Договор найма специализированного жилого помещения приватизация. Какой жилищный фонд подлежит приватизации? Речь идет о

Специализованное жилье - это жилые помещения, режим предоставления и пользования которым отличается от обычного жилья, предоставляемого по договору социального найма. К специализированному жилью относится служебное жилье, общежития, маневренный жилой фонд (предоставляемый на время, например, проживания граждан, в доме которых проводится капитальный ремонт), временный фонд (для беженцев, вынужденных переселенцев), жилищный фонд системы социального обслуживания (дома престарелых, хосписы).

Наиболее распространенные виды специализированных жилых помещений - это общежития и служебное жилье. В таких помещениях проживают миллионы граждан, поэтому вопросы пользования такими помещениями для многих являются насущными.

Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный Кодекс РФ, а также ряд принятых в соответствии с ним подзаконных актов, значительно изменили правовой режим общежитий и служебных квартир.

Общежитием является специализированное жилое помещение, предоставляемое для временного проживания в период работы, службы, учебы по учетной норме 6 квадратных метров жилой площади на одного человека. По окончании работы, службы, учебы граждане должны освободить жилые помещения.

Служебное жилое помещение предоставляется гражданам в связи с характером их работы в виде отдельных квартир. Прекращение трудовых отношений с собственником жилого помещения является основанием для расторжения договора найма и влечет обязанность проживающих освободить служебное жилье.

Действовавший ранее ЖК РСФСР предусматривал целый перечень исключений из этого правила- так, не могли быть выселены из специализированных жилых помещений граждане, срок службы или работы которых на предприятии составлял не менее 10 лет, а также одинокие члены семьи нанимателя с несовершеннолетними детьми. Новый Жилищный Кодекс таких исключений уже не содержит. Законодатель таким образом защищает экономические интересы собственников жилых помещений, многие из которых перешли в частные руки.

Тем не менее Федеральным законом № 184-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что из специализированных жилых помещений, занятых ранее 1 марта 2005 года, не могут быть выселены граждане, которые не подлежали выселению согласно действовавшему ранее законодательству (ЖК РСФСР)- если они состоят или имеют право состоять на жилищном учете.

Вопрос решается законодательством по-разному.

Что касается жилых помещений в общежитиях, надо иметь в виду следующее. Если общежитие являлось таковым до 1 марта 2005 года, то по закону к таким помещениям применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. То есть пользование такими помещениями осуществляется на общих основаниях и их приватизация возможна и законна.

Если жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду общежитий после 1 марта 2005 года, то пользование им происходит на основании договора найма специализированного жилого помещения и приватизация его возможна только по согласованию с собственником.

Служебные жилые помещения согласно закону приватизации не подлежат (без согласия собственника). Однако после 1 марта 2005 года многие служебные помещения поменяли свой статус. Для того, чтобы считаться служебным, жилое помещение должно быть внесено в специальный реестр. Работа по внесению таких помещений в реестр по всей стране еще не закончена, и статус многих, ранее являвшихся служебными, жилых помещений, в настоящее время неясен. Очень часто такие помещения передаются на баланс города, что автоматически превращает их в жилье социального фонда, то есть жилье, подлежащее приватизации. Поэтому если вы проживаете в квартире, предоставленной когда-то в качестве служебной, нелишне будет выяснить ее теперешний статус.

Если Вы проживаете в специализированном жилом помещении, юристы компании «Кобзев и партнеры» могут оказать Вам следующие услуги:

Консультации по жилищным вопросам;

Представление Ваших интересов в суде по вопросам, выселения и вселения в служебное жилое помещение и т.д.

Смотртие также:

Получить бесплатное жилье могут те граждане, которые не имеют собственных квадратных метров и не могут решить этот вопрос самостоятельно. Жилплощадь может выдаваться местными органами власти или работодателем. На первый взгляд, особого различия для заселенных граждан нет, но на самом деле разница значительная. Муниципальная собственность выдается для бессрочного пользования, а служебная только на время выполнения трудовых обязанностей.

В соответствии с Законом о приватизации переводить служебное жилье в личную собственность нельзя, так как она не принадлежит ни государству, ни муниципальным властям.

Однако существует немало нюансов, которые позволят приватизировать жилое помещение, даже если оно носит статус служебного.

Процедура приватизации регулируется Законом №1541-1, который был введен в действие 04.07.1991 года. Этот нормативный акт определяет условия участия в программе получения муниципальной собственности в частное владение. Основных критериев три:

  1. Процедура производится бесплатно.
  2. Решение о приватизации принимается самостоятельно и добровольно.
  3. Приватизировать жилплощадь можно единожды.

Долгие годы Закон имел конечные сроки реализации, что ограничивало возможности использования права на приватизацию. Но в феврале 2018 года это ограничение было снято, чтобы не ущемлять интересы тех граждан, которые не успели воспользоваться своим правом.

Законодательные нормы, регулирующие процедуру приватизации, устанавливают некоторые ограничения. Согласно им нельзя приватизировать:

  1. Аварийные жилые объекты.
  2. Комнаты, расположенные в зданиях общежитий.
  3. Жилую площадь, которая располагается на территории закрытых военных городков.
  4. Служебное жилье.

Иные причины для отказа считаются необоснованными и подлежат оспариванию.

Назначение служебного жилья

Служебное жилье – это помещения, выделяемые работодателями своим работникам для временного решения их жилищной проблемы.

Наличием собственного жилфонда может похвастаться далеко не каждый наниматель. Крупные организации и предприятия приобретают недвижимость специально для возможности привлекать к работе толковых специалистов, не привязываясь к их поиску территориально. Многие бюджетники также живут в служебных квартирах, например, сотрудники Министерства обороны.

Жилплощадь служебного типа, хотя и выдается бесплатно для проживания, все же имеет значительные отличия от социальных квартир. Выделенные работодателем квадратные метры предоставляются работнику по договору найма с четким ограничением срока проживания в нем – на время работы. В случае увольнения сотрудника по собственному желанию или по причине грубых нарушений трудовой дисциплины, он теряет право на дальнейшее нахождение в помещении и должен выехать из него в кратчайшие сроки.

Несмотря на отличия в понятиях, в них есть и схожесть. Работник, получивший право занимать предоставленные квадратные метры, имеет право переселить туда членов своей семьи, более того, при определении размеров помещении они должны учитываться. Жильцы должны зарегистрироваться по месту проживания и выполнять обязанности, возложенные на них договором найма, с учетом норм Жилищного кодекса.

