Старцев угол в мордовии. Для истинной веры нет ничего невозможного. Легенды и предания о возникновении Старцева Угла
Спасо-Преображенская пустынь - Старцев Угол, как говорят в народе и, это народное название самое распространенное и наиболее узнаваемое. Некогда в этом месте кипела монашеская жизнь, самые искусные монахи пламенели своими сердцами к Богу - Творцу всяческих. Согласно преданию, которое бережно хранит святая Церковь, именно в этом месте Царю Иоану Грозному явился святитель Спиридон Тримифундский и предсказал окончательную победу над казанским ханством. В память о этом событии здесь, как раз и установлен замечательный, резной белокаменный крест. Не мало святых людей, имена которых у всех на слуху, посещали эту пустынь: такие, как батюшка Серафим Саровский, святитель Лука Войно-Ясинецкий, но более того было явлено здесь, местночтимых старцев молитвами которых исцелялись тыжконедужные и устраивались судьбы многих благочестивых христианских родов.Именно от обилия духоносных старцев и происходит народное название - Старцев Угол.Со временем старчество было загнано в подземелье и, долгое время старцы совершали свое служение Богу сокровенно, лишь изредка, для служения миру выходя к страждущим людям, а затем и окончательно пресеклось.И вот теперь, в наше время игумену Каллинику Вдовину благословлено возродить монашескую жизнь в этом дивном, святом, намоленном месте.
К исполнению своего нового послушания, невзирая на погодные условия, батюшка как раз и приступил: составлен генеральный план будущей обители, оформлена земля, завезены необходимые строительные материалы и строители начали возводить первое монастырское здание.
Старцев Угол
В интернете можно найти не очень много статей, рассказывающих о Старцевом Угле. Например: http://sechenovo.omsu-nnov.ru/?id=10002 . Все они, в основном, начинаются с истории возникновения Старцева Угла...
История Старцева Угла ведет свое начало от времен похода на Казань Ивана Грозного. Приснился царю сон, в котором святой Спиридон дает ему грамоту, а в ней написано: "Я, святой Спиридон, помогу тебе одолеть ханство". Так и случилось - Иван Грозный покорил Казань. После победы в том месте, где ему приснился сон, поставил царь церковь. С того времени стали жить здесь старцы, а в царствование Михаила Федоровича (между 1641 и 1645 годами) образовалась Преображенская пустынь...
Об истории также рассказывается на табличках у источников.
Я же хочу своими словами попробовать рассказать о своих наблюдениях и впечатлениях, полученных при посещении Старцева Угла, о котором я уже давно слышал, читал и собирался непременно его посетить...
Дорога от Нижнего до Старцева Угла заняла с несколькими остановками около 3,5-4 часов. Выехав в 10 утра, я в 2 часа дня уже был на месте.
Маршрут: Н.Новгород - Работки - Б. Мурашкино - Княгинино - Сергач, Уразовка, Сеченово. В Булдаково пришлось уточнить дорогу: в одной из статей в интернете было сказано, что к Старцеву Углу идут две дороги - от Булдаково и вторая из Мордовии, от деревни Горки. На первом же дворе молодой местный житель объяснил, что дорога из Булдаково есть, она начинается сразу после деревни и идет налево по полю. Но есть одно гиблое место - брод (дамба) через небольшой заболоченный ручей (приток Пьяны), объехать который никак нельзя, поэтому попасть в Старцев Угол на автомобиле можно только от мордовской деревни Горки.....
-От Булдаково идет хорошая, новая, асфальтовая дорога на юг, в Республику Мордовия. Вскоре, после пересечении границы, она выходит на трассу, идущую с запада на восток. На перекрестке надо повернуть налево, на восток, первая деревня и будет Горки. Здесь надо отметить, что почти вся дорога от самого Нижнего до деревни Горки в очень хорошем состоянии. Все трассы новые, а районные центры, попадающиеся по пути, имеют окружные дороги, и ехать можно очень быстро.
Слева от Горок, через дорогу, - кладбище. Перед ним асфальтированная площадка, от которой на северо-восток начинается хорошая грунтовая дорога, приводящая через 3-4 км к Старцеву Углу. Есть только одна развилка, на ней надо взять вправо, по более укатанной дороге. Эта хорошо накатанная летом дорога идет по чернозему, который в распутицу наверняка превращается в скользкое месиво. Дорога подходит к автомобильной стоянке рядом с Часовней.
От часовни начинается лесенка, спускающаяся вниз, в Старцев овраг.
Лесенка приводит к Спасову источнику. Здесь есть часовня, колодец, крест.
Налево уходит тропинка к источнику Николая Чудотворца.
Около этого источника тоже есть часовня, колодец, крест
и три святых камня, на самом большом из них - две впадины," от колен молящихся на нем много лет старцев".
Некоторые люди, набрав ведрами воды из источника, обливаются, стоя на этом камне.
Направо от Спасова источника тропа подходит к источнику Чудотворца Спиридона.
Рядом с этим родником есть хорошо поставленная и удобная купель.
Говорят, что из источника Чудотворца Спиридона воду пить нельзя - там мертвая вода. Почему - я не знаю...
По легенде в Вавиловом Доле, во время вражеского нашествия церковь вместе с молящимися ушла под землю - но ни храм, ни люди не погибли, и поныне, говорят, из-под горки доносится то колокольный звон, то монашеское пение, то столп света озарит ночную тьму.....
Возможно, на нем и была когда-то церковь. Говорят, что эта церковь может появиться вновь, поднявшись прямо из земли. Верующие три раза обходят горку, читая молитвы.
Еще чуть ниже, на южном берегу оврага, в 90-е годы прошлого века установлен очень красивый мраморный крест в память явления святителя Спиридона Тримифунского царю Иоанну Грозному и князю Игнатию Мордовскому.
Во время его установки несколько приехавших монахинь устроили молебен, оставшись у креста на ночь, ночью была сильная гроза, и в овраг ударила молния, которая открыла еще один источник, который затем назвали источником Всех святых. Это последний источник в Старцевом Углу. Есть колодец и деревянный крест.
