Причины, виды и симптомы депрессивного состояния. Больной раком Задорнов о своем состоянии: «Лечение в Германии было успешным

Депрессия - (лат. depressio подавленность, угнетение; синоним: депрессии, меланхолии) - состояние, при котором у человека длительно отмечается подавленное настроение, снижение мыслительной и двигательной активности.

Расстройство такого плана не ведет к интеллектуальному дефекту и грубому нарушению социальной адаптации, однако стоит помнить, что порядка 10% людей, страдающих депрессией, кончают жизнь самоубийством. Именно поэтому депрессивный синдром должен лечить врач. Однако в нашей стране считается постыдным обращение к врачу-психиатру (а в тяжелых случаях такими пациентами занимается именно он). Боязнь того, что "он поставит на учет, соседи будут пальцем показывать","они там залечат, потом сделаешься настоящим умалишенным" перекрывает реальную опасность последствий депрессии. Между тем, от депрессии никто не застрахован. Давайте попробуем разобраться, кто попадает в ее сети в первую очередь.

Есть вполне определенные группы риска: это люди в возрасте 20-40 лет, мужчины после или в период развода, одинокие женщины (особенно в послеродовом периоде), наличие фактов суицида в гинеалогическом дереве, подростки, потерявшие родителей после 11 лет.Так же - люди, перенесшие сильный или хронический стресс, испытывающие проблемы сексуального удовлетворения, гомосексуальность, снижение социального класса.Таким образом, получается довольно широкий круг. И вышеупомянутые 10 % от их числа, это не так уж и мало.

Присмотритесь к ближайшему окружению и насторожитесь, если кто-либо из вашей семьи или друзей начинают предъявлять жалобы на плохой сон, аппетит, подавленность. Иногда можно услышать и прямые заявления о нежелании жить, ощущении никчемности существования, подавленность, разбитость. Выражаясь научным языком, можно увидеть гипобулию (снижение волевого компонента), гипомнезию (снижение объема и устойчивости внимания) - т.к. нет волевого усилия к запоминанию информации. Снижен инстинкт самосохранения, пищевой, половой инстинкты. Происходит обесценивание своей жизни. Суицидальный риск высок на "выходе" из депрессии, когда аффект остается, но появляется расторможенность, исчезает гипобулия. У больного есть возможность организовать суицид.

Множество людей страдают "матовыми" депрессиями, т.е. не сильно выраженными. Эти депрессии наиболее опасны по суицидальному риску. Важно обращать внимание на наличие слез - если их нет, состояние расценивается как тяжелое. Как только появляются слезы, состояние улучшается. Беседовать с пациентами в тяжелом состоянии бесполезно, развеселить и разубедить пациента нельзя, тем более, что это может привести к обратному результату. Характерно для таких людей и ощущение "замедленного течения времени".

Эндогенная депрессия (однополярное расстройство аффективное) - следствие нарушения функций мозга, нервной и эндокринной системы.

Однозначно клинический случай, ее развитие не зависит от внешних причин и появление не является следствием каких- либо жизненных психотравмирующих событий. Но иногда имеются факты, которые могут вводить в заблуждение специалистов. Чаше всего к эндогенной депресси приводит:

Недостаток эндогенных аминов - обладают антиоксидантными свойствами (антиокислительным) моделируют и генерируют окислительные процессы в организме, тем самым не дают ему изнашиваться очень быстро.
- снижения уровня норадреналина, который синтезируется из дофамина в большей своей части в коре надпочечников, по своему свойству напоминает адреналин. Отвечает за наше бодрствование и нашу активность, в стрессовых ситуациях обеспечивает незамедлительную реакцию по типу «бей или беги», повышает концентрацию внимания, учащает сердцебиение, поднимает давление
- снижение уровня серотонина, который влияет на двигательную активность, на тонус сосудов, по остальным свойствам схож с адреналином.

Эндогенная депрессия может наблюдаться при заболеваниях щитовидной железы или надпочечников, сердечно-сосудистых заболеваниях, неврологических расстройставх.

Таким образом, эндогенная депрессия представляет собой более глубокое нарушение психической и физической деятельности, чем все остальные виды депрессии. Человек не выполняет простейшие задачи, связанные с самообслуживанием, применением физической силы. Часто такие больные испытывают чувство вины, задумываются о самоубийстве с тенденцией к реализации.

В случае развития эндогенной депрессии психотерапия малоэффективна. Пациенты сильно истощены психически и физически для того, что бы работать с психотерапевтом и выполнять его задания. Этот клинический случай требует безоговорочного лечения у психиатра и при надобности помещения в медицинский стационар.

Статистика говорит, что 50% пациентов, болеющих монополярной депрессией, пытаются покончить с собой, 15 % процентам все же удается завершить задуманное. Эндогенный депрессивный эпизод длится около 6 месяцев, однако бывают отклонения, плюс минус два месяца. Часто пациенты восстанавливаются полностью, когда удается связать заболевание с каким либо соматическим (телесным) расстройством и устранить причину, а иногда переходит в хроническую форму и нужно принимать поддерживающее лечение антидепрессантами пожизненно.

Если заметили что-либо подобное у себя или своих близких, обратитесь к психотерапевту или психиатру. Депрессия поддается лечению, если ее не запускать.

Диагностика депрессии

Параллельно с беседой, направленной на выявление причин заболевания (стрессорный фактор, психотравмирующая ситуация и прочие обстоятельства жизни пациента), врач может назначить обследование, направленное на выявление заболевания, симулирующего либо провоцирующего эндогенную депрессию. Таковыми могут являться болезни крови, анемия, изменение уровня гормонов, профессиональные вредности и т.д.

Методы обследования, касающиеся непосредственно депрессии так же не несут в себе ничего страшного. Например применяются:

1.Тест Кэррола - дексаметазоновый тест - при этом контролируют уровень кортизола в моче и крови после дачи дексаметазона.

2. Отслеживаются грубые нарушения фаз сна (REM - фаза, наступающая после 90 мин. в норме, "ползет вперед" при эндогенной депрессии). Так же - при депрессии нарушены биоритмы - увеличена ночная концентрация мочи, температура тела.