Ограничения в приватизации

Приватизация как процедура может быть применена далеко не в каждом случае. Для ее проведения необходимо наличие определенных условий. По закону каждый гражданин имеет право приватизировать жилплощадь, но воспользоваться им могут лишь те, что проживают в социальных помещениях на законных основаниях, то есть имеют регистрацию и заключенный с местной администрацией договор соцнайма. Служебные помещения не подходят под эти категории, так как:

  1. Предоставляются не от государства, а от конкретного нанимателя.
  2. Между сторонами заключается просто договор найма, а не соцнайма.

Да и сам объект находится на балансе предприятия, а не муниципалитета, что не позволяет причислить его к недвижимости подлежащей приватизации.

Все эти ограничения и условия не отрицают саму возможность приватизации. Но в отличие от муниципальной собственности, служебные помещения могут переводиться в разряд частного имущества только в разрешительном порядке.

Многие предприятия устанавливают определенные критерии, после выполнения, которых работник может приватизировать выданное жилище. Это может быть дополнительной мерой поощрения своих сотрудников за долгий и ответственный труд или способом привлечения квалифицированных кадров. Иногда приватизация служебного жилья производится не благодаря, а вопреки, если предприятию необходимо избавиться от жилого фонда и ответственности за его содержание.

Условия передачи в собственность

Приватизация служебного жилья, кроме четкого запрета, изложенного в Законе №1541-1, никак не регулируется. Но в последние годы участились случаи судебных разбирательств по поводу права приватизировать такие объекты, поэтому к 2018 году сложилась некоторая практика, которая разъясняется Постановлениями Верховного суда и разъяснениями от него. Принимая решение о возможности получения жильцами ведомственных помещений прав собственности, следует руководствоваться статьями Жилищного кодекса РФ и учитывать конституционные права граждан. Эти нормативные документы позволяют координировать спорные отношения и принимать правильные решения в непростых ситуациях.

Приватизировать ведомственную жилплощадь могут те лица, которые проживают там по заключенному с нанимателем договору аренды и не потеряли право на пользование ею. Стать собственником служебного помещения можно в двух случаях:

  1. Наниматель, владеющий выделенными квадратными метрами на законных основаниях, дает согласие на проведение процедуры.
  2. В силу ряда причин жилплощадь утеряла статус служебного.

Вариативность ситуаций в каждом отдельном случае позволяет расширить спектр возможностей для желающих приватизировать ведомственную жилплощадь.

Согласие собственника

Муниципальную жилплощадь можно приватизировать на общих основаниях, отказать в данном праве администрация может, лишь опираясь на изложенные в Законе №1541-1 запреты. Ведомственные помещения приватизируются по иному принципу – разрешительному.

Проживающий в служебном жилье сотрудник минобороны или любой другой организации имеет право подать заявление с просьбой о приватизации, но одобрить его или нет, решает лишь сам наниматель. Отсутствие федеральных норм в этой области, позволяет собственникам устанавливать свои правила. Некоторые предприятия регламентируют данные процедуры внутренними локальными актами, которые могут содержать сведения о том кто, когда и на каких условиях может получить прав собственности на ведомственные квадратные метры.

В некоторых случаях можно обойтись и без согласия владельца. Так, военнослужащие получают право на бесплатные квадратные метры, которые могут быть приватизированы в следующих случаях:

  1. Военнослужащий уволен в запас по выслуге лет.
  2. Увольнение произведено ранее срока по состоянию здоровья.
  3. Членами семьи военнослужащего, который погиб при исполнении своих обязанностей.
  4. Преждевременный перевод в запас состоялся по причине организационно-штатных мероприятий.

Длительное сотрудничество с нанимателем является веской причиной для получения прав собственности, но не гарантирует его.

Снятие статуса служебности

В 2006 году было принято решение, которое обязало всех собственников служебной жилплощади зарегистрировать его в соответствующем статусе.

Наниматели должны были подать заявление в Росреестр, подтвержденное документально, с просьбой присвоить объекту статус ведомственного. Далеко не все воспользовались указанным правом и на сегодняшний день есть немало жилых помещений, которые хотя и выданы были нанимателями, но на сегодняшний день не числятся ни в качестве ведомственного жилья, ни в качестве муниципального. Зачастую такая неразбериха была вызвана реорганизациями предприятий, их банкротством и ликвидацией.

Отсутствие какого-либо официального статуса дает право жильцам, проживающим на такой жилплощади осуществить приватизацию. Законодательно это регламентируется статьей 7 ЖК РФ, в которой четко оговорено, что отношения, не подпадающие ни под один нормативный документ, регулируются жилищными нормам, подходящими в этой ситуации. Граждане подают иск в суд для признания своего права на приватизационную процедуру, по отношению к спорному объекту.

Наниматели имеют право самостоятельно выводить жилые объекты в муниципальный фонд. Как только документально переход был оформлен, по отношению к жилью вступает в силу Закон №1541-1 и появляется возможность приватизировать его на общих основаниях.

Процедура передачи в собственность

Желая приватизировать ведомственное жилое помещение, следует быть готовым к тому, что сам процесс будет отличаться от стандартного порядка и займет больше времени. При наличии оснований для перехода прав или согласия собственника на данную процедуру пошагово это будет выглядеть следующим образом:

  1. Пишется заявление на имя нанимателя с просьбой позволить приватизировать жилплощадь.
  2. Получается разрешение от работодателя.
  3. Собирается пакет документов в местную администрацию. Его комплектность стоит уточнить заранее, так как он может отличаться от стандартного.
  4. Пишется заявление на приватизацию указанного помещения.
  5. Бумаги передаются в Департамент по жилищным вопросам того населенного пункта где расположен объект недвижимости.
  6. Документы рассматриваются на протяжении отведенного времени, в результате чего принимается решение разрешить процедуру или отказать в ней. Отказ должен быть мотивированным.
  7. Одобрение заявки позволяет заключить договор о приватизации, который собственно и является подтверждением перехода прав собственности на жилье.

Получив договор о переходе прав владения, необходимо зарегистрировать их в установленном порядке – через Росреестр.