На северном берегу Старцева оврага около источника Всех Святых- маленькое кладбище,
а на южном - еще одна стоянка с деревянным крестом.
Вот и все, что есть сейчас в Старцевом Углу.
Дорога в Булдаково действительно имеется, только она очень слабо наезженная. Если по ней пройти или проехать около 2 километров от Старцева Угла, то попадаешь именно к тому броду, преодолеть который может только полноприводный трактор. Житель Булдаково был прав, что не советовал здесь ехать.
Других дорог в сторону соседних деревень Чадаевка или Ратманово нет. Кругом поля, овраги или высоченная трава. Зато открываются прекрасные виды на окружающие окрестности, рапсовые и пшеничные поля,
на возвышенности с севера от Старцева Угла, претендующие на самые высокие в Нижегородской области.
Находясь в Старцевом Углу, буквально ощущаешь какую-то энергию - такое бывает, когда находишься в святом, намоленном месте.
А если провести там еще ночь... Для этого, чтобы не смущать приезжающих паломников, лучше спуститься еще немного пониже, вдоль южного берега оврага, хотя бы метров на 80, место для стоянки там найти можно (конечно, не оставлять после себя никакого мусора и пользоваться газовой плиткой, не разводя костров). От стоянки легко можно дойти до родников, купели, полюбоваться вечерними видами и закатом...
Если повезет, то ночью можно услышать колокольный звон, церковные пения, или увидеть столб света из Святой горки...
-Искупавшись несколько раз (днем, вечером, утром) в купели,
попив святой воды из источников, постояв на Святом камне, Святой горке у мраморного креста, подзарядиться исходящей от земли энергией(почувствовав эту волшебную благодать), то, вернувшись домой, вы наверняка еще несколько дней будете ощущать прилив сил, находясь под впечатлением от этой поездки.
Уверен, что Старцев Угол по-настоящему является одним из самых мистических мест, местом «силы» Нижегородской области.
Исторические особенности возникновения и развития святыни Старцев Угол были исследованы мной при помощи метода анализа литературы. Свято-Духовская и Иванковская пустыни серьезно воздействовали на становление и упрочение христианства в Ардатовском крае, но еще большее значение для Ардатова имела Старцеугловская Преображенская пустынь, располагавшаяся в околотке (ныне полуугасшего села Большое Талызино), известного сейчас под названием Торговое Талызино (находится на границе Ардатовского района и Нижегородской области) .
Сначала Большое Талызино принадлежало к Алатырскому уезду, но с возникновением в XVIII веке автономного Ардатовского уезда Симбирской губернии весь западный Алатырский удел перешел под юрисдикцию новой административной столицы. Примерно тогда же из Большого Талызина выселилась часть крестьян, основавших новое село Верхнее Талызино, постепенно перетянувшее на себя основные функции волостного руководства. А Большое Талызино оказалось немного в стороне от торной дороги, но оно успешно процветало за счет базаров и двух ежегодных ярмарок, привлекавших крестьян и торговцев всего уезда. Так что в начале XIX века появились целые Торговые Выселки, которые, слившись с селом, поменяли его название
По данным старых историков, начало Старцеугловской пустыни было положено достаточно рано, между 1641 и 1645 годами. Такая датировка обусловлена тем, что в одной из челобитных 1685 года Преображенские монахи писали, что их пустынь существовала со времен царя Михаила Федоровича и что ставилась она по грамоте патриарха Иосифа. А так как Иосиф правил с 1641 по 1652 год, царь же Михаил Федорович умер в 1645 году, то на совместное правление самодержца и кира Иосифа выпадало всего пять неполных лет.
Местоположение обители можно определить более-менее точно, хотя совершенно конкретно указать, где именно стоял этот монастырь, нельзя, не хватает данных. Как писали монахи в челобитной, их пустынь строилась "по обещанию алаторца Бажена Игнатьева сына Топорнина" на Старцевом Углу, в черном лесу на берегу речки Вячки, над оврагом. Само название места - Старцев Угол – говорило о том, что Преображенские чернецы не являлись первыми монахами в тех краях, что до них здесь уже побывали отшельники, память о которых отразилась в топониме. Маленький ручей Вачка (Вячка) впадает в речку Меню. Значит, пустынь находилась где-то южнее имения Топорниных деревни Баженовки, входившей в приход храма села Большого Талызина. Ручей Вячка ныне протекает по границе Мордовии и Нижегородской области и впадает в Меню возле деревень Вихляевки, Неусыпаевки и Ульяновки Ардатовского района. С большой долей уверенности можно искать монастырь, располагавшийся в верховьях ручья Вячки, где-то между современными селами Малое Игнатово и Ратманово, или немного повыше, в направлении к селу Чадаевке, где в прошлом веке все еще хранились некоторые монастырские бумаги. Леса там большого давно нет, впрочем, в радиусе верст пять от гипотетического места обители "черные леса" тоже вырублены в незапамятные времена. Изрядно поработал человек-хозяин над природой-кормилицей .
Сейчас та сторона – медвежий угол как Мордовии, так и Нижегород-чины. В старину все это выглядело еще большей глухоманью, но именно это и искали монахи – одиночество и тишину. Важен Топорнин, благотворитель и устроитель, собрал в первые годы существования монастыря довольно много монахов – человек сорок. Тогда же он срубил первый деревянный храм в честь Преображения Господня, давший название обители. В 1652 году Топорнин направил патриарху Иосифу челобитную с просьбой разрешить постройку еще одной церкви, на сей раз во имя святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, на что получил разрешительную грамоту, в которой не давалось никаких прямых указаний на конструкцию храма: в те времена патриархи полностью полагались на вкус плотников, рубивших по всей Руси церкви в клеть и под шатром. Через несколько лет патриарх Никон ввел запреты на шатры, и в жалованных грамотах появились подробные предписания, как именно надо и как не надо строить дом Божий.