Лечение эндогенной депрессии

Лечение включает в себя правильный подбор медикаментов, длительную терапию антидепрессантами и коррекционную психотерапию, направленную на сглаживание черт характера, которые провоцируют развитие болезни. Для начала исключают органические заболевания, которые могли привести к депрессии, и если таковые имеются - лечат их.

Биологические методы лечения непосредственно депресси таковы:

1. Фототерапия (воздействие ярким светом, или наоборот - темнотой - но последний метод применяется реже).
2. Депривация (лишение) сна либо по 12, либо по 36 часов. Цикл - в течение месяца. Депривация очень эффективна, но нестойка, поэтому ее сочетают с антидепрессантами.
3. Медикаменты. Принципы медикаментозной терапии таковы: монотерапия+длительное лечение (2 месяца -купирование, 6 месяцев - закрепление результата, год - формирование ремиссии). Используют антидепрессанты.

При всех употреблениях антидепрессантов возможен "серотониновый удар" поэтому следует тщательно подбирать дозы. Не назначайте себе антидепрессанты самостоятельно, врач подберет вам дозировку лучше.

При субдепрессиях используется циталопрам - препарат из группы селективных блокаторов обратного захвата. Этот препарат "регистром" пониже классических антидепрессантов, но он хорошо переносится.

Классические осложнения при приеме антидепрессантов - атония мочевого пузыря (детрузия - затруднение выпускания мочи), диспепсические нарушения, набор веса, нарушения потенции, тахикардия, нарушения зрения.

Врачу и себе можно помочь. Ему - облегчить задачу, себе - поскорее вылечиться. Что желательно перед посещением врача: Выспаться! Недосып ломает ритмы и фазы сна, а они и так "сбиты".

Питаться желательно просто и сбалансированно, особой диеты нет, но и перегружать поджелудочную не стоит. Известно, что в подавляющем количестве случаев женщины депрессию "заедают", а мужчины"запивают". Вот именно запивать-то и нельзя - зачастую появляется быстро возникающая психическая и физическая зависимость, при этом клинические проявления алкоголизма выходят на первый план. Зависимость при этом формируется в десятки раз быстрее, чем не в депрессии. Так же попробуйте изменить интерьер своего жилища - побольше светлых тонов, "воздушные" шторы, а не тяжелые портьеры, яркие цвета.

Депрессии независимо от первопричины рецидивируют, особенно у женщин (1/3 на протяжении 1 года, 2/3 - 3 лет). У детей депрессию в классическом виде можно увидеть после 10 лет.

Подробнее в статье "Лечение депрессии" >>

В практической работе врача могут встретиться следующие ситуации.

Больной находится в крайне подавленном состоянии, включая ступорозное, отказывается от пищи, физически заметно слабеет. Первоочередная задача врача - вывести больного из такого состояния, которое угрожает его жизни. К сожалению, ни один из известных нам препаратов не обладает способностью быстро и без особого вреда для больного вывести его из состояния тяжелой подавленности. Мы рекомендуем, не теряя драгоценного времени на поиски того или иного медикамента, в подобных случаях тотчас применять электрошоковую терапию, а затем в зависимости от обстоятельств продолжать тот же метод лечения или перейти к фармакотерапии. Опыт лечения депрессии в нашей стране свидетельствует об эффективности интенсивной психофпрмакотерапии в подобных случаях. Электросудорожная терапия обычно применяется позже, когда выявилась резистентность к антидепрессантам.

Если больной угнетен, гипобуличен, но при этом выраженные ступорозные явления отсутствуют, фармакотерапию следует начинать с назначения антидепрессантов, обладающих активирующим действием,- ингибиторов моноаминоксидазы или тахитимолептиков (дезипрамин, нортриптилин и др.).

Иногда начальная стадия психоза проявляется ажитированностью и сильным аффектом страха. Здесь полезны седативные и снимающие страх антидепрессанты - амитриптилин и тримепримин; если же необходимо, то в комбинации с некоторыми нейролептиками: левомепромазином, хлорпротиксеном, тиоридазином. При резко выраженной ажитированной инволюционной депрессии мы считаем правильным без промедления начинать электрошоковую терапию, если нет прямых соматических противопоказаний. Антидепрессанты действуют медленно, и выжидание не всегда целесообразно.

Наиболее характерными симптомами эндогенной депрессии являются витальная тоска, отчаяние, угнетенность. В этих случаях лечение начинается с назначения препаратов, поднимающих настроение: имипрамин, мелитрацен и др. Способы применения препаратов. В тех случаях, когда показано быстрое и массивное психотропное действие (ступор, ажитированность и т. д.), дозы медикамента следует быстро повышать. Надежнее всего начинать лечение с инъекций: они не вызывают резко выраженных побочных явлений. Действие медикамента проявляется между 5-м и 20-м днем, хотя не исключено и более позднее проявление этого эффекта. Интервал зависит от индивидуальных особенностей больного, а также от величины дозы медикамента, которые определяются возрастом, полом, глубиной депрессии и продолжительностью заболевания. Детям и пожилым людям назначают меньшие дозы. В течение первого дня дозу медикамента (25-75 мг) распределяют на три приема: последний должен быть приурочен к послеобеденному времени, т. е. к 16-17 часам во избежание нарушения сна. Дозы повышают постепенно в среднем до 200 мг, но не выше 300 мг. Это относится ко всем видам антидепрессивных препаратов 2. По мере улучшения состояния больного дозу снижают примерно до 100 мг в день.

Вопрос о продолжительности лечения после полного исчезновения психопатологической симптоматики остается спорным.

Антидепрессивная терапия должна продолжаться около 6 месяцев, т. е. столько, сколько длится спонтанное отзвучание самой фазы заболевания. Соображения основаны на том, что при шизофрении и эндогенной депрессии антидепрессанты не воздействуют на само заболевание, а снимают лишь его симптомы. Так, исчезновение депрессивных явлений не означает устранение депрессии. Поэтому преждевременное прекращение лечения таит опасность возникновения нового приступа. Но есть мнение, что антидепрессивная терапия не только устраняет симптомы (т. е. симптоматическое действие), но и укорачивает саму фазу заболевания (патогенетическое действие), что характерно для наступления истинной ремиссии даже после кратковременного лечения. Особенно важно при составлении схемы лечения предусмотреть осторожное (не резкое) снижение доз медикамента, особенно опасно внезапное прекращение лечения. Нередко сами больные осознают наступление истинного и длительного улучшения в состоянии своего здоровья. К этим оценкам больных лечащий врач должен всегда прислушиваться. Началом коренного улучшения является момент, когда больные высказывают жалобы, связанные с нарушениями со стороны вегетативной нервной системы, характерные для самого заболевания.