Подача заявления

Подготовка заявления начинается со сбора документов. Этот этап крайне важен, так как бумаги следует собрать на всех проживающих в помещении лиц. В этот перечень обязательно входят:

  1. Паспорта всех жильцов старше 14 лет.
  2. Свидетельство о рождении детей до 14 лет.
  3. Согласия на приватизацию или отказ от нее.
  4. Разрешение нанимателя на переход права собственности.
  5. Договор найма жилплощади.
  6. Кадастровый и технический паспорт помещения.
  7. Справки о том, что ранее граждане не производили приватизацию муниципальной или служебной жилплощади.
  8. Выписка из ЕГРН.

Перечень может дополняться иными бланками.

Заявление пишется на специальных разработанных формах. Их можно получить в жилищном отделе или скачать в интернете. Бланк заявки содержит в себе большой объем информации. В частности, в него вносятся данные:

  1. О собственнике жилья.
  2. Участниках приватизационного процесса.
  3. Жилом объекте.
  4. О желании стать частными владельцами квадратных метров.

Правильность заполнения заявления, как и комплектацию пакета документов к нему проверяет специалист, принимающий заявку. После регистрации заявления необходимо ожидать окончательного вердикта, который будет оглашен в течение месяца.

Решение собственника

Приватизация служебного жилья начинается с решения собственника. Получить его можно, подав заявление работодателю. Этот документ пишется произвольно, главное, чтобы в нем были указаны следующие моменты:

  1. На каком основании и когда было выделено жилое помещение.
  2. Сведения о помещении.
  3. Количество проживающих в квартире лиц, включая всех зарегистрированных членов семьи.
  4. Какие причины, по мнению заявителя, являются решающими для выдачи ему разрешения на переход права собственности.

Заявление должно полностью разъяснять позицию работника. Неплохо будет подкрепить сказанное ссылками на внутренние нормативные акты или на государственное законодательство.

Владелец жилплощади принимает решение, основываясь не на своем личном мнении и предпочтениях. Он должен учесть – есть ли обоснованные причины для отказа или, наоборот, одобрения. Например, в Уставе организации может быть прописано, что после отработки определенного беспрерывного срока сотрудник имеет право приватизировать жилплощадь или иные условия.

Решение собственник выдает в письменном виде, независимо от того является ли оно положительным или отрицательным. Бумага заверяется подписью руководителя и круглой печатью, обязательно регистрируется как исходящий документ.

Заключение договора

Положительный исход приватизации выражается в заключение договора о переходе прав собственности. Этот документ заключается между нынешним и будущим собственником жилого помещения. Соглашение составляется по установленным ГПК РФ правилам. В нем должны быть указаны исчерпывающие сведения о проводимой процедуре, права и обязанности нового собственника после вступления в права владения.

Договор о приватизации является доказательством того, что служебное помещение перешло во владении указанных граждан. Заполняется он следующим образом:

  1. Вносятся сведения о жилом помещении – адрес, размер общей и жилой площади, количество комнат и иное.
  2. Информация о каждом участнике договоренности. Обратите внимание, в соглашение вносятся сведения обо всех жильцах, которые получают свою долю в помещении.
  3. Размер долей определенных каждому.
  4. Данные о договоре найма, который позволил вселение и дает право на проживание.
  5. Основания для передачи имущества.
  6. Обязанности, возлагающиеся на новых владельцев.

Подписывается договор всеми участниками и приватизации и представителем муниципальной власти, отвечающий за приватизацию жилых объектов.

Государственная регистрация

Государственная регистрация недвижимости это обязательная процедура, которая производится после любой смены прав. Собственники, приватизировавшие служебную жилплощадь, могут воспользоваться всем спектром своих прав только после госрегистрации.

Процедура госрегистрации производится следующим образом:

  1. Подготавливаются документы. Удостоверения личности все совладельцев, технический и кадастровый паспорт, договор о приватизации.
  2. Оплачивается госпошлина за внесение сведений.
  3. Пишется заявление.

Весь пакет документов подается специалисту на регистрацию.

Пройти госрегистрацию можно подав бумаги в Росреестр или МФЦ. Процесс перерегистрации занимает не более 10 дней, после чего распоряжаться имуществом можно по своему усмотрению. Новый собственник может продать жилье, сдать в аренду, подарить, завещать его или сделать предметом залога. Дополнительного согласия на подобные действия от бывшего собственника не потребуется.

Решение спорных вопросов

Инструкция по приватизации выглядит несложно, но в случае со служебной жилплощадью большинству жильцов приходится решать немало спорных моментов, прежде чем получить законное право на недвижимость. Ситуации, в которых одна сторона не может достигнуть согласия с другой решаются в судебном порядке.

Причины спора могут быть различны, но итоговые требования всегда идентичны – признать право на приватизацию. Отсутствие четких законодательных норм, позволяющих приватизировать служебное жилье, зачастую приводит к отрицательным результатам по поданным искам. Однако желание реализовать свои права и защитить свои интересы позволяет добиваться невозможного и выигрывать судебные тяжбы.

Обращение в суд

Судебные разбирательства по вопросам приватизации служебного жилья в большинстве случаев инициируются гражданами, проживающими в таких помещениях. При обращении в суд они должны подготовиться следующим образом:

  1. Собрать доказательную базу, которая позволит отстоять свои требования. Этот этап требует максимальной подготовки, чем больше бланков будет собрано, тем выше вероятность получить положительный вердикт.
  2. Составить исковое заявление. Специалисты говорят, что правильно составленный иск - это залог успеха. В сложных и запутанных ситуациях лучше не писать его самостоятельно, а обратиться к квалифицированному юристу.
  3. Оплатить госпошлину.

Ответчик оповещается о поданном иске в обязательном порядке. Он также может обосновать свою позицию и предоставить документальные свидетельства своей правоты.

Решение выносится на основании всех освещенных фактов в строгом соответствии с действующим законодательством. В спорных ситуациях по приватизации суд чаще всего становится на сторону жильцов, подтверждая их право на жилье.

