Что включает в себя термин соматические показатели. Показатели соматического состояния при психозах. Материалы и методы исследования

Правильно организовывать учебно-воспитательную работу в школе педагоги могут только при учете возрастных особенностей физического развития и состояния здоровья учащихся. По иссле­дованиям в нашей стране и ряде других стран (Польша, Франция, ГДР) отмечается отчетливая взаимосвязь между уровнем физического развития школьников, их здоровьем и успеваемостью. Эта зависимость особенно выражена в старших классах, где здоровые подростки имеют значительно более высокие показатели физического развития и успеваемости, чем ослабленные.

Современное понятие физического развития определяется состоянием «морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей, физической силы и выносливости организма» и уровнем биологического возраста. Биологический возраст определяется временем прорезывания и смены зубов, появлением в определенных костях точек окостенения, ростом, степенью полового созревания и др. Информативность каждого показателя меняется в разные возрастные периоды. Так, в период полового созревания ведущим показателем биологической зрелости является степень выраженности вторичных половых признаков.

Среди показателей, определяющих физическое развитие, различают соматоскопические, соматометрические и физиометрические.

К соматоскопическим, или описательным, показателям относятся состояние кожных и видимых слизистых покровов (цвет, тургор, эластичность и т. п.), опорно-двигательного аппарата (форма лопаток и грудной клетки, спины, ног, стоп), степень жироотложения, выраженность вторичных половых признаков.

Соматические показатели включают длину туловища, ног, рук, рост сидя, ширину плеч и таза, окружность головы, плеча и т. д.

К физиометрическим показателям относятся: емкость легких (суммарный объем дыхательного, дополнительного и резервного воздуха), мышечная сила (сила сжатия кисти рук, становая сила, т. е. сила мышц стана).

Для определения уровня физического развития обязательны измерения роста и массы тела, окружности грудной клетки. Эти показатели принято называть тотальными размерами тела. Длина тела (рост стоя) — наиболее устойчивый показатель, который мало изменяется под влиянием внешних условий, даже болезней.

Масса тела, характеризующая суммарную массу тела, развитие костной системы, мышц и жировую клетчатку, значительно колеблются под влиянием внешних условий (питание, болезни и т. д.).

Окружность грудной клетки характеризует вместимость, массивность скелета, постановку ребер, развитие мышц спины и груди, жирового слоя. По размерам грудной клетки отчасти можно судить о развитии легких, сердца и крупных кровеносных сосудов.

Для изучения физического развития детей и подростков используются массовый (одномоментный) и индивидуальный методы.

Массовый метод позволяет определить средние типичные величины физического развития для каждой возрастной, половой и социальной групп. Он проводится каждые 5-10 лет, что позволяет определить за прошедшее время сдвиги в физическом развитии под влиянием меняющихся социально-гигиенических условий (лечебно-оздоровительные мероприятия, питание, режим занятий, отдыха, сон и т. п.). При индивидуальном методе исследования физического развития детей и подростков проводятся ежегодные, при необходимости поквартальные осмотры одних и тех же детей. Это дает возможность постоянно следить за развитием каждого ребенка и выявлять его особенности.

На физическое развитие оказывают влияние климатогеографические, антропогенные, генетические, социальные и ряд других факторов.

Общественный строй определяет условия воспитания и обучения подрастающего поколения. Влияние социальных условий в нашей стране на уровень развития детей и подростков подтверждается тем, что физическое развитие детей рабочих и служащих городов и сельской местности различных климатогеографических зон, разных национальностей не имеют больших отличий в показателях. В первую очередь этот факт можно объяснить непрерывным улучшением благосостояния советского народа, условий жизни населения, повышением материального и культурного уровня, проведением широких оздоровительных мероприятий, обеспечением квалифицированной медицинской помощи детскому населению.

Интересны данные изучения физического развития современных школьников городских и сельских школ Московской области, которые дают возможность сравнить их с показателями физического развития за 50-100 лет. Полученные впервые Ф. Ф. Эрисманом в 1880-1885 гг. данные физического развития рабочих-подростков и их сверстников - гимназистов г. Глухова показали у первых низкий уровень физического развития и отставание в половом созревании на 3-4 года. С 1927 г. по настоящее время изучение фи­зического развития учащихся г. Глухова проводится каждые 5-10 лет. Исследования показали, что за прошедший период у учащихся разница в длине тела составляет от 11 до 23 см, а массы тела - от 6,5 до 11,1 кг. Изучение физического развития учащихся сельских школ впервые проводилось в 1886 г. Н. Ф. Михайловым. Он отмечал плохие жилищные условия, в которых жили дети, скудное питание и тяжелый труд подростков. Эти дети и подростки отличались низким физическим развитием (низкорослость, узкогрудость, недостаточный вес). Коренные социальные преобразования на селе, высокое материальное благосостояние колхозников, хорошие бытовые условия, отмена тяжелого изнуряющего сельскохозяйственного труда для детей и подростков, питание, содержащее необходимые белки и витамины, привели к существенному повышению физического развития сельских школьников. За последнее десятилетие у школьников сельской местности средние показатели физического развития увеличились: длина тела на 20-25 см; масса -на 11-15 кг и окружность грудной клетки - на 11-14 см. Сократился период роста, в более ранние сроки наступает период полового созревания.

Все сказанное еще раз подтверждает влияние социальных условий на физическое развитие детей и подростков.