Скорее всего, духовной жизнью монахов в Старцевом Углу тогда руководили два опытных человека – "черный поп Никифор да старец Сергий", имена которых попали в старинные документы. Опять мы видим иноков-пилигримов, странников, нашедших приют и товарищей по служению на самой окраине цивилизации.
Топорнин зимнюю Спиридоновскую церковь поставил в тот же год, а чтобы придать братству экономическую самостоятельность и прочное материальное положение, подарил обители часть принадлежавшего ему леса. Монахи занялись корчеванием, – им не лес был нужен, а пашня .
Благодетель Важен Топорнин умер в конце XVII века, а его наследники внук Иван Топорнин и зять Иван Жадовский, крепко пожалевшие о щедрости родича, "сильством" отняли у чернецов землю, сочинили ложную челобитную на имя царей Ивана и Петра Алексеевичей. Старцам пришлось впрягаться в препирательства с претендентами на пашню, вылившиеся в долголетнюю тяжбу. В доказательство своей правоты монахи могли представить единственный документ – выпись за 1665 год, в которой за ними "без дозору" было записано восемь десятин в поле и сенные покосы на 300 копен. Изрядно попотела братия, пока подняла на вырубке такие угодья! От царей пришло повеление подьячему Алатырской приказной избы Иллариону Протопопову перемерить земли в Старцевом Углу и примирить спорщиков: дать наследникам Бажена Топорнина "порозжую" землю, а монахам записать дарение по полной форме.
Горел в то время монастырь много раз, в пожарах погибло много важных бумаг, настоятели менялись едва ли не каждый год, дела шли наперекосяк, – и в 1692 году опять возникла тяжба. Без земли у Старцеугловской пустыни не оставалось никаких шансов выжить, слишком далеко она спряталась от людей и торных дорог, чтобы рассчитывать на паломников и подаяние. Да еще разбойники сильно тревожили: в 1693 году при игумене Иринархе какие-то злоумышленники украли в обители двух лошадей, в следующем году лесные тати "розбили" старца Савватия и пытками вымучили у него всю монастырскую казну – 65 рублей, вдобавок похватали много имущества. Через месяц воры снова побывали в монастыре и увели последнюю лошадь. В 1701 году в очередном пожаре сгорели обе церкви и кельи; "добрые люди", воспользовавшись суматохой, разворовали рухлядь и унесли шкатулку с 50-ю рублями.
С большим трудом старцы восстановили одну церковь, но в 1706 году их снова ограбили: унесли из храма деньги, две иконы, очистили келью игумена Кариона, а самого настоятеля пытали страшно - жгли огнем, били, перетирали веревками. Игумен вырвался из рук разбойников едва живым, но это уже был не человек, а обезумевший от боли обрубок человека.
Нравы в те времена царили суровые. Ничего странного нет в том, что монахи из пустыни побежали. А так как их и ранее помногу в стенах обители не собиралось, то штатная ситуация в Старцевом Углу на протяжении нескольких царствований XVIII столетия желала много лучшего .
Не все, но многие настоятели Преображенской пустыни известны поименно. В 1685 году братскую общину возглавил строитель иеромонах Никифор, пытавшийся устроить земельные владения обители. На его долю выпали первые споры с наследниками Топорнина, посягнувшими на монашеские угодья. В затяжной борьбе с помещиками строитель Никифор проявил себя как опытный и настойчивый сутяга, и его апелляции к Москве в конечном итоге завершились закреплением за монастырем хоть и маленького, но достаточно благоустроенного надела.
С 1692 по 1702 год в Старцевом Углу настоятельствовал игумен Иринарх, оставивший после себя головешки и почти полностью разоренное хозяйство. Далее пять лет настоятельствовал игумен Карион, жертва разбойного нападения. От пыток он так и не сумел оправиться, умирал долго и тяжело. После его смерти году несколько лет пустынью руководили разные люди, не имевшие официально утвержденного настоятельского ранга: это были обычные иеромонахи, почитавшиеся братией наставниками в силу возраста и жизненного опыта. В 1711 году появился узаконенный наместник – иеромонах Мисаил, утвержденный епархиальным начальством как строитель пустыни. А вот сменил его очень интересный человек – иеромонах Авраамий, в миру Афанасий Григорьев, священник села Островского Нижегородского уезда. Он родился в 1683 году в семье клирика; по достижении отрочества поступил в пономари к своему отцу, потом женился, но вскоре овдовел. В 1714 году он принял постриг в Княгининском монастыре, получил иерейские права, то есть священство, и очень скоро попал в поле зрения епископа Нижегородского Питирима, знаменитого соратника Петра Великого и не менее знаменитого миссионера. В 1719 году Питирим назначил иеромонаха Авраамия строителем Старцеугловской пустыни с тем, чтобы деятельный инок встряхнул приунывшую обитель и направил старцев на дело распространения веры среди язычников. Авраамий вполне оправдал возложенные на него надежды и заставил монахов всерьез заниматься проповедью слова Божия среди мордвы окрестных весей. Миссионерство – занятие тяжелое, неблагодарное, а порой и просто опасное, потому что посягательство чужаков на веру предков язычниками не всегда воспринималось спокойно. Чернецы побежали из Старцева Угла в другие обители, где поспокойнее .
Пустынь истончалась. Питирим, получивший к тому времени сан архиепископа, понимал, что терять такой просветительский центр в гуще языческого населения нельзя, поэтому он помог строителю Авраамию деньгами, и в 1722 году Авраамий восстановил Преображенскую церковь и поставил новые кельи взамен обветшавших.
