Название костей на латинском языке с переводом. Клинич. терминология. Шейный позвонок – vertebra cervicalis

греческий ТЭ

латинский эквивалент

значение

kephalo-, cephalo-,

- cephalia (kephale)

caput, itis n

oto-, -otia (us, otos ухо)

auris, is f

ophthalmo-, -ophthalmia (ophthalmos)

oculus, i m

phaco-, -phakia (phakos чечевица)

lens, lentis f (чечевица)

хрусталик

kerato- (keras рог)

cornea, ae f

роговица (глаза); ороговение (кожи)

blepharo- (blepharon)

palpebra, ae f

-op-, -opt-, -optico-, -opia, -opsia (ops, opos глаз, зрение)

visus, us m; visio, onis f; oculus, i m

глаз; зрительное восприятие, зрение

somato-, -soma

(soma, atos)

corpus, oris n

osteo- (osteon)

os, ossis n

chondro - (chondros зерно, хрящ)

cartilago, inis f

myo-

musculus, i m

stetho- (stethos)

pectus, oris n

thorax, acis m ( греч.)

грудная клетка

spondylo- (spondylis)

vertebra, ae f

позвонок

cardio-, -cardium

(kardia)

cor, cordis n

ostium cardiacum (PNA)

кардиальное отверстие

arthro- (arthron)

articulatio, onis f

cheiro-, chiro-, -cheiria,

-chiria (cheir)

manus, us f

r(h)achi- (rhachis)

с olumna vertebralis

позвоночный столб

podo-, -podia (pus, podos)

pes, pedis m

стопа, нога

rhino- (rhis, rhinos)

nasus, i m

stomato- (stoma, stomatos устье)

os, oris n

glosso-, -glossia

(glossa)

lingua, ae f

odonto-, odontia

(odus, odontos)

dens, dentis m

cheilo-, cheilia (cheilos)

labium, i n

staphylo- (staphylon)

palatum molle

небо (мягкое); язычок мягкого неба

urano (uranos)

palatum, i n (durum)

небо (твердое)

ul-, ulo- (ulon)

gingiva, ae f

melo- (melon)

bucca, ae f

gnatho-, -gnathia

(gnatos)

maxilla, ae f

верхняя челюсть

-genia (genys, genyos)

mandibula, ae f

челюсть нижняя

-genia (geneion)

mentum, i n

подбородок

splanchno (splanchna , pl .)

viscera pl

внутренние органы, внутренности

gastro-, -gastria

ventriculus, i m

enter- (enteron; entera, pl.)

intestinum, i n

intestina pl

intestinum tenue

кишка, кишечник

тонкая кишка

laparo- (lapare пах, бок; pl. живот)

abdomen, inis n

venter, ntris m

живот, чрево, брюхо

procto- (proktos)

anus, i m

rectum, n

задний проход

прямая кишка

pneum-,pneumono- (pneumon)

pulmo, onis m

nephro- (nephros)

ren, renis m

spleno- (splen)

lien, enis m

селезенка

pyelo- (pyelos)

pelvis renalis

почечная лоханка

cysto- (kystis пузырь;

мочевойпузырь)

vesica, ae f

vesica urinaria

пузырь; мешок

мочевой пузырь

cholecysto- (chole желчь + kystis пузырь)

vesica fellea seu v. biliaris

желчный пузырь

metro-, -metra, -metrium (metra)

hystero- (histera)

uterus, i m

omphalo (omphalos)

umbilicus, i m

funiculus umbilis

пуповина

typhlo- (typhlon)

c(a)ecum, i n

слепая кишка

cholangio- (angeion сосуд)

ductus biliferi

желчные протоки

dacryocysto- (dacryon слеза)

saccus lacrimalis

слезный мешок

colpo- (kolpos)

vagina, ae f

влагалище

oophoro- (oophoron)

ovarium, i n

salpingo- (salpinx, salpingos труба;

маточнаятруба)

tuba uterina

маточная труба

trachelo- (trachelos)

cervix, icis f (uteri)