Судебная практика

Ярким примером решения спорного вопроса явилось исковое заявление, которое было рассмотрено в Ярославской области. Истец обратился в суд для защиты своих интересов и прав несовершеннолетнего ребенка, который с ним проживает. По существу дела он сообщил следующее:

  1. В 1988 году отец устроился работать на предприятие, которое выделило ему служебную квартиру.
  2. В 1998 году он уволился, но работодатель не заявил о необходимости выселения, поэтому продолжил проживать в выделенной квартире.
  3. На данный момент отец умер, а сын со своим ребенком зарегистрирован и проживает в указанном помещении.
  4. Истец решил приватизировать жилплощадь и выяснил, что данный объект недвижимости был передан на баланс города.
  5. Он обратился в местной администрации с просьбой о приватизации, но ему отказали ввиду отсутствия договора соцнайма.
  6. Просьба о заключении договора была отклонена на том основании, что это помещение является служебным и числится в специальном жилфонде.

Ввиду того, что истец проживает в помещении длительное время, а его право на пребывание там не было оспорено прежним владельцем собственности, суд принял решение полностью удовлетворить требования заявителя и разрешить ему провести приватизационную процедуру в равных долях на себя и несовершеннолетнего.

Цены на недвижимость в нашей стране очень высокие, и далеко не каждый может позволить себе приобрести жилплощадь в собственность. Многие стараются выйти из ситуации и берут кредиты, кто-то вступает в ипотечную программу, но у большей части населения не хватает средств даже на вступительный взнос. Бюджетные организации идут навстречу населению и предоставляют своим сотрудникам служебные квартиры.

Служебное жилье — это квартиры, которые принадлежат конкретной организации или государственному учреждению и предоставляются сотрудникам для временного проживания. С работником заключается договор найма служебного жилого помещения, который не может превышать срок службы сотрудника, указанный в контракте или трудовом договоре. Таким образом, ведомственное жилье — временное решение проблемы и не дает уверенности, что завтра работника не уволят и не попросят освободить помещение. Более того, служебные квартиры привязывают работника к рабочему месту в конкретной организации в конкретном регионе и ставят человека в полную зависимость от работодателя. Таким образом, приватизация служебной недвижимости является одной из самых актуальных и острых проблем, так как получить ее в собственность практически невозможно.

В Жилищном кодексе РФ не предусмотрено процедуры приватизации служебного жилья, а в части 1 статьи 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» закреплено, что служебные квартиры входят в перечень объектов, не подлежащих приватизации. Однако, несмотря на общее правило о запрете приватизации служебного жилья, законодательство РФ все же допускает определенную свободу действий в этой сфере.

1. В законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» есть лазейка, а именно: в соответствии с пунктом 2 статьи 4 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, с согласия собственников могут принять решение о приватизации по собственной инициативе. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 № 9-П вышеуказанная норма признана не противоречащей Конституции РФ, и соответственно, дает право собственнику муниципального жилищного фонда при реализации своего права по основаниям, на условиях и в порядке, установленном федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений. Но при условии, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.

Таким образом, одним из вариантов решения проблемы приватизации служебного жилья является издание собственником муниципального жилищного фонда нормативного правового акта, касающегося принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений. Основанием для издания такого правового акта является заявление нанимателя служебного жилого помещения либо инициатива собственника муниципального жилищного фонда.

Однако положительное решение о приватизации — право, а не обязанность собственников помещений, и является скорее исключением, чем правилом.

2. Можно приватизировать служебное жилое помещение, которое было добровольно передано органам местного управления государственным или муниципальным предприятием, учреждением, например, в связи с ликвидацией или реорганизацией МУП, ГУП либо в связи с отсутствием возможности нести расходы на содержание помещений. В таком случае жилое помещение утрачивает статус «служебное» и подлежит приватизации как жилье, предоставленное по договору социального найма. Аналогичной позиции придерживается Верховный суд РФ: в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в муниципальную собственность, предполагает изменение статуса жилого помещения.

Но даже при такой четкой регламентации органы местного самоуправления не всегда идут навстречу гражданам, и дело приходится решать в суде. Судебная практика в данном случае выступает на стороне граждан.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14.05.2013 № 5-КГ13-18.

Из материалов дела: Н.В.И., Н.Е.В., Н.А.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска указали, что Н.В.И. в связи с его работой в ЖКО КЭУ города Москвы, находящейся в ведении Минобороны РФ, на основании служебного ордера на состав семьи из четырех человек была предоставлена трехкомнатная квартира. В настоящее время деятельность комендатуры прекращена. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.07.2005 № 536-ПП дом, в котором находится занимаемое истцами жилое помещение, был передан от Минобороны РФ в собственность города Москвы. Истцы не могут реализовать свое право на приватизацию жилого помещения в связи с тем, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ответ на их обращение по вопросу приватизации сообщил, что занимаемая истцами квартира является служебной и приватизации не подлежит, решение об исключении ее из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не принималось.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.07.2005 № 536-ПП «О приеме ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения Минобороны РФ в собственность города Москвы в 2005-2006 годах» жилой многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, передан в собственность города Москвы.

Статьей 2 закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), приобрести эти помещения в собственность на условиях социального найма.

Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», Верховный суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года (вопрос 21), разъяснил следующее.

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных, и к ним применяется правовой режим, установленный статьей 2 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Следовательно, спорное жилое помещение после передачи в собственность города Москвы утратило статус служебного, поэтому к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Истцы же, проживавшие в спорном жилом помещении на момент передачи его из федеральной собственности в собственность города Москвы, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма и имеют право приобрести его в собственность, в связи с чем их иск следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Следует отметить: если ГУП или МУП было акционировано или другим способом реорганизовано в коммерческое общество, но свой жилищный фонд по каким-либо причинам не передало муниципалитету, либо органы местного самоуправления не приняли его на баланс, проживающие в таком помещении имеют право требовать заключить с ними договор социального найма и в дальнейшем участвовать в приватизации.

Кстати, перевод служебного жилья в муниципальную собственность можно осуществить по согласованию с предприятием — собственником служебного помещения, в результате чего собственник подает в органы муниципалитета ходатайство с просьбой взять жилье на баланс в местную администрацию. Такая практика применяется в основном с жилищным фондом, принадлежащим МВД, Минобороны, МЧС и другим силовым структурам.

3. Даже если служебное жилье не передано в муниципальную собственность, не следует терять надежду. Необходимо проверить законность присвоения статуса служебного жилья, так как наличие штампа в ордере еще не говорит, что квартира является служебной, и есть ряд условий, при которых присвоение статуса служебного жилья будет считаться законным.

Решение Октябрьского районного суда города Омска от 03.12.2007.

Из материалов дела: Н.Д., А.В., действующие также в интересах своих дочерей А.А., П.А. обратились с иском, просят признать за ними право долевой собственности и право приватизации на квартиру.

Изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Спорная квартира была предоставлена А.В. на состав семьи из четырех человек, включая жену Н.Д., дочерей А.А., П.А. в связи с трудовыми отношениями с ПО «СПС» как служебное жилье по ордеру. В ордере стоит соответствующий штамп.

Нанимателем значится А.В., который состоял в трудовых отношениях с ПО «СПС», 01.09.1997 уволен по собственному желанию. После его увольнения предприятием требований о выселении истцов из указанного жилого помещения не предъявлялось.

На основании договора о безвозмездном отчуждении объектов государственной собственности Омской области в муниципальную собственность от 01.11.2001 спорная квартира передана в муниципальную собственность.

Истцы желают приватизировать занимаемое ими жилое помещение в общую долевую собственность по ¼ за каждым из них. Администрация полагает, что указанное жилое помещение является служебным, истцам отказано в его приватизации. Администрацией города не предоставлен документ, которым указанное жилое помещение в установленном порядке и уполномоченным органом отнесено к специализированному жилищному фонду. Если исходить из того, что такого решения не имеется, то независимо от наличия ордера со штампом «служебная», следует считать, что истцы занимают указанное жилое помещение на условиях социального жилищного найма, и не имеется препятствий к приобретению его в собственность в порядке приватизации по желанию истцов.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» в результате передачи жилого дома, в котором находится спорная квартира в муниципальную собственность, указанная квартира, как составная часть данного дома, также поступила в муниципальную собственность. Таким образом, с момента передачи дома в муниципальную собственность квартира истцов, которая находится в этом доме, утратила статус служебной, к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Решений муниципальных органов о снятии статуса служебного жилья с указанной квартиры (исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда) для ее приватизации не требуется.

Таким образом, истцы обладают всеми правами и обязанностями, вытекающими из правоотношений социального жилищного найма квартиры, в том числе правом на приватизацию указанного жилого помещения.

На основании вышеизложенного определим условия, которые необходимы для присвоения помещению статуса «служебное».

Решение о включении квартиры в число служебных должно приниматься уполномоченными органами, осуществляющими управление государственным и муниципальным жилищным фондом, с соблюдением установленных требований и в порядке, который установлен Правительством РФ (пункт 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ). Решение об отнесении квартиры к числу служебных может быть принято только до предоставления квартиры жильцам.

Решение Алейского городского суда Алтайского края.

Из материалов дела: А.Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения квартирно-эксплуатационного управления Сибирского военного округа (КЭУ), указывая на то, что в июне 2006 года ее мужу (А.С.А.) как военнослужащему была предоставлена квартира.

В 2009 году она узнала о том, что квартира, в которой проживает, относится к числу служебных. Оказалось, что существует выписка из решения КЭУ «О включении в специализированный жилой фонд», в соответствии с которой ее квартира включена в этот жилой фонд.

Считает, что решение КЭУ подлежит отмене, так как данная квартира была заселена ею и членами ее семьи до момента включения жилого помещения в состав служебного жилья.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду.

Из содержания пункта 3 Постановления Правительства РФ № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» следует, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма.

Как установлено в судебном заседании, жилое помещение семье А.С.А. было предоставлено для проживания до присвоения статуса «служебное».

Данное обстоятельство свидетельствует о незаконности решения КЭУ «О включении в специализированный жилой фонд» в части включения в состав служебного жилья спорной квартиры.

То обстоятельство, что с А.С.А. был заключен договор найма служебного жилого помещения, не может выступать основанием для признания предмета договора — квартиры — служебной, так как на момент заключения договора спорная квартира служебной не являлась.

На основании изложенного суд принимает решение удовлетворить требования, заявленные А.Н.В.

После принятия решения о присвоении жилому помещению статуса «служебное» данное жилье должно быть зарегистрировано как служебное в установленном порядке в органах государственной регистрации недвижимости.

Необходимые сведения о присвоении статуса служебного жилья можно получить в архивах. В случае если такой информации в архиве не обнаружено, стоит исходить из того, что жилое помещение предоставлено по договору социального найма, следовательно, его можно приватизировать.

В случае если нет возможности приватизировать служебное жилье, можно обратиться к положениям 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ, закрепляющим перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления других жилых помещений. При условии, что данные лица не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Указанным гражданам предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

Апелляционное определение Ростовского областного суда по делу № 33-6459/2013 от 27.05.2013.

Из материалов дела: ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П.Чехова» обратилось в суд с иском к Д.Н.И., Д.Б.А. о выселении из общежития.

В обосновании иска указано, что ФГБОУ ВПО «ТГПИ имени А.П. Чехова» на праве оперативного управления принадлежит здание общежития. В помещении № 115 указанного общежития проживают ответчики. Д.Н.И. в период времени с апреля 1983 по август 1992 являлась сотрудником института, однако 29.08.1992 прекратила трудовые отношения, уволившись по собственному желанию.

Договор найма жилого помещения между истцом и ответчиками не заключался. Истец полагает, что поскольку ответчики в настоящее время не являются учащимися института, в трудовых отношениях с институтом не состоят, основания для их проживания в спорном жилом помещении отсутствуют.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.

Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены пенсионеры по старости.

Суд установил, что ответчик с 01.09.1995 является пенсионером по старости.

Также суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Д.Н.И. относится к категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и имеет право состоять на таком учете (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ).

В статье 13 Федерального закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть выселены без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ (пункт 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР).

Таким образом, статья 13 вышеуказанного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены без предоставления им других жилых помещений.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ответчики не могут быть выселены из общежития без предоставления другого жилого помещения.

Важно отметить , что существуют безусловные запреты на приватизацию служебного жилья. Так, например, приватизации не подлежат аварийные дома, или если кто-то из жильцов служебной квартиры возражает против приватизации. Также в приватизации будет отказано лицам, которые ранее уже участвовали в приватизации. Согласно статье 11 закона РФ № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» повторная приватизация квартиры невозможна.

Вывод: Приватизация служебной квартиры, несмотря на запреты, установленные законодательством, все же реальна. И в судебном порядке, как правило, удается добиться права приватизировать жилье, если не доказано, что жилое помещение предоставлено нанимателю именно как служебное, а не по договору социального найма.