Ничего не помогало: монахи уходили. В 1726 году Авраамий на время покинул монастырь, вместо него бразды правления взял на себя некий монах Корнилий Уланов, человек, судя по всему, нерасторопный и инертный. Правление Корнилия пришлось на годы сурового натиска на монашество, доведенного поборами и запретами до отчаянного положения. Многие мелкие братства в 1727 году лишились самостоятельности и влились в разные монастыри, имевшие солидное экономическое обеспечение. Старцеугловскую пустынь не миновала чаша сия, ее положение оказалось критическим, община балансировала на грани исчезновения. Монахов перевели в Алатырь, – часть в Троицкий монастырь, часть в Свято-Духовскую пустынь. Строитель Авраамий немедленно возвратился в опустевшую обитель, за короткое время вернул назад всех монахов. Этот энергичный и в высшей степени преданный своему долгу человек правил затем по одним данным до 1735 года, по другим – на год больше. Всеми силами пытался он пополнить штат людьми, пошел даже на нарушение правил и постриг пять монахов, не спросив с них "пачпортов", то есть фактически он спрятал под каблук беглых крестьян. Этого ему не простили: его дело разбиралось в Алатыре, потом в Нижнем Новгороде. Его отлучили от управления пустынью и начислили огромный штраф за непослушание. В эпоху Бироновщины преследования самой деятельной части духовенства вошли в систему, и Авраамий просто попал под очередную волну проверок, ревизий, сысков и последовавших за ними экзекуций. Но главное иеромонах Авраамий сделал: сберег ядро монастыря, не позволил пустыни развалиться, собрал вокруг себя пусть немногих иноков, но таких, которые не боялись трудностей и работы. Авраамий не отдал в казну монастырские наделы, чем обеспечил дальнейшее развитие обители. И не его вина, что последовавшие затем события пошли по другому сценарию, ибо сама политика государства вела к сворачиванию института монашества, обладавшего возможностью всесторонне воздействовать на состояние народного духа .
После Авраамия желающих руководить пустынью долго не находилось, и тогда архиепископ Питирим волевым решением возложил настоятельские обязанности на казначея Митрофана и белого попа Моисея Ермелева. Коллегиальное руководство в монастырях встречалось крайне редко, тем более редким явлением было участие в таком непростом деле не монаха, а обычного приходского священника. Вероятно, казначей Митрофан не имел права священства, поэтому духовное окормление братии и было возложено на человека непостриженного. Однако Митрофан продержался на руководящем посту всего два года, 1738 и 1739-й, а затем он отошел в сторону. При нем снова погибла от огня только что отстроенная Спиридоновская церковь (ее восстановление затянулось на полтора десятилетия). В 1759 году она горела еще раз, но на сей раз на ее перестройку и переделку после пожара ушло всего два года, потому что помог средствами епископ Нижегородский Феофан.
С 1743 года в Преображенской пустыни подвизался в качестве строителя иеромонах Макарий, в миру Матвей Гаврилов, крестьянин расположенного неподалеку от Старцева Угла русского села Киржеманы. Матвей Гаврилов в 1730 году принял постриг от иеромонаха Авраамия, да так и остался в родимой обители. К сожалению, Макарий ни энергию, ни умственную подготовленность своего наставника не перенял; он был неглупым, добрым, хозяйственным человеком, но в тот период пустыни требовался волевой и авторитетный клирик, способный крепко держать в руках бразды правления и обеспечивать приток в монастырь значительных финансовых средств извне, от дарителей и благожелателей. Ожидать помощи от государства не приходилось, более того, в России уже тогда исподволь готовилось новое наступление на монашество, поднималась очередная волна секуляризации. В 1753 году иеромонах Макарий распрощался с сомнительной честью возглавлять рассыпающееся братство, и далее он жил в монастыре на положении обычного иеромонаха. С 1753 по 1755 год настоятельствовал строитель иеромонах Мартиниан, добившийся от епископа Феофана разрешения отправлять монахов собирать подаяние по городам, потому что нищенство оставалось единственным средством существования братии. На подаяния удавалось более-менее сносно содержать штат и обихаживать храмы .
Хотя в XVII-XVIII веках монастырей, живших привольно, в нашем крае вообще не водилось, но Старцеугловской пустыни пришлось особенно тяжело. Она существовала на грани гибели, так что строитель Мартиниан просто вынужден был ухватиться за нерадостную перспективу выпрашивания милостыни. Настоятель писал епископу Феофану, что "в пустыни на монастырские, церковные и прочие потребы и братию жалованья по штатам определенного ничего не имеется, и в той нашей пустыни за тем недостатком в церковных потребах и в монастырском строении происходит нужда, а взять на те потребы негде..." Епископ дал разрешение на нищенство с условием, чтобы монахи "кроме нашей епархии не просили бы" и всю милостыню "совестливо" вписывали бы в приходные книги. Мелкий доход приносили также сдававшиеся внаем лавчонки, построенные из досок возле стен монастыря. Примерно с 1720-х годов возле обители раз в год собиралась Преображенская ярмарка, не ахти какое торжище, рассчитанное на обмен товарами между крестьянами и ремесленниками Алатыря, Темникова, Арзамаса. Крупными сделками на Преображенской ярмарке и не пахло, но свои пять рублей за аренду лавок пустынь имела. Для справки: таможенные сборы на этой ярмарке исчислялись такой же суммой, а выручка от продажи вина в кабаках, временно открывавшихся здесь же, на торгу, составляла до 18 рублей и больше (данные 1737 года). Однажды, когда сбор от кабаков упал, таможенники, в оправдание перед недовольным начальством, объяснили недостачу "умалением питухов и продажи питий".
После Мартиниана полтора года правил монастырем строитель иеромонах Иосиф, потом строитель иеромонах Феофилакт (1757-64 годы). Феофилакту привелось встречать ревизоров, которые в 1764 году тщательно описали пустынь и фактически приговорили ее к исчезновению, порекомендовав Синоду вывести ее за штат. Так и произошло: монахи, а их оставалось всего шесть человек, перешли в Алатырь, обитель осталась неприкаянной и пустой.
Мне хотелось бы в общих чертах описать храмы пустыни. Преображенская церковь, как выяснилось по описям 1764 года, была одноглавой и покрытой деревянной чешуей, то есть лемехом. Ее размеры составляли (по современным меркам) 12 на 6 метров, то есть это почти часовня, настолько она мала .