шейка матки

orchi-, orchidi-, -orchidia, -orchia

(orchis, orchidion)

testis, is m

мужская половая

железа, яичко

- aden-

glandula, ae f

angio- (angeion)

vas, vasis n; vasculum, i n

phlebo- (phleps, phlebos жила, вена)

vena, ae f

neuro -, neuri - (neuron жила, сухожилие; волокно, нерв)

nervus, i m

blasto-, -blastus

germen, itis n

зачаток; зародышевая клетка или ранняя эмбриональная стадия

histo-, histio (histos, histion)

textus, us m

dermo-, dermato-, -dermia (derma, atos)

cutis, is f

cyto-, -cytus (kytos сосуд, полость)

cellula, ae f

- cele (kele вздутие)

hernia, ae f

грыжа; вздутие, набухание

haemo-, haemato-, -aemia

sanguis, inis m

uro-, -uria, -uresis (uron)

urina, ae f

-sialia, -sial

saliva, ae f

слюнa

chole-, -cholia (chole)

bilis, is f

chylo-, -chylia (chylos сок, млечныйсок)

lympha, ae f

относящийся к лимфе, к хилусу (хилус - обогащенная капельками жира лимфа, содержащаяся в лимфатических (млечных) сосудах кишечника

pyo- (pyon)

pus, puris n

hidro- (hidros)

sudor, oris m

hydro- (hydor вода, жидкость)

aqua, ae f

вода; жидкость; в сочетании с наименованиями органа или болезни - скопление серозной жидкости, жидкого содержимого

lipo- (lipos)

adeps, ipis m

dacryo- (dacryon)

lacrima, ae f

myelo -, - myelia (myelos костный мозг)

medulla spinalis

medulla ossium

спинной или костный мозг

masto - (mastos жен. грудь, сосок)

mamma, ae f

жен. грудь; молочная железа

galacto- (gala, galactos)

lac, lactis n

copro- (kopros)

faeces, ium f (plur.)

sphygmo-, -sphygmia

pulsus, us m ( удар, толчок)

phono-, -phonia (phone)

vox, vocis f

tricho-, -trichia (thrix, trichos)

capillus, i m

anthrop- (anthropos)

homo, inis m

gyno-, gynaeco (gyne, gynaikos)

femina, ae f

femininus, a um

andro-, -andria (aner, andros)

mas, maris m; vir, i m

masculinus, a um

paedio-, paedo (pais, paidos, paedion)

-paedia (paideia воспитание)

infans, ntis m, f; puer, eri m

ребенок, дитя

методы исправления нарушений

geri-, gero-, geronto (geron

senex, senis m

senilis, e

старческий

pharmaco- (pharmakon)

medicamentum, i n

лекарство

toxo -, toxico -, toxi - (toxon лук, стрела;toxicon яд)

venenum, i n

thanato - (thanatos )

mors , mortis f

bio- (bios)

vita, ae f

noso- (nosos болезнь)

morbus, i m

patho - -pathia (pathos чувствование, страсть, непристойность, распутство, страдание )

sensus , us m (чувственное восприятие)

pathos (перешло в лат. язык со значением страсть)

страдание, заболевание; настроение

carcino- (karkinos рак, краб)

с ancer, с ri m

alg -, - algia , - algesia (algos боль; algesis ощущение боли, боль)

-odynia (odyne боль)

malum , i n (зло, страдание, наказание, вред; болезнь)

болезненная чувствительность; боль

-logia (logos слово, речь, понятие,

учение, наука)

disciplina , ae f

наука, раздел научной дисциплины

geno -, - genesis , - genesia , - genia (genos род, рождение; genesis происхождение, развитие)

origo , inis f (происхождение, начало)

рождение, порождение, происхождение, развитие

Греческое karkinos «рак, краб» в латинском языке cancer употреблялось в том же значении, а также «клешня или коготь»; в поэтическом языке это слово употреблялось для обозначения зноя как в прямом, так и в переносном смысле. В медицину это слово в сочетании с -о ma (karkinoma ) введено Галеном для обозначения рака грудной железы, при котором иногда наблюдается расширение вен, напоминающее ножки рака.

До Галена слово karkinos употреблялось в качестве метафоры (перенос характеристики поведения краба: цепкость, раздражительность, проворность, приспособляемость, боязливость) для обозначения страшной болезни, которая цепко захватывала человека, распространяя свои ядовитые соки на все тело, в результате чего человек умирал в жестоких муках. В переносном смысле это слово использовалось для обозначения учения лжеучителей, а также для создания яркости образа равнодушия, например,К.П. Паустовский говорил, что невежество делает человека равнодушным, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль.