Психотерапия эндогенной депрессии

Современная психофармакология настолько расширила возможности лечения эндогенной депрессии, что традиционно применявшаяся ранее психотерапия потеряла свою актуальность и отодвинулась на задний план. Всё чаще можно наблюдать, как не только врачи общего профиля, но и психиатры ограничиваются простым назначением антидепрессантов, полностью игнорируя психотерапевтическую составляющую лечебного процесса. В то же время психотерапия оптимизирует лечение, повышает эффективность фармакотерапии. Практика показывает, что психотерапия при депрессии динамична и многогранна. Она может изменяться в зависимости от клинической картины болезни, реакции личности пациента на своё состояние, этапа лечения. В настоящем сообщении мы остановимся лишь на некоторых её сторонах.

Как правило, кроме собственно депрессивных расстройств у больных отмечается реакция на внезапно возникшую деперсонализацию. Они обескуражены своей переменой, растеряны, пытаются объяснить это внешними обстоятельствами, постоянно сталкиваются с непониманием окружающих, часто дающих им неправильные советы: «Соберись, возьми себя в руки, смени обстановку» и т.д. При классической депрессивной триаде пациенты обычно сконцентрированы на интеллектуальной заторможенности и непонятной для них потере интересов. При тревожной депрессии их беспокоит постоянная и малообъяснимая тревожность, направленная и на своё состояние, и на разные, даже малозначимые события. При маскированных депрессиях больные, уставшие от бесконечных соматоформных расстройств, в первую очередь, просят врача помочь им разобраться в этих ощущениях, посоветовать некие дополнительные обследования, жалуются на недостаточную квалификацию специалистов, не способных поставить им правильный диагноз.

Психотерапевтический сеанс на первом же приеме начинается с объяснения больному того, что его состояние полностью понятно врачу. Детально зная структуру депрессивного синдрома, врач строит беседу так, что пациент удивляется, откуда доктору известны те расстройства, о которых он еще не успел или забыл рассказать. Пациент чувствует, что его, наконец, поняли, что его состояние не уникально, а хорошо известно, что ему не нужно больше проводить бесконечных обследований. Он сразу же успокаивается, и контакт с ним полностью установлен. Учитывая личность больного, его состояние, интеллектуальный и образовательный уровни, врач определяет целесообразность использования в рациональной психотерапии объяснения сущности болезни и механизма действия лекарств. У одних больных это оптимизирует лечебный процесс, у других - перегрузка информацией на фоне интеллектуальной заторможенности может вызвать негативную реакцию. Во всех случаях следует использовать четкие оптимистические формулировки, например: «Все такие депрессии проходят, Ваше состояние излечимо» и пр.

Современное лечение эндогенной депрессии в подавляющем большинстве случаев проводится с использованием психотропных препаратов. Это обязательно требует психотерапевтического сопровождения. Там, где лекарства вызывают побочное действие, например, сухость во рту, запоры, сонливость, нарушение аккомодации, надо обязательно предупредить больного об этом, успокоить, сказать, что первая реакция организма на лекарство – обычно реакция на побочный эффект, что лечебный результат наступает позднее.

Особое значение психотерапия приобретает в случаях затяжных депрессивных фаз продолжительностью свыше 6, 12, а иногда и значительно больше месяцев. Чаще всего, это неглубокая депрессия, скорее гипотимия, возникшая после длительных, иногда многолетних периодов гипертимии с высокой интеллектуальной, творческой, деловой активностью, которую больной считает своей нормой. Такой контраст в состоянии субъективно утяжеляет депрессию. Эмоциональная и интеллектуальная притупленность повергает больных в отчаяние. Проблема усугубляется тем, что такие «матовые» депрессии часто устойчивы к фармакотерапии. Врачу приходится долго, терпеливо подбирать препараты и дозы. Следует учитывать, что эти больные плохо переносят побочные явления, вызываемые лекарствами: жалуются на усиливающуюся вялость, слабость, заторможенность. В продолжительных психотерапевтических сеансах основной упор делается на максимальном использовании малейших улучшений в состоянии для социально – трудовой адаптации больного. При этом важны так называемые «окна». Они возникают и за счет классического суточного ритма депрессии, и за счет кратковременных улучшений, вызываемых лекарствами. Обычно больные, уставшие от монотонного состояния, их не замечают, т.к. нетерпеливо ждут полного выхода из депрессии. Задача психотерапевта – убедить больного в том, чтобы, не дожидаясь окончательного выздоровления, активно включаться в жизнь во время этих «окон». Например, при появлении их во второй половине дня переносить все важные дела ближе к вечеру, пользоваться этими просветами для активной жизни. Такие кратковременные улучшения дают возможность врачу лишний раз убедить больного в курабельности его состояния: раз появились просветы, значит его мнение о том, что он неизлечим - ошибочно. Иногда помогает ведение дневника, где больной фиксирует колебания в своем состоянии, подсчитывает количество сделанного за день, за неделю и т.д. При этом оказывается, что объективно его состояние лучше, чем он думает. Следует учитывать также, что достигнутое лечением ровное настроение часто не устраивает такого больного. Он будет считать себя здоровым, перестанет предъявлять депрессивные жалобы только тогда, когда его состояние снова станет гипертимным.

Практика показывает, что такие классические методики, как гипноз и аутотренинг, не только малоэффективны при выраженных эндогенных депрессиях, но даже могут плохо сказаться на состоянии больного. Это объясняется тем, что при психомоторной заторможенности пациент не способен сконцентрировать внимание на словах врача, не может вызвать у себя соответствующих ощущений и даёт на это отрицательную реакцию. Такой эффект особенно ярко проявляется при тревожной депрессии. Эндогенная тревога может обостриться при попытке психотерапевта вызвать мышечное и эмоциональное расслабление.