ЛЕКЦИЯ 6

САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Лекция разработана д.п.н., профессором А.А. Гореловым,

д.п.н., профессором О.Г. Румба,

д.п.н., доцентом В.Л. Кондаковым

ПЛАН:

6.1. Виды диагностики, цель, задачи

6.2. Показатели физического развития

6.3. Оценка функциональной тренированности

6.4. Самоконтроль

6.4.1. Субъективные показатели самоконтроля

6.4.2. Объективные показатели самоконтроля

Виды диагностики, цель, задачи

ДИАГНОСТИКА – оценка физического состояния занимающихся.

ДИАГНОЗ – заключение о физическом состоянии занимающихся.

Основными видами диагностики являются :

· врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического состояния занимающихся физической культурой и спортом;

· педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом;

· самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся за своим физическим состоянием и его изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.

Цель диагностики – оптимизация тренировочного процесса на основе объективной оценки различных сторон состояния занимающихся.



Задачи диагностики:

1) врачебный контроль за здоровьем занимающихся физической культурой и спортом;

2) оценка эффективности применяемых средств и методов занятий;

3) выполнение плана тренировочных занятий;

4) выбор тестов для оценки подготовленности (физической, технической, тактической, морально-волевой, теоретической);

5) прогнозирование достижений спортсменов;

6) выявление динамики спортивных результатов;

7) отбор талантливых спортсменов.

Показатели физического развития

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

­ как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

­ как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических качеств, необходимых для жизнедеятельности организма.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

· соматометрические – измерение тела и его частей;

· физиометрические – измерение функциональных возможностей организма;

· соматоскопические – наружный осмотр.

К соматометрическим показателям относятся :

Рост – длина тела .

Определяется в положении стоя и сидя при помощи ростомера. При измерении роста стоя обследуемый становится на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Положение головы должно быть таким, чтобы верхний край слухового прохода (козелок уха) и наружный угол глазницы находились на одной горизонтали. При измерении роста сидя обследуемый садится на скамейку, касаясь вертикальной стойки ягодицами и межлопаточной областью. Голова в таком же положении, как при измерении роста стоя. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания. Длину ног можно рассчитать путём вычитания показателей роста сидя из величины роста стоя (Дембо А.Г., 1979).

Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивной тренировки рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

Вес – «масса тела» .

Определяется при помощи весов. Является объективным показателем состояния здоровья. Контроль целесообразно проводить утром натощак.

Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока-Бругша , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

­ для людей ростом 155-165 см: оптимальный вес = длина тела – 100;

­ для людей ростом 166-175 см: оптимальный вес = длина тела – 105;

­ для людей ростом выше 175 см: оптимальный вес = длина тела – 110.

Широко известным является метод расчёта оптимального веса с учётом величины окружности грудной клетки:

Более точным методом оценки весоростовых соотношений считается индекс Кетле . Существуют две формулы индекса Кетле:

а) I = m / h , где: m – вес тела в граммах; h – рост в сантиметрах;

б) I = m / h 2 , где: m – вес тела в килограммах; h – рост в метрах.

Согласно варианту А результаты интерпретируются:

(ж) более 450 – ожирение – (м) более 540

(ж) 416-450 – чрезмерная масса тела – (м) 451-540

(ж) 401-415 – хорошая масса тела – (м) 401-415

(ж) 390 – наилучшая масса тела – (м) 400

(ж) 360-389 – средняя масса тела – (м) 360-389

(ж) 320-359 – недостаток массы тела – (м) 320-359

(ж) 300-319 – значительный недостаток массы тела – (м) 300-319

(ж) менее 300 – истощение – (м) менее 300

Согласно варианту Б результаты интерпретируются:

(ж) 16,9 и менее – низкий – (м) 18,9 и менее

(ж) 17,0-18,6 – ниже среднего – (м) 19,0-20,0

(ж) 18,7-23,8 – средний – (м) 20,1-25,0

(ж) 23,9-26,0 – выше среднего – (м) 25,1-28,0

(ж) более 26 – высокий – (м) более 28

Крепость телосложения рассчитывается по индексу Пинье :

I = L – (m+ОГК)

где: L – длина тела в см; m – масса тела в кг; ОГК – окружность грудной клетки в см. Результаты интерпретируются следующим образом (по А.И. Пустозёрову, А.Г. Гостеву, 2008):

менее 10 – крепкое телосложение

10-20 – хорошее телосложение

20-25 – среднее телосложение

26-35 – слабое телосложение

более 36 – очень слабое телосложение

Окружности – объёмы тела в различных его зонах .

Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра, шеи и т.п. Используют сантиметровую портновскую ленту.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: при глубоком вдохе, при глубоком выдохе, в паузе между вдохом и выдохом. Сантиметровую ленту накладывают сзади под углами лопаток, спереди – по нижнему краю околососочковых кружков у мужчин и детей и над грудными железами по месту прикрепления четвёртого ребра к грудине у женщин. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Показатели ЭГК интерпретируются следующим образом (по Э.Н. Алексеевой, В.С. Мельникову, 2003):

«отлично» – 10 и более см

«хорошо» – 7-9 см

«удовлетворительно» – 4-6 см

«неудовлетворительно» – ниже 4 см

Окружности талии, бёдер, голени и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой. Индекс талии-бедра (Waist to Hip Ratio) позволяет распознать увеличение массы брюшного жира, обуславливающее развитие сердечно-сосудистых заболеваний.

I = окружность талии / окружность бедра

где: окружность талии в см измеряется над пупком не втягивая живот; окружность бедра – в самой широкой его части. Величина менее 0,8 усл.ед. является нормой для женщин. Более высокие показатели свидетельствуют о риске развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Окружности бедра и голени измеряют в положении стоя, ноги на ширине плеч, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги. Ленту накладывают горизонтально под ягодичной складкой и вокруг наибольшего объёма голени. При определении окружности шеи сантиметровую ленту накладывают горизонтально под щитовидным хрящом – кадыком.