Для определенных категорий специалистов и служащих приватизация – это единственно возможный способ стать владельцем собственной квартиры (о том, как получить такое жильно ). Поэтому многих интересует приватизация служебного жилья и каким образом можно ее реализовать.

Это возможно?

Многие семьи, занимаясь вопросом недвижимости, задаются вопросом – возможна ли приватизация служебного жилья? Несмотря на то что действующим законодательством запрещено приватизировать ведомственную недвижимость, существуют определенные юридические хитрости, при помощи которых вопрос решается положительно.

Как приватизировать служебное жилье – постараемся разобраться во всех нюансах и раскрыть максимально доступно все юридические тонкости.

Какая недвижимость входит в категорию «служебная»

Жилье служебного назначения – это квартиры, которые принимают на баланс государственные и коммерческие структуры для предоставления во временное пользование своим сотрудникам. Недвижимость имеет статус жилого фонда специализированного значения.

Вселиться в помещение человек имеет право после заключения соответствующего договора, действие которого продолжается, пока между работодателем и служащим сохраняются трудовые отношения.

Правом проживания в служебных квартирах могут воспользоваться:

  • бюджетники;
  • медики;
  • сотрудники МВД и ФСБ;
  • специалисты коммунальных служб.

Недвижимость служащим предоставляется независимо от:

  • положения в очереди на квартиру;
  • наличия другой зарегистрированной недвижимости.

Что касается выселения из предоставленного ведомственного жилья, оснований у работодателя может быть несколько:

  • увольнение служащего, что влечет за собой прекращение действия трудового соглашения;
  • досрочное выселение – в этом случае работодатель может действовать, имея на руках соответствующее судебное решение.

Военнослужащим, сотрудникам таможенной службы, ФСБ и МВД, инвалидам, получившим травму на производстве, работодатель при выселении обязан предоставить альтернативное место проживания.

Как приватизировать служебное жилье – юридические основания

Главное отличие служебной недвижимости от муниципального жилья – законодательством не предусмотрена возможность приватизации. Об этом свидетельствует Жилищный Кодекс. Кроме этого, в Законе «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» прописана норма, запрещающая проводить процедуру приватизации.

Однако юристы и адвокаты на вопрос: «можно ли приватизировать объект специализированного значения» отвечают не столь категорично. В действующем законодательстве можно найти некоторые лазейки, позволяющие оформить право собственности на объект специализированного значения.

Добровольная инициатива работодателя

Как правило, юристы обращаются к статье 4 «Закона о приватизации» – собственники недвижимости специализированного значения наделены правом распоряжаться ею по личной инициативе и могут передать в собственность сотрудникам.

Судебная практика неоднократно закрепляла данную юридическую норму, которая подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации № 441-О от 21 декабря 2004 года.

На практике норма выглядит следующим образом – требовать согласия работодателя на передачу квартиры бесполезно, юристы рекомендуют оформить договор, где предусмотрена процедура приватизации.

Формальный статус недвижимости

Не всегда ведомственное жилье зарегистрировано с соблюдением всех юридических норм. Самая распространенная ошибка и лазейка, которой пользуются юристы – в официальных документах объект фигурирует как муниципальный. Тогда вопрос: «можно ли приватизировать служебное жилье» решается довольно просто.

Изменение собственника недвижимости

При банкротстве, реорганизации или ликвидации объект с баланса организации передается городу. В этом случае человек, на момент передачи проживающий в квартире, может ее приватизировать.

Если муниципалитет не принимает недвижимость на баланс, тогда потребовать заключения соглашения социального найма нужно через судебные инстанции.

Приватизация служебного жилья в сельской местности

В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» запрет на процедуру приватизации не распространяется на недвижимость жилого фонда совхозов, сельскохозяйственных предприятий.

Согласно части второй четвертой статьи данного Закона структуры и уполномоченные органы, контролирующие жилищный фонд, а также уполномоченные органы имеют юридическое право, получив согласие владельца, инициировать процедуру приватизации ведомственного объекта в сельской местности.

Приватизация служебной квартиры с согласия работодателя

Это самый простой и доступный для простых граждан способ приватизировать жилье. Подобная практика распространена в ведомствах Министерства обороны, чрезвычайных ситуаций и внутренних дел. На крупных предприятиях и в коммерческих структурах стать владельцем ведомственного объекта гораздо сложнее.

Заручившись согласием руководителя организации, необходимо:

  • подготовить официальное заявление с просьбой инициировать передачу объекта на баланс муниципалитета;
  • в государственной инстанции получить документ, подтверждающий факт передачи;
  • заключить договор социального найма;
  • подать заявление о намерении стать собственником недвижимости.

Зачастую сотрудники остаются обманутыми своими работодателями, особенно, если процедура приватизации не подтверждена условиями дополнительного соглашения.


Борьба за объект может продолжиться в судебной инстанции. Однако закон, как правило, принимает сторону работодателя и для отвоевания квартиры потребуются очень веские аргументы.

Как снять с объекта ведомственный статус

Инициировать приватизацию можно, если юридически грамотно изменить статус объекта на муниципальный. Потребуется детально изучить документацию на жилье – вполне вероятно, что в оформлении недвижимости закралась ошибка, которая и поможет осуществить приватизацию квадратных метров.

За всей информацией нужно отправляться в городской архив. Проверить следует такие данные:

  • владелец на дату заселения – ведомство или муниципалитет;
  • какое соглашение регулировало передачу жилья в использование – служебное или социального найма ;
  • каким органом присваивался статус специализированной недвижимости – таким правом обладает комиссия исполнительного комитета, контролирующая вопросы жилищного фонда;
  • дата присвоения ведомственного статуса раньше, чем предоставление жилья в аренду;
  • факт регистрации ведомственного объекта в Росреестре.

На данном этапе важно заручиться поддержкой юриста, который ведет дела в сфере жилищного права – шансы найти несоответствия в документах резко увеличиваются. Хотя бы одно несоответствие дает право требовать приватизации и обращаться в суд.

Приватизация служебного жилья

Когда будет достигнуто соглашение с работодателем или Вы получите положительное решение судебной инстанции, важно, не теряя времени, оформить договор социального найма. Затем подается заявление о желании инициировать процедуру приватизации.

Законодательством страны предусмотрена единоразовая возможность бесплатной приватизации для взрослого гражданина.