Весьма желательной при лечении эндогенной депрессии является семейная психотерапия. Это особенно важно в тех случаях, где клиническая картина несколько смазана, неярко проявляется, сопровождается раздражительностью больного, внешне неадекватным поведением, иногда злоупотреблением алкоголем. Близким пациента нужно объяснить истинную причину такой перемены, которая в основном заключается в реакции больного на свою психическую дезорганизацию. Понимание родственниками механизма болезни способствует положительной коррекции их поведения в отношении пациента. В частности можно рекомендовать им не пытаться «тормошить» больного, развлекать посещением людных мест и пр. При психомоторной заторможенности, эмоциональной притупленности пребывание в многолюдном кругу часто вызывает ухудшение состояния.

Наиболее важны следующие элементы.

Действие психофармакологических средств наступает сравнительно медленно и проявления нетерпения вредны и неоправданны, больной это должен понять. Больной также должен понимать характер некоторых возможных сопутствующих лечению явлений, дабы он не интерпретировал их ипохондрически.

Необходим щадящий режим. Важно, чтобы часы занятий и отдыха чередовались в зависимости от дневных колебаний настроения больного.

Не следует настаивать на быстром включении больного в жизнь коллектива отделения или привлекать его к труду либо к другому виду деятельности, так как меланхолическая гипобулия и неспособность к принятию решений являются для больного мучительными препятствиями к какому-либо проявлению активности.

Не нужно требовать от больного частого и подробного воспроизведения своих бредовых переживаний, а также не спешить с опровержением их логическими доводами, так как попытки такого рода толкают больных на поиск новых аргументов в доказательство правдоподобности его бредовой продукции.

В беседе с больным следует обходить темы, связанные с его обязанностями общественного и семейного характера, а также не затрагивать вопросов его профессии и призвания.

Активация больного должна проводиться постепенно, по мере того как уменьшается двигательная заторможенность и укрепляются волевые функции. Очень важно доверие пациента и врача. Врач должен внушить больному, что доверяет ему, убежден, что тот не посягнет на свою жизнь, так как уже одно это может пробудить у больного чувство ответственности перед врачом; тем самым станут ненужными и неумественными попытки путем логических доводов убедить больного отказаться от суицидальных намерений.

По отношению к больным, страдающим меланхолией, полезно использовать два следующих приема. Один из них - многократное разъяснение больному, что как бы ни тяжелы были страдания, обусловленные его болезненным состоянием, сама болезнь протекает по присущим ей закономерностям. Можно привести некоторые примеры. Так, легкое, казалось бы, инфекционное заболевание может принять нежелательный, даже фатальный характер. В то же время есть болезни, причиняющие незначительные страдания, но имеющие плохой исход. Недуг больного, как бы он ни был продолжителен и какие бы страдания ни причинял, рано или поздно должен закончиться полным выздоровлением.

Другой прием - апелляция к чести больного и требования обещания, что тот проявит терпение на протяжении всего лечения, что он будет делиться с врачом, когда отчаяние начнет особенно сильно возрастать. Этот психотерапевтический подход, издавна применяемый в отношении всех больных, страдающих меланхолией, как правило, давал положительный эффект, что позднее отмечали и сами больные. Если больные склонны к ипохондрическим переживаниям, следует непременно предупреждать их о побочных явлениях, вызываемых применяемыми медикаментами.

К каким врачам обращаться, если возникает депрессия:

Психолог
- Психиатр
Может понадобиться помощь эндокринолога, кардиолога, невролога, хирурга.

Вас беспокоит мысль о том, что лечение не дает никакого результата? Вы не одиноки в этом. Исследования показывают, что каждый третий из десяти больных не реагирует ни на один из испробованных ими методов лечения. Такие пациенты принимали разные типы антидепрессантов, посещали сеансы разных видов психотерапии или другие существующие методы лечения. Однако ни один из этих способов так и не облегчил их состояние. Кроме этого, каждый пятый пациент из 40% больных, которым помогли антидепрессанты, вынужден был отказаться от их приема из-за побочных эффектов.

Депрессию, не поддающуюся лечению, еще называют резистентной депрессией. Она не позволяет больному избавиться от чувства безнадежности и разочарования. Но даже если ваше состояние не поддается лечению, это не повод сдаваться. Существует множество вариантов лечения. Сотрудничая с врачом, вы сможете найти эффективный способ лечения.

Может ли у меня быть не поддающаяся лечению депрессия?

На этот вопрос сложно дать определенный ответ. Даже высококвалифицированные специалисты не могут дать точное определение «не поддающейся лечению депрессии». Например, некоторые врачи утверждают, что депрессию можно назвать резистентной тогда, когда первый курс антидепрессантов не дал никакого результата. Но исследования говорят, что 70% пациентов не излечивается после первого курса антидепрессантов. Остальные специалисты говорят, что термин резистентная депрессия нельзя применять к тем пациентам, которые не попробовали как минимум два разных способов лечения, например курс антидепрессантов, сеансы психотерапии или лечение электрошоком.

Врачи также не дружны в том, что назвать эффективным лечением. Очевидно, когда курс лечения вылечил пациента от болезни полностью, его можно назвать эффективным. А как быть в ситуации, когда лечение незначительно облегчило состояние пациента? Одни врачи скажут это медленный но все же прогресс. Другие скажут, что пациент не реагирует на данное лечение.

Поскольку трудно точно определить, не имеете ли вы не поддающуюся лечению депрессию, не беспокойтесь о деталях, лучше дайте ответ на следующие вопросы:

    Те методы, которые вы использовали для лечения депрессии, не дали совсем никакого результата?

    После курса лечения почувствовали ли вы какое-нибудь облегчение, хотя состояние депрессии при этом не прошло?

    Возможно, лечение помогло вам, но из-за побочных эффектов вам пришлось отказаться от него?

    Возможно, лечение помогло вам, но симптомы снова осложнились?

    Возможно, вы постоянно находитесь в состоянии легкой депрессии, также известной как дистимия?