Диаметры – ширина тела в различных его зонах .

В практике спортивной тренировки принято снимать показатели ширины плеч, переднезаднего и поперечного диаметра грудной клетки, ширины таза. Для этого используется толстотный циркуль.

К физиометрическим показателям относятся :

Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха .

ЖЕЛ измеряется спирометром: после 1-2 максимальных вдоха и выдоха исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат с точностью до 0,05 л (50 мл).

Средние показатели ЖЕЛ:

­ у мужчин 3500- 4200 мл;

­ у женщин 2500-3000 мл;

­ у спортсменов 6000-7500 мл.

Для определение оптимальной ЖЕЛ используется уравнение Людвига :

мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400

женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800

где L – рост в см, P – вес в кг.

Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).

В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

Потребление кислорода – количество кислорода, использованного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту .

В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается. Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК) .

Динамометрия – определение силы мышц сгибателей кисти .

Определяется с помощью специального прибора динамометра, измеряется в кг, либо даннах (daN). Испытуемый берёт динамометр в руку, отводит её в сторону, чтобы между рукой и туловищем получился прямой угол, и с максимальной силой сжимает пальцы рук. Далее испытание повторяется другой рукой. Измерение проводится 2-3 раза подряд, записывается наилучший результат. Точность измерения ±2 daN (1 daN = 1,02 кг).

Результаты интерпретируются следующим образом (по Э.Н. Алексеевой, В.С. Мельникову, 2003):

При оценке результатов динамометрии принято также рассчитывать относительную силу, т.е. соотнесенную с массой тела. Для этого результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.

Средние показатели относительной силы:

­ у мужчин 60-70% массы тела;

­ у женщин 45-50% массы тела.

К соматоскопическим показателям относятся :

Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека .

Рисунок 3 – Формы спины:

1 – нормальная; 2 – круглая; 3 – плоская; 4 – кругловогнутая

При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развёрнуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические кривизны позвоночника выражены нормально, грудь слегка выпуклая, живот втянут, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен. В основе изменений осанки лежит нарушение правильного соотношения и выраженности физиологических изгибов позвоночника, что характеризуется образованием круглой, плоской, кругловогнутой спины (рис. 3). Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. называется кифозом , вперёд – лордозом .

В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов . Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные (рис. 4).

Рисунок 4 – Виды сколиозов:

а – правосторонний; б – левосторонний; в, г – S-образный

Нормальная форма спины имеет естественные изгибы позвоночника в передне-заднем направлении в поясничной и грудной частях (в пределах 3-4 см по отношению к вертикальной оси). Одними из основных причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.

Форма грудной клетки

Различают следующие формы грудной клетки (рис. 5): коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).

Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом. Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов. Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.


Рисунок 5 – Формы грудной клетки:

а – коническая; б – цилиндрическая; в – уплощенная; α – надчревный угол

Форма живота

Различают следующие формы живота: нормальную, отвислую, втянутую. При нормальной форме брюшная стенка выпячивается незначительно, ясно виден рельеф мускулатуры. Отвислая форма обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.). Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.

Форма ног

Различают следующие формы ног (рис. 6): нормальную, Х-образную, О-образную. Ноги считаются прямыми (нормальной формы), если при стойке «смирно» без особого напряжения мышц наблюдается смыкание бёдер, коленей, голеней, пяток при небольшом просвете ниже коленей и над внутренними лодыжками. В случае О-образной формы колени при сомкнутых пятках не сходятся. При Х-образной форме колени сходятся, пятки – нет. Степень О- и Х-образия определяется с помощью специального треугольника, который просовывается между внутренними лодыжками или коленями.

Х-образная и О-образная форма ног могут быть результатами перенесённых заболеваний, недостаточного развития мышц или результатом перенесения детьми или подростками больших физических нагрузок, не соответствующих степени развития костей и мышц нижних конечностей.

Форма стопы

Различают полую, нормальную, уплощённую, плоскую стопы (рис. 7). Определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп, получаемых с помощью крема или легко смываемой краски.

Тип телосложения – характеризуется шириной скелетных костей.

Различают следующие типы телосложения (рис. 8): астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).

Для определения типа телосложения достаточно измерить окружность запястья ведущей руки:

­ у астеников: < 14,5 см (ж); <16,0 см (м);

­ у нормостеников: 14,5-16,5 см (ж); 16,0-18,0 см (м);

­ у гиперстеников: >16,5 см (ж); >18,0 см (м).

Жироотложение

Различают: нормальное, повышенное, пониженное жироотложение. Кроме того, определяют равномерность и локальность его отложения.

Для оценки жироотложения используют калипер, который измеряет кожно-жировую складку (рис. 9). Измерение производится на спине обследуемого под углом лопатки и на животе на уровне пупка справа и слева. Пальцами берут в складку участок кожи с подкожной клетчаткой шириной в 5 см и захватывают калипером, который позволяет производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения.

Физическое здоровье (соматическое) – важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Оно обусловливается способностью организма к саморегулированию.

Физическое здоровье – это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.

Степень физического здоровья человека достоверно устанавливает медицина, используя специальные дифференциально-диагностические приемы.

Показатели психического здоровья представлены рядом отечественных авторов (Громбах A.M., 1988; Тхостов А.Ш., 1993; Лебединский В.В., 1994; Карвасарский Б.Д., 1982 и др.)

С учетом жалоб на здоровье самого человека, выделяются четыре группы людей:

ü 1 -я группа - совершенно здоровые люди, жалоб нет;

ü 2-я группа - легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микро социальных факторов;

ü 3-я группа - лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астеноневротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких лиц неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции);

ü 4-я группа - клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.