Кроме того, ни утвари особой, ни украшений в ней не имелось: из ценного имущества ревизоры зарегистрировали Евангелие в лист, то есть форматом ин фолио (это обычный размер напрестольных богослужебных книг, печатавшихся в Москве и расходившихся затем по всей России); богослужебные сосуды и утварь частью ковались из меди, частью использовалась керамика, иные лампады вообще резались из дерева. Царские врата и иконостас резьбы не имели, поэтому их назвали "гладкими", то есть сработанными обычными плотниками в виде простых рам для икон.
Вторая церковь, Спиридоновская, была еще меньше Преображенской, но тоже об одной главе, облицованной деревянной чешуей. Из святынь представляли ценность две иконы – Преображения Господня в летнем храме и Казанской Божией Матери в зимнем. На этих образах имелись кое-какие украшения из серебра: на первом девять венцов, на втором оклад по полям и венец на Богоматери и младенце Иисусе.
Что касается конструкции храмов, то употребление для отделки лемехов – очень интересное явление. Лемех представлял собой осиновую фигурную дощечку с уступами в нижней и верхней части. С помощью уступов лемеха крепились друг с другом без гвоздей и издали выглядели как чешуя. Подобные приемы отделки очень любили на севере Руси оттуда, они вместе с монахами перекочевали в среднюю полосу, но в XVIII веке употребление лемехов в нашем крае встречалось отнюдь не часто.
Обычно храм северного типа выглядел как просторная изба с крутой крышей, глава ставилась небольшая и глухая, без окон. Крышу крыли круглыми лемехами, а на главу, особенно луковицу, шли дощечки фигурные, причем разных размеров, потому что изогнутые поверхности требовали варьирования форматами. Чешуя – сложная плотничья работа, сродни искусству; значит, Старцев Угол иногда заполучал настоящих мастеров, которым за работу надо было платить немалые деньги. Еще одно свойство осиновых лемехов заключалось в том, что от дождей дерево приобретало странный оттенок и издали чешуйчатые главы и крыши казались отлитыми из серебра. Эффект получался настолько сильным, что даже знающие люди принимали дерево за благородный металл. Кроме главы, на Преображенской церкви высилась еще и звонница над трапезной; колокольня, как и глава, строителями "врезалась" в крышу и тоже обивалась лемехом .
После упразднения пустыни храмы стали считаться "на погосте", то есть приходскими для нескольких деревень. Хотя в 1783 году обе церкви описывались уже как обветшавшие, они прослужили еще какое-то время, а потом закрылись. Преображенский храм был еще цел в 1838 году, когда его разобрали и перевезли в село Чадаевку, где восстановили с большими изменениями. Погост Старцев Угол тогда же уничтожили. В 1873 году Преображенскую церковь в Чадаевке еще раз перестроили, значительно расширили, соединили с новой большой колокольней. Последнее обновление состоялось в 1898 году. В годы борьбы с религией этому памятнику XVIII века был нанесен серьезный ущерб, и особенно в плачевном состоянии находится колокольня, которая может рухнуть в любой момент.
Спиридоновская церковь как кладбищенская стояла до 1879 года. От прежних объемов в ней сохранялся только сруб, много раз подновлявшийся и заново декорировавшийся. Последнюю четверть XIX века она пустовала и постепенно ветшала, пока не пришла в полную негодность. Тогда ее разобрали на дрова, которые пошли для отопления нескольких ближних церквей.
А сама Преображенская Старцеугловская пустынь постепенно ушла в небытие, память о ней померкла и истончилась на нет, – в том смысле, что знаниями ее истории местные жители владеют не из письменных источников, а из преданий, бытующих в тех краях. Это не означает, что Старцев Угол исчез из поля зрения Церкви. После ликвидации пустыни ее место регулярно оживало, ибо здесь находили себе покой мигрирующие старцы, коих всегда хватало. Из организованной обители Старцев Угол превратился в скит, который время от времени пустел, а потом опять возрождался. Таинственные монахи породили множество легенд, украшающих талызинский фольклор; миряне тоже всегда тянулись к святыне, потому что вблизи монастыря издревле почитались как святые три источника – Спасский, Спиридоновский, Никольский. Священник Валерий, настоятель талызинского храма, уже в наши дни с благословения митрополита Нижегородского Николая и епископа Саранского Варсонофия возобновил общественные службы на Старцевом Углу, где построена небольшая часовенка и обихожены источники .
На месте пустыни расположено сейчас кладбище, но если вглядеться, то можно разглядеть следы древних валов, насыпанных когда-то к стенам монастыря. Само кладбище представляет собой выровненную площадку на краю оврага. Небольшая часовенка стоит на месте зимней церкви обители. От старости часовенка наполовину вросла в землю.
Злоумышленники разорили ее, украв все иконы, бережно хранившееся в самые тяжелые времена. Около часовни на улице упирается в ствол яблони кованый крест 17 в. – подлинник, ценность святыня.
Еще один старинный крест, некогда венчавший купол одной из монастырских церквей, откопали жители окрестных деревень и поставили его в часовне над Спиридонским источником.
Ставится вопрос и о реставрации Чадаевской церкви, некогда построенной из остатков монастырских храмов. Старцев Угол оживает; не очень удачным в прошлом оказался этот эксперимент христианского устроения края, но без него история Веры у нас была бы неполной.
Заключение
Таким образом, я достигла цели моей работы, провела исследование святыни Мордовии Старцев Угол. Так, мной были проведены беседы со священником Большеигнатовской церкви Отцом Александром и местными жителями сел Горки и Торговое Талызино. Священник Александр поведал о легендах, дошедших до нас со времён эпохи Ивана Грозного. О таинственных монахах, живших в пещерках под землёй, ходит среди местного населения множество легенд. Тем самым, мною была получена ранее не известная, но достаточно интересная и важная информация относительно Старцева Угла.