Если вы отвели да как минимум на один вопрос, обратитесь к врачу. Даже если ваше состояние и не подпадает под определение резистентной депрессии, вы все-таки страдаете депрессией. И вам, вместе с врачом следует и дальше искать подходящие вам методы лечения.

Какие факторы увеличивают риск возникновения резистентной депрессии?

Определенные окружающие или биологические факторы могут снизить ваше восприятие антидепрессантов или других противо-депрессивных медикаментов. К этим факторам относят:

    Проблемы в браке и отношениях, насилие или пренебрежение в детстве. Такие проблемы можно вылечить с помощью психотерапии, что научит больного, как правильно функционировать в ежедневной жизни.

    Злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами, которые снижают эффективность антидепрессантов. В такой ситуации может нарколог или группы поддержки.

    Хроническая боль, присутствие которой не дает пациенту выздороветь, поскольку боль влияет на качество сна, на активность на протяжении дня, восприятие стрессовых ситуаций.

Как узнать, что назначенный курс лечения подходит пациенту?

Резистентная депрессия до сих пор не изучена до конца. Не существует единственного общепринятого метода лечения такой депрессии. Также необходимо помнить, что любая депрессия требует строго индивидуального подхода. В то время, как один из методов лечения может помочь определенному количеству больных, другие больные не смогут следовать такому же плану лечения. Но чтобы найти самый эффективный и действенный способ лечения, требуется время.

Врач может назначить вам прием антидепрессантов и одновременное посещение сеансов психотерапии. Если же депрессия протекает в очень сложной форме, то возможна госпитализация. Также используются альтернативные методы лечения, как например, электрошоковая терапия, что используется при лечении тяжелой формы депрессии. А в 2005 году Комиссия по контролю над качеством лекарств и пищевых добавок, утвердила использование стимуляции блуждающего нерва для лечения сложных форм депрессии.

Вы увеличите шансы подобрать вам наиболее эффективное лечение, если будете сотрудничать с вашим врачом. Исследуйте все варианты. Если курс лечения не помогает, пробуйте найти другой метод лечения. Главное не теряйте оптимизма и не сдавайтесь. Хотя выбор лечения является длительным процессом, его правильный выбор даст вам возможность улучшить свое состояние.

Когда необходима госпитализация?

В случае сложной формы депрессии или резистентной депрессии, некоторым больным необходима временная госпитализация. Пациент может лечь в больницу сам или по направлению врача.

Существует определенное негативное отношение к госпитализации. Некоторые люди стыдятся этого потому, что в обществе к ним привяжется клеймо «сумасшедших». Для других людей госпитализация ассоциируется с помещением в лечебницу закрытого типа или в психиатрическую больницу. Хотя это ошибочное мнение.

Обычно, госпитализация это способ выздоровления в спокойной и стабильной обстановке. Она дает больному возможность отдохнуть от некоторых ежедневных стрессоров. В такой обстановке врачу будет легче работать с больным и он сможет быстрее подобрать наиболее эффективный способ лечения.

Многим людям не нравится оставаться в больнице. Им не нравится однообразие, пребывание в одной палате с другими больными или больничная еда. Но взгляните на такую перспективу с другой стороны. Депрессия это такое же настоящее и серьезное заболевание как болезнь сердца или рак. И, иногда, это заболевание требует лечения, которое можно обеспечить, только пребывая в больнице.

Кто нуждается в госпитализации?

Существует большое количество больных с диагнозом резистентная депрессия, эффективное

лечение которой можно обеспечить только в больнице. Например:

    Пациенты с высоким риском нанесения вреда себе или другим людям. Предупреждение самоубийства или физического насилия является одной из самых распространенных причин госпитализации. Пребывание в больнице дает пациенту возможность вернуть самоконтроль.

    Пациенты, не способные самостоятельно функционировать. Госпитализация необходима, если пациент не может самостоятельно о себе позаботиться.

Женщины стократно умнее. Покажите хоть одну даму, вдруг потерявшую голову от стройных мужских ножек. Таких уникальных особей слабого пола в природе нет, в отличие от мужчин.

Гомосексуализм – это еще ничего. Вот балет на скользком льду, либо травяной хоккей – это настоящее извращение! – Фаина Раневская

В гримерке обнаженная Раневская присела на пуфик и закурила. Входит режиссер-мужчина, чтобы пожелать Фаине успехов. Пауза. Режиссер опешил, на что актриса после затянувшегося молчания произнесла: «Хочу извиниться за сигаретный дым и другие неудобства».

Сотрудница радиостанции вечно был озабочена сложными отношениями с любовником Симой. Он продолжал встречаться, но обязательств перед девушкой категорически не брал. Они постоянно сходились-расходились, ссорились по пустякам, девушка делала аборты, но Симу не бросала. Раневская жалела девушка, называя ласково жертвой ХераСимы.

Глядя на разорвавшуюся юбку, Раневская произнесла: «Красота прорубит себе дорогу. Сдержать в тесных рамках дозволенного прекрасное невозможно!»

Все будет по-настоящему. И жемчуг в первом акте, и капсула с ядом в финале!

Продолжение лучших афоризмов и цитат Фаины Раневской читайте на страницах:

Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Раневская говорила:

Понятна мысль моя неглубокая?

Сняться в плохом фильме – все равно что плюнуть в вечность.

Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности. (О Ленине)

Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.

Деньги съедены, а позор остался. (О своих работах в кино)

Не задумываясь она ответила: “Седые!”

Я – выкидыш Станиславского.

Старость – это просто свинство. Я считаю, что это невежество бога, когда он позволяет доживать до старости.

Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.

С такой жопой надо сидеть дома!

А как же. В молодости у врача мне каждый раз приходилось раздеваться, а Теперь достаточно язык показать.

Страшно грустна моя жизнь. А вы хотите, чтобы я воткнула в жо-пу куст сирени и делала перед вами стриптиз.

Я как старая пальма на вокзале – никому не нужна, а выбросить жалко.

Я играю роль яиц: участвую, но не вхожу.

Если женщина идёт с опущенной головой – у неё есть любовник! Если женщина идёт с гордо поднятой головой – у неё есть любовник! Если женщина держит голову прямо – у неё есть любовник! И вообще – если у женщины есть голова, то у неё есть любовник!