Переход от психологического к социальному уровню условен. На психическое здоровье воздействуют социальные факторы, семья, общение с друзьями и родственниками, работы, досуга, принадлежности к религии и т.п. Только люди со здоровой психикой чувствуют себя активными участниками в социальной системе, а само душевное здоровье принято определять как вовлеченность в общение, в социальное взаимодействие.

Критерии психического здоровья основываются на понятиях "адаптация", "социализация" и "индивидуализация" (Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А.,1998).

Понятие "адаптация " включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и др.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в привычных для него геосоциальных условиях.

Социализация определяется по трем критериям , связанным со здоровьем человека.

ü Первый - связан со способностью реагировать на другого человека, как на равного себе. "Другой такой же живой, как и Я".

ü Второй критерий определен как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им.

ü Третий критерий - то, как человек переживает свою относительную зависимость от других людей. Существует для каждого человека необходимая мера одиночества, и если человек эту меру переступает, то он чувствует себя плохо. Мера одиночества - это своеобразная соотнесенность необходимости в независимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения.

Индивидуализация, по К.Г. Юнгу, позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других - один из важнейших параметров психического здоровья.

Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов нормативного человека данного общества в данный конкретный момент.

Однако можно заметить и недостаточность этих критериев для полного описания внутренней картины здоровья . Она в частности связана еще и с тем, что любой человек потенциально имеет возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и оценить ее (рефлексия ). Существенной особенностью рефлексивных переживаний является, то, что они возникают помимо воли и индивидуальных усилий. Они являются предпосылками духовной жизни человека, в которой, в отличие от психической жизни, результатом является переживание жизни как ценности.

Духовное здоровье человека, как подчеркивают многие психологи (Маслоу А., Роджерс К. и др.), проявляется, прежде всего, в связи человека со всем миром. Это может проявляться разнообразно - в религиозности, в чувствах красоты и гармонии, восхищения перед самой жизнью, радости от жизни.

Переживания, в которых осуществляется связь с другими людьми, соответствие конкретному идеалу человека и составляют содержание внутренней картины здоровья как трансцендентального, целостного представления о жизни.

Характеристика здоровых людей (по А. Маслоу):

1) Высшая степень восприятия реальности

2) Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле

3) Повышенная спонтанность, непосредственность

4) Более развитая способность сосредоточиться на проблеме

5) Более выраженная отстраненность и явное стремление к уединению

6) Более выраженная автономность и противостояние приобщению к какой-то одной культуре

7) Большая свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций

8) Более частые прорывы на пик переживаний

9) Более сильное отождествление себя со всем родом человеческим

10) Улучшение в межличностных отношениях

11) Более демократичная структура характера

12) Высокие творческие способности

13) Определенные изменения в системе ценностей

Социальное здоровье находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, демократизм в поведении.

«Здоровое общество» - это то общество, где минимален уровень «социальных болезней» (Никифоров Г.С., 1999).

Социальное здоровье включает:

· социальную значимость тех или иных заболеваний в силу их распространенности вызываемых ими экономических потерь, тяжести (т.е. угрозы для существования популяции или страха перед такой угрозой);

· влияние общественного устройства на причины возникновения болезней, характер их течения и исходы (т.е. возможности выздоровления или смерти);

· оценку биологического состояния определенной части или всей человеческой популяции на основе интегрированных статистических показателей, составляющих социальную статистику.

Таким образом, перспективными направлениями психологии здоровья являются изучение механизмов здоровья, развитие диагностики здоровья (определение уровней здоровья) и пограничных состояний, отношение системы здравоохранения и профилактики к здоровым клиентам. Практическая задача – создание простых и доступных для самостоятельного применения тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний, по формированию разнообразных профилактических программ.

Несмотря на то, что проблемы психического здоровья активно изучались отечественными психологами, психология здоровья как отдельная область знаний больше распространена за рубежом, где активнее внедряется в практику медицинских учреждений. В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление проходит стадию своего становления.