Минимальный пакет документов следующий:

  • Паспорта всех зарегистрированных в ведомственной квартире.
  • Свидетельства о рождении несовершеннолетних детей.
  • Заявления всех зарегистрированных на квадратных метрах членов семьи о согласии на процедуру приватизации.
  • Отказ кого-либо заверяется официально нотариусом.

Чтобы исключить вероятность ошибки, к пакету документов прикладывается копия решения исполнительного комитета о снятии с объекта специализированного статуса, а также копия соглашения социального найма.

Тонкости юридического оформления (видео)

В сюжете адвокат рассказывает о том, какую квартиру можно приватизировать, а какую – нет. А также рассматривает нюансы, которые могут вас ожидать в процессе оформления.

Ответ на вопрос – «возможна ли приватизация служебного жилья» очевиден. Она возможна, но потребуется проявить настойчивость и заручиться поддержкой опытного юриста.

Приватизация служебного жилья началась после распада Советского союза: в первой половине девяностых годов. До сегодняшнего дня еще не все имущество, находящееся в служебном пользовании, имеет статус частной собственности. Порядка 80-ти процентов жилья, находившегося в распоряжении жильцов по условиям договора служебного найма, уже приватизировано.

Содержимое страницы

Существуют отдельные категории населения, которым не так просто пройти процедуру разгосударствления недвижимости, поскольку оно служебное. По регламенту Жилищного кодекса такое имущество не подпадает под национализацию. Однако, при соблюдении некоторых норм, становится возможным стать его полноправным обладателем.

Условия приватизации служебного жилья

Приватизация служебного жилья регулируется согласно закону «О национализации». Именно в нем (пункт 2 ст. 4) есть оговорка о вероятности разгосударствления служебных жилых апартаментов с разрешения владельца. Квартиры и дома, предоставляемые предприятиями и ведомствами своим рабочим исключительно на период работы на организацию или предприятие. Поэтому собственником жилплощади является ведомство и решение о передаче права собственности принимается им.

Это утверждение не противоречит Законодательству. Конституционный суд принял Постановление №9 в 2012 году о том, что по изданию предприятием нормативно-правового акта имущественное право на жилье может передаваться гражданам.

Приватизировать жилье можно при наличии разрешительного документа от ведомства, распоряжающегося своим жилищным фондом. Также есть жилые помещения, некогда отданные вправо пользования городским администрациям от государственных и муниципальных предприятий.

Важно! Когда такой вид собственности переходит на баланс города, с него снимается статус служебного и переходит к населению по договору социального найма. Муниципальное жилье приватизируется без выполнения каких-либо условий.

Во многих крупных городах Российской Федерации были приняты нормативные документы под закон о приватизации, в которых описывается регламент прохождения процесса обретения права собственности на служебное жилье. Соответственно подзаконному акту Москвы, правом на приватизацию служебной квартиры обладают граждане, живущие в ней и работавшие на заводе больше десяти лет.

Что называют служебным и ведомственным жильем

ЖК России жилые помещения разделяет на несколько подвидов:

  • жилищный фонд муниципалитетов, переданный в пользование граждан на основе договора соцнайма;
  • специализированный вид жилища, к которому относят пребывание населения непродолжительное время (пока не завершится капитальный ремонт здания, либо на время расселения дома, находящегося в аварийном состоянии);
  • здание отведенное под общежитие, либо служебное помещение.

К служебному виду жилья относятся помещения занимаемые гражданами не по контракту с муниципалитетом и не переданные вправо распоряжения, а на время работы (по трудовому контракту), либо выполнения служебных обязанностей организации, в ведомстве которой находится жилье.

При увольнении работнику дается определенное время на освобождение помещения. Не выселяют семью работника из служебной квартиры в случае:

  • смерти служащего, получением рабочей травмы, послужившей инвалидности;
  • серьезного заболевания, наличия детей, оставшихся без одного из родителей.

Ведомственное жилье в понимании наших соотечественников ничем не отличается от служебного. Однако в кодексах – Жилищном и Гражданском – нет понятия ведомственного жилья.

Ведомственное – это государственное имущество, которым управляют госорганы и организации, выдаваемое на определенный промежуток времени. К примеру депутаты, находящиеся на выборной должности, живут в апартаментах на протяжении всего периода, пока работают в Госдуме.

Ведомственное жилье может являться собственностью и негосударственного заведения. Когда приватизировались фабрики и заводы, жилой фонд, находившийся в их распоряжении, перешел в права собственности лица, осуществлявшего национализацию.

Кто имеет право на приватизацию служебной квартиры

Приватизация служебного жилья является безвозмездной передачей его вправо пользования от организации к гражданину. Регулирование процедуры регламентируется Законом «О национализации жилфонда в Российской Федерации» и Жилищным кодексом.

На приватизацию ведомственного жилья имеют право не все. На проведение процедуры необходимо разрешение владельца объекта недвижимости. Положительный ответ на заявления подобного рода получают:

  • сотрудники предприятий, которые занимаются поощрением своих работников, длительное время служащих на благо организации;
  • когда предприятие заинтересовано в сохранении ценных кадров;
  • организация жаждет избавиться от ответственности за жилой фонд, передав его на баланс органов местной власти.

Важно! Особого отличия в дальнейшем прохождении национализации нет.

Подачей заявлений в адрес предприятий-собственников занимаются в основном подчиненные. Процедура происходит с наличием разрешения всех лиц, зарегистрированных на квадратных метрах.

Законодательство позволяет разгосударствление жилья без разрешения собственника следующей категории населения, работающей в бюджетной сфере:

Данная статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к нашему консультанту совершенно БЕСПЛАТНО!

  • врачи;
  • учителя;
  • научные работники;
  • спасатели;
  • работники правоохранительных органов и социальных служб.

Главным условием является проживание в обозначенной квартире и работа в вышеуказанной сфере более десяти лет. Это обусловлено не потребностью населения в решении проблемы с отсутствием жилплощади, а необходимостью предприятия в обеспечении себя ценными кадрами.

Прерогативой на приватизацию обладает не только сотрудник ведомства, но и члены его семьи: жена с детьми. При расторжении супружеских отношений оба из супругов вправе распоряжаться частями имущества на свое усмотрение.

Важно! В случае развода до начала процедуры, у бывшего супруга нет никаких прав на обладание и распоряжение служебным жильем и выписаться из него, покинув пределы помещения.

