Коррупция расформировала спецстрой. Минобороны поддержало идею реорганизации фгуп "спецстрой россии"

При этом еще в ноябре 2015 года вице-премьер Дмитрий Рогозин, председатель наблюдательного совета «Роскосмоса», что агентство выполняет работы лишь на 15-40% от стоимости заключенных контрактов. Ранее собеседник РБК, близкий к руководству ФСБ, что одна из причин ликвидации агентства — хищения на 200 млн руб. при строительстве трех зданий для Центра управления полетами Восточного.

Позиция Минобороны

В Министерстве обороны считают, что Спецстрой был ликвидирован из-за плохой организации работы с субподрядчиками. Об этом РБК рассказал директор департамента имущественных отношений министерства Дмитрий Куракин. Владимир Путин о ликвидации Спецстроя, который отвечал за возведение космодрома Восточный и других стратегически важных объектов, в конце декабря 2016 года.

По словам Куракина, ФГУПы, подведомственные Спецстрою, «своими силами» выполняли лишь 30% строительных работ для министерства, а в остальных случаях привлекались другие организации.

«Дальше шла цепочка субподрядчиков, иногда из пяти-шести звеньев до конечного — того, кто вышел на объект и начал там колотить сваи. Шесть промежуточных звеньев. У каждого свой технадзор, каждый снял свой процент. То есть вывод — плохая организация», — объяснил Куракин.

​Другая серьезная проблема в работе уже ликвидированного Спецстроя — «переконтрактация», то есть когда возможности организации оказались недостаточными для исполнения контрактов в том объеме, в котором они были заключены, говорит Куракин. Агентство хотело построить больше объектов, чем под это было отведено денег, уточнил он.

Причиной «переконтрактации» глава департамента называет сокращение бюджета. При этом под законтрактованные объекты уже выплачены авансы, а подрядчик уже вышел на объект и привлек для этого банковские кредиты.

Точка зрения военных не противоречит позиции Генпрокуратуры, отметил заместитель гендиректора российского подразделения Transparency International Илья Шуманов. Когда заходит речь о субподрядчиках, которые привлекаются для реализации крупных проектов, надо понимать, что это «те же украденные деньги, которые выявили прокуроры и следователи, когда они возбуждали уголовные дела», отметил Шуманов.

Схема хищений, к которой прибегал Спецстрой, размывает ответственность — ее можно перенести на подрядчиков, а те это делают со своими субподрядчиками, подчеркнул Шуманов.

«Субподряды выдаются, потому что у подрядчиков нет квалификации, либо заранее оговорено, что субподрядчиками будут являться аффилированные с руководством Спецстроя структуры. Информацию о субподрядчиках никто не раскрывает. Найти того, кто реально выполнял работу, невозможно», — сказал Шуманов.

Перемена мест слагаемых

Всего Спецстрою до ликвидации принадлежало 19 предприятий (головная организация и 18 ФГУПов), в которых числятся около 37,6 тыс человек. Сейчас для Минобороны строится более 2 тыс. объектов специального и социального назначения. В июне 2016 года Счетная палата опубликовала отчет, в котором сказано, что деятельность Спецстроя в 2015 году была убыточной. Чистая прибыль предприятий агентства в 2015 году была в 5,2 раза меньше, чем в 2014-м. Причем сам Спецстрой ведет активную исковую деятельность: в 2015 году сумма претензий к недобросовестным контрагентам составила около 150 млрд руб.

После реорганизации военное ведомство согласилось взять в свой состав восемь ФГУПов, которые будут заниматься строительством военных объектов. Остальные предприятия Спецстроя военные передадут в ведение других министерств, ведомств и госкорпораций, писал «Коммерсантъ».

Министерство сохранит те активы, которые принадлежат непосредственно Спецстрою, сказал РБК Куракин. Речь идет только о собственном имуществе и проектах: это, например, база в Новороссийске или космодром Восточный. Последний интересен Минобороны «с точки зрения инженерных проектных решений и реализованных строительных технологий», отметил Куракин.

Передача Минобороны управленческих функций Спецстроя дает ведомству право на полный финансовый контроль за деятельностью ФГУПов, оставшихся после реорганизации агентства, отметил главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник запаса Виктор Мураховский. «И это означает, что уже никакой автономии и самостоятельности у Спецстроя не будет», — сказал он.