Стресс, возникший в результате комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызывать различные заболевания у его матери, являясь как бы пусковым механизмом этого процесса. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний. Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и для родителей, в первую очередь матерей.
Согласно литературным данным (В. А. Вишневский, 1985, 1987; М. М. Кабанов, 1978; B. B. Ковалев, 1979, 1982; Р. Ф. Майрамян, 1974, 1976; В. Н. Мясищев, 1960) и нашим наблюдениям, соматические заболевания у родителей больных детей имеют следующие особенности. Матери больных детей жалуются на колебания артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушения терморегуляции. Чем старше становится ребенок, т. е. чем длительнее психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья. Возникают: расстройства менструального цикла и ранний климакс; частые простуды и аллергия; сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания; выраженное или тотальное поседение; проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом (Р. Ф. Майрамян, 1976). Наши наблюдения свидетельствуют о том, что матери больных детей часто жалуются на общую усталость, отсутствие сил, а также отмечают состояние общей депрессии и тоски.
Безусловно, физическая нагрузка у родителей таких детей чрезвычайно велика, особенно это касается родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом (постоянная физическая помощь ребенку при его перемещении по дому, еженедельная перевозка ребенка различными видами общественного транспорта из дома в школу и назад при отсутствии надлежащих вспомогательных средств). Трудности, с которыми сталкиваются родители умственно отсталых детей, имеют свою специфику, так как ежедневное сопровождение ребенка в школу (если это не школа-интернат) и домой в большом мегаполисе занимает много времени и в некоторых случаях соответствует во временнóм отношении целому рабочему дню.
Тем не менее при наличии огромной физической нагрузки, которая, несомненно, истощает силы и влияет на соматическое состояние родителей, психологический фактор и ничем не измеримая тяжесть переживаемого играют первостепенную роль. Как известно, «патогенно то переживание, которое занимает значимое место в системе отношений личности к действительности» (Н. И. Фелинская, 1982, с. 16). Для родителей больных детей в первую очередь патогенными являются перечисленные ранее психологические особенности развития их детей: признаки интеллектуального недоразвития, внешнее калечество, двигательные и речевые нарушения. «Шоковые травмы, равно как и пролонгированные травмы, обычно задевают аффектологические регистры психического аппарата и вызывают расстройства в виде эмоциогений» (А. Д. Зурабашвили, 1982, с. 14). Чувства страха, неуверенности в себе, различные формы депрессий - все эти болезненные состояния родителей являются не только ответной реакцией их личности на травмирующее переживание, но и ответной защитной реакцией всего их организма.
Среди осложнений или отдаленных последствий перенесенного стресса некоторые авторы усматривают возможность изменения нервно-психической реактивности организма родителей «вследствие повышения психогенной „ранимости“ даже после однократно перенесенного психогенного заболевания и возможность возникновения резидуальных невротических состояний» (B. B. Ковалев, 1982, с. 12).
Особо значимым в данном контексте является воздействие на отдельных матерей повторных психотравм, уже не связанных непосредственно с состоянием здоровья и особенностями развития их ребенка. К таким травмам могут относиться как достаточно легкие - конфликты в транспорте или в магазине, конфликт с начальством, увольнение с работы, ссора с родственниками, страх перед исключением ребенка из учебного учреждения по причине неуспеваемости, так и более тяжелые - уход мужа в другую семью, развод, смерть близкого человека. Новая травмирующая ситуация оценивается такими родительницами как более тяжелая, длительная и глубокая. Они как бы принимают от жизни удар за ударом, и каждый новый травмирующий их психику стресс низвергает их все ниже и ниже. Повторное внешнее воздействие даже другого характера - «второй удар», по А. Д. Сперанскому (1955 1), - способствует выявлению тех нарушений, которые имели место при прошлых болезненных состояниях, а также следов давних психических травм, не приведших в момент своего действия к развитию болезненных реакций.
Оказывается, что отзвучавшие системы переживаний при определенных условиях могут иметь влияние на переживания данного момента. Важнейшими из этих условий являются степень завершенности отключенной системы переживаний и ее эмоциональная значимость. По мере взросления больных детей переживания их матерей могут лишь несколько сглаживаться, и то не всегда, однако это вовсе не означает, что переживание завершается и отключается от настоящего, как это имеет место в некоторых случаях у больных неврозами.
Соприкосновение с сигнальным раздражителем, которым может быть любой из приведенных выше факторов, вызывает повторение болезненного эмоционального переживания. Сигнальный раздражитель частично возобновляет ранее пережитую систему, актуализируя лишь эмоциональный фон, в то время как интеллектуальный смысловой компонент пережитой системы не воспроизводится в сознании. Длительная психотравма ведет к нарушению эмоциональной регуляции и смещению уровней аффективного реагирования.
В результате перенесенных психотравм у матерей этой категории могут развиться различные соматические заболевания. Ведущей подсистемой, объединяющей биологический уровень адаптации (гипоталамический, нейродинамический уровень) и психологические процессы защиты, является эмоция. При развитии психогенного процесса дезадаптационные механизмы проявляются в различной последовательности и в зависимости от того, в каком звене эмоциональной системы имело место перенапряжение. На уровне психологической защиты (эмоционально-социальный стресс) это приводит к развитию невротических состояний.
«Однако при развитии психосоматических процессов выступает обратное соотношение - эмоционально-социальный стресс нейтрализуется процессами психологической защиты, невротизация не развивается, а перенапряжение суммируется и проявляется в дезадаптации физиологического уровня реагирования - гипоталамической дезинтеграции, приводящей к соматической дезадаптации» (Н. А. Михайлова, 1982, с. 33). Это обусловливает формирование порочного круга, что в дальнейшем может привести к вторичной невротизации - реакции личности на болезнь.

Соматоскопические (описательные) показатели – это данные наружного осмотра. Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии ребенка:

– типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности;

– наличии функциональных или патологических отклонений.

Соматоскопия включает:

а) оценку состояния опорно-двигательного аппарата;

б) определение степени жироотложения;

в) оценку стадии полового развития;

г) осмотр зубов и составление зубной формулы.

а) Состояние опорно-двигательного аппарата

Костяк

О развитии костяка судят по общему впечатлению массивности, ширине плеч. Различают 3 типа костяка:

1 – тонкий или узкий, характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней.

2 – коренастый или широкий, характеризуется широкими плечами, большими размерами кистей и ступней.

3 – средний, занимает промежуточное положение (промежуточный).

Позвоночник

Различают нормальный, лордотический, кифотический типы позвоночника.

Нормальный позвоночник в сагиттальной плоскости имеет S-образную форму. Шейная и поясничная кривизны невелики и обращены вперед, грудная выпуклость обращена назад.

Для лордотического характерна малая шейная кривизна и резко выраженная поясничная.

У кифотического позвоночника обе кривизны и выпуклость резко выражены.

К деформациям позвоночника относятся право- и левосторонние сколиозы разной степени. Виды сколиоза: грудной, общий, левосторонний, S-образный.

При сколиозе I степени отмечается слабовыраженная ассиметрия плеч, лопаток. Дефект не имеет стойкого характера, при напряжении мускулатуры выпрямляется.