Правом на приватизацию один из супругов не сможет воспользоваться даже если период проживания в квартире составляет более десяти лет. В отличие от супруги, дети бывшими не бывают. Если процедура разгосударствления началась менее чем через шесть месяцев после выписывания из квадратных метров, они обладают правом на участие в процессе.

Если ведомственное жилье расположено на территории сельской местности, по закону запрет на его приватизацию не распространяется. Объекты недвижимости, относящиеся к жилому фонду совхоза, приравненного к сельскохозяйственному предприятию, подлежат национализации. То есть жителям сельской местности можно подавать документы на приватизацию жилья, подведомственного предприятию или органов самоуправления без получения соответственного разрешения.

Этапы прохождения процедуры приватизации

Приватизация служебной квартиры происходит дольше, нежели обычного жилья. На прохождение процедуры потребуется обзавестись согласием владельца:

  1. Сначала организация должна передать жилое помещение в распоряжение муниципалитета.
  2. Затем гражданин, жаждущий приватизировать квартиру, пишет заявление с пакетом документов в муниципальную службу, ответственную за жилфонд, на предоставление ему разрешения осуществить отчуждение имущества.
  3. Бумаги рассматривают на соответствие законодательным нормам.
  4. Заключается контракт между гражданином и муниципалитетом, свидетельствующий о переходе права собственности от первого второму.
  5. На следующем этапе потребуется регистрация контракта в Росреестре.
  6. Росреестр впоследствии выдает свидетельство о регистрации права собственности.

Бумаги и заявление на национализацию подают и через центры предоставления гос- и муниципальных сервисов, при наличии их в вашем городе.

Повод для приватизации жилья через суд

Возникают ситуации, когда организация, которой принадлежит жилье, занимаемое гражданами, отказывается передавать его в частную собственность. В таких случаях можно прибегнуть к обретению права собственности на жилье через обращение к органам судебной власти.

Подавать иск на предприятие, либо на его администрацию, обосновывая его отказом в приватизации и требуя передать квартиру в жилфонд муниципалитета, неправомерно. Само население не обладает подобным правом. Однако органы судебной власти могут потребовать от предприятия-владельца предоставить заявителю разрешение на разгосударствление квартиры:

  1. В заявлении в суд должны быть четко сформулированы требования истца к ответчику о том, что организация должна передать служебное помещение в жилищный фонд органа самоуправления для снятия с него назначения служебного помещения.
  2. В иске должны присутствовать данные нанимателя помещения и ответчика.

Чтобы иск получил решение в пользу истца, он должен быть хорошо обоснованным. Поскольку организация-собственник вправе распоряжаться имуществом на свое усмотрение и удовлетворение судом подобных исков большая редкость. Есть условия, когда суд не принимает решение в пользу нанимателя:

  1. Жилплощадь не занесена в Росреестр в статус служебной.
  2. Квартира числится на балансе органов местного управления после того как предприятие ликвидировали, либо реорганизовали.

Судебные инстанции больших городов не практикуют принятие положительных решений в пользу заявителей подобных исков. Таким образом они сдерживают увеличение количества инцидентов при национализации ведомственного жилья. Не забывайте что существует апелляция.

Имея веские основания для разгосударствления имущества, стоит обратиться с протестом к вышестоящим судебным органам. Запрет на национализацию ведомственного имущества в законодательстве можно обойти при определенных условиях. Чтобы увеличить вероятность победы в судебном разбирательстве заручитесь помощью специалиста в области юриспруденции жилищных вопросов.

Как получить согласие предприятия

Приватизировать служебное жилье без разрешения собственника невозможно. Чтобы получить разрешение:

  1. Наниматель пишет заявление с просьбой предоставить ему право на приватизацию имущества. На рассмотрение бумаги администрация предприятия имеет два месяца.
  2. После данного срока сотруднику-нанимателю на руки выдают официальный ответ. Если предприятие отказало в проведении отчуждения владения, процесс приватизации завершен.
  3. При положительном ответе можно заниматься дальнейшим сбором документов для подачи в соответствующие органы.

Не получат разрешения на разгосударствление наниматели, проживающие в зданиях, относящихся к аварийным. Процедура запрещена законом. Не оформят право собственности лица, единожды участвовавшие в разгосударствлении.

Важно! Исключением из правил являются граждане, принимавшие впервые участие в процессе еще не будучи совершеннолетними.

Какие документы нужны для приватизации служебного жилья

Чтобы оформить право собственности на ведомственное или служебное жилье необходимо собрать два пакета бумаг. Первый состоит из документов на жилье, второй – на лиц, участвующих в процедуре. Сбор документов займет немало сил и времени. Малейшая ошибка или неточность в бумагах послужит отказом в приватизации, поэтому отнеситесь к этому этапу со всей серьезностью. Приватизировать служебную квартиру без наличия следующего пакета документов невозможно:

  1. Технический паспорт на недвижимость, предоставленный бюро технической инвентаризации.
  2. Справка, сделанная из домовой книжки, оформленная в соответствии с формой номер 9.
  3. Справка о наличии лицевого счета.
  4. Паспорт или свидетельство о рождении для участников, не имеющих паспорта по возрасту.
  5. Документы на попечительство или опекунство.
  6. Паспорта опекунов или попечителей.
  7. Документ, подтверждающий что право на бесплатную приватизацию еще не использовалось.
  8. Нотариально оформленный отказ одного из лиц, которое должно принимать участие в процессе.
  9. Разрешительные документы от органов опеки, позволяющие несовершеннолетнему участвовать в процедуре.
  10. Доверенность на представителя, при отсутствии у заявителя возможности самостоятельно заниматься оформление бумаг.
  11. Постановление суда вместе с разрешением попечительского совета на участие в национализации недвижимости гражданина с ограниченными способностями, либо недееспособного вообще. Лицо, являющееся опекуном, в обязательном порядке представляет документ, подтверждающий факт установления опеки.
  12. Документы, подтверждающие наличие/отсутствие брачных уз.
  13. Контракт, подтверждающий факт социального найма недвижимости.

Помимо основных документов, в ходе национализации могут потребовать дополнительные сведения, выдвигаемые органами местного управления. Такие нюансы возникают в процессе сбора бумаг. Чтобы облегчить прохождение процедуры, обратитесь к квалифицированному специалисту, который ознакомившись с документами и укажет на их недостатки.

Остались вопросы? Задайте их БЕСПЛАТНО нашему юристу!