Словом karkinos обозначалось также созвездие, по положению звезд напоминающее краба (рака). Поклонение звездам, а также приписываемая им роль в управлении судьбами людей, привело к созданию учения о звездах - астрологии, возникшей в древней Месопатамии. Шумерские жрúцы поклонялись луне, называя символическими образами «дома луны» и считая, что олицетворяющие вымышленные образы созвездия, сообщают свои качества родившимся под их знаком людям. Например, китайский календарь был целиком лунным. Каждый дом занимал воин-герой, один из мужей лунной богини, которая каждую ночь очередного месяца проводила с новым возлюбленным, в одном из своих небесных дворцов. Этой богине, как царице неба, поклонялись также некоторые семитские народы: в Вавилоне и Ассирии она называлась Иштар, в Сирии - Атар, в Финикии - Астарте, в Абиссинии - Астар, в Израиле - Асторет (Ашторот); греческое имя богини - Астарта. Образ этой богини остался в древнем круге Зодиака (солнечном пути) как девы, несущей дитя или колос, или с рогами на голове. При ее храме, кроме жрецов (с приходом мужского жречества на смену старейшей религии луны пришло поклонение солнцу), были блудницы и блудники; поклонение ей сопровождалось ритуальными оргиями. Влиянию звезд приписывали все неудачи, болезни, снимая тем самым, ответственность с самого человека.Например, в лондонских списках умерших XVIII в. числились смерти, вызванные «планетой», т.е. когда жертва была рождена под «дурной планетой»; или «планетным ударом», термином, обозначавшим внезапную, неожиданную болезнь. Согласно Библии, звезды, как и все прочее, созданы Богом, и они более, чем что-либо другое в природе, свидетельствуют о величии Создателя; движение их и различные положения принимались как знамение чего-либо грядущего. Вавилонские астрологи владели искусством предсказания по звездам: так, например, предсказанное древними пророками рождение Иисуса Христа, было возвещено волхвам явлением на Востоке звезды, которая привела их к месту, где находился Младенец.

Начальный ТЭ haemo -, haemato - сочетающийся с названием органа, обозначает кровоизлияние в его полость. В сочетании с названием выделений этот ТЭ указывает на наличие крови в них: haematuria наличие крови в моче. Конечный ТЭ -aemia указывает на содержание в крови того, что обозначено начальным ТЭ: uraemia моча в крови. При этом наименование органа употребляется в именительном падеже ед. числа без суффикса. Аналогично образуются термины, указывающие на накопление жидкости или гноя в полости органа. Например: hydrometra наличие жидкости в матке.

Литература

М.Б.Мусохранова. Пособие по латинскому языку для студентов фармацевтического факультета заочной формы обучения

Части тела 1.Голова - Caput. 2. Шея - Сervix Collum 3.Туловище - Truncus 4. Грудь - Thorax Pectus 5. Живот - Abdomen V enter 6. Спина - Dorsum 7, Таз - Pelvis 8, Рука - Manus 9,Нога - Pes 10, Глаз -Oculus 11, Рот - Oris 12, Нос - Nasus 13, Ухо - Auris

Опорно - двигательный аппарат 1.Скелет - Sceleton 2, Кость - Os 3, Надкостница - Periosteum 4, Костный мозг - Medulla ossium 5, Сустав - Articulatio Arthron 6. Череп - Cranium 7. Глазница - Orbita 8. Позвоночный столб - Columna vertebralis 9, Позвонок - Vertebra 10, Крестец - Os sacrum 11, Мыс - Promontorium 12, Ребро - Costa 13, Грудина - Sternum 14, Грудная клетка - Сompages thoracis 15, Ключица - Clavicula 16, Лопатка - Scapula 17, Плечевая кость - Humerus 18, Локтевая кость - Ulna 19, Лучевая кость - Radius 20, Кости кисти - Ossa manus 21, Палец - Digitus 22, Тазовая кость - Os coxae 23, Подвздошная кость - Os ilium 24. Лобковая кость - os pubis 25. Седалищная кость - Os ischia 26. Бедренная кость - Femur 27. Большеберцовая кость - Tibia 28. Малоберцовая кость - Fibula 29. Кости стопы - Ossa pedis 30. Мышца - Musculus

Пищеварительная система 1.Полость рта - Cavitas oris 2. Щеки - Buccae 3. Десны - Gingivae 4. Язык - Lingua Glossa 5. Зубы - Dentes 6. Глотка - Pharinx 7. Пищевод - Esophagus 8. Желудок - Gaster 9. Тонкая кишка - Enteron 10. Двенадцатиперстная кишка - Duodenum 11. Толстая кишка - Intestinum crissum 12. Слепая кишка - Caecum 13. Ободочная кишка - Colon 14. Червеобразный отросток - Appendis vermiformis 15. Прямая кишка - Rectum Proctos 16. Печень - Hepar 17. Поджелудочная железа - Pancreas 18. Желчный пузырь - Cystis chole 19. Брюшина - Peritoneum