Сколиоз II степени характеризуется устойчивым искривлением вправо или влево, наличием мышечных компенсаторных валиков.

При III степени отмечаются глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки.

Начинающиеся изменения позвоночника можно обнаружить следующим способом: пальцем с нажимом проводят по верхушкам остистых отростков позвонков, а затем по образующейся сплошной красной полосе судят об изменениях в изгибе позвоночника.

Виды осанки: нормальная, сутуловатая, лордотическая, кифотическая, выпрямленная.

Комбинированный визуально-инструментальный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата

Комбинированный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников при массовых осмотрах включает в себя:

    визуальное выявление нарушений осанки (модификация теста Е.Рутковской, Польша);

    тест для выявления нарушений осанки;

    визуальное выявление истинного сколиоза (методика Центрального института травматологии и ортопедии им. Н.Н. Пирогова);

    плантографию в скрининг-модификации для выявления продольного плоскостопия (методика А.В. Сидоровой).

1) Выявление нарушений осанки требует учета типичных возрастных особенностей физиологической осанки у детей и подростков; осанка с возрастом меняется, в связи с чем, нельзя использовать в качестве образца осанку, признанную правильной для взрослых. В процессе формирования осанки создаются варианты типичных (привычных) для того или иного возраста осанок, которые не следует считать неправильными, если они отличаются от образца так называемой “идеальной” осанки. Тест учитывает также, что оценка состояния опорно-двигательного аппарата у детей требует не только статического, но и динамического исследования (стоя и при ходьбе).

Для правильной оценки результатов обследования по данной методике необходимо знать возрастно-половые особенности физиологической осанки и учитывать их.

Например, черты нормальной осанки детей дошкольного возраста следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль). При этом линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.

Характерными чертами нормальной осанки для детей школьного возраста являются: голова незначительно наклонена вперед к корпусу, плечи не выдвинуты вперед, на уровне груди небольшой изгиб корпуса назад, лопатки отстают незначительно, поясничный лордоз постепенно уменьшается, живот еще выпячен, но менее выражено, чем у детей 6-7 лет. Ось нижних конечностей у девочек прямая или незначительно вальгусная (Х-образная) - расстояние между стопами при осмотре в фас до 2 см (2 пальца); у мальчиков - прямая или незначительно варусная (О-образная) - расстояние между голенями при осмотре в фас до 2 см (2 пальца). Наиболее стабильная осанка отмечается у детей в возрасте 10 лет. Тестовое обследование выявления нарушения осанки проводится медицинской сестрой дошкольного учреждения или школы.

Обследование осуществляется следующим образом: зная особенности нормальной осанки детей обследуемого возраста, медсестра осматривает ребенка и отвечает на 10 вопросов теста, подчеркивая “ДА” или “НЕТ” в тестовой карте каждого ребенка. Исследование проводится в положении стоя (ребенок раздет до трусов), но без стремления заставить обследуемого стоять прямо - ребенок должен принять естественную, привычную для него позу.

Порядок осмотра:

    осмотр в фас, руки вдоль туловища - определяется положение головы, шеи, симметрия плеч, ключиц, деформация грудной клетки, равенство треугольников талии, форма ног (нормальная, О - и Х-образная), симметрия таза.

    осмотр сбоку, поза, как при осмотре в фас, - определяется форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.

    осмотр со спины (поза сохраняется) - симметрия плеч, углов лопаток. Равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О- и Х-образная), ось пяток (вальгусная или нет).

    в конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления нарушений в походке.

2) тест для выявления нарушений осанки

ТЕСТОВАЯ КАРТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью

2. Голова, шея отклонены от средней линии; плечи, лопатки, таз установлены несимметрично

3. Выраженная деформация грудной клетки - грудь “сапожника”, впалая, “куриная”

4.Выраженное увеличение или уменьшение

физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза

5. Сильное отставание лопаток (“крыловидные” лопатки)

6. Сильное выступание живота (более 2-х см от линии грудной клетки)

7. Нарушение осей нижних конечностей (О - образные или Х-образные)

8. Неравенство треугольников талии

9. Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во время стояния

10.Явные отклонения в походке: прихрамывающая, “утиная” и др.

С помощью данного теста оценка осанки проводится по следующим градациям:

1. Нормальная осанка для данного возраста - отрицательные ответы на все вопросы.

2. Незначительные нарушения осанки - положительные ответы на один или несколько вопросов от номера 3, 5, 6, 7 включительно. Дети, обладающие этими отклонениями, подлежат наблюдению врача дошкольного учреждения или школы.

3. Выраженные нарушения осанки - положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9,10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.

3) тест для выявления истинного сколиоза

В последние десятилетия у детей все чаще диагностируется истинный сколиоз. Следует отметить, что такими сколиозами можно считать только те, которые сопровождаются торсией. Торсия (torsia) - поворот позвоночника относительно собственной вертикальной оси, при котором остистые отростки позвоночника уклоняются в ту или иную сторону от срединной плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Основным приемом для выявления истинного, структурного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед. Наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется ассиметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для более точного выявления торсии позвоночника осмотр следует проводить в двух проекциях: спереди и сзади.

При осмотре сзади , наклоняя туловище ребенка от себя, можно обнаружить торсию грудопоясничного и поясничного отделов.

При осмотре спереди, наклоняя туловище ребенка к себе, можно обнаружить торсию верхнегрудного и грудного отделов.

Данное тестовое обследование проводится врачом или фельдшером дошкольного учреждения или школы. Все дети с подозрением на сколиоз должны быть направлены к ортопеду.

Формы грудной клетки: плоская, цилиндрическая, коническая и смешанная.