Однако, ее было недостаточно для системного освящения материала и я обратилась к имеющимся литературным источникам, в которых достаточно полно освящена история появления святыни Старцева Угла.
Исследуя свой родной край, я поняла, что даже такой небольшой клочок земли, как пустынь в окрестностях села Горки, удивляет своей богатой историей. Чувство родины – одно из важнейших чувств каждого человека, её любят все, независимо от возраста. Как говорят в народе: «Даже птице не годится жить без родины своей». И поэтому у каждого из нас есть такое место, с которым связаны самые приятные воспоминания из детства. Но Родину мало просто любить, нужно знать её историю и природу. Ведь не интересоваться родным краем, не знать своих корней – значит, не знать самого себя.
Список используемой литературы
1 Бахмустов С. Монастыри Мордовии / С. Бахмустов. – Саранск, Мордов. кн. изд-во, 2000. – 976 с.
2 Махаев В. Б. Архитектурная история мордовского края / В. Б. Махаев, А. И. Меркулов. – Рузаевка, 1998. – С. 70.
| 2 |
ГБОУ РМ СПО «Саранский государственный промышленно- экономический
Колледж»
Научно-исследовательская работа
Святыни Мордовии
Спасо-Преображенская пустынь
Старцев Угол
Выполнила: Уханова Елена,
студентка II курса
специальности
«Экономика и бухгалтерский учет»
Руководитель: Козлова Н.В.
Введение………………………………………………………………………...3
Легенды и предания о возникновении Старцева Угла……………………….4
Исторические особенности возникновения и развития святыни –
Старцев Угол…………………………………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20
Приложение………………………………………………………………………21
Введение
У каждого человека есть своя малая родина, место, которое ему ближе всего на свете. И куда бы ни занесла его судьба, город или село, в котором он вырос, навсегда останется любимым. И самые теплые воспоминания неразрывно связны с родным краем. О нем всегда приятно вспоминать.
Некоторое время назад наша семья переехала из Большеигнатовского района в пригород города Саранск. Есть в нашем районе место, с удивительно интересной историей, богатым на легенды и придания, прошлым. Место это именуется в народе Старцевым Углом.
Актуальность проблемы. Сохранять наследие предков, хранить традиции, помнить и знать историю своего края, облагораживать святые места – это необходимо для духовного, нравственного развития личности, для воспитания патриотизма.
Цель моей работы – провести исследование святыни Мордовии - Спасо-Преображенской пустыни или как еще называют это святое место - Старцев Угол.
Исходя из актуальности и поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:
Найти и описать легенды и предания о возникновении Старцева Угла;
Рассмотреть исторические особенности возникновения и развития святыни Старцев Угол, изучив и подвергнув анализу специальную литературу.
Объектом моей исследовательской работы выступает святыня Мордовии - Старцев Угол. Предметом же является исследование особенностей возникновения и развития святыни Старцев Угол.
Во время работы я использовала следующие методы исследования:
Беседы со священниками Большеигнатовского района отцом Александром и отцом Алексеем, старожилами сел Горки и Торговое Талызино, паломниками, которые посещают это святое место;
Анализ краеведческой литературы.
Легенды и предания о возникновении Старцева Угла
С целью получения исследовательской информации относительно легенд и преданий о возникновении Старцева Угламной были проведены беседы со священником Большеигнатовской церкви Отцом Александром и местными жителями сел Горки и Торговое Талызино. Народное почитание святости места связано не только с бывшей там монашеской обителью, но и с преданием, уходящим вглубь веков.
Священник Александр поведал о легенде, дошедшей до нас со времён эпохи Ивана Грозного.
… Шел государь-батюшка на Казань. Войско его удалое шло воевать супостатов. Встретил Грозного царя мордовский князь Игнат. Ласково встретил, напоил-накормил, по владеньям своим проводил и до границы дошел. Принято было в мордовском народе провожать гостей дорогих до источников, там и прощались. Но дошёл до границы своих владений князь Игнат, а источника нет, как нет. Стали прощаться. Царь велел отслужить водосвятный молебен. Во время чтения Евангелия подошёл к царю старичок. Отслужили молебен, прощаться стали. Подаёт тут старичок царю Грозному свиток и говорит: « Мир тебе, царь Иван! На великое дело идёшь. Божие тебе благословение. На вот свиток мой, да не читай до тех пор, пока не возьмёшь Казань.» С этими словами подал старец свиток и у самых ног царя воткнул в землю деревянный свой посох. И из-под посоха забил ключ! Обрадовались все: хорошее предзнаменование. А старец и пропал. Расстались царь Иван с князем Игнатом. Пошло войско царское на великое дело своё - Казань брать. По дороге не утерпел царь Иван, развернул свиток, а он греческими письменами написан. Велел царь грека Максима к нему позвать свиток прочесть. Позвали, прочёл Максим следующее: « Казань ты, царь, возьмёшь. Если будет на то твоя воля, то построй на том месте, где мы встретились, храм, а ежели поусердствуешь, то и обитель поставь. » И подпись - святитель Спиридон, Тримифунтский чудотворец. Дивился царь и все ближние его дивным чудесам Божиим.
Взяли Казань, и домой в Москву пошли другим путём. Но про встречу свою со святителем Спиридоном царь не забыл. Из Москвы послал он монахов монастырь строить на месте том, всем необходимым монахов снабдил и велел им день и ночь молитвы Богу возносить и святителя Спиридона поминать. Так в мордовской глубинке возник монастырь. Среди язычников жили монахи, чего им только терпеть не приходилось! В один из набегов подожгли монастырь язычники. Монахи все перешли в храм, и храм этот ушёл под землю… Опустело место святое, а родник всё бил.
В Старцевом Углу никогда молитва не затухала, возрождалась обитель, вновь оскудение наступало, уходили монахи, но кто-то оставался и в землянках совершал свой подвиг безмолвия и молитвы. Новые времена настали. Храмы все потушили. А народ все шел и шел на святые источники. Помнили старожилы о святом предании, что святитель Спиридон то место освятил явлением своим.