Дыхательная система - Systema respiratoria 1.Полость носа - Cavitas nasi Rhynos 2. Гортань - Larynx 3. Голосовая связка - Ligamentum vocale 4. Трахея - Trachea 5. Бронх - Bronch 6. Легкое - Pulmo Pneumon 7. Плевра - Pleura 8. Средостение - Mediastinum

Мочевая система - Systema urinaria 1.Почка - Ren Nephros 2. Почечная лоханка - Pyelos 3. Мочеточник - Ureter 4. Мочевой пузырь - Cystis urinaria 5. Мочеиспускательный канал - Urethra

Женские половые органы - Organa genitalia feminina 1. Яичник - Ovarium 2. Матка - Uterus Methra 3. Шейка матки - Cervix uteri 4. Маточная труба - Tuba uterine 5. Влагалище - Vagina 6. Промежность - Perineum 7. Молочная железа - Mamma Мужские половые органы- Organa genitalia masculine 1. Яички - Testis Orchis 2. Семенной канатик - Funiculus spermaticus 3. Семенные пузырьки - Glandula seminalis 4. Предстательная железа - Prostata 5. Мошонка - Scrotum

Сердечно-сосудистая система Сердце - Cardia Cor 2. Правое предсердие - Atrium dexter 3. Левое предсердие - Atrium sinister 4. Правый желудочек - Ventriculus dexter 5. Левый желудочек - Ventriculus sinister 6. Левая венечная артерия - Arteria coronaria sinistra 7. Правая венечная артерия - Arteria coronaria dextra 8. Аорта - Aorta 9. Легочная артерия - Arteria pulmonalis 10. Общая сонная артерия - Arteria carotis communis 11. Подключичная артерия - a. subclavian 12. Плечевая артерия - a.brachialis 13. Лучевая артерия - a. radialis 14. Локтевая артерия - a.ulnaris 15. Грудная аорта - aorta thoracica 16. Брюшная аорта - aorta abdominalis 17. Подвздошная артерия - a. iliaca 18. Бедренная артерия - a. femoralis 19. Верхняя полая вена - Vena cava superior 20. Нижняя полая вена - Vena cava inferior 21. Воротная вена - Vena porta 22. Селезенка - Splen Lien 23. Красный костный мозг - Medulla ossium

Нервная система 1.Спинной мозг - Medulla spinalis 2. Головной мозг - Encephalon Cerebrum 3. Продолговатый мозг - Medulla oblongata 4. Мозжечок - Cerebellum 5. Средний мозг - Mesenchephalon 6. Промежуточный мозг - Diencephalon 7. Конечный мозг - Telencephalon 8. Твердая мозговая оболочка - Dura mater 9. Паутинная оболочка - Arachnoidea 10. Мягкая оболочка - Pia mater

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью практического занятия является - научиться находить, называть и показывать части и детали изучаемых органов человека (на материале целых трупов, отдельных частей тела, комплексов и отдельных органов, рентгеновских снимках, компьютерных томограммах), знать их топографо-анатомические взаимоотношения, изучить их строение и форму, перенести приобретенные знания на организм живого человека, овладеть навыками препарирования.

Занятие начинается с проверки у студентов исходного уровня знаний, для чего используются тестовые задания в анкетной или компьютерной формах. После этого преподаватель приступает к объяснению краткому разъяснению наиболее сложных для понимания вопросов. Дальше в зависимости от темы занятия предоставляется время для самостоятельной работы под контролем преподавателя (повторение материала с использованием препаратов, препарирование и т.д.). Затем проводится полный контроль усвоения текущей темы путем устного опроса всех студентов с использованием натуральных препаратов и муляжей, опроса лекционного материала, устного решения ситуационных задач. В течение завершающей части занятия производится итоговая оценка по всем этапам занятия с учетом продуктивной активности студентов (активность в разборе темы, правильность дополнений и т.п.), а затем преподаватель дает основные установки для подготовки к следующему занятию, акцентируя наиболее важные вопросы, давая краткие алгоритмы изучения материала, характеристику источников информации.

После изучения каждой системы в соответствии с календарным и тематическим планами проводится отчетное занятие.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТЧЕТНОГО ЗАНЯТИЯ

Цель: закрепить и систематизировать изученный материал по пройденным темам занятий (часть системы органов или системы органов в целом).

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО

Знать:

а) названия анатомических образований на латинском и русском языках, строение и топографию изученных органов и структур;

б) развитие, возрастные особенности изученных органов, а также некоторые аномалии их развития;

Уметь:

а) определять правильное анатомическое положение изученных органов;

б) находить и показывать на препаратах детали строения изученных органов;

в) владеть методикой препарирования органов и тканей;

г) уметь определять на рентгенограммах основные анатомические образования.

