плата, взимаемая за такие услуги, идет на сопровождение и расширение школьной инфраструктуры ИТ.

Многие учебные заведения по всему миру стремительно вводят в учебный процесс все больше элементов подготовки к жизни в информационном веке. В Израиле создана общенациональная образовательная сеть, которую учащиеся и студенты могут использовать для доступа к источникам знаний и для работы с электронной почтой как из школы, так и из дома. Наличие компьютерной коммуникационной инфраструктуры выводит на новый качественный уровень взаимодействие учителей и родителей. В Коста-Рике каждый учащийся государственной средней школы обеспечен доступом к Интернету и к электронной почте. А ученики средней школы в городе Иссакуа (шт. Вашингтон) сами спланировали, построили и эксплуатируют окружную сеть с 2 тысячами ПК, используемыми для преподавания наиболее сложных в теоретическом плане предметов. Школы штата Кентукки тоже привлекают учащихся к обслуживанию своей сети, охватывающей все 176 образовательных округов и имеющей выходы на сеть правительства штата и на многие - а в перспективе и все - сети местных коммерческих предприятий и высших учебных заведений.