По благословению Епископа Саранского и Мордовского Варсонофия решено было воздвигнуть крест, что и осуществили в 1998 году. Крест из белого мрамора, резной, в середине – в полный рост святитель Спиридон, благословляющий народ. Справа от святителя мордовский князь Игнат, провожающий царя, а слева – святитель Спиридон изводит воду на сухом месте. Сверху над Святителем Спиридоном - Спас нерукотворный.
На Духов день из Михаила-Архангельского храма в Большом Игнатове вышел крестный ход. Шли поклониться Кресту Честному. Из Нижегородской епархии тоже крестный ход шел.
У Креста соединились, отслужили молебен. Это уже традиция - на Духов день и в Преображение идти крестным ходом к святому мест, ознаменованному Животворящим Крестом.
О таинственных монахах, живших в пещерках под землёй, ходило среди местного населения множество легенд. Где эти пещеры находятся, никто не знает. В годы гонений на Церковь чекисты не раз пытались найти их, доходили с собаками до ручья, но здесь собаки теряли след. В документах НКВД сохранились запросы о некоем иеромонахе Михаиле, которого власти разыскивали на территории нескольких районов. Он скрывался в одной из пещер на краю старцеугловского кладбища. Люди его хорошо знали и до сих пор вспоминают как подвижника, сохранившего верность монашеских обетам в тяжких условиях.
Сейчас на месте, где ушёл храм под землю – бугор, который с каждым годом растёт. Отец Александр хотел построить здесь часовню. Когда выкопали яму под фундамент, ночью ему приснился сон, что оттуда свет идет, и храм стоит. Он понял, что строить ничего не нужно. И что ещё необычно! Все, что вырыли, сбросили обратно в яму. Но яму заполнить не удалось! Так она и осталась. Между каменным крестом и этим бугром расположена низина, густо поросшая травой и ивняком. Раньше здесь была болотина. Рассказывают, что в двадцатые годы сюда свезли со всей округи 80 священнослужителей. Заставили их рыть яму, а потом живьем сбросили туда и закидали болотной грязью и тиной. Говорят, что в этом месте до сих пор ночью, если прислушаться к земле, будут слышны стоны мучеников.
Местные жители постоянно тянутся к Старцеву Углу, потому что на пустыни издревле почитаются три источника: Спиридонский, Спасский и Никольский.
В народе есть обычай, связанный с ними: когда подходишь к колодцу, нужно обязательно умыться водой, а еще лучше облиться с головой. Эта вода обладает определенной энергией, которую нельзя объяснить. Из Спиридония вода исцеляет щитовидную железу и бесплодие у женщин.
Но лучше всего обливаться в Никольском источнике. Он находится в зарослях ивняка и орешника, поэтому не сразу нам открывается часовенка, крест, колодезный сруб и камень, на котором омываются водой из источника.
Колодец тот неглубокий, вода быстро мутится илом, поднимающимся со дна. Отец Александр рассказал, что здесь стояла рубленая, выкрашенная синей краской, часовня. Её сожгли в начале 60-х годов XX века. Под часовней была щель между камнями, и вода текла по желобу очень быстро. Сейчас это место заросло, а раньше внизу была купель, и в ней купались, а камень, говорят, плавал на воде.
Многие жители окрестных сел в преддверье зимы, когда еще дорогу до Старцева Угла не занесло, берут из источников воду. А зимой, если с кем-то случится простуда или другая болезнь, просто умываются этой водой и недуг отступает. Но не только вода здесь обладает силой, но и даже воздух, и земля. Находясь в этих местах, чувствуешь на себе влияние истории.
Следуя дальше по тропинке, можно наткнуться на следы старого колодца. Вот что о нем рассказывает отец Александр: « Одна женщина из Сергача поведала о своём воскрешении, когда она была девочкой. Это было после войны. Она в Сеченове гостила у бабушки с дедушкой. С подружками заигралась и уснула у навозной кучи. Дети увидели, что она спит, и разбежались. Через два дня у неё стала болеть голова, а через неделю она умирает. Врачи сказали: « Подозрение на менингит. Всё!» Родители выехали из Сергача забирать её хоронить, а бабушка с дедушкой - на лошадь, и привезли её в Старцев Угол. Это было на Ильин день, 2 августа. Матушка Маргарита (ехимонахиня) в это время шла от источника Спиридона в часовню. И как раз на полпути дедушка с бабушкой положили мёртвое тело девочки, которой врачи уже выписали свидетельство о смерти. Они обратились к матушке за помощью. « А что я сделаю, - спросила она, - только помолиться могу». Она начала молиться, подняла руки к небу и стала просить Господа, чтобы сотворил над девочкой чудо. И у неё из под ног забила вода. Она размешала эту воду с землёй, залила в ухо девочке и перевернула её на другую сторону. И тут же у неё черви полезли и личинки из головы, и девочка воскресла и до сих пор жива. От Бога никогда не отходила, воспитала сына, внука, а сейчас схиму приняла. И с того момента там, в воде черви и личинки, а было – сухое место».
1 | |
В интернете можно найти много статей, рассказывающих о Старцевом Угле. (Например)
Все они, в основном, начинаются с истории возникновения Старцева Угла...
История Старцева Угла ведет свое начало от времен похода на Казань Ивана Грозного. Приснился царю сон, в котором святой Спиридон дает ему грамоту, а в ней написано: "Я, святой Спиридон, помогу тебе одолеть ханство". Так и случилось - Иван Грозный покорил Казань. После победы в том месте, где ему приснился сон, поставил царь церковь. С того времени стали жить здесь старцы, а в царствование Михаила Федоровича (между 1641 и 1645 годами) образовалась Преображенская пустынь...
"Открыв" фото: можно нажать на иконку с лупой под фото (на странице фотографии) и прочитать об истории Старцева Угла на большом изображении
Об истории также рассказывается на табличках у источников.