Контроль знаний на отчетном занятии осуществляется в 3 этапа:

1.Тестовый контроль знаний студентов проводится с использованием тестовых заданий по анатомии человека, утвержденных Координационным учебно-методическим Советом по анатомии и гистологии человека. Подготовку к тестовому контролю рекомендуется проходить в «Центре информационных технологий» при медицинском факультете, с использованием тестовых программ для самоконтроля и самообучения студентов по заданной теме, а так же с использованием учебных пособий, подготовленных кафедрой.

2.Сдача практических навыков. Студент должен ответить на вопросы билета, включающего 10 названий анатомических образований, которые ему необходимо правильно показать на препаратах (вопросы практических навыков см. в приложении) и назвать на латинском языке, а также ответить на заданные вопросы по материалам лекций.

3.Ответ на теоретические вопросы на усмотрение преподавателя по материалам практических занятий (перечень вопросов см. в конце каждого занятия соответствующей темы методических указаний).

Общая оценка выводится согласно следующим критериям:

- «5» – сдан тестовый контроль, все анатомические образования показаны безошибочно и уверенно, правильно названы латинские термины; ответ на лекционный вопрос четкий, краткий, лаконичный; рассказ полный, грамотный, последовательный и логичный.

- «4» – сдан тестовый контроль, все анатомические образования показаны правильно, единичные ошибки в знании латинских терминов; ответ на лекционный вопрос правильный, но недостаточно четкий; рассказ грамотный, но недостаточно последовательный.

- «3» – сдан тестовый контроль, анатомические образования показаны недостаточно уверенно, ошибки в знании латинских терминов; ответ на лекционный вопрос недостаточно полный, с некоторыми ошибками; рассказ непоследовательный, с ошибками в частностях.

- «2» – тестовый контроль не сдан, анатомические образования показаны не все, допущены грубые ошибки в знании латинской терминов, ответ на лекционный вопрос неправильный или нечеткий, рассказ не полный и не последовательный.

В конце отчетного занятия подводится итог. Студентам, получившим неудовлетворительные оценки, назначается время для пересдачи отчета по данной теме.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1.Анатомия человека / Под. ред. М.Р. Сапина.- М.: Медицина, 1986; 1993; 1996; 1997; 2001, т. 1, 2.

2. М.Г. Привес., Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека. – Санкт-Петербург Издательский дом СПбМАПО, 2005.

3. И.В. Гайворонский. Нормальная анатомия человека. – Санкт-Петербург «СпецЛит», 2001, т.1,2.

4. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. – М., «Медицина». – 1996. – Т. 1-4.

Дополнительная:

1.Андронеску А. Анатомия ребенка. – Изд. «Медицина». – Бухарест, 1970.

2.Валькер Ф.И. Развитие органов у человека после рождения. – М., Медгиз, 1951.

3. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. – М.: Изд. Высшая школа. – Т. 1. – 1996. –Т. 1, 2.

4.Гинзбург В.В. Краткий очерк антропологии для медиков. Гос. изд. мед. литературы. –Л., 1963.

5.Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. – М.: Изд. Физкультура и спорт, 1956.

6.Кнорре А.Г. Краткий исторический очерк эмбриологии человека. – Л.: Изд. Медицина, 1987.

7.Крылова Н.В., Наумец Л.В. Анатомия органов чувств. Анатомия в схемах и рисунках. – М., Изд. Университета дружбы народов, 1991.

8.Крылова Н.В., Соболева Т.М. Мочеполовой аппарат. Анатомия в схемах и рисунках. – М.: Изд. Российского университета дружбы народов, 1994.

9.Лесгафт П.Ф. Избранные труды по анатомии / Под ред. Д.А. Жданова. – М., Медицина, 1987.

ОСТЕОЛОГИЯ

ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: Организация учебного процесса на кафедре анатомии и гистологии человека. Анатомическая терминология. Оси и плоскости. Позвонки – форма и строение.

ЦЕЛЬ: Ознакомить студентов с предметом «анатомия человека», организацией работы на кафедре, основной анатомической латинской терминологией. Изучить оси и плоскости, проводимые через тело человека, строение и классификацию костей скелета, общий план строения позвонка, для использования данных знаний при изучении в дальнейшем других разделов анатомии и клинических дисциплин.

ОСНАЩЕНИЕ:

1.Скелет человека и его отдельные кости, позвоночный столб.

2.Распилы различных костей.

3.Набор различных позвонков.