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и – глупыми, чтобы они могли любить мужчин

Мне всегда было непонятно – люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.

Сказка – это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль – это когда наоборот.

Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм это не извращения строго объясняет Раневская: Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар.

Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!

Фаина, спрашивает ее старая подруга, как ты считаешь, медицина делает успехи?

В купе вагона назойливая попутчица пытается разговорить Раневскую.

На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый – не может.

Если бы я вела дневник, я бы каждый день записывала одну фразу: Какая смертная тоска, и все.

Настоящий мужчина – это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет – это ее муж.

Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.

Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной. Но ведь зрители действительно любят? В чем же дело? Почему ж так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры.

Получаю письма: Помогите стать актером. Отвечаю: Бог поможет!

Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было… Лучше бы память навсегда убить.

Я социальная психопатка. Комсомолка с веслом. Вы меня можете пощупать в метро. Это я там стою, полусклонясь, в купальной шапочке и медных трусиках, в которые все октябрята стремятся залезть. Я работаю в метро скульптурой. Меня отполировало такое количество лап, что даже великая проститутка Нана могла бы мне позавидовать.

Нет толстых женщин, есть маленькая одежда.

Орфографические ошибки в письме – как клоп на белой блузке.

Приходите, я покажу вам фотографии неизвестных народных артистов СССР, - зазывала к себе Раневская.

Я не признаю слова играть. Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.

Молодой человек! Я ведь еще помню порядочных людей… Боже, какая я старая!

Мысли тянутся к началу жизни – значит, жизнь подходит к концу.

Как-то Раневская, сняв телефонную трубку, услышала сильно надоевший ей голос кого-то из поклонников и заявила: Извините, не могу продолжать разговор. Я говорю из автомата, а здесь большая очередь.

Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.

Критикессы – амазонки в климаксе.

На моём надгробии напишите Умерла от отвращения.

Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила!..

Такая задница называется жопа-игрунья.

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много – в Книгу о вкусной и здоровой пище.

Потому что белый цвет полнит.

Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

На вопрос: Вы заболели, Фаина Георгиевна? – она обычно отвечала: Нет, я просто так выгляжу.

Спутник славы – одиночество.

Одиночество как состояние не поддается лечению.

Известно, что Раневская позволяла себе крепкие выражения, и когда ей сделали замечание, что в литературном русском языке нет слова жо-па, она ответила – странно, слова нет, а жо-па есть…

Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим,- требует капризная молодая актриса.

Всё сбудется, стоит только расхотеть…

Пи-пи в трамвае – все, что он сделал в искусстве.

Почему Бог создал женщин такими красивыми и такими глупыми? спросили как-то Раневскую.

Дорогая, откуда я его знаю? Я же сама себе никогда не звоню!

Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.

Раневская стояла в своей грим-уборной совершенно голая. И курила. Вдруг К ней без стука вошел директор-распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. И ошарашено замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила:Вас не шокирует, что я курю?

Сотрудница Радиокомитета N. постоянно переживала драмы из-за своих любовных отношений с сослуживцем, которого звали Симой: то она рыдала из-за очередной ссоры, то он ее бросал, то она делала от него аборт+ Раневская называла ее жертва ХераСимы.

Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным, говорила Раневская.

Перпетум кобеле. (О режисере Ю. Завадском)

Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актеров.

Вот тебе огурец. Хочешь ешь его, хочешь – живи с ним..

Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.

Талант - как бородавка - либо он есть, либо его нет.

Я себя чувствую, но плохо.

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!

Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.

У меня хватило ума прожить жизнь глупо.

Красивыми чтобы их могли любить мужчины, а глупыми чтобы они могли любить мужчин.

На том же вечере Раневскую спросили: Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности брюнетки или блондинки? Не задумываясь она ответила: Седые!

Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности брюнетки или блондинки?”

Дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление.

В Москве можно выйти на улицу одетой, как бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение – это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная “скупость” – ибо в бедность никто не верит.

Люди как свечи: либо горят, либо в жопу их.

Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.

Поклонница просит домашний телефон Раневской. Она:

Успех – единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.

Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: “Умерла от отвращения”.

Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.

Он умрет от расширения фантазии. (О режисере Ю. Завадском)

Старость – это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

Или я старею и глупею, или нынешняя молодежь ни на что не похожа! Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чем они спрашивают.

У меня хватило ума глупо прожить жизнь.

Старость – это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

Оптимизм - это недостаток информации.

Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!

Здоровье – это когда у вас каждый день болит в другом месте.

Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.

Четвёртый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать,что сегодня актёры играли как никогда.

Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.

Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.

Увидев исполнение актрисой X. роли узбекской девушки в спектакле Кахара в филиале Моссовета на Пушкинской улице, Раневская воскликнула: Не могу, когда шлюха корчит из себя невинность.

Родилась 27 августа 1896 в Таганроге, в семье небогатого нефтепромышленника. В раннем возрасте обнаружила непреодолимую тягу к лицедейству и театру. Гимназисткой, в 1911, на гастролях театра из Ростова-на-Дону познакомилась с творчеством известной провинциальной актрисы П.Л.Вульф. Вторая встреча с этой актрисой в канун революции 1917, решила судьбу Раневской. Она стала ученицей и членом семьи П.Л.Вульф. Раневская подчеркивала: «Павла Леонтьевна Вульф - имя это для меня свято. Только ей я обязана тем, что стала актрисой… Она учила меня тому, что ей преподал ее великий учитель Давыдов и очень любившая ее Комиссаржевская ».

Семья Раневской в самом начале революции эмигрировала. Впоследствии она вспоминала: «Совсем молодой я осталась в России одна, без родственников, по двум причинам - не мыслила своей жизни без театра, а лучше русского театра в мире нет. Но это не главное. Возможно ли оставить землю, где похоронен Пушкин и где каждое дуновение ветра наполнено страданием и талантом твоих предков! Это ощущение Родины - моя жизнь ».

Баку; 1929 год

Свое первое театральное образование получила не в профессиональной школе. Нескладную, робкую и некрасивую, ее никуда не принимали, отказывая заодно и в способностях. Раневская ходит на все спектакли Московского Художественного театра, позже отмечая, что этот театр был ее самым первым учителем.