После упразднения Спецстроя проблемы со строительством военных объектов все равно останутся, считает Шуманов. То, что на базе Спецстроя будут созданы отдельные ФГУПы, по факту ничего не меняет, отмечает он. Часть людей переведут в категорию менеджеров этих ФГУПов, которые будут выполнять аналогичные функции, объяснил Шуманов.

В Спецстрое на запрос РБК не ответили.

Подведомственный министерству обороны Спецстрой России (официальное название — Федеральное агентство по специальному строительству) ассоциируется с массой коррупционных скандалов. В некоторых случаях из-за низкого качества выполненных Спецстроем работ даже гибли люди. Реорганизация Спецстроя России в 2017 году: что это будет, в чём причины и каковы сроки реформы.

С чем связана реорганизация Спецстроя России

Спецстрой России стал одним из самых ярких примеров тех проблем, которые получила власть, сделавшая ставку на коррупцию как способ управления государством. С одной стороны это связано с системным непониманием того, как можно искоренить коррупцию и почему её отсутствие — лучше, чем наличие. С другой — лояльность верховной власти со стороны чиновников-коррупционеров максимальная, при любом другом политическом режиме коррупционеры рискуют лишиться всего, включая свободу, а значит, будут защищать действующую власть по-возможности долго. С такой точки зрения можно и закрыть глаза на “мелкие грешки” коррупционера, благо, денег в стране в сытые годы было больше, чем экономика могла переварить.

Как бы то ни было, но там, где люди чувствуют свою безнаказанность, они начинают увлекаться, и масштабы проблемы усугубляются. Спецстрой, который строил объекты по заказу минобороны, стал одним из самых ярких примеров. Получая дорогостоящие заказы, Спецстрой самостоятельно выполнял от 15 до 40 процентов всех работ, остальное доверялось сторонним фирмам, очевидно, связанным с нужными людьми.

Всё оставалось бы незамеченным, будь качество работ приемлемым. Но в деле воровства бюджетных средств и экономии на качестве работы зайти можно очень далеко, в итоге первый крупный скандал случился в 2015 году, когда из-за низкого качества строительных работ обрушилась часть казармы “учебки” омских ВДВ, тогда погибло 24 человека. В том же году случился ещё один инцидент, когда из-за неготовности нового космодрома “Восточный” пришлось отложить на несколько месяцев первый старт ракеты-носителя.

Начались проверки, которые шли в течение всего 2016 года. Выяснилось, что в общей сложности Спецстрой сорвал сроки выполнения объектов стоимостью в сотни миллиардов рублей. Доходило даже до того, что рабочим на строительстве ключевых стратегических объектов не выплачивали заработную плату.

В итоге терпение у власти лопнуло, начались аресты руководства Спецстроя (правда, уровнем не выше замдиректора), а 18 ноября 2016 года в результате закрытого совещания президента страны и руководителей оборонного ведомства было принято решение — упразднить Спецстрой России в принципе. Поэтому когда мы говорим о реорганизации Спецстроя России в 2017 году, фактически имеется в виду его ликвидация.

Ликвидация Спецстроя России

В феврале 2017 года были приняты последние технические меры к ликвидации Спецстроя. Правительство опубликовало распоряжение, согласно которому до 1 октября 2017 года планируется полностью упразднить Спецстрой. Если прежде могла обсуждаться реорганизация Спецстроя России в 2017 году в виде серьёзной реформы, но с сохранением самой организации, то сейчас на этот счёт сомнений не осталось, и Федерального агентства по спецстроительству больше не будет, оно полностью ликвидируется.

Руководить ликвидационной комиссией назначили Марину Балакиреву — замруководителя департамента строительства министерства обороны России. Пока что в планах власти нет создания такого же громоздкого ведомства, которое заменило бы Спецстрой. Будет создано восемь ФГУП, которые займутся постройкой спецобъектов для минобороны.

Разумеется, одна из главных проблем, которую вызывает ликвидация Спецстроя России — это судьба сотрудников. Очевидно, что в силу того, что выполнять работы по строительству и перестройке объектов для министерства обороны по-прежнему кому-то нужно, то большая часть простых сотрудников Спецстроя найдут себе место в новых структурах. С учётом того, что по крайней мере в первое время в работе вновь созданных ФГУП будет соблюдаться необходимый порядок, для простых работников реформа может оказаться и к лучшему — до задержки зарплат дело точно не дойдёт.