4.Таблицы и рентгенограммы костей.

5.Муляжные препараты костей.

ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

Для усвоения темы студенты должны знать части скелета, классификацию костей скелета, общую характеристику строения кости, а также общий план строения позвонка.

СТУДЕНТУ НЕОБХОДИМО

Знать:

а) общие анатомические термины, области и части тела человека;

б) оси и плоскости, проводимые через тело человека;

в) вертикальные линии, проводимые по поверхности тела человека;

г) общие закономерности развития костей, виды окостенения;

д) общий план строения костей;

е) классификацию костей;

з) общий план строения позвонка.

Уметь:

а) называть и показывать части скелета;

б) правильно произносить анатомические термины на русском и латинском языках;

в) ставить в правильное анатомическое положение позвонок;

г) правильно называть и показывать на препаратах детали строения позвонка;

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ

1.Оси и плоскости проводимые через тело человека.

2.Основные вертикальные линии проводимые по поверхности тела
человека.

3.Основные области тела человека.

4.Строение и химический состав кости.

5.Кость как орган.

6.Классификация костей.

7.Части скелета. Что такое осевой скелет?

8.Позвоночный столб, его отделы.

9.Общий план строения позвонка.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ЛАТИНСКИХ АНАТОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


Передний – anterior

Задний – posterior

Верхний – superior

Нижний – inferior

Промежуточный – intermedius

Правый – dexter

Левый – sinister

Дорсальный, лежащий на спине – dorsalis

Вентральный, брюшной – ventralis

Наружный – externus

Внутренний – internus

Глубокий – profundus

Поверхностный – superficialis

Сагиттальный, стреловидный – sagittalis

Фронтальный, параллельный лбу – frontalis

Горизонтальный – horisontalis

Вертикальный – verticalis

Продольный – longitudinalis

Поперечный – transversus

Медиальный, лежащий ближе к средней линии – medialis

Срединный – medianus

Средний – medius

Дистальный, более отдаленный от центра – distalis

Проксимальный, ближайший к туловищу – proximalis

Локтевой – ulnaris

Лучевой – radialis

Передняя срединная линия – linea mediana anterior

Задняя срединная линия – linea mediana posterior

Среднеключичная линия – linea medioclavicularis

Грудинная линия – linea sternalis

Передняя подмышечная линия – linea axillaris anterior

Средняя подмышечная линия – linea axillaris media

Задняя подмышечная линия – linea axillaris posterior

Лопаточная линия – linea scapularis

Околопозвоночная линия – linea paravertebralis

Добрый день! Сегодня мы познакомимся с латинским языком, узнаем, для чего он нужен врачу в любой стране, а также попробуем выучить несколько важных латинских терминов.

Итак, латинский язык. Если честно, мне его очень нравилось учить по ряду причин:

  • На парах по этому предмету создавалось ощущение, будто я прикасаюсь к каким-то тайным древним знаниям. Это объяснимо, ведь речь идёт о языке, на котором говорили великие врачи античности;
  • вы будете учить именно на латинском языке. Поэтому хорошие знания латинского сделают заучивание анатомии для вас относительно несложным делом;
  • Латинские термины (особенно медицинские) очень, очень круто звучат;
  • К месту употреблённый термин на латинском в ходе беседы или доклада красноречиво указывает на вашу эрудицию. Может это и не совсем так, но у меня всегда создавалось такое впечатление.

Для чего нужен латинский язык? Медикам он нужен для того, чтобы врачи, говорящие на разных языках, всегда смогли друг друга понять. Конечно же, анатомию невозможно представить без латыни. Биологам, химикам и фармацевтам он необходим из-за использования единой терминологии , которая значительно облегчает классификацию лекарственных средств, видов животных и др.

Клиническая терминология также строится на латинском языке. Например, если название какого-либо лекарства заканчивается на «ин», мы можем с высокой долей вероятности предположить, что речь идёт об антибиотике — амоксициллИН, ципрофлоксацИН. Если названии болезни имеется суффикс «ома», то говорят, безусловно, про опухоль — геменгиОМА, саркОМА, липОМА. Если же присутствует суффикс «ит» — это воспаление. Например, стоматИТ, бронхИТ, колИТ.

Изучение латинского языка для медиков имеет свою специфику. По окончанию курса этого предмета в медуниверситете вы навряд ли сможете побеседовать на латыни с вашим другом по телефону. Вы также, скорее всего, не сможете с лёгкостью произносить на новом выученном языке в вашем арсенале фразы вроде «Я хоть и любитель комиксной вселенной Марвел, но режиссёр Зак Снайдер настолько хорош, что я полюбил фильмы про Супермена и Бэтмена больше всех остальных». Всё, что вам нужно от этого предмета — уметь понимать и называть по памяти анатомические термины , диагнозы болезней, а также уметь выписывать рецепты на латинском.