Театральный опыт провинции. Переехала в Ростов-на-Дону и дебютировала на сцене драматического театра в роли итальянской певицы Маргариты Кавалини из пьесы Э.Шелтона Роман, выбранной по совету П.Л.Вульф. Но своеобразие собственного дарования Раневская ощутила в роли Шарлотты из чеховского Вишневого сада, где совпали эксцентрика и трагизм, лирическая клоунада и тонкий психологический рисунок. Тема человеческого одиночества, невысказанности, непонятости сопровождала многие образы Раневской, часто трагикомические. Но актрисе не чужды были и комедийные краски.

С небывалым комическим блеском сыграла Дуньку из знаменитой в свое время пьесы на революционную тему - Любовь Яровая А.К.Тренева в 1926. Около 200 ролей было сыграно ей в годы работы в провинции. Среди них и героини, и комические старухи А.Н.Островского, и гоголевская сваха и другие, в основном, острохарактерные роли, как Гулячкина (Мандат Н.Р.Эрдмана), Настя (На дне М.Горького) а также чеховские героини сатирического плана, как Мерчуткина (Юбилей), Наташа (Три сестры), Маша (Чайка), Войницкая (Дядя Ваня). А.П.Чехова, своего земляка, Раневская считала учителем в искусстве, наряду с А.С.Пушкиным и К.С.Станиславским.

Фаина (слева) с гувернанткой, сестрой Беллой и братом Яковом.
Таганрог, 1900 год.

Московский дебют и его продолжение. Московский период Раневской начался в 1931 ролью Зинки из Патетической сонаты Н.Кулиша, поставленной А.Я.Таировым в Камерном театре. Образ проститутки, тоскующей о лучшей жизни, довольно типичный для русской литературы, был благодатным материалом для актрисы, нашедшей в нем точное соотношение внешнего облика, немного угловатого и неправильного, с динамикой внутренней жизни героини. Резкая смена настроений Зинки рождалась от невозможности вырваться из очерченного судьбою круга. Первая роль Раневской в Москве продемонстрировала не только темперамент, но и зрелое мастерство актрисы, сочетавшее внешнюю характерность с точнейшими психологическими оттенками и деталями.

В 1934 состоялся удачный дебют Раневской в кино. Она сыграла роль госпожи Луазо в фильме Пышка начинающего режиссера М.Ромма. Фильм был немой, и характер своей героини актриса передавала через выразительную мимику и пластику, а также французскую артикуляцию. Роль имела успех и стала прологом ко многим незабываемым образам, созданным актрисой на экране. Она обладала способностью характерным жестом или поворотом лица прожить целую судьбу.

Дом семьи Фельдманов
в Таганроге
на ул. Николаевской.

Раневская - соавтор своих ролей. Часто в кино актриса становилась не только соавтором, но и единственным автором своих ролей. Выразительную внешность и пластику Раневской в кино зачастую использовали просто как яркую, необходимую для режиссера краску. В своих ролях актриса использовала в основном «грим души», подчеркивая остроту характера, владея искусством интонации. В кино у нее преобладали комические роли, в которых ее творческая фантазия, наблюдательность, умение видеть и запечатлевать смешное, не знала равных.

Кинорежиссер И.Савченко ради участия Раневской в фильме Дума про казака Галоту переделал роль попа в роль попадьи. Текст этой роли был полностью сымпровизирован актрисой. В роли Мачехи из фильма Золушка она стала полновластной хозяйкой. Почти ничего не добавляя к блестяще остроумному тексту Е.Шварца, актриса достроила полнокровный обаятельно-отрицательный образ с помощью метких деталей и жестов. В фильме Подкидыш фраза, придуманная Раневской на съемках, стала навсегда крылатой. Фильм Г.Александрова Весна без роли Маргариты Львовны с яркой комической буффонадой, с какой играет Раневская, воспринимался бы обедненно. А роль таперши из кинофильма Пархоменко! Усталая, голодная, с папиросой в зубах, поющая невероятно пошлый романс хриплым низким голосом, но по-своему проникновенно. Серьезность интонации этого пения порождает иронический подтекст, становится и грустно, и смешно.

Умение одной фразой раскрыть всю глубину или остроту изображаемого характера было свойственно таланту Раневской, возможно оттого, что актриса много лет была лишь «на выходах», и занята в эпизодах, которые с ее участием становились центром спектакля.


Фаина Раневская в роли тапёрши в картине
«Александр Пархоменко».
1942 год .

Раневская - трагическая актриса. В следующем фильме М.Ромма Мечта сыграла одну из самых любимых своих ролей - Розу Скороход. Она создала сильный и незаурядный характер женщины, с полным самоотречением отдавшей все свои силы и чувства сыну.

Раневская стала первой исполнительницей роли Вассы (Васса, М.Горького) в 1936, когда перешла в новый московский театр - Центральный Театр Красной Армии (ЦТКА) (см. также ТЕАТР РОССИЙСКОЙ АРМИИ). В своей Вассе она сыграла величайшую трагедию собственности. Волчья хватка Вассы-хозяйки разрушает ее как личность, как «человеческую женщину». Эта тема оказалась необыкновенно важной для Раневской. Ведь даже свой псевдоним актриса еще в молодости в 1917 выбрала не случайно - ей близка чеховская героиня, с легкостью разбрасывающая последние деньги. Она - антипод Вассы.

История жизни Фаины Григорьевны Раневской

Однако в легкомыслии и непрактичности чеховской Раневской актриса сумела разглядеть и своего рода мудрость. «Мое богатство в том, что мне его не надо », - она часто любила повторять. В Вассе ее привлекал огромный масштаб личности, ее талант, богатство человеческой натуры, выражавшееся в хлестком юморе, желчной иронии большого незаурядного ума, силе характера. Героиню Раневской критики упрекали в излишней обаятельности для образа стяжательницы, в слишком проникновенном, теплом исполнении. Но именно эта душевная укрупненность, противоречивость героини рождала необходимый трагический накал, важный для раскрытия образа Вассы.