Федеральное агентство специального строительства ликвидируют из-за коррупции, говорят собеседники РБК. Источник в Министерстве обороны утверждает, что всех сотрудников Спецстроя трудоустроят

Фото: Максим Блинов/РИА Новости

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой), о ликвидации которого в четверг, 22 декабря, министр обороны Сергей Шойгу, оказалось замешано в ряде коррупционных скандалов, что и привело к упразднению организации, считают опрошенные РБК эксперты. Сказалось и стремление оптимизировать работу агентства.

Вместо Спецстроя будет создано восемь ФГУПов, которые войдут в состав вооруженных сил и будут заниматься строительством военных объектов. Агентство выполняло весь спектр строительных работ в интересах Министерства обороны и органов исполнительной власти, касающихся обеспечения обороноспособности страны. Кроме того, Спецстрой занимался жилищным и инфраструктурным строительством для вооруженных сил.

Ожидаемое решение

Упразднение связано с изменением функционала Спецстроя, считает доцент кафедры госуправления и национальной безопасности РАНХиГС Игорь Нестерчук. «Новая структура будет заниматься оборонными проектами, которые носят гриф секретности, а строительство других объектов, связанных с отраслевым применением строительства, например для космической отрасли, будет находиться в ведении профильных структур», — рассказал Нестерчук РБК.

Как полагает эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин, решение о ликвидации агентства — это попытка вывести систему специального строительства из коррупционного тупика.

Реформирование Спецстроя вряд ли поспособствует уменьшению коррупционной составляющей в системе специального строительства, заявил РБК военный обозреватель Александр Жилин. «Я не верю в это, потому что уровень коррупции у нас в стране уже давно угрожает национальной безопасности», — отметил эксперт.

В последнее время Спецстрой сопровождала череда коррупционных скандалов, в том числе связанных со строительством космодрома Восточный. Так, в марте этого года стало известно, что Газпромбанк и «Роскосмос» взыскать 5,1 млрд руб. с «Дальспецстроя», ко​торый входит в структуру федерального агентства. Тогда же Басманный суд учредителей компании «РусАльянс Строй», выступавшей субподрядчиком при строительстве военных объектов на мысе Шмидта в Заполярье.

В том же месяце по подозрению в получении взятки в Петербурге были трое сотрудников Главного управления специального строительства (ГУССТ) №3 при Спецстрое России. Вместе с ними был задержан и один бывший сотрудник этого предприятия.

В конце апреля стало известно об экс-начальника ФГУП «Спецстройтехнологии» при Спецстрое Владимира Шамаилова и предпринимателя Рената Сямиуллина. Обоих заподозрили в коммерческом подкупе. По данным следствия, Сямиуллин выступал посредником в коммерческом подкупе и получил с субподрядчика ЗАО «ТМК» для Шамаилова несколько миллионов рублей. Подрядчик по договору должен был строить для космодрома Восточный жилье, коммуникации, социальные объекты и заниматься благоустройством.

​Осенью Федеральная антимонопольная служба о срывах сроков выполнения гособоронзаказа более чем на 150 млрд руб. Нарушения были найдены в ходе проверки ФГУП «Спецстройинжиниринг», которое подведомственно Спецстрою. Правительством эта организация определена как единственный исполнитель строительных, проектно-изыскательных работ, работ по капитальному ремонту и реконструкции объектов специального назначения Минобороны.

Последняя капля

В конце октября Сергей Шойгу принять беспрецедентные меры к предприятиям, срывающим гособоронзаказ. По его словам, было «принято решение о расторжении контрактов, возврате денежных средств и перезаключении контрактов с другими предприятиями».

Как писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, близкие к Минобороны, решение о ликвидации Спецстроя Владимир Путин принял по итогам закрытого совещания с руководством военного ведомства, состоявшегося 18 ноября.

Сейчас в агентстве работают 37,6 тыс. человек, рассказали РБК в пресс-службе Спецстроя. Точное количество работников, занятых на строительстве объектов для Министерства обороны, в организации назвать затруднились, однако уточнили, что к военному строительству так или иначе имеют отношение все 19 предприятий Спецстроя.