По своему опыту скажу — латинские термины, заученные заранее, перед началом учёбы в медицинском университете, дают сразу несколько преимуществ:

  1. Во-первых, вы намного быстрее осваиваетесь в предмете и новые темы для вас намного проще.
  2. Во-вторых, вы быстро завоюете хорошее отношение преподавателя к себе. Ваш преподаватель по латинскому точно будет считать вас способным студентом, если вы будете лучше всех отвечать на первых парах.
  3. Ну и в третьих, имея хороший словарный запас, вы в какой-то мере сможете скомпенсировать своё отставание по грамматике, если такое вдруг случится. Именно так было и у меня — по словарному запасу я был весьма неплох, а вот грамматика давалась очень тяжко. Но я попал в списке претендентов на заветный «автомат» именно из-за словарного запаса — по крайней мере, мне так сказала преподаватель.

Когда я создавал эту подборку латинских слов, я ориентировался, прежде всего, на самое начало первого семестра первого курса. Поэтому если вы уже точно поступили, но хотели узнать, как подготовится к медицинскому университету заранее — эта статья для вас. Ведь лучше всего в такой ситуации начинать свою подготовку с латыни.

Собственно, урок латыни

Давайте попробуем запомнить несколько простых слов с произношением. Сразу оговорюсь, что в нашей первой подборке я не буду указывать род, вариацию написания слова в родительном падеже или во множественном числе, как принято делать в словарях.

Для нашего первого урока по латинскому языку я предлагаю запомнить два простых правила, которые мы будем использовать прямо сейчас:

  1. В латинском языке ударение на последний слог не ставится НИКОГДА;
  2. Звук буквы «Л» всегда смягчается. Слово «clavicula» (ключица) никогда не прозвучит «клавикула». Мы прочитаем её как «клявикуля». Точно также, как и «scapula» (лопатка) — правильно звучать она будет вот так: «скапуля».

Итак, начинаем учить латинский язык для медиков. Наш лексический минимум на это занятие:

  • Caput (ка́пут)- голова;
  • Cranium (кра́ниум) — череп. Довольно часто встречающееся слово. Существует даже наука краниология, которая изучает строение человеческого черепа в норме;
  • Basis cranii (ба́зис кра́ни) — основа черепа;
  • Fornix cranii (фо́рникс кра́ни) — свод черепа, то есть крышка черепа;
  • Maxilla (ма́ксиля) — верхняя челюсть. Не забываем наше второе правило и читаем как «максиля»;
  • Mandibula (манди́буля) — нижняя челюсть. Правильно звучать будет «мандибуля»;

Я использовал классическую иллюстрацию Да Винчи, чтобы показать вам то, о чём шла речь. Красной пунктирной линией я разметил границу между сводом черепа (fornix cranii) и его основанием (basis cranii). Округлая часть сверху — это свод. Ниже — основа.

Голубым цветом я выделил верхнюю челюсть (maxilla), а зелёным — нижнюю челюсть (mandibula) .

  • Cervix (це́рвикс) — шея;
  • Vertebra (ве́ртебра) — позвонок;
  • Columna vertebralis (колю́мна вертебра́лис) — позвоночный столб. Именно он и состоит из позвонков;
  • Сorpus vertebrae (ко́рпус ве́ртебрэ) — тело позвонка. Запоминать латынь очень просто на ассоциациях — часто, особенно в спорте, тело человека называют «корпус». Боксёры так и говорят: «удар по корпусу»;
  • Arcus vertebrae (а́ркус ве́ртебрэ) — дуга позвонка. Также неспроста архитектурная фигура в виде дуги называется «арка»;

Вот так выглядит позвоночный столб:

Следующий блок слов:

  • Thorax (то́ракс) — грудь. Этим же термином называется грудная клетка — анатомические образование, внутри которой находится грудная полость.
  • Cavum thoracis (ка́вум то́рацис) — грудная полость. Она ограничена грудиной, рёбрами и позвонками, то есть грудной клеткой.
  • Sternum (стэ́рнум) — грудина. Одна из самых классных костей в плане изучения. Всего несколько элементов нужно запомнить, основной — это…
  • Corpus sterni (ко́рпус стэ́рни) — тело грудины. Думаю, вы уже знаете перевод этого слова, по аналогии с телом позвонка;
  • Costa (ко́ста) — ребро;
  • Caput costae (ка́пут ко́стэ) — головка ребра. Да, я сам сначала думал, что человеческая голова и головка какого-либо анатомического образования имеют разные названия, оказывается, нет
  • Corpus costae (ко́рпус ко́стэ) — тело ребра. Думаю, вы уже хорошо запомнили, что такое corpus;

На этой иллюстрации вы можете видеть грудную клетку, вид спереди. Грудина — это длинная вертикальная кость, расположенная спереди. Здесь даже подписано тело грудины, только на английском языке — body of sternum. Кстати, латинский и английский имеют большое количество похожих слов.