4) плантография

Стопа - орган опоры и передвижения. Различают нормальную, (сводчатую), уплощенную и плоскую.

Плантография - метод получения отпечатков стопы. Для получения отпечатков используют различные красящие вещества и плантограф.

Плантографпредставляет собой рамку высотой 2 см и размером 40x40 см, на которую натянуто полотно или мешковина. Поверх его натягивается полиэтиленовая пленка. Полотно с помощью ватного тампона смачивается чернилами для авторучки или штемпельной краской, разведенными водой 1:1. на пол, под окрашенную сторону плантографа, кладется чистый лист бумаги. Обследуемый становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп - плантограмму. При получении плантограммы стоп необходимо следить, чтобы обследуемый стоял на двух ногах с равномерной нагрузкой. При раздельном получении отпечатков (у старших школьников при больших размерах стопы) одна нога ставится на середину плантографа, другая рядом с плантографом, на пол. Для получения четкого отпечатка пальцев стоп медицинской сестре необходимо при исследовании слегка прижимать к полу пальцы ног обследуемого. Отпечаток подписывают и высушивают, а затем его обрабатывают.

Для массовых обследований дошкольников и школьников наиболее удобна оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца с соавторами и Штритера.

Обработка плантограммы

По методу Яралова - Яролянцазаключение о состоянии свода стопы делается на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке (рис. 2).

Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца.

Нормальная стопа характеризуется умеренной высотой подошвенного свода. Опорная поверхность занимает менее 1/3 подошвенной поверхности, контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает линии, проведенные из середины пятки.

Рис. 2 Оценка плантограммы

А – нормальная стопа;

Б - уплощенная стопа;

В - плоская стопа.

При определении уплощенности стопы следует различать 3 степени:

1 степень - небольшое уплощение стопы.

2 степень - умеренное плоскостопие.

3 степень - выраженное плоскостопие.

При уплощении стопы первая линия расположена внутри отпечатка, при плоской стопе обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы (рис. 2).

При увеличении высоты свода стопы (экскавации) также различают 3 степени:

1 степень - опорная поверхность занимает менее 1/3 (небольшая экскавация (углубление));

2 степень - в большей степени увеличена высота свода стопы (заметная экскавация);

3 степень - очень высокий свод стопы (выраженная экскавация).

Дети с уплощенной, плоской стопой и выраженной экскавацией должны быть направлены на консультацию к ортопеду. Тестовое обследование и оценку плантограммы проводит медицинская сестра дошкольного учреждения или школы. Плантограммы должны храниться в “Медицинской карте ребенка” (ф. № 026/у) или в “Истории развития ребенка” (ф. № 112/у).

По методу Штритера на полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы. Из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы, (рис. 3). Затем вычисляют процентное отношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (а), ко всей его длине (а+б).

Если перешеек составляет до 50 % длины перпендикуляра - стопа нормальная, 50-60 % - уплощенная, свыше 60 % - плоская.

Быстрота получения отпечатков и простота последующей обработки позволяют использовать этот способ при массовом обследовании детей.

Рис. 3. Схема отпечатка стопы.

а - ширина перешейка ; а+б – ширина стопы .

Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко.

При нерезко выраженных формах деформации свода стопы (плоскостопие 1 степени) субъективные жалобы, как правило, отсутствуют. Однако для своевременного назначения ортопедических мероприятий имеет значение выявление именно данных форм. Ведущую роль в этом должны играть массовые профилактические осмотры, в процессе которых решается вопрос о направлении ребенка к ортопеду. В педиатрической практике, особенно при массовых обследованиях, состояние свода стопы чаще всего определяется путем осмотра. Для определения формы стопы осматривают ее опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке. При нормальной стопе перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии, строго перпендикулярно к поверхности опоры. При уплощенной стопе перешеек широкий, линия его наружного края несколько выпуклая, вертикальные оси также перпендикулярны поверхности опоры. При плоской стопе перешеек занимает почти всю ее ширину, часто ось пятки с осью ахиллова сухожилия образует угол, открытый кнаружи. Но метод осмотра не может быть признан достаточно объективным для диагностики продольного плоскостопия.

Формы ног: нормальная, X-образной и О-образная.

При определении данного показателя обследуемый ставит пятки вместе и стоит, выпрямившись. При нормальной форме ноги соприкасаются в области коленных суставов. При О-образной - коленные суставы не касаются, при X-образной - один коленный сустав заходит за другой.

б) Определение степени жироотложения

Степень жироотложенияколеблется в значительных пределах и свидетельствует об упитанности обследуемого. Определяется по выраженности рельефа костей и толщине подкожного жирового слоя (жировая складка).

Толщину жировой складки измеряют тупыми концами скользящего циркуля, прозрачной линейкой. Более достоверные результаты могут быть получены при использовании специального прибора для определения толщины жировой складки - калипера.

Необходимо учитывать неравномерность распределения жировой клетчатки в связи с возрастными и половыми обстоятельствами.

В соответствии с результатами обследования могут быть выявлены нормальное, избыточное и недостаточное отложение жировой ткани. В некоторых случаях отложение жира может быть непропорциональным.

Измерение кожно-жировых складок (КЖС) производится с помощью калипера, обеспечивающего стандартное давление на КЖС 10 г/мм 2 . Толщину кожно-жировой складки измеряют на правой стороне тела в четырех стандартных точках: на уровне средней трети плеча над двуглавой мышцей и трехглавой мышцей, на уровне нижнего угла правой лопатки и в правой паховой области на 2 см выше середины паховой связки.