Остается неясным, будет ли сопровождать ликвидацию Спецстроя сокращение персонала. Сергей Шойгу заявил, что реформа этой структуры позволит снизить численность управленческого персонала в два раза. Как пояснил РБК источник в оборонном ведомстве, все работники упраздняемой организации будут трудоустроены.

Ивана Сафронова "Спецстроем и с песней. Агентство военных и космических строек уходит в историю", сообщается, что, как стало известно "Ъ", президент Владимир Путин принял решение упразднить подведомственное Минобороны Федеральное агентство по специальному строительству (Спецстрой). Поводом для ликвидации стали многочисленные претензии заказчиков и органов власти к срокам исполнения работ и финансовой дисциплине подведомственных агентству ФГУПов. Все функции по строительству объектов, обеспечивающих обороноспособность страны, будут замкнуты напрямую на Минобороны, которому достанутся активы агентства. Новая конфигурация должна заработать в середине 2017 года.

Реконструкция аэродрома Энгельс (Саратовская область), осуществляемая Приволжским главным управлением Спецстроя России, ноябрь 2016 года (с) Спецстрой России

О грядущей ликвидации Спецстроя "Ъ" рассказали несколько источников, близких к Минобороны, и подтвердил высокопоставленный сотрудник администрации президента. По его словам, это решение было принято Владимиром Путиным по итогам закрытого совещания с руководством военного ведомства, состоявшегося 18 ноября в сочинской резиденции Бочаров Ручей. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, а также представители Минобороны и Спецстроя от комментариев отказались.

Серьезные вопросы к Спецстрою, структурно закрепленному за Минобороны, появились в 2015 году: в июле из-за обрушения секции казармы 242-го учебного центра ВДВ в Омске погибли 24 военнослужащих, а в ноябре Владимиру Путину пришлось перенести на апрель 2016 года первый в истории пуск ракеты-носителя "Союз-2.1а" с космодрома Восточный. Работой агентства заинтересовался вице-премьер Дмитрий Рогозин, поручивший военным и строителям раскрыть информацию о привлекаемых к возведению военных объектов субподрядных компаниях, критериях их отбора и методике приемки построенных ими сооружений. Год назад в докладе господина Рогозина на имя президента утверждалось, что агентство выполняет работы лишь на 15-40% от стоимости заключенных контрактов, перепоручая сторонним структурам не только основной объем работ, но и создание проектно-сметной документации.

Только на Восточном оказалось более 250 компаний, из которых многие не обладали ни нужными компетенциями, ни оборудованием, ни специалистами. Министерство обороны тогда начало реформу агентства, которая подразумевала ликвидацию примерно половины из 18 ФГУПов Спецстроя загрузку оставшихся работами в военных округах и на Северном флоте, а также на сложных объектах РВСН, ВМФ и ряда госкорпораций.

Реформирование началось, но спустя год претензий к строителям меньше не стало. В октябре этого года Федеральная антимонопольная служба выяснила, что ФГУП "Спецстройинжиниринг" сорвал сроки выполнения работ по госконтрактам на общую сумму более 150 млрд руб. Следственный комитет России возбуждал уголовные дела по фактам невыплаты заработной платы строителям на Восточном и хищениям, руководство госкорпорации "Роскосмос" жаловалось на неудовлетворительное качество работ, а Минстрой — на низкую финансовую дисциплину генподрядчика. По сведениям "Ъ", результатами работы Спецстроя были недовольны и в Генштабе ВС РФ: в начале октября на одном из ведомственных совещаний прозвучало, что отставаний от графика нет только на 11 из 83 военных объектов, а состояние 61 оценивается как "критическое".