И последний на сегодня блок латинских слов.

  • Сingulum membri superioris (ци́нгулюм ме́мбри суперио́рис) — пояс верхней конечности. Слово superior, как и его противоположность, inferior, будет вам встречаться очень часто на протяжении всей анатомии.
  • Superior (супе́риор) — верхний. Простая ассоциация. «Супер» — выше всех остальных;
  • Inferior (инфе́риор) — нижний. Тоже несложно запомнить. «Инферно» — это другое название ада. «Инфернальный» — адский, дьявольский. Стереотипный ад всегда находится внизу;
  • Scapula (ска́пуля) — уже разобранное сегодня слово. Как вы помните, это переводится как «лопатка»;
  • Clavicula (кляви́куля) — ключица. Мы это тоже разбирали. Кстати, для меня на анатомии было очень удивительно, что пояс верхних конечностей состоит всего из двух костей — лопатки и ключицы. Я думал, что туда входит полно костей.

Ключицу я выделил красным, а лопатку — зелёным.

Вот такой списочек. Я бы рекомендовал вам учить его частями. Напишите несколько раз каждый термин, проговорите его вслух, а затем расскажите несколько выученных терминов с переводом на русский вашим домочадцам или другу по телефону (я периодически рассказывал коту).

На этом мы закончим наш первый (надеюсь, не последний) урок по латинскому языку для медиков. Если вы будете учить по нескольку выражений в неделю до начала учёбы, вы станете очень скилловым студентом на парах по латыни. Всем удачи, изучайте и любите науку!

    внутренние органы - — Тематики биотехнологии EN bowel … Справочник технического переводчика

    ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ - Вообще – внутренние органы, расположенные в полости тела; обычно имеется в виду брюшная полость и органы брюшной полостиТолковый словарь по психологии

    ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ - Министерство внутренних дел. В одесском языке является всего лишь конкретизированным понятием широко распространенного в стране термина «органы». На берегу реки стоит милиционер. Вниз по течению медленно плывет кусок говна. Здравствуйте, коллега! … Большой полутолковый словарь одесского языка

    Внутренние органы и системы - Внутренние органы обеспечивают функционирование жизненно важных систем человеческого организма. Большинство органов образовано гладкими мышцами, которые не имеют точек начала на костях и обеспечивают сократительную способность внутренних органов … Атлас анатомии человека

    Спланхнология - учение о внутренностях (внутренние органы человека) - Содержание раздела Пищеварительная система Преддверие рта Небо Язык Железы рта Глотка Пищевод Желудок Двенадцатиперстная кишка Топография толстой кишки … Атлас анатомии человека

    повредивший внутренние органы - прил., кол во синонимов: 1 отбивший бебухи (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Органы человека - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Органы людей - Содержание 1 Внешние образования 2 Внутренние органы 3 Отделы головного мозга … Википедия

    Внутренние войска МВД России - Внутренние войска России Годы существования 1811 настоящее время … Википедия

    Внутренние войска - Внутренние войска в своё время в СССР и в настоящее время в большинстве стран СНГ воинское формирование, построенное по типу армии, основными задачами которого является обеспечение общественной безопасности, конституционного строя, прав и… … Википедия

    Органы внутренних дел Белоруссии - Органы внутренних дел государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них Законом и иными… … Википедия

Книги

  • Анатомия человека. Атлас в 3-х томах. Том 2. Внутренние органы , Билич Г.Л.. Атлас, построенный по принципам систематической и функциональной анатомии, содержит более 4000 высококачественных иллюстраций по всем аппаратам, системам и органамтела человека, в том числе… Купить за 4191 руб
  • Sobotta. Атлас анатомии человека. В 2-х томах. Том 2: Туловище. Внутренние органы. Нижняя конечность. + брошюра , Путц Р.. "Атлас анатомии человека", созданный Йоханнесом Соботта, директором Анатомического института Боннского университета, и изданный впервые более ста лет назад, стал для многих поколений врачей…