Исследователь захватывает двумя пальцами левой руки участок кожи: на конечностях 2-3 см, на туловище до 5 см, не вызывая болезненных ощущений у обследуемого, слегка ее оттягивает и накладывает на образовавшуюся складку ножки калипера, фиксируя толщину складки. Складку надо брать быстро, так как при длительном сжатии она утончается. Складка должна быть по толщине равномерной. Измерения производят с точностью до 1 мм. Рассчитывается средняя толщина кожно-жировой складки.

При измерении калипером сжатие складки регулируется силой пружины самого прибора. При измерении прозрачной линейкой сила сжатия определяется естественным тургором тканей – складка должна захватываться плотно, но без сдавления тканей. Результат дается в миллиметрах, который затем следует сравнить с табличными данными.

в) Оценка стадии полового развития

Начиная с 10 - 11 лет у мальчиков и с 9 - 10 лет у девочек, при оценке физического (точнее биологического) развития не­обходимо учитывать степень полового созревания.

Степень полового развития является неотъемлемой частью характеристики физического развития и определяется по совокупности развития вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечных впадинах, кроме того, у девочек по развитию грудной железы и времени появления менструаций, а у юношей - по развитию волосяного покрова на лице, кадыка и мутации голоса. Развитие этих признаков различают по стадиям.

Вторичные половые признаки развиваются в определенной последовательности.

У мальчиков половое созревание начинается с изменения (мутации) тембра голоса (Vox), затем отмечается оволосение лобка (Pubis), далее увеличение щитовидного хряща гортани (Larinx), оволосение подмышечных впадин (Axillaris) и лица (Facies). Подмышечное оволосение начинается при достижении 2-3 стадии оволосения лобка, оволосение лица начинается при II стадии - оволосения подмышечных впадин.

У девочек половое созревание начинается с развития грудных желез (Mamma), позднее наступает оволосение лобка (Pubis) и подмышечных впадин (Axillaris). Ведущим критерием полового созревания девочек является становление менструальной функции (Menses), в частности возраст установления первой менструации. Появление menses (Me) обычно происходит при развитии грудных желез до III стадии, оволосение лобка до II стадии и начальных стадиях подмышечного оволосения. Регулярный менструальный цикл (Мез) устанавливается у здоровых девочек при III стадии развития грудных желез и лобкового и подмышечного оволосения. Нерегулярный менструальный цикл обозначается Me.

Сложение стадий развития, всех вторичных половых признаков дает общий балл полового развития (БПР).

Стадии развития волос на лобке (Pubis):

Стадия 0 (Р0) - отсутствие волос;

Стадия 1 (Р1) - единичные короткие;

Стадия 2 (Р2) – волосы в центре лобка, густые, умеренные;

Стадия 3 (РЗ) - на всем треугольнике лобка, густые, длинные;

Стадия 4 (Р4) - на всем треугольнике лобка, густые, длинные, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и вверх по белой линии живота (мужской тип оволосения).

Стадии развития волос в подмышечной впадине (Axillaris):

Стадия 0 (Ax 0) – отсутствие волос;

Стадия 1(Ax 1) – единичные;

Стадия 2 (Ax 2) - занимают центральный участок впадины, более густые;

Стадия 3 (Ax 3) - расположены по всей поверхности подмышечной впадины, длинные, вьющиеся.

Стадии оволосения лица (Facies):

Стадия 0 (F 0) – отсутствие волос;

Стадия 1 (F 1) - появление густого пушка над верхней губой;

Стадия 2 (F 2) - появление отдельных жестких на лице;

Стадия 3 (F 3) - наличие сформированных усов и бороды.

Стадия 2(V 2) - установившийся мужской.

Стадии развития кадыка (Larinx):

Стадия 1 (L 1) - не контурируется, но ясно выражен при пальпации;

Стадия 2 (L 2)– выступает.

Стадии развития грудных желез (Mamma):

Стадия 1 (Ma 0) – детская стадия;

Стадия 1 (Ma 1) - сосок приподнят над околососковым кружком, железы не выделяются;

Стадия 2 (Ма 2) - околососковый кружок увеличен, вместе с соском образует конус, железы несколько выделяются;

Стадия 3 (Ма З) - сосок и околососковый кружок сохраняет форму конуса, железы приподняты на большом участке;

Стадия 4 (М 4) – женская стадия, железы принимают размеры и форму свойственные взрослой женщине.

Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов, например, Ax 3 Р4у мальчиков или Ма З Ax 2 РЗу девочек и т.д. Наибольшее внимание надо обращать на развитие показателей Ма и Р;

Показатель Ax – наиболее вариабельный и потому менее надежный.

Различают 4 степени полового созревания

Стадия 1 - короткие единичные волосы на лобке и в подмышечной области; у девочек сосок поднимается над околососковым кружком.

Стадия 2 - волосы более густые и длинные, расположены в центральной части лобка и подмышечной впадины; у девочек околососковый кружок поднят, вместе с соском образует конус; у мальчиков появляется растительность на лице, "ломается голос".

Стадия 3 - волосы длинные, густые, вьющиеся, занимают треугольник лобка и всю подмышечную область; у девочек грудная железа поднята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, появляется менструация; у мальчиков более густая растительность на лице, голос низкий.

Стадия 4 - волосы густые, занимают всю область лобка и подмышечной впадины, у юношей переходит на бедра и вдоль белой линии живота, густая растительность на лице, голос низкий, у девочек грудная железа сформирована, менструации установились.

Иногда подобное сочетание признаков отсутствует. Появление первых признаков волос на лобке и в подмышечных впадинах свидетельствует о начале периода полового созревания, установление менструаций и густая волосистость о его полном наступлении.