Недовольны агентством были и в Кремле. Так, в декабре прошлого года Сергей Иванов, занимавший тогда пост главы администрации президента, обвинил Спецстрой в срывах срока реконструкции аэропорта в Петропавловске-Камчатском, назвав ситуацию вокруг объекта "безалаберностью, разгильдяйством и безответственностью". "У меня зреет мысль вызвать Спецстрою доктора",— заявил он тогда (см. "Ъ" от 2 декабря 2015 года). Спустя полгода начались аресты бывших и действующих высокопоставленных сотрудников агентства: 27 июля был арестован заместитель директора Александр Буряков, а 3 ноября — бывший первый заместитель директора Александр Загорулько. Им обоим инкриминируется совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

Теперь, после совещания 18 ноября, в Минобороны занялись уже не реформами, а ликвидацией. По данным "Ъ", в понедельник министр обороны Сергей Шойгу раздал своим подчиненным список поручений, которые были сформированы по итогам разбора ситуации с агентством у президента. Первому заместителю Руслану Цаликову в срок до 25 ноября поручается образовать совместную комиссию Минобороны и Спецстроя для исполнения президентского решения. Начальнику Генштаба Валерию Герасимову до 1 декабря необходимо подготовить предложения "по порядку передачи вооруженным силам штатной численности Спецстроя", его заместителю Василию Тонкошкурову — до 10 декабря вместе с правовым управлением ведомства представить проект президентского указа об упразднении Спецстроя и возложении на Минобороны задач по строительству объектов специального и производственного назначения. Замминистра по финансам Татьяне Шевцовой и замминистра по тылу Дмитрию Булгакову — организовать до 1 марта 2017 года передачу бюджетных ассигнований и материально-технических средств от Спецстроя к Минобороны. Обеспечивать подготовку к ликвидации и передачу в Минобороны функций Спецстроя будет замминистра обороны по расквартированию Тимур Иванов (срок исполнения поручения — 1 июня 2017 года). Именно ему предстоит в будущем курировать работу подразделений, которые ведомство получит в распоряжение от Спецстроя. Отдельное поручение Сергей Шойгу дал директору Спецстроя Александру Волосову: до 1 июля 2017 года ему предстоит обеспечивать "непрерывность осуществления функций агентства" и выполнение "практических мероприятий по упразднению Спецстроя".

В ближайшее время военным предстоит понять, необходимы ли им все 18 ФГУПов и семь главков Спецстроя: источники "Ъ" допускают, что отдельные активы будут переданы другим федеральным органам исполнительной власти, например Минстрою. Отметим, что на решение о ликвидации Спецстроя отреагировали и в Белом доме: по данным "Ъ", Дмитрий Рогозин уже поручил "Роскосмосу" заключать контракты с подрядчиками по строительству Восточного напрямую — без участия ФГУП "Дальспецстрой".

Сейчас в Спецстрое работают сотрудники главного контрольного управления президента (см. "Ъ" от 14 октября): ожидается, что они завершат проверку финансового состояния подведомственных Спецстрою предприятий (на предмет банкротства) и оценят эффективность расходования агентством бюджетных средств к середине декабря, после чего проинформируют об итогах ревизии Владимира Путина. Считалось, что от ее итогов будет зависеть судьба агентства, но президент предпочел закрыть этот вопрос раньше.

Иван Сафронов

Как реформировали Спецстрой России

16 июля 1997 года на базе ряда ведомств — Федерального управления специального строительства при правительстве РФ, Федерального специализированного управления по строительству в восточных районах РФ, Главного военного эксплуатационно-восстановительного управления Госкомитета связи и Центрального управления военно-строительных частей при Министерстве по атомной энергии — была создана Федеральная служба специального строительства (Росспецстрой).

30 апреля 1998 года президент упразднил Росспецстрой, 4 февраля 1999 года было образовано Федеральное управление специального строительства при Госкомитете РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике (Спецстрой РФ). 27 августа того же года управление было преобразовано в Федеральную службу специального строительства при правительстве РФ. 20 мая 2000 года ведомство переименовали в Федеральную службу специального строительства РФ, напрямую подчинив президенту. 9 марта 2004 года служба была преобразована в агентство.

С января 2012 года в рамках президентского поручения начался перевод штата ведомства с военной на гражданскую основу. В апреле произошла реорганизация ведомства: 114 предприятий, 142 филиала и 4 госучреждения при Спецстрое были преобразованы в 7 главных управлений и 18 ФГУПов, состоящих при агентстве по настоящее время.

В феврале 2016 года директор агентства Александр Волосов сообщил, что по итогам 2015 года предприятия агентства ушли с рынка строительства жилья, объектов соцкультбыта и сосредоточились на строительстве спецобъектов Минобороны. Тогда же было заявлено, что количество подведомственных ФГУПов сократится до девяти.

Михаил Малаев