Я же хочу своими словами попробовать рассказать о своих наблюдениях и впечатлениях, полученных при посещении Старцева Угла, о котором я уже давно слышал, читал и собирался непременно его посетить...
Дорога от Нижнего до Старцева Угла заняла с несколькими остановками около 3,5-4 часов. Выехав в 10 утра, я в 2 часа дня уже был на месте.
Маршрут: Н.Новгород - Работки - Б. Мурашкино - Княгинино - Сергач, Уразовка, Сеченово. В Булдаково пришлось уточнить дорогу: в одной из статей в интернете было сказано, что к Старцеву Углу идут две дороги - от Булдаково и вторая из Мордовии, от деревни Горки. На первом же дворе молодой местный житель объяснил, что дорога из Булдаково есть, она начинается сразу после деревни и идет налево по полю. Но есть одно гиблое место - брод (дамба) через небольшой заболоченный ручей (приток Пьяны), объехать который никак нельзя, поэтому попасть в Старцев Угол на автомобиле можно только от мордовской деревни Горки.....
-От Булдаково идет хорошая, новая, асфальтовая дорога на юг, в Республику Мордовия. Вскоре, после пересечении границы, она выходит на трассу, идущую с запада на восток. На перекрестке надо повернуть налево, на восток, первая деревня и будет Горки. Здесь надо отметить, что почти вся дорога от самого Нижнего до деревни Горки в очень хорошем состоянии. Все трассы новые, а районные центры, попадающиеся по пути, имеют окружные дороги, и ехать можно очень быстро.
Слева от Горок, через дорогу, - кладбище. Перед ним асфальтированная площадка, от которой на северо-восток начинается хорошая грунтовая дорога, приводящая через 3-4 км к Старцеву Углу. Есть только одна развилка, на ней надо взять вправо, по более укатанной дороге. Эта хорошо накатанная летом дорога идет по чернозему, который в распутицу наверняка превращается в скользкое месиво. Дорога подходит к автомобильной стоянке рядом с Часовней.
От часовни начинается лесенка, спускающаяся вниз, в Старцев овраг.
Лесенка приводит к Спасову источнику. Здесь есть часовня, колодец, крест.
Налево уходит тропинка к источнику Николая Чудотворца.
Около этого источника тоже есть часовня, колодец, крест
и три святых камня, на самом большом из них - две впадины, "от колен молящихся на нем много лет старцев".
Некоторые люди, набрав ведрами воды из источника, обливаются, стоя на этом камне.
Направо от Спасова источника тропа подходит к источнику Чудотворца Спиридона.
Рядом с этим родником есть хорошо поставленная и удобная купель.
Говорят, что из источника Чудотворца Спиридона воду пить нельзя - там мертвая вода. Почему - я не знаю...
По легенде в Вавиловом Доле, во время вражеского нашествия церковь вместе с молящимися ушла под землю - но ни храм, ни люди не погибли, и поныне, говорят, из-под горки доносится то колокольный звон, то монашеское пение, то столп света озарит ночную тьму.....
Возможно, на нем и была когда-то церковь. Говорят, что эта церковь может появиться вновь, поднявшись прямо из земли. Верующие три раза обходят горку, читая молитвы.
Еще чуть ниже, на южном берегу оврага, в 90-е годы прошлого века установлен очень красивый мраморный крест в память явления святителя Спиридона Тримифунского царю Иоанну Грозному и князю Игнатию Мордовскому.
Во время его установки несколько приехавших монахинь устроили молебен, оставшись у креста на ночь, ночью была сильная гроза, и в овраг ударила молния, которая открыла еще один источник, который затем назвали источником Всех святых. Это последний источник в Старцевом Углу. Есть колодец и деревянный крест.
На северном берегу Старцева оврага около источника Всех Святых- маленькое кладбище,
а на южном - еще одна стоянка с деревянным крестом.
Вот и все, что есть сейчас в Старцевом Углу.
Дорога в Булдаково действительно имеется, только она очень слабо наезженная. Если по ней пройти или проехать около 2 километров от Старцева Угла, то попадаешь именно к тому броду, преодолеть который может только полноприводный трактор. Житель Булдаково был прав, что не советовал здесь ехать.
Других дорог в сторону соседних деревень Чадаевка или Ратманово нет. Кругом поля, овраги или высоченная трава. Зато открываются прекрасные виды на окружающие окрестности, рапсовые и пшеничные поля,
на возвышенности с севера от Старцева Угла, претендующие на самые высокие в Нижегородской области.
Находясь в Старцевом Углу, буквально ощущаешь какую-то энергию - такое бывает, когда находишься в святом, намоленном месте.
А если провести там еще и ночь...
Для тех, кто на это решиться (чтобы не смущать приезжающих паломников) лучше спуститься еще немного пониже, вдоль южного берега оврага, хотя бы метров на 80, место для стоянки на краю поля там найти можно. Ну, а при организации ночевки лучше всего пользоваться плиткой и конечно, увозить весь мусор с собой.
От стоянки легко можно дойти до родников, купели, полюбоваться вечерними видами и закатом...
Если повезет, то ночью можно услышать колокольный звон, церковные пения, или увидеть столб света из Святой горки...
-Искупавшись несколько раз (днем, вечером, утром) в купели,
попив святой воды из источников, постояв на Святом камне, Святой горке у мраморного креста, подзарядиться исходящей от земли энергией(почувствовав эту волшебную благодать), то, вернувшись домой, вы наверняка еще несколько дней будете ощущать прилив сил, находясь под впечатлением от этой поездки.
Уверен, что Старцев Угол по-настоящему является одним из самых мистических мест, местом «силы» Нижегородской области.
Старцев Угол на столько запомнился мне, что я еще дважды побывал в нем в 2014 и 2015 годах. За это время в Старцевом Углу была достроена часовня на Спасовом источнике, покрашена старая купель, строится новая купель у источника Николая.