В поисках своего театра. В дальнейшем, в поисках своего театра, своего режиссера, Раневская сменила несколько сцен после ЦТКА: Московский театр Драмы (1943-1949), театр им. Моссовета (1949-1955), Московский театр им. А.С.Пушкина (1955-1963), и вновь театр им. Моссовета, с 1963. По ее собственным словам ни один из театров не принес ей творческого удовлетворения. За это продолжительное время актрисой было сыграно всего 17 ролей, но некоторые из них ярко вписались в историю русского театра советского периода - как Берди (Лисички Л.Хелман в Московском театре драмы 1945), как ставшая легендой спекулянтка Манька из Шторма В.Н.Билль-Белоцерковского (Театр им. Моссовета, 1951) в небольшом эпизоде, ради которого специально приходили зрители, и сразу после него уходили. Роль спекулянтки с ее знаменитым южным провинциальным говором была взята Раневской из собственных жизненных наблюдений, преображенных в сценический гротеск.


Фаина Раневская в фильме "Подкидыш"

Совершенно в ином ключе была сыграна роль доньи Эухении в Московском драматическом театре им. Пушкина (Деревья умирают стоя А.Касоны, 1958). Характер доньи Эухении, написанный в стилистике испанской героической мелодрамы, сочетал театральную эффектность с психологической глубиной. Для нее был важен испанский жест, и актриса специально знакомится со старой испанкой с тем, чтобы вжиться в характерные манеры. И до, и после этой роли ей много раз приходилось играть в амплуа комической старухи. Но в этой пьесе ее роль - старуха трагическая, героическая, что для русского театра редкость. В этом образе - романтика эпохи плаща и шпаги, бурные ритмы пламенного танца фламенко. Вместо «плаща» Раневская мастерски управлялась с большим национальным платком на плечах, который ей подарила испанка во время встречи.

Творческий метод Раневской. Несмотря на отдельные большие удачи на сцене, Раневская продолжала испытывать творческий голод, поэтому много выступала в различных концертах. Шедевром Раневской на эстраде стала ее инсценировка чеховской Драмы (1949) с центральной ролью писательницы Мурашкиной. На эстраде партнером Раневской был О.Абдулов, а в киноварианте (1960), отснятом после его смерти, роль писателя сыграл Б.Тенин.


Фаина Раневская в фильме "Золушка"

Раневская самостоятельно выстроила внутреннюю линию роли, продумав все до мельчайших деталей. Создавая образ абсолютно гротескный, она шла к нему через подробные бытовые и психологические штрихи, в этом - ее творческий метод. Актрисе было важно все: от шляпы с перьями и пенсне до огромной тетради с рукописью, сшитой суровой нитью. Раневская играла на полном, почти трагическом серьезе со слезами, с характерными завываниями низкого голоса, с сентиментальным надрывом. Стареющая графоманка погружалась в лирические чувства, читала свою драму в пяти частях и доводила жертву до убийства. Так рождался необыкновенно комический эффект, а убийство писателем Мурашкиной выглядело оправданным событием.

Раневская, безусловно, актриса психологического театра, несмотря на внешнюю эксцентрическую характерность. Первичным для Раневской всегда была полнота внутренней жизни образа, от которой возникали внешние детали, а не наоборот. В то же время эта яркая и на первый взгляд, самодостаточная актриса самым существенным образом нуждалась в содержательных партнерах. «Для меня партнер - самое главное », - говорила она.

Последние роли в театре. Последние двадцать лет Раневская особенно остро чувствовала свое одиночество в театре. И последние ее две главные роли на сцене (Миссис Сэвидж в пьесе Странная миссис Сэвидж Дж.Патрика, 1966; и Люси Купер в спектакле Дальше - тишина В.Дельмара, 1969) пронизаны именно этой темой.

Обе пьесы по жанру - трагикомедии, в них рассказывается история матери, не находящей понимания в сердцах своих детей. Они, не справившись со странной добротой Миссис Сэвижд, определяют ее в психиатрическую лечебницу. Там она после всех перипетий предпочитает остаться, ибо у нее появились друзья, нуждающиеся в ее тепле гораздо больше. Трагедия другой героини, Люси Купер, глубже - она не продиктована свободным выбором. Беспомощную мать дети, запутавшиеся в трудностях личного и экономического характера, помещают в дом престарелых, разлучив с мужем. Их решение продиктовано отнюдь не жестокостью, а здравым смыслом и верой в несомненную пользу для всех такого исхода.

Для Раневской главной задачей было попасть в характер, в обоих случаях очень яркий. Миссис Сэвидж, героиня, еще не утратившая женскую привлекательность и обладающая необыкновенным обаянием острого изящного ума и тонкой проницательностью, прятала свое страдание под маской легкомыслия и шутки. Актрисе удалось органично выстроить виртуозные перепады от эксцентрики к лирике, от фарса к трагедии, от буффонады к исповеди. Люси Купер сыграна по-другому.

Фаина Раневская и Светлана Майорова с псом Мальчиком

В глазах Люси - беспомощное детское удивление, тревожное непонимание, мольба - это один пласт роли, проявляющийся во взаимоотношениях с детьми. Для другого пласта, общение Люси с мужем (в спектакле его играл Р.Я.Плятт), используются другие краски: восторженная до застенчивости, почти юношеская любовь, вспыхнувшая с особой силой от сознания предстоящего одиночества.

«Лучшие спектакли Раневской, когда она убирала сантимент, наполняла сцену юмором и, только оставшись одна, обнаруживала свое страдание. Но, бывало, теряла контроль над собой и открыто, всласть страдала… С точки зрения актерского мастерства элегантнее скрыть страдание, но как драгоценны эти моменты забвения мастерства! » - вспоминала И.Савина.

Несмотря на знаменитость (в кино актрисой сыграно не менее 25 ролей), Раневская считала свою театральную судьбу неудавшейся, нереализованной по-настоящему. У нее не было своего режиссера, своего театра. Огромная потребность в самовыражении не была реализована.

Могила Фаины Раневской

Разносторонний талант Раневской проявился еще и в том, что она стала автором многочисленных афоризмов и анекдотов. Остроумием, метким словом, искусством словесного шаржа она отличалась еще с гимназического возраста, и это составляло не отдельный, а связанный с